Конвертер

Оптимизация логистических процессов в распределении. Оптимизация логистических процессов

Критерий выбора вытекает из цели лица, принимающего решение. Традиционно целью логистики называют организацию поставок покупателям нужного (по количеству и качеству) продукта в заданные место и сроки с наименьшими затратами. При этом сама логистика выступает как функциональная область управления операциями по физическому перемещению и хранению ресурсов и благ, называемых «логистическими операциями». В итоге логистическая оптимизация ориентируется на критерий минимума затрат (логистических затрат) на выполнение этих операций. Данный критерий обладает рядом недостатков.

Управление сложным хозяйственным объектом предполагает оптимизацию проходящего через него потока (преобразования ресурсов в блага) на всех стадиях его движения. Отсюда важнейшим принципом эффективного управления является принцип глобальной (в смысле полного охвата управляемого процесса) оптимизации. Однако ограничение предмета логистики одними лишь «логистическими» операциями и применение критерия минимума «логистических» затрат делает невозможным принятие глобально оптимальных решений.

Результирующими показателями поведения хозяйственных объектов всегда являются экономические параметры. Вместе с тем, сложившаяся в рамках традиционной логистики практика оптимизационных решений, имеет дело, главным образом, с технологическими переменными, при этом экономические переменные если и учитываются, то лишь косвенно - в качестве ограничений.

Технологические критерии нацеливают на максимизацию интенсивности использования ресурсов и сводят процесс оптимизации сложного потока к отысканию узкого места в хозяйственном процессе. Но оптимальные технологические решения крайне редко согласуются с оптимальными экономическими критериями.

Возможной причиной технологического акцента «логистической» оптимизации является неопределенность того, какой вид затрат - валовые или средние - подлежит минимизации. Если речь идёт о валовых затратах, то, во-первых, надо понимать, что они вообще-то не минимизируются, т. к. по мере увеличения выпуска всегда растут. Минимизация валовых затрат как критерий выбора применима только в аспекте сравнительной эффективности альтернативных вариантов, тождественных по всем прочим условиям (и в первую очередь - по величине выпуска). Но весь творческий потенциал логистики как раз и связан с отказом от этой тождественности. Во-вторых, включение в анализ параметров времени и места поставки не только расширяет пространство допустимого выбора, но и ставит вопрос об оптимизации логистической цепи, организуемой для реализации конкретного вида потока, т.е. согласование локальных решений всех её звеньев. Вместе с тем, оценка сравнительной эффективности по критерию минимума валовых затрат не предназначена для решения этой задачи.

В этом вопросе более адекватен анализ средних на единицу продукции затрат, поскольку нацеливает на исследование их зависимости от параметров потока (скорость, время поставки и т.д.) на всех стадиях его движения. Но тогда очевидно, что решения по критериям «узкого места» и минимума суммарных средних затрат будут тождественны только в случае снижающихся функций средних затрат в каждом из сопряжённых в цепь логистических звеньев. Но веских оснований для признания закономерности этого случая нет.

Напротив, оптимальный (по критерию минимума средних затрат) уровень производства, как правило, меньше максимально возможного выпуска. Соответственно, величина глобального (по критерию минимума суммарных средних затрат) оптимума выпуска может превышать локально оптимальный его уровень на отдельных операциях. Таким образом, принцип «узкого места» не может быть признан в качестве общего метода оптимизации потока.

Необходимо подчеркнуть, что даже устранение всех предыдущих замечаний (что в принципе возможно) не позволяет ориентироваться на критерий минимума средних затрат при оптимизации логистических решений, поскольку сфера его применения крайне ограничена.

Наиболее существенной чертой хозяйственной деятельности является ориентация на максимизацию благосостояния хозяйствующего субъекта. В приложении к производству эта цель конкретизируется в показателе прибыли. При этом никакой характер функции спроса уже не позволяет абстрагироваться от фактора цены. Даже в условиях совершенной конкуренции, когда предприятие способно управлять только своими затратами и объемом производства, максимизация прибыли достигается при выпуске, превышающем выпуск с минимальными средними затратами. Иными словами, критерий минимума средних затрат ни при каком типе рыночной структуры не может восприниматься даже как частный случай максимальной прибыли.

Одним из эффективных средств контроля над общими затратами является полное сосредоточение всех ресурсов на достижении результатов. Причем важен не абсолютный уровень общих затрат, а отношение между усилиями и полученными результатами. Даже при систематическом направлении усилий и ресурсов на поиск благоприятных возможностей и достижение результатов необходим анализ затрат и контроль над ними.

В процессе планирования логистических затрат предприятия учитывают:

  • а) результаты анализа отдельных статей логистических затрат и выявленные резервы их экономии;
  • б) показатели, разрабатываемые специалистами службы логистики предприятия на предстоящий (плановый) период (необходимые запасы, доходы, прибыль и др.);
  • в) нормативы расходования средств, ресурсов, действующие тарифы на грузовые перевозки, коммунальные услуги и др.;
  • г) факторы, влияющие на изменения логистический затрат по отдельным статьям в планируемом периоде;
  • д) показатели логистических затрат за отчетный период по другим предприятиям, в целом по отрасли;
  • е) прогнозные расчеты логистических затрат и основные направления их экономии в планируемом периоде.

Для того чтобы контролировать логистические затраты, специалистам службы логистики необходимо проводить анализ, а именно:

  • а) определить центры сосредоточения затрат - функциональные области бизнеса, где накапливаются значительные затраты и где эффективное их снижение может принести реальные результаты;
  • б) найти важные пункты затрат в пределах каждого центра их сосредоточения;
  • в) рассматривать бизнес предприятия в целом как один поток затрат;
  • г) рассматривать, стоимость скорее как сумму, которую платит потребитель, чем как сумму затрат, которая возникает в пределах предприятия как юридического лица или объекта налогового учета;
  • д) классифицировать логистические затраты в соответствии с их основными характеристиками и таким образом осуществлять диагностику общих затрат.

Конкурентоспособность предприятия зависит не только от уровня затрат, связанных с работой самого предприятия, но и от уровня затрат поставщиков и каналов распределения.

Для достижения преимущества совокупные затраты предприятия должны быть ниже, чем у конкурентов. Существуют два пути достижения этого: логистический складской себестоимость костинг

  • 1) более эффективно, чем конкуренты, использовать ресурсы и управлять факторами, влияющими на затраты;
  • 2) перестроить структуру затрат предприятия таким образом, чтобы исключить некоторые элементы, создающие затраты .

