Бухгалтерский учет

Презентация на тему технический прогресс. Особенности общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры ХIХ-ХХ вв., их отражение в философской мысли


Атомистическое строение вещества встало на экспериментальную основу. Первые попытки определить атомный вес. Обнаружение изомерии. Созданы модели молекулярных структур. Развитие синтетической органической химии. Создание Периодической системы химических элементов.












Основоположник О. Конт. Для его представителей характерно преклонение перед всемогуществом научного знания. «Закон трех стадий» 1. Теологическая 2. Метафизическая 3. Позитивная. Основоположник К. Маркс. Представлял развитие общества как смену общественно – экономических формаций.







Век начался как «век пара» и закончился переходом к энергетике электричества. Широкое развитие медицины. Новые средства диагностики. Научная школа бактериологии Р. Коха Предохранительные прививки Л. Пастер Санитарно-гигиеническая профилактика. Эффективные медикаменты. Улучшилось питание. Развитие консервирования.


В обиход каждой семьи вошла мебель. Вытеснение национальной одежды. Нравственный долг. Керосиновые лампы, электродуговые лампы, лампы накаливания. Семья утратила функцию производственной единицы. В производство втягивались женщины. Активизировалось феминистское движение в США. Доминирование современной семьи.



Общество и научно-технический прогресс

Вариант 1

Современное состояние научно - технического прогресса определяется понятием научно-технической революции. Научно-техническая револю ция (НТР)- это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

В научно-технической революции выделяют два этапа

1) 50-е - конец 70-х гг. XX в. (главный двигатель перемен - автоматизация производственных процессов);

2) конец 70-х гг. по настоящее время (главный двигатель перемен - развитие микроэлектроники, внедрение компьютеров, технологическая революция, компьютеризация) .

Основные направления научно- технической революции :

    автоматизация и компьютеризация производства;

    внедрение новейших инфор мационных технологий

    разработка биотехнологий ;

    создание новых конструкционных материалов;

    освоение новейших источников энергии ;

    революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Социально - экономические последствия научно - технической ре волюции:

    изменяется характер труда в направлении его усложнения, вы теснения доли простого труда , повышения требований к квалификации и образованию работников;

    возрастают капиталовложе ния в науку и наукоёмкие отрасли производства;

    изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием;

    усиливается социальная направленность экономического роста;

    обостряются проблемы занятости населения;

    экологически е проблемы

Вариант 2

Общество и научно-технический прогресс

Научно-технический прогресс (НТП) - это взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления. Научный и технический прогресс впервые стал сближаться в XVI-XVIII вв., когда развитие мануфактурного производства, торговли, мореплавания потребовало теоретического и экспериментального решения практических задач. С конца XVIII века наука и техника окончательно сближаются, что определяет их взаимосвязанное, взаимозависимое дальнейшее развитие.

Современный этап НТП характеризуется резким ускорением его темпов, что дало основание ввести термин «научно-техническая революция» (НТР). НТР включает в себя: проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; доведение их результатов до практического использования в виде научно-технических разработок, инженерных решений; организацию производства новой техники; совершенствование организации производства, труда, управления; постоянное техническое перевооружение предприятий.

НТР определила такие новации современного общества, как комплексная автоматизация, компьютеризация, роботизация, информатизация, радиоэлектронизация, химизация, биологизация, генная инженерия, применение атомной энергии, создание новых материалов и др.

НТР охватывает все сферы жизни общества, оказывая огромное влияние на политику, идеологию, международные отношения, развитие стран. Она предполагает расширение сферы деятельности людей, освоение новых областей биосферы и космоса. Главная черта НТР - интеллектуализация всех видов деятельности людей.

Однако НТР таит в себе и серьезные опасности для общественной жизни. Злоупотребление достижениями НТР даже в условиях определенного контроля над их использованием может, по мнению обществоведов, привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения на длительный исторический срок окажется под властью привилегированной господствующей элиты. Если же НТР примет форму бесконтрольного процесса, то она может привести человечество к термоядерной, экологической или социальной катастрофе.

Таким образом, наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозу для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив. Уже в сегодняшней реальности предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий НТР стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предлагает своевременное предвидение конкретных опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им. На первый план сегодня выходит проблема гуманистического использования достижений научно-технического прогресса в интересах общества, в интересах духовного обогащения всего человечества.

