Бизнес блоги

Положение по оплате труда работников здравоохранения. Примерное положение об оплате труда работников фгбу сферы здравоохранения, подведомственных фано — российская газета


1. Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников :

Сферы труда и социальной защиты открыта горячая линия Минтруда России ;
- сферы образования и науки открыта горячая линия Минобрнауки России ;
- сферы культуры и искусства открыта горячая линия Минкультуры России .

3. Федеральной службой по труду и занятости в целях защиты прав и интересов работников и работодателей создана Система электронных сервисов ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ , которая позволяет :

Направить заявление в инспекцию труда, которая проверит соблюдение трудовых прав и поможет устранить нарушения;
- получить консультацию о применении требований и норм трудового законодательства в течение 3-х рабочих дней;
- работодателю провести самопроверку соблюдения трудового законодательства.

4. ​Ответы на типовые вопросы в части оплаты труда работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения :

Вопрос: Будет ли повышение заработной платы у работников здравоохранения? Работаю врачом-терапевтом, какой должен быть мой оклад? Какие и в каких размерах должны начисляться мне выплаты компенсационного и стимулирующего характера ?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе о повышении заработной платы, о порядке установления размеров окладов, о порядке установления выплат компенсационного и стимулирующего характера (в том числе надбавки за наличие почетного звания, выплат за стаж работы, за наличие квалификационной категории, за работу в сельской местности) относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, по этим вопросам следует обращаться в орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено учреждение, в котором Вы работаете.

Вопрос: Почему моя заработная плата меньше, чем средняя заработная плата по врачам в регионе ?

Расчет средней заработной платы по отдельной категории медицинских работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы, включая выплаты по окладам, компенсационные выплаты и выплаты стимулирующего характера, а также заработную плату на работе по внутреннему совместительству и среднесписочной численности работников данной категории.

Размер заработной платы конкретного работника зависит от установленной ему продолжительности рабочего времени, условий труда, квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы.

Вопрос: Когда будет повышение заработной платы у работников здравоохранения ?

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, включающая динамику примерных (индикативных) значений соотношений средней заработной платы работников учреждений и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации.

Данная динамика соотношений включена в показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. № 2599-р (далее - отраслевая «дорожная карта»).

В целом по Российской Федерации в отраслевой «дорожной карте» на конец 2016 года предусмотрено достижение соотношения средней заработной платы врачей и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации 159,6 %, среднего и младшего медицинского персонала соответственно 86,3 % и 70,5 %.

В соответствии с пунктом 4 отраслевой «дорожной карты» субъектами Российской Федерации разработаны и утверждены по согласованию с Минздравом России «дорожные карты» развития здравоохранения, включающие в том числе региональные значения соотношений средней заработной платы категорий медицинских работников и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по этому вопросу следует обратиться в орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено учреждение, в котором Вы работаете.

Вопрос: Работаю врачом, заработную плату выплачивают не в полном объеме и не вовремя. Прошу защитить мои трудовые права .

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, у Министерства здравоохранения Российской Федерации отсутствуют полномочия по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Полномочия по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно статье 353 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, если Вы полагаете, что работодателем нарушается трудовое законодательство, Вы вправе обратиться в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости и (или) в суд.

Вопрос: В нашем городе есть медицинская организация, в которой заработная плата руководителя в десятки раз превышает заработную плату врачей. А ведь лечат врачи, а не руководители .

В большинстве субъектов в соответствии с пунктом «ж» раздела X Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 25 декабря 2015 г. № 12), в целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей и работников медицинских учреждений нормативными правовыми актами установлены предельные уровни соотношений средней заработной платы руководителей и работников учреждения в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы.

По данным мониторинга Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, в 2015 г. в 94,0% государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации, соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений не превысило 4 раза.

При этом случаев превышения установленных предельных соотношений в субъектах Российской Федерации не зафиксировано.

Вопрос: Что такое «эффективный контракт» в здравоохранении и обязан ли я его подписывать ?

Одним из основных направлений совершенствования заработной платы в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, является создание систем стимулирования, обеспечивающих установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям, то есть перевод на «эффективный контракт». Иными словами это разработка и внедрение системы мотивации, нацеливающей работника на достижение цели учреждения при соблюдении его интересов.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. № 2599-р, на основе методических рекомендаций Минздрава России, утвержденных приказом Минздрава России от 28 июня 2013 г. № 421, разработали показатели деятельности государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работников.

Изменение порядка установления стимулирующих выплат является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и в соответствии с частью второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

С работником учреждения, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

В дополнительном соглашении к трудовому договору условия осуществления выплат, рекомендуется конкретизировать применительно к данному работнику учреждения.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

Вопрос. Предлагают дополнительно поработать за медсестру нашего отделения во время ее отпуска с оплатой 25% от ее оклада. Правомерно ли определен размер доплаты, могу ли я отказаться от предложения ?

Работнику может быть поручено выполнение дополнительной работы только с его письменного согласия. Это следует из статьи 60.2 Трудового кодекса. При этом работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель досрочно отменить поручение о ее выполнении. Для этого лишь нужно предупредить другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и объема дополнительной работы. Об этом говорится в статье 151 Трудового кодекса.

Вопрос. При работе по скользящему графику в январе часть рабочих смен приходится на нерабочие праздничные дни. Как их оплачивать, если учетный период три месяца ?

Работа в нерабочие праздничные дни включается в норму рабочего времени учетного периода. Поскольку работа в праздники в этом случае осуществляется в пределах нормы рабочего времени, согласно ст. 153 ТК РФ она оплачивается в размере не менее одинарной ставки сверх заработной платы работника за все часы, отработанные в эти дни.

Конкретные размеры оплаты за работу в нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Повышенная оплата труда за работу в праздничные дни должна начисляться ежемесячно вместе с заработной платой соответствующего месяца

Вопрос. Работал в январе 2016 г. в свой выходной день полный рабочий день и в этом же месяце предоставили другой день отдыха, оклад 12000 руб. Какая заработная плата должна быть у меня в январе ?

