Бухгалтерский учет

Перспективные ракеты-носители. Многоразовые ракеты-носители

На сайте.

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы "Ангара" ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса - носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН "Ангара" проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. "О создании космического ракетного комплекса "Ангара" и Постановления Правительства РФ № 829 от 26 августа 1995 г. "О мерах по обеспечению создания космического ракетного комплекса "Ангара".

В 1993 г. Министерством обороны и Российским авиационно-космическим агентством был объявлен конкурс на разработку нового тяжелого отечественного носителя, в котором наряду с ГКНПЦ им. М.В. Хруничева приняли участие РКК "Энергия", ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" и ГНПКРЦ "ЦСКБ - Прогресс". Предложенный ГКНПЦ им. М.В. Хруничева проект был основан на многолетних проектно-изыскательских работах по ракетам-носителям, их созданию и эксплуатации с учетом прогнозируемых требований и реальных возможностей их выполнения.

Основным условием достижения экономичности являлось применение кислородно-водородного топлива на второй ступени, а также кислородно-водородного разгонного блока (КВРБ). Это позволяет снизить примерно на 40 % стартовую массу ракеты и соответственно массу ее конструкции и стоимость по сравнению с конкурентными вариантами с керосино-кислородным топливом на второй ступени. При этом стоимость водорода составляет менее 1 % от стоимости запуска. Все это (с учетом несколько повышенной стоимости водородного двигателя, баков, системы заправки, хранения и др.) позволяет снизить удельную стоимость выведения на 30...35 %.

На первой ступени РН "Ангара" тяжелого класса в проекте предлагалось использовать уникальный по своим прогрессивным решениям и многократно испытанный в полете на первых ступенях РН "Зенит" и "Энергия" двигатель РД-174 тягой 740 тс, разработанный НПО "Энергомаш". На второй ступени - испытанный в полете на второй ступени РН "Энергия" водородно-кислородный двигатель РД-0120 разработки КБ химавтоматики. При производстве РН "Ангара" предусматривалось использование универсального сварочного оборудования и опыта изготовления крупногабаритных баковых отсеков, освоенных в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева применительно к РН "Протон". Компоновка РН "Ангара", как в свое время и РН "Протон", подчинялась требованию заказчика: транспортировка по частям железнодорожным транспортом с простейшими операциями по сборке и контролю на космодроме.

Расположение ступеней на РН "Ангара" тандемное. При этом на обеих ступенях предполагалось использовать пакетный принцип компоновки топливных баков. На первой ступени на центральный бак горючего (керосин) навешиваются два боковых бака окислителя (жидкий кислород). На второй ступени центральным является бак окислителя (жидкий кислород), а боковыми - два бака горючего (жидкий водород). Схема разделения ступеней "горячая", ступени соединяются между собой фермой (между центральными баками). В дальнейшем (на втором этапе) компоновка РН "Ангара" предусматривала установку дополнительных устройств для возврата первой ступени в район космодрома без промежуточной посадки с целью многократного использования и ликвидации полей падения отработанной первой ступени (вторая ступень выходит на суборбитальную траекторию и падает с первого полувитка в отдаленные районы Мирового океана).

На низкие опорные орбиты (высотой 200 км) с наклонением 63° (широта космодрома Плесецк) такой вариант РН "Ангара" должен выводить до 27 т полезного груза (ПГ), а на геостационарную орбиту при использовании КВРБ - до 4,5 т. Наряду с КВРБ предусматривалось также использование РБ "Бриз-М". В результате подробных обсуждений на заседаниях Межведомственной комиссии было принято решение о дальнейшей разработке РН "Ангара" по проекту ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. В ходе дальнейших исследований концепция РН "Ангара" была существенно развита и уточнена. С учетом складывающейся в стране ситуации ГКНПЦ им. М.В. Хруничева предложил стратегию поэтапного создания носителя тяжелого класса с использованием в его составе универсальных ракетных модулей. В новой концепции сохранены все ключевые идеи первоначального варианта РН "Ангара" и развиты новые перспективные возможности. В настоящее время семейство ракет-носителей "Ангара" охватывает носители от легкого до сверхтяжелого класса. Основные характеристики РН семейства "Ангара" представлены на рис. и табл.

Ракеты-носители семейства "Ангара"

В основу этого семейства носителей положен универсальный ракетный модуль (УРМ). В его состав входят баки окислителя горючего и двигатель РД-191. УРМ выполнен по схеме с несущими баками и передним расположением бака окислителя. Двигатель РД-191, создаваемый в НПО "Энергомаш", работает на компонентах керосин и жидкий кислород. Этот однокамерный двигатель разрабатывается на базе четырехкамерных двигателей РД-170 и РД-171 и двухкамерного двигателя РД-180, создаваемого для РН Atlas-2AR. Тяга РД-191 у Земли - до 196 тс, в пустоте - до 212 тс; удельная тяга на Земле - 309,5 с, в пустоте - 337,5 с. Для обеспечения управления ракетой-носителем в полете двигатель закрепляется в карданном подвесе. Длина УРМ составляет 23 м, диаметр - 2,9 м. Эти размеры были выбраны исходя из имеющейся на Ракетно-космическом заводе технологической оснастки. Один такой универсальный ракетный модуль является первой ступенью двух носителей легкого класса, создаваемых в рамках программы "Ангара-1". В качестве вторых ступеней на этих двух вариантах РН ("Ангара-1.1" и "Ангара-1.2") используются соответственно центральная часть разгонного блока "Бриз-М" и ракетный блок типа блока "И" РН "Союз-2".

