Бухгалтерский учет

Профсоюзы в современном обществе. Основные функции профсоюзов Профессиональные союзы функции

профсоюз профессиональный союз функция

Функции профсоюзов - это направления их деятельности.

Защитная функция профсоюзов, является традиционной и для советских профсоюзов. В силу того, что исторически она возникла раньше других функций, ее содержание характеризуется значительными и сложными изменениями.

Задача защиты профсоюзами прав и интересов трудящихся в социалистическом обществе представляет собой составную деятельности часть всей системы организаций советского общества и прежде всего Коммунистической партии и социалистического государства. Особенности защитной функции профсоюзов по сравнению с защитой прав и интересов трудящихся другими организациями советского общества состоит в том, что, во-первых, профсоюзы призваны защищать права и интересы рабочих и служащих главным образом в области общественно - трудовых отношений; во-вторых, основная цель профсоюзов при этом заключается в недопущении (предупреждении) возможных нарушений, указанных прав и интересов; в-третьих, профсоюзы используют при защите прав и законных интересов рабочих и служащих такие пути и средства, которые недоступны для государственного аппарата.

ФУНКЦИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА. В условиях, когда профсоюзы не имеют (по российскому законодательству) права на законодательную инициативу, они активно реализуют свое участие а процессе нормотворчества через предложения и поправки в проекты законов, которые направляются в Комитеты ГД РФ, через РТК, через объединение профсоюзов России (ФНПР) и др.

Реализуя эту функцию профсоюзные комитеты, формулируя мотивированное мнение по тому или иному локальному правовому акту образовательного учреждения, осуществляет по существу экспертизу и глубокий его анализ, что бы защитить членов Профсоюза от негативных последствий введения нормативного акта в жизнь

ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ. В соответствии с законодательством РФ профсоюзам предоставлено право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Профсоюзные правовые и технические инспекторы, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в учреждении образования имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, норм охраны труда, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

ФУНКЦИЯ СОУПРАВЛЕНИЯ. Основными формами участия профсоюзных организаций в управлении на уровне учреждения образования являются: учет мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором; проведение консультаций с работодателем (администрацией) по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе учреждения, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке и принятии коллективных договоров; иные формы, определенные учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Одной из важных форм соуправления является получение профсоюзным комитетом от администрации необходимой информацию по таким вопросам как: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по иным вопросам, предусмотренным ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. В рамках функции соуправления профсоюзный комитет имеют право вносить по вышеперечисленным вопросам предложения в органы управления организацией и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. Реализация функции соуправления является для профсоюзной организации важным механизмом в реализации уставных целей и задач.

ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ. Определение содержания профсоюзной учебы, разработка наиболее эффективных методов и организационных форм обучения профсоюзного актива, их совершенствование - является основными проблемами в деятельности профсоюзных комитетов по обучению. Формируя свою систему подготовки актива, следует активно вводить и нестандартные модели их подготовки. В обучающие программы наряду с традиционными вопросами целесообразно включать риторику, логику и другие необычные компоненты, расширяющие возможности профсоюзного активиста особенно в условиях широкого социального партнерства. Важно в организациях Профсоюза создать обучающую среду, которая бы активно способствует формированию и развитию необходимых качеств, умений, навыков. Это сложная задача требует постоянного к себе внимания и участия в ее разрешении всех структур Профсоюза.

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ. Организаторская функция пронизывает все направления деятельности профсоюзных организаций, выборных органов в профсоюзе и реализуется на четырех уровнях.