В статье 153 Трудового кодекса говорится, что в таких ситуациях работнику работа в выходной день оплачивается не менее одинарной дневной части должностного оклада сверх должностного оклада. В вашей ситуации получается, что полностью отработан январь, 15 рабочих дней (один день отработан в выходной день), за работу в этот день вам предоставлен другой день отдыха. Поэтому вам должны оплатить работу в выходной день в одинарном размере. Значит, всего за январь ваша заработная плата составит 12800 рублей, из них 12000 рублей оклад за отработанный полностью месяц, и 800 рублей (12000: 15 х 1 день) за работу в выходной день.

Вопрос. Обязан ли работодатель производить в двойном размере доплаты за вредные условия труда и за работу в ночное время, если работа производилась в выходные и праздничные дни ?

Ст. 153 ТК РФ устанавливает минимальный размер повышенной оплаты за работу в выходной и нерабочий праздничный день двойной тариф.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной, нерабочий праздничный день, с учетом различных надбавок и доплат могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Таким образом, повышенная оплата труда за работу в выходной или нерабочий праздничный день производится с учетом всех установленных в организации доплат и надбавок, если это предусмотрено коллективным, трудовым договором.

Вопрос. Каким образом следует оплачивать дежурства медицинских работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени ?

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени возможна в данном случае на условиях совместительства (т.е. по отдельному трудовому договору по соглашению сторон), в виде сверхурочной работы, а также при работе в режиме ненормированного рабочего дня.

Работа по совместительству это выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время не более четырех часов в день и половины месячной нормы рабочего времени и до полной нормы рабочего времени в случаях, предусмотренных постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 года № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

Согласно ст.285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Сверхурочная работа - работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Оплата сверхурочной работы производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором.

Вопрос. В нашей организации практикуется взимание штрафов с премиальных выплат за нарушение трудовой дисциплины. Правомерно ли это ?

За совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ).

Основные обязанности работника перечислены в ст.21 ТК РФ, к которым относится, в частности, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка организации. Таким образом, нарушение правил внутреннего трудового распорядка организации (например, опоздание на работу без уважительной причины) является дисциплинарным проступком и влечет возможность наложения дисциплинарного взыскания.

Трудовой кодекс предусматривает три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Другие взыскания (например, вычеты из заработной платы) работодатель налагать на работников не может.

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В соответствии со ст.137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 ТК РФ) или простое (часть третья статьи 157 ТК РФ);

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 ТК РФ.

Не начислить премию или начислить ее не полностью в случае, если на работника наложено дисциплинарное взыскание, возможно только при условии, что в положении о премировании имеется запись об этом.

Вопрос. Работаю в режиме суммированного учета рабочего времени с учетным периодом год. В ноябре 2015г. уволен. Являются ли сверхурочными часами 40 часов, отработанных в пределах графика сменности работника, но сверх нормального числа часов за этот период ?

В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации работа, производимая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, является сверхурочной.

Оплата сверхурочной работы, в соответствии со ст.152 ТК РФ, производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Этот принцип оплаты сверхурочных работ, имеющих место при любом режиме работы, является единым.

Что касается приведенной ситуации, то переработку в размере 40 часов следует оплатить как сверхурочную работу. Ведь в данном случае в связи с увольнением до окончания учетного периода переработка в месяцах перед увольнением не может быть компенсирована недоработкой в оставшихся месяцах учетного периода.

Начисление заработной платы работникам, которым установлена месячная тарифная ставка и суммированный учет рабочего времени производится на основе часовой тарифной ставки.

Нормативно порядок расчета часовой ставки из установленной месячной не определен. На практике применяются два варианта исчисления часовой тарифной ставки из установленной месячной:

путем деления месячной тарифной ставки на среднемесячное число рабочих часов в году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели;

путем деления месячной тарифной ставки на число рабочих часов по норме в месяце, за который начисляется заработная плата.

По нашему мнению, оптимальным является первый вариант, поскольку позволяет избежать возможных отклонений в годовой заработной плате работника.

При втором варианте начисления отклонения годовой заработной платы по установленным условиям возможны в любую сторону, то есть и в сторону уменьшения тоже. Все зависит от того, какое количество рабочих часов по графику приходится на месяцы, в которых количество рабочих часов по норме наименьшее и наибольшее.

По нашему мнению, исчисление часовой тарифной ставки из установленной месячной в целях оплаты часов сверхурочной работы, работы в ночное время и т.д. также следует производить путем ее деления на среднемесячное число рабочих часов в году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.

В этом случае одинаковое количество часов сверхурочной работы, ночной работы и т.д., осуществленное в разные месяцы учетного периода будет оплачено в одинаковом размере.

Вопрос. Имеет ли право работодатель обязать работника получать заработную плату по карточке через банкомат, установленный на территории организации, если это предусмотрено в коллективном договоре ?

Как следует из положений ст. 136 (часть третья) ТК РФ, заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Из данной нормы следует, что перечисление работодателем заработной платы работников по реестру в банк для выплаты ее по карточкам без получения соответствующего заявления работника с указанием расчетного счета в банке неправомерно даже, если такая возможность предусмотрена коллективным договором. В коллективном договоре обычно предусматриваются условия о расходах сторон трудового договора в случае договоренностей о перечислении работодателем заработной платы работника на расчетный счет в банке.

Вопрос. В организации применяется авансовый метод начисления заработной платы: 25 числа - аванс за текущий месяц, 10 числа - заработная плата под расчет за предыдущий месяц. Таким образом, соблюдается требование ст. 136 ТК РФ о выплате заработной платы 2 раза в месяц. Правомерны ли такие сроки ?