Ракета-носитель среднего класса "Ангара-3" образуется добавлением универсальных модулей (в качестве первой ступени) к РН легкого класса "Ангара-1.2". РН "Ангара-3" выполнена по тандемной схеме расположения ступеней. В качестве первой ступени используются три УРМ. На средний УРМ через ферменный переходник устанавливается вторая ступень (блок типа "И"). В качестве третьей ступени применяется малоразмерный разгонный блок или центральный блок - РБ "Бриз-М", который предназначен для формирования рабочей орбиты. Его включение в варианты РН со ступенью типа блока "И" вызвано тем, что двигатель РД-0124, устанавливаемый на этой ступени, рассчитан только на однократное включение.

Ракета-носитель "Ангара-5" тяжелого класса строится путем добавления к РН "Ангара-3" еще двух боковых модулей. РН сверхтяжелого класса образуется путем замены на РН тяжелого класса "Ангара-5" второй ступени (блок типа "И") на кислородно-водородную ступень с четырьмя двигателями КВД1. Энергетические возможности РН "Ангара-3" и "Ангара-5" обеспечивают выведение на низкую орбиту полезного груза массой 14 т и 24,5 т соответственно. В качестве разгонных блоков на РН среднего класса используется РБ "Бриз-М", а на РН тяжелого и сверхтяжелого классов -"Бриз-М" и КВРБ.

Основное место старта РН семейства "Ангара" - космодром Плесецк. При строительстве стартового комплекса РН "Ангара" используется имеющийся задел по РН "Зенит". Уникальные технические решения позволят с одной пусковой установки осуществлять пуск всех РН семейства "Ангара". Для сокращения размера площадей, отводимых под поля падения отделяющихся частей РН, уже при создании ракет "Ангара-1" предусматривается проведение специальных мероприятий. Предполагаются три источника финансирования проекта "Ангара": Российское авиационно-космическое агентство, Министерство обороны и средства от коммерческой деятельности ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

В настоящее время уже завершена конструкторская и технологическая разработка унифицированного ракетного модуля и РН легкого класса на его основе. Завершается подготовка производства и готовится начало наземных испытаний реальных изделий. Полномасштабный технологический макет РН "Ангара-1.1" был продемонстрирован на Авиакосмическом салоне в Ле Бурже в 1999 г.

На базе основных вариантов РН семейства "Ангара", возможно создание других модификаций. Так, рассматриваются варианты установки на РН легкого класса дополнительных стартовых твердотопливных ускорителей. Это позволит подбирать носитель под конкретный КА, а не создавать К А с учетом имеющегося носителя.

Таким образом, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева разработал и предложил в рамках программы "Ангара" целую стратегию, позволяющую в условиях ограниченных финансовых возможностей и в сжатые сроки создать ряд перспективных РН различных классов. Сроки создания семейства РН "Ангара" очень жесткие. Так, первый запуск РН "Ангара-1.1" планируется уже в 2003 г. Запуски РН семейства "Ангара" всех типов планируется осуществлять с космодрома Плесецк. Первый старт РН "Ангара-1.2" должен состояться в 2004 г. Первый пуск РН "Ангара-5" также планируется на 2004 г.

Совершенствование характеристик РН, и прежде всего уменьшение стоимости выведения КА, в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева связывают не только с унификацией блоков первых ступеней РН семейства "Ангара" и внедрением перспективных, но уже апробированных технологий, таких, например, как применение высокоэффективных кислородно-керосиновых двигателей, автоматизированная подготовка пуска, использование наиболее современных разгонных блоков и головных обтекателей. В РН семейства "Ангара" закладываются такие новейшие технологии, как использование в конструкции РН многоразовых элементов (ступеней-ускорителей). Именно это техническое решение является одним из кардинальных путей улучшения экономических показателей средств выведения.

Проект МРКС-1 – это частично многоразовая ракета-носитель вертикального взлета, которая базируется на основе крылатой многоразовой первой ступени, разгонных блоков и одноразовых вторых ступеней. Первая ступень выполняется по самолетной схеме и является возвращаемой. В район старта она возвращается в самолетном режиме и производит горизонтальную посадку на аэродромы 1-го класса. Крылатый многоразовый блок 1-й ступени ракетной системы будет оснащаться маршевыми жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) многоразового использования.


В настоящее время в ГКНПЦ им. Хруничева полным ходом идут проектно-конструкторские и научно-исследовательские работы по разработке и обоснованию технического облика, а также технических характеристик многоразовой ракетно-космической системы. Данная система создается в рамках федеральной космической программы совместно со многими смежными предприятиями.

Однако поговорим немного об истории. К первому поколению многоразовых космических аппаратов относятся 5 космических кораблей типа Space Shuttle, а также несколько отечественных разработок серии БОР и «Буран». В этих проектах и американцы, и советские специалисты старались построить многоразовым сам космический корабль (последнюю ступень, которая непосредственно выводится в космос). Цели данных программ были следующими: возвращение из космоса значительного объема полезных грузов, уменьшение стоимости выведения в космос полезной нагрузки, сохранение дорогостоящих и сложных космических аппаратов для многократного применения, возможность проведения частых запусков многоразовой ступени.

