Бизнес блог

Функциональный подход и функциональный анализ. Интернет-издание о высоких технологиях

Хорошее управление всегда направлено на результат, помогая компании извлекать из бизнеса максимальную пользу. Поэтому основной целью управления компанией является согласование результатов всех процессов организации и с требованиями бизнеса.

Функциональный подход предполагает, что любую компанию можно представить как набор определенных действий и функций, которые выполняет ее персонал на своих рабочих местах. Каждый из сотрудников, работая в своём подразделении, выполняет только свои функции, свои задачи. Он видит как работают сотрудники его подразделения и способен оценить эффективность их работы. Он понимает как его работа влияет на результативность подразделения. Но как результаты его труда влияют на результативность всей компании, он не знает и не видит свое место в ней. Работники не мотивированы на сотрудничество с соседними подразделениями и не ориентированы на конечный результат компании. Это является одним из недостатков функционального подхода к управлению экономическими объектами.

Процессный подход к управлению организацией противоположен функциональному. Процессный подход предлагает рассматривать не отдельные функции сотрудников, а совокупность взаимосвязанных процессов, протекающих на предприятии. В компании все бизнес-процессы взаимосвязаны друг с другом через информационные и материальные потоки, ресурсы, персонал. Процессный подход описывает бизнес как единую систему процессов.

Бизнес-процессы чаще всего проходят сразу через несколько подразделений компании. И, если все бизнес-процессы четко описаны, у каждого процесса есть свой владелец, свой регламент, ресурсы, то менеджменту компании выявить проблемы и вовремя их исправить гораздо легче. Так обеспечивается прозрачность всех бизнес-операций в компании, их постоянный контроль и их совершенствование.

При процессном подходе важна ориентация всех процессов на результат, ценный для клиента. Оценка удовлетворенности клиентов процесса (как внешних, так и внутренних) не только поддерживает клиентоориентированность компании, но и повышает согласованность действий между сотрудниками разных подразделений.

При функциональном подходе, организация – это совокупность функций, действий, операций, а управление организацией – это управлением функциями. При процессном же подходе организация – это совокупность не функций, а бизнес-процессов, а управление организацией – это управлением процессами.

Управляя бизнес-процессами, компания может повысить эффективность своей деятельности. Именно процессный подход признают инструментом качественного совершенствования деятельности компании. Поэтому при его внедрении ожидают повышения управляемости компании и увеличения прозрачности системы управления организацией и всех операций бизнеса. Внедрение процессного подхода снижает управленческие затраты, затраты на персонал, затраты на выполнение тех или иных операций, действий, функций внутри бизнес-процессов. Также ускоряются процессы принятия решений менеджерами всех уровней управления, что положительно влияет на конкурентоспособность компании.


Все бизнес-процессы компании подразделяются на 3 вида: основные процессы, процессы управления, процессы обеспечения ресурсами.

Основные процессы. Они реализуют основную деятельность компании, это процессы ее жизненного цикла. Например: Процесс закупок, Предоставление услуг клиенту, Производство продукции, Транспортная доставка, Организация хранения, Сбыт товаров, Продажа товаров/услуг, Маркетинг, Закупки материалов и сырья и т.д.

Процессы управления. Эти процессы обеспечивают основную деятельность компании процессами управления. Например: Стратегическое управление, Бизнес-планирование, Разработка политики взаимоотношений с партнерами и клиентами, Управление проектами, Управление качеством, Управление рисками, Управление отчетностью.

Процессы обеспечения ресурсами. Эти процессы обеспечивают основную деятельность компании ресурсами и создают условия для нормального ее функционирования. Они также обеспечивают основную деятельность компании инструментами измерения, анализа и инструментами совершенствования бизнес-процессов.Например: Обеспечение финансовыми ресурсами, Обеспечение материальными ресурсами, Обеспечение персоналом, Обеспечение информационной безопасности, Обеспечение информационными ресурсами, Обеспечение хранения и получением информацией, Обеспечение экологичности производства, Обеспечение управления внешними связями и т.д.

Традиционно деятельность организации рассматривают через организационную структуру управления организацией. Соответствующий функциональный подход к управлению заключается в том, что деятельность организации представляется в виде набора функций, закрепленных за функциональными подразделениями. Для выполнения тех или иных бизнес-процессов в организации требуется отработать механизм реализации зафиксированных за подразделениями функций.

Механизм реализации функций нацеливает функциональные подразделения на выполнение своих локальных целей, между которыми могут быть объективные противоречия. Персонал концентрирует свое внимание в рамках отдельных структур. Возможно смещение главных и обеспечивающих операционных функций и снижение эффективности деятельности.