По нашему мнению, установленные в Обществе сроки выплаты заработной платы, противоречат ст.136 ТК РФ по следующим основаниям.

Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, а не 2 раза в месяц в общей сложности. Это означает, что при авансовом методе начисления заработной платы за каждую половину месяца заработная плата должна начисляться примерно в равных суммах. При этом аванс является заработной платой за первую половину месяца.

Установленные в вашей организации сроки выплаты заработной платы могут привести к нарушению требований данной статьи, например, когда работник, поступивший на работу 1 числа, получит заработную плату за первую половину месяца (аванс) только в конце месяца (25 числа), когда месяц практически отработан полностью, что противоречит трудовому законодательству.

Вопрос. В нашей организации на основании локального нормативного акта в расчетных листках объеденены выплаты по районному коэффициенту, оплата ночных часов, праздничных дней и т.д. в одну статью для упрощения печатной формы, правильно ли это ?

Ответ. По нашему мнению объединять в расчетных листках выплаты по районному коэффициенту, оплату ночных часов и праздничных дней, премиальные выплаты и другие дополнительные выплаты в одну статью нельзя, т.к. в соответствии со ст. 136 Трудового Кодекса Российской Федерации, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Вопрос. Работаю в медицинской организации, с 1 января 2016 г. замещаю должность заместителя начальника отдела кадров, должностной оклад по которой выше на 30% должностного оклада по предыдущей должности. В этом же месяце меня направили в командировку на две недели с сохранением среднего заработка. Вернувшись из командировки обнаружил, что моя заработная плата за январь практически оказалась на уровне до повышения. Правильно ли это? Могли ли в таком случае мне выплатить за время командировки обычную заработную плату, а не средний заработок ?

Нет, в соответствии со ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. Других вариантов расчетов с работниками за время командировки указанная статья не содержит.

В приведенной ситуации действительно выплаты по среднему заработку будут меньше, поскольку он не подлежит корректировке, так как произошло персональное повышение должностного оклада в связи с переходом на вышестоящую должность, а не в целом по организации.

Учитывая, что время нахождения в командировке включается в рабочее время, в случаях, когда средний заработок, исчисленный за время нахождения работника в служебной командировке, оказывается ниже его заработной платы за это время, рассчитанной в соответствии с установленными условиями оплаты труда, локальным нормативным актом об оплате труда работников могут предусматриваться доплаты к среднему заработку до заработной платы как за фактически отработанное время.

Вопрос. Подлежит ли оплате по среднему заработку выходной день, в который работник сдал кровь и полагается ли при этом еще два дополнительных оплачиваемых дня отдыха ?

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

В случае сдачи крови в выходной день сотруднику предоставляется по желанию другой день отдыха.

В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Таким образом, в связи со сдачей крови в выходной день работнику полагается оплата по среднему заработку дня сдачи крови, дополнительного дня отдыха и другого дня отдыха, предоставляемого по его желанию.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 сентября 2008 г. Регистрационный N 12330

В целях реализации пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852) приказываю :

1. Утвердить:

Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно приложению.

2. Руководителям федеральных бюджетных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

2.1. До 1 октября 2008 года утвердить по согласованию с представительным органом работников положения о системах оплаты труда работников учреждений с учетом примерных положений об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденных настоящим приказом, и ввести их с 1 декабря 2008 года.

2.2. До 1 октября 2008 года осуществить информирование работников федеральных бюджетных учреждений о предстоящих существенных изменениях трудового договора.

2.3. До 15 ноября 2008 г. провести мероприятия по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (заключению новых трудовых договоров) с работниками в связи с введением в учреждениях новых систем оплаты труда.

2.4. Организовать и принять личное участие в работе по информированию всех работников учреждений по вопросам перехода на новые системы оплаты труда.

3. Директорам департаментов (Жарова Н.В., Кривонос О.В., Шипилева Е.М., Вельмяйкин С.Ф.) подготовить предложения о признании утратившими силу или внесении изменений в приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по вопросам оплаты труда в связи с переходом на новые системы оплаты труда.

4. Координацию работы и контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Сафонова А.Л.

И.о. Министра В. Белов

Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации

I. Общие положения

Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Примерное положение), разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Примерное положение включает в себя рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам; условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями выплат, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также критерии их установления, условия оплаты труда руководителей учреждений включая размеры окладов и порядок их индексации, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, производится пропорционально отработанному времени, либо в зависимости от выполненного объема работ.

Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

Условия оплаты труда руководителей учреждений включают размеры окладов и порядок их индексации, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Заработная плата работника включает в себя должностной оклад с повышающим коэффициентом, компенсационные, стимулирующие и иные выплаты и предельными размерами не ограничивается.

II. Порядок и условия оплаты труда профессорско-преподавательского состава

2.1. Группы должностей профессорско-преподавательского состава подразделяются на шесть квалификационных уровней в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 217н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г. N 11725).

Размер должностного оклада определяется путем умножения минимального размера должностного оклада профессорского преподавательского состава - 5000 рублей на повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности.

2.2. Положением об оплате труда работников может быть предусмотрено установление работникам повышающих коэффициентов к окладам:

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Применение повышающих коэффициентов по занимаемой должности образует новый оклад.

Применение персонального повышающего коэффициента не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих выплат и компенсационных выплат.

Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент.

2.3. Повышающие коэффициенты к окладам по занимаемой должности устанавливаются профессорско-преподавательскому составу в размерах согласно приложению N 1 к настоящему Примерному положению.

Размеры коэффициентов учитывают наличие ученой степени (кандидата, доктора наук), ученого звания (доцент, профессор), занятие должностей (доцент, профессор), выполнение лечебной работы.

2.4. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта, стажа работы и других факторов.

Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем персонально в отношении конкретного работника.

2.5. С учетом условий труда профессорско-преподавательскому составу устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 10 Примерного положения.

