Бизнес блоги

Перспективы сельского хозяйства в России и в мире: основные направления. Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства Проблемы и перспективы развития земледелия

Животноводство в России представляет собой одну из самых перспективных отраслей производства. Благодаря продукции, которая производится в этой сфере, удается обеспечить население пищей и товарами легкой и кожевенной продукции. Однако на сегодняшний день не получает должную финансовую поддержку, что тормозит его развитие.

Современное состояние животноводства в РФ

Правительство РФ принимает всевозможные меры для того, чтобы поддержать сельское хозяйство, в частности, животноводство в нашем крае. Однако статистика поголовья говорит лишь о постепенном упадке. Развитие животноводства находится в стадии стагнации. Если в начале 90-х годов XX столетия показатели количества поголовья КРС доходили до ключевой отметки в 57 млн, то к 2009 году произошел двукратный спад.

Подобный откат сельского хозяйства стал детерминантой того, что на прилавках продукция животноводства представлена не только российского производства, но и зарубежного. Это стало причиной того, что найти качественное, но при этом доступное мясо практически невозможно.

Статистика

Причины упадка сельского хозяйства в РФ

Мясное и молочное животноводство в РФ находится в депрессивном состоянии по целому ряду причин, о которых специалисты в данной области говорят совершенно открыто:

  1. Во-первых, производство продукции требует больших финансовых вложений, но при этом окупаемость от продажи товара происходит в несколько раз дольше. В отличие от других сфер, в мясном или молочном животноводстве растягивается на несколько лет, что не позволяет получать прибыль молниеносно.
  2. Во-вторых, сельское хозяйство в большинстве регионов РФ находится в состоянии упадка по причине того, что модернизация производства невозможна из-за высоких цен на новое оборудование.
  3. В-третьих, постоянно возрастающая роль импортной продукции на российском рынке вызвала снижение цен на продукцию. Это сделало животноводство в России совершенно бесполезным, так как фермеры не могут получить прибыль от своей работы.
  4. В-четвертых, сельское хозяйство не является привлекательной сферой для иностранных инвестиций. малочисленны, что обрекает многие фермы на банкротство.

Что еще влияет на процветание сельского хозяйства?

Безусловно, именно сельское хозяйство напрямую зависит от климатических условий. Экономическая эффективность от производства продукции будет лишь в том случае, если первоначально были вложены меньшие финансовые средства в развитие. Иными словами, регионы с тропическим климатом являются более перспективными с точки зрения развития животноводства, чем субъекты, расположенные в умеренной или полупустынной зонах.

Современное оборудование позволяет создать комфортные климатические условия для развития животноводства в нашем крае, однако это в любом случае скажется на качестве корма для поголовья. Исходя из сказанного, можно прийти к выводу о том, что оптимальные условия климата становятся важной детерминантой ресурсозатратности и прибыли.

Политика Правительства РФ по поддержке сельского хозяйства

Министерство сельского хозяйства РФ принимает всевозможные меры, которые должны способствовать сокращению импорта мяса и поднятию фермерских хозяйств.

  1. Благодаря тесному сотрудничеству с банковским сектором предприятия обеспечиваются кредитными средствами, которые позволяют завершить производственный цикл. Так, животноводство в нашем крае поддерживается Россельхозбанком, который выделяет существенные финансовые средства для завершения строительства крупных производственных объектов.
  2. Правительство РФ предоставляет субсидии, благодаря которым удается погасить процентную ставку кредита на строительство новых животноводческих объектов.
  3. В федеральном бюджете РФ закладывается отдельная статья для оказания материальной помощи регионам государства в сфере сельского хозяйства. позволяют вывести животноводство в нашем крае на новый уровень, поднять производство поголовья скота для убоя и получения молока.

Перспективы развития сельского хозяйства в России

Вступление России в ВТО сыграло двойственную роль для развития отечественного сельского хозяйства. С одной стороны, стоимость сельскохозяйственной техники существенно снизится, что сделает ее доступной даже для небольших производств. С другой стороны, ратификация договора ВТО подразумевает поступление на российский рынок импортной продукции по низкой стоимости, что повышает конкуренцию в указанной сфере. Высокая ресурсозатратность станет ключевым фактором, который станет причиной дальнейшего упадка сельского хозяйства.

Единственный выход из сложившейся ситуации — государственная поддержка отечественных производителей. Следует снижать налоговую ставку для местных фермеров, оказывать значительную финансовую поддержку в регионах с тяжелыми климатическими условиями. Только в подобном случае животноводство в России сможет быть конкурентоспособным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

по курсу «Основы экономики»

по теме: «Сельское хозяйство - проблемы и перспективы развития»

ВВЕДЕНИЕ

1. СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА АПК

3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы объясняется назревшей необходимостью возрождения российского сельского хозяйства после разрушительных реформ переходного периода и глобализацией проблем мирового сельского хозяйства.

Сельское хозяйство - одна из системообразующих отраслей экономики любой страны. Вне зависимости от почвенно-климатических условий даже самые развитые промышленные страны вкладывают очень большие средства в развитие отечественного сельского хозяйства. Имеющиеся в стране земельные угодья представляют собой бесплатно данную Природой огромную производительную силу.

Кризис в сельском хозяйстве и спад его производства сразу наносит тяжелый удар по всей экономике, поскольку приводит к потере огромного количества бесплатных природных ресурсов, и эти потери приходится оплачивать при импорте продовольствия.

Цель настоящей работы выявить проблемы и попытаться обозначить перспективы развития российского и мирового сельского хозяйств.

1. СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Сельское хозяйство - важная часть экономики России. Здесь сконцентрировано 13% основных производственных фондов, 14% трудовых ресурсов, производится около 6% ВВП.

Несмотря на проблемы, связанные с плановым ведением народного хозяйства, Россия накануне реформы входила в число крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной продукции. Ее аграрно-промышленный комплекс (АПК) был относительно развитым и играл большую роль в экономике страны.

Большая часть территории России лежит в зоне рискованного земледелия. На больших пространствах урожайность сильно колеблется в зависимости от погодных условий. Тем не менее, вплоть до радикальной реформы, начатой в 1988 г., сельское хозяйство РСФСР развивалось с высоким и стабильным темпом. Об этом говорят объективные показатели, не зависящие от идеологических оценок. Население России по отношению к мировому сообществу не достигало и 3%, но сельскохозяйственный сектор России производил 5,7% мирового объема мяса и зерна, 10,3% молока, 7,6% яиц. При этом Россия опережала многие страны не только по объему производства, но и по наиболее объективному показателю - производству продукции на душу населения. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в не самом лучшем 1990 г. отечественное сельское хозяйство, еще не вступившее в период реформ, произвело на душу населения зерна больше, чем в странах ЕС в 1,7 раза, картофеля - в 1,6 раза, молока - в 1,2 раза, яиц - в 2,3 раза. Лишь по мясу производство на душу населения было ниже на 17% и по овощам - в 2 раза. По темпам прироста производства продуктов питания страна превосходила многие развитые государства. Например, за три десятилетия (1960-1990 гг.) на каждый 1% прироста населения приходилось 3% прироста продовольствия.

Однако из-за слабости важнейшей и необходимейшей составляющей - сферы переработки, хранения, транспортировки и реализации, ежегодно производя огромное количество продукции в совхозах и колхозах, страна в цепочке «поле-прилавок» теряла до 30% зерна, 60% картофеля, 10% мяса, 15% молока. Следовательно, основные причины продовольственных трудностей находились в основном за пределами собственно сельскохозяйственного производства.

Тем не менее, многочисленные исследования и оценки показывали, что именно в 1970-1980-х гг. АПК России стал все заметнее отставать от передовых стран мира.

Реформы привели к тяжелейшему кризису всего сельского хозяйства - и растениеводства, и животноводства.

Реформы означали революционное изменение организации сельскохозяйственного производства и его отношений со смежными отраслями, потребителями и государством. Реформы изменили общественный строй России в части сельского хозяйства и всего жизнеустройства российской деревни.

Начавшийся переход к рыночной экономике обусловил необходимость полного пересмотра принципов, методов и форм государственного вмешательства в агросферу с целью создания в этом секторе экономики условий для развития предпринимательской деятельности, улучшения обеспечения населения продовольствием и роста его жизненного уровня.