Основными недостатками функционального подхода к управлению организацией, вытекающими из отсутствия нацеленности на конечный результат, признаны высокие накладные расходы, длительные сроки выработки управленческих решений, риск потери клиентов.

Процессный подход к управлению игнорирует организационную структуру управления организацией со свойственным ей закреплением функций за отдельными подразделениями. При процессном подходе организация воспринимается руководителями и сотрудниками как деятельность, состоящая из бизнес-процессов, нацеленных на получение конечного результата. Организация воспринимается как сеть бизнес-процессов, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов, включающих все функции, выполняемые в подразделениях организации. В то время как функциональная структура бизнеса определяет возможности предприятия, устанавливая, что следует делать, процессная структура (в операционной системе бизнеса) описывает конкретную технологию выполнения поставленных целей и задач, отвечая на вопрос, как это следует делать.

Принципы процессного подхода к управлению. Процессный подход основан на следующих принципах:

  • 1. Деятельность компании рассматривается как совокупность бизнес-процессов.
  • 2. Выполнение бизнес-процессов подлежит обязательной регламентации или формальному описанию.
  • 3. У каждого бизнес-процесса есть внутренний или внешний клиент и владелец (лицо, отвечающее за результат бизнес-процесса).
  • 4. Каждый бизнес-процесс характеризуется ключевыми показателями, описывающими его исполнение, результат или влияние на итог деятельности организации в целом.

Принципы процессного подхода к управлению определяют основные правила, руководствуясь которыми можно организовать эффективное функционирование бизнеса, нацеленное на конечный результат.

Первый принцип определяет видение деятельности компании как совокупности бизнес-процессов. Именно он определяет новую культуру восприятия организации при процессном подходе.

Второй принцип процессного подхода, требующий обязательной регламентации бизнес-процессов, опирается на то, что регламент - это документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей, порядок принятия решений по улучшению бизнес-процесса.

Выделение бизнес-процесса всегда связано с выявлением клиента или потребителя результата процесса, имеющего для него определенную стоимость. Кроме клиента каждый бизнес-процесс имеет владельца - должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении необходимые ресурсы, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса. Владелец бизнес-процесса является должностным лицом, формальным лидером, поэтому он имеет необходимые полномочия, располагает требуемыми для реализации процесса ресурсами, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за его результат.

Преимущества процессного подхода к управлению.

При обсуждении содержания процессного подхода к управлению очевидны его неоспоримые преимущества по сравнению с функциональным подходом. К основным преимуществам процессного подхода можно отнести:

  • а) нацеленность на удовлетворение требований клиента;
  • б) освобождение руководства от рутины оперативного управления;
  • в) возможность выявления узких мест и резервов работы;
  • г) создание эталонов последовательности действий персонала;
  • д) появление возможности «тиражирования» бизнеса - открытия новых бизнес-площадок на основе формализованных бизнес-процессов;
  • е) реализация принципа постоянного совершенствования деятельности.

Эти преимущества гарантируют высокую результативность деятельности организации, управление которой имеет выраженный процессно-ориентированный характер.

Процессно-ориентированное управление позволяет качественно изменить деятельность организации на операционном, межфункциональном и межорганизационном уровнях ее интеграции. Функциональная интеграция перестает быть при этом источником сложно разрешаемых межфункциональных конфликтов. Операционный уровень интеграции получает новое видение благодаря сети бизнес-процессов организации и позволяет:

  • а) более эффективно разграничить полномочия и ответственность персонала;
  • б) развить эффективную систему делегирования полномочий;
  • в) обеспечить стандартизацию требований к исполнителям;
  • г) минимизировать риск зависимости от отдельного исполнителя;
  • д) снизить нагрузки руководителей;
  • е) сократить издержки;
  • ж) повысить эффективность управления персоналом;
  • з) выявить источники сокращения издержек и времени на исполнение бизнес-процессов;
  • и) снизить время принятия управленческих решений.

Как следствие, повышается управляемость организации, снижаются влияние человеческого фактора и себестоимость продукции и услуг. Все это приводит к изменению качества самой организации и формированию процессно-ориентированной организации, в которой весь коллектив является осознанным участником непрерывного процесса деятельности, связанного с конечным результатом производства продукции или оказания услуг.

Развитие процессного подхода к управлению получило широкий резонанс. Как показывает результат рейтинга Fortune 1000, фактически все ведущие организации мира имеют характер процессно-ориентированных организаций.