Однако 1-е поколение многоразовых космических систем оказалось не в состоянии решить свои задачи с достаточным уровнем эффективности. Удельная цена доступа в космос оказалась приблизительно в 3 раза выше по сравнению с обыкновенными одноразовыми ракетами. В то же время возврат из космоса полезных грузов существенно не вырос. Одновременно с этим ресурс использования многоразовых ступеней оказался значительно ниже расчетного, что не позволяло применять данные корабли в плотном графике космических запусков. В результате этого в наши дни и спутники, и космонавты доставляются на околоземную орбиту с помощью одноразовых ракетных систем. А возвращать с околоземной орбиты дорогостоящее оборудование и аппараты вообще нечем. Лишь американцы сделали себе небольшой автоматический корабль Х-37В, который спроектирован для военных нужд и имеет полезную нагрузку меньше 1 тонны. Всем очевидно, что современные многоразовые системы должны качественно отличаться от представителей 1-го поколения.


В России работы ведутся сразу по нескольким многоразовым космическим системам. Однако совершенно очевидно, что самой перспективной будет так называемая аэрокосмическая система. В идеальном варианте космический корабль должен будет совершать взлет с аэродрома, как обыкновенный самолет, выходить на околоземную орбиту и возвращаться назад, расходуя лишь топливо. Однако – это самый сложный вариант, который требует большого количества технических решений и предварительных исследований. Быстро данный вариант не может быть реализован ни одним современным государством. Хотя у России и существует достаточно большой научно-технический задел по проектам подобного рода. К примеру, «аэрокосмический самолет» Ту-2000, который обладал достаточно детальной проработкой. Реализации данного проекта в свое время помешал недостаток финансирования после развала СССР в 1990-е годы, а также отсутствие ряда критически важных и сложных компонентов.

Существует также промежуточный вариант, в котором космическая система состоит из многоразового космического аппарата и многоразовой же разгонной ступени. Работы над подобными системами велись еще в СССР, к примеру, система «Спираль». Существуют и гораздо более новые наработки. Но и данная схема многоразовой космической системы предполагает наличие достаточно долгого цикла конструкторских и исследовательских работ по многочисленным направлениям.

Поэтому основное внимание в России сосредоточено на программе МРКС-1. Данная программа расшифровывается как «многоразовая ракетно-космическая система 1 этапа». Несмотря на этот «первый этап», создаваемая система будет очень даже функциональной. Просто в рамках достаточно большой общей программы по созданию новейших космических систем данная программа обладает наиболее близкими сроками конечной реализации.


Предлагаемая проектом МРКС-1 система будет двухступенчатой. Основное ее предназначение – это выведение на околоземную орбиту абсолютно любых космических аппаратов (транспортных, пилотируемых, автоматических) массой до 25–35 тонн, причем как уже реально существующих, так и находящихся лишь в процессе создания. Выводимый на орбиту вес полезной нагрузки больше, чем у «Протонов». Однако принципиальным отличием от существующих ракет-носителей будет другое. Система МРКС-1 не будет одноразовой. Ее 1-я ступень не будет сгорать в атмосфере или падать на землю в виде набора обломков. Разогнав 2-ю ступень (является одноразовой) и полезную нагрузку, 1-я ступень осуществит посадку, наподобие космических челноков ХХ века. На сегодняшний день это наиболее перспективный путь развития космических транспортных систем.

На практике этот проект является поэтапной модернизацией создаваемой сейчас одноразовой ракеты-носителя «Ангара». Собственно, и сам проект МРКС-1 появился на свет, как дальнейшее развитие проекта ГКНПЦ им. Хруничева, где совместно с НПО «Молния» создавался многоразовый ускоритель 1-й ступени ракеты-носителя «Ангара», получивший обозначение «Байкал» (впервые макет «Байкала» был показан еще на МАКС-2001). «Байкал» применял ту же автоматическую систему управления, которая позволила советскому космическому челноку «Буран» совершить полет без экипажа на борту. Эта система обеспечивает сопровождение полета на всех его этапах – от момента старта до посадки аппарата на аэродром, данная система будет адаптирована и для МРКС-1.

В отличие от проекта «Байкала» МРКС-1 будет обладать не складными плоскостями (крыльями), а установленными жестко. Такое техническое решение уменьшит вероятность возникновения нештатных ситуаций при выходе аппарата на траекторию посадки. Но испытанная недавно конструкция многоразового ускорителя еще будет претерпевать изменения. Как отметил Сергей Дроздов, являющийся начальником отдела аэротермодинамики высокоскоростных летательных аппаратов ЦАГИ, для специалистов стали «неожиданностью высокие тепловые потоки на центроплане крыла, что, несомненно, повлечет за собой изменение конструкции аппарата». В сентябре-октябре текущего года модели МРКС-1 пройдут серию испытаний в трансзвуковой и гиперзвуковой аэродинамических трубах.


На 2-м этапе реализации данной программы многоразовой планируют сделать и 2-ю ступень, а масса выводимой в космос полезной нагрузки должна будет вырасти до 60 тонн. Но даже разработка многоразового ускорителя только 1-й ступени – это уже настоящий прорыв в развитии современных космических транспортных систем. А самое главное заключается в том, что Россия идет к этому прорыву, удерживая свой статус одной из ведущих мировых космических держав.

На сегодняшний день МРКС-1 рассматривается как универсальное многоцелевое средство, предназначенное для выведения на околоземную орбиту космических аппаратов и полезных грузов разнообразного назначения, пилотируемых и грузовых кораблей по программам освоения человечеством околоземного космического пространства, исследованиям Луны и Марса, а также иных планет нашей Солнечной системы.