В 1990 г. исключительная монополия государственной собственности на землю, введенная в 1917 г. перестала существовать. Однако по своим последствиям для АПК России реформы 90-х оказались значительно радикальней и разрушительней, чем аналогичные в 1917 г. Основной причиной этого стало желание демократического правительства решить не столько экономические, сколько политические задачи, не столько построение каких-то новых экономических конструкций и механизмов, сколько слом и ликвидацию существовавших. В качестве первоочередных целей аграрной реформы выдвигались реорганизация колхозов и совхозов, развитие предпринимательства, создание условий для привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций.

Характерным является то, что переход от исключительно государственно-кооперативной собственности на землю, существовавшей до 1991 г., к новым многообразным формам был проведен путем жестких законодательных указаний. Приоритет в развитии аграрного комплекса был беспрекословно отдан мелкотоварному производству, а крупные хозяйства (колхозы и совхозы), которые производили большую часть товарной продукции, практически оказались «вне закона».

Земельные преобразования осуществлялись в условиях постоянно меняющегося и противоречивого законодательства. Несколько раз менялось содержание реформ, предполагалось множество вполне реальных и высокоэффективных мер не только в сфере сельскохозяйственного производства, но и в соседних, которые обслуживали либо зависели от аграрного сектора. Однако и они оставались лишь благими намерениями.

Характерной особенностью аграрных преобразований в переходной экономике являлось то, что содержание программных документов трансформировалось на практике прямо противоположным образом.

В результате явными стали признаки дестабилизации аграрного сектора, связанные главным образом с:

· либерализацией цен, что обусловило обострение диспаритета межотраслевых экономических отношений и изъятие огромных средств из сельского хозяйства;

· приватизацией перерабатывающих и сервисных предприятий и организаций вместо создания условий для развития кооперации и агропромышленной интеграции;

· ориентацией на мелкое частное производство, что не привело к формированию более эффективных организационных структур;

· унификацией кредитной политики, не учитывающей специфики сельского хозяйства, цикличности производства продукции, замедления оборота капитала;

· форсированным переходом на рыночные отношения без минимально необходимой инфраструктуры, что привело к вытеснению основной части сельских товаропроизводителей с рынка, передаче функции распределения продукции посредникам, усилению монопольного положения на рынке перерабатывающих и торговых организаций.

При приватизации подразумевалось, что впоследствии будут налажены механизмы перехода первично распределенной собственности в руки эффективных пользователей. Таких механизмов не было создано, поэтому значительная часть земель и основных средств без всякого использования находилось у практически прекративших свое нормальное функционирование хозяйств. Из положительных преобразований можно отметить, что на базе реорганизованных колхозов и совхозов были созданы акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные производственные кооперативы, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективные сельскохозяйственные предприятия. Формировался в зачаточном виде фермерский сектор.

К началу ХХI столетия обозначились следующие проблемы:

· из сельскохозяйственного оборота было выведено около 30 млн. га земель;

· вынос питательных веществ из почвы значительно превосходил их внесение с удобрениями;

· приход в упадок мелиоративных систем;

· разрастание площади закисленных почв;

· техническая деградация аграрного сектора;

Обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40-60%. Износ техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 3-4 раза опережают темпы обновления. При сохранении такой тенденции через несколько лет нечем будет выполнять механизированные работы.

Долги сельхозпредприятий превышают годовую выручку от реализации всей продукции сельского хозяйства. 55% сельхозпредприятий оставались убыточными. За годы реформ государственные капитальные вложения сократились в 20 раз.

Формирование рыночной аграрной структуры на основе реорганизации колхозов и совхозов являлось в первую очередь политической задачей и не могло помочь в решении экономических трудностей. Рост числа фермерских хозяйств и создание на базе колхозов и совхозов новых форм хозяйствования не смогли нейтрализовать разрушающего действия диспаритета цен, рыночной стихии, самоустранения государства от выполнения многих объективно необходимых функций управления.

Порочной представляется сама идея фермерства как политического и идеологического противовеса прежней социалистической структуре, а не как обычного атрибута рыночной экономики и средства пополнения продовольственного фонда страны и доходов сельского населения. Идея же фермерства в качестве единственно приемлемой и наиболее эффективной формы аграрного производства для России была не просто ошибочной, но и пагубной.

Специалисты еще в начале этого политэкономического эксперимента предупреждали об отсутствии перспектив мелкого фермерства в эпоху крупнотоварного производства, о невыгодности распыления земли и капитала в период, когда главными факторами повышения эффективности АПК становятся концентрация и специализация производства. Дробление крупного товаропроизводителя на множество мелких, разрушает производство и его технологию. Каждое новообразование экономически слабее целого, а небольшое товарное производство не позволяет экономически окрепнуть в короткий промежуток времени. Практика России подтвердила, что без создания соответствующих условий и инфраструктуры, идея «фермеризации» сельского хозяйства обречена на провал.

Отсутствие научно-обоснованной программы начатых преобразований, соответствующих механизмов проведения реформы создало угрозу аграрным преобразованиям в России. В настоящее время АПК России переживает кризис, обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, субъективными ошибками в агропродовольственной политике и неизбежными последствиями ее реализации.

На обострение аграрного кризиса в наибольшей степени повлияли факторы макроэкономической политики последних почти двух десятилетий.

Наиболее важными из них были:

· ликвидация СССР и нарушение многолетних межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей;

· наращивание диспаритета цен на средства производства и реализуемую продукцию;

· либерализацию цен, и, прежде всего на энергоносители;

· значительное сокращение инвестиционной активности государства и потеря контроля за денежным обращением;

· скорая, неподготовленная и непродуманная приватизация, не учитывающая территориальной и отраслевой специфики народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве;

· разрушение существовавшей системы управления народным хозяйством без создания ее новых форм, адекватных требованиям развития рыночных отношений, в том числе способствующих осуществлению аграрной реформы.

Объективные трудности реформирования, сложившаяся макроэкономическая ситуация и субъективные ошибки в проведении реформ привели к существенному спаду производства и потребления продуктов питания. Объем производства сельхозпродукции уменьшился за минувшие годы почти вдвое. Резко возрос импорт продуктов питания, особенно мяса и растительного масла. За последние годы почти в 2 раза упало душевое потребление продуктов, а общая калорийность питания снизилась на треть.

Предполагаемые результаты реформ не были достигнуты в основном в связи с тем, что они были направлены главным образом на правовую реорганизацию предприятий, а не на институциональные преобразования рынка и организацию его инфраструктуры, также не была создана система регулирования рынка.

Современные институциональные преобразования должны быть направлены на совершенствование форм хозяйствования, создание оптимальных рыночных производственных структур, наиболее конкурентоспособных в условиях рынка и обеспечивающих максимальную реализацию возможностей участников в их хозяйственной деятельности.

В переходный период, когда несовершенный рыночный механизм еще не только не обеспечивает саморегулирование воспроизводственных процессов, но не способен даже стабилизировать ситуацию и предотвратить дальнейший развал аграрной экономики, необходимым является соблюдение принципа сочетания индикативности (рекомендательности) и директивности. Однако наиболее эффективными средствами воздействия на сельское предпринимательство являются методы экономической поддержки, когда вместо призывов или предписаний частному сектору для наиболее перспективных групп предпринимателей государством создаются условия получения большей прибыли (в основном за счет бюджетных средств).

Важнейшими принципами государственного регулирования, приобретающими особое значение в условиях кризисной переходной экономики, являются:

· материальная поддержка сельхозтоваропроизводителей;

· аграрный протекционизм;

· сочетание экономических и социальных целей.

В России меры государственной поддержки сельского предпринимательства не должны ограничиваться лишь бюджетными дотациями и компенсациями. Важнейшую роль играет оказание стартовой помощи сельским предпринимателям, включая гарантии вновь созданным хозяйствам, а также поддержка формирования производственной инфраструктуры, содействие становлению и развитию реформированных сельскохозяйственных предприятий.