2.6. Профессорско-преподавательскому составу выплачиваются стимулирующие надбавки и премиальные выплаты в соответствии с перечнем и критериями, предусмотренными разделом 11 Примерного положения.

III. Порядок и условия оплаты труда административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала

3.1. Профессиональная квалификационная группа должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала подразделяется на три уровня в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 217н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г. N 11725).

3.2. Положением об оплате труда работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала может быть предусмотрено установление повышающих коэффициентов к окладам:

повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности;

персональный повышающий коэффициент.

Применение повышающих коэффициентов не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих выплат и компенсационных выплат.

3.3. Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности устанавливается административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу в размерах согласно приложению N 2 к Примерному положению.

3.4. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта, стажа работы и других факторов.

Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен на определенный период времени.

Рекомендуемый размер повышающего коэффициента - до 3,0. Применение персонального повышающего коэффициента к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном соотношении к окладу.

Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.

3.5. С учетом условий труда административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 10 Примерного положения.

3.6. Административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу выплачиваются стимулирующие выплаты и премиальные выплаты в соответствии с перечнем и критериями, предусмотренными разделами 11 Примерного положения.

IV. Порядок и условия оплаты труда руководителей структурных подразделений

4.1. Группа должностей руководителей структурных подразделений подразделяется на шесть квалификационных уровней в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 217н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г. N 11725).

4.2. Положением об оплате труда руководителям подразделений может быть предусмотрено установление повышающих коэффициентов:

повышающий коэффициент по занимаемой должности;

персональный повышающий коэффициент.

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент.

4.3. Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности устанавливается в размерах согласно приложению N 3 к Примерному положению.

4.4. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта, стажа работы и других факторов.

Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен на определенный период времени.

Рекомендуемый размер повышающего коэффициента - до 5,0. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем персонально в отношении конкретного работника.

4.5. С учетом условий труда руководителей структурных подразделений устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 10 Примерного положения.

4.6. Руководителям структурных подразделений выплачиваются стимулирующие надбавки и премиальные выплаты в соответствии с перечнем и критериями, предусмотренными разделом 11 настоящего Примерного положения.

V. Порядок и условия оплаты труда медицинских работников

5.1. Рекомендуемые минимальные размеры окладов медицинских работников структурных подразделений высших учебных медицинских учреждений устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских работников" (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2007 г., N 10190):

должности, отнесенные к ПКГ "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня", - 4330 руб.;

должности, отнесенные к ПКГ "Средний медицинский и фармацевтический персонал", - 4550 руб.;

должности, отнесенные к ПКГ "Врачи и провизоры" - 5800 руб.;

должности, отнесенные к ПКГ "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)", - 15 000 руб.

главный врач (начальник, заведующий) клиникой, поликлиникой 17 000 руб.;

заместитель главного врача клиники, поликлиники, главная медсестра - 15 500 руб.

5.3. Положением об оплате и стимулировании труда работников учреждения медицинским работникам может быть предусмотрено установление следующих повышающих коэффициентов к окладам:

повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности с учетом квалификационной категории, наличия ученой степени (кандидат, доктор наук);

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент.

Применение повышающих коэффициентов к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих выплат и компенсационных выплат.

5.4. Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности устанавливается медицинскому персоналу в размерах согласно приложению N 4 к Примерному положению.

5.5. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен медицинскому работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.

5.6. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента - до 3,0.

5.7. С учетом условий труда медицинскому персоналу устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 10 настоящего Примерного положения.

5.8. Медицинским работникам выплачиваются стимулирующие надбавки и премиальные выплаты в соответствии с перечнем и критериями, предусмотренными разделом 11 настоящего Примерного положения.

VI. Порядок и условия оплаты труда работников сферы научных исследований и разработок

6.1. Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников сферы научных исследований и разработок учреждения устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 3 июля 2008 г. N 305н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок" (зарегистрирован в Минюсте России от 18 июля 2008 г. N 12001):

должности, отнесенные к ПКГ научно-технических работников первого уровня, - 5000 рублей;

должности, отнесенные к ПКГ научно-технических работников второго уровня, - 5800 рублей;

должности, отнесенные к ПКГ научно-технических работников третьего уровня, - 9400 рублей;

должности, отнесенные к ПКГ научных работников и руководителей структурных подразделений, - 14 700 рублей;

6.2. Положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление работникам сферы научных исследований и разработок повышающих коэффициентов к окладу.

повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности с учетом наличия ученой степени и выполнения лечебной работы;

персональный повышающий коэффициент к окладу.

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера окладов работников на повышающие коэффициенты.

Применение повышающих коэффициентов к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих выплат и компенсационных выплат.

6.3. Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности устанавливается работникам сферы научных исследований и разработок учреждения в соответствии с приложением N 5 к Примерному положению.

6.4. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику сферы научных исследований и разработок с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента - до 3,0.

6.5. С учетом условий труда работникам сферы научных исследований и разработок устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 10 настоящего Примерного положения.

6.6. Работникам сферы научных исследований и разработок выплачиваются премии, предусмотренные разделом 11 настоящего Примерного положения.

VII. Порядок и условия оплаты труда работников, занимающих должности служащих (за исключением работников, указанных в разделах II-VI)

7.1. Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников, занимающих должности главного бухгалтера, а также главного инженера, главного энергетика и других главных специалистов, непосредственно подчиненных руководителю филиала:

главный бухгалтер филиала - 8000 руб.;

главный инженер филиала, главный энергетик и другие главные специалисты - 7000 руб.

7.2. Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников, занимающих должности служащих (за исключением указанных в пункте 7.1.), устанавливаются на основе отнесения должностей к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Мин здравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" (зарегистрирован в Минюсте России от 18 июня 2008 г. N 11858):

должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих первого уровня", - 4330 рублей;

должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих второго уровня", - 4500 рублей;

должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня", - 5200 рублей;

должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня", - 10 000 рублей.