Пути снижения уровня логистических затрат:

  • 1) поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.
  • 2) проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.
  • 3) оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников).
  • 4) интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.
  • 5) поиск более дешевых заменителей ресурсов.
  • 6) улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в ЛЦ, например в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.
  • 7) компенсация роста затрат в одном звене ЛЦ за счет сокращения затрат в другом звене.
  • 8) использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.
  • 9) улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.
  • 10) обновление наиболее затратных звеньев ЛЦ при осуществлении инвестиций в бизнес.

Логистические системы по сфере деятельности конкретного хозяйствующего субъекта подразделяются на две группы:

  • - микрологистические системы;
  • - макрологистические системы.

Микрологистические системы, как правило, относятся к отдельным предприятиям, например к предприятию - производителю продукции, и предназначены для управления логистическими потоками в процессах производства и / или закупок ресурсов и сбыта готовой продукции.

Рисунок 3.1 - Микро- и макрологистические системы

На рис. 3.1 представлены пять микрологистических систем - А, В, С, D и Е, которые в совокупности образуют макрологистическую систему АВСDЕ. При этом можно выделить определенную закономерность. Так, например, логистическая система АВ, включающая поставщика ресурсов А и предприятие-изготовителя В, может быть:

  • - макрологистической, поскольку объединяет двух юридически и / или экономически независимых хозяйствующих субъектов;
  • - состоящей из двух микрологистических систем, если предприятия А и В представляет собой юридически оформленное объединение предприятий.

Исходя из этого можно утверждать, что логистическая система АВСDЕ также будет считаться микрологистической, если входящие в нее предприятия представляют собой юридически и / или экономически обособленную группу - интегрированную логистическую систему. Логистический менеджмент в интегрированной логистической системе представляет собой такой управленческий подход к организации работы предприятия-производителя и его логистических партнеров (посредников), который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления логистическими потоками для достижения стратегических и тактических целей данного предприятия на рынке. Определяющими для формирования интегрированных логистических систем являются концепции минимизации общих логистических издержек и управления качеством логистических функций и операций на всех этапах производственно-коммерческого цикла. Управление звеньями интегрированной логистической системы должно строиться на принципе - максимум самостоятельности при жестком контроле деятельности данных звеньев, в связи с чем существенно возрастает роль экономических методов управления.

Рассмотрим ряд основных аспектов управления интегрированной логистической системой:

  • 1) определение эффективности хозяйственной деятельности звеньев данной системы;
  • 2) определение эффективности функционирования звена в составе интегрированной логистической системы;
  • 3) выявление узкого места в интегрированной логистической системе.

Эффективность хозяйственной деятельности звеньев интегрированной логистической системы определяется по следующему алгоритму;

Вычисляется доля затрат каждого звена (Д злi) в затратах логистической системы. Обычно в качестве денежного выражения суммы затрат при проведении расчетов используется стоимость совокупных активов. Следовательно, сумма затрат каждого звена - это балансовая стоимость активов, находящихся в управлении этого звена. Рассчитаем по формуле (1) :

Д злi =3 лi /?3 лi , (1)

где 3 лi - затраты i-го звена логистической системы;

  • ?3 лi - затраты логистической системы в целом;
  • - вычисляется доля каждого звена (Д плi) в совокупной чистой прибыли логистической системы по формуле (2) :

Д плi =П лi /?П лi, (2)

где П лi - чистая прибыль i-го звена логистической системы;

  • ?П лi - чистая прибыль логистической системы в целом;
  • - рассчитывается коэффициент эффективности хозяйственной деятельности лi ) для каждого звена логистической системы по формуле (3) :

К лi = Д плi /ДЗ лi (3)

Звенья логистической системы ранжируются по значению коэффициента эффективности хозяйственной деятельности.

  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
  • ЛОГИСТИКА
  • ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

В статье рассмотрены особенности применения современных информационных технологий в логистике, их роль в оптимизации логистических процессов, а также выделены основные решения, которые позволят достичь логистическим компаниям наиболее эффективного результата.

  • Оптимизация работы с транспортом на складе, как фактор снижения логистических затрат
  • Использование мобильных приложений и их роль в оптимизации логистических процессов
  • Проблемы информационной безопасности склада и пути их решения
  • Мобильное приложение для автоматизации процесса приемки товара на склад
  • Информационные технологии в управлении системой социальной защиты

В современной логистике использование информационных технологий является неотъемлемой частью. Сейчас трудно представить построение и организацию работы процесса доставки товаров без своевременного обмена информацией и без быстрого реагирования на потребности рынка. На сегодняшний день практически невозможно обеспечивать качество товаров и услуг, которые востребованы потребителем, не используя современные информационные системы и программные комплексы для планирования, анализа и поддержки принятия коммерческих решений в логистической системе. И как раз за счет развития информационных систем и технологий логистика стала преобладающей формой организации товародвижения на рынках с высокой конкуренцией в экономически развитых странах.

В современной логистике под информационными системами и информационными технологиями обычно подразумевается комплекс программно-технических средств и методов производства, обработки, передачи и потребления информации в системах обеспечивающих товародвижение. Главным направлением в развитии информационных технологий в логистике является интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение перевозки товаров. Именно эти направления связаны с интеграционными процессами в экономике стран с высоким развитием и представляют новое научно практическое направление телематику. Данное направление ориентировано на активное применение информационных сетей и вычислительных систем. Но развитие данного направления в нашей стране связано с рядом проблем, которые выделены ниже:

  • качество техники и ее техническое обслуживания;
  • обучение и квалификация персонала;
  • интегрирование информационных процессов;
  • стоимость персональных компьютеров, средств коммуникации и периферийного оборудования;
  • технологические изменения в процессах, которые связанны с обработкой и использованием информации на местах.

Постоянное развитие информационной логистики связано с растущей ролью информации в хозяйственном процессе, и с развитием компьютерной техники и средств связи. В современном мире значение информации определяется рядом факторов:

  • высокий процент информационных ресурсов в общей занятости;
  • высокая доля информации в конечной стоимости товаров и услуг;
  • инновационной функцией, которая проявляется в генерировании научно-технического прогресса;
  • интегрирующей функцией информации в экономическом организме общества, которая в решающей степени обеспечивает ощутимый эффект функционирования экономики.

Актуальность внедрения и применения информационных технологий в логистике связана с непрерывным ростом объемом данных, которые подлежат обработке. Привычными, классическими способами уже, в должной мере, не получается из потока данных извлечь требуемую информацию и это не позволяет её применять для управления компанией. Наиболее весомым фактором в управлении является скорость обработки данных и получение нужной информации. Оборот информации все серьезней влияет на эффективность управления компанией, и соответственно на ее экономические успехи. Помимо этого, все чаще информацию стали называть "стратегическим сырьем". В развитых западных странах расходы на информацию превосходят расходы на энергетику. И при разумном, правильном подходе эти расходы дают свои результаты. Производительность труда существенно увеличивают современные информационные технологии, которые построены на основе применения интеллектуальной обработки данных и концепций информационных хранилищ.