Исходя из понимания того, какие бизнес-процессы выполняются в организации, можно построить эффективную организационную структуру управления ими. В случае если организационная структура сложилась традиционно, в анализе ее качества может помочь операционная система бизнеса.

Функция - это целенаправленная деятельность, способ поведе­ния элементов в активной системе. Результаты действия каждого эле­мента в системе суммируются и приводят к целесообразному резуль­тату в целом. Соответствие этому общему результирующему воздей­ствию данного элемента и есть его соответствие системе, целому. По­этому «функцию в системном ее понимании можно определить как такое отношение части к целому, при котором само существование или какой-либо вид проявления части обеспечивает существование или какую-либо форму проявления целого» (Сетров М. И. Основы функциональной теории организации. - Л., 1972. - С. 31).

Как видно, функция характеризует активную, кибернетическую систему. Активная система - система организованной природы (растение, животное, человек, человеко-машинные, технико-технологические объекты и др.), обладающая целесообразно упорядоченной структурой и достигающая в процессе функционирования какой-то цели.

Функциональный подход ориентирует исследователя на выявле­ние особенностей, законов и закономерностей функционирования систем, абстрагируясь от их субстратно-структурной основы. К нача­лу формирования функционального подхода можно отнести исполь­зование метода чисто функционального исследования под термином «черного ящика». «Черный ящик» - это системы, структура и внут­ренние процессы которых неизвестны или очень сложны. Отвлекаясь от содержания «черного ящика», акцентируют внимание на задаче обнаружения функциональных зависимостей между входными и вы­ходными параметрами системы в процессе ввода на вход заранее за­данных воздействий (сигналов).

В наиболее общем виде функциональный подход решает круг задач, который обусловлен совокупностью отношений и связей между изучаемым объектом, как некоторой целостностью, и окружающей средой. Сюда, например, можно отнести:

во-первых, проблемы адаптации и равновесия систем. В биологии здесь решают вопросы приспособления организмов к условиям существования и дальнейшей акклиматизации популяций с изменени­ем наследственности. В социальной адаптации рассматривают взаи­модействие личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участни­ков. Наиболее важный компонент социальной адаптации - это согла­сование самооценок и претензий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Адаптация технических объектов связана с созданием адаптивных систем, т.е. систем автоматического управления, которые сохраняют работоспособность в условиях не­предвиденного изменения свойств управляемого объекта, цели управ­ления или условий окружающей среды путем смены алгоритма функ­ционирования или поиска оптимальных состояний;


во-вторых, проблемы передачи информации; проблемы управле­ния; комплекса проблем, решаемых в рамках теории автоматов; задачи построения моделей принятия решений, проблемы оптимизaции функционирования систем и др. (см., например: Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. - М., 1991).

В процессе становления функциональный подход установил и выделил ряд принципов на которые он опирается при анализе специ­фики активных систем. К таким концептуальным средствам относят­ся: принцип единства объекта и среды; принцип функциональной замкнутости, включая принцип обратной связи; принцип иерархично­сти систем; принцип целевого управления и др. (см.: Марков Ю. Г, Функциональный подход в современном научном познании. - Новосибирск, 1982).

Функциональный подход, функционализм, функциональный анализ наиболее развиты в самых организованных - социальных системах и подсистемах.

Функциональный подход в социологии - один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение. Функциональный подход ориентирует исследователя на выяснение функций одних об­щественных явлений по отношению к другим в рамках данного об­щества. Так, детально анализируются функции государства, права, искусства, идеологии и т.д., а также базиса и надстройки; экономиче­ских, социальных, политических отношений; социально­-экономических, политических и культурных институтов и т.п. Иссле­дуя эти функциональные отношения, ученые стремятся уяснить соци­альные механизмы и способы их воспроизводства, повторяемости, самоподдержания.

Функциональный подход в техносфере широко развертывается и конкретизируется в теории и методологии научно-технического твор­чества. Его логика и методология хорошо просматриваются в поня­тийном аппарате: техническая функция, функциональный элемент, формулировка функций, функциональное строение технических сис­тем, функциональная структура, потоковая функциональная структу­ра, функциональная модель объекта, закон соответствия между функ­цией и структурой, функциональные критерии технических систем, функциональный анализ, функционально оправданные затраты, функционально-стоимостный анализ, законы и закономерности тех­нических систем и др. (см.: Техническое творчество: теория, методо­логия, практика. Энциклопедический словарь-справочник. - М., 1995).