7.3. Положением об оплате и стимулировании труда работников может быть предусмотрено установление повышающих коэффициентов к окладу: повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности с учетом внутридолжностного категорирования и стажа работы;

персональный повышающий коэффициент к окладу.

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер повышающих коэффициентов к окладу определяется путем умножения размера окладов работников на повышающие коэффициенты в соответствии с приложением N 6 к Примерному положению.

Применение повышающих коэффициентов к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих выплат и компенсационных выплат.

7.4. Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности устанавливается работникам в размерах, рекомендованных в приложении N 6 к Примерному положению.

7.5. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента - до 3,0.

7.6. С учетом условий труда служащих учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 10 Примерного положения.

7.7. Служащим учреждения выплачиваются премии, предусмотренные разделом 11 Примерного положения.

VIII. Порядок и условия оплаты труда работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих

8.1. Рекомендуемые минимальные размеры окладов рабочих учреждения устанавливаются на основе отнесения профессий к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих" (зарегистрирован в Минюсте России от 23 июня 2008 г. N 11861):

профессиональная квалификационная группа общеотраслевых профессий рабочих первого уровня - 4330 рублей;

профессиональная квалификационная группа общеотраслевых профессий рабочих второго уровня - 5400 рублей.

8.2. Положением об оплате и стимулировании труда работников учреждения может быть предусмотрено установление рабочим повышающих коэффициентов к окладу:

повышающего коэффициента к окладу с учетом квалификационного уровня;

персонального повышающего коэффициента.

Решение о введении соответствующих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер повышающих коэффициентов к окладу определяется путем умножения размера окладов рабочих на повышающие коэффициенты.

Применение повышающих коэффициентов к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих выплат и компенсационных выплат.

8.3. Повышающий коэффициент к окладу устанавливается рабочим в размерах согласно приложению N 7 к Примерному положению.

8.4. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен рабочему с учетом уровня его профессиональной подготовленности, степени самостоятельности и ответственности при выполнении постановленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента и о его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента - до 2,0.

8.5. Рабочим могут устанавливаться повышающие коэффициенты к окладу за работу в структурном подразделении от 0,05 до 0,15.

Применение повышающего коэффициента к окладу по учреждению, структурному подразделению учреждения не образует новый оклад.

8.6. С учетом условий труда рабочим учреждения устанавливаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные разделами 10 и 11 Примерного положения.

8.7. Рабочим учреждения выплачиваются премии, предусмотренные разделом 11 Примерного положения.

IX. Условия оплаты труда руководителя учреждения и его заместителей, главного бухгалтера

9.1. Размер должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. N 167н "Об утверждении порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения" (зарегистрирован в Минюсте России 5 мая 2008 г. N 11624).

С введением новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений при определении заработной платы руководителей рекомендуется исходить из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностные оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10-30% ниже должностного оклада руководителя.

Выплаты компенсационного, стимулирующего характера и премий руководителю учреждения устанавливаются Минздравсоцразвития России.

Выплаты стимулирующего и компенсационного характера заместителям руководителя и главному бухгалтеру устанавливает руководитель учреждения в соответствии с разделами 10 и 11 Примерного положения.

9.2. Премирование руководителя учреждения устанавливается Минздравсоцразвития России с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения за счет централизованных перечисляемых в Минздравсоцразвития России лимитов бюджетных обязательств (до 5%), предусмотренных на оплату труда работников учреждения.

Размеры премирования руководителя, порядок и критерии его выплаты ежегодно устанавливаются главным распорядителем из средств федерального бюджета в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения.

9.3. Заместителям руководителя, главному бухгалтеру учреждения выплачиваются компенсационные, стимулирующие выплаты и премии, предусмотренные разделами 11 Примерного положения.

X. Порядок и условия установления выплат компенсационного характера

10.1. Оплата труда работников учреждения, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В этих целях в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 822 г. "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2008 г. N 11081), работникам могут быть осуществлены следующие выплаты компенсационного характера: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/ или опасными и иными особыми условиями труда;

надбавка за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда;

процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

доплата за совмещение профессий (должностей);

доплата за расширение зон обслуживания;

доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

доплата за работу в ночное время;

повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

повышенная оплата сверхурочной работы;

районный коэффициент;

процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия.

Размер выплат компенсационного характера определяется в соответствии с разъяснением о порядке установления этих выплат в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года N 822 г. "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2008 г. N 11081).

10.2. Выплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

На момент введения новых систем оплаты труда, указанная выплата устанавливается всем работникам, получавшим ее ранее. При этом работодатель принимает меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Если по итогам аттестации рабочее место признается безопасным, то указанная выплата снимается.

10.3. Процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере и порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

10.4. Доплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается работнику при совмещении им профессий (должностей). Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудовым договором с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

10.5. Доплата за расширение зон обслуживания устанавливается работнику при расширении зон обслуживания. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудовым договором с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

10.6. Доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается работнику в случае увеличения установленного ему объема работы или возложения на него обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудовым договором с учетом содержания и/или объемом дополнительной работы.

10.7. Доплата за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.

Размер доплаты составляет не менее 20% части оклада (должностного оклада) за час работы работника.

Расчет части оклада (должностного оклада) за час работы определяется путем деления оклада (должностного оклада) работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от установленной работнику продолжительности рабочей недели.

10.8. Доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Размер доплаты составляет:

не менее одинарной дневной ставки сверх оклада (должностного оклада) при работе полный день, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной дневной ставки сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени;

не менее одинарной части оклада (должностного оклада) сверх оклада (должностного оклада) за каждый час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной части оклада (должностного оклада) сверх оклада (должностного оклада) за каждый час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

10.9. Повышенная оплата сверхурочной работы составляет за первые два часа работы не менее полуторного размера, за последующие часы - двойного размера в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст. 3).