При поступлении необходимой информации и наличию современных технологии ее обработки в логистических системах, фирма сможет извлекать неплохую выгоду. Поэтому логистические подразделения, которые успешно функционируют, ставят компьютеризацию в приоритет и рассматривают ее как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в финансовых аспектах. Если будут использоваться сети электронного обмена данными с потенциальными потребителями, то предприятие существенно сможет повысить свою конкурентность и долю на рынке.

Внедрение средств информационных технологий в логистике ориентировано на то, чтобы обеспечить товародвижение и взаимодействие между подразделениями компании, а также между фирмами в процессе закупки и распределения товаров. И поэтому, исходя из этого, в качестве главного направления исследования следует принимать разделение логистических систем по фазам материального потока с характеристикой обеспечивающих функций логистики (транспортировка, запасы). Важно отметить, что сами по себе информационные технологии в практике организации товародвижения не обладают ценностью. То есть обычная покупка, и установка дорогого специализированного программного обеспечения не смогут привести к решению проблем компании в области логистики. А для того чтобы логистическая система управления давала положительный результат, требуется подробное описание всех физических процессов и только потом внедрение в существующую систему компьютерной программы или разработка эффективного программного обеспечения. Эффективным программное обеспечение становится только в тех случаях, когда при внедрении и эксплуатации программисты и консультанты собирают все отзывы и пожелания от пользователей, делают соответствующий анализ, выбирают подходящие решения и дописывают программу уже под конкретную компанию.

В логистике информационные технологии и автоматизация остаются ключевыми направлениями на современном этапе развития. Но, несмотря на это, логистические информационные системы разрабатываются на различных вычислительных платформах с использованием разных языков программирования, которые часто несовместимы между собой, и создаются, не учитывая требований международных стандартов.

Так как сейчас глобальная сеть Интернет находит все более широкое применение, то такие технологии как штриховое кодирование и электронный обмен данными из чисто технических оснащений превращаются в средства автоматической идентификации поведению современного бизнеса. Поэтому сертификация и стандартизация процессов цепочек поставок и логистических услуг в отраслях экономики Российской Федерации играют значимую стратегическую роль для экономики страны.

Логистическая система на производстве будет эффективна, только в том случае, когда создаются необходимые условия для ее интеграции в существующие производственные процессы. Эту проблему можно решить, если создать соответствующей информационный базис. Сюда входят актуальные обзоры фондов, то есть наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов и сроков поставки, обработки, ожидания и простоев и контроль над их соблюдением. Чтобы осуществлять сбор этих данных производственная система по всей компании располагает датчиками и измерительными инструментами, они помогают контролировать сроки текущих процессов, их объемы и передают эти сведения для последующей обработке. К своей "измерительной" сети логистическая система предъявляет некоторые требования:

  • надежный и быстрый (ручной или автоматизированный) сбор необходимых данных о средствах производства и транспортных средствах;
  • наличие структуры внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, в которой всегда содержится актуальная информацию о ходе всех производственных процессов по каждому из участков.

В складской логистики одним из важнейших конкурентных преимуществ и целей оптимизации является время – это едва ли не основной показатель деятельности предприятия, которое использует складские помещения. Обычно тот, кто быстрее всех способен доставить товар до потребителя, тот и ставит условия, другим уже, в свою очередь, остается играть уже по чужим правилам, и практически всегда эти правила являются далеко не самыми выгодными для «отстающих» игроков.

Автоматизация всех процессов логистики склада помогает оптимизировать помимо времени, также и затраты связанные с содержанием большего количества персонала, и, тем не менее, автоматизация самих процессов складирования и хранения – это всего лишь вершина так называемого айсберга.

Требуется внедрить единую систему, для того чтобы оптимизировать весь процесс. Это система должна будет способна обеспечить автоматизацию всех существующих логистических процессов управления складом, а также обеспечивать руководителя информацией о деятельности всей компании.

Современные информационные технологии, которые предназначены для реализации в логистики, предлагают ряд оптимальных решений для множества складских задач. Начиная от простейшего учета и доходя до современных технологий автоматической идентификации на всех стадиях товародвижения.

Опыт внедрения складских систем автоматизации показывает, что основные потребности компаний, которые связаны со складским хозяйством, являются практически идентичными для большей части участников рынка. Во-первых, это оперативный сбор и подробный анализ информации о товаре, проходящем через складской комплекс компании, высокая скорость выполнения операций на складе и точность идентификации товара, контролирование рабочих на складе и создание обоснованной системы мотивации персонала. Данные проблемы можно отнести к потребностям базового уровня, и довольно таки часто их решение с помощью автоматизированных систем управления складским хозяйством уже будет являться достаточным для существенного роста эффективности функционирования склада.

Существует не малое количество программ зарубежных и российских разработчиков, которые автоматизируют работу склада. Среди российских разработок наиболее популярной является программа «1C-Логистика: Управление складом», которая является совместным решением фирмы 1С и компании AXELOT.

Среди зарубежных программ могут быть узкоспециализированные решения для складских комплексов класса WMS (Warehouse Management System). Но в последнее время руководители компаний, связанные с потребностью тем или иным образом использовать складские помещения, предпочитают использовать системы класса ERP (Enterprise Resource Planning) – единой интегрированной платформе. Она способна сделать бизнес-процессы прозрачными для руководителей компании для принятия важных управленческих решений. Такие продукты сочетают в себе развитый функционал, открытость для внешнего взаимодействия и гибкость, и позволяют разрабатывать различные отраслевые решения, представляющие собой новый этап развития систем управления компании. Система, которая приспособлена и адаптирована к задачам отрасли, поможет решить не только стандартные бизнес-задачи, которые предусмотрены встроенной функциональностью, но и учитывать особенности, являющиеся характерными для бизнес-процессов компании данной отрасли.

Не так уж и много ERP-систем, на основе которых разработаны отраслевые решения для складского комплекса. Среди них наиболее распространены системы Microsoft Dynamics. Отраслевые решения созданные на базе этих продуктов предоставляют компании возможность получить конкурентные преимущества за счет создания наиболее эффективных процессов обработки товарных запасов на уровне зон и ячеек, повышения качества обслуживания клиентов, увеличения количества обрабатываемых заказов, и снижения затрат на отслеживание характеристик партий товаров.

Эти отраслевые решения предназначены как для компаний-изготовителей, так и для дистрибьюторских компаний, заинтересованных в разработке эффективного складского комплекса, который даст возможность выполнить обработку немалого количества заказов. При этом их важной особенностью является очень удобный механизм формирования управленческой отчетности, управления закупками и продажами, а также функции управления финансами, механизм учета и анализа в различных разрезах.