В состав МРКС-1 включается возвращаемый ракетный блок (ВРБ), являющийся многоразовым ускорителем I ступени, одноразовый ускоритель II ступени, а также космическая головная часть (КГЧ). ВРБ и ускоритель II ступени состыковываются друг с другом по пакетной схеме. Модификации МРКС обладающие различной грузоподъемностью (масса доставляемого груза на низкую опорную орбиту от 20 до 60 тонн) предлагается строить с учетом унифицированных ускорителей I и II ступеней с применением единого наземного комплекса. Что в перспективе позволит обеспечить на практике уменьшение трудоемкости работ на технической позиции, максимальную серийность производства и возможность разработки на основе базовых модулей экономически эффективного семейства космических носителей.


Разработка и постройка семейства МРКС-1 разной грузоподъемности на основе унифицированных одноразовых и многоразовых ступеней, которые будут удовлетворять требованиям, предъявляемым к перспективным транспортным космическим системам, и способным с очень высокой эффективностью и надежностью решать задачи по запускам как уникальных дорогостоящих космических объектов, так и серийных космических аппаратов может стать очень серьезной альтернативой в ряду средств выведения нового поколения, которые будут эксплуатироваться на протяжении длительного времени в ХХI веке.

В настоящее время специалисты ЦАГИ уже успели оценить рациональную кратность применения I ступени МРКС-1, а также варианты демонстраторов возвращаемых ракетных блоков и необходимость их реализации. Возвращаемая I ступень МРКС-1 позволит обеспечить высокий уровень безопасности и надежности и полностью отказаться от выделения районов падения отделяемых частей, что существенно повысит эффективность исполнения перспективных коммерческих программ. Указанные выше преимущества для России представляются крайне важными, как для единственного государства в мире, имеющего континентальное расположение существующих и перспективных космодромов.

В ЦАГИ полагают, что создание проекта МРКС-1 является качественно новым шагом в области проектирования перспективных многоразовых космических транспортных средств выведения на орбиту. Подобные системы полностью отвечают уровню развития ракетно-космической техники XXI века и обладают существенно более высокими показателями экономической эффективности.


К первому поколению многоразовых космических систем относятся пять аппаратов типа Space Shuttle, несколько отечественных, серии БОР и «Буран». В них и мы, и американцы пытались сделать многоразовым сам космический корабль (последнюю ступень, непосредственно выводимую в космос). Цели были следующие: снижение стоимости выведения в космос полезной нагрузки, возвращение из космоса существенного объёма полезных грузов, сохранение сложных и дорогостоящих космических аппаратов для многократного использования, возможность частых запусков многоразовой ступени.
Но первое поколение многоразовых систем не смогло решить свои задачи с достаточной эффективностью. Удельная стоимость доступа в космос оказалась примерно в три раза выше по сравнению с одноразовыми ракетами. Возврат из космоса грузов радикально не увеличился. Ресурс многоразовых ступеней оказался существенно ниже расчётного, что не позволяло использовать их в плотном графике запусков. В результате сейчас и космонавты, и спутники доставляются на орбиту одноразовыми ракетными системами. Возвращать с орбиты дорогостоящие аппараты и оборудование вообще нечем. Только американцы для военных нужд сделали себе небольшой автоматический Х-37В с полезной нагрузкой меньше тонны. Всем понятно, что новые многоразовые системы должны качественно отличаться от первого поколения.

У нас работы ведутся сразу по нескольким многоразовым системам. Понятно, что наиболее перспективной будет так называемая аэрокосмическая система. То есть в идеале космический корабль должен взлетать с аэродрома как обычный самолёт, выходить на орбиту и возвращаться обратно, расходуя только топливо. Но это ― наиболее сложный проект, требующий многих предварительных исследований и технических решений. Этот вариант не сможет быть реализован быстро ни одной страной. Хотя у нас есть большой научно-технический задел по подобным проектам. Например, «аэрокосмический самолёт» Ту-2000 имел достаточно детальную проработку. Его реализации помешало отсутствие только некоторых сложных и критически важных компонентов. И, естественно, недостаток финансирования в 90-е годы.
Есть промежуточный вариант, когда система состоит из многоразовой разгонной ступени и многоразового же космического аппарата. Такие системы проектировались у нас ещё в советское время, например . Есть и более новые наработки. Однако и эта схема многоразовой космической системы требует достаточно длительного цикла исследовательских и конструкторских работ по многочисленным направлениям.
Программа МРКС-1 официально расшифровывается как «многоразовая ракетно-космическая система первого этапа». Несмотря на «первый этап», система будет вполне функциональна. Просто в рамках большой общей программы создания новых космических систем она имеет наиболее близкие сроки реализации. Итак, что же собой представляет МРКС-1?
Система будет двухступенчатой. Она предназначена для выведения на околоземную орбиту любых космических аппаратов (автоматических, пилотируемых, транспортных) массой 25-35 тонн, причём как существующих, так и только создаваемых. Это больше, чем у «Протонов». Но принципиальное отличие от нынешних ракет-носителей не в этом. А в том, что МРКС-1 не будет одноразовой. Первая ступень (изображённая на снимке, опубликованном ЦАГИ) не будет падать на землю в виде обломков или сгорать в атмосфере. Разогнав вторую ступень (одноразовую) и полезную нагрузку, она совершит посадку, подобно коcмическим челнокам прошлого века. На сегодня это самый перспективный путь совершенствования космических транспортных систем.

При этом фактически это будет поэтапной модернизацией одноразовой ракеты-носителя «Ангара». Собственно, и родилась МРКС-1 как дальнейшее развитие проекта ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Там совместно с НПО «Молния» разрабатывался многоразовый ускоритель первой ступени ракеты-носителя «Ангара», названный «Байкал» (макет демонстрировался на МАКС-2001). Он использовал ту же автоматическую систему управления, которая позволила «Бурану» совершить полёт без экипажа. Она обеспечивает сопровождение полёта на всех этапах ― с момента старта до посадки на аэродром. Эта же система будет адаптирована и для МРКС-1.

