Журнал

Что относится к социальному неравенству. Почему в обществе существует социальное неравенство

Социальное неравенство

    Неравенство людей и социальное неравенство.

    Социальная стратификация.

    Социальная мобильность.

Проблемы социального неравенства очень близки повседневному, обыден­ному сознанию и чувствам людей. Люди с древней­ших времен замечали и переживали, что одни люди неравны другим. Это вы­ражалось разными способами: в восприятии и определении существующих различий в качестве справедливых или несправедливых; в светских и религи­озных идеологиях, которые обосновывали, оправдывали или, напротив, опро­вергали, критиковали существующее неравенство; в политических доктринах и программах, которые или акцентировали неизбежность неравенства и даже утверждали его полезные социальные функции или, напротив, формулирова­ли идеи равенства, требования выравнивания жизненных шансов; в развитых философских концепциях, включающих поиски источников неравенства в ос­новополагающих признаках человеческого рода или в социальных условиях его существования; в этических теориях, трактующих равенство и неравен­ство как моральные категории (ценности). Проблема неравенства и неспра­ведливости была той темой, вокруг которой формировалась почва для массо­вых бунтов, социальных движений, революций. Все это свидетельствует о том, что неравенство представляет собой чрезвычайно важный признак, отличи­тельную черту человеческого сообщества.

Тот факт, что индивиды, отдельные, конкретные люди не равны другим, - банальная истина, очевидный факт. Люди бывают высокого и низкого роста, худые и толстые, более умные и более глупые, способные и тупые, старые и молодые. Каждый человек имеет неповторимый состав генов, неповторимую биографию и не­повторимый склад личности. Это очевидно. Однако не о таком неравенстве идет речь, когда мы говорим об социальном неравенстве, то есть о неравенстве, имеющем соци­альные, а не индивидуальные признаки и особенности. А самыми важными из этих социальных признаков для человека являются характер групп, к которым он принадлежит, и характер позиций, которые он занимает.

Социальное неравенство - неодинаковый доступ (или неодинаковые шансы доступа) к общественно ценимым благам, вытекающий из принадлежности к различным группам или из занятия различных общественных позиций

Социальное неравенство - это такое явление, которое особенно остро за­трагивает сферу интересов людей и вызывает сильные эмоции. Поэтому рас­суждения на эту тему нередко оказываются замкнутыми в рамках идеологии, то есть таких систем мышления, которые подчиняются и слу­жат определенным групповым интересам. Но неравенство остается также важ­ным предметом теоретических размышлений, целью которых является не столько оправдание или критика неравенства, сколько выяснение сущности этого феномена.

Идеологии неравенства .

Несмотря на множество конкретных формулировок и аргументов, все иде­ологии неравенства можно отнести к трем типам. Первый - это идеологии элитарные. Они утверждают, что существуют такие группы, которые в силу самой своей природы «выше» других и поэтому должны занимать более высо­кую позицию в обществе, что находит выражение в их привилегиях, полно­стью обоснованных и оправданных. Такие группы могут формироваться по праву рождения, как это имеет место, например, при формировании динас­тий, аристократических кругов, граждан древнего Рима, каст в Индии. В них могут также оказаться люди, имеющие для этого особые предпосылки, выдающиеся способности, интеллект, люди, как бы приближенные к Богу. Примерами могут служить племенные старей­шины, шаманы, представители духовенства.

Другой тип - это эгалитарные идеологии, созданные дискриминируемыми группами или от их имени. В своем наиболее радикальном варианте они выс­тупали против любого социального неравенства и привилегий, требуя одинаковых условий жизни для всех людей.

Третий тип идеологии - меритократический (от англ. merit - заслуга). Согласно этой идеологии, неравенства в обществе оправданы в той мере, в какой они являются результатом собственных заслуг. Как же это понимать, что определенные группы, слои, классы имеют особые заслуги? Определяю­щими здесь являются два взаимосвязанных фактора. Во-первых, уровень соб­ственных усилий, интенсивности приложенного труда или уровень понесен­ных затрат и жертв, а также обладание исключительными и редкими таланта­ми, навыками или предпосылками. Во-вторых, это тот вклад, который данная группа вносит в общество в целом, та мера, в какой эта группа удовлетворяет потребности всего общества, те выгоды или те удовольствия, которые деятель­ность данной группы приносит другим людям и группам общества. С этих двух точек зрения группы сильно отличаются друг от друга. Социальное неравен­ство становится своего рода справедливым вознаграждением за собственные усилия и общественную пользу.