Если рассматривать структуру экономики сельского хозяйства с точки зрения пропорций различных моделей собственности, то к числу действительных субъектов экономических отношений капиталистического типа принадлежат частные хозяйства, продемонстрировавшие не только способность выживать, но и преуспевать в жестких условиях рынка. Такие хозяйства-производители дают сегодня около 45% общего объема продукции сельского хозяйства. К их числу относятся: агрохолдинги и долевые предприятия, фермерские хозяйства, товарные подворья селян, а также мелкий бизнес в сельской местности в самых разнообразных формах: частные мукомольни, пекарни, маслозаводы, ремонтные мастерские и др. Присутствие агрохолдингов в экономике сельского хозяйства свидетельствует о вторжении индустриальных принципов производства в систему, традиционно нацеленную на реализацию патриархальных способов работы на земле. Речь идет о сохранении, поощрении и развитии особой связи труженика со своей землей, о наличии значительного личностного момента в экономических процессах, который всегда давал убедительные результаты экономного, бережного и доходного ведения хозяйства.

Между тем в экономике сельского хозяйства значительное место занимают агрохолдинги, которые являются мощными вертикально интегрированными структурами, включающими в себя как производство, так и переработку, и реализацию продукции. Естественно, все это требует больших средств. Они приходят в сельскую местность как инвесторы, заинтересованные в замыкании цикла путем смыкания процессов переработки и реализации сельхозпродукции с ее производством. И эта деятельность агрохолдингов является решающей в их оценки. Развитие любого типа сельского домохозяйства нуждается в бережном патронировании со стороны государства. Необходимо восстановить не только сельскохозяйственную систему домохозяйственного типа, но и утраченную за годы советской власти психологию земельного собственника, что, безусловно, требует значительного времени и усилий.

Все же, несмотря на все трудности переходного периода, крупные сельскохозяйственные производители продолжают существовать. Неоспорим то факт, что в конце ХХ в. около 90% из их были убыточны, однако даже в этот период известны, хотя и довольно редкие, примеры благополучия и даже процветания. Тем не менее, можно констатировать существенное улучшение положения крупных производителей в институциональном плане. По многим показателям хозяйственной деятельности представители данного типа хозяйств уже перестали быть монополистами. Кроме того, крупные хозяйства больше не являются основой социальной жизни и быта в сельской местности. И, наконец, из землевладельцев они превратились в землепользователей.

2 . ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА АПК

Развитие сельского хозяйства - одно из немногих отраслевых экспертных направлений в деятельности Центра специального развития (ЦСР). Включение его в перечень разработок Центра обусловлено рядом причин, выделяющих сельское хозяйство из всего списка отраслей. В первую очередь, это сектор, обеспечивающий население страны важнейшими товарами первой необходимости - продовольствием. Во-вторых, Россия в силу огромных площадей, пригодных для сельского хозяйства, объективно имеет все возможности для развития конкурентоспособного на мировых рынках агропродовольственного сектора. В-третьих, с сельским хозяйством тесно связана проблема бедности - на селе доля бедного населения значительно превышает показатели для городов.

Исходя из этого понимания, в ЦСР была организована рабочая группа по разработке и закреплению в законодательстве новых принципов государственной политики на селе. Первый закон был посвящен формулированию задач, принципов и инструментов государственной агропродовольственной политики, второй содержал конкретные программы поддержки агропродовольственного сектора. Такое разделение в целом соответствует мировой практике.

В последние годы действующее правительство РФ попыталось учесть и переосмыслить ошибки, допущенные в первые годы переходного периода. Сейчас сельское хозяйство в нашей стране развивается в рамках Национального проекта «Развитие АПК».

Приоритетными направлениями развития этого проекта является:

· ускоренное развитие животноводства;

· стимулирование развития малых форм хозяйствования;

· обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Главная цель проекта - форсированное развитие животноводства и увеличение производства мяса и молока для постепенного замещения импортной мясной и молочной продукции. В рамках всей России ставилась задача увеличить к 2008 г. производство молока на 4,5%, мяса - на 7%.

Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Это станет возможным за счет:

· повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;

· роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства;

· совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования;

Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это предполагается достичь путем:

· удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;

· развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК - сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала АПК.

Наиболее органично вписаться в мировой рынок сельского хозяйства поможет вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

На сегодняшний день, переговоры по вступлению России в ВТО завершены со всеми странами-участниками, кроме Вьетнама, Грузии и Камбоджи. Поддержка российского сельского хозяйства была одной из самых важных тем этих переговоров. Уже достигнуты договоренности по доступу на российский рынок сельхоз продукции. На все товары, производимые в Россию (все виды мяса, молоко, масла, сахар) таможенные тарифы останутся неизменными после вступления в ВТО. На те товары, которые не производятся у нас в стране, российской стороной были сделаны уступки по тарифам. В подписанных документах базовый показатель государственной поддержки сельского хозяйства взят за 1993-1995 годы и составляет примерно 9 млрд. долларов США, и в ближайшие 2 года увеличения квот на импорт не будет. В целом, говоря о последствиях вступления в ВТО для экономики и для сельского хозяйства России в частности, по расчетам экономистов, негативного влияния на аграрную сферу от этого шага не ожидается.

На данный момент имеет место неурегулированность аграрного сектора рынка. Оптовые цены на сельскохозяйственную продукцию снижаются, а розничные возрастают, в том числе из-за увеличения импорта этих товаров из-за границы.

По нашему мнению при вступлении в ВТО, федеральные власти должны снижать импортные квоты на эти товары, ликвидировать неритмичность поставок во времени и пресекать нелегальные каналы поставки продовольствия в Россию.

Только при государственной поддержке российского сельского хозяйства, оно будет способно производить конкурентоспособную продукцию в условиях ВТО.

При формировании стратегии развития сельского хозяйства нелишне будет учесть опыт ведущих развитых стран.

Например, в США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен на сельхозпродукцию ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем. сельский хозяйство кризис товаропроизводитель

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

По мнению экономистов к 2010 г. в развитых странах ожидается относительно низкий рост потребления продовольственной продукции: 2-2,5%. В развивающихся же странах ожидается резкое увеличение объемов потребления. В первую очередь это касается стран азиатского региона и некоторых стран Латинской Америки. Также ожидается рост потребления продукции в странах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы.

В научной печати опубликовано немало прогнозов развития сельского хозяйства в XXI веке. Все футурологи и практики сходятся на том, что грядут революционные перемены. По мере прогресса в агротехнике изменятся потребности в продовольствии, его станет больше, а стоить оно будет меньше. В конце 60-х годов XX века около трети своих доходов американцы тратили на питание. Сейчас на это у них уходит только 10%. Люди могут позволить себе гораздо больше. Так, примерно половину потребности в еде американцы удовлетворяют вне дома - в кафе, ресторанах, в системе предприятий быстрого питания. Рост доходов приведет к тому, что потребители захотят не только вкусной, но и здоровой пищи. Продовольствие нового типа будет одновременно содержать в себе вакцины от болезней, и иметь ряд других положительных качеств. Рост численности населения планеты должен содействовать развитию сельского хозяйства, поскольку нужно будет удовлетворять не только насущные потребности, но и вкусы людей различных национальностей и возрастов. Сельским товаропроизводителям нужно постоянно совершенствовать свою продукцию, предлагать новые виды более здоровой пищи. Только в этом случае у них будет безоблачное будущее.

Сельское хозяйство будет вынуждено приспосабливаться к рыночным условиям все более глобализируемого мирового хозяйства, поскольку жесткая финансовая политика не позволяет поддерживать необходимые рыночные меры. В фермерских хозяйствах сохранится тенденция к экономическому росту. Прежде всего, придется сокращать издержки производства путем эффективного использования сельскохозяйственной техники. Производство и продажа специфичных региональных продуктов, а также экологически чистой продукции становится одним из существенных источников дохода. В странах Центральной и Восточной Европы имеются исключительно благоприятные условия для эффективного конкурентоспособного производства пшеницы, рапса или свинины, обеспечивается динамичное развитие производства, используются достижения в развитии биологии и техники, интеграция производственной деятельности и общественная оценка крестьянского труда. В последние 25 лет затраты труда на производство продовольствия сократились на три четверти, тенденция к их уменьшению на 50% прогнозируется к 2010 г. Несмотря на рост численности населения, уровень цен на продовольствие на мировых рынках в основном сохранится на современном уровне из-за отсутствия платежеспособного спроса в развивающихся странах. Убытки можно будет покрывать частично результатами технического развития и снижением цен на материально-технические средства. Споры в вопросах охраны окружающей среды все больше приобретают объективный характер. Кооперация и многоотраслевое производство помогут уменьшить давление на снижение расходов. Эффективность работы крупных хозяйств сохранится на высоком уровне. В аграрном хозяйстве будет продолжаться концентрация капитала. Роль аграрного производства станет гораздо более многосторонней. Техническое развитие приведет к тому, что роль информационной и коммуникационной технологии в организации производства и выхода на рынки будет расти. Увеличатся экономические возможности использования биологии и генной технологии. Последняя распространяется в животноводстве медленнее, чем в растениеводстве. Не является проблемой увеличение производства или сохранение собранного урожая. Важно повышение качества продукции, благоприятное формирование структуры белков, улучшение качества сахаров и растительных масел. Решение этих задач требует проведения значительных фундаментальных научных исследований, что позволит создавать новые сорта сельскохозяйственных культур и породы животных, обеспечивающие качественный и количественный рост производства. Потребность растущего населения в продовольствии придется удовлетворять при меньших площадях, при расходовании меньшего количества воды и в ухудшающейся окружающей среде.

