Кредит

Интервью: профессиональное образование России: каким оно должно быть. Вопрос

Как качественно оценить человека. Настольная книга менеджера по персоналу Тибилова Т. М.

Профессиональные интервью

Профессиональные интервью

Под профессиональными мы понимаем интервью, которые проводятся HR-специалистами и направлены непосредственно на оценку и отбор персонала. Выделяют структурированное и неструктурированное интервью.

? Структурированное (формализованное) интервью это интервью с заранее определенными перечнем или блоками вопросов. Оно служит для получения однотипной информации. При его проведении должна обеспечиваться возможность быстро обработать и сравнить ответы всех кандидатов. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы можно было выявить отличия в ответах.

? Неструктурированное (неформализованное) интервью. Содержание собеседования не загоняется в жесткие рамки. Цель такого интервью – получение разнообразной информации, позволяющей интуитивно понять кандидата.

Подготовительное неформализованное интервью часто служит для выявления значимых моментов, которые нужно будет уточнить в рамках формализованного интервью. Кроме того, рекрутер получает возможность оценить реакцию соискателя на различные вопросы и затронуть множество тем.

Из книги Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только автора Вуйма Антон

Из книги Жизнь и работа за рубежом автора Сандер Сергей

Профессиональные иммиграционные программы Правительственные программы иммиграции охватывают в первую очередь два направления: приглашение специалистов определенного профиля и приглашение неквалифицированных работников на временные или сезонные работы.Приглашение

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Средние школы и профессиональные училища Организации, интересующиеся подбором сотрудников на канцелярские и прочие производственные должности, часто во многом зависят от средних школ и профессиональных училищ. Многие из этих учебных заведений имеют особые программы

Из книги Компетентность в современном обществе автора Равен Джон

Профессиональные объединения Многие профессиональные объединения в таких сферах бизнеса, как финансы, маркетинг, бухгалтерское дело и человеческие ресурсы, предоставляют услуги по поиску и приему на работу для своих членов. Например, американское Общество управления

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

Профессиональные группы В исследовании Макклелланда и Дэйли (McClelland, Dailey, 1974), проведенном среди социальных работников, были выделены факторы, которые обуславливают различия между высоким и посредственным качеством работы. В число этих факторов входят: уверенность, что

Из книги Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером. Версия 3.0 автора Мамонтов Андрей Анатольевич

Из книги СуперДиджей-2: 45 рецептов по раскрутке автора Масленников Роман Михайлович

1.3. Профессиональные «цеховые» мероприятия Можно выделить несколько видов профессиональных мероприятий, которые могут быть проведены на площадке выставки:Совещание - «заседание, собрание, посвященное обсуждению какого-либо специального вопроса». Целесообразно

Из книги Профессионализм менеджера автора Мельников Илья

Маленькие профессиональные хитрости PR руководителей Гораздо труднее быть простым, чем сложным. Джон Раскин Публичность руководителей является обязательным элементом корпоративного PR. Топ-менеджмент – это лицо или, вернее, лица компании, которые озвучивают многие

Из книги Жизнь как стартап [Строй карьеру по законам Кремниевой долины] автора Хоффман Рид

23. Интервью, онлайн-интервью и комментарии ИнтервьюСегодня музыкальному пиарщику от этого жанра определенно никуда не деться! Интервьюируемые ди-джеи – его, можно сказать, хлеб. Все мы – журналисты – знаем, ну, или, по крайней мере, должны знать прописные журналистские

Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Трудоголизм и профессиональные заболевания менеджера В жизни современного менеджера работа и карьера приобрели большое значение, иногда даже слишком большое. Хорошо, когда работа приносит радость и удовлетворение; это немаловажно для ощущения полноценности жизни,

Из книги Неслучайные связи. Нетворкинг как образ жизни автора Салякаев Артур

Профессиональные союзы В 1978 г., в 20 лет, Мэри Сью Милликен окончила кулинарную школу в Чикаго. Не имея никакого практического опыта, она тем не менее была твердо намерена получить работу в лучшем ресторане города – в легендарном Le Perroquet. Мэри пыталась это сделать в течение

Из книги Как качественно оценить человека. Настольная книга менеджера по персоналу автора Тибилова Т. М.

7. Профессиональные сообщества Профессиональные сообщества дают вам необходимое саморазвитие, дают возможность заявить о себе, отточить оффер. По личному опыту скажу, что постоянно нужно мозолить глаза там, где это возможно. Появляться на разных конференциях, делать

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Профессиональные сообщества Просторы Интернета огромны, поэтому стоит сегментировать все ресурсы в соответствии с вашей целевой аудиторией. Для этого отлично подходят профессиональные сообщества. Такие сообщества присутствуют и в вышеупомянутых социальных сетях и

Из книги автора

Ситуационное интервью, или case-интервью Ситуационное интервью основано на построении определенных ситуаций (кейсов) и на предложении интервьюируемому описать модель своего поведения в данной ситуации.Принцип проведения такого интервью следующий: вы строите такую

Собеседование должно быть кратким и предоставлять максимально достоверную информацию о кандидате. Но если спрашивать собеседника напрямую об интересующих нас вопросах, то скорее всего мы получим социально желательный ответ.

Для того, чтобы получить более достоверную информацию о собеседнике можно использовать такой прием как проективные вопросы. Как раз на эту тему увидела сегодня статью господина Ярцева, выдержки из которой привожу ниже.

Скачать бланк «Тест - проективные вопросы» №1

А от себя прилагаю еще один Скачать бланк «Проективные вопросы для продавцов»

Стремиться к успеху - это значит...

Ответ на этот проективный вопрос позволяет сделать предварительные выводы о степени ориентированности испытуемого на успех. Так «ответы-отписки», трудно понимаемые ответы и отсутствие ответа могут свидетельствовать о слабо выраженной ориентации человека на успех. Кроме того, данный вопрос поможет прояснить то, как понимается человеком механизм достижения успеха. Так, если акцент делается на «желании успеха», то, скорее всего, доминирует эмоциональный компонент. В случае если человек описывает какие-либо конкретные действия и шаги, можно сделать вывод о доминировании у него ориентации на действие.

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а как Вы различаете успех в жизни, успех в карьере и успех в профессии?
2. Что в первую очередь Вы планируете делать, чтобы достичь успеха именно в нашей компании?
3. К чему Вы стремитесь сильнее, чем к успеху?
4. Скажите, чего больше в успехе: признания со стороны, или ощущения себя успешным? Почему?

Утвердиться в жизни - это значит...

Данное предложение провоцирует рассуждения человека о том, как он понимает связь между достижением целей и потребностью в чувстве стабильности. Акцент на обладании («иметь деньги и/или карьеру» и т.п.) свидетельствует о том, что человек не рассматривает свои способности как наиболее твердые гарантии. Акцент на своих возможностях («научиться ставить и достигать цели», «уметь что-либо») показывает, что человек анализирует свои профессиональные стороны, а потребность в чувстве стабильности менее выражена.

Вопросы для собеседования:

1. Почему Вы дали именно этот ответ?
2. Как Вы понимаете стабильность в жизни? Насколько для Вас важно чувство стабильности?
3. Как Ваше утверждение в жизни связано с Вашей работой, профессией?

Профессиональные достижения характеризуются тем, что...

Ответ на этот проективный вопрос помогает прояснить, каким образом человек понимает сферу профессиональных достижений. Ответы, ориентированные «на результат» отличаются тем, что в них профессиональное достижение понимается как некий итог чего-либо, тогда как ответы, ориентированные «на процесс» рассматривают достижения как промежуточное состояние развития (как профессионального, так и личностного). Также содержательное описание того, что субъективно является достижением, поможет определить приоритеты человека (деньги, статус, возможности, создание чего-либо, результат развития и т.п.).

