Бухгалтерский учет

Профессиональную подготовку начиная свое существование. Профессиональная подготовка и профессиональное образование

Обучать или не обучать свой персонал - каждый работодатель вправе решать сам. Это зависит от потребностей конкретного производства, финансовых и технических возможностей компании. Однако не нужно забывать, что есть такие категории работников, повышение квалификации которых - предусмотренная законом необходимость. Скажете, у вас таких сотрудников нет? Что же, жизнь не стоит на месте, и даже если вы подобрали высококвалифицированный персонал, его знания и умения просто необходимо постоянно развивать, а значит, вопросы профессионального обучения сотрудников всегда будут актуальны.

Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации Трудовой кодекс РФ (ст. 21) относит к числу основных трудовых прав работника. Порядок реализации этого права определен в ст. 196 и 197 ТК РФ. Впрочем, признание его за работником не означает, что работодатель обязан удовлетворить любые пожелания своих сотрудников относительно переподготовки и повышения квалификации. По общему правилу необходимость профессиональной подготовки кадров и их переподготовки работодатель определяет самостоятельно.

ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья 196 ТК РФ предусматривает четыре различные формы профессионального обучения. К таковым относятся:

Форма 1. Профессиональная подготовка.

Форма 2. Переподготовка.

Форма 3. Повышение квалификации.

Форма 4. Обучение вторым профессиям.

Обратите внимание! По общему правилу необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров работодатель определяет самостоятельно

Кроме того, работник может быть направлен на обучение за счет средств работодателя в соответствующее образовательное учреждение по одной из профессиональных образовательных программ:

Программа 1. Начальное профессиональное образование.

Программа 2. Среднее профессиональное образование.

Программа 3. Высшее профессиональное образование (программы бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры).

Программа 4. Послевузовское профессиональное образование.

Профессиональная подготовка

Обратите внимание!
Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. При этом она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, а также в порядке индивидуальной подготовки - у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»).

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Профессиональная переподготовка является одним из видов дополнительного профессионального образования. Она проводится с учетом профиля образования специалиста и предполагает расширение его квалификации в целях адаптации к новым экономическим и социальным условиям, ведения новой профессиональной деятельности, в т. ч. с учетом международных требований и стандартов. Цель профессиональной переподготовки -получение специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для нового вида профессиональной деятельности (п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610; далее - Положение об образовательном учреждении).

Порядок и условия профессиональной переподготовки специалистов регулируются одноименным Положением, утв. приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2571.

В соответствии с указанным Положением профессиональная переподготовка специалистов проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов.

Тип 1. Обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Такая профессиональная переподготовка осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.

Нормативная длительность прохождения такой профессиональной переподготовки должна составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.

Обратите внимание! Профессиональная переподготовка проводится на базе высшего и среднего профессионального образования

Тип 2. Обеспечивает совершенствование знаний специалистов для получения дополнительной квалификации.

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемым Минобразования России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Такая подготовка реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация.

Повышение квалификации также является одним из видов дополнительного профессионального образования, который осуществляется с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

В соответствии с п. 7 Положения об образовательном учреждении повышение квалификации включает в себя три вида обучения (табл. 1 ).

Таблица 1

Виды обучения при повышении квалификации

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются в образовательных учреждениях повышения квалификации:

  • академиях (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институтах повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевых, межотраслевых, региональных;
  • на курсах (школах, центрах) повышения квалификации, в учебных центрах службы занятости.

Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов могут реализовывать также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования (отделения переподготовки специалистов, курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений).

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации проводятся в различных формах.

Форма 1. С отрывом от работы.

Форма 2. Без отрыва от работы.

Форма 3. С частичным отрывом от работы.

Форма 4. По индивидуальным формам обучения.

Сроки и формы повышения квалификации устанавливает образовательное учреждение повышения квалификации - в соответствии с потребностями заказчика - на основании заключенного с ним договора.

Обратите внимание! Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией

Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией. Итоговую аттестацию слушателей проводят специально создаваемые комиссии, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения.

Слушателям, успешно завершившим курс обучения в государственных образовательных учреждениях повышения квалификации, а также прошедшим аккредитацию в негосударственных образовательных учреждениях повышения квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.

Словарь кадровика

Академии - ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации.

Институты повышения квалификации - образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на: удовлетворение потребностей

предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов; проведение научных исследований; оказание консультационной и методической помощи.

Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости - образовательные учреждения повышения квалификации, где специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

Обучение вторым профессиям

Обучение работников вторым профессиям - это профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью дать им новую с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Обучение работников вторым профессиям организуется для расширения их профессионального профиля, а также по совмещаемым профессиям. Перечень вторых профессий, по которым проводится обучение работников, определяет работодатель, исходя из конкретных условий производства (п. 14 Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утв. постановлением Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 № 369/92-14147/20/18-22, действующего в части, не противоречащей ТК РФ).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – РОСКОШЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Необходимость адекватного реагирования на изменения конъюнктуры рынка товаров, развитие новых направлений хозяйственной деятельности зачастую влечет за собой перепрофилирование производства. Это, в свою очередь, требует обновления кадрового состава. В такой ситуации работодатель может задействовать имеющийся кадровый потенциал, обеспечив переподготовку, обучение вторым профессиям работников, которые не могут быть использованы в дальнейшем с учетом имеющихся у них знаний и навыков. Кроме того, работодатель может обеспечить свои потребности в кадрах той или иной специальности путем профессиональной подготовки лиц, не имеющих профессии, с последующим заключением с этими лицами трудового договора.

Обратите внимание! Для некоторых категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения трудовой функции

К ведению работодателя относится и решение вопроса о необходимости повышения квалификации работников. Наличие квалифицированного персонала - залог успешной деятельности любой организации. В этой связи в качестве основных задач работодателя выступает не только подбор кадров необходимой квалификации, но и поддержание соответствия их профессионального уровня динамично повышающимся квалификационным требованиям. Постоянное совершенствование образовательных стандартов, модернизация технологических процессов, усложнение стоящих перед работниками профессиональных задач и другие факторы обуславливают потребность в непрерывном повышении квалификации.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 7 Положения об образовательном учреждении повышение квалификации проводится не реже чем один раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работника. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливает работодатель.

Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения трудовой функции (табл. 2 ). В таких случаях работодатель обязан обеспечить работникам повышение квалификации в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Таблица 2

Специалисты, для которых предусмотрено обязательное повышение квалификации

И все же предположим, что ваш работодатель решил проводить профессиональное обучение и переобучение сотрудников. Что дальше? Оформление необходимых документов, предоставление обучающимся гарантий и создание необходимых условий. Вот об этом и пойдет речь в следующем номере.

1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством , или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

общий термин, обозначающий различные виды обучения, сориентированные на формирование и обогащение установок, знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения идеологических задач в сфере оплачиваемой трудовой деятельности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и не подразумевает повышение образовательного уровня обучающегося. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего, начального профессионального и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки в образовательных учреждениях разного уровня.

Уровни профессиональной подготовки

1 Подготовка и переподготовка рабочих.

Подготовка новых рабочих - это первоначальное профессиональное обучение лиц, ранее не имевших рабочей специальности.

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально- технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве.

Подготовка новых рабочих осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения. Они включают не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоении рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется в высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно. При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и производственных условий. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, 3-е изд., Москва, ИНФРА-М, 2002, с.79.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний различного вида работ, которыми невозможно овладеть не рабочем месте.

Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах, на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми министерствами, а также в вечерних отделениях ПТУ (по договорам за счет средств предприятия). Сроки подготовки новых рабочих определяются нормативными документами и не подлежат сокращению, за исключением лиц, имеющих техническое образование. Теоретические занятия и производственное обучение проводится в пределах продолжительности рабочего дня.

Переподготовка - получение новой специальности из числа лиц, имевших рабочую профессию для удовлетворения потребности предприятия и рынка труда в данной специальности.

Рассмотрим особенности организации процесса переподготовки на предприятии. Наиболее широко она практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников.

Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна тесно увязываться с профессионально-квалификационным продвижением рабочих, а основная ее форма - это обучение смежным и вторым профессиям.

Особенность переподготовки кадров - контингент рабочих, которых она охватывает. Это в основном рабочие средних и старших возрастов, проработавшие определенное время по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение.

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

ь определение масштабов переподготовки и факторов влияющих на нее;

ь выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

ь проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников.

Структура вакантных рабочих мест и их требования к квалификации рабочей силы, а также структура высвобождаемых рабочих по уровню квалификации и определяет характер переподготовки. Переподготовка кадров проводится за счет средств относимых на себестоимость продукции. При расчете средств, необходимых на переподготовку кадров, должны учитываться не только затраты на сам процесс обучения, но материальное обеспечение работников в процессе их переподготовки. |

2. Обучение рабочих вторым профессиям.