XI. Порядок и условия выплат стимулирующего характера

11.1. В целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года N 818 "Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера" (зарегистрирован в Минюсте России от 1 февраля 2008 г. N 11080) устанавливаются следующие виды выплат:

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

2. Выплаты за качество выполняемых работ;

3. Выплаты за стаж непрерывной работы в учреждении, выслугу лет;

4. Премиальные выплаты по итогам работы;

Стимулирующие выплаты осуществляются по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Премирование работников учреждения осуществляется на основе Положения о премировании, утверждаемого локальным нормативным актом учреждения.

11.2. Стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы выплачивается работникам за:

особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения);

организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения среди населения;

непосредственное участие в реализации национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ.

11.3. Размер стимулирующей надбавки может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу (должностному окладу).

11.4. Стимулирующая выплата по итогам работы - премия может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу (должностному окладу). Максимальный размер премии неограничен.

XII. Другие вопросы оплаты труда

12.1. В случае задержки выплаты работникам заработной платы и других нарушений в сфере оплаты труда руководитель учреждения несет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

12.2. При отсутствии или недостатке соответствующих (бюджетных и/или внебюджетных) финансовых средств руководитель учреждения вправе приостановить выплату стимулирующих надбавок, уменьшить либо отменить их выплату, предупредив работников об этом в установленном законодательством порядке.

12.3. Размеры окладов по должностям служащих (профессиям рабочих), которые не определены настоящим примерным положением, устанавливаются руководителем учреждения самостоятельно.

1 В соответствии с пунктом 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, руководитель федерального бюджетного учреждения вправе самостоятельно устанавливать размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников

Система оплаты труда медицинских работников, в последние годы существенно изменилась, что можно связать с необходимостью мотивирования сотрудников к оказанию качественной медицинской помощи.

Распоряжением Правительства № 2190-р от 26.11.2012 года, предусмотрено поэтапное изменение системы начисления оплаты труда в бюджетной сфере, что предполагает совершенствование основных компонентов заработной платы - оклада, тарифной (часовой) ставки, а также дополнительных стимулирующих и компенсационных выплат.

При этом уровень заработка должен в полной мере зависеть от того, насколько качественные медицинские услуги населению он оказывает.

Главное в статье

Cдельная оплата

Оплата труда может формироваться по принципу сдельной, с учетом некоторых особенностей. В частности, необходимо учитывать рекомендации Минздрава РФ, а также Российской трехсторонней комиссии (РТК).

посмотреть обзор

Если говорить в целом, то действующее законодательство содержит положения, разрешающие устанавливать в организации сдельную трудовую оплату, при этом каких-либо исключений для сотрудников медучреждений не предусмотрено.

Как определяется профессиональный оклад медицинского работника

В этом разделе рассмотрены все правовые особенности установления окладов медицинским работникам, в том числе правила применения профессиональных квалификационных групп, учета стажа и возможность установлении медработнику индивидуального оклада.

Установление персонального оклада

Оклад представляет собой определенную сумму, которая устанавливается за выполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных конкретной должностью. В сумму оклада не включены иные дополнительные выплаты.

Мы считаем, что установление медработникам государственных и муниципальных больниц персональных окладов трудовым законодательством прямо не запрещено, хотя другими нормами не рекомендуется по следующим причинам.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ медицинское учреждение, как работодатель, должен обеспечить своим сотрудникам одинаковую оплату труда за выполнение аналогичного труда.

При этом установление различных окладов для одних и тех же должностей не запрещено, но представляется неоправданным. РТК приняты единые рекомендации по установлению оплаты труды сотрудников учреждений государственной и муниципальной системы от 25.12.2015 года, в которых не рекомендовано устанавливать для сотрудников, которые входят в одну и ту же квалификационную группу разных ставок, окладов.

Однако, как показывает правоприменительная практика, все же решение об установлении индивидуального оклада не признается трудовой дискриминацией в том случае, если сотрудники занимают одну и ту же должность, но выполняют разный объем работы различной сложности.

Как учесть стаж

По общему правилу стаж медицинского работника никак не влияет на размер устанавливаемого ему должностного оклада.

Как мы уже говорили, должностной оклад представляет собой фиксированную ежемесячную выплату работника, который исполнил свои трудовые обязанности в надлежащем объеме.

Поскольку оплата труда состоит не только из должностного оклада, следует отображать их непрерывный медицинский стаж в других выплатах, например в выплатах компенсационного характера. Как рассчитать стаж работы сотрудника, рассказывает специалист системы Экономика ЛПУ.

Применение профессиональных квалификационных групп

Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) могут использоваться при установлении базовых ставок и окладов Правительством РФ, оплата труда медработников государственных и муниципальных больниц не может быть ниже установленных по ПКГ окладов.

Согласно распоряжению Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года, заинтересованные исполнительные органы совместно с Минтрудом РФ могут разрабатывать и вносить свои конкретные предложения по должностным окладам ПКГ сотрудников.

Основой формирования ПКГ являются определенные требования к уровню квалификации сотрудников, который им необходим для осуществления конкретной профессиональной деятельности, т.к. в соответствии с трудовым законодательством оплата труда врача, как и любого другого работника зависит от его квалификации.

Поэтому до установления базовых окладов по конкретным должностям Правительством РФ, в учреждениях здравоохранения ПКГ могут применяться при разработке СОТ.

Это подтверждают и положения постановления Правительства РФ № 583 от 05.08.2008 года, в котором говорится что размеры окладов сотрудников устанавливаются руководством учреждения на основании требований к квалификации и опыту работы по конкретной должности (ПКГ). При этом учитывается объем выполняемой сотрудников работы и ее сложность.

Соотношение размеров оклада руководителей и медработников

Размеры должностных окладов медицинских работников никаким образом не оказывают влияния на оклад руководителя больницы и оклады его заместителей.

