Бизнес блог

Соц обслуживание. Социальное обслуживание населения

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • понятие, принципы и формы социального обслуживания;
  • порядок финансирования социального обслуживания;
  • условия оплаты социальных услуг;
  • реабилитационные услуги для инвалидов;

уметь

  • определять круг правовых источников, регулирующих социальное обслуживание граждан в Российской Федерации;
  • выявлять различные категории граждан, имеющих право на ту или иную форму социального обслуживания;
  • выделять категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату;

владеть навыками

  • оперирования основными понятиями, используемыми в законодательстве, устанавливающем право на социальное обслуживание;
  • применения полученных знаний к решению конкретных профессиональных задач.

Понятие социального обслуживания и законодательство, его регулирующее

Социальное обслуживание - один из основных и значимых институтов современного российского права социального обеспечения.

Среди текущего законодательства о социальном обслуживании ведущее место отведено Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о социальном обслуживании), вступившему в силу 1 января 2015 г. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг; определяет основные принципы социального обслуживания.

Этот Закон заменил собой действовавшие ранее Федеральные законы от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и внес значительные коррективы в правовую организацию социального обслуживания граждан.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определял социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Иная дефиниция понятия социального обслуживания изложена в новом Законе о социальном обслуживании.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона под социальным обслуживанием граждан понимается «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам».

В этой же статье сформулирован ряд в использующихся в данном Законе ключевых понятий:

  • социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
  • получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
  • поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
  • стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
  • профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Итак, Законом о социальном обслуживании введены новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании». А понятие «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

Таким образом, исходя из смысла нового законодательства, под социальным обслуживанием следует понимать деятельность поставщиков социальных услуг как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданам - получателям социальных услуг (услуги), нуждающимся в социальном обслуживании в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности.

Обращает на себя внимание, что в Законе о социальном обслуживании не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», ранее предусмотренного Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Вместо этого четко прописаны обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживанииК

К числу таких обстоятельств относятся, в частности:

  • - полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • - наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-ин- валида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • - наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • - отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • - наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • - отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • - отсутствие работы и средств к существованию.

Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. За предоставлением социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, как в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, так и непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в таких услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслу-

живания субъекта РФ, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг .

Новеллой является понятие социального сопровождения (ст. 22 Закона о социальном обслуживании). Социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывается на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих указанную помощь . Представляется, что такое выделение полезно с точки зрения обеспечения наиболее широкого комплекса услуг.

Закон о социальном обслуживании содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

Общественный контроль в сфере социального обслуживания предписывается осуществлять в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Органы власти должны оказывать содействие в его проведении.

Законом предусмотрено создание во всех государственных организациях социального обслуживания попечительских советов, примерное положение о которых утверждает Минтруд России.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и на условиях оплаты. В основу тарифов на социальные услуги положены нормативы подушевого финансирования. Предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг устанавливает субъект РФ: она не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума в регионе (ст. 31 Закона о социальном обслуживании). Порядок определения этой величины устанавливает Правительство РФ.

Законом о социальном обслуживании определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

Действие данного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, беженцев, а также на юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Закон о социальном обслуживании (гл. 2) четко разграничивает полномочия органов разных уровней в сфере социального обслуживания.

Законом определен перечень полномочий федеральных органов государственной власти , которые в том числе включают: установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания; утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг; утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг.

Минтрудом России осуществляются такие полномочия, как выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также подготовка системы мер по совершенствованию социального обслуживания, его методическое обеспечение. В том числе это касается и профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Министерством утверждается примерная номенклатура организаций социального обслуживания, различные методические рекомендации, в том числе примерный порядок предоставления социальных услуг, порядок деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений и др.

Законом о социальном обслуживании уточнен перечень полномочий субъектов РФ: определение уполномоченного органа субъекта РФ, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, на составление индивидуальной программы, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

В качестве инструмента правового регулирования организации социального обслуживания органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают, в частности: утверждение законом субъекта РФ перечня социальных услуг на основе примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, установленного Правительством РФ; утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания; определение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания; утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте РФ, норм питания в организациях социального обслуживания субъекта РФ и др . Закон вводит обязанность субъектов РФ проводить мониторинг социального обслуживания; порядок мониторинга и формы документов утверждает Минтруд России.

Особенности социального обслуживания отдельных категорий граждан нашли свое отражение и в других федеральных законах. Так, например, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена в качестве приоритета социальной политики государства в отношении инвалидов их реабилитация как система мероприятий (система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки). Данные меры направлены на устранение или как можно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости, предоставления ему равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В указанном законе закреплены специальные виды социального обслуживания инвалидов: профессиональная подготовка, трудоустройство, обеспечение транспортными средствами и средствами передвижения, протезирование, создание городской инфраструктуры, приспособленной к нормальной жизни.

Особенности социального обслуживания детей установлены в ряде федеральных законов, подзаконных и иных нормативных актов, среди которых следует выделить:

  • - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • - Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  • - Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
  • - Указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • - постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»;
  • - приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и др.

В указанных документах наряду с общими мерами по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей предусматриваются специальные меры по улучшению положения детей, находящихся в особо трудных условиях, к которым относятся прежде всего дети-сироты и бездомные дети, дети-инвалиды, дети-беженцы. Количество детей этих категорий весьма значительно. В целях обеспечения полноценной реабилитации законодательством определены в качестве первоочередных задач защита прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах; ослабление негативных последствий сиротства; оказание незамедлительной помощи детям в экстремальных ситуациях. Предусмотрены также меры по развитию социальных приютов для детей и созданию в них условий проживания, приближенных к семейным.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальное обслуживание детям предоставляется в случае попадания их в такую трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно (ст. 1).

К числу таких детей законодателем отнесены:

  • - дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • - дети-инвалиды;
  • - дети с ограниченными возможностями здоровья (имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии);
  • - дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • - дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • - дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • - дети - жертвы насилия;
  • - дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • - дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
  • - дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • - дети с отклонениями в поведении;
  • - дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для таких детей действующее законодательство устанавливает специальные виды организаций социального обслуживания: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.