Обучение вторым профессиям - это подготовка рабочих, уже имеющих профессию по основной деятельности с целью получения дополнительной с начальным уровнем квалификации для данного структурного подразделения. Обучение вторым профессиям организуется для расширения их профессионального профиля, подготовка к работе в условиях применения прогрессивных форм организации и оплаты труда.

Обучение вторым профессиям организуется для повышения профессионального мастерства рабочих, расширения их производственного профиля, подготовки к работе в условиях бригадной или другой коллективной форме организации труда, а также по совмещении профессиям. Ранее обучение рабочих вторым профессиям считалось одной из форм повышения квалификации. Однако по организации учебного процесса и содержанию используемой учебной документации оно ничем не отличается от переподготовки. Разница была лишь в том, что после переподготовки рабочий начинал трудиться по новой профессии, продолжая работать по прежней или основной. К тому же на практике и после освоения второй профессии он нередко переключался на нее.

Таким образом, подобное разграничение носило формальный характер.

Повышение уровня квалификации по второй профессии осуществляется для рабочих основной профессии на производственно-экономических курсах. Срок освоения второй профессии минимального уровня не должен превышать 3-х месяцев, при этом не допускается сокращение специального курса охраны труда.

3. Повышение квалификации рабочих.

Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности.

Повышение квалификации рабочих - это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям.

Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает:

1. производственно-технические курсы;

2. курсы целевого назначения;

3. школы передовых приемов и методов труда;

4. курсы бригадиров;

5. самостоятельно

Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создается в целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих в пределах данной профессии и специальности.

Численность обучающихся от 5 до 30 человек в группе. Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (с отрывом от производства) до шести (без отрыва от производства). Обучение производственно-технических курсов заканчивается сдачей экзамена. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, 3-е изд., Москва, ИНФРА-М, 2002, с.103-105.

Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача - краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.

Обучение ведется в учебных группах численностью от 5 до 30 человек по учебным целевым программам продолжительностью обучения как правило до 3-х месяцев. Курсы заканчиваются приемом экзаменов.

Школы передовых принципов и методов труда создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, бригад коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей, в сравнении с коллегами по труду.

Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые преподавателями, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.

Продолжительность школ от 30 до 100 часов, в том числе на теоретическую подготовку отводится 15-25% времени, но не менее 6 часов. Школы заканчиваются проведением итогового занятия с докладом руководителя школы и консультанта о достигнутых результатах.

Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение материалов и т.д. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого - более высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда - перекрывал издержки.

Повышение разрядов в первую очередь проводится рабочим, у которых более высокий уровень теоретических знаний и профессиональный опыт, которые освоили вторые и смежные профессии, применяют рациональную организацию труда на своем рабочем месте, прошли обучение на производственно-экономических курсах, имеют установленное для данной профессии и разряда общее образование или учатся в техникуме, институте; хорошо знающие технологический процесс выполняемой работы, правила технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии.

Образование сотрудников может проходить на нескольких уровнях.

Первый уровень - обучение руководителей и топ-менеджеров компании, и тогда речь идет об изменении стратегии компании и о серьезных нововведениях, которые будут возможны после обучения руководящего состава компании и получения ими нового видения.

Следующий уровень: обучение менеджеров различного звена, начиная от среднего звена и кончая младшими менеджерами. Этот уровень также приносит компании обновление, поскольку задает в компании новый ритм работы, дает сотрудникам новые знания и технологии, которые могут помочь в конкурентной борьбе. К тому, следует учесть, что в компании, которая обучает своих сотрудников, более низкая текучесть кадров. Молодым менеджерам на сегодняшний день уже неинтересна одна только заработная плата, их интересует уровень продвижения по карьерной лестнице и возможность на данной работе научиться чему-то новому. Не учить ученого// Ведомости - 2007, № 1.

Согласно данным опроса проведенного в ноябре 2005 года в 136 компаниях Москвы, выяснилось, что одной из наиболее затратных статей расходов компании является корпоративное обучение.

Вот какие данные были получены в ходе исследования:

79% компаний организуют обучение топ-менеджеров и молодых сотрудников.

17% компания проводят обучение обслуживающих подразделений.

20-40% всего HR-бюджета уходит в каждой второй компании на обучение менеджеров среднего звена и специалистов.

20% HR-бюджета уходит в 47 % компаний на обучение топ-менеджеров, и 42% компаний тратят на эти цели от 20 до 40%.