Вопросы для собеседования:

1. Почему Вы решили, что именно то, что Вы отметили в первую очередь, характеризует Ваши профессиональные достижения?
2. Перечислите 5-10 Ваших наиболее значимых профессиональных достижений. Расскажите о том, что Вы не считаете профессиональным достижением?
3. Какие профессиональные достижения Вы не осуществили на сегодняшний день, хотя вполне могли бы? Почему?

Мой интерес к людям заключается в том, что...

Данное предложение предполагает, что человек испытывает интерес к другим людям. Рассматривает ли человек других людей как средство достижения собственных целей, либо как источник «новой информации». Здесь важно определить характер «интереса»: коммерческий интерес; интерес с точки зрения получения новых возможностей; интерес с точки зрения разнообразия поведения людей; интерес как возможность обмена чем-либо; интерес с занимательной точки зрения.

Вопросы для собеседования:

1. Как Вы обычно используете возможности других людей?
2. Как Вы думаете, в чем должен состоять интерес продавца по отношению к клиенту (или менеджера по отношению к продавцу)?

Я разбираюсь в людях, потому что...

Ответ на этот вопрос проясняет мнение человека о собственной способности анализировать поведение других и на этой основе строить эффективное общение с собеседником. Кроме того, становится понятной доминирующая позиция: «я разбираюсь в людях, потому что я такой-то», либо «я разбираюсь в людях, потому что я умею то-то и то-то».

Вопросы для собеседования:

1. Почему Вы решили, что то, о чем Вы говорите, действительно обеспечивает тонкое понимание других людей?
2. Скажите, а какую практическую пользу приносит способность разбираться в людях?

Вести беседу - это значит....

Данное предложение проясняет, насколько актуальна для соискателя проблема управления общением. Варианты ответов можно разделить на следующие группы: ответы, центрированные на собственных качествах (отмечается необходимость демонстрирования таких моделей поведения, как «быть активным», «быть дружелюбным» и т.п.); ответы, центрированные на своем поведении (отмечается область действий: «делать то-то» или «сказать то-то»); ответы, центрированные на собеседнике (в них отмечаются задачи влияния и воздействия на собеседника; например, «говорить то, что хочет слышать человек» или «понять то, что человек склонен обсуждать» или «провоцировать необходимые высказывания со стороны собеседника»). Также есть группа ответов, в которых соискатели отмечают результативность взаимодействия (например, «четко ограничить тему беседы» или «точно поставить цель беседы»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а как сделать так, чтобы человек обсуждал строго определенные темы?
2. Как Вы думаете, с помощью чего возможно управлять вниманием человека?

Со мной легко работать потому, что...

Здесь можно выделить несколько групп ответов: центрированные на своих личностных качествах («потому что обладаю определенными качествами»); центрированные на ограничениях («стараюсь то-то и то-то не делать»); центрированные на задачах деятельности («стараюсь поступать определенным образом»); центрированные на внешних обстоятельствах («везение» или «попадалось такое окружение»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, почему Вы решили, что именно из-за этого с Вами легко работать?
2. Скажите, а в каких ситуациях с Вами все-таки трудно работать?
3. Как Вы думаете, насколько целесообразно работать в команде, занимаясь продажами?

Знать цели - это значит...

В ответах может быть выделен как эмоциональный аспект («понимать, чего хочешь» или «понимать то, в чем сильно нуждаешься»), так и содержательный аспект («знать, куда двигаться» или «знать, что делать сейчас, а что потом»). При ответе на этот вопрос часто встречаются «пустые» окончания предложения (например, «понимать цели» или «понимать, зачем живешь»), что свидетельствует о недостаточности целеполагания у человека в профессиональной области.

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а какими цели бывают?
2. Кроме информации о конечном итоге, что еще предполагает цель?
3. Приведите несколько разнообразных целей, связанных с Вашей профессиональной деятельностью.

Продвигаться к цели - это значит...

Ответ на это предложение позволяет получить информацию о том, как человек понимает процесс достижения цели. Так, если в ответе кратко описываются определенные конкретные действия (например, «точно сформулировать цель, определиться со способами ее достижения и в процессе реализации учитывать возникающие ограничения»), то можно говорить о том, что человеку свойственна осознанность в достижении цели. В случае, когда особо отмечаются требования к себе (например, «быть готовым к действию» или «проявлять целеустремленность»), можно говорить о том, что человек склонен к связыванию «внешних целей» с целями саморазвития. Кроме того, могут быть даны эмоциональные ответы (например, «сильно хотеть» или «когда есть удача»), которым не стоит отдавать предпочтение, хотя отдельные из них могут свидетельствовать о высокой мотивации.

Вопросы для собеседования:

1. Как Вы думаете, от чего в первую очередь зависит продвижение к цели?
2. Скажите, почему цели иногда являются недостижимыми?
3. Как Вы считаете, без чего невозможно продвижение к цели?

Планирование - это...

Здесь соискатель выражает свое понимание планирования в профессиональной деятельности. Ответы можно группировать по следующим параметрам: склонность к ситуационному или стратегическому планированию; акцент на планировании действий или на планировании целей; планирование как «работа для себя» или планирование как «работа для других». В отдельных случаях целесообразно использование дополнительных параметров группирования ответов.

Вопросы для собеседования:

* Почему Вы в своем ответе отметили именно это?
* Как Вы думаете, насколько Вам помогает такое понимание процесса планирования?
* В чем это понимание Вас ограничивает?

План нужен для того, чтобы...

Ответ на это предложение проясняет понимание соискателем целесообразности и необходимости использования планирования в процессе профессиональной деятельности. Здесь можно выделить две группы ответов: ответы, связанные с описанием целесообразности планирования «для себя» (например, «знать, что и в какой момент делать») и ответы, связанные с описанием целесообразности «для кого-то» (например, «тебя смогли контролировать»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, что в деятельности продавца (руководителя) следует планировать в первую очередь?
2. Как целесообразно использовать планирование в работе с клиентами?

Продуктивное общение с человеком - это...

Информация по этому вопросу позволяет прояснить, в чем соискатель видит показатели продуктивности общения. Если он отмечает такие показатели продуктивности, как достижение цели, одновременное решение нескольких задач, разрешение возникающих проблем и конфликтных ситуаций с клиентом, преодоление недопонимания между собеседниками, прояснение и преодоление имеющихся и/или возникающих противоречий, то можно сделать вывод о том, что соискатель адекватен в вопросах общения в сфере коммерческих переговоров. Если в ответах отмечаются понятия комфорта (например, «когда нет напряжения» или «общение без манипуляций»), то вероятнее всего соискатель плохо ориентируется в вопросах продуктивности общения и недостаточно их учитывает как в профессиональном, так и личностном аспекте.

Вопросы для собеседования:

1. Какие показатели продуктивности общения в области коммерции Вы можете выделить?
2. Скажите, использование каких приемов может повысить продуктивность общения с клиентом?
3. Скажите, что может снижать продуктивность общения с клиентом?

Проявить инициативу в работе - это значит...

На данное предложение ответы могут быть самыми разнообразными: от «точно выполнять указания руководства» до «самостоятельно определять проблемы и способы их разрешения». При интерпретации ответов целесообразно определять область инициативы: «область поиска и решения проблем»; «область самостоятельного определения задач»; «область интенсификации действий»; «область предложения чего-либо нового» и возможное другое.

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а в каком случае о продавце можно сказать, что он инициативен?
2. Как Вы думаете, насколько инициатива связана с профессиональными успехами?
3. Скажите, в каких случаях Вы проявляете инициативу, а в каких нет? Почему именно так?