Вариант3

Современное состояние научно-технического прогресса определяется понятием научно-технической революции.
Научно-техническая революция - это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.
В научно-технической революции выделяют два этапа:
1) 50-е - конец 70-х гг. XX в. (главный двигатель перемен - автоматизация производственных процессов);
2) конец 70-х гг. по настоящее время (главный двигатель перемен - развитие микроэлектроники, внедрение компьютеров, технологическая революция).
Основные направления научно-технической революции:
1) автоматизация и компьютеризация производства;
2) внедрение новейших информационных технологий;
3) разработка биотехнологий;
4) создание новых конструкционных материалов;
5) освоение новейших источников энергии;
6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.
Социально-экономические последствия научно-технической революции:
1) изменяется характер труда в направлении его усложнения, вытеснения доли простого труда, повышения требований к квалификации и образованию работников;
2) возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства;
3) изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием;
4) усиливается социальная направленность экономического роста;
5) обостряются проблемы занятости населения;
6) во весь рост встают экологические проблемы.

Слайд 2

Вопросы

  • Какие изменения в нашей жизни вызовет техника ХХI века?
  • Чем грозит обществу разрушение природной среды?
  • Научно-технический прогресс – благо или зло?
  • Слайд 3

    Научно-техническая революция

    Научно-техническая революция - скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

    Слайд 4

    Научно-техническая революция – скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных взглядов.

    Слайд 5

    • 1-ый этап (60-70 гг.). Автоматизация производства
    • 2-й этап (70-90 гг.). Компьютерная (информационная) революция
  • Слайд 6

    1 этап: 60-70 гг. ХХ в:

    • автоматизация производственных процессов,
    • роботы, станки с программным управлением,
    • гибкие, производственные линии

    Качественные сдвиги в технике, в орудиях производства

    Слайд 7

    С конца 70-х гг. – компьютерная революция:

    • ЭВМ контролирует и управляет машиной, освобождая человека от контакта с ней.
    • Им свойственна недоступная руке человека скорость движения и мысли.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    • Решающую роль в производстве стали играть информационно-интенсивные технологии и новое технологическое мышление
    • Изменение принципов производства
  • Слайд 10

    • направления развития современных технологий
    • получение материалов с заданными свойствами
    • биотехнологии (генная инженерия)
    • изменения в предмете труда
  • Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    • Одно из перспективных направлений – биотехнология
    • Создание новых конструкционных материалов
    • Меняется положение человека в системе производства
    • Изменения в различных сферах общественной жизни
  • Слайд 14

    • Интернет
    • Новая научно-технологическая цивилизация
  • Слайд 15

    Экономическое содержание нового этапа НТР

    • усиление социальной направленности
    • экономического развития
    • Сложность современного производства (экономические причины)
      • высокообразованный,
      • психологически устойчивый
      • волевой работник
  • Слайд 16

    • Переход на экстенсивный путь развития производства
    • Сокращение числа занятых в производстве
    • Сокращение использования сырья и энергии
    • Отказ от территориальной привязки предприятий к источникам сырья.
  • Слайд 17

    • Резкое увеличение капиталовложений в НИОКР
    • Увеличение роли научных исследований
    • Уменьшение сроков замены технологий
    • Появление научно-производственных объединений
  • Слайд 18

    Экономические последствия НТР

    • Переход на интенсивный путь производства
    • Трансконтинентальные компании
    • Капиталовложения в наукоемкие производства
    • Комплексные научно-производственные объединения
  • Слайд 19

    Социальные последствия НТР

    • Быстрое развитие сферы производственных и бытовых услуг
    • Меняется облик рабочего класса:
    • Рост квалификации рабочего класса
    • Сокращаются старые профессии (горняков)
    • НТР вызывает коренные сдвиги в организации производства и труда, в системе управления производства.
  • Слайд 20

    НТР и природная среда

    Рост масштабов хозяйственной деятельности привели к нарушению экологического равновесия на планете, следствием которого является экологический кризис.