В отличие от «Байкала» МРКС-1 будет иметь не складные плоскости (крылья), а установленные жёстко. Это уменьшит вероятность нештатных ситуаций при выходе на траекторию посадки. Однако испытанная недавно конструкция многоразового ускорителя будет ещё меняться. Начальник отдела аэротермодинамики высокоскоростных ЛА ЦАГИ Сергей Дроздов сообщил, что «неожиданностью стали высокие тепловые потоки на центроплане крыла — это, несомненно, повлечёт за собой изменение конструкции аппарата». В сентябре-октябре 2013 года модели МРКС-1 прошли испытания в гиперзвуковой (АДТ Т-116) и трансзвуковой (АДТ Т-128) аэродинамических трубах.
На втором этапе программы многоразовой сделают и вторую ступень, а масса полезной нагрузки должна возрасти до 60 тонн. Тем не менее создание многоразового ускорителя даже только первой ступени ― это настоящий прорыв в развитии космических транспортных систем. И что самое важное ― мы идём к этому прорыву, удерживая свой статус ведущей космической державы.
В настоящее время в Центральном аэрогидродинамическом институте им. проф. Н.Е. Жуковского завершен первый этап комплексных исследований многоразовых ракет-носителей (МРКН). Ранее пресс-центр ЦАГИ опубликовал изображение модели МРКС-1.

Её внешний облик напоминает многоразовые космические корабли, такие как наш «Буран» или американский Space Shuttle. Но внешнее сходство не должно обманывать. МКРС-1 ― это совсем другая система. В ней принципиально иная идеология, которая качественно отличается от предшествовавших проектов.
Исследовательский центр имени М.В. Келдыша приступил к созданию многоразового ракетного двигателя нового поколения для Роскосмоса. Согласно техническому заданию, двигатели будут использоваться для полетов перспективных ракет, в том числе в многоразовой ракетно-космической системы первого этапа МРКС-1 «Россиянка», которую разрабатывает Центр имени Хруничева. Агрегат должен быть готов к огневым испытаниям в составе ракеты-носителя к ноябрю 2015 года.

Майор С. Градов,
А. Краснова

Ракетно-космическая промышленность (РКП) представляет собой совокупность предприятий, занятых разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и утилизацией ракетного оружия (РО), космической техники (КТ) и их компонентов. Соответственно, как и в других отраслях, в состав РКП входят производственные и ремонтные предприятия, научно-исследовательские организации и предприятия по утилизации. К производственным предприятиям относятся сборочные, двигателестроительные и предприятия по производству компонентов ракетно-космической техники (РКТ).

К продукции отрасли относятся ракетное оружие и космическая техника. Ракетное оружие включает стратегические, оперативно-тактические, тактические ракеты, ЗУР и ПТУР, а также противоракеты. К космической технике относятся ракеты-носители (РН), космические аппараты (КА, искусственные спутники земли) и космические корабли (станции).

Ракетно-космическая промышленность США имеет широкую научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и производственные предприятия, что позволяет полностью удовлетворять потребности национальных вооруженных сил во всех типах стратегического и тактического ракетного оружия, а также в РН и КА различного назначения.

Ракетно-космическая промышленность США в последнее десятилетие функционировала в целом достаточно устойчиво. С конца 2010 года возобновился рост основных экономических показателей отрасли; численность занятых и стоимость валовой продукции отрасли превысили докризисные уровни (2008 года). Согласно официальным статистическим показателям, в 2014 году стоимость валовой продукции в частном секторе отрасли достигла почти 30 млрд долларов (увеличение за четыре года почти на 16 %), прирост стоимости условно чистой продукции составил 6 % (15,2 млрд долларов в 2014 году).

В РКП США насчитывается около 70 основных предприятий с численностью занятых 90 тыс. человек. Имеются все виды и типы предприятий, то есть наблюдается полная внутриотраслевая структура.

Основу отрасли составляют 53 производственных предприятия, которые включают 19 сборочных заводов, 10 двигателестроительных и 24 основных предприятия по производству других компонентов ракетно-космической техники. На сборочных заводах работает более половины всех занятых на производственных предприятиях (около 49 тыс. человек). В составе первых имеются восемь заводов по выпуску РО и 11 по производству КТ.

Рассмотрение территориальной структуры ракетно-космической промышленности США выявило наличие предприятий отрасли в 23 штатах. По количеству заводов и по численности занятых лидирует штат Калифорния (21 % всех предприятий и более 29 % всех занятых в отрасли). Крупные заводы сосредоточены также в штатах Аризона и Алабама. Доля трех штатов - свыше 56 % всех занятых в отрасли.

Предприятия, выпускающие РКТ, расположены в 57 городах. Среди них по числу занятых выделяются Хантсвилл, Тусон, Денвер и Саннивейл (общее число составляет 38 %). По концентрации предприятий этой отрасли выделяются Тихоокеанское и Атлантическое побережья США, где расположено 19 и 10 предприятий соответственно.

Организационная структура РКП страны определяется военно-промышленной политикой государства, направленной на обеспечение лидирующего положения американских компаний на мировых рынках, в том числе в сфере разработки и производства ракетно-космической техники. Политика США в этой области реализуется в основном через министерство обороны, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства и Национальное управление по исследованию океана и атмосферы.