Быть оборотистым и энергичным человеком - это значит...

Важным здесь представляется определение того, связывает ли соискатель эти качества с профессиональной деятельностью и в чем состоит данная связь. Также можно дополнительно отметить наличие акцента: либо отмечаются связанные личностные характеристики (например, «добиваться того, что ты задумал»), либо приоритетно отмечается модель поведения такого человека («поступать быстро и без особых раздумий»), либо это расценивается как возможность чего-либо (например, «быть быстрее других» или «иметь больше шансов»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, по Вашему мнению, в чем положительное и отрицательное влияние данных качеств на результативность продаж?
2. Как Вы думаете, может ли энергичность снижать результативность общения с клиентом?

Мое стремление к победе выражается в том, что...

Здесь может быть оценена не только степень амбициозности соискателя, но и его готовность к определенным «энергозатратам» для достижения побед в продажах. Особо интересными представляются ответы, проясняющие позицию соискателя относительно «источника» таких стремлений: либо это результат собственных умозаключений (например, «я просто готов и чувствую себя уверенно»), или это давление внешних обстоятельств (например, «я вынужден добиваться целей, иначе их добьется кто-то другой»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а что для Вас является победой? А победой в профессиональной деятельности?
2. Скажите, а что может снизить Ваше стремление к победе? "


  • Бланк «Тест - проективные вопросы» №1 (DOC 22.512 Кб)
  • Бланк «Проективные вопросы для продавцов» (DOC 37 Кб)

Читать также

  • Как подбираются звезды
  • 20 хитрых вопросов для рекрутера

    Кому это надо?
    * Конечно в первую очередь менеджерам по подбору персонала для того чтобы докопаться до истины. Нередко соискатели приходят подготовленными и имеют наготове целый набор "правильных" ответов, социально-приемлемых формулировок, а то и вообще профессионально тренированными на специальных курсах, позволяющих успешно проходить большинство возможных вариантов собеседования.

Статьи этого раздела

  • Четыре обязательных качества эффективного HR-менеджера

    «Горящая» вакансия»: кто виноват и что делать Представьте себе человека, который проспал на работу. Он в ужасе мечется по квартире, собирая вещи и кое-как застилая кровать. Напяливает на себя дурацкий свитер с оленями, который оказался…

  • Кадровый резерв: формируем внутренний рынок труда

    Как известно, одним из главных мотиваторов для работника является стабильность. Да и большинство компаний предпочли бы долговременное сотрудничество с персоналом. Но вот ведь парадокс: средний срок работы человека на одном месте сейчас – 1,5-2 года. Чтобы убедиться, достаточно просмотреть пару десятков резюме на HeadHunter.
    Если не рассматривать достаточно частые случаи разорения предприятий-работодателей, задержки зарплаты, основная причина смены работы, особенно у тех, кому около 30, - отсутствие перспективы. За те самые 1,5-2 года человек понимает, что и дальше будет (в лучшем случае) сидеть на том же месте и столько же зарабатывать. И уходит на рынок труда за лучшей долей.
    Как найти консенсус труда и капитала, нам подскажет опыт международных корпораций.

  • Отказ в приеме на работу

    Компания может понести административную, а ее должностные лица - даже уголовную ответственность за непредоставление соискателю на открытую вакансию письменного объяснения причин отказа в приеме на работу. Грамотно составленный отказ в приеме на работу поможет избежать…

  • Юрист на секондмент: трата денег или эффективная экономия для компании?

    Текущая экономическая ситуация вынуждает бизнес рациональным образом подходить к определению затрат на юридическую поддержку. Те компании, которые постоянно пользуются услугами консультантов, особенно крупный бизнес, активно ищут, как сэкономить на внешней юридической поддержке. …

  • Три компонента ценности, или Зачем генеральный директор собеседует кандидатов

    От интервью с руководством компании зависит судьба трудоустройства кандидата. Но порой оно может длиться пару минут – этого достаточно генеральному директору или владельцу бизнеса, чтобы составить своё впечатление. Вместе с Еленой Тимошкиной, руководителем группы подбора персонала кадрового агентства Юнити, разберёмся, на чём же фокусируют внимание первые лица компании в процессе личного собеседования.

  • Оптимизируем работу рекрутера

    Работа рекрутера состоит из множества разнообразных дел: обсуждение вакансий с заказчиком, размещение объявлений и отбор резюме, телефонные и личные интервью с соискателями, представление кандидатов заказчикам… Если ты ещё и HR – «всё в одном флаконе», времени катастрофически не хватает. Рабочий день HR редко ограничивается 8-ю часами, и как правила продолжается дома по вечерам: звоним соискателям. В каждой из функций рекрутера есть свои классические «пожиратели времени», но там же кроются и резервы. Вот несколько советов, как рекрутеру повысить свою эффективность.

  • Зоны экстремального подбора персонала

    Получая в работу вакансию, HR-специалист в качестве показателей эффективности подбора рассматривает: срочность, уровень заработной платы и требуемую компетенцию. Согласно опросу экспертов кадрового агентства Юнити, на первом месте по степени важности у работодателей сегодня стоит квалификация специалистов. На ней акцентируют внимание 90% компаний, 70% – стремятся оптимизировать расходы на зарплату, в 10% случаев приоритет отдаётся срочности подбора.

  • Приживётся ли у нас краудрекрутинг?

    Одним махом убить двух зайцев – именно такой результат обещает новая технология подбора персонала. Перспектива одновременно решить бизнес-задачу и найти качественного специалиста привлекает работодателей. Однако понимания технологии пока слишком мало. Попробуем разобраться, за счёт каких инструментов реализуется…

  • Быстрый и легкий способ выявить конфликтного сотрудника

    Быстрый и легкий способ выявить конфликтного сотрудника Вы когда-нибудь встречали в резюме соискателя на рабочие места следующие характеристики: «склонен к воровству», «конфликтен», «агрессивен», «отличается не адекватным поведением» и т.п.? Было бы, как минимум, странно, чтобы потенциальный…

  • Легенды «executive search»

    Легенды – это небольшие сказки, истории, ваши сочинения, которые помогают сделать кандидату предложение о работе, и в результате помогают кандидату обрести что-то более стоящее. Легенды созданы для секретарей и людей-«фильтров». Обычно людьми-«фильтрами» мы называем тех,…

  • Стандарты и ключевые отличия Executive Search & Headhunting

    Headhunting и executive search – два новомодных термина, которые помогают множеству кадровых агентств с удовольствием, в хорошем смысле этого слова, бросать пыль в глаза потенциальным клиентам. Я немного резок в выражениях, чуть ниже объясню, почему.

  • Принципы эффективного набора кадров с открытого рынка труда

    Давайте поговорим о том, как можно эффективно набирать кадры с открытого рынка труда. Для примера рассмотрим прием на работу менеджеров по продажам. Те же принципы будут действовать для любой специальности, где важен профессионализм, а профессионалы - в большом дефиците. …

  • Руководителя не переделать: ставит много задач, создает авралы, провоцирует стрессы. Подберите сотрудников, которые смогут с ним работать
  • Экспресс-оценка кандидата или сотрудника: как и зачем

    Экспресс-оценка – это единственная возможность в сложной кадровой ситуации за короткое время, используя минимум методов и оборудования, оценить сотрудников или кандидатов. Такая оценка, как правило, включает в себя несколько наиболее актуальных из всего спектра диагностических…

  • Подбираем сотрудников для стартапа. Брать профессионалов или энтузиастов? Где искать? Как оценивать?