Во многих странах производство продовольствии дотируется. Финансовая поддержка в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в странах ЕС составляет 500 долл., в США -- около 100, в России -- всего 2 долл., хотя в 80-е годы дотации государства на 1 га у нас были больше, чем в США (примерно 150-200 долл.). При существующей экономической обстановке в России рассчитывать в ближайшее время на дотации более чем 20 долл./га просто нереально. Они сегодня могут составлять не более 10% от стоимости сельскохозяйственной продукции, а это, практически, требование самоокупаемости. Таковы реальные условия. Поэтому, чтобы обеспечить самоокупаемость сельского хозяйства и в то же время сохранить условия воспроизводства, необходимо повысить не менее чем в 2 раза эффективность производства зерна. Это нужно сделать как за счет снижения материальных и финансовых затрат, так и за счет повышения урожайности.

По мнению ФАО, реальность такова, что производство продовольствия в ближайшие годы можно будет обеспечить путем массированных инвестиций в систему контроля над распределением воды. Причина в том, что 70% пресной воды идет на нужды сельского хозяйства. Уже говорилось об ограниченности водных ресурсов. К тому же за них идет борьба и со стороны других отраслей экономики. Поэтому сельское хозяйство оказывается в сложном положении - нужно производить больше продовольствия и лучшего качества при меньшем использовании воды и без ущерба для экологии. Устойчивый экономический рост в большинстве развивающихся стран может быть обеспечен только путем мощного сельского хозяйства. Для роста аграрного производства нужно осуществить значительные частные и государственные капиталовложения в инфраструктуру, технологию, систему водопользования крестьян. По мнению специалистов ФАО локомотивом роста сельскохозяйственного производства является улучшение системы водопользования.

Одной из глобальных проблем современного сельского хозяйства является перераспределение продуктов сельскохозяйственного производства - продовольствия. Основная проблема человечества состоит в распределении продуктов питания. Несмотря на беспрецедентное повышение уровня процветания в мире, то в одном, то в другом регионе возникает голод. В ряде стран Азии и особенно Африки сложилась особенно катастрофическая ситуация с продовольствием из-за гражданских конфликтов и огромного количества беженцев и перемещенных лиц. Если высокоразвитые государства, испытывающие избыток продовольствия, хотят сохранить свой уровень жизни, они должны помогать развивающимся странам. Потому что полуголодное население не остановят ни Средиземное море, ни Атлантический океан. Голодные устремятся туда, где есть пища и благополучие.

Самая важная предпосылка должной реакции мирового сообщества на голод - выработка соответствующего понимания экономики продовольственной проблемы. В Африке, например, существует масса возможностей для расширения производства продовольствия, но для этого требуется проведения соответствующей экономической политики (включая проведение исследовательских работ в аграрном секторе, институциональных реформ и изменения относительных цен). Современное сельское хозяйство также возлагает большие надежды на биотехнологию, «генную революцию».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сельское хозяйство является важнейшим элементом мирового хозяйства, обеспечивая население земли продовольственными товарами. Российское сельское хозяйство после пребывания в стадии стагнации в 70-80-х гг. ХХ в., когда уже выявились очертания грядущего кризиса, подверглось разрушительному воздействию реформ 90-х годов.

Преобразования осуществлялись в условиях постоянно меняющегося и противоречивого законодательства и стихийной либерализации цен. Во главу угла было поставлено не создание чего-то нового, а разрушение старого. Это привело к возникновению многочисленных проблем к началу ХХI века: выведение огромных площадей из сельскохозяйственного оборота, деградация земель, сельхозтехники, перерабатывающего сектора (который не очень хорошо работал еще при социализме).

Для выхода из кризиса правительством в последние годы разработан ряд мер, в рамках национального проекта «Развитие АПК». Ведущими направлениями этого проекта являются ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

По мере внедрения в экономику России капиталистических тенденций все большая роль стала принадлежать частным формам сельскохозяйственного производства (до 45%). В этом направлении также необходима поддержка государства.

Применительно к России, очевидно, что успех возможен только в случае, когда меры государственного регулирования и аграрной политики принимают во внимание сложившиеся за многие десятилетия ценностные ориентации сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.

В последние годы обозначился ряд проблем и в глобализирующейся системе мирового хозяйства. Это проблема неравномерного перераспределения продуктов сельскохозяйственного сектора, намечающие проблемы с водными ресурсами, имеющими первостепенное значение в сельском хозяйстве. В целом же в развитых странах (США, ЕС) сельское хозяйство развивается довольно успешно, выводя эти страны в ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции, внедряются новые технологии в области биохимии и генетики.

Есть надежды, что Россия в результате более продуманного проведения экономической политики и вероятного вступления в ВТО, сможет занять достойное место в системе мирового сельского хозяйства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добрынин В.П. О концепции развития сельского хозяйства России. - М.: МСХ, 2006.

2. Кара-Мурза С.Г. Экономические реформы в России 1999-2001 - М.: Алгоритм 2002.

3. Курс переходной экономики // Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007.

4. Курс экономической теории: Учебное пособие // Под ред. А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 2001

5. Плетнев П.А. Новые проблемы мирового сельского хозяйства. // «Крестьянские ведомости», 2007, №10

6. Сергеев Д.В. Институциональные особенности сельского хозяйства в постперестроечной России - М.: 2003.

7. Серова Е.В. Аграрная экономика. - М.: ГУ ВШЭ, 1999.

8. Теория переходной экономики: Учебник // Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2001.

9. Экономика переходного периода // Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История развития и реформирования сельского хозяйства. Стратегические задачи агропродовольственной политики Российского государства. Анализ современного состояния и перспективы государственного регулирования аграрного сектора Новосибирской области.

    реферат , добавлен 28.04.2015

    История возникновения и развития сельского хозяйства. Основные сведения и роль сельского хозяйства в экономике. Состояние сельского хозяйства Беларуси, динамика показателей. Наиболее острые проблемы и пути их решения. Построение эконометрических моделей.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2013

    Стратегическое планирование развития сельского хозяйства в системе постиндустриальных ценностей. Финансовое обеспечение и материальная система сельского хозяйства. Принципы формирования новейшей системы государственного прогнозирования и планирования.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Понятие аграрного сектора, его особенности и роль в экономике страны. Изучение направлений государственной политики в области сельского хозяйства. Анализ состояния агропромышленного комплекса и пути развития сельского хозяйства Республики Башкортостан.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2014

    Интенсификация сельского хозяйства: критерий, показатели, эффективность. Объективная необходимость и перспективы интенсификации сельскохозяйственных отраслей. Основные направления и пути дальнейшей интенсификации сельского хозяйства, показатели ее уровня.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2012

    Сущность и значение рентабельности в сельском хозяйстве. Анализ показателей рентабельности сельского хозяйства Российской Федерации. Перспективные ориентиры развития сельского хозяйства. Проведение политики государственной поддержки данной отрасли.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Анализ проблем развития сельского хозяйства Украины. Определение факторов, влияющих на эффективность агропромышленного комплекса. Результаты государственной поддержки аграрных предприятий: снижение конкурентоспособности и повышение рентабельности.

    контрольная работа , добавлен 04.09.2010

    Перспективы развития агропромышленного комплекса в России. Влияние кризиса на развитие сельского хозяйства. Организационная оценка деятельности предприятия ООО "ОВОЩНОВ". Характеристика основных фондов. Структура кредиторской и дебиторской задолженностей.