Как сказано в ст. 145 ТК РФ, оплата труда руководителей государственных и муниципальных учреждений устанавливается в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами должностного лица, региональными и муниципальными актами. Конкретные условия оплаты труда руководящих должностных лиц отражается в их трудовых договорах.

Как рассчитать соотношение размеров среднемесячной зарплаты

Предельный уровень соотношения зарплаты определяет учредитель медорганизации, но в том диапазоне, который установили органы власти. Какие ограничения оплаты труда руководящих работников, как рассчитать соотношение размеров среднемесячной зарплаты, где опубликовать информацию о зарплате — подробная инструкция в Системе Экономика ЛПУ.

При этом рядом нормативных актов приняты рекомендации по установлению уровня оплаты труда руководителей учреждений:

  • рекомендации на 2016 год, утвержденные РТК от 25.12.2015 года, а также применительно к федеральным учреждениям - постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2008 года. В этих документах рекомендуется устанавливать руководителям учреждения оплату, кратную 8 средним окладам всех работников учреждения;
  • в решении РТК от 25.12.2015 года также рекомендовано устанавливать оклады для главных бухгалтеров, руководителей и их заместителей на уровне 70-90% от окладов руководителей больниц.

Оклад: контроль установления

Какие органы могут проверить правильность выбора должностного оклада для сотрудников медицинского учреждения:

  • трудовая инспекция при проведении проверок в рамках государственного надзора за соблюдением медицинским учреждением трудового законодательства РФ. Кроме того, государственной трудовой инспекцией проводятся проверки исполнения программы совершенствования СОТ в государственных и муниципальных учреждениях, которая утверждена распоряжением Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года;
  • Министерство здравоохранения РФ, как ведомство, которое исполняет полномочия учредителя по отношению к подведомственным медицинским учреждениям; территориальные фонды ОМС, которые проверяют размеры окладов в рамках проведения проверок расходов на оплату труда, которые входят в структуру тарифа на оплату медпомощи в системе ОМС;
  • другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок финансовой и хозяйственной деятельности больницы.

Форма отчетности об оплате врачей в рамках ОМС

Форма отчетности о заработной плате работников медорганизаций в сфере ОМС утверждена Приказом ФФОМС от 26.03.2013 № 65. Скачайте готовый шаблон в Системе Экономика ЛПУ.

Расчет суммы средств, направленных на оплату труда работников кабинета (офиса) общей врачебной практики (семейного врача)

1. Штатная численность работников

Наименование должностей

Количество занятых должностей

Месячный ФОТ

надбавки

доп. з/плата

2. Численность прикрепленного населения, чел.

3. Подушевой норматив финансирования, руб.

4. Сумма финансирования, руб.

5. Отчет о расходовании средств

Кассовые расходы

Фактические расходы

Остаток средств на начало месяца

1. Получено средств:

1.1. По подушевому нормативу

1.2. Из фонда стимулирования (+, -)

1.3. Разовые обращения

2. Израсходовано:

2.1. Отчислено на содержание АУП, ОПП, ХП

2.2. Отчислено на консультации специалистов учреждения

2.3. Отчислено на параклинические услуги, оказываемые учреждением

2.4. Отчислено за приобретенные медикаменты, перевязочные средства, ИМН

2.5. Отчислено за приобретенный мягкий инвентарь

2.6. Санкции, предъявленные экспертной комиссией АПУ

2.7. Санкции, предъявленные внешними экспертами

2.8. Санкции за превышение объемов госпитализации

2.9. Выплаты з/платы персоналу

2.10. Начисления на з/плату

2.11. Отчислено за разовые обращения пациентов в другие ЛПУ

2.12. Отчислено в резерв предстоящих расходов и платежей

3. Остаток средств на конец месяца

Компенсационные выплаты

Указание компенсационных выплат в трудовом договоре

Возможно ли в трудовом договоре медработника прописать, что размер его компенсационных выплат устанавливается законодательством РФ?

В том случае, если законодатель установил минимальные размеры компенсационных выплат для медработников, работодатель должен указать в трудовом договоре сотрудника в конкретном размере или в процентном отношении к должностному окладу.

Компенсационные выплаты медицинским работникам могут предоставляться по разным основаниям: за медицинский стаж, за ненормированный день работы, за работу в сельской местности, за наличие профессиональной категории и т.д. Трудовое законодательство, как правило, устанавливает лишь минимальный размер таких выплат.

Конкретные размеры компенсационных надбавок медработникам должен установить работодатель, прописав такие разделы в положении об оплате труда больницы.

Дополнительные гарантии сотрудникам, которые трудятся в условиях, отклоняющихся от нормальных, должны быть прописаны в трудовом договоре сотрудника, в соответствии со ст. 57 ТК РФ.

Кроме того, рекомендации, утвержденные приказом № 167-н от 26.04.2013 года, говорят о том, что в положении об оплате труда, а также в трудовом договоре сотрудника следует прописать конкретные факторы и условия получения всех компенсационных выплат.

★ Как компенсировать сотруднику сверхурочную работу ★
в Системе Экономика ЛПУ

Снижение размера компенсационных выплат по результатам СОУТ

Рассмотрим условия, при которых медработнику могут быть снижены предоставляемые ему компенсационные выплаты в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ).

Объем компенсаций медработника может измениться при улучшении его трудовых условий, что подтверждается заключением специалиста по СОУТ, проведенной в больнице (ст. 74 ТК РФ);

Как известно, гарантии и компенсации медработникам, которые заняты в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, предоставляются в соответствии с положениями трудового законодательства, коллективным договором больницы, с трудовым договором сотрудника и т.д.

Однако, работодатель должен отменить предоставленные ранее гарантии в том случае, если на рабочем месте сотрудника обеспечены безопасные условия труда, что подтверждается заключением государственной экспертизы или СОУТ.