    Изучив результаты опроса клиентов, генеральный директор заметил, что был бы востребован новый продукт для автовладельцев и автомоек. Этот продукт – порошок, собирающий с кузова машины грязь и покрывающий слоем, отталкивающим пыль и влагу. Коммерческий директор предложил…

  • Ищите человека с горящими глазами! Какой HR специалист будет максимально эффективен и сможет поднять стартап проект

    Старт нового проекта – это всегда что-то увлекательное, динамичное и не до конца понятное. Любой сотрудник, участвующий в процессе должен быть не просто первоклассным специалистом, а профессионалом с «горящими глазами». И HR – менеджер не исключение. Ведь именно он формирует команду и настраивает ее на успех!

  • Как заполнять сложные вакансии: рекрутер в роли консультанта заказчика

    1 Что это такое? Как известно, рекрутмент бывает массовым (например, розничные продавцы или кассиры), стандартным (бухгалтера) или штучным (топ-менеджмент, редкие специалисты). Первые и последние - самые сложные. Массовые - поскольку их требуется всегда и много.…

  • Подбор узкопрофильных специалистов. SAP

    ИТ-технологии стремительно развиваются. Крупные компании отходят от отечественных разработок типа 1С и переключаются на западные, дорогие системы, как SAP.
    Как любая ERP-система, SAP интегрирует ключевые процессы компании (финансы, кадры, логистику, производство). Специалисты SAP, как правило, выходят из опытных программистов или специалистов в определённой функциональной области, которые решили овладеть передовыми ИТ-технологиями в своей специальности.

  • Менеджер по подбору не оценивает личность кандидата. Научите подчиненного проводить проективное интервью

    Менеджер по подбору персонала уже в третий раз приступает к поиску руководителя отдела по работе с клиентами. С двумя руководителями, отобранными ранее, пришлось расстаться, так как они недостаточно хорошо общались с людьми, неправильно реагировали на некоторые претензии. HR-директор решил выяснить, в чем причины.

  • Проверяем кандидата на вакансию

    При поиске кандидата на открытую вакансию работодатель вынужден проверять не только профессиональные качества, но и другие аспекты его жизни и деятельности. Это необходимо для минимизации рисков, связанных с кадровой безопасностью компании.

  • Кадровая безопасность: подбор персонала

    Работодателю нужно заботиться о кадровой безопасности. Если в поиске кандидата на вакансию участвует кадровое агентство, в договоре с ним нужно предусмотреть важные условия, которые обеспечат компании защиту информации и персональных данных сотрудников.

  • Рекрутмент и корпоративные культуры российского бизнеса

    От HR часто приходится слышать, что тот или иной кандидат не состоялся, поскольку «не соответствует нашей корпоративной культуре». Но далеко не все могут внятно объяснить, в чём эта корпоративная культура заключается, и чем тот или иной кандидат ей соответствует или не соответствует.
    Попробуем разобраться.

  • Подбор персонала 2.0, или для чего нужны социальные сети

    Основные источники подбора персонала для компании на деле можно пересчитать по пальцам. Сегодня работодатели используют специализированные платные и бесплатные интернет-ресурсы, размещают объявления в средствах печати, иногда взаимодействуют с вузами, если политика компании предполагает набор молодых специалистов, или обращаются за помощью к кадровым агентствам. Но с каждым днем, с каждой новой открывающейся вакансией этих методов катастрофически не хватает - не в последнюю очередь потому, что руководители не готовы оплачивать отнюдь не самые дешевые услуги как кадровых агентств, так и интернет-порталов.

  • Если соискатель требует письменный отказ

    В нашу организацию хотела устроиться одна дама. Я не поленилась поинтересоваться ее успехами на предыдущих местах работы, обзвонила ее бывших коллег и получила самые нелицеприятные отзывы, прямо-таки пугающие. Разумеется, принимать на работу эту особу мы не будем. Но теперь она требует предоставить ей аргументированный письменный отказ. Как его грамотно составить?

  • Практика проведения оценочных собеседований

    Проведение оценочных собеседований (бесед) с работающими сотрудниками в настоящее время еще только начинает входить в HR – жизнь многих наших отечественных предприятий. В связи с этим каждая компания методом проб и ошибок пытается выработать свой уникальный подход к данному направлению оценки персонала.

  • Читаем резюме по методу Шерлока Холмса

    Если вы не имеете от Заказчика прямой наводки на кандидата («Заполучите мне Петрова ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!!!»), то, при любом раскладе, ваше знакомство начнётся с резюме. Для большинства моих знакомых HR – ров, особенно тех, кто постоянно занимается набором персонала (не важно, с позиции фирмы – работодателя, или кадрового агентства), поток резюме напоминает «навозну кучу». Именно ту, которую, согласно дедушке Крылову, петух, разрывая, нашёл жемчужное зерно.

  • Оценить по достоинству (о подборе и оценке аудиторов)

    В процессе поиска аудитора руководители и эйчары (HR-менеджер - «human research manager» - менеджер по персоналу - прим. ред.) сталкиваются с нехваткой кандидатов на рынке, а также с проблемой оценки профессиональных и личностных качеств соискателей. Решение в пользу определенного специалиста во многом предопределит качество проведенной им проверки ведения бухучета, достоверность данных, отраженных в аудиторском заключении. Исходя из собственного опыта подбора специалистов в области аудита, предлагаю несколько рекомендаций по поиску аудитора и критериев отбора кандидатов.

  • Как проводить собеседование с соискателем на ТОП-позицию

    Вы - сотрудник HR-отдела. Вашей компании требуется ключевой работник - топ-менеджер. Вы уже подобрали несколько подходящих резюме или напрямую вышли на интересующего вас кандидата с предложением о работе. Первый этап отбора пройден. Следующая ваша задача - подготовка и проведение собеседования с учетом того, что соискатель является опытным руководителем, а у вас подчиненная должность. Какие нюансы надо учесть, чтобы выбрать наиболее достойного кандидата?

  • Подбираем персонал при минимальных финансовых затратах

    В период кризиса многие организации в нашей стране сократили финансирование поиска персонала до минимального уровня. Сейчас, несмотря на оживление рынка труда и возрастающую потребность в кадрах, руководители все же не спешат выделять дополнительные средства на подбор новых сотрудников. В такой ситуации рекрутер сталкивается с непростой задачей: как найти подходящих кандидатов и при этом избежать лишних трат

  • Частота смены мест работы – едва ли не первое, на что обращает внимание HR-менеджер, изучая резюме очередного кандидата. Обнаружив в послужном списке более 5-6 записей, он нередко перестаёт вникать в текст, полагая, что имеет дело с «летуном», который нигде подолгу не задерживается, что говорит о его личных и деловых качествах. Особенно внимательно относятся к этому признаку профессиональной успешности при оценке кандидатов на занятие VIP

  • Ищите… бухгалтера. О поиске и подборе бухгалтера

    Многие руководители и владельцы частного бизнеса принимают на работу бухгалтера, но через некоторое время понимают, что специалист их не устраивает. Налоговая выявляет нарушения, отчетности сдаются с опозданием, в финансовых документах обнаруживаются ошибки либо знаний специалиста недостаточно для ведения бухгалтерского учета в компании. Подобные ситуации часто возникают потому, что при поиске специалиста не было уделено достаточно времени на оценку профессиональной компетентности кандидата. А ведь это чревато серьезными финансовыми потерями для компании и проблемами с налоговой службой

  • Проблема «блудного сына»

    Вы – руководитель предприятия или директор по персоналу. Приходит к вам сотрудник с сообщением, что нашёл другое, более привлекательное, место работы. Дальнейший сюжет опустим, главное – финал. Месяца через 2-3 «блудный сын» (или дочь) возвращается, слёзно прося взять его назад. Ваши действия?