  • Слайд 21

    • Возросло потребление природных ресурсов
    • Загрязнение планеты и Мирового океана, и атмосферного воздуха
    • 16-18% территории России – это регионы, где экологический риск для здоровья в 10-100 раз превышает нормы, установленные большинством стран.
  • Влияние научно-технического прогресса, демографического взрыва, урбанизации на состояние СО и процесс жизнедеятельности человека.
  • Влияние современного научно-технического прогресса на тенденции и структуру международной торговли
  • Вместе с тем необходимо иметь в виду, что среди НСД есть не только прогрессивные, но и реакционные движения, представляющие собой определенную опасность общественному развитию.
  • Воздействие технологических, социальных и природных систем друг на друга должно приводить к устойчивому прогрессивному развитию каждого вида этих систем и их совокупности.
  • Гигиена труда на этапе ускорения научно-технического прогресса
  • Гомогенная и гетерогенная политическая культура. (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ,ЧТО ТАК МАЛО)
  • Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура.
  • Научно-технический прогресс – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

    Культура есть способ деятельности общественного человека и результат этой деятельности, характеризующие качественное состояние определенной ступени общественного прогресса.

    Идея конфликта технического и культурного прогресса высказывалась и высказывается многими философами. Есть точка зрения, что под воздействием технического прогресса наступит смерть культуры, она покорится технике и свернется, умрёт. Что технический прогресс породил культурный регресс: живопись заменена фотографий, в моде вакханалия, многоженство, пояса, браслеты и ожерелья заменили одежду, полное падение всех искусств и поэзии, вместо музыки - волны бессмысленных тонов и звуков без страсти и выражения, мелодии исчезли, а все, что не ведет к практической, обыденной, неизменной пользе, презирается. Другие основную причину социальных бедствий современного общества видят во все возрастающей диспропорции между уровнем развития техники и нравственности.

    Также возникает утверждение о существовании двух культур между которыми нет понимания, понимаю технику как элемент культуры и их разделяет стена непонимания.

    Против разделения единой человеческой культуры на два сегмента выступает ряд ученых. Объясняя это тем, что ученые в своей деятельности исходят не только из своих научных принципов, но и из ценностей гуманизма. Гуманитарии в свою очередь с удовольствием пользуются техникой.

    Многие западные философы техники считают, что культура по своему существу едина и в основе этого единства лежит творческая материальная и духовная деятельность. Какова же связь техники с культурой? Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Современный культурный человек должен уметь пользоваться многими техническими средствами.



    В этом своем развитии человеческой культуры техника играет огромную роль. Конечно, немаловажное значение имеют и другие культурные ценности, например, художественная литература или наука. Но общество в своей повседневной суетной жизни имеет дело не с научными достижениями, а с их техническим воплощением.

    Связь искусства с техникой реализуется и через технику самого искусства. Воздействие техники на искусство органически сопровождается воздействием искусства на проектирование, конструирование и функционирование техники. Взаимосвязь конструкторского решения и эстетических свойств технического объекта существовала и раньше по разному проявляясь в различных видах техники и формах искусства. Так, в архитектуре излишний материал всегда вызывал впечатление чрезмерной тяжести, а недостаточность материала ассоциировалась с неустойчивостью, ненадежностью и вызывала отрицательные эмоции. здесь воедино связывались конструкторские, эстетические и функциональные качества.



    В условиях современного научно-технического прогресса связь утилитарно-конструкторских и эстетических качеств создаваемой техники необычайно усиливается и реализуется в дизайне который оформился в самостоятельную форму творческой деятельности и включает в себя как теоретическую часть - производственную (или техническую) эстетику, так и практическую - художественное конструирование. Вполне естественно, что создание технических средств удовлетворяющих основному требованию дизайна - взаимосвязи функции, конструкции и содержательной формы продуктов - в принципе несовместимо с несовершенной технологией, требует высокой культуры производства и способствует повышению качества выпускаемой продукции. Так дизайн выступает в роли стимулятора технического прогресса, возникает обратная связь искусства с техникой.

    Научно-технический прогресс и общество в 19 веке Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МО РФ Латыпова О.Ш. НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ ПРИРОДЫ. В 19 веке умозрительные представления об атомистическом строении вещества стали на твердую экспериментальную основу. Ученые нашли атомный вес многих химических элементов, создали модели, обнаружили явлении изомерии химических элементов молекулярных структур, ввели понятие валентности. Началось развитие синтетической органической химии

    Дж.ДАЛЬТОН (1766–1844)

    Английский физик и химик, сыгравший большую роль в развитии атомистических представлений применительно к химии, открыл несколько новых эмпирических закономерностей: закон парциальных давлений (закон Дальтона), закон растворимости газов в жидкостях (закон Генри-Дальтона) и, наконец, закон кратных отношений (1803). Он ввел понятие атомной массы и, приняв за единицу массу атома водорода, в 1803 составил первую таблицу относительных атомных масс элементов

    Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ (1834 - 1907)

    Великий русский ученый; открыл периодический закон химических элементов, являющийся естественно-научной основой современного учения о веществе. Опубликовал за свою жизнь 431 научную работу, в том числе 99 работ были посвящены различным областям техники.