С начала 1990-х годов, в связи с сокращением военных заказов и усилением конкурентной борьбы на мировом рынке вооружения и военной техники (ВВТ), активизировался процесс реструктуризации военно-промышленного комплекса (ВПК) США. Масштабы и характер перестройки военной промышленности страны в целом и в ракетно-космической отрасли, в частности, оказали существенное влияние на современное состояние и перспективы развития РКП. Главным направлением структурной перестройки ракетно-космической промышленности стало повышение концентрации и монополизации военного производства за счет слияний и поглощений военно-промышленных компаний, в ходе которых получили развитие как процессы специализации на военном производстве, так и его диверсификация.

В настоящее время практически всю ракетно-космическую технику в США выпускают частные компании на собственных или арендуемых у государства предприятиях. В то же время в госсобственности и в эксплуатации государственных ведомств находятся крупные научно-исследовательские организации. Кроме того, утилизацию и ремонт РКТ проводят только государственные заводы.

По числу предприятий выделяются корпорации "Локхид-Мартин" (12 заводов), "Генкорп" (семь), "Эллайент тексистемз" (шесть), "Рейтеон" (пять) и "Боинг" (четыре). Всего у них 34 предприятия ракетно-космической промышленности, или 59 % их общего количества в частном секторе. По численности занятых явно лидирует корпорация "Локхид-Мартин" - свыше 23 тыс. человек или 31 % всех занятых в частном секторе отрасли. Далее следуют корпорации "Рейтеон" - около 15 тыс. (19 %) и "Боинг" - 10 тыс. человек (14 %). Доля трех корпораций составляет 64 %

Непосредственно на производстве продукции РКП специализируются корпорация "Орбитал", компании "Юнайтед лонч эллайенс" и "Спейс", которые занимаются производством ракет-носителей. Остальные корпорации являются более диверсифицированными, и на эту отрасль ориентирована только часть их подразделений. Так, доля занятых на предприятиях РКП в общей численности занятых в корпорации "Локхид-Мартин" составляет 20,3 %, "Рейтеон" - 23,3 %, "Боинг"-6,1 % По преобладающей продукции "Боинг" условно относится к авиационной промышленности, а корпорации "Локхид-Мартин" и "Рейтеон" - к радио-электронной.

В США продолжаются процессы укрупнения компаний за счет слияний и поглощений с последующей трансформацией в транснациональные корпорации в результате приобретения предприятий за рубежом. Одним из последних примеров является приобретение в 2012 году корпорацией "Ген-корп" подразделения "Пратт энд Уитни рокетдайн" у корпорации "Юнайтед текнолоджиз". После этого дочерняя компания "Аэроджет рокетдайн" корпорации "Генкорп" стала единственным в стране поставщиком ракетных двигательных установок всех типов.

В этих условиях целью более мелких компаний стало снижение стоимости собственной продукции и, соответственно, повышение ее конкуренто-спосособности. Так, особенностью предприятия компании "СпейсИкс" в г. Хоуторн (штат Калифорния) является то, что здесь осуществляется весь цикл производства РН "Фалкон". Кроме того, компания обладает большим количеством перспективных разработок.

Крупнейшее сборочное предприятие по производству ракетного оружия -производственный комплекс корпорации "Рейтеон" в г. Тусон (Аризона, 10,5 тыс. человек). К наиболее крупным относятся также заводы корпорации "Локхид-Мартин" в г. Саннивейл (Калифорния, 6 тыс.) и в г. Орландо (Флорида, 3,7 тыс. человек). Суммарно на трех предприятиях работают 20,2 тыс. человек (около 90 % всех занятых на сборочных предприятиях такого профиля).

Среди сборочных предприятий по производству космической техники выделяются пять заводов с численностью занятых от 2 до 7 тыс. человек. В общем на них работают 20,4 тыс. человек (78 %). Крупнейшими являются заводы корпораций "Локхид-Мартин" в г. Денвер (Колорадо, 7 тыс.) и "Боинг" в г. Эль-Сегундо (Калифорния, 5,5 тыс. человек).

Количество основных сборочных предприятий в течение длительного времени не менялось. Исключением является построенный в 2012 году новый сборочный завод корпорации "Рейтеон" (г. Хантсвилл, Алабама), занимающийся производством ЗУР и противоракет (ПР) "Стандарт-3" различных модификаций.

Многие сборочные предприятия выпускают несколько типов ракетного оружия или космической техники. Кроме того, некоторые из них заняты в производстве космических аппаратов гражданского назначения. Большинство сборочных предприятий РКП также занимаются модернизацией и испытаниями ракетно-космической техники, что позволяет более эффективно использовать имеющиеся производственные мощности.

Ракетно-космическая промышленность США обладает возможностями по разработке и производству всех типов ракетного оружия и космической техники и способна обеспечить их производство в количествах, удовлетворяющих потребности как национальных вооруженных сил, так и покупателей американского вооружения. Практически все образцы РО и КТ являются собственной разработкой США. Импорт образцов РКТ практически отсутствует.

Динамику общих объемов производства ракетного оружия определяют прежде всего поставки для национальных ВС, которые зависят от масштабов и хода реализации программ приобретения РО, финансируемых по бюджету Пентагона.

В 2015 году, оценочно, произведено: свыше 7 тыс. тактических ракет, почти 300 ЗУР большой и средней дальности, около 400 крылатых ракет. Кроме того, осуществлен пуск 20 РН различных классов.

В перспективе предполагается наращивание объемов выпуска ЗУР большой дальности и ПР, что обусловлено угрозой дальнейшего распространения баллистических ракет в развивающихся странах, в том числе с недружественными, по мнению руководства США, режимами.