  • Как подобрать специалиста МСФО

    О введении обязательного применения международного стандарта финансовой отчетности в России говорят уже многие годы. В соответствии с требованиями закона «О консолидированной финансовой отчетности», МСФО может стать обязательным для российских публичных компаний с 2012 года.
    В связи с принятием новых правил публичным компаниям придется либо направлять своих сотрудников на обучение, либо планировать набор необходимого персонала. О том, как подбирать таких специалистов, какие требования к ним предъявлять, рассказывает руководитель направления «Бухгалтерия и финансы» Кадрового агентства уникальных специалистов Ольга Гофман

  • Работники с особенностями характера: с кем работать?

    Наверно, не совсем правильно начинать статью с трюизма, но все-таки необходимо еще раз напомнить, что все люди "сильно разные". В руках умелых руководителей это является ресурсом, а в неумелых - проблемой (вспомните замечательный фильм "Полицейская академия" - он почти об этом). Но и "умелые руки" должны знать, как отличить потенциальный ресурс от возможной проблемы.

  • Что ожидать от соискателя, который пишет каллиграфическим почерком

    Довольно часто приходится сталкиваться с убеждением некоторых руководителей и HR-ов, что обладатель красивого каллиграфического почерка - хороший сотрудник. А что думает об этом специалист-графолог?

  • Научитесь правильно говорить "НЕТ!", или о том, как правильно оформить отказ в приеме на работу

    В практике специалистов по подбору персонала существует стандартная схема найма работников. Размещается объявление (на интернет-сайтах, в газетах, по телевидению) - откликнувшегося кандидата приглашают на собеседование - по итогам собеседования принимается решение, заключать с будущим сотрудником трудовой договор или нет. Если принято положительное решение, с документами все понятно. А если компания не собирается брать человека на работу? Как об этом сообщить - устно или письменно? Как составить письмо-отказ, чтобы не оставить ни малейшей возможности обжаловать его в суде? Читайте далее.

  • Подбор персонала - своими силами или через кадровое агентство?

    Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с персоналом, "Российское автомобильное товарищество": - Не стоит отдавать кадровому агентству вакансии, которые дешевле закрыть самостоятельно. В основном своими силами персонал подбирают компании, имеющие развитые системы мотивации, подбора,…

  • В поисках ценного сотрудника: Как составить профиль должности

    "Профиль должности" прочно вошел в терминологию, используемую HR-специалистами по управлению персоналом. Однако у многих из них свой взгляд на вопрос оценки персонала.

  • Резюме с примесью лжи. Как ее обнаружить?

    К вам пришел устраиваться на работу очередной соискатель. Образование у него отличное, опыт работы - приличный и качества личные - выше всяких похвал. Принимаем на работу, а он не справляется с обязанностями, ссорится с коллегами, да еще и на руку нечист. Значит, врал в резюме и на собеседовании? Как же не обмануться из-за речей обаятельных лжецов-соискателей?

  • Ловушки и капканы взаимоотношений между сотрудником и компанией

    Все согласны с тем, что работа нужна, что она дает деньги, заполняет время, насыщает жизнь победами и поражениями? Да! Работа дает возможность почувствовать себя востребованным, успешным, возможность реализовать свои амбиции, проявить свои способности и умения.

  • Мотивационный подход к оценке карьеры

    Успешность карьеры определяется внутренней удовлетворенностью человека своим трудом, ощущением значимости собственных профессиональных достижений, степенью реализации личного интеллектуального, творческого потенциала и профессиональным признанием.

  • Как сделать, чтобы агентство по подбору персонала работало для вас лучше, чем для других клиентов?

    Существует ли такое кадровое агентство, которое всем своим клиентам оказывает услуги одного и того же уровня качества? Можно задать руководителю кадрового агентства вопрос о том, есть ли у него клиенты, для которых делается все самое лучшее, и клиенты, получающие услуги качеством похуже.

  • Рейтинг ляпов на собеседовании

    Из своей практики «ляпов» я помню такой случай. У меня в работе была вакансия менеджера по ВЭД. Как обычно кандидат компании нужен был еще вчера, по этому разница между собеседованием в агентстве и отправкой кандидата в компанию могла быть пару часов и я с трудом успевала проводить собеседования и подготавливать все необходимые документы. Иногда получалось так, что пока кандидат ехал в компанию я лихорадочно писала заключение о нем.

  • Headhunting по-русски

    Что такое "охота за головами"? Как осуществляется прямой поиск? Методы защиты персонала от "охотников"? Что такое кодекс делового поведения хэдхантера?

  • Как подбираются звезды

http://www. echo. *****/programs/beseda/925495-echo/

ИНТЕРВЬЮ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: КАКИМ ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ?

АНДРЕЙ ВОЛКОВ, ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ

И. ВОРОБЬЕВА: Добрый вечер, сегодня мы будем говорить о профессиональном образовании в России – каким оно должно быть. Сегодня в газете «Ведомости» вышла большая публикация министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова и ректора бизнес-школы «Сколково» Андрея Волкова. К счастью для нас оба автора статьи в студии.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Прочитали не раз статью по поводу нового вида высшего образования – потрясающая, изумительная, оптимистичная, радостная статья и абсолютно утопичная. Вы понимали, как к ней отнесутся, когда ее писали? Это же невозможно.

А. ВОЛКОВ: Вы абсолютно точно формулируете. Моя версия - да, я вообще удивлен. Я думал, что она не вызовет никакого резонанса и внимания, поскольку здесь обсуждаются очень далекие вещи, с моей точки зрения, - такое образование с огромным замахом и лагом вперед.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы пишете, что перспектива – 10-30 лет.

А. ВОЛКОВ: Да, а вопросы, которые я получил - завтра дети пойдут в школу, что для них меняется?

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Справедливый вопрос. Нельзя же через 10 лет сразу все изменить, значит, какие-то изменения начнутся с завтрашнего дня?

А. ВОЛКОВ: Должна быть модель, нужно двигаться постепенно, двигаясь и меняясь. И дискуссия об этой модели имеет смысл в общественном пространстве, мне кажется.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы обозначаете ключевые тренды и шаги, которые нужно предпринимать. Вы считаете, что это выполнимо?

Д. ЛИВАНОВ: Безусловно, выполнимо. Вопрос, конечно, в сроках, какой объем ресурсов необходимо затратить, чтобы добиться тех или иных целей. Но мне кажется, что все, что написано, безусловно, реалистично. Вопрос в том, нужно ли нам это и как этого добиться. Цель этой статьи не в том, чтобы постулировать какое-то знание, а в том, чтобы начать дискуссию по поводу того, какое высшее образование нам нужно в среднесрочной перспективе - не через 3-5 лет, и даже не через 10.

И. ВОРОБЬЕВА: Раз уж вы об этом говорите, значит, нам это нужно. Какие сроки вы предполагаете, когда это случится?

Д. ЛИВАНОВ: Нужно четко различать, что именно случится, поскольку в статье действительно отмечены несколько изменений, которые должны произойти, часть из них произошли раньше, или уже происходит, часть из них произойдет позже.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Тогда пойдем по шагам. Первое, о чем вы пишете – массовое обновление людей, работающих в высшем образовании. То есть, те учителя, профессора, вузовские преподаватели, должны смениться? Куда вы их денете?

А. ВОЛКОВ: Это сильное преувеличение, конечно. Мы говорим о том, что все равно придет другая генерация.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А откуда она появится, если ее обучает старая генерация? Ведь ничего не меняется в преподавании.

А. ВОЛКОВ: Мы про это пишем – должна поменяться сама среда, технология и содержание. И это будет привлекательно для других людей.