Особенности социального обслуживания беженцев и вынужденных переселенцев определены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» и Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», закрепившими специальные виды социального обслуживания для таких лиц (размещение в центрах временного проживания, трудоустройство, питание, медицинские услуги и др.).

Социальное обслуживание населения: понятие, участники социального обслуживания. Формы и виды социального обслуживания

Социальное обслуживание в праве социального обеспечения является самостоятельным правовым институтом, имеет свой обособленный комплекс юридических норм, регулирующих общественные отношения по предоставлению социальных услуг различным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в предоставлении таких услуг.

В научной литературе при определении понятия социального обслуживания его рассматривают в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, как экономическую, а с другой - как правовую категории.

Экономическая наука исходит, прежде всего, из того, что оказываемые в процессе социального обслуживания услуги являются разновидностью потребительской стоимости и потому не могут не иметь определенного влияния на благосостояние людей.

Услуга - такой вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. Услуги подразделяются на два вида, которые соответствуют сферам производственной деятельности. Различают материальные услуги (грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и др.) и нематериальные услуги (их оказывает просвещение, здравоохранение, научное обслуживание, искусство, социальное обслуживание, кредитование, страхование и т.п.).

В "Словаре социальной работы" Р. Баркера социальное обслуживание определяется как "представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)".

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также раскрывается понятие "социальные услуги", которые представляют собой действия но оказанию помощи клиенту социальной службы, т.е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание характеризуется предоставлением социальных услуг в натуральной (неденежной) форме. Так, гражданин пожилого возраста, полностью или частично утративший способность к самообслуживанию, нуждается в первую очередь в предоставлении услуг по обеспечению его жизнедеятельности (питание, уход, уборка жилого помещения, стирка белья и т.д.), предоставление которых он не сможет организовать без посторонней помощи. Кроме того, отличительной особенностью социальной услуги является то, что действия по ее оказанию направлены не только на преодоление трудной жизненной ситуации, но и на ее прогнозирование и профилактику.

Таким образом, социальная услуга - это действия, направленные на удовлетворение потребностей граждан и (или) семей, совершаемые в их интересах в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией, а также по ее прогнозированию и профилактике.

Субъектами правоотношений по социальному обслуживанию являются, с одной стороны, уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, иные уполномоченные организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица, предоставляющие социальные услуги, с другой стороны, клиент социальной службы - гражданин (семья), находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляются социальные услуги. При этом иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют право пользоваться теми же правами в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации.

Основанием для предоставления социальных услуг является наступление конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов), которые в законодательных актах о социальном обслуживании определены как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (семьи), которое (или последствия которого) он (она) не может преодолеть самостоятельно.

В литературе понятие "жизненные ситуации" включает в себя совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизни. Разделяют следующие жизненные ситуации: нормальные (устоявшиеся) и проблемные (трудные). Трудными называют ситуации, когда возникает нарушение порядка течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему без чьей-либо помощи. Наступление такой ситуации характеризуется следующими признаками: нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность в развитии событий; возникновение новой системы требований к субъекту; возникновение стрессовых состояний человека.

В качестве оснований, когда гражданин (семья) может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации, выступают: частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению в связи с преклонным возрастом (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), болезнью и/или инвалидностью; сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних; семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей), наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью; наличие в семье инвалидов и/или детей-инвалидов; признание гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) в установленном порядке; отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы; ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц; последствия производственной травмы и профессионального заболевания; потеря кормильца; вынужденная смена страны постоянного проживания; период беременности и кормления ребенка; устойчивая психическая зависимость; последствия насилия или ситуаций, связанных с риском для жизни, и другие обстоятельства.

Действительно, не всегда в указанных случаях по объективным причинам гражданин может самостоятельно, без посторонней помощи преодолеть трудные жизненные ситуации, что приводит к необходимости государственного вмешательства с целью оказания помощи в их преодолении. Например, потеря кормильца не может быть компенсирована назначением гражданину пенсии по случаю потери кормильца. Как правило, потеря близкого человека сопряжена с нравственными страданиями, которые гражданин не может преодолеть без оказания ему психологических услуг. Ущерб, нанесенный гражданину в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, приводит к необходимости оказания срочных социальных услуг по организации питания пострадавших, обеспечения одеждой, предметами первой необходимости.

Исходя из определения трудной жизненной ситуации следует, что клиентами социальной службы могут быть как отдельные граждане, так и семьи.

Следует выделить следующие категории граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг:

1) инвалиды (в том числе дети-инвалиды);

2) граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

3) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные и беспризорные дети, несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье (психическому или физическому насилию);

4) малообеспеченные;

5) граждане без определенного места жительства и занятий;

6) женщины, подвергшиеся психическому или физическому насилию;

7) граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф, пострадавшие в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцы и вынужденные переселенцы и т.д.);

К семьям, нуждающимся в предоставлении социальных услуг, относятся:

1) находящиеся в социально опасном положении (семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними);

2) имеющие в своем составе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) малообеспеченные;

4) состоящие из одних пенсионеров (семьи, в состав которых входят пожилые и инвалиды, одинокие супружеские пары, и др.);

5) оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы и т.д.);

6) имеющие в своем составе детей-инвалидов;

7) имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями в сфере социального обслуживания по созданию специальных служб и управлению государственной системой социальных служб, а также непосредственно осуществляют мероприятия в сфере социального обслуживания. Так, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда; органами образования, социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивается воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Социальное обслуживание осуществляется предприятиями, оказывающими населению социальные услуги, и учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности, к которым относятся:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Таким образом, социальное обслуживание населения - деятельность, осуществляемая уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, иными уполномоченными организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица, но предоставлению социальных услуг гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, и (или) семьям, нуждающимся в предоставлении социальных услуг для преодоления трудной жизненной ситуации.

Виды и функции социального обслуживания

Предусмотрены следующие виды социального обслуживания:

1) материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

2) социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной им, социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

3) полу стационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного пребывания) при муниципальных центрах социального обслуживания или органах социальной защиты;

4) стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Важное место в системе социальных служб принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах. Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают центры социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России №137 от 20.07.1993 года). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или края, района организацию и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, поддержке.