    отчет по практике , добавлен 09.05.2015

    Анализ функционирования агропромышленного комплекса, возможные пути совершенствования его деятельности. Особенности современного сельскохозяйственного производства России. Экономические проблемы земледелия. Необходимые условия устойчивого развития АПК.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2014

    Теоретический анализ специфических закономерностей развития сельского хозяйства. Изучение особенностей развития и текущего состояния АПК как в России в целом, так и в Красноярском крае и СФО в частности. Основные проблемы агропромышленного комплекса.

сельский хозяйство аграрный экономика

Введение

Сельскохозяйственный сектор экономики: сущность, структура, факторы, модель управления

Тенденции развития сельского хозяйства

Заключение


Введение


Известно, что развитое сельское хозяйство способствует оздоровлению макроэкономической ситуации в национальной экономике. В большинстве развитых стран предприятия АПК обеспечивают до 90% потребностей населения в продуктах питания и до 60-75% всего товарооборота страны. Это подтверждает определяющее значение данной сферы экономики в решении проблем инфляции, финансового оздоровления, товарной насыщенности, состояния торговли, транспорта и т.п. Очень важна роль АПК в удовлетворении спроса на рабочие места, который имеет сезонный характер. Создать дополнительные рабочие места (причем не требующие специальной подготовки и высокой квалификации) практически могут лишь предприятия АПК. К тому же, особый образ жизни сельского населения является фактором стабилизации общественных отношений, проводником политики нравственности.

Вопрос развития сельского хозяйства - один из наиболее болезненных, который многие годы беспокоит как региональные, так и федеральные власти.

Экономика сельского хозяйства во многом зависит от благоприятных погодных условий. Каждый год имеются определенные колебания. Кроме того аграрный комплекс нуждается в постоянном государственном регулировании и поддержке. С одной стороны, сельское хозяйство в силу своей специфики имеет достаточно длительный цикл оборота рубля (иногда до года). С другой - низкая доходность, которая присутствует в сельском хозяйстве, больно отзывается на экономической базе сельхозпроизводителей, жизненном уровне простых людей.

Безусловно, от государства никто не ждет дотаций для убыточных производств. Современное сельское хозяйство давно работает в условиях развитой конкуренции. Это не монополизированный рынок, на нем много участников, конкурентная среда очень велика. Агробизнес целиком относится к категории рынка. Государственное регулирование рассматривается как фактор, направленный на стабилизацию и выравнивание экономических деформаций, которые возможны при формировании рыночных отношений. В первую очередь, сюда относится комплекс нормативно-правовых мер, таможенно-тарифное регулирование, субсидирование затрат на производство сельхозпродукции, щадящие налоговые режимы, кредитование.

Предметом работы является сельское хозяйство. Объект работы - показатели развития сельского хозяйства в регионе.

Целью работы является рассмотрение проблем и перспектив развития сельского хозяйства.

Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:

Изучить сущность, структуру, факторы и модель управления сельским хозяйством.

Рассмотреть тенденции развития сельского хозяйства.

Проанализировать перспективы развития сельского хозяйства.


1. Сельскохозяйственный сектор экономики: сущность, структура, факторы, модель управления


Сельское хозяйство - отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах.

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В сельском хозяйстве там занято 2-6% ЭАН. В этих странах "зелёная революция" произошла ещё в середине XX века, сельское хозяйство характеризуется научно-обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.

Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

Как отрасль хозяйства сельское хозяйство имеет следующие основные особенности:

Экономический процесс воспроизводства переплетается с естественным процессом роста и развития живых организмов, развивающихся на основе биологических законов.

2.Циклический процесс естественного роста и развития растений и животных обусловил сезонность сельскохозяйственного труда.

3.В отличие от промышленности технологический процесс в сельском хозяйстве тесно связан с природой, где земля выступает в роли главного средства производства.

Специалисты ФАО отмечают, что 78% земной поверхности испытывают серьёзные природные ограничения для развития земледелия, 13% площадей отличаются низкой продуктивностью, 6% средней и 3% высокой. В настоящее время распахано около 11% всей суши, ещё 24% используется под пастбища. Особенности агроресурсной ситуации и специализации сельского хозяйства значительно различаются по регионам.

Главной целью и задачей аграрного комплекса является обеспечение продовольственной безопасности страны, производство достаточного количества основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, обеспечение быстрого продвижения продукции от товаропроизводителей к первичным покупателям. Вопрос продовольственной безопасности страны являлся ключевым для российского государства на протяжении многих десятилетий.


2. Тенденции развития сельского хозяйства


В 2008 году отмечалось, что принятые в последние годы меры, направленные на улучшение социально-экономического положения в аграрной сфере России, позволили сформировать тенденцию роста производств продукции и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.


Среднегодовой темп роста за пять лет с 2003 года по 2007 год составил 102,7%. Существенные изменения произошли в макроэкономической политике. Более доступными для сельскохозяйственных товаропроизводителей стали кредитные ресурсы, повысилась инвестиционная активность в сельском хозяйстве. Среднегодовой темп роста инвестиций за пятилетний период составил 122,5%. Развитие сельскохозяйственного производства происходило на фоне благоприятной мировой конъюнктуры и улучшения экономических условий в аграрной сфере за счёт реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Факторами, ограничивающими развитие, являлись низкий уровень энерго- и фондовооружённости, химизации, недостаточный уровень агротехнической культуры, дефицит квалифицированных специалистов, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка.

В 2011 году российское сельское хозяйство выдало целый ряд рекордов. В том году были выполнены показатели Доктрины продовольственной безопасности с точки зрения самообеспечения по зерну, сахару, картофелю, мясу птицы. По итогам 2011 года сельхозпредприятия России показали более чем 20-процентный рост объёмов производства.

В июле 2012 года правительство России сократило финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы и привело её в соответствие с требованиями ВТО. Увеличен объём средств поддержки, относящихся к так называемой "зелёной корзине", отменена поддержка из разряда "красной корзины", сокращены деньги из "жёлтой корзины". К "зелёной корзине" относятся меры, направленные не на поддержание цен производителей, а на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, программы регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д. "Зеленая корзина" не связывается обязательствами по сокращению. В то же время "красная и желтая корзины" подразумевают разную степень поддержки цен производителей и выводят товар из конкурентного поля. Так, например, согласно одобренному правительством документу, будет упразднен механизм скидок на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей, поскольку такие льготы позволяют членам ВТО обвинить российских сельхозпроизводителей в наличии признаков демпинга на рынке.

По состоянию на середину 2012 года такие скидки составляли до 30% от рыночной цены.

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур в России в 2010 году составляла 75,2 млн. гектаров, из них на зерновые и зернобобовые культуры приходилось 43,2 млн. гектаров, на технические культуры - 10,9 млн. гектаров, на картофель - 2,2 млн. гектаров, на кормовые культуры - 18,1 млн. гектаров.


Рисунок 2 - Экспорт пшеницы из России


По сравнению с 1999 годом в 2010 году общая посевная площадь сельскохозяйственных культур была меньше на 14,3%, зерновых и зернобобовых культур - меньше на 7,1%, технических культур - больше на 45,0%, картофеля - меньше на 24,3%, кормовых культур - меньше на 39,5%.

В 2009 году было собрано 97,1 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур, 31,1 млн. тонн картофеля, 24,9 млн. тонн сахарной свеклы, 13,4 млн. тонн овощей открытого и защищённого грунта. По сравнению с 1999 годом в 2009 году сбор зерновых и зернобобовых культур увеличился на 77,7%, сахарной свеклы - на 63,5%, картофеля - на 11,2%, овощей открытого и защищённого грунта - на 21,7%. В 2010 году сборы по всем перечисленным видам сельхозкультур уменьшились.

В 2011 году ударные урожаи были получены по многим культурам: рапсу, кукурузе, подсолнечнику, сое, рису. Однако самым впечатляющим будет урожай сахарной свеклы. Самым впечатляющим был урожай сахарной свеклы, сбор которой (около 40 млн. тонн) стал историческим рекордом. Этого сырья достаточно для выработки 5 млн. тонн сахара, что составляет годовую потребность российского рынка. Животноводство является одной из ведущих отраслей российского сельского хозяйства.

Рисунок 3 - Производство мяса и мясопродуктов в России в 1990-2010 годах, в %


В России, как и в большинстве постсоветских стран, с началом рыночных реформ наиболее сильно пострадало животноводство, так как падение покупательной способности населения отразилось прежде всего на мясной и молочной продукции - наиболее эластичной по доходу. Кроме того, эффективность советского животноводства и выход продукции с единицы корма были крайне низкими. С открытием рынка стало выгоднее ввозить не кормовое зерно, как в советское время, а готовую животноводческую продукцию. Усиленный импорт создал конкуренцию для отечественных производителей, не оставляя им времени для кардинальной модернизации сектора.