И. ВОРОБЬЕВА: С помощью каких инструментов это должно произойти?

А. ВОЛКОВ: Скажу свою позицию, чтобы сразу было взаимопонимания . Я закоренелый идеалист.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Об этом говорит место вашей работы.

А. ВОЛКОВ: Что я имею в виду? Если не договориться о простом идеальном будущем - идеальным – в смысле простым, - без деталей, постановлений, законов, - договориться о простой, идеальной модели, то дальше можно обсуждать механизмы, деньги, сроки. Но именно эта фундаментальная договоренность о будущем очень редко происходит в нашей общественной дискуссии. Мы с удовольствием обсуждаем какие-то частности: закрываем вуз такой-то в таком-то городе, или не закрываем.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Мы хотим идеального будущего - давайте теперь про механизмы.

Д. ЛИВАНОВ: Мы начали говорить про преподавателей. Мы прекрасно понимаем, кто сегодня учит наших студентов – это люди примерно в возрасте от 55 до 60 лет, возраст этих людей примерно на 10 лет увеличился за последние 15-20 лет, и более или менее понятно, чему они учат, как и каков результат этой деятельности. Зададимся вопросом – что будет через 10-25 лет?: Это будут те же самые люди, возрастом от 765 до 80 лет? Наверное, это будут новые люди. Поэтому нужно ставить вопрос, что это будут за люди, какие требования к ним нужно предъявить и какие технологии они привнесут в наше высшее образование.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Понятно возрастное обновление – придут новые люди, так или иначе. Но этих новых людей обучали те самые преподаватели, которые должны уйти, система обучения не меняется. Придут молодые, но в голове у них то же самое.

Д. ЛИВАНОВ: Если рассуждать как вы, в мире не было бы никаких технологических революций, никаких открытий, эволюции.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Открытия делают единицы, а мы говорим про массовое образование.

Д. ЛИВАНОВ: Технологическая эволюция это дело, в которое вовлечены миллионы. Может быть, вначале стоят единицы, десятки, сотни, тысячи, а участвуют в этом миллионы.

И. ВОРОБЬЕВА: Сейчас начала меняться система образования тех людей, которые будут потом работать в вузах, или нет?:

А. ВОЛКОВ: В ряде небольших образцов – да. Но тут я вынужден сказать про наш скромный вклад – продумывая нашу школу, а это дает мне основание писать про это, мы задумали и организовали ряд других технологий привлечения и подготовки людей. Очень конкретно: в сфере управленческого образования человек без реального опыта не в состоянии работать в аудитории. Следовательно, требования к людям, которые потом готовы войти в аудиторию и с ней разговаривать, принципиально меняются для определенных видов образования. Думаю, что для современного технологического, конструкторского, инженерного, медицинского, юридического образования это актуальное требование – наличие актуального опыта. Раньше такого требования не было, и это веление нового времени.

И. ВОРОБЬЕВА: Мы с Таней не идеалисты, поэтому пошагово - как это будет происходить?

Д. ЛИВАНОВ: Есть мировой рынок академического труда, есть рынок профессуры. Мы прекрасно понимаем, сколько в среднем в год получает профессор ведущего университета, сколько в университетах среднего уровня, знаем, какие инструменты найма преподавателей есть в мире, безусловно, если мы хотим масштабно обновлять наш профессорский состав, необходимо использовать эти инструменты. Никаких велосипедов для этого изобретать не нужно. Есть механизм, который нужно использовать гораздо шире, чем он используется сегодня. Уже сегодня российские университеты, правда, очень ограниченном количестве, нанимают преподавателей и администраторов на международном рынке. Это не означает, что обязательно это иностранцы, это означает только одно – эти люди конкурентоспособны на международном рынке, независимо от того, на каком языке говорят и какого гражданства.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но и конкурентоспособная оплата.

Д. ЛИВАНОВ: Конечно. Уровень компенсации за труд конкурентоспособный.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы понимаете, с каким сопротивлением вы столкнетесь со стороны тех людей, которых, по идее, нужно убирать, и как это сопротивление может вам помешать?

И. ВОРОБЬЕВА: Или такого сопротивления не будет?

А. ВОЛКОВ: Вопрос так сконструирован, что хочется ответить и да, и нет одновременно. Потому что конечно, всегда в истории, в любых процессах, люди, которые уже укрепились, которым более или менее комфортно, которым не хочется ничего менять – это касается не только образования, - не хочется сдвигаться. Тем более что сейчас, когда у нас явно обозначен дефицит во многих учебных заведениях преподавательского труда - преподавателей явно не хватает. С другой стороны, - да, требуется решить этот вопрос открытием рынка со внешней стороны, предоставить возможность другим. Ведь это довольно кастовая профессия - нужно быть доктором наук, кандидатом наук - и только таким путем попадать. В концепции традиционного университета это все точно, а концепции открытого образования, где разные люди выполняют разные роли – эксперты, исследователи, другие люди, которые организуют коммуникацию или проектные работы , рынок резко расширяется. И такой проблемы, мне кажется, как сопротивление, нет – она уходит. Поскольку нужны другие люди, которых сейчас внутри нет. Им просто не с кем будет сравнивать: ну, я доктор наук, а это какой-то эксперт по индустрии.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Прекрасно – начали дискуссию. Есть у вас какой-то календарь, «дорожная карта»?

Д. ЛИВАНОВ: Безусловно, мы обозначаем для себя «дорожную карту». Думаю, что у нас есть около 15 лет на то, чтобы восстановить конкурентоспособность высшего образования в ряде сегментов. У нас есть примерно год на обсуждение и на принятие ключевых решений, а это означает, что через год нам нужно начать движение. То есть, в тех университетах, которые согласятся участвовать в этой программе, нам нужно начать изменения.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Это ближайшая перспектива?

Д. ЛИВАНОВ: да. А дальше нам надо отслеживать то, что происходит, в ежегодном режиме, смотреть на эти изменения, оценивать результаты, получать обратную связь, в случае необходимости корректировать подходы, может быть, корректировать цель – это совершенно не исключено. Но важно, чтобы движение происходило.

И. ВОРОБЬЕВА: Конкурентоспособные вузы это те, куда приезжают учиться, в том числе, из-за границы.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Тут написано: «Станут центрами притяжения лучших студентов и профессоров со всего мира».

И. ВОРОБЬЕВА: В таком случае, на каком языке нужно вести преподавание в этих вузах? На русском, английском, - на каком?

А. ВОЛКОВ: никуда не деться - в ряде сфер многие вещи придется делать на английском языке . Мы же хотим сыграть в мировую игру? Придется часть предметов, курсов, дисциплин - кстати, в этом нет ничего нового, так делают уже ряд учебных заведений, и не только в Москве – приглашая профессора, и преподавание идет на английском языке. Я недавно был в Архангельске – ну, не образовательный центр Вселенной - там специальность, которая связана с нефтегазовым сектором, преподавание последние два года в магистратуре - бурение на шельфе - на английском языке. Для тех, кто поступил и выбрал эту сферу деятельности. Я уже не говорю «Скол-ТЭК» - это не бизнес-школа «Сколково», это наука и технологии.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: вы уже преподаете на английском?

А. ВОЛКОВ: Мне приходится уже несколько лет работать в международной среде, поэтому у меня много англицизмов врачи. Но от этого нам никуда не деться. Кстати, во многих сферах - не обязательно в сфере общего образования.

Д. ЛИВАНОВ: Мы должны четко понимать, что сегодня язык науки, политики, дипломатии, и в значительной степени язык искусства - английский.