Основные функции социального обслуживания населения следующие.

Функция социальной помощи включает:- выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи, предоставление нуждающимся гражданам временного жилья;- профилактику бедности - создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;- надомные услуги семьям и одиноким.

Функция консультирования предполагает консультирование специалистов: юристов, педагогов, врачей, психологов и др.

Посредством функции социального корректирования и реабилитации осуществляется социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и детей-сирот.

Функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд: означает предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации, распространение медико-психологических, педагогических и других знаний, изучение потребностей своих клиентов, их проблем, разработка и реализация конкретных мер.

При возникновении стихийных бедствий и социальных конфликтов социальные работники участвуют в разработке чрезвычайных программ, формировании бригад, готовых прибыть в случае необходимости в район бедствия или конфликта.

Социальные услуги, входящие в федеральный и территориальные перечни, предоставляются гражданам бесплатно, либо на условиях частичной оплаты. Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждено постановлением Правительства РФ от 15.04.96 № 473 (СЗ РФ, 1996, №17, ст. 2002). Следующие группы населения пользуются услугами бесплатно:

а) одинокие граждане пожилого возраста (одинокие супружеские пары) и инвалиды, получающие пенсию с учетом надбавок в размере ниже регионального прожиточного минимума;

б) граждане пожилого возраста и инвалиды, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже регионального прожиточного минимума;

в) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума.

Если размер пенсии вместе с надбавками указанных выше граждан превышает региональный прожиточный минимум, то размер частичной оплаты социальных услуг:

а) на дому не должен превышать 25 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом;

б) в полу стационарных условиях - 50 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом;

в) в стационарных условиях - суммы превышения полагающейся пенсии над региональным прожиточным минимумом.

Если сумма пенсии с учетом надбавок на 150 % выше регионального прожиточного минимума, то социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.

Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установленных для конкретного региона. В оплату стоимости не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов.

Дополнительные основания, по которым социальные услуги предоставляются бесплатно, определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Услуги, оказываемые на коммерческой основе, оказываются с полным возмещением стоимости.

Оплата дополнительных социальных услуг (сверх гарантированного перечня) может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и пр. Сделки об отчуждении жилых помещений совершаются при соблюдении обязательных условий: сохранения за гражданином права пожизненного проживания в отчужденном жилом помещении либо обеспечения его другим жилым помещением, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода, необходимой помощи; получения согласия в письменной форме местных органов управления социального обслуживания на оформление сделки.

Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 6,5 тысяч самостоятельных учреждений и предприятий по социальному обслуживанию различных категорий граждан, а также более 18 тысяч структурных подразделений и служб, входящих в состав органов социальной защиты населения или учреждений социального обслуживания и занимающихся предоставлением надомных, срочных социальных и других услуг.

Важно подчеркнуть, что социальные услуги очень тесно связаны с условиями жизнеобеспечения людей. Крайне важно соблюдать стандарты этих услуг, если не удовлетворены элементарные бытовые потребности человека: предоставление воды, пищи, жилища и одежды, возможности пользоваться энергетическими источниками и транспортом, обеспечение безопасного существования и заботы о здоровье.

Поэтому очевидно, что при разработке социального обслуживания необходимо включать положение об обязанности социальной службы координировать свою деятельность с другими службами для того, чтобы в первую очередь были удовлетворены базовые потребности человека.

Задание №2

Охарактеризуйте основные этапы работы с письмами граждан

Все письменные обращения принимаются централизованно в одном месте, Проверив правильность доставки, письма вскрывают, при этом конверты не уничтожаются, так как штамп на нем может являться доказательством даты получения документа. Кроме того, адрес автора обращения, по которому предстоит ответить, часто бывает написан лишь на конверте. Поэтому конверт сохраняется вместе с документом до конца решения вопроса и будет подшит в дело.

На самом документе в нижнем правом углу проставляется регистрационный штамп учреждения, получившего обращение, в котором стоит дата его получения и начала работы с ним в данном учреждении. Иногда она может не совпасть с датой на конверте, так как последняя проставляется почтовым отделением, которое не всегда в тот же день доставляет письмо адресату. Поэтому именно с даты, проставленной в регистрационном штампе, начинается отсчет срока исполнения обращения. Помимо даты в регистрационном штампе указывается и регистрационный индекс предложения, заявления, жалобы, который состоит из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего обращения.

К обращениям могут быть приложены различные справочные материалы в подлинниках или копиях. Их надо скрепить вместе с обращением, чтобы они не растерялись в процессе работы. На этом заканчивается первый этап работы с обращениями.

После первичной обработки все обращения передаются на регистрацию, которая ведется по единой форме в порядке, установленном типовым положением. Регистрация этой категории документов помимо общих задач регистрации - учет, контроль и справочная работа - является также юридическим свидетельством того, что они приняты к рассмотрению в данном учреждении. Регистрацию рекомендуется вести на карточках или на компьютере и только в тех случаях, когда в учреждение, предприятие или организацию поступает незначительное количество документов населения, можно оставить и журнальную форму регистрации.

Суть регистрации - запись на карточке основных поисковых признаков документа и сведений о заявителе. Количество экземпляров заполняемых регистрационно-контрольных карточек определяется исходя из потребностей организации контроля за исполнением и справочной работы по обращениям. Чаще всего это 2-3 экземпляра: 1-й-для контрольной картотеки, 2-й-для справочной картотеки, 3-й направляется вместе с документом к исполнителю. Однако прежде чем приступить к регистрации, выявляют по алфавитной картотеке или алфавитной книге, не является ли данное обращение повторным.

Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого предложения, заявления или жалобы истек установленный законодательством срок их рассмотрения или заявитель не был удовлетворен данным по первому обращению ответом.

Повторное обращение при первичной обработке получает очередной регистрационный индекс, так как ведется валовой учет всех поступающих документов. Однако в регистрационной карточке при регистрации повторного обращения указываются все признаки и первого документа, то есть его номер и дата. На самом повторном обращении в правом верхнем углу и на его регистрационно-контрольной карточке делается от руки или специальным штемпелем отметка «повторно».