Большая часть операций, которые производятся вручную, автоматизируется, и это тем самым помогает избежать большое количество ошибок, которые связанны с человеческим фактором. К примеру, при осуществлении подбора весовых товаров обеспечивается автоматическая корректировка их количества в рамках допустимого отклонения.

Также важно отметить значимую роль логистов-экспертов в решении специальных задач в логистических процессах и в создании технического задания для усовершенствования складской информационной системы. Так как, при внедрении изменений технологического процесса логисты-эксперты способны за достаточно короткий срок существенно уменьшить риски компании на переходном этапе, подготовить сотрудников и получить в итоге максимально положительный результат.

Информационная логистическая система позволяет улучшить управление постоянно усложняющимся материально-техническим снабжением. Для малогабаритных и высокоорганизованных систем производства, например таких, как синхронное производство и поставки "Точно в срок", возможность качественного управления движением поступающих ресурсов становится все более важным. За счет деятельности информационной логистики при обмене снабженческими данными увеличивается эффективность управления запасами. Мгновенное получение информации о движении товаров добавляет уверенности в оперативности доставки товаров и дает возможность провести замену реальных запасов информационными потоками. Обмен снабженческими данными, который распространяется на сеть фирм - поставщиков и транспортных компаний, дает возможность изготовителю снизить затраты, связанные с обеспечением деятельности всей логистической цепи. Компания-изготовитель получает ощутимую выгоду, повысив ее эффективность. Данную экономию можно разделить в определенных пропорциях между тремя участниками процессов: поставщиком, производителем и транспортной компанией, при этом окупая затраты на создание и содержание современных информационных систем и создавая дополнительный доход от их применения. Результативный эффект, которые получается в результате действия информационной логистики, стимулирует всех людей, которые участвуют в логистическом процессе поддерживать достигнутый уровень данного процесса, а также вкладывать новые ресурсы для его дальнейшей оптимизации.

Список литературы

  1. Транспортная логистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://transportnaya-logistika.ru/
  2. Информационно управленческий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal-u.ru/
  3. Гаджинский, А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений/ А. М. Гаджинский. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. – 432 с.
  4. Н.В Скузоватова. Методы оптимизации складски процессов в эффективно управлении предприятий. Журнал «Интеллект. Инновации. Инвестиции» Оренбург, 2010. №3. С. 44-51.

1.1.Основные понятия оптимизации логистических процессов Логистический процесс представляет собой определенную последовательность основных логистических операций и совокупность действий, обеспечивающих их выполнение с целью эффективного взаимодействия элементов и оптимизации логистической системы в целом.

Термин «логистический процесс» используется не так часто, как остальные рассмотренные выше понятия логистики. Например, А.Н. Родников определяет логистический процесс как «упорядоченную на оси времени последовательность логистических операций, направленную на обеспечение потребителей продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место».

С корпоративных позиций цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фирмы (целью построения логистической системы). В определении А.Н. Родникова в качестве целевой функции формирования логистического процесса выступает логистический микс, правда, в несколько усеченном виде. Логистический процесс может быть сформирован на разном уровне сетевой (канал, цепь, ЗЛС) или функциональной (функциональная область логистики, подсистема, ЗЛС) иерархии логистической системы.

Таким образом, логистический процесс – определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений.

Осуществление логистических процессов и операций нуждается в централизованном управлении, а управление нуждается в периодической оптимизации при изменившихся условиях деятельности предприятия или внешней среды.

Для оптимизации управления логистикой следует предусматривать интеграцию:

планирования логистических операций с планированием деятельности всего предприятия;

операций по логистике с другими операциями, осуществляемыми предприятием;

информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;

информационных технологий с компаниями-партнерами.

Задачами оптимизации управления логистикой являются контроль, анализ и снижение издержек товародвижения, включая:

стоимость перевозки различными видами транспорта;

стоимость погрузки у отправителей, выгрузки у получателей и возможных перевалок в пути следования;



затраты на хранение, непосредственно относящиеся к перевозке в связи с перевалкой, комплектацией или подработкой груза в пути следования;

расходы, связанные с нахождением груза и товара в пути, его непродуктивным хранением в процессе доставки (проценты на капитал, порча, потеря, хищение груза);

издержки формирования и содержания запасов у торгово-посреднических компаний;

издержки дефицита, связанные с недостатком в отдельные моменты в каких-то звеньях сбытовой сети тех или иных товаров, с неумением управлять запасами, с кризисными явлениями в экономике;

расходы на упаковку, маркировку, оформление документации;

расходы по страхованию грузов, транспортно-экспедиторским операциям, ледокольной проводке, грузовые сборы;

затраты труда на количество грузов, полученных в смену и т. п.;

административные расходы и некоторые другие виды издержек.

Контроль качества организации разгрузки и приемки:

оценка точности и аккуратности в выполнении операций;

оценка характера и типичности ошибок в работе.

Контроль процесса управления логистическими операциями:

оценка четкости и продуктивности организации ежедневной работы;

оценка способностей персонала по выявлению проблем и их решению.

Ускорение движения товарных потоков на складе определяется ускорением обработки товаров и документов на всех технологических этапах. Например, пути перемещения товаров стараются выпрямить в горизонтальном и в вертикальном направлении – это сокращает сроки перемещения.

Диспетчеры обеспечивают оперативное регулирование всех операций – разгрузочных работ, оформления приемных документов. Технологические карты – подробное описание последовательности и методов выполнения операций и перечень документов, составляемых по ходу работы на основании соответствующих инструкций и нормативных документов. Они предназначены для эффективного использования средств труда и рабочей силы, исключения ошибок при выполнении операций. Их разрабатывают на отдельные этапы складской обработки (приемка, размещение, хранение, отбор товаров и т. д.) применительно к функциям отдельных специалистов или групп (бригад) специалистов – водителей подъемно-транспортных машин, отборщиков, упаковщиков и др. Технологические процессы необходимо четко организовать – планируют сроки и объемы поступления и отпуска товаров, использование рабочего времени, складских площадей и средств. Графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов, графики прибытия товаров, графики работы экспедиции и т. д. помогают планировать загрузку людей и выполнение операций в течение определенных периодов. Сетевое планирование при помощи сетевых моделей и графиков, представляющих собой графическое последовательное изображение операций с расчетными параметрами и сроками исполнения помогает увязать темпы исполнения многих операций для получения в желаемый срок необходимого результата – например, отбора и упаковки крупной партии товаров для загрузки целого состава или морского судна.



Сроки движения товаров и документооборота пропорциональны количеству номенклатурных позиций запаса и количеству учетных операций между различными структурными единицами, которые необходимы для прослеживания за движением товаров и оформлением необходимой документации.