В 2006 году в России приняты четыре приоритетных национальных проекта, среди которых Национальный проект "Развитие АПК". Одним из направлений этого нацпроекта является ускоренное развитие животноводства. Проект предполагал расширение доступности долгосрочных (до восьми лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов путем субсидирования процентной ставки; увеличение поставок по федеральному лизингу племенного скота, техники и оборудования для животноводства и гарантированный уровень внешнеторгового протекционизма в животноводстве.

Одним из результатов реализации нацпроекта "Развитие АПК" стали массированные инвестиции в российское животноводство.

В феврале 2012 года глава Минсельхоза Елена Скрынник заявила: "В настоящее время производство мяса скота в живом весе составляет 2,9 миллиона тонн, молока - за 6 лет увеличилось на 1,8% и доведено до 31,742 миллиона тонн. В то же время в мясном и молочном скотоводстве происходят качественные изменения, которые как раз и характеризуют позитивный тренд в развитии этого направления". Во-первых, продолжила она, в 2011 году впервые за 20 лет прекращена тенденция снижения поголовья крупного рогатого скота. Во-вторых, растет доля племенного скота: в мясном стаде - с 41% в 2006 году до 60% в 2011 году, в молочном - с 6% до 11,3%. И, в-третьих, благодаря качественному изменению состава поголовья, замещению менее продуктивных пород более продуктивными, на 20% увеличились средние надои молока, товарность выросла до 61%.

В I квартале 2012 года в России сохраняется положительный тренд в животноводстве, достигнутый по итогам 2011 года. Так, с января по март 2012 производство молока увеличилось на 279 тыс. тонн в сравнении с аналогичным периодом 2011 года (на 4,5%) и составило 6 млн. 482 тыс. тонн. Поголовье КРС выросло на 223 тыс. голов, в том числе поголовье коров - более чем на 195 тыс. голов. Подобный рост по итогам I квартала по производству молока и поголовью КРС наблюдается впервые за последние 22 года. Положительная динамика также сохранена в свиноводстве и птицеводстве. По итогам первого квартала производство свинины выросло на 4,2%, птицы - на 16,3%.


Перспективы развития сельского хозяйства


Данная отрасль сохраняет положительную динамику развития, несмотря на мировой финансовый кризис и серьёзные проблемы, связанные с засухой и лесными пожарами. Однако темпы ежегодного роста очень малы и составляют всего половину процента. Таким образом, можно говорить о некотором застое в данной отрасли.

Такая ситуация развилась из-за неправильного подхода к сельскому хозяйству во времена позднего Советского Союза. Развитие осуществлялось только экстенсивными методами. То есть не применением высоких технологий и специальной техники, а расширением площадей. Кроме того работы велись очень тяжёлой сельскохозяйственной техникой, которая делала землю менее плодородной.

Однако теперь ситуация медленно меняется в лучшую сторону. Использование недорогой иностранной техники, которая покупается из-за границы и уже была в употреблении, позволяет возделывать землю в щадящем режиме. Новейшие виды удобрений стоят гораздо меньшие средства, чем раньше. Кроме того, они наносят меньший вред окружающей среде, а сама продукция не содержит в своём составе опасные для здоровья человека вещества.

Не последнюю роль играют различные системы автоматизации, применяемые в агропромышленном комплексе. В случае животноводческих ферм они позволяют снизить затраты на содержание и повысить эффективность всей организации.

Государство активно взялось за помощь в восстановлении продуктовой безопасности России. То есть понижение уровня ввоза продуктов питания и сельскохозяйственных товаров.

Некоторую проблему на пути развития сельского хозяйства может поставить вступление России в ВТО. Для этого необходимо оставить нормы финансирования на прежнем, невысоком уровне. Несмотря на это, России удалось добиться в этой сфере некоторых поблажек.


Заключение


Агропромышленный комплекс, являясь составной частью экономики страны, подчиняется общим законам экономического развития и в то же время отличается специфическими чертами, обусловленными высокой социальной значимостью производимой продукции.

Трансформация аграрного сектора экономики, проведенная без глубокого научного обоснования и в достаточно сжатый период, обусловила возникновение ряда проблем перманентного характера как на макро-, так и на микроуровне функционирования АПК.

Помимо общеэкономических проблем, агропромышленному комплексу области присущи особые, специфические проблемы, обусловленные несовершенством производственно-экономических отношений в агропродовольственной сфере.

В настоящее время, несмотря на отдельные признаки стабилизации, в целом агропромышленный комплекс находится в состоянии глубокого системного кризиса, обусловленного накопленными проблемами его функционирования в дореформенный период: наличием структурных диспропорций между различными сферами и отраслями агропромышленного производства, нарушением координационных связей между хозяйствующими субъектами, дисбалансом между всеми продуктовыми сегментами, высокой степенью физического и морального износа основных фондов, нерациональной специализацией сельскохозяйственного производства, недостаточным использованием в производстве достижений аграрной науки, наличием системы активной статистической дезинформации и др. Указанные проблемы обусловили объективную необходимость реформирования аграрного сектора в целях повышения эффективности его функционирования. В качестве наиболее значимых выделялись проблемы модификации производственно-экономических отношений между экономическими субъектами, создания новых, более совершенных производственных единиц, изменения земельных отношений, формирования специализированной системы кредитования для АПК, правовой регламентации.

Сельскохозяйственное производство предприятий всех форм собственности и хозяйствования будет развиваться успешно, если исполнительная и законодательная власть на федеральном и региональном уровнях приложит свои усилия на решение следующих неотложных задач:

улучшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий, в частности, за счет решения проблемы диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, создания механизма по его устранению;

укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий;

создание условий для социально-экономического развития сельских территорий, устойчивого роста производства сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности;

изменение демографической ситуации. Принятие федеральной целевой программы заботы о молодежи села;

повышение уровня квалификации кадров на селе.

Решение этих задач обеспечит устойчивое развитие производства в агропромышленном комплексе.


Список использованных источников


1.Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. - М. - 2009.

2.Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития / Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н., Никонов А.А. и др. - М.: Наука, 2011.

3.Агропроизводство в развивающихся странах // Экономика сельского хозяйства. - 2008. - №11. - С. 8-14.

.Белокопытова Л.А. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление. - 2009. - №1. - С. 45-50.

5.Гордеев А. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика с/х. -2011. - №9. - С. 15-20.

.Добрынин В.П. О концепции развития сельского хозяйства России. - М.: МСХ, 2012.

.Певзнер Е. Государственное регулирование с/х // АПК: экономика, управление. - 2008. - №6. - С. 32-41.

.Пищевая промышленность РФ в условиях рынка под редакцией Сизенко Е.И. - М. - 2012.

.Плетнев П.А. Новые проблемы мирового сельского хозяйства. // "Крестьянские ведомости", 2011, №10

.Счастливцева Л.В., Губанова Н.В. Ценовая ситуация на аграрном рынке России и ее государственное регулирование // Экономика перерабатывающей промышленности. - 2010. - №5. - С. 8-23.

.Четвертакова В. Ценовая политика в АПК и ее влияние на с/х производство // АПК: экономика, управление. - 2009. - №5. - С. 43-50.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Развитие сельскохозяйственного (и продовольственного) производства России происходит на фоне благоприятной мировой конъюнктуры и улучшения экономических условий в аграрной сфере за счет реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Принятые в последние годы меры, направленные на улучшение социально-экономического положения в аграрной сфере, позволили сформировать тенденцию роста производств продукции и повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Среднегодовой темп роста за пять лет с 2003 года по 2007 год составил 102,7 процента.

Существенные изменения произошли в макроэкономической политике. Более доступными для сельскохозяйственных товаропроизводителей стали кредитные ресурсы, повысилась инвестиционная активность в сельском хозяйстве. Среднегодовой темп роста инвестиций за пятилетний период составил 122,5 процента.

Факторами, ограничивающими развитие, являлись низкий уровень энерго- и фондовооруженности, химизации, недостаточный уровень агротехнической культуры, дефицит квалифицированных специалистов, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка (элеваторы, бойни и др.).