Типовое положение предусматривает и такой случай, когда гражданин одно и тоже предложение, заявление или жалобу направил одновременно нескольким адресатам, и они были в конечном итоге переадресованы в одно учреждение, организацию или предприятие, которое может решить поставленный вопрос по существу. Все эти обращения, попавшие в результате в одно место, должны учитываться под одним регистрационным индексом первого полученного документа с добавлением порядкового номера. Например, В--194/, В-194/2, В-194/3 ит.д. Зарегистрированный документ докладывается руководителю или его заместителю для принятия решения.

В законодательно-нормативных актах предусмотрен вариант, когда полученное обращение вообще не относится к компетенции получившего его учреждения, организации, предприятия. В этом случае работником, отвечающим за эту категорию документов, оно должно быть не позднее чем в пятидневный срок направлено на рассмотрение в компетентный орган или заявителю. В ответном письме дается разъяснение, куда ему следует направить свое обращение.

Если в обращении поставлены вопросы, требующие решения разных компетентных органов, руководитель организации, получивший обращение, рассматривает вопрос, относящийся к его компетенции, а о содержании других вопросов сообщает в установленные сроки соответствующим организациям.

Во всех случаях пересылки документов в другие организации заявители ставятся об этом в известность в пятидневный срок с момента получения документа. В том случае, когда руководитель сразу в процессе рассмотрения документа может решить поставленный в нем вопрос, он отражает свое решение в резолюции, которая является по существу ответом. На ее основе составляется ответное письмо заявителю.

Если вопрос требует лишь разъяснения, руководитель в резолюции указывает исполнителя и срок написания ответного разъяснительного документа. Все указания руководителя о порядке рассмотрения документа и исполнения переносятся в регистрационно-контрольную карточку. Каждое решение, принимаемое по обращению граждан, прежде всего, должно быть основано на требованиях конкретных законов, всестороннем изучении обстоятельств и причин, породивших критические замечания.

Чаще всего для принятия по обращению обоснованного решения необходимо собрать нужный информационно-справочный материал, послать запрос на места, потребовать объяснения от виновных, направить документ для проверки в подведомственные органы, организовать выезд на место ответственного работника.

К рассмотрению обращений не следует привлекать лиц, участие которых может повлиять на объективное решение вопросов, поднятых в документе. Весь процесс рассмотрения обращений граждан подлежит обязательному контролю.

Сроки исполнения обращений определяются в зависимости от сложности поставленных в них вопросов. Установлен как максимальный месячный срок разрешения жалоб, заявлений и предложений во всех органах. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления. В тех случаях, когда для принятия решений по жалобе или заявлению необходимо проведение специальной проверки и истребование дополнительных материалов, разрешено, в порядке исключения, продление сроков не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. Для разрешения заявлений и жалоб военнослужащих и членов их семей были установлены более короткие сроки: в центральных органах власти и управления до 15 дней, в местных органах власти, на предприятиях и в учреждениях - безотлагательно, но не позднее 7 дней. Практика работы подтвердила оптимальность установленных сроков работы с документами граждан. Этих сроков продолжают придерживаться и сегодня.

Контроль за своевременным разрешением рассматриваемых документов возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечивать своевременное, правильное и полное рассмотрение обращений и исполнение решений, принятых по обращениям граждан.

Типовое положение специальным пунктом указывает, что письма граждан, направленные в государственные органы, предприятия, учреждения, организации, различным адресатам, требующие сообщить результаты рассмотрения предложения, заявления, жалобы, берутся на особый контроль. На всех экземплярах регистрационно-контрольных карточек и на предложениях, заявлениях и жалобах проставляется штамп «КОНТРОЛЬ» или знак контроля «К». Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются.

Контроль за исполнением ведется по регистрационно-контрольным карточкам, которые ставятся по срокам исполнения в контрольную картотеку. Контрольная картотека по обращениям граждан организуется и строится так же, как и контрольная сроковая картотека по другим административным документам.

Все движение контролируемого документа, передача его от исполнителя к исполнителю отмечается на карточке с указанием не только фамилии исполнителя, но и даты передачи ему документа. Обращение снимается с контроля только после фактического выполнения принятого по нему решения, о чем делается отметка в контрольно-регистрационной карточке. Распоряжение о снятии с контроля дает лицо, принявшее по данному документу решение.

Для организации контроля за исполнением предложений, заявлений и жалоб граждан успешно используется компьютер. Количество документов, которое может быть проконтролировано с помощью компьютера, практически не ограничено. Быстрота ввода и вывода информации в ЭВМ обеспечивает получение оперативных данных о ходе исполнения документов до истечения срока исполнения, что позволяет осуществлять превентивный, предупредительный контроль, обеспечивать выполнение документов в запланированные сроки. Напоминания могут поступать с любой запрограммированной периодичностью, ЭВМ в случае необходимости может обобщить и проанализировать за определенный период времени работу отдельных исполнителей и структурных подразделений по исполнению обращений граждан.

Ввод данных в помять компьютера по обращениям осуществляется с клавиатуры. На экране можно перестраивать сводки о ходе выполнения жалоб и заявлений по различным аспектам и получать необходимое количество копий на печатающих устройствах. Диалог с компьютером ведет сотрудник, работающий с этой категорией документов. Автоматизированная система «АСУ - заявление» способствует обеспечению высокой исполнительской дисциплины, своевременному исполнению обращений граждан.

Имеются типовые программы для ведения контроля за сроками исполнения документа на персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) и типовые программы для ведения контроля и справочной работы с обращениями граждан.

Одним из важных этапов работы с обращениями граждан является организация по ним информационно-справочной работы. Одновременно с постановкой одного экземпляра регистрацией по контрольной карточки в сроковую картотеку другой экземпляр карточки ставится в справочную картотеку, построенную в порядке алфавита фамилий заявителей. По этой картотеке всегда можно дать ответ на запрос гражданина или учреждения о состоянии рассмотрения конфетного обращения. Значительно удобнее вести справочную работу при автоматизированной системе, дающей возможность навести справку по любому реквизиту документа.