Таким образом, логистической процесс представляет собой определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений. В качестве средств оптимизации технологических процессов на складах используют логистический аудит, моделирование процессов, реинжиниринг бизнес-процессов, обучение персонала, бережливые технологии, стандартизацию процессов, применяют диспетчеризацию, технологические карты, сетевые графики, оперативное планирование, а так же технические средства: компьютерные системы, системы радиосвязи, внутрискладское телевидение и другие средства оргтехники.

1.2.Влияние финансовой политики на организацию

Финансовая политика организации - совокупность мероприя­тий по целенаправленному формированию, организации и исполь­зованию финансов для достижения целей организации.

Финансовая политика - наиболее важный составной элемент общей политики развития организации, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Если рассматривать термин «политика» более широко, то «это действия, направленные на дости­жение цели». Так, достижение любой задачи, стоящей перед организацией, в той или иной мере обязательно связано с финанса­ми: затратами, доходами, денежными потоками, - а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспе­чения. Таким образом, финансовая политика не ограничена ре­шением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования дого­воров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

Финансовая политика - сравнительно новая дисциплина. Она не изучает сущность финансовых отношений и не разрабатывает механизмы и методы оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т.п., а использует существующие, рассматриваемые в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не стано­вятся от этого менее значимыми. Существует множество спосо­бов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят организации раз­виваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики позволят более четко определить основные направ­ления развития.

В настоящее время во многих организациях финансовые ре­сурсы расходуют на согласование противоречивых задач и реше­ний на разных уровнях управления, поэтому трудно перейти к следующему этапу - выбору оптимальных механизмов, позволяю­щих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.

Основа финансовой политики - четкое определение единой кон­цепции развития организации, как в долгосрочной, так и кратко­срочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов дос­тижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также раз­работка эффективных механизмов контроля.

Финансовая политика дает ответы на следующие вопросы:

Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития организации?

Как в конкретных финансово-экономических условиях дос­тигнуть поставленных целей?

Какие механизмы наиболее оптимально подходят для дости­жения поставленных целей?

Стоит ли изменять финансовую структуру организации, ис­пользуя финансовые инструменты?

Как и какими критериями можно проконтролировать дости­жение поставленных целей?

Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться постав­ленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финан­совая политика» все больше применима в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъек­тов уже долгое время пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кре­дитную политику, валютную и т.д., для того чтобы избежать мето­да «черного ящика» применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики организации, которая должна быть разработана в комплексе единых стра­тегических направлений.

Основная цель создания организации - обеспечение максимиза­ции благосостояния ее собственников в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимиза­ции рыночной стоимости организации, что невозможно без эф­фективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений, как в самой организации, так и с контрагентами и государством.

Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами:

Максимизация прибыли;

Обеспечение финансовой устойчивости.

Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает организации стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.

Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:

Критический анализ предшествующей финансовой стратегии;

Обоснование (корректировка) стратегических целей;

Определение сроков действия финансовой стратегии;

Конкретизация стратегических целей и периодов их выпол­нения;

Распределение ответственности за достижение стратегичес­ких целей.

Для реализации стратегических целей необходимо решать много тактических задач.

Финансовая тактика – это оперативные действия, направ­ленные на достижение того или иного этапа финансовой страте­гии в текущем периоде.

Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансо­вая тактика связана с реализацией локальных задач управления организацией.

Для обеспечения максимизации прибыли необходимо первое стратегическое направление:

Наращивать объем продаж;

Эффективно управлять процессом формирования рентабель­ности;

Бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ре­сурсами;

Контролировать расходы;

Минимизировать период производственного цикла;

Оптимизировать величину запасов и др.

Второе стратегическое направление подразумевает:

Минимизацию финансовых рисков;

Синхронизацию денежных потоков;

Тщательный анализ контрагентов;

Достаточные объемы денежных средств;

Финансовый мониторинг и др.

Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обес­печению финансовой устойчивости снижают рентабельность про­изводства. Таким образом, невозможно максимизировать одно­временно и безопасность, и прибыль.

Необходимо ранжировать стратегические цели, например пу­тем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управ­лении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости организации, и уро­вень прибыли производства.

Приоритетность стратегических целей периодически меняет­ся. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразде­лить на две категории - внутренние и внешние.

Основные внутренние факторы:

Масштаб организации;

Стадия развития организации;

Субъективный фактор руководства организации, собствен­ников.

Масштаб организации играет важную роль. В малых и сред­них организациях автономия (самостоятельность) занимает обыч­но доминирующее место. В крупных же организациях в стратеги­ческом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.

Стадия развития существенно влияет на ранжи­рование стратегических целей организации. Понятие «цикл жизни» позво­ляет определить проблемы, которые возникают в организации на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность.

В период детства, когда обороты организации небольшие, она главным образом сталкивается с проблемами выжи­вания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудно­стей с денежными средствами; ей необходимо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на необходимые инвестиции для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.

В период юности рост объемов продаж, первые прибыли по­зволяют организации решить свои проблемы с денежными сред­ствами, и ее руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.

В период зрелости, когда организация уже заняла свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значи­тельна, она старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ей объем, а также технический и коммерческий потенциалы.

В период старости, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития организации снова перемещается в сто­рону финансовой устойчивости.

Кроме того, вектор стратегического развития организации зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. В крупных организациях, когда собственников много, например крупное акционер­ное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, осо­бенно ежедневные, они остаются верны организации, пока удов­летворены их интересы.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели организации. В частности, со­стояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования организации.

Таким образом, финансовая политика - это всегда поиск ба­ланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

Финансовая политика не может быть незыбле­мой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внут­ренних факторов.

Один из основных принципов финансовой политики - она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситу­ации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе пред­видения финансовая политика приобретает устойчивость.

Финансовую политику организации можно еще охарактери­зовать как определенный алгоритм действий для достижения ее глав­ной цели, который предполагает реализацию после­довательных этапов и включает различные инструменты и меха­низмы.

1.Определение стратегических направлений развития.

2. Планирование:

Стратегическое;

Оперативное;

Бюджетное.

3. Разработка оптимальной концепции управления:

Капиталом;

Активами;

Денежными потоками;

Издержками.

4.Контроль:

Проверка выполнения планов;

Сравнительный анализ;

Ревизии;

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и крат­косрочные. Наиболее существенное различие состоит во времен­ных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как пра­вило, больше года. Например, стратегическое планирование пред­полагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. Краткосроч­ная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производствен­ные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, син­хронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных за­дач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанав­ливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.

Разработку и реализацию финансовой политики нужно по­стоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

Субъекты и объекты финансовой политики.

Финансовая политика – основа процесса управления финан­сами организации. Ее главные направления определяют учреди­тели, собственники, акционеры. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.