Среди факторов, потенциально способствующих успешному развитию сектора в ближнесрочной перспективе, следует отметить:

Расширение спроса, в том числе технологического, на кормовые культуры значительно увеличивает коммерческие перспективы отечественного сельского хозяйства, так как культуры низкого качества существенно более пригодны для выращивания в зонах рискованного земледелия, составляющих основную часть резерва земельного фонда;

Росте цен на мировых рынках повышает конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции и дает финансовые возможности для массовой технологической модернизации АПК;

Отсутствие ограничений по посевным площадям – значительные посевные площади в восточной части страны ещё не освоены, что дает дополнительные ресурсы в случае роста спроса на продовольствие.

Поиск новых технологий производства биотоплива (как первого, так и последующих поколений) дает исследованиям и в области энергетики, и в области агротехнологий в России дополнительный коммерческий стимул;

Пищевая индустрия за последние пять лет также демонстрировала стабильную динамику роста, поддерживаемую возрастающим потребительским спросом, инвестиционной привлекательностью сектора, расширением экспортных возможностей и развитием сырьевой базы. Среднегодовой темп роста производства пищевой продукции за 2003-2007 годы составил 105,4 процента. Как и в сельском хозяйстве, отдельные сегменты отрасли демонстрировали разную динамику. Ускорение темпов роста, особенно в 2005-2006 годы, наблюдалось в развитии свеклосахарного сектора, масложирового, мясного сегмента продовольствия.

Наиболее характерные тенденции в развитии пищевой отрасли в первую очередь связаны с консолидацией активов, образованием крупных компаний (например, масложировой сектор), а также продолжающимся формированием вертикально-интегрированных связей и шоками на мировых агропродовольственных рынках.

В структуре российского экспорта продовольствия снизилась доля вывоза маслосемян при расширении экспортных поставок подсолнечного масла. Возросли объемы экспорта мучных кондитерских изделий, шоколада и продуктов, содержащих какао.

Несмотря на то, что рост агропродовольственного экспорта обгонял рост импорта, Россия по-прежнему сохраняет традиционное положение нетто-импортера продовольственной продукции. Поставки мяса по-прежнему остаются основной статьей всего агропродовольственного импорта.

Ограниченные возможности отечественных производителей пока не могут в полной мере удовлетворить растущий внутренний спрос, обусловленный ростом денежных доходов населения, что может привести к сохранению относительно высоких темпов роста импорта продовольственных товаров.

В этой связи основными целями государственной политики в долгосрочной перспективе являются:

обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет отечественного производства;

повышение конкурентоспособности отечественного аграрного комплекса, эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве);

улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства продуктов питания возрастет в 1,9 раза.

Валовой сбор зерновых культур в 2020 году может достичь не менее 120-125 млн. тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 г. до не менее 26-28 ц/га в 2020 г. и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит России превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом зерновом рынке.

К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса, молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока – на 27%. Доля импорта в мясных ресурсах снизится с 34% в 2007 году до 12% в 2020 году, доля импорта молока в ресурсах - с 17% до 12% соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства.

Ограничения развития производства пищевых продуктов связаны с:

несовершенством механизма государственного и, прежде всего, таможенно-тарифного регулирования рынка продовольствия;

неразвитостью инфраструктуры производства продукции, особенно в мясомолочном секторе;

зависимостью от импортных поставок сырья и колебаний мировых цен;

недостаточной развитостью сырьевой базы и сохранением проблемы поставок качественного сырья на переработку;

незавершенностью работы по разработке технических регламентов.

В частности, основными ограничениями развития рыбохозяйственного комплекса являются: технологическая отсталость производства, высокая степень износа основных фондов низкая инвестиционная привлекательность рыбной отрасли, несовершенство законодательства о водных биоресурсах, высокий уровень браконьерства.

К конкурентным преимуществам пищевой отрасли относятся:

быстрый и устойчивый рост рынков и их большие масштабы, как существенные факторы инвестиционной привлекательности отрасли;

обновление в среднем по отрасли свыше половины производственных мощностей;

динамичное развитие вспомогательных и обслуживающих производств (тара и упаковка, логистические и маркетинговые услуги).

В зависимости от полноты и последовательности реализации мер аграрной политики, уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, темпов технологического обновления сельскохозяйственного производства и уровня материально-технического обеспечения развития сельского хозяйства, внутреннего и внешнего спроса на сельскохозяйственную продукцию представляется возможным прогнозировать два варианта развития.

Таблица 47 - Факторы, определяющие развитие сельского хозяйства

деятельности

Факторы роста

(инерционный вариант)

Дополнительные факторы роста

(инновационный вариант)

Сельское хозяйство

Повышение эффективности использования имеющегося в сельскохозяйственном производстве потенциала.

Продолжение государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на сложив-шемся уровне.

Растущий спрос на сельскохо-зяйственную продукцию перераба-тывающих предприятий и потребительского рынка.

Продолжение институциональных и земельных преобразований.

Привлечение квалифицированных кадров в село.

Развитие и совершенствование рынков сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов.

Ускорение темпов освоения новых соответствующих мировым стандартам технологий, завершение обновления парка сельхозтехники и оборудования в растениеводстве и животноводстве.

Увеличение объема инвестиций в основной капитал.

Полнота и последовательность реализации мер аграрной политики, повышение уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Благоприятная мировая конъюнктура.

Инерционный вариант развития сельского хозяйства характеризуется медленным переходом от экстенсивных форм ведения сельскохозяйственного производства к интенсивным технологиям.

К 2020 году прогнозируется рост произведенной продукции на уровне 120-125% по отношению к 2007 году. Указанный показатель роста производства будет достигнут в условиях недостаточно высоких темпов роста инвестиционных возможностей сельского хозяйства и, соответственно, недостаточного роста материально-технического оснащения сельскохозяйственного производства и освоения прогрессивных ресурсосберегающих технологий и решения социальных проблем села.

По инновационному варианту предусматривается реализация в полном объеме мер, определенных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Предусматривается стимулирование инвестиций в сельское хозяйство за счет повышения доступности кредитов, институтов развития, которые позволят реализовывать крупные проекты на принципах проектного финансирования, активного вовлечения финансовых институтов (Росагролизинг, Россельхозбанк и др.), кредитования под залог приобретаемой техники и оборудования, племенной продукции, объектов незавершенного строительства и других механизмов, обеспечивающих упрощение привлечения инвестиций. За период с 2008 по 2012 год объем кредитных ресурсов, направленных на техническую и технологическую модернизацию, может превысить 250 млрд. рублей.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования к 2020 году возрастут по сравнению с 2007 годом в 5 раз. В структуре инвестиций по отраслям сельского хозяйства по крупным и средним организациям в 2020 году на долю растениеводства будет приходиться около 30%, животноводства – 50 процентов. К 2020 году объем инвестиций за счет собственных средств может возрасти до 925 млрд. рублей против 85,3 млрд. рублей в 2007 году. Привлеченные средства в 2020 году могут превысить 1900 млрд. рублей против 148,2 млрд. рублей в 2007 году. На долю приобретения машин и оборудования будет приходиться около 46% от общих объемов инвестиций, на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений – 30-35 процентов. Возрастет доля инвестиций на приобретение племенного скота с 11% в 2007 году до 17-20% в 2020 году.

Реализация мер по интенсификации растениеводства и животноводства, сокращению материальных и трудовых затрат позволит существенно улучшить экономические показатели развития сельского хозяйства.

Таблица 48 - Факторы развития пищевой промышленности

деятельности

Факторы роста производства

(инерционный вариант)

Дополнительные факторы роста

(инновационный вариант)

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Привлечение инвестиционных средств

Рост спроса населения на продовольствие

Развитие сырьевой базы

Реализация мер таможенно-тарифного регулирования

Широкомасштабное применение инновационных технологий

Ускорение разработки и применения технических регламентов для пищевой промышленности

Расширение ассортимента выпускаемой продукции

Появление или дальнейшее развитие новых рынков пищевой отрасли

Интенсивная динамика производства сельскохозяйст-венной продукции

Улучшение качественных характеристик сырья

Благоприятная мировая конъюнктура

Инерционный вариант развития продовольственного рынка характеризуется ростом потребительского спроса на продукты питания, невысоким уровнем конкурентоспособности отечественной продукции, средним уровнем инвестиционной активности и сравнительно высокой степенью зависимости российского продовольственного рынка от импорта.