Результаты решения вопроса, поставленного в обращении, сообщаются заявителю. Ответы должны быть исчерпывающими, соответствующими действующему законодательству. Если конкретное выполнение решения поручено какому-либо другому органу, оно берется под контроль и об этом сообщается автору обращения с указанием должности лица, на которое возложен контроль за исполнением принятого решения. Решение, принятое единолично компетентным должностным лицом, сообщается автору обращения от имени органа, которому подчинено должностное лицо. Решение, принятое коллегиальным органом, сообщается автору обращения со ссылкой на номер и дату принятия этого решения либо в виде выписки из решения или протокола. В письменной форме сообщаются и решения об отказе в положительном удовлетворении поднятых в обращении вопросов. При этом отказ должен быть аргументирован, указаны мотивы и основания отказа со ссылкой на действующее законодательство и решения компетентных органов.

Секретарь, ведущий делопроизводство по обращениям граждан, обязан систематически вести анализ этой категории документов. Периодически (раз в месяц или квартал) составляются аналитические обзоры или справки, в которых отражают вопросы, по которым были поданы обращения, их количество по каждому вопросу, количество положительных и отрицательных решений. Кроме того, в справках указывается; сколько обращений было решено в срок, сколько с просроченным сроком исполнения и почему. Такой анализ служит выявлению причин, порождающих нарушение прав и интересов граждан, изучению общественного мнения, совершенствованию работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

На каждом документе после окончательного решения и исполнения делается надпись «ВДЕЛО» и ставится личная подпись должностного лица, принявшего это решение.

В соответствии с требованиями Типового положения предложения, заявления, жалобы должны быть возвращены после их разрешения работникам, ведущим делопроизводство по обращениям со всеми относящимися к ним материалами и экземпляром регистрационно-контрольной карточки для централизованного формирования дела и картотеки. Формирование и хранение дел у исполнителей запрещается.

Работник, ведущий текущее хранение обращений, формирует их в дела, отдельно от общей переписки. При этом вместе с обращением подшивается копия ответа и все относящиеся к этому вопросу документы, собранные в процессе его рассмотрения, т.е. каждое обращение составляет в деле самостоятельную группу. Внутри дела эти группы документов по обращениям располагаются обычно по фамилиям заявителей в алфавитном порядке. Если в учреждение поступает большое количество обращений граждан, то каждое дело заводится по одной или нескольким начальным буквам фамилий заявителей. Например, «Предложения, заявления, жалобы граждан на букву «А», «Б», «В» и т.д. Если обращений мало, они могут быть сгруппированы в одно-два дела. Коллективные письма сосредоточиваются в отдельном деле. Причем предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам работы организаций группируются раздельно от обращений по личным вопросам. социальный обслуживание население жалоба

При небольшом количестве обращений их можно располагать в делах и в хронологической последовательности. Появившиеся дополнительные материалы по вопросу, связанному с обращением или повторное обращение подшиваются к первой группе материалов. В дела группируются только исполненные документы. Обложка дела с предложениями, заявлениями и жалобами граждан оформляется по установленной форме.

Законченные дела с предложениями, заявлениями и жалобами граждан хранятся в учреждениях, организациях и предприятиях в справочных и других целях. Ответственность за их сохранность, как и за сохранность всех документов, несут их руководители. Сроки хранения этой категории документов указаны в статьях Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения.

Как видно из приведенных статей перечня, обычные обращения личного и второстепенного характера, составляющие подавляющее большинство этой категории документов, хранятся 5 лет, но предложения, интересные для истории и имеющие практическое значение, будут храниться постоянно. Все дела с обращениями, имеющие постоянный срок хранения, передаются через год после завершения по ним делопроизводства в архив учреждения, а затем в государственный архив.

Подготовка предложений, заявлений и жалоб граждан и сдача в архив включает в себя: оформление дел, проведение экспертизы ценности документа, составление описей. В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел. Оформление дел входит в функции лица, обычно секретаря, ответственного за работу с предложениями, заявлениями и жалобами граждан.

Список литературы

1. Зимнухова А.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов // Социал. работа. - 2009. - № 1. - С. 39-41.

2. Нестерова Г.Ф. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. - М. : Академия: Моск. учебники, 2011. - 320 с.

3. Основы социальной работы с пожилыми людьми: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / М-во образования Рос. Федерации, Магнитог. гос. ун-т; [В.А. Владимирцев и др.]. - Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2001. - 69 с.

4. Пикалов И.М. Организация социального обслуживания и жизнедеятельности пожилых людей в доме-интернате // Работник социальной службы. - 2011. - № 10. - С. 25-27.

5. Соколова В.Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста: учеб. пособие / В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая; Рос. акад. образования, НОУ ВПО "Московский психолого-социальный ин-т". - М. : Флинта: НОУ ВПО " МПСИ", 2012. - 194 с.

6. Социальная адаптация и социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов: комплексный подход: сб. науч. ст. / под общ. ред. М.М. Гладковой. - Балашов: Николаев, 2009. - 76 с.

7. Конституция Российской Федерации;

8. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления): учебник для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 359 с;

9. Кузнецова Т.В., Мосягина О.В., Овчинникова Н.В. Организация и документирование работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан. Учебно-методическое пособие. М.:РГГУ, 1992. 74 с;

10. Рыбаков А.Е. Разъяснения по вопросам, касающимся обращений граждан//Секретарь-референт. - 2004. - №8(35). - С.34-38.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан , находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также , занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Принципы социального обслуживания:

  1. адресности;
  2. доступности;
  3. добровольности;
  4. гуманности;
  5. приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  6. конфиденциальности;
  7. профилактической направленности.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания(дома интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома интернаты для детей с физическими недостатками);
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

  1. гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
  2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  3. несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основания социального обслуживания

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения:

  • гражданина;
  • его опекуна, попечителя, другого законного представителя;
  • органа государственной власти;
  • органа местного самоуправления;
  • общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания

  1. материальная помощь;
  2. социальное обслуживание на дому;
  3. социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  4. временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;
  5. консультативная помощь;
  6. реабилитационные услуги;
  7. организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Материальная помощь оказывается в виде:
· денежных средств;
· продуктов питания;
· средств санитарии и гигиены;
· средств ухода за детьми;
· одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
· топлива;
· специальных транспортных средств;
· технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:
· детям сиротам;
· детям, оставшимся без попечения родителей;
· безнадзорным несовершеннолетним;
· детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
· гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
· другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Консультативная помощь оказывается в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги заключаются в оказании помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания организуется в учреждениях социального обслуживания в дневное время. Предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги, предоставляемые гражданам в форме социального обслуживания на дому:

1.1. Социально-бытовые услуги:

  • Покупка и доставка за счет средств получателя социальных услуг на дом продуктов питания, горячих обедов из торговых организаций.
  • Помощь в приготовлении пищи.
  • Помощь в приеме пищи.
  • Покупка и доставка за счет средств получателя социальных услуг на дом товаров первой необходимости.
  • Оказание помощи в проведении уборки жилых помещений.
  • Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения).
  • Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка за счет средств получателя социальных услуг.
  • Содействие в организации ремонта жилого помещения и его последующей комплексной уборки.
  • Содействие в осуществлении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, услуги связи (в том числе снятие показаний приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа, заполнение квитанций, оплата по счетам).
  • Содействие в организации предоставления услуг организациями торговли, организациями, оказывающими коммунальные услуги и услуги связи, а также другими организациями, оказывающими услуги населению.
  • Доставка книг, покупка газет и журналов за счет средств получателей социальных услуг.
  • Оформление подписки на газеты и журналы за счет средств получателей социальных услуг.
  • Содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.
  • Кратковременный присмотр за детьми.
  • Оказание помощи в оформлении документов на погребение.

1.2. Социально-медицинские услуги:

  • Содействие в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья.
  • Наблюдение за состоянием здоровья.
  • Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в экстренной форме.
  • Выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача.
  • Оказание санитарно-гигиенических услуг.
  • Содействие в оказании медицинской помощи.
  • Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
  • Содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации.
  • Содействие в обеспечении по заключению медицинской организации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
  • Посещение получателей социальных услуг, находящихся в медицинских организациях в стационарных условиях.
  • Содействие в оформлении путевок на санаторно-курортное лечение.

1.3. Социально-психологические услуги в виде оказания психологической помощи.

1.4. Социально-педагогические услуги в виде оказания содействия в получении образования и (или) профессии инвалидами с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

1.5. Социально-трудовые услуги в виде оказания содействия в трудоустройстве.

1.6. Социально-правовые услуги:

  • Содействие в получении мер социальной поддержки, в том числе льгот.
  • Содействие в получении бесплатной юридической помощи в порядке, установленном законодательством.

Социальные услуги, предоставляемые гражданам в полустационарной форме социального обслуживания

2.1. Срочные социальные услуги:

  • Обеспечение бесплатным горячим питанием или набором продуктов.
  • Оказание единовременной помощи в виде предоставления продуктовых наборов, одежды, обуви и предметов первой необходимости.
  • Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости.
  • Содействие в получении временного жилого помещения.
  • Содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и представителей традиционных религиозных конфессий.
  • Организация экстренной психологической помощи.
  • Содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг.
  • Оказание разовых услуг гражданам, нуждающимся в единовременном оказании социальных услуг.
  • Оказание социально-экономической поддержки детям и семьям с детьми (вещевая, продуктовая и иная помощь).

2.2. Социально-бытовые услуги:

  • Услуги по организации питания, быта и досуга.
  • Обеспечение горячим питанием.
  • Организация культурно-досуговых мероприятий.
  • Предоставление временного пребывания в организациях социального обслуживания.
  • Предоставление в пользование мебели.
  • Предоставление натуральной помощи в виде одежды и обуви.
  • Предоставление постельных и туалетных принадлежностей.
  • Организация досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры и иное).
  • Приобретение железнодорожных билетов для проезда к прежнему месту жительства (при нуждаемости).
  • Содействие в организации отдыха и оздоровления детей.

2.3. Социально-психологические услуги:

  • Содействие в получении психологической помощи.
  • Оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы.
  • Содействие в восстановлении социальных связей.
  • Содействие по дальнейшему жизнеустройству.
  • Оказание помощи родителям в воспитании детей, в том числе оказание помощи в конфликтных ситуациях.
  • Оказание комплексной психолого-педагогической помощи.
  • Социальный патронаж семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.
  • Социальный патронаж лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет.

2.4. Социально-медицинские услуги:

  • Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи.
  • Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
  • Предоставление медико-социального ухода с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг.
  • Содействие в прохождении освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы.
  • Организация прохождения диспансеризации.
  • Содействие в госпитализации в медицинские организации, сопровождение в медицинские организации.

2.5. Социально-правовые услуги:

  • Помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц, оказание помощи в написании писем.
  • Содействие в получении бесплатной юридической помощи.
  • Содействие в восстановлении утраченных документов.
  • Оказание помощи по вопросам организации пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат.
  • Содействие в оформлении документов для устройства в организации стационарного социального обслуживания.
  • Содействие в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  • Содействие в восстановлении в судебном порядке прав на незаконно отчужденное жилое помещение.
  • Содействие в представительстве в суде с целью защиты прав и интересов.

2.6. Социально-педагогические услуги:

  • Проведение мероприятий по восстановлению профессиональных навыков.
  • Содействие в профессиональном обучении.
  • Содействие несовершеннолетним по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства.

2.7. Социально-трудовые услуги в виде оказания содействия в трудоустройстве.
2.8. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

  • Обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации.
  • Проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания.
  • Обучение навыкам поведения в быту и общественных местах.
  • Оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

Общество страны не считается благополучным, если его граждане, оказавшиеся в тяжелых жизненных ситуациях, не в состоянии получить социальную защиту и помощь. Развитие и финансирование разнообразных видов социального обслуживания не мене важны в достижении благополучия страны, чем рост экономической, научной, здравоохранительной, образовательной и культурной областей.