  • 1. Организационный (практический) уровень:
    • - обеспечение деятельности высших органов профсоюзной организации;
    • - обеспечение деятельности коллегиальных выборных профсоюзных органов;
    • - организация работы постоянных комиссий профкома;
    • - проведение встреч, бесед, «круглых столов», деловых переговоров, конференций и др.;
    • - организация и использование устной и наглядно-художественной информации (лекции и выступления, профсоюзные уголки, информационные стенды профкома, объявления, информационные листки, выставки и др.);
    • - организация и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий (вечера, спортивные соревнования и др.);
    • - организация отдыха (поездки выходного дня, организация семейного досуга и др.);
    • - здоровьесберегающие мероприятия (профилактические медицинские осмотры, организация санаторно-курортного лечения) и др.
  • 2. Уровень профсоюзного нормотворчества:
    • - разработка и принятие Положения об организации;
    • - формирование и принятие решений высших и исполнительных органов профсоюзных организаций (в форме постановлений);
    • - формирование мотивированного мнения профсоюзного комитета и др.;
    • - формирование и принятие решений индивидуальных выборных профсоюзных органов (председателей организаций в форме распоряжений);
    • - подготовка и принятие резолюций, заявлений, обращений, открытых писем по тем или иным актуальным социально-трудовым проблемам в коллективе;
    • - формирование представлений, обращений и исков в органы инспекции, профсоюзные органы и суды и др.
  • 3. Уровень аналитико-творческой деятельности профкома:
    • - разработка планов, определение перспектив развития профсоюзной организации, уточнение целей и конкретизация задач;
    • - разработка проекта коллективного договора, соглашения по охране труда и др.;
    • - разработка сценариев проведения мероприятий, акций;
    • - обобщение практики и опыта работы комиссий, профсоюзного актива (составление справок информаций);
    • - анализ состояния и результатов деятельности выборных профсоюзных органов по тем или иным направлениям (статистические и иные отчеты);
    • - подготовка методических материалов;
    • - подготовка информационных бюллетеней, наглядной информации и др.
  • 4. Технологический уровень:
    • - адаптация различных методик организационно-уставной работы профкома; - адаптация методик и рекомендаций по проведению коллективных акций, забастовок и др.
    • - разработка мер по использованию опыта и внедрению новых форм работы профсоюзных организаций в практику (профсоюзные кружки, опыт разработки целевых проектов деятельности первичной организации др.);
    • - выработка критериев оценки деятельности постоянных комиссий и актива, выявление эффективности деятельности профсоюзных организаций и др.

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку (общероссийские объединения профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения в соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности. Первичная профсоюзная организация действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом.

Деятельность профсоюзов независима (т. е. неподотчетна и неподконтрольна) от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений, политических партий и других общественных объединений. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность, т. е. регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах).

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта федерации по заявлению генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций. Функции профсоюзов – это направления их деятельности.

Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция – защитная. Защитная функция профсоюзов заключается в осуществлении деятельности по предупреждению нарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов работников в сфере труда, а также по привлечению к ответственности их нарушителей.

Вторая функция профсоюзов – представительская. Функция представительства работников прямо закреплена в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. Закон о профсоюзах в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединяет эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Основные права профсоюзов

Для эффективного осуществления функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий:

– в нормотворчестве;

– правоприменении;

– контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Основные права и обязанности профсоюзов перечислены в гл. II Закона о профсоюзах, в соответствии с которой профсоюзы имеют право:

– вносить предложения и высказывать свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников;

– участвовать в разработке государственных программ занятости; они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении производства и сокращении рабочих мест. В установленных законодательством случаях увольнение работника – члена профсоюза может быть произведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа (ст. 12 Закона о профсоюзах);

– вести коллективные переговоры и заключать от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений;

– участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия;

– участвовать в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов (ст. 13–15 Закона о профсоюзах);

– получать бесплатно и беспрепятственно от государственных и хозяйственных органов информацию по социально-трудовым вопросам;

– осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде и создавать для этой цели собственные инспекции труда.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

1) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников организации;

3) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

5) защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

6) предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

7) направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

8) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

9) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

10) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

11) принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

12) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

13) обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы через уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (ст. 370 ТК РФ).

Профсоюзы могут осуществлять защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

Полномочия профсоюзов носят различный характер:

– одни полномочия носят рекомендательный характер, например, участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных актов заключается в обязательном учете мнения профсоюзов о содержании проекта НПА (соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно);

– другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами;

– третьи полномочия имеют самостоятельный характер, когда профсоюзы принимают решения о проведении забастовок.