В связи с принятием нового закона № 426 «О СОУТ», существует переходный период к новой системе оценки рабочих мест. Так, если в больнице проводилась аттестация рабочих мест до 13.07.2015 года, то она будет продолжать действовать в течение 5 лет. СОУТ в этот период не обязательно.

Медучреждение имеет право, но не обязано, инициировать проведение СОУТ до окончания срока действия результатов аттестации.

Если сохранение условий труда, которые дали работодателю право установления компенсационных выплат своим сотрудникам, подтвердилось, то размер этих дополнительных гарантий не может быть изменен по сравнению с теми выплатами. Которые действовали на начало 2014 года.

В соответствии с разъяснениями от 15.12.2014 года по поводу применения новых правил СОУТ, улучшением трудовых условий является уменьшение окончательного класса или подкласса условий труда на конкретном месте работы сотрудника.

Так, если условия труда медработника улучшились, что подтвердилось в заключении СОУТ, руководство больницы может пересмотреть объем компенсаций, которые предоставляются сотруднику во вредных условиях труда.

При этом необходимо помнить о правилах изменения условий трудового договора между больницей и сотрудником, которые изложены подробно в ст. 74 ТК РФ.

Замена дополнительного отпуска за вредность денежной компенсацией

У многих работников возникает желание заменить часть положенного ежегодного отпуска денежной компенсацией. Возможно ли с точки зрения закона заменить отпуск, предоставляемый сотруднику за работу во вредных условиях труда денежной компенсацией?

Замена отпуска компенсацией возможно, но важно соблюсти при этом ряд условий:

  • компенсировать можно лишь часть отпуска «за вредность» (2, 3, 4 степени);
  • всем сотрудникам ТК РФ гарантирует минимальные 7 календарных дней за работу во вредных и опасных условиях труда;
  • если коллективный договор медучреждения или отраслевые акты гарантируют таким сотрудникам свыше 7 дней дополнительного отпуска, то по желанию сотрудника часть, превышающая гарантированную, может быть заменена денежной компенсацией;
  • возможность замены частями дней отпуска предоставлением денежной компенсации должна быть прямо оговорена в локальных актах больницы или отраслевом соглашении;
  • работник должен выразить свое желание на замену дополнительного отпуска деньгами, его согласие оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору.

Как рассчитать доплату при повременной оплате труда

Компенсировать сверхурочную работу можно двумя способами: оплатить в повышенном размере или предоставить дополнительное время отдыха. Как рассчитать доплату при повременной оплате труда , рассказывает специалист Системы Экономика ЛПУ.

Учет компенсационных выплат при дежурстве на дому

Оплата труда медицинских работников состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. С учетом всех этих выплат осуществляется и оплата дежурств врача на дому.

Под домашним дежурством понимается пребывание врача больницы дома в ожидании вызова в медицинское учреждение или к пациенту для оказания ему неотложной или экстренной медицинской помощи. В отношении таких сотрудников обычно устанавливается особые режим работы и учета рабочего времени.

В соответствии с Распоряжением Правительства № 2190-р, мероприятиям по совершенствованию системы стимулирующих доплат медработникам проводятся с целью взаимосвязи размера оплаты с конкретными итогами их работы. В первую очередь, учитывается качество оказанных медицинских услуг, исходя, из чего применяются те или иные стимулирующие выплаты.

Премия сама по себе является одним из видов стимулирующих доплат медицинским работников, поэтому в медицинском учреждении должны быть установлены конкретные условия ее получения.

Конкретный перечень дисциплинарных наказания содержится в ст. 192 ТК РФ, однако, такая мера как депремирование (лишение премии) в действующей редакции кодекса не содержится.

Об этом говорит и судебная практика. Суды однозначно толкуют применение депремирования по отношению к любому сотруднику работодателя как необоснованная и не подлежащая применения санкция, которая действующим законодательством признается незаконной.

Что изменится в работе экономиста медорганизации в 2019 году

Нормы труда для стимулирующих выплат

При установлении стимулирующих выплат медработникам используются определенные нормы труда, однако, не все из них целесообразно использовать в качестве критериев для доплаты.

В частности, неприменимы трудовые нормы, которые прямо не предусмотрены для целей назначения стимулирующих выплат и никаким образом не отражают результаты профессиональной деятельности медработника и качество оказанных им медицинских услуг.

Это связано с положениями распоряжения Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года, в котором сказано, что все стимулирующие доплаты сотрудников зависят о качества их труда и достигнутых профессиональных результатов, а конкретные показатели и критерии их деятельности должны быть отражены в трудовом контракте сотрудника на основании разработанной СОТ.

Оплата труда медицинских работников в любом случае имеет основу - должностной оклад, который указал в трудовых договорах. Именно по отношению к размеру оклада применяются другие обязательные выплаты - компенсационные. Порядок их начисления должен быть прописан в локальных актах больницы.

Начисление же стимулирующих выплат зависит от установленных в больнице показателей качества и объема выполненной работы, а также от других условий, описанных в положении об оплате труда.

Именно из этих составных частей складывается современная дифференцированная СОТ.

Таким образом, конечный заработок напрямую зависит от качества, сложности и объема его работы, т.е. от качества оказанных населению медицинских услуг.

Для того, чтобы по такой системе рассчитывать стимулирующую часть заработка, необходимо следовать следующему порядку:

  • определить, сколько баллов заработал каждый врач за отчетный период;
  • суммировать все баллы, заработанные сотрудниками отделения;
  • определить часть фонда оплаты труда, которая приходится на стимулирующие выплаты сотрудникам отделения;
  • рассчитать стоимость одного балла;
  • высчитать стимулирующую часть оплаты сотрудника, исходя из стоимости и суммы набранных баллов.

Исходя из этого, фонд оплаты труда медицинского работника представляет собой сумму всех выплат, причитающихся работнику за отработанный месяц, включая стимулирующие выплаты, премии, а также иные регулярные выплаты.

Рассчитывается оплата исходя из тарификационных списков больницы, а также ее утвержденного штатного расписания.