И. ВОРОБЬЕВА: «У России есть все основания для того, чтобы включиться в мировое лидерство в подготовке таких людей, которые будут способны мыслить за пределами существующих общепринятых представлений» - но такое определение я не могу дать большинству людей, живущих в нашей стране. Как можно ждать этого от студентов?

А. ВОЛКОВ: Но мы же обсуждаем подлинно высшее образование, следовательно, это будет доступно не всем. И принцип меритократии - власть и качество, - противостоит принципу демократии. Бывает обидно, конечно, но с этим ничего нельзя поделать всегда конкуренция за лучшие умы, за тех людей, которые могут выходить за рамки представлений, будет существовать. Не всем все достанется. Если взять мировой контекст, не только российский, то очевидно, что в списке мировых образовательных держав будут не все, кто в списке членов ООН, это будет маленький клуб – тех, кто развивает энергетику, или фундаментальную науку, или исследования космоса. Это клубы маленькие, к сожалению. Не потому, что туда трудный доступ, а потому что это огромные инвестиции. Но, слава богу, Россия там была. Поэтому у нас есть исторические основания не выпасть навсегда из этого клуба стран, которые держат очень высокую планку образования - я имею в виду СССР. Я бы даже сказал, что у нас есть генетическая память, институциональная - быть крутой образовательной державой.

Д. ЛИВАНОВ: В целом мне кажется, нашим людям всегда была свойственна креативность. У нас в целом неплохие способности детей. И это дает нам возможность надеяться на успех. У нас хорошие стартовые позиции, несмотря на то, что очень многое мы за последние 20 лет потеряли, у нас все еще есть неплохие возможности для старта.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы пишете, что не нужно слепо и грубо копировать зарубежный опыт, необходим свой подход. В России изначально ко всему свой подход – и демократия у нас суверенная, в том числе. Здесь каков принцип? Что будете перенимать, что не будете?

А. ВОЛКОВ: Все сгодится – все, что может быть хорошего и приспособленного для конструирования нового движка, - извините за сленг, - сгодится для хорошего дела. Но если конкретно – например, есть Институт пожизненного профессорства – Теньо-Трек, - которым пользуются все ведущие исследовательские вузы. Интересный вопрос - у нас не было этого института, - должны ли мы имплиминтирвоать? Моя точка зрения – нет. Поскольку этот институт сложился 500 лет назад в результате определенных процессов в Европе, и длится исторически. Допустим, США уйти от этой формы пожизненного профессорства очень сложно, - есть глубокая история. А у нас, в силу наших исторических ошибок, можно не повторять этот путь, а шагнуть сразу в другую форуму взаимоотношений преподавателей. Дмитрий Викторович уже говорил, что фактически на наших глазах складывается мировой рынок академического исследовательского преподавательского труда - 20 лет назад это было бы смешно обсуждать. И на этом рынке уже пожизненное профессорство не является рабочим инструментом. Может быть, нам и не надо это копировать. Вот почему мы пишем в статье, что не надо всем переносить. И не получится. Я уже говорил про фонд целевого капитала – Европе не удалось создать такие фонды, а США удалось, - в результате определенной исторической традиции свободы. Слепо не получится перенести.

И. ВОРОБЬЕВА: Что дальше, что над вузами? У меня друг учится на биолога – знаете, кем он хочет стать? – британским ученым., - для него это символ людей, которые делают открытия в неожиданных вещах, которым выделяют огромные деньги на то, чтобы они выясняли, любят ли друг друга летучие мыши. Он верит в эту креативность. Здесь, над вузами, что-то будет меняться?

Д. ЛИВАНОВ: В современном мире ученые уже утратили национальность, что такое «британский ученый» - он же через пять лет американский или швейцарский.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но когда мы говорили про марсоход, все очень озаботились национальностью ученых в российских СМИ.

Д. ЛИВАНОВ: Кстати, на нем работают российские узлы. Поэтому интеллектуальный труд сегодня предельно глобализован, не имеет границ. Конечно, нам хотелось бы, чтобы в наших университетах, НИИ, работали первоклассные ученые, Нобелевские лауреаты - чтобы именно эти люди учили наших студентов.

И. ВОРОБЬЕВА: И что нужно для этого сделать? Сделать все, что запланировано в статье?

Д. ЛИВАНОВ: Статья не является детальной программой перехода.

А. ВОЛКОВ: К сожалению. Нет «золотого ключика» - повернем, увеличим бюджет в два раза, и наступит счастье. Не наступит. Требуется решить вопросы финансирования, инфраструктуры, менеджмента, содержания.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: У вас еще и про коррупцию нигде не написано.

А. ВОЛКОВ: Слава тебе господи, что мы не упомянули этот традиционный вопрос в этой статье. Мы же начали с идеализма.

И. ВОРОБЬЕВА: Вы начали с идеализма.

А. ВОЛКОВ: Хотя вы это называете утопизмом, с чем я категорически не согласен. Но если мы все время будем говорить, кто у кого чего спер, мы не сможем обсудить горизонты серьезной идеи.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Мы говорим о том, как люди по мосту будут добираться до кампуса на острове Русский?

Д. ЛИВАНОВ: Я передвигался, ничего.

А. ВОЛКОВ: А люди даже ездят на машинах.

И. ВОРОБЬЕВА: О «Сколково» есть много мифов, - это первый шаг в вашей программе?

А. ВОЛКОВ: Если угодно, мы готовы стать и считаться такого рода лабораторией. Более того, это никакие не мечты, мы 6 лет это делаем – строим другого типа программы, привлекаем зарубежных и наших великолепных специалистов, смело движемся по этому пути. Поэтому я с такой уверенностью пишу вместе с Дмитрием Викторовичем об изменениях. Потому что ряд образцов есть и в истории, и наша практика показывает, что это все возможно.

И. ВОРОБЬЕВА: Посмотрим, как это у вас будет получаться.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Через 30 лет.

И. ВОРОБЬЕВА: Конечно, мы говорим о наших будущих детей и слава богу, что о высшем образовании наших детей идет серьезная дискуссия. Спасибо большое. Надеюсь, что то, что мы называли утопией, воплотится в жизнь. Будем за этим внимательно наблюдать. Благодарю вас, господа.

А. ВОЛКОВ: Спасибо.

Профессиональные качества интервьюеров

Общая подготовка к интервью

Подготовку интервью принято разделять на общую и конкретную подготовки.

Под общей подготовкой принято понимать подготовка к интервьюированию вообще.

Под конкретной подготовкой принято понимать подготовительная работа к проведению интервью с конкретными респондентами по заранее определœенной теме.

Общая подготовка к интервьюированию предполагает подготовку квалифицированных интервьюеров.

Какими же профессиональными качествами должен обладать интервьюер?

Качества хорошего интервьюера складываются из:

1) Его индивидуальных способностей;

2) Владения методикой;

3) Социологической подготовки;

4) Подготовки в той предметной области, которая исследуется с применением глубоких интервью.

Названные группы качеств находятся в определœенной зависимости, взаимно дополняя и усиливая друг друга.

Индивидуальные способности – это набор качеств, врожденных или социально приобретенных, присущих человеку вне зависимости от его профессиональных навыков.

Как и в большинстве других профессий, способности к интервьюированию колеблются в человеческой популяции в очень широких пределах.

Существование различий в индивидуальных способностях к интервьюированию ставит задачу разработки тестовых методик профессионального отбора интервьюеров.

· На первом этапе их создания разрабатывается профессиограмма, т. е. эмпирически верифицированный набор личностных качеств, необходимых для успешного овладения данной профессией.

· На втором этапе для количественного измерения этих качеств разрабатывается тест.