Реализуют финансовую политику по-разно­му. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов организации.

Субъектами управления в малых организациях могут высту­пать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предпо­лагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экс­пертов и консультантов.

В средних организациях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и сред­несрочное распределение прибыли) принимает генеральная ди­рекция фирмы.

В крупных компаниях есть возможность расширить организа­ционную структуру, кадровый состав и достаточно четко диффе­ренцировать полномочия и ответственность между:

Информационными органами: юридическая, налоговая, бух­галтерская и другие службы;

Финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюд­жетирования и т.д.;

Контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

Ответственным за постановку проблем финансового характе­ра, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для организации, он является лишь советником высшего управлен­ческого персонала.

В крупных компаниях структура разработки и реализа­ции финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализован­ной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стра­тегических направлениях развития.

Основные объекты управления имеют следующие направле­ния:

1. Управление капиталом:

Определение общей потребности в капитале;

Оптимизация структуры капитала;

Минимизация цены капитала;

Обеспечение эффективного использования капитала.

2. Дивидендная политика:

Определение оптимальных пропорций между текущим по­треблением прибыли и ее капитализацией.

3. Управление активами:

Определение потребности в активах;

Оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;

Обеспечение ликвидности активов;

Ускорение цикла оборота активов;

Выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

4.Управление текущими издержками:
- CVP-анализ;

Минимизация издержек;

Нормирование затрат;

Оптимизация соотношения постоянных и переменных из­держек.

5. Управление денежными потоками (по операционной, ин­вестиционной и финансовой деятельности):

Формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;

Эффективное использование остатка временно свободных денежных средств

Анализ проблем компании

При анализе логистических процессов компании были выявлены основные проблемы в логистической деятельности компании.

География поставок компании очень обширна и занимает много времени. В связи с этим срок доставки может быть до 30 дней, а это значительное время для перевозки пищевых продуктов. Отсутствие подсортировочных складов осложняет управление доставкой и отрицательно сказывается на конкурентоспособности организации.

Так же существует проблема с отслеживанием товара находящегося в пути. Доставка потребителям осуществляется при сотрудничестве с различными поставщиками транспортных услуг. Из-за отсутствия своевременной и систематизированной информации о месте положения груза в реальном времени невозможно гарантировать высокое качество выполнения заказов клиентов, что плохо отражается на имидже компании.

Из описанной выше проблемы вытекает ещё одна, это отсутствие налаженной обратной связи с магазинами-заказчиками. Информация о получении заказа, об удовлетворенности качеством товара, своевременности поставки, имеет большое значение для надежных партнерских отношений и качества логистического сервиса компании.

Компания при формировании заказов использует поддоны уже бывшие в употреблении, что ведет к периодическому бою продукции, и как следствие – дополнительным издержкам.

Оптимизация логистических процессов предприятия, или фирмы, проводится в следующих целях

  • максимальный сервис клиентам и партнерам компании;
  • достижение оптимального уровня процессных затрат при желаемом уровне сервиса для клиентов.

Оптимизация логистических процессов. Шаг 1

Выбор местоположения для складов

Поделить регионы, в которых предполагается осуществлять сбыт продукции
  • по географическому признаку,
  • по количеству населения,
  • по покупательной способности,
  • наличию традиций (и связанных с ними потребностями) потребления продукта.
Учесть предполагаемые способы реализации:
  • через дистрибьюторов (со складами и системой доставки),
  • через собственные филиалы (создание собственных региональных складов и доставки до конечного потребителя),
  • прямая централизованная доставка в регионы.
Проверку проводить по методу полных логистических издержек. Рассчитать полные логистические издержки для каждого варианта и сравнить их.

Оптимизация логистических процессов. Шаг 2

Укрупненные специфические требования к технологиям нового, или реорганизуемого склада

Общая специализация склада по скорости оборота:
  • скорее для хранения,
  • скорее для обеспечения быстрой оборачиваемости,
  • много, мало артикулов.
На каких зонах склада акцент:
  • большая зона приема с большим количеством разгрузочных доков,
  • зона длительного хранения и комплектации в одном технологическом объеме или отдельно,
  • осуществление набора товара и комплектации заказов в отдельных технологических зонах,
  • применение конвейерной сборки заказов (паллеты, коробки, тележки для сбора заказа движутся через весь склад, каждый из ответственных кладовщиков, закрепленных за определенным участком хранения, группой товара, отбирает на перемещаемую тележку товар из своего участка),
  • большая зона отгрузки с большим количеством отгрузочных доков.
Последовательность, одновременность или разновременность выполнения складских технологических операций (технологические карты):
  • разгрузка,
  • приемка,
  • размещение на хранение,
  • пополнение зоны комплектации,
  • комплектация,
  • отгрузка (пример: ночь – разгрузка ж/д вагонов, комплектация заказов, утро – за счет большого количества отгрузочных мест и большой зоны отгрузки – быстрая отгрузка заказов на централизованную доставку, день – отгрузка клиентов самовывоза и оптовиков с дальней доставкой, разгрузка - прием автотранспорта).
    • Проведение АВС – анализа для размещения товара по оборачиваемости, по количеству обращений к товару для комплектации (количеству тиков - teaks) применительно для данного складского помещения – конфигурация и этажность помещений, складских стеллажей, иначе говоря, по сложности доступа к разным зонам и участкам хранения.
    • Проведение XYZ – анализа для прогнозирования спроса и соответственно частоты, объемов и периодичности заказов на товар.
    • Хронометраж, нормативы времени, «фотографии» технологических процессов, в особенности процессов комплектации заказов (строк заказов, «тиков») одним человеком в единицу времени.
    • Акцент мотивации сотрудников на количество комплектуемых заказов. Заработная плата – небольшая фиксированная часть + часть зависящая напрямую от норм и качества выработки.
Склад, арендованный, с "нашим" персоналом, или с ответственным хранением и услугами складской обработки. В случае склада ответственного хранения введение основного показателя договорных отношений, например стоимости отгрузки грузовой единицы, одной тонны, определенного количества заказов, единиц товара, строк заказов и т. д. Введение в договорные отношения норм складской обработки, дальнейшее увеличение их, обучение сотрудников outsource – склада работе с «нашим» товаром.

Оптимизация логистических процессов. Шаг 3

Нормирование запасов. Определение норм запасов

Введение максимальной и минимальной норм запаса – в единицах хранения, в днях торговли и т. д.) с учетом объемов продаж, возможности роста или падения спроса, задержки товара в пути, реальных технологических особенностей выполнения плана – заказа производством. Менеджер, ответственный за управление запасом, для правильного формирования заказа и соблюдения нормативов по максимальной и минимальной нормам заказа, ежедневно отслеживает:
  • остаток на складе,
  • текущую динамику отгрузок (в периоде последних двух – трех недель по сегодняшний день),
  • товар в пути,
  • товар, пришедший сегодня,
  • товар заказанный.
Рекомендуется использование специализированной программы либо автоматизированных таблиц в Excel, Access. Предполагаемый результат: увеличение эффективности использования складских площадей, оборотных средств, резерв по комплектации заказов.