75% фирм затрачивают на эти цели менее 20% от HR-бюджета,

столько же тратится и на обучение сотрудников обслуживающих подразделений. Обучение молодых сотрудников для компаний несколько менее затратное.

До 80 % основной части средств на обучение идет на оплату внешних тренинговых услуг.

До 11 % затрачивается на организацию внутреннего обучения.

До 27% всех средств на обучение занимают - прочие образовательные услуги: обучение по программе МВА и курсы по усовершенствованию английского языка.

42% компаний указали, что имеют систему оценки эффективности внешних тренинговых услуг.

29% компаний имеют такую систему и для оценки внутреннего обучения.

Во сколько же обходится компании обучение одного сотрудника на разных уровнях?

Обучение топ-менеджера: в бизнес-школах Москвы обучение в течение двух лет по программе МВА обойдется от 6 до 25 тысяч $. Средняя стоимость программ - 10 тысяч $. Много это или мало? Все зависит от той оценки, с которой подходить к данному образованию. Сами выпускники МВА считают, что обучение в бизнес-школе очень много им дало и с точки зрения приобретения определенных навыков, и относительно открытия нового взгляда на бизнес. Еще немаловажный аспект - приобретенные связи, которые позже используются выпускником МВА в течение долгих лет. К тому же, специальности, которым обучают в бизнес-школах, самые перспективные для бизнеса: искусство быть лидером, стратегическое моделирование, менеджмент и маркетинг всех уровней, психология, корпоративное управление и т.д. Например, Николай Николаев, генеральный директор "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", считает, что если бизнес образование высокого качества и может принести реальную пользу компании, тогда оно для бизнесмена необходимо, и что все ведущие менеджеры его компании, кроме профессионального образования имеют бизнес-образование.

Обучение менеджера среднего звена: где и как можно учить менеджеров компании, и во сколько это обойдется? Учить лучше всего на краткосрочных тренингах и семинарах. Оторвать сотрудника на месяц-два от работы согласятся лишь в немногих компаниях, а вот послать сотрудника на тренинг, который продолжается день-два, вполне реально. Семинары, как правило, продолжаются один день.

Тренинг заказывается следующим образом: приглашается тренер из компании, оказывающей такого рода услуги, который изучает ту проблему, которая сложилась в компании, и уже потом рекомендует тот или иной тренинг. На сегодняшний день в Москве существует множество консалтинговых и тренинговых компаний, оказывающих образовательные услуги.

Как выбрать наилучшую? Можно по интернету, потому что образовательный рынок на сегодняшний день в Москве уже сложился, и основные игроки уже определились, они работают уже не один год на рынке и у них достаточно большой ассортимент различных тренингов. Можно посетить одну из образовательных выставок, которые постоянно проходят в Москве и где представлено, как правило, много интересных тренинговых компаний со своими тренингами.

Практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой кадров высшей квалификации (в частности, менеджеров), реализацией проблем качества, продуктивности, повышения мотивации работников. Отсутствие должного квалифицированного контроля над производством работ и недостаточный профессионализм персонала привели в последнее время к ряду крупнейших техногенных катастроф.

Профессиональное обучение во многих отраслях промышленности преследует цель не пополнить по-настоящему профессиональные знания и умения, а лишь получить очередной тарифный разряд, повысить тарифную ставку после упрощенных формальных процедур аттестования. При этом недооценивается реальный уровень мастерства, от которого зависит качество труда и социальная защищенность работников. Налицо тенденция развития функциональной неграмотности кадров, в то время как при рыночных отношениях предполагается тенденция и развитие спроса на рынке труда, ориентированного на высококвалифицированный труд.

При выборе тренинга, надо руководствоваться потребностями компании. Тренинги существуют самые разнообразные: это и тренинги по продажам, и умение разговаривать с клиентом по телефону, и различные маркетинговые технологии и т.д. Какова ориентировочная цена тренинга? Семинар на один день, для группы из 6-10 человек, обойдется около 5 тысяч рублей. Тренинг на один - три дня, для группы из 10 человек, ориентировочно будет стоить от 20 до 60 тысяч рублей. Цена варьируется в зависимости от количества человек в группе, от продолжительности тренинга, от темы тренинга.

Есть правило: чем больше группа, тем больше скидка. Если компания становится постоянным клиентом тренинговой компании, то для нее также возможны различные скидки. Самое главное, что можно заказать тренинг конкретно под специфику своей компании.