Теории неравенства

Рассуждения о неравенстве составляют не только предмет идеологических обоснований. Эта тема проникает также в сферу наук, прежде всего в сферу философии, а позднее в область общественных наук. Распространенность и болезненная чувствительность проявлений социального неравенства с древ­нейших времен вызывали стремление выяснить причины этого явления.

Функциональная теория рассматривает социальное неравенство как явление вечное, неустра­нимое, более того, неизбежное, необходимое для существования и функцио­нирования человеческих сообществ. Социальное неравенство обеспечи­вает мотивацию для обязательного обучения и тренинга, что создает опреде­ленный запас кандидатов для овладения нужными профессиями, для испол­нения работы, необходимой в обществе данного типа, гарантирующей само существование этого общества. Отсюда естественно вытекает вывод: в каж­дом существующем обществе (ибо если оно существует, значит, выжило и функционирует) обнаруживается социальное неравенство. Социальное нера­венство является обязательной, непременной, универсальной, вечной состав­ляющей любого общества.

Существу­ют три важнейшие разновидности дихотомического неравенства: противосто­яние класса собственников и класса лишенных собственности в том смысле, в каком впервые сформулировал это противостояние Карл Маркс; далее, про­тивостояние групп, формирующих большинство и меньшинство (в частности, наций и этнических меньшинств), а также противостояние полов - мужчин и женщин, что является главной темой феминистских концепций, обретающих ныне все большее звучание.

Социальная стратификация

Все блага, или ценности: богатство, власть, престиж, образование и здоровье, имеют иерархический характер. Ими мож­но обладать в большей или меньшей степени. От самых высоких до самых низких уровней разворачивается целая шкала градаций, или иерархия. Су­ществуют, как известно, иерархии богатства - от миллионеров до бездом­ных, иерархии власти - от императоров до рабов, иерархии престижей - от идолов до ничтожеств, иерархии образования - от ученых с высокими зва­ниями и степенями до безграмотных, иерархии здоровья и физической кон­диции - от победителей олимпийских игр до инвалидов. На таких шкалах сравнения можно найти место отдельным людям. Более того, можно посчи­тать, сколько людей окажется на каждом таком уровне иерархии. Тогда мы получим определенные статистические категории, например: очень бога­тых, богатых, состоятельных, людей среднего достатка, бедных, наибедней­ших. Можно делать это еще точнее, устанавливая какие-либо количествен­ные пределы заработка. Можно говорить в таком случае о стратифи­кационных слоях.

Социальная стратификация (расслоение) - иерархия социальных групп, имеющих боль­ший или меньший доступ к какому-либо общественно ценимому благу: к богатству, власти, престижу, образованию.

Термин «социальная стратификация», или раз­деление на социальные слои, используют для описания групповых или статусных, но не индивидуальных различий в приближении к ценимым общественным целям. Каждое благо, или ценность, из пяти представленных выше имеет свою собственный уровень стратификации. Группы и позиции занимают определенные уровни, определенные места на каждой из таких иерархий. Например, в стратификации по уровню доходов врач окажется на более высоком уровне, чем сестра милосердия. В стратификации относитель­но власти директор будет расположен на более высоком уровне, чем рабочий. Престижной телеведущий займет более высокое место, чем учитель. Но су­ществуют ли эти системы стратификации сами по себе, независимо друг от друга? Уже при описании отдельных благ, входящих в эту стратификацию, мы упоминали, что одни из них могут иметь вспомогательное значение в об­ретении других благ. Богатство может обеспечить власть и престиж. Власть может помочь получить состояние, а также обрести престиж. Престиж может оказать влияние и на процесс достижения власти, и на получение высоких заработков и доходов. Если происходит такое взаимодействие, его результа­том может оказаться такая ситуация, в которой одна и та же группа или по­зиция примерно одинаково расположены на всех трех уровнях стратифика­ции. Так, Президент Соединенных Штатов - это позиция, которая связана с высокими доходами, большим состоянием, с огромной властью и значи­тельной славой. В таком случае мы должны говорить о совпадении пара­метров стратификации. Однако гораздо чаще мы имеем дело с примерами определенной дисгармонии между системами стратификации, что основа­но на различии мест, которые занимает одна и та же группа, различии уров­ней, на которых она оказывается в разных системах стратификации. Про­фессор университета в Польше имеет высокий престиж, средний уровень доходов и небольшую власть, политик, наоборот, - высокие доходы и власть, но чудовищно низкий престиж, футболист - неплохой престиж, высокие доходы и никакой власти, полицейский - большую власть, нич­тожный заработок и низкий престиж. Комбинаций такого рода может быть множество. В таком случае мы говорим о расхождении (несовпадении) па­раметров стратификации.