Технология just-in-case (на всякий случай)

Появление термина и технологии основано на «российской специфике» возникновения рисков при определении объемов закупок того или иного товара:
  • простои на таможне (в результате ввода таможней новых, необъявленных правил при растамаживании),
  • большая вероятность поломки машины в процессе дальних поставок, а также сложность ремонта в полевых условиях.
Вследствие возникновения подобных рисков «российской логистической специфики» товар закупается не в необходимом количестве, а несколько больше «на всякий случай».

Оптимизация логистических процессов. Шаг 4

Определение соотношений формирования логистического функционала по видам собственности и привлечения сторонних услуг на основании функционально – стоимостного анализа общих логистических затрат.
  • Логистические основные средства (например – административные ресурсы, информационные ресурсы, транспорт, склад) находятся в собственности основного юридического лица компании. То же в собственности логистической компании в рамках холдинга.
  • Складские площади в аренде, а персонал, оборудование, техника склада собственные.
  • Складские услуги привлекаются в качестве внешних (ответственное хранение, например).
  • Оперативная замена, по необходимости, арендуемых складских площадей, в связи с изменяющейся динамикой продаж, а соответственно и потребностями в этих площадях (с увеличением - уменьшением, изменением конфигурации, изменением местоположения, технологической и технической оптимизацией складского хозяйства).
  • Привлекаются водители со своими автомобилями в качестве постоянных сотрудников.
  • Нанимаются автомобили с водителями в транспортной компании для оказания транспортных услуг.

Оптимизация логистических процессов. Шаг 5

Информационная система

Возможность партионного (по-тиражного) учета, а также прибыльности каждой партии товара, при условии (например), если один и тот же товар в разных партиях (тиражах) имеет разную входную цену (себестоимость, закупочную цену).

Внедрение системы штрих-кодирования

Позволяет получить следующие преимущества и выгоды.
  • Сокращение времени и ошибок при обработке документов.
  • Сокращение времени и ошибок на этапах приема товара, размещения товара, сбора и комплектации заказов, проверки скомплектованных заказов, отгрузки скомплектованных заказов.
  • Усовершенствование контроля веса и габаритных размеров товара на стадии его получения.
  • Использование штрих – кодов на листах подбора товара (комплектовочной накладной).

Оптимизация логистических процессов. Шаг 6

Объединение всех логистических функций в одном департаменте (управлении)

  • Таможня, транспорт, склад.
  • Централизация местной дистрибуции.
  • Централизация, либо децентрализация региональной дистрибуции.
Один из вариантов выбирается на основании функционально – стоимостного анализа общих логистических затрат по каждому варианту.

Оптимизация ассортиментного ряда

Основанием для вывода той или иной товарной позиции из оборота и, соответственно, торговли должно осуществляться на основании статистики продаж, и исследований рынка. Выбор конфигурации складского хозяйства и логистической системы в целом в зависимости от количественного объема ассортиментного ряда и срока реализации готовой продукции.

Оптимизация логистических процессов. Шаг 7

Деление складов на отдельные специфические зоны

Склад может делиться на отдельные зоны, каждая со своей спецификой размещения товара, типом и конфигурацией стеллажной системы, а может и ее полным отсутствием, или иной системой хранения (бункерной, например, набивные стеллажи, консольные стеллажи, стеллажи для рулонного хранения), в том случае, если товар принципиально различается по своим габаритам, условиям хранения и размещения (пример – компания занимается плиткой; сантехникой – ванны, унитазы, мебель для ванной; линолеумом, обоями, коврами, отделочными материалами).

Использование для контроля логистических процессов на складе параметров эффективности работы

  • Оборачиваемость (отношение среднего запаса за период к товарообороту за период). Чем выше, тем лучше.
  • Относительная стоимость складской операции (все складские затраты + потери от дефицита продукции разделить на единицу товара, или единичную стоимость товара – одну штуку, рубль стоимости товара). Чем ниже, тем лучше.
  • Характеристика дефицита продукции (процент невыполнения поступающих заявок.

Схематическое описание экспертной системы по управлению запасами, применение которой ведет к оптимизации (уменьшению) запаса на складе

  • Сбор статистики по движению товаров.
  • Расчет среднедневных продаж за каждый период времени. Информация анализируется за последние 2 – 3 недели (за счет этого сглаживается влияние сезонных колебаний).
  • Рассчитываются: максимальный, страховой (минимальный) запас, задается время товаров в пути, вычисляется величина фактически необходимого запаса (в штуках и днях).
  • Принимается решение, что запас не должен превышать такого-то количества дней.
Грубое представление работы системы: система видит, что по определенному товару интенсивность движения больше, и заказывает его больше – и наоборот. При достаточно равномерном (по объемам и ассортименту) грузообороте со временем оптимизация приводит к тому, что можно вывести некий набор товара (матрицу загрузки, или пополнения запаса), для загрузки в стандартную транспортную единицу, для пополнения запаса на дистрибьюторском складе и т. п.

При копировании, или цитировании этой статьи, или ее части, необходимо указывать ссылку на эту статью.

Новая складская логистика © 2001 - 2020

ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Кичемасова Елена Валерьевна

Соколова Кристина Викторовна

студент 4 курса, кафедра Маркетинга и Логистики СГЭУ, РФ, г. Самара

Е-mail: missokolova 21@ mail . ru

Карпова Наталья Петровна

научный руководитель, д-р экон. наук , доцент, профессор, кафедра Маркетинга и Логистики СГЭУ, РФ, г. Самара

Логистика - наука, которая занимается эффективным управлением материальным и сопутствующими ему потоками из пункта отправления до пункта назначения. На сегодняшний момент логистика охватывает многие функциональные области, включая процессы складирования и перевозки.

Склад - это своего рода механизм, снижающий последствия между столкновением темпов производства и темпов потребления.

Эффективное управление цепью поставок - являлось источником возникновения богатства британских и голландских компаний в 1953 году. Инновации уже с начала XX века начали воздействовать на логистические процессы. В России логистика развивалась как военная дисциплина. Первые упоминания о ней были в IX веке нашей эры: логистика в этот период означала в основном, чёткую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым. «Как прикладная наука, логистика разрабатывает новые, эффективные методы управления материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Как практическая деятельность - обеспечивает применение этих методов» .