Объем производства продовольственных товаров в 2020 году вырастет к уровню 2007 года в 1,6 раза.

К 2020 году в отрасль будет привлечено свыше 900 млрд. рублей инвестиционных средств (в 1,9 раза выше уровня 2007 года), из которых на технологическую модернизацию будет направлено свыше 500 млрд. рублей.

Инновационный сценарий развития ориентируется на устойчивый потребительский спрос на продовольствие, формирование новой культуры потребления, масштабный объем привлечения инвестиций, направленный на технологическую модернизацию производства.

По оценкам, динамика продовольственного импорта сдерживается достаточно сильными конкурентными позициями российских производителей, поддерживаемыми активной инвестиционной политикой, что приведет к большей ориентации внутреннего спроса на отечественные товары и замедлению роста импорта (импортозамещению).

Уровень производства продуктов питания в 2020 году по отношению к 2007 году возрастет в 1,9 раза.

К 2020 году в отрасль будет привлечено инвестиционных средств около 1150 млрд. рублей (в 2,9 раза к уровню 2007 года), из которых более 640 млрд. рублей будет направлено на технологическую модернизацию. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85% против 70% в 2007 году.

На рост производства мясной продукции окажет влияние улучшение сырьевой базы и использование современных технологий. Насыщение внутреннего рынка отечественным сырьем (свинина и птица) скажется на снижении доли импорта свинины в ресурсах в 2020 году до 7-10% против 24,9% в 2007 году, птицы соответственно – 14% и 39,5 процента. В результате быстрой модернизации и наращивания мощностей в эффективных птицеводческих компаниях Россия сможет претендовать на роль заметного экспортера мяса птицы.

Рост внутреннего и внешнего спроса, прогнозируемый рост цен на молочную продукцию окажут стимулирующее влияние на молочный сектор. Экспорт молочной продукции возрастет в 2 раза. Многообещающие перспективы для производителей молочной продукции открываются в части ее экспорта на рынки стран юго-восточной Азии, испытывающие ограничение в собственных ресурсах для производства молока.

К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса и молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме.

Высокие цены на семена подсолнечника в 2007 году, вызванные низким урожаем 2007 года на фоне растущих мощностей российских маслоэкстракционных заводов, стимулировали производителей значительно расширить в 2008 году посевные площади под этой культурой. Тенденция роста производства подсолнечника и, как следствие, подсолнечного масла сохранится в 2009-2020 годах.

Формируется тенденция увеличения производства рапсового масла на фоне развития рынка альтернативных источников энергии. Дальнейшие перспективы развития отечественного рынка рапса и рапсового масла будут непосредственным образом зависеть от проводимой политики стран Евросоюза в отношении увеличения или сокращения объема производства биотоплива и возможного изменения экспортной пошлины на семена рапса.

Учитывая высокий спрос на растительные масла, в совокупности выпуск масел растительных в 2020 году по сравнению с 2007 годом вырастет на 29 процентов.

В сахарном секторе предусматривается дальнейшее сокращение объемов переработки сахара-сырца (в 2020 г. к 2007 г. – около 64%) и, соответственно, существенное увеличение производства отечественного свекловичного сахара (около 129%). Доля импорта сахара в ресурсах сократится с 39% в 2007 году до 20% в 2020 году.

Прогнозируемый рост производства муки характеризуется умеренным развитием рынка и определяется спросом хлебопекарных и кондитерских предприятий, предприятий общественного питания и розничной торговли. Расширение внешнего спроса может стать фактором, обеспечивающим рост мукомольной отрасли. Уже сейчас формируется новая тенденция – экспорт муки в среднюю Азию.

Таблица 49 - Производство основных видов продовольствия

Наименование

2020 г к 2007 г., %

2020 г к 2010 г., %

Производство пищевой продукции, включая напитки, и табака, %

Мясо, включая субпродукты 1 категории, тыс. тонн

Масло животное, тыс. тонн

Сыры жирные (включая брынзу), тыс. тонн

Сахар-песок – всего, тыс. тонн

из него сахар-песок из сахар. свеклы, тыс. тонн

Масла растительные, тыс. тонн

Мука, млн. тонн

Крупа, тыс. тонн

Таблица 50 - Показатели развития АПК

Наименование

2007 г. отчет

к 2007 г. в %

Уд. вес импорта в ресурсах продукции, %:

Мясо и мясопродукты

Молоко и молокопродукты

Сахар-песок

Экспорт зерна, млн. т.

Потребление на душу населения, кг:

Мясо и мясопродукты

Молоко и молокопродукты

Основные вызовы и риски благоприятного развития сектора связаны с действием следующих факторов:

Существенный рост внутренних цен на продовольствие. Восстановление паритета по ценам на торгуемое продовольствие и через них – на неторгуемое продовольствие – закономерный процесс, который в долгосрочной перспективе закончится паритетом внутренних и внешних цен на продовольствие. Риск здесь заключается в чрезмерном росте для случая, когда производство биотоплива или иное конкурирующее использование сельскохозяйственных земель становится в краткосрочной перспективе более выгодным, чем выращивание продовольствия;

Рост цен на мировых рынках повышает ценовую конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции, то есть вместе с финансовыми возможностями существенно снижает стимулы технологической модернизации АПК.

Чрезмерно экстенсивный способ расширения сельскохозяйственного производства в условиях государственной политики, не направленной на интенсификацию производства, оттягивает рабочую силу и существенно замедляет рост производительности труда, а значит, и доходов населения.

Необходимость массовой технологической и, как следствие, структурной (сокращение избыточной занятости) модернизации сельского хозяйства. Если этот риск реализуется, российское сельское хозяйство не сможет увеличить выпуск тогда, когда на его продукцию будет существовать мировой спрос, и, возможно, останется неконкурентоспособным в долгосрочной перспективе.

В среднесрочной перспективе развитие АПК будет определяться следующими факторами:

сохранение и поддержание почвенного плодородия;

создание экономических условий сельхозтоваропроизводителям для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства;

государственная поддержка сельского хозяйства, совершенствование форм государственной поддержки;

повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства и платежеспособности сельхозтоваропроизводителей;

совершенствование организации производства и труда, повышение уровня занятости, мотивации и оплаты труда;

создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;

урегулирование земельных отношений;

совершенствование механизмов регулирования рынков рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

В долгосрочной перспективе развитие АПК будет определяться:

совершенствованием зональной системы земледелия и увеличением объема внесения минеральных удобрений (110-117 кг/га);

существенным (до 35-40 процентов от посевной площади) расширением посевных площадей высокоурожайных сельскохозяйственных культур;

улучшением породного состава скота, расширением сети племенных хозяйств;

реализацией мер по стимулированию ускоренного восстановления поголовья крупного рогатого скота;

улучшением структуры используемых в животноводстве концентрированных кормов за счет повышения доли сбалансированных по всем компонентам комбикормов и повышения на этой основе отдачи от кормов;

увеличением масштабов освоения современных автоматизированных технологий содержания скота и птицы, что позволит обеспечить рост их продуктивности до уровня, приближенного к показателям ведущих мировых производителей животноводческой продукции, повысить ее конкурентоспособность и осуществить в прогнозируемом объеме импортозамещение;

активной реализацией социальных программ на селе.

Дальнейшее развитие рынков продовольственных товаров просматривается в контексте роста платежеспособного спроса населения, тенденций мирового рынка и возможным усилением позиций на внешнем рынке, главным образом за счет стран СНГ. Существует возможность роста добавленной стоимости не за счет роста физических объемов, а за счет сдвигов в структуре производства в сторону более дорогих товаров.

Значительные возможности роста пищевой отрасли, подкрепляемые форсированным развитием сельскохозяйственного производства, позволят России занять собственную нишу мирового рынка по таким видам продукции, как подсолнечное масло, молоко сухое, масло животное, мясо птицы.

Реализация уникального природно-экономического потенциала страны, интенсификация сельскохозяйственного производства позволят России войти в число лидеров мирового рынка по таким видам продукции, как зерно, льноволокно и продукция «экологического сельского хозяйства».

При этом в долгосрочной перспективе возможно усиление роли крупных и средних сельскохозяйственных организаций, располагающих большими возможностями для концентрации производства и использования ресурсосберегающих технологий, чем в личных подсобных хозяйствах населения.