По остальным типам ВВТ заметного изменения объемов производства не прогнозируется. Однако ВПК страны обладает значительными мобилизационными производственными мощностями, которые позволяют резко нарастить выпуск основных типов ВВТ.

К приоритетным программам производства ракетного оружия для ВС США относятся крылатые ракеты морского базирования "Тактический Томахок", различные ЗУР и ПР ("Патриот" ПАК-3, "Тхаад" "Стандарт-6" и "Стандарт-3" раз-. личных модификаций), тактические авиационные ракеты AMRAAM и "Сайдвиндер" класса "воздух - воздух", JASSM класса "воздух -поверхность" и другие.

Для большинства образцов ракетного оружия характерна также высокая экспортная ориентация производства. Так, на РО приходится 20 % всего стоимостного объема экспортных поставок ВВТ из США за период с 2010 по 2014 год (второе место после авиационной техники). Особенно велика доля производства на экспорт ЗУР (около 50 %). По ПТУР этот показатель составляет 30 %, по тактическим ракетам -20 %

Основными импортерами американского ракетного оружия за рассматриваемый период были Египет, закупивший, в частности, свыше 5,9 тыс. ПТУР BGM-71 "Тоу-2", и Саудовская Аравия, большую часть импорта которой составили 2,7 тыс. ПТУР BGM-71 "Тоу-2" и 2,6 тыс. ПТУР AGM-114 "Хеллфайр", а также ОАЭ, Пакистан и Кувейт.

Финансирование приобретения ракетно-космической техники для ВС США осуществляется за счет ассигнований МО по бюджетным статьям "Закупки ВВТ" и "НИОКР".

В 2014 году на закупки РКТ было выделено около 20 млрд долларов (из них 13 млрд - космическая техника, 7 млрд - ракетное оружие). Значительная часть ассигнований на закупки КТ проходит по секретным программам ВВС (оценочно, 10 млрд долларов).

Ассигнования на НИОКР по РКТ в 2014 году оцениваются в 13 млрд долларов (ракетное оружие - 6 млрд долларов, космическая техника - 7 млрд, включая более 3 млрд по секретным программам).

Самыми дорогостоящими в области РО являются программы приобретения авиационных ракет AMRAAM (24 млрд долларов), противоракет "Тхаад" (22 млрд) и ЗУР "Патриот" ПАК-3 (13 млрд), а в области космической техники - ракет-носителей по программе EELV (61,4 млрд), спутниковой системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе "Сбире" (свыше 18 млрд) и космической радионавигационной системы GPS.

По всем этим программам предусмотрены значительные объемы финансирования НИОКР, особенно по ПР "Тхаад" (17 млрд) и спутниковой системе "Сбире" (около 12 млрд).

Помимо утвержденных программ приобретения ведутся НИОКР по многим перспективным направлениям. В частности, в целях дальнейшего совершенствования корабельного ракетного оружия в США в последние годы проведена большая работа в области создания перспективных систем оружия с высокими скоростями полета (сверхзвуковые и гиперзвуковые ракеты).

Интерес, проявляемый к этому виду оружия, обусловлен перспективой получения, по сравнению с современными образцами вооружения, существенных боевых преимуществ, важнейшими из которых являются:
- малое подлетное время до цели, значительно снижающее время устаревания данных целеуказания и не позволяющее противнику принять меры эффективного противодействия (например, вывод из-под удара, задействование средств РЭБ, проведение мероприятий по маскировке и др.);
- сравнительно низкая уязвимость образцов гиперзвукового оружия, обусловленная минимальным временем пролета зон обнаружения, а также ограниченными возможностями их перехвата по скорости и высоте современными и перспективными средствами ПВО;
- высокая поражающая способность проникающих (бронебойных) боевых частей за счет значительной кинетической энергии;

Кроме того, исследования в области разработки новых образцов ракетно-космической техники направлены на создание зенитных управляемых ракет большой дальности и противоракет, ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого классов, системы космической оптико-электронной разведки "Си Ми" и других образцов РКТ.

Финансируются также НИОКР в сфере совершенствования ракетных двигателей и систем управления баллистических ракет, модернизации системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе, а также других образцов и компонентов РКТ.

С реализацией этих и других программ связаны перспективы развития национальной РКП.

Таким образом, США обладают высокоразвитой ракетно-космической промышленностью, занимающейся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и утилизацией ракетного оружия и космической техники всех основных типов и классов. Для отрасли характерны довольно значительная численность занятых и большой стоимостной объем производства.

Наблюдается полная внутриотраслевая структура. Имеются все виды и типы предприятий. Для территориальной структуры отрасли характерна концентрация предприятий на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях США.

Большинство производственных предприятий принадлежат частным компаниям или арендуются у государства. При этом последнее играет весьма важную роль в работе НИО, ремонтных предприятий и в сфере утилизации ВВТ. Отмечается высокая концентрация капитала и монополизация производства. Значительная часть предприятий является собственностью четырех корпораций.

Ведется крупномасштабное серийное производство многих основных образцов РКТ для национальных вооруженных сил. Значительных объемов достиг экспорт ракетного оружия.

Ракетно-космическая техника занимает важное место в общих объемах финансирования закупок и разработок ВВТ по бюджету МО США. В структуре ассигнований на приобретение РКТ лидируют министерство ВВС и Агентство ПРО. Значительная доля расходов связана с реализацией секретных программ.

Многие программы приобретения РКТ, особенно средств ПРО, относятся к числу наиболее дорогостоящих. Принят целый ряд новых программ закупки РКП, который определяет перспективы развития отрасли в целом.