В России список социальных услуг для инвалидов и людей преклонного возраста гарантирован Федеральным законом 1995 года и редактирован в 2004 году. Но не следует считать, что социальная поддержка распространяется на обслуживание только нетрудоспособных граждан, а именно: нуждающихся инвалидов и пенсионеров. В современном законодательстве значительно расширены категории людей, имеющих право социального обслуживания. Это значит, что изменился характер и форма, список видов социальных услуг, направленных на поддержку, нуждающегося населения.

Основные виды

Социальное обслуживание как один из важнейших факторов социальной защиты населения РФ в настоящее время имеет девять основных видов, которые должны способствовать практическому решению сложных ситуаций жизнедеятельности общества в целом, отдельных семей и личности. Вот этот список видов обслуживания:

  1. Стационарное.
  2. Полустационарное (отделения дневного, ночного присутствия).
  3. Надомное обслуживание.
  4. Обеспечение временным приютом.
  5. Социальная реабилитация.
  6. Срочное обслуживание.
  7. Материальная помощь.
  8. Социальная консультация.
  9. Социальный патронаж.

Необходимо рассмотреть подробнее, какую именно помощь предоставляет клиентам социальных центров каждый из этих видов обслуживания, а также кто из нуждающихся граждан имеет право ими воспользоваться.

Стационарное обслуживание

Под стационарными социальными видами услуг социального обслуживания подразумевается круглосуточное пребывание нуждающихся граждан в специально оборудованных для этой цели заведениях. Такие учреждения предназначены для людей, полностью или частично неспособных к самообслуживанию и (или) передвижению, нуждающихся в постороннем уходе, бытовом обслуживании, постоянном присмотре, медицинской помощи, а именно:

  • пенсионеры;
  • ветераны;
  • инвалиды (как взрослые, так и дети);
  • граждане с физическими или психическими нарушениями;
  • сироты и несовершеннолетние, оказавшиеся в затрудненных жизненных ситуациях либо лишенные опеки.

Учреждения стационарных видов социального обслуживания отличаются по назначению, пребывание в них может быть временным или постоянным. Есть общего типа дома-интернаты, куда принимают граждан пенсионного возраста, совершеннолетних инвалидов (первая, вторая группа), которые полностью или частично неспособны к самообслуживанию.

Для несовершеннолетних предоставляются учреждения общего типа, куда направляются сироты, дети без постоянной либо временной родительской опеки или оказавшиеся в тяжелой для ребенка жизненной ситуации.

Детские стационарные заведения могут быть специализированными, предназначенными для несовершеннолетних с физическими недостатками, психическими расстройствами, инвалидов. Психоневрологические интернаты для взрослых также относятся к подобным видам учреждений социального обслуживания.

Надомное обслуживание

Одна из форм социальной поддержки реализуется по отношению к инвалидам и пенсионерам, которые в состояние осуществлять хотя бы необходимые действия самообслуживания. Когда у этих людей нет крайней необходимости переезжать в стационарные заведения, работники соцслужб оказывают помощь клиентам в условиях их привычного бытового окружения, то есть на дому.

Под видами социального обслуживания такого рода подразумевается медицинская доврачебная помощь, различного бытового и гигиенического характера услуги, доставка продуктов.

На дому помощь предоставляется также людям, которые не могут быть помещены, согласно перечню противопоказаний, в стационарные заведения, но зависят от постороннего ухода.

Специализированные районные центры своим клиентам обязаны:

  • предоставить своевременную медицинскую помощь;
  • организовать доставку продовольствия;
  • содействовать в приобретении медпрепаратов;
  • организовать сопровождение в медучреждения;
  • помогать поддерживать условия, соответствующие требованиям гигиены;
  • содействовать получению правовых и юридических услуг;
  • оказать содействие в осуществлении ритуальных услуг.

Заведения полустационарного обслуживания

Относится полустационарное социальное обслуживание к формам и видам услуг, которые также осуществляются в специальных заведениях, но не постоянно, а в определенное время суток. Такое обслуживание распространяется на инвалидов и пенсионеров, способных активно передвигаться и обслуживать себя, на детей, которые пребывают в сложных психологических, физических и материальных обстоятельствах.

В этих заведениях работники социального обслуживания виды услуг гражданам оказывают в такой форме:

  • предоставляют горячее питание, спальное место с чистой постелью и другие бытовые условия, а также элементарные условия для досуга;
  • помогают получать путевки для санаторного лечения, мероприятий лечебно-оздоровительного и реабилитационного характера, добиться протезирования;
  • организовывают условия для санитарно-гигиенических действий;
  • предоставляют помощь психолога;
  • содействуют в получении профподготовки, образования, трудоустройства;
  • помогают получить правовые услуги;
  • оказывают помощь ритуальных услуг.

Также в РФ действуют полустационарные учреждения ночного пребывания. В них предоставляется ночлег, необходимая доврачебная помощь, бесплатное единоразовое питание, средства гигиены и другие социальные виды обслуживания гражданам, не имеющим какой-либо определенной занятости и жилья, а также, освободившимся недавно из мест заключения. Последним работники социальных центров также помогают восстановить документы, социальные связи с родственниками и права на жилье.

Заведения временного приюта

В отличие от полустационарных заведений, работающих только в определенное время суток, социальные гостиницы, приюты и специализированные адаптационные центры предоставляют клиентам социальных служб временный круглосуточный приют и некоторые другие виды услуг.

Временный приют, прежде всего, необходим детям, оказавшимся без жилья: сиротам; детям, лишенным родительского попечения; подвергшимся домашнему насилию; оказавшимся в ситуациях, жизненно сложных для ребенка. Для таких детей организована особая программа принципов социального обслуживания.

У видов социального обслуживания несовершеннолетних во временных приютах спектр услуг и мероприятий гораздо шире, чем для взрослых. Помимо благоустроенного жилья, питания, медицинской помощи, гигиенических условий и организованного досуга, дети получают содействие педагогов, учителей, психологов, юридических и правовых представителей. Такие приюты действуют как центры социальной детской реабилитации. Они помогают устроить дальнейшую судьбу несовершеннолетних, предупреждая тем самым детскую беспризорность.