    Он изобрел новый вид пороха, защитил докторскую диссертацию организовал Главную палату мер и весов в России, писал работы по воздухоплаванию, метеорологии, экономике, сельскому хозяйству, народному просвещению. Но свое самое знаменитое открытие Д.И.Менделеев совершил в 1869 году, он открыл Периодический закон, который принес ему всемирную славу.

    Д.К. МАКСВЕЛЛ

    Выдающийся английский физик, является создателем теории электромагнитного поля и электромагнитной теории света.

    Теория электромагнетизма Максвелла получила опытное подтверждение и стала общепризнанной классической основой современной физики.

    Русский физиолог и просветитель публицист, мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы, учёный-энциклопедист, биолог-эволюционист, психолог, антрополог, анатом, гистолог, патолог, психофизиолог, физико-химик, эндокринолог, офтальмолог, гематолог,нарколог, гигиенист, культуролог, приборостроитель, военный инженер

    И.М. СЕЧЕНОВ

    В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал естественно-научное объяснение сознательным и бессознательным проявлениям деятельности человека. Рефлексы он трактовал как автоматизированную стереотипную реакцию организма на внешние раздражения и делил их на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные)

    ЭВОЛЮЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА Развитие научной мысли в 19 веке коренным образом изменило представление людей об окружающем мире. Строение живой и неживой материи и живых организмов, закономерности природных явлений и общественного развития- это и многие другие эволюционные подходы к пониманию природы и общества все шире вводились в научный оборот.

    Английский натуралист и путешественник, одним из первых пришел к выводу и обосновал идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основным механизмом эволюции Дарвин назвал естественный отбор. Позднее развивал теорию полового отбора. Ему также принадлежит одно из первых исследований о происхождении человека

    Ч. Р. ДАРВИН (1809 - 1882)

    В работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) установил основные факторы эволюции живого мира и ее закономерности. В другом своем труде, «Происхождение человека и половой отбор», он обосновывал теорию происхождения человека от обезьяноподобного предка. Дарвинская концепция жизни - это представление о

    движении ее форм от

    простейших к более

    сложным и совершенным.

    Российский биолог и патолог

    один из основоположников

    патологиэволюционной эмбрио

    логии и иммунологии, создатель

    научной школы, основал (1886)

    первую в России бактериологиче

    скую станцию,

    изложил фагоцитарную теорию

    иммунитета. Создал теорию

    происхождения многоклеточных

    организмов. Ему принадлежат

    труды по проблеме

    старения. Лауреат Нобелевской

    премии (1908)

    И.И. МЕЧНИКОВ (1845-1916)

    Французский философ сформулировал «закон трех стадий».

    Первая стадия-

    теологическая, когда все явления объясняются на основе религиозного взгляда на мир. Вторая- метафизическая, когда объяснения приобретают абстрактный характер. Третья стадия- позитивная, т.е. научная. На ней становится возможным изучение общества и его рациональная организация.

    О. КОНТ (1798-1857)

    Немецкий философ, социолог, экономист, писатель, общественный деятель, основатель диалектического и исторического материализма. Марксизм представлял развитие общества как смену общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической)

    К.МАРКС 1818-1883

    РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. На протяжении всего 19 веке шел процесс отделения школьного образования от церкви, становления светской школы. Обязательным обучением охвачены дети от 6 до 12-13 лет. В начальном образовании осуществлен переход к государственной школьной системе.

    Развивалась сеть средних общеобразовательных школ, которые в большинстве стран назывались гимназиями или лицеями. В них преподавались предметы гуманитарного цикла и естественнонаучных дисциплин.19 век положил начало массовому женскому образованию. Массовая грамотность и рост интеллигенции стали фактором прогресса и изменили лицо мира.

    СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В 19 веке источником информации стали газеты.Во второй половине 19 века ежедневные газеты стали издаваться почти во всех странах мира. Широкое распространение получили различные журналы (литературные, научно-популярные и др»
    • «. Рейтер»
    • опулярные)

    Газета «Нью-Йорк Таймс»

    Информационное агентство

    «. Рейтер»

    В 19 веке шла дифференциация книжного дела. Наибольшими тиражами выходили художественная литература и учебники. Большим спросом во второй половине 19 века стала пользоваться научно-популярная литература.