Российская космонавтика, которая за последние 4-5 лет испытала ряд довольно болезненных инцидентов, а также наряду со всей остальной промышленностью была затронута общим негативным экономический фоном, тем не менее за прошедший 2015 год смогла во многом наверстать упущенные за прошлые годы позиции и стать одним из локомотивов в проектах по импортозамещению и созданию новых высокотехнологичных продуктов мирового уровня.

Об итогах, неудачах, подъемах и перспективах отечественного космоса предлагаем поговорить поподробнее. Особенно учитывая тот факт, что конкуренты России в освоении околоземного и межпланетного пространства также не дремлют. А значит, нашей ракетно-космической отрасли необходимо прилагать максимум усилий в вопросе модернизации предприятий, отработки госзаказа и ведения НИОКР по перспективным направлениям.

Начался год, следует отметить, на довольно негативной ноте – 16 мая 2015 года потерпел крушения носитель «Протон-М» с мексиканским спутником «MexSat-1» на борту. Уже потом, в августе, правительственная комиссия назовет причину: эксперты пришли к о том, что причина аварии ракеты-носителя заключалась в конструктивном недостатке вала ротора турбонасосного агрегата третьей ступени, который вышел из строя из-за повышенных вибрационных нагрузок.

Авария с мексиканским спутником явилась как бы завершающей в целой череде проблем с «Протонами», пик падений которых пришелся на 2013-2014 года. Наиболее резонансной аварией ракет-носителей «Протон-М» стало падение трех спутников орбитальной группировки «ГЛОНАСС» 2 июля 2013. Причиной катастрофы тогда послужила вопиющая халатность и безответственность при сборе ракеты, когда датчики угловых скоростей были установлены на заводе-изготовителе неправильно. Это привело к потере спутников и убыткам почти в 4,5 миллиарда рублей. А уже в мае 2014 года был потерян российский телекоммуникационный спутник «Экспресс АМ4Р» из-за отказа рулевых двигателей 3-й ступени.

Однако соответствующие выводы по итогам этих аварий были правительством и профильными ведомствами и в первую очередь Роскосмосом сделаны, и все последовавшие за крушением «MexSat-1» пуски (а всего их в дальнейшем было четыре) прошли в штатном режиме.

Также в уходящем году активно развивался и строился перспективный российской космодром «Восточный». Новый космодром строится рядом с поселком Углегорск в Приамурье. Рядом с Углегорском также строится целый город для работников космодрома и членов их семей, который будет назван в честь пионера мировой и отечественной космонавтики Константина Циолковского.

Первый запуск ракеты-носителя с космодрома был запланирован на 2015 год, а запуск пилотируемого космического корабля - на 2018 год. Однако в последствии эти сроки пришлось перенести.

Если же говорить о конкретных достижениях строителей, то, вопреки проблемам с подрядчиками (которыми теперь занимается Следственный комитет РФ) и срывом сроков первого пуска, сделано все равно было немало. Так, в нынешнем году было закончено возведение и монтаж важнейшего компонента наземной инфраструктуры космодрома - контрольно-измерительного комплекса. В состав измерительного комплекса «Восточного» унифицированный технологический модуль, комплекс антенн для приема и передачи телеметрии.

Помимо этого, на космодроме оборудовали систему для передачи данных наземного комплекса управления, морской измерительный комплекс и несколько командных пунктов по всей России. На «Восточном» уже в конце ноября был сдан «пусковой минимум», что позволит, по расчетам специалистов, осуществить первый запуск весной 2016 года.

На космодром также была доставлена ракета-носитель «Союз» и размещена в монтажно-испытательном комплексе, где она перезимует и будет готовиться для первого старта с дальневосточного космодрома.

Активно шла работа и по созданию социальной инфраструктуры для персонала космодрома, профильные ведомства продолжили возведение микрорайонов в городе Циолковском. Сейчас также прорабатывается вопрос с активизацией малоэтажного строительства для нужд сотрудников «Восточного». Как в Минстрое России, государство возьмет на себя обязательство по обеспечению социальных гарантий по привлечению высококвалифицированных специалистов для работы на космодроме. В том числе специалистов, которые готовы к переводу с комплекса «Байконур». Минстроем России будет прорабатываться возможность наделения этой категории граждан правом на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета путем предоставления им государственных жилищных сертификатов.

Довольно непросто складывались у России взаимоотношения с нашими зарубежными партнерами и в первую очередь с Соединенными Штатами. Мы и американцы, несмотря на существенные и, скажем честно, непреодолимые противоречия по всей повестке внешнеполитической проблематики, оставались надежными партнерами в космосе. Весь год продолжалось сотрудничество по линии МКС, осуществлялись запуски «Союзов» в том числе и с американскими астронавтами на борту.

Однако наиболее знаковой ситуацией, характеризующей взаимозависимость России и США в космической сфере, является, конечно же, эпопея с закупками американским консорциумом «United Launch Alliance», российских ракетных двигателей РД-180.

На фоне антироссийской истерии, Конгресс США принял решение о существенном ограничении закупок двигателей РД-180 в России – в этом году их планировалось приобрести всего 5 штук. Это поставило «United Launch Alliance» в крайне неудобное положение и даже вынудило отказаться от участия в тендере Пентагона на запуск военных спутников.

Стоит напомнить, что РД-180 производства НПО «Энергомаш» используется в качестве 1-й ступени американской ракеты тяжелого класса «Atlas 5», и без них американцы пока обойтись не могут. В итоге до 2019 года российские ракетостроители с «Энергомаша» поставят в США еще 20 двигателей РД-180.