Также временный приют с питанием, хорошими жилищными и бытовыми условиями предоставляется инвалидам, пенсионерам, которые способны передвигаться и хотя бы частично обслуживать себя.

Такими видами социального обслуживания пользуются люди, нуждающиеся в присмотре, но временно лишенные заботы своих родственников из-за болезни опекунов, их отъезда в отпуск, командировки и других причин отсутствия.

Временными приютами могут воспользоваться люди, ставшие жертвами насилия, стихийных бедствий, военных конфликтов, бездомные и другие граждане.

Материальная помощь

Говоря о видах социального обслуживания, население получает их, преимущественно, в виде услуг длительного действия. Материальная помощь несет кратковременный или разовый характер и предоставляется малоимущим и нуждающимся гражданам, попавшим в сложную ситуацию, такую, например, как последствия стихийного или социального бедствия.

Материальная поддержка может выражаться в виде денег, а также предметов одежды, обуви, теплых и детских вещей, гигиенических, транспортных и технических средств, топлива и другого.

Срочное соцобслуживание

Это разовая помощь, которую получают граждане в специализированных отделениях социального обслуживания. К формам и видам срочной поддержки прибегают, в первую очередь, инвалиды и пожилые люди. Гораздо меньший процент составляют одинокие граждане, многодетные и неполные семьи, безработные, бездомные, погорельцы, беженцы и другие люди.

На срочную разовую помощь может рассчитывать каждый нуждающийся, попавший с тяжелую для жизни ситуацию. Для этого необходимо в отделение ЦСО подать заявление и приложить документ, который подтверждает минимальный доход или дает право получить соцпомощь.

Срочные отделения могут в разовом порядке обеспечить одеждой, теплыми вещами, предметами, необходимыми в первую очередь, продуктовым пайком или горячей пищей, оказать элементарную или организовать экстренную медпомощь, посодействовать в трудоустройстве, юридической и других консультациях.

Денежная помощь в отделениях срочной соцподдержки предусматривается, когда небольшие суммы необходимы гражданам, к примеру, для получения или восстановления документов и других подобных действий.

Социальная консультация

Не менее, чем материальная, в работе социальных центров важна консультативная поддержка клиентов, которая заключается в таких видах помощи:

  • информационной;
  • психологической;
  • педагогической;
  • правовой.

Контактную информацию (при непосредственном общении со специалистом), а также письменную и дистанционную (по телефону) консультационную помощь оказывают практически в каждом заведении социального обслуживания.

Кроме того, по одному из 300 работающих в стране телефонов линии доверия можно получить информационно-психологическую поддержку. И эта практика продолжает распространяться.

Кто и зачем прибегает к консультативным видам деятельности в социальном обслуживании? Инвалиды и пенсионеры, которым трудно приспособиться к определенным переменам и условиям их жизни. Работа социальных консультативных центров — выявить среди этой категории людей тех, кто нуждается в психологической поддержке, правовом консультировании, в проведении работы в семье с целью ослабить социальное напряжение, обеспечить правильный контакт и благоприятные отношения личности с его семьей и обществом.

Инвалиды могут получить наиболее полную информацию относительно получения образования, профессионального обучения и трудоустройства. Пенсионеры обращаются чаще за помощью при оформлении документов и консультаций по поводу пенсионного обеспечения и льгот, судебной защиты их прав и по другим вопросам.

Социальная консультативная поддержка охватывает также и другие категории, нуждающихся граждан: многодетные, неполные и неблагополучные семьи, женщин, детей, безработных и бездомных.

Реабилитационные услуги

Социальная реабилитация — это комплексный процесс медицинских, психологических, трудовых и профессиональных мер, которые направлены на:

  • восстановление и сохранение здоровья;
  • поддержку социальной адаптации, максимально полноценной жизни человека в обществе и семье;
  • содействие в устройстве наиболее благоприятных жизненных условий.

Клиенты служб социальной реабилитации — люди ограниченных возможностей, инвалиды, перенесшие тяжелые заболевания пенсионеры, несовершеннолетние правонарушители, подвергшиеся насилию женщины и дети, попавшие в трудные для жизни ситуации граждане.

Относительно инвалидов такая реабилитация помогает восстановить таким людям их социальный статус, достичь материальной независимости, адаптироваться в семье и обществе.

Для достижения этой цели в реабилитационных отделениях действует особая направленность видов социального обслуживания. Инвалидам помогают трудоустроиться, получить профессиональную подготовку, если она требуется, содействуют в обеспечении передвижными и транспортными средствами, оказывают помощь в протезировании.

Социальный патронаж

Из всех видов обслуживания населения социальный патронаж направлен на контроль особых семей и несовершеннолетних, требующих постоянного и длительного наблюдения со стороны социальных служб, содействия в необходимой материальной, экономической, бытовой, медико-профилактической помощи, а также участии педагогов, психологов и представителей права. Такая работа проводится городскими или районными Центрами поддержки детей и семьи, причем, она считается не социальной услугой, а сопровождением.

Какие семьи и дети подлежат патронажу? Те, которые находятся в социально неблагоприятной и опасной ситуации с тенденцией к снижению возможности самостоятельно обеспечивать основные потребности и условия жизни. Пристальное внимание уделено семьям, где родители или опекуны игнорируют свои обязанности в отношении содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних, проявляют жестокость по отношению к ним или своим поведением оказывают отрицательное воздействие на поведение детей.

Также в социальном сопровождении нуждаются семьи, попавшие в тяжелые жизненные условия и неспособные самостоятельно справится с ситуацией. Это неполные, многодетные семьи, родители, воспитывающие детей-инвалидов, или сами являющиеся инвалидами. В каждом отдельном случае способы и методы работы патронажа подбираются индивидуально.

В РФ постепенно выстраивается новая система социального обслуживания и обеспечения, которая будет отвечать актуальным общественным потребностям. Такая система должна основываться на реальных доходах граждан, их насущных проблемах. Ведь развитая социальная поддержка наиболее незащищенных и уязвимых слоев населения отражает экономическую стабильность государства.