Термин логистика известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, сегодня получает широкое распространение. Основная причина заключается в том, что логистика начала использоваться в экономике. Экономическая логистика - научно-практическое направление изучения хозяйствования .

На сегодняшний момент в России разрабатывается ряд методов для ускорения и оптимизации логистических процессов в складском хозяйстве.

90 % логистических операций делаются вручную. Люди более гибки и приспосабливаемы, чем самые современные роботы и автоматизированные загрузочно-разгрузочные устройства. Недостатком является то, что люди делают ошибки, и стоимость проверки и исправления этих ошибок - не только в затратах рабочей силы, но и более важного ресурса - времени. Инновации нацелены на снижение риска ошибок и ускорение ручного процесса выбора.

Изначально опорой системы управления складом (WMS) считалось появление Радио-Терминалов (RDT). У оригинального блока был маленький экран, отображавший инструкцию для сборщика, сканер для сканирования штрих-кодов, клавиатура для подтверждения действия и голосовое управление для вспомогательных инструкций. Дизайн с момента создания фактически не изменился. RDT это необходимая вещь для выполнения складских операций, она довольно громоздкая и требует задействования обеих рук: одной рукой необходимо держать RDT, а другой управлять им, что замедляет процесс выполнения всех операции.

Усовершенствованные RDT работают по технологии сенсорного экрана, устанавливаются на запястье, таким образом, они освобождают руки для выбора, но все еще тяжелы и могут быть неудобными для долгой работы.

Одной из функций эффективной работы терминала является - голосовое управление: инструкции предоставляются пользователю через наушники, а ответы передаются через встроенный микрофон. Направление голоса укажет сборщику на местоположение, чтобы выбрать и считать уникальный код для подтверждения о том, что он был правильно идентифицирован. Это освобождает руки сборщика и облегчает процесс ношения RDT в течение всей рабочей смены. Голосовое управление может также использоваться для дополнительной коммуникации, такой как обратная связь, например, для уведомления менеджера об ошибках инвентаризации.

Еще одним инструментом для оптимизации складских операций является технология управления светом, при которой нет необходимости освещения всего складского помещения, так как на каждой ячейки стеллажа располагается светодиодный дисплей с показаниями и кнопками. Они могут быть различной сложности, но в идеале дисплей должен быть освещен, для того чтобы показать расположение, откуда нужно забрать груз, отражать количество необходимого груза. Также он должен иметь кнопку, для подтверждения выполнения работы и показывать стрелку - в направлении следующего местоположения. Технология управления светом является одной из самых лучших для сбора груза по времени и точности, но существует проблема дороговизны электроники и запчастей для нее.

Развитие RFID меток предоставило возможность для оперативного контроля за состоянием запасов на складах, разработана специально для ценных (дорогих) грузов. RFID метки представляют собой квадратные этикетки с металлическим лабиринтом, напечатанным на них. Они могут быть зафиксированы системой антенн, расположенных на стратегических позициях складов. Поскольку каждая RFID метка уникальна и антенны не только идентифицируют предмет, но и его местоположение, которое в теории, дает возможность посчитать товары в каждом местоположении до и после сборки заказа и немедленно выделить ошибки. Затраты на такую установку являются весьма значительными, но увеличивающееся использование RFID меток в розничных сетях доказывает, что их применение является эффективным.

Строительство и обслуживание складов в России стоит очень дорого. Затраты на некоторые из них в четыре раза больше, чем в Финляндии и целых восемь раз больше, чем в США. Поэтому становится очень важно максимизировать количество товаров, которые могут храниться в данном пространстве. Это приводит к многослойным системам хранения с использованием стеллажей в зданиях с внутренней высотой 12-14 метров. К сожалению, скорость движения по складу для механического оборудования обратно пропорциональна плотности хранения. Такая ситуация происходит из-за наличия крутых поворотов между стеллажами, на которых хранится товар. Самая высокая плотность хранения достигается на складах с зонами хранения, выполненными по технологии "High Bay": однообъемные склады со скоростными рельсовыми кранами-автоматами, высота которых достигает 40-50 м, где все движения обрабатываются компьютерным управлением кранов. Автоматизированный кран, перемещается по проходу со скоростью до 250 м/мин и, поднимаясь при этом со скоростью до 80 м/мин, может за час разместить на хранение и вывезти из зоны 200 паллет при длине ряда, превышающей 100 м. Конечно, столь высокопроизводительный комплекс предполагает использование не менее совершенных технических решений в остальных технологических зонах склада. Каждый проход имеет свой собственный кран, поэтому стоимость этих складов очень высока.

Коммерческие складские операторы, как правило, используют регулируемые паллетные стеллажи, которые являются наиболее гибкими и могут быть адаптированы под потребности любого клиента. Эти системы имеют типичную плотность хранения 1,2 м 3 товаров за квадратный метр площади.

Широкое применение нашли всевозможные конвейерные системы, рельсовые и подвесные роботы - «шаттлы», устройства изменения направления движения паллет, скоростные вертикальные лифты с автоматической загрузкой-выгрузкой паллет и т. п., например, при приемке товаров применяются автоматизированные устройства контроля размеров и веса заводских упаковок с товарами.

Одной из проблем России является быстрая наполняемость склада товарами и поэтому увеличивается спрос на опытных водителей складской техники. Они могут выполнять работы и на погрузчиках в зоне приемки или отгрузки, и на высотных штабелерах в зоне хранения. Однако скорость и маневренность движения зависит не только от мастерства и умений водителя, но и от невозможности предсказания кратчайшего маршрута, из-за наличия нескольких водителей, работающих в одном и том же замкнутом пространстве. По мнению многих специалистов, для того чтобы начать эффективно справляться со своими обязанностями понадобится не менее 2 лет практики и обучения, но в реальной жизни водители часто меняют места работы, у них нет заинтересованности работать в команде и делиться опытом с новыми работниками. Как правило, это означает, что скорость движения на 50 % ниже той, которая является наиболее эффективной для работы водителя на складе.

Таким образом, эта область является одной из основных для внедрения в нее логистических инноваций. К 2015 ожидается выпуск на рынок современных машин без участия водителей с ограниченными возможностями (большинство из них с электронным управлением), а уже к 2018 году - выпуск полностью автоматизированных систем без участия человека. Например, на сегодняшний момент уже ряд производителей изготовили устройство для горизонтального смещения поддона, таким образом это изобретение позволило сократить штат складских работников, время и затраты на данную операцию.

Предполагается, что внедрение таких инноваций упростит и оптимизирует логистические операции на складе.

Список литературы:

  1. Гаджинский А.М. Логистика: учебник 20-е издание. М. : «Дашков и К», 2012. - 484 с.
  2. Капустина Н.В., Подлесная Л.В., Логистика: учебно-методический комплекс. М.: МГУТУ, 2012. - 237 с.