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Одним из первых данную позицию выразил Г.А. Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с термином "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления... не в статике, а в движении». Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П. Григонисом, который обращался к лексическому значению слов "аппарат" как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и "механизм" как системы. Где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия "государственный аппарат" и "государственный механизм" лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства Э.П. Григонис определяет как "функционирование, действие органов государства", что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей.

Приведенный обзор различных подходов к решению проблемы определения понятия механизма государства РФ позволяет сделать некоторые выводы:

  • - во-первых, единое понимание механизма государства в современной отечественной юридической науке на сегодняшний день не выработано; во-вторых, по данному вопросу существуют три наиболее распространенные точки зрения: механизм государства - это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);
  • - во- вторых, механизм государства - это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных). А также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и др.);
  • - и, в-третьих, механизм государства - это функционирование, действие органов государства, их динамика.

Нельзя не учитывать тот факт, что в настоящее время в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторые точки зрения, предложенные в период существования механизма Советского государства, построенного на основе руководящей роли партии и огосударствлении многих сфер жизни общества, вовсе не применимы к определению механизма современного Российского государства, его структуры, принципов формирования и функционирования. Наука теории государства и права уже отошла от понимания узко классовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктует необходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемы определения данного института. Все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Можно согласиться с указанными ранее исследователями, которые считают, что под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но взятые в динамике. Рассматривая аппарат государства, нужно говорить, прежде всего, о порядке образования, структуре, компетенции того или иного государственного органа, об их видах, о статусе государственных служащих и о других подобных аспектах. А, исследуя механизм государства, необходимо анализировать непосредственно вопросы деятельности государственных органов, их место и роль в государственном механизме, направления взаимодействия между собой, проблемы функционирования и пути их преодоления.

Сам термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, его толкование связывается с внутренним устройством машины. Любой механизм - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии, с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, а с другой - дифференциации и относительной автономности. Применительно к структуре современного государственного механизма РФ важнейшими такими элементами являются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом ряда принципов, наиболее значимым структурообразующим из которых является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей. От уровня развития законодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между собой и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства. Таким образом, структурно можно выделить в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов (государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода следует рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако, важно подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, можно предположить, что более точным было бы определять механизм государства не как действие органов государства, а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.

Как справедливо отмечают М.И. Абдулаев и С.А. Комаров, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано. В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного государства - это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.

На данных положениях базируется системный подход как направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что требует раскрытия их целостности, выявления их элементов, а также взаимодействия системы со средой. С данным подходом тесно связан функциональный метод, который используется в науке для выделения в системах составляющих структурных частей, элементов с точки зрения их назначения, роли, функций, многочисленных типов связей между ними, взаимовлияния. В рамках взгляда на понятие государственного механизма как динамичной, функционирующей системы государственных органов его структура должна рассматриваться в неразрывной связи с деятельностью его элементов, с учетом взаимодействия между ними.

Системно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает неразрывное сочетание, единство следующих аспектов:

  • - определение места и роли в нем образующих его элементов - государственных органов - системный аспект;
  • - изучение их назначения, анализ выполняемых функций и направлений взаимодействия между собой - функциональный аспект.

При таком подходе механизм государства предстает не просто как функционирующая система государственных органов, а как совокупность взаимодействующих подсистем, осуществляющих государственную власть и функционирующих в рамках целостной системы аппарата государства. Механизм государства внутренне един. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти, имеющей единый источник - народ. Любой государственный орган представляет собой единичное в рамках общего государственного механизма и, имея собственную природу и определенное назначение, содержит тем самым в себе потенциальную возможность для выделения его в структуре механизма государства в целом.

С учетом системно-функционального подхода в структуре механизма государства можно выделить совокупность взаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющих государственную власть и образующих государственный аппарат. Исследование вопросов сущности, понятия, структуры, назначения государственного механизма, анализ направлений взаимодействия между государственными органами имеют существенное значение для юридической науки и практики, так как содействуют повышению уровня эффективности функционирования механизма государства в целом и отдельных его составляющих.

научный подход управление менеджмент

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности > функции > показатели будущего объекта > изменение структуры системы.

В настоящее время к управлению применяется, в основном, предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в данной области, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца, за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.

При применении предметного подхода к развитию социально-экономических систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой поиска работы для существующих коллективов или работников. При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей, от требований "выхода" системы, возможностей на ее "входе".

При применении функционального подхода абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, удовлетворяющих требованиям потребителей, ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих (потенциальных) потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими, прежде всего с системным, воспроизводственным, маркетинговым подходами.