Гарантии прав профсоюзов

Закон о профсоюзах и ТК РФ установили систему гарантий прав профсоюзов, т. е. систему условий, необходимых для обеспечения реализации полномочий профсоюзов.

В систему таких юридических гарантий входят следующие гарантии.

1. Имущественные гарантии деятельности профсоюзов заключаются в признании, неприкосновенности и защите права собственности профсоюзов. В законодательстве указанные гарантии сформулированы в основном как права профсоюзов: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица.

В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, различные иные организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

Финансовый контроль за средствами профсоюзов со стороны органов исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается, а имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

2. Личные гарантии деятельности профсоюзов заключаются в специальной охране права на труд работников, входящих в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов.

Работники, входящие в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов, а также руководители выборных профсоюзных коллегиальных органов организации могут быть уволены по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, подп. «б» п. 3 и 5 ст. 81 ТК РФ только с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ.

В случае необходимости участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК РФ).

Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

Работник, освобожденный от основной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором (ст. 375 ТК РФ). При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации предприятия ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации – на срок до одного года. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

3. Обязанность работодателей по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа заключается в том, что работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

В организации численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному профсоюзному органу данной организации базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.

Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором (ст. 377 ТК РФ).

При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляется организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

4. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью. Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

5. Юридическая ответственность, т. е. предусмотренная законом обязанность нести наказание за нарушение прав профсоюзов, также является важным условием обеспечения прав профсоюзов.

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социальнотрудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 16-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории РФ, так и вне ее территории, по также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку: общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акты общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, и тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица – в соответствии с федеральным законом.

В случае если деятельность профсоюза противоречит Конституции, конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта РФ но заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфические общественные организации со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функции – защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов – это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, их главная функция – защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений – начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию – представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Защитная функция профсоюзов – это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекций труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановление нарушенных прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функция представительства интересов работников прямо закреплена в ст. 29 ТК, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК. В ст. 1 п 11 Закона о профсоюзах объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но, кроме двух этих функций, профсоюзы осуществляют также культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую функцию по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной функции и функции представительства интересов работников способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм (мораль, традиция и др.). Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Функции профсоюзов

Функции профсоюзов - это основные направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная (взаимоотношения «профсоюз - предприниматели»). Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников (взаимоотношения «профсоюз - государство»). Некоторые экономисты добавляют к этим двум еще и третью функцию, экономическую - заботу о повышении эффективности производства. В юридической литературе выделяют следующие функции: защитная, производственная, воспитательная, социальная, международная.

Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Функция представительства связана с отстаиванием интересов работников не на уровне фирмы, а в государственных и общественных органах. Целью представительства является создание дополнительных льгот и услуг. Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников. Права и обязанности профсоюзов в сфере труда составляют их правовой статус.

Помимо прав в сфере труда, профсоюзы обладают обширными правами в сфере действия других отраслей права: правами юридического лица, правом собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др.

Права и обязанности профсоюзов тесно связаны между собой. Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория оно характеризует пределы юридических возможностей деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им юридических полномочий

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

В условиях обострения конкурентной борьбы профсоюзы стали осознавать, что благосостояние работников зависит не только от противоборства с предпринимателями, но и от роста эффективности труда. Поэтому современные профсоюзные организации почти не прибегают к забастовкам, активно участвуют в повышении профессиональной подготовки своих членов и в совершенствовании самого производства.

Основные права профсоюзов

Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи -- представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися .

Основные права-обязанности профсоюзов перечислены в гл. II Закона от 12 января 1996 г. Профсоюзы вносят предложения и высказывают свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.

Профсоюзы ведут коллективные переговоры и заключают от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также осуществляют контроль за ними. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов (ст. 13, 14, 15 Закона).

Полномочия профсоюзов обладают различной юридической силой. Юридическую силу характеризует степень обязательности предложений профсоюзов для государственных и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещательный характер, таково, например, участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами .

Понятие профсоюзов. Их задачи и функции

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.
Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).
Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.
Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.
Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.
В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.
Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.
Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.
Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.
Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” в ст. 11 “Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников” и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.
Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др.
Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.