Хороший интервьюер характеризуется выражением “дать-и-взять” , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ означает, что при проведении беседы он должен уметь не только получить от респондента требуемую информацию, но и дать ему взамен чувство морального удовлетворения. Известно, что хорошо проведенное интервью обладает своего рода терапевтическим воздействием на личность опрашиваемого:

· снимает тревогу;

· помогает принимать решения;

· повышает самооценку и т.д. (на этом основано широкое применение интервью в психотерапевтической практике).

Способность вызвать данный психологический эффект и воспользоваться им для получения более полной информации считается основным качеством хорошего интервьюера.

Перечень типов плохих интервьюеров, судя по литературе, достаточно обширен. В него включаются:

· Интервьюеры – “миссионеры”, стремящиеся вместо получения информации довести до опрашиваемого какую-либо идею;

· “моралисты”;

· “ветреники” (несерьезные);

· властные;

· тревожные;

· сентиментальные;

· действующие по шаблону.

Этот список, вероятно, может быть продолжен. Перечисленные выше стили неправильного ведения интервью в большинстве случаев предопределœены личностными качествами опрашивающих, в связи с этим они трудно поддаются корректировке.

Владение методикой, в отличие от индивидуальных способностей, приобретается путем обучения. Роль обучения в подготовке интервьюеров исключительно велика.

Обучение интервьюеров, как и всякое профессиональное обучение, должно строиться на сочетании теории и практики. Для теоретического обучения необходимы учебники, методические пособия и лекционные курсы. Практическое обучение осуществляется путем проведения специального тренинга.

Социологическая подготовка важна, по меньшей мере, в трех отношениях.

В первую очередь, каждый интервьюер должен хорошо усвоить известный методологический принцип анализа без оценочных суждений. Применительно к практике интервьюирования данный принцип означает оценочную нейтральность слушания.

Во-вторых, социологическая (в первую очередь теоретическая) подготовка делает возможным правильное понимание высказываний респондентов, особенно в тех случаях, когда интервьюер и опрашиваемый принадлежат к различным субкультурам и разным профессиональным областям.

В-третьих, указанная подготовка развивает способность интервьюера к фиксации и развитию релœевантных (относящихся к проблеме исследования) тем, что является одной из главных предпосылок успешного проведения интервью.

Подготовка в предметной области исследования означает, что при проведении интервью

· в сфере экономики от интервьюера требуется квалификация экономиста͵

· в медицинœе (к примеру, при сборе детализированных анамнезов) – медика,

· при отработке технологий – технолога,

· при изучении эмоциональных реакций – психолога и т.д.

Особенно часто потребность в предметной квалификации интервьюеров возникает в прикладных и междисциплинарных исследованиях (к последним можно отнести такие области, как экономическая социология, социология медицины и др.). Предметная подготовка, как и общесоциологическая, повышает способность интервьюера к правильному пониманию опрашиваемых и к отбору релœевантных (нужных) тем.

Названные выше четыре группы качеств обладают свойством взаимно усиливать друг друга и в то же время отчасти являются взаимозаменяемыми.

Наивысшей квалификацией обладают интервьюеры, обладающие всœеми четырьмя качествами.

В то же время в практической работе достаточно эффективно могут действовать люди, обладающие лишь некоторыми из них. В частности, замечено, что люди с высокой предметной квалификацией в пределах своей области компетенции могут успешно проводить интервью даже без знания методов опроса.

Социологическая квалификация способствует быстрому усвоению методики глубокого интервью.

Эссе

Мой личностный и профессиональный рост

(интервью с самим собой)

Утро. В качестве будильника - звонок любимой мелодии на телефоне. Подъем. Поездка на учебу. Университет. Аудитория. Шелест тетрадок. Голос преподавателя. Внимание. Желание каждый день познавать что-то новое. Каким специалистом я стану? Какие нравственные ценности буду нести людям? Что мне надо сделать, чтобы стать успешной в карьере и в жизни? Вопросы, вопросы, вопросы… Жизнь их задает каждый день.

Вопрос 1 . Когда и как вы решили поступить в Нефтегазовый Университет?

Многие становятся нефтяниками случайно. Для других - это семейное дело.

Когда встал вопрос о выборе профессии, я, честно говоря, не сомневалась ни минуты: конечно же, нефтегазовая промышленность!

Что же повлияло на мой выбор?

С детства я слышала рассказы от папы про его работу (а он нефтяник). Отец часто говорил о чувстве приятной усталости, полученной им на работе. Мне было интересно его слушать. И поскольку папу я очень уважаю и ценю его мнение - а ему хотелось семейственности в профессии - то без колебания подала документы в Нефтегазовый университет.

«Богатство России Сибирью прирастать будет», - сказал М.В. Ломоносов еще в 18 веке. Его мысль подтверждается на протяжении почти трех столетий. Я родилась в нефтегазовом регионе и считаю своим долгом вносить вклад в развитие нефтяной промышленности моей малой родины и России в целом.

Вопрос 2 . Почему Вы выбрали такую нелегкую для девушки профессию?

Я родилась и живу в Тюмени - городе, который называют «столицей нефтяного края». Есть прекрасная русская пословица: «Где родился, там и пригодился». Она говорит о том, что человек может и должен делать все, зависящее от него, чтобы найти себе применение у себя на родине. Долг каждого гражданина способствовать своим трудом, т.е. пригодиться тому обществу, которое его взрастило.

Нефтяники - это своеобразный пласт людей. Мелочные и подленькие в этой профессии не приживаются. Труд-то тяжелый. Физический. В любую погоду находишься на улице. Это людей закаляет. Я девушка, но тяжелой работы не боюсь. Эта профессия - прекрасный повод испытать и закалить характер.

Обдумывая будущее и выбирая профессию, я сознательно связывала свою жизнь с нефтяной промышленностью. Ещё будучи абитуриенткой, я четко осознавала, что за нефтедобывающей отраслью стоит будущее российской и мировой экономики. Сейчас, с головой погрузившись в учебу, я все больше осознаю правильность своих размышлений.

Что может быть лучше, чем делать что-либо на благо людей? Нефтяная промышленность дает прекрасные возможности для этого. Ведь без продуктов, исходным сырьем для которых является нефть, жизнь современного человека невозможна!

Получив профессию, я встану в ряды людей, которые делают жизнь комфортной и радостной.

Вопрос 3. Каковы, на Ваш взгляд, пути развития общества нефтяников в регионе?

Повышение квалификации специалистов для поддержки отрасли с учетом существенного изменения кадрового состава.

Передача знаний. Это приоритетное направление подразумевает обеспечение доступности необходимой информации в любое время и в удобной форме.

Развитие профессионализма и социальной ответственности. Организация и проведение сертификации. Пропаганда принципов промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Просвещение общественности относительно нефтегазового дела и задач, стоящих перед отраслью.

Вопрос 4. Как стать успешным?

Чтобы стать успешным, одного образования недостаточно. Важен опыт, постоянная практика, наблюдательность. Можно сказать, успешный человек — это фанат своего дела, которому важна его востребованность среди окружающих, его профессиональный авторитет, положительные результаты его работы. Очень эффективно на жизнедеятельности студента-нефтяника сказывается участие в различных конкурсах, где происходит не только профессиональный рост, но и личностное развитие, где можно увидеть свои собственные способности и возможности. Главное - я осознаю, что профессиональный рост невозможен без личностного роста. Важнейшими инструментами здесь выступают анализ и самоанализ.

В дальнейшем мне помогут позитивное отношение к жизни, вера в силу добра, умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему в жизни, умение меняться, учиться.

В заключение добавлю: постигая премудрости жизни и вырастая как личность — ты становишься интересен сам себе и вызываешь интерес у других.