    Энциклопедия «Британника».

    Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона.

    Библиотека конгресса США

    Публичная библиотека в Петербурге

    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ОБЩЕСТВО 19 век начался как « век пара», а закончился переходом от энергетики пара к энергетике электричества и двигателей внутреннего сгорания.Расширились энергетические возможности передовых стран и возможности, связанные с внедрением новых технологий в производство Повысился жизненный уровень населения, увеличилась продолжительность жизни. НТП сказался и на бытовой культуре.

    Русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») , которой положил начало первой практически применимой системе электрического освещения

    П.Н.ЯБЛОЧКОВ

    Первый опыт показал большое преимущество свечи в сравнении с газовым освещением

    „Русский свет" появился в столицах: Париже, Лондоне, Мадриде, Берлине, Неаполе - и распространился на восток. В Европе начали возникать компании по эксплуатации свечи Яблочкова. .

    Применение свечи Яблочкова вызвало новые изобретения и усовершенствования. Свечи Яблочкова включались в цепь последовательно в количестве 4 - 5 штук. Вместо старых регуляторов Яблочков применил трансформаторы

    Всемирно известный

    американский

    изобретатель. Только в США Эдисон получил 1908 патентов и около 3 тысяч в других странах

    мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру,разработал один из первых успешных вариантов электрической лампы накалива

    ния,создал сверхмощный электрогенератор и участвовал в сооружении и пуске в Нью-Йорке первой в мире центральной тепловой электростанции с разветвленной сетью подачи электроэнергии (1881 г)

    Т. А.ЭДИСОН

    Эдисон изобрел щелочной железо-никелевый аккумулятор, предохранитель, поворотный выключатель, мегафон.

    Участвовал в создании лекарственных препаратов, красителей и других материалов, разработал процесс получения синтетического фенола и жидких продуктов перегонки каменного угля.

    Положил начало электронике и изобрел собственный способ обогащения железной руды.

    Н. И. ПИРОГОВ

    Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

    Н. И. Пироговым «были созданы новые методы исследования в изучении анатомии, новые методы в клинической медицине, была также создана военно-полевая хирургия. В этих работах в философско-научной части он дал метод, утвердил господство метода и явил пример использования этого метода. В этом Пирогов нашел свою славу»(Н. Н. Бурденко, К исторической характеристике академической деятельности Н. И. Пирогова (1836-1854).

    Заслуженный российский профессор, директор Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге, автор трудов по военно-полевой хирургии брюшной полости.

    Н.В.СКЛИФОСОВСКИЙ

    Французский микробиолог и химик, доказал, что брожение – биологический процесс, обусловленный деятельностью микроорганизмов,предложил способ сохранения пищевых продуктов с помощью тепловой обработки. Л.Пастер изучал заразные болезни (сибирскую язву, бешенство, куриную слепоту, краснуху и др.). Предложил метод прививок против этих и других инфекционных заболеваний с использованием ослабленных культур соответствующих микроорганизмов-возбудителей. Предложил назвать ослабленные культуры вакцинами, а процедуру их применения – вакцинацией. В 1880 Пастер установил вирусную природу бешенства.

    Немецкий микробиолог, один из основоположников современной бактериологии и эпидемиологии. Труды по выявлению возбудителей инфекционных болезней и разработке методов борьбы с ними. Сформулировал критерии этиологической связи инфекционного заболевания с микроорганизмом (триада Коха). Открыл (1882) возбудителя туберкулеза («палочка Коха»). Впервые выделил чистую культуру возбудителя сибирской язвы, доказал ее способность к спорообразованию. Предложил способы дезинфекции. Нобелевская премия (1905).

    Использованная литература

    http://class-fizika.narod.ru/port5.htm

    http://www.artscroll.ru/page.php?al=Portret_D_I__Mendeleeva_1885__56201_kartina

    http://www.medical-enc.ru/topographic_anatomy/pirogov.shtmlhttp://www.runivers.ru/philosophy/lib/authors/author152827/

    http://www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=81

    https://ru.wikipedia.org/wiki

    http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%2C_%D0%9B%D1%83%D0%B8

    http://www.e-reading.club/chapter.

    php/83377/32/Gricak-Populyarnaya_istoriya_mediciny.html

    http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/O/Hystory/mechnikov.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/197026/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%92

    https://www.etsy.com/search?order=most_relevant&page=4&q=encyclopedia%20book

    http://kervansaraymarmaris.com/?p=3116