Такое расхождение может иметь различные последствия. Среди членов данной группы или лиц, занимающих данную позицию, это может вызвать ощущение определенного диссонанса или своеобразно понимаемой не­справедливости. Например, человек может рассуждать таким образом: я та­кой богатый, так многого достиг, а люди показывают на меня пальцами и называют меня «выскочка».

Существуют и другие черты, признаки, которые позволяют поставить раз­ные явления на близкие или те же самые уровни стратификационной иерар­хии: сходный образ жизни, вкусы и пристрастия, обычаи и нравы, религиоз­ные практики, идеологические взгляды, развлечения и т.п. Например, бога­тые люди по своему образу жизни и мышления похожи на других богатых людей, и этот образ жизни и мышления - совершенно иной, чем у бедных людей. Богатые люди строят себе похожие друг на друга резиденции, ездят в автомобилях сходных марок, одеваются у тех же самых «законодателей моды», отдыхают на тех же самых островах и постоянно едят лососину, за­пивая ее шампанским. По многим параметрам сходным оказывается образ жизни политиков или менеджеров. Особый характер имеет повседневная жизнь звезд телеэкрана, кино или музыки. Обычные люди лишь робко, кра­ешком взгляда проникают в этот мир с помощью иллюстрированных ежене­дельников.

Обратим внимание, что сходство как бы сопутствует целостности тех групп или позиций, которые представляют отдельные индивиды. Богатые люди создают определенную, реальную социальную среду, довольно цельную группу, сплоченную общность, несмотря на то, что входят в такую общность и врачи, и адвокаты, и бизнесмены, и политики, и представители телевиде­ния, и мафиозные боссы. Сходство в уровне состоятельности получает выражение в сходных интересах (например, в желании защитить себя от налогов).

Сходство в потребительских возможностях находит выражение в сходном образе жизни. Со­ответственно этому между людьми, обладающими таким сходством, фор­мируются определенные социальные связи, товарищеские контакты, возни­кают взаимодействия и устанавливаются даже более прочные общественные отношения, прежде всего инструментальные, связанные с обеспечением так называемых деловых интересов. Иного характера связи, особенности быта, вку­сы в потребительской сфере характеризуют, скажем, среду менеджеров или так называемые «руководящие кадры». И опять же иной характер все это об­ретает у той широкой группы людей так называемого среднего класса, занятых в разных сферах производства и иной профессиональной деятельности, тре­бующей высокого образования и квалификации, а также выступающих в роли предпринимателей, имеющих собственные небольшие фирмы или предприя­тия, обеспечивающие им достаточный, хотя и не элитарный материальный уро­вень жизни. Такие сплоченные общности - группы, разновидности опреде­ленной среды, комплектуемые из людей, имеющих приблизительно одно и то же положение в иерархиях, в системах социальной стратификации, независи­мо от их иной групповой принадлежности или иных занимаемых ими пози­ций, мы называем социальными слоями.

Социальная мобильность

Люди меняют свои социальные позиции, а также свою групповую принад­лежность. Когда они перемещаются между позициями и группами, находя­щимися на разных уровнях стратификационных иерархий, мы говорим об со­циальной мобильности, точнее, о вертикальной мобильности, что позволяет отличить этот процесс от перемещения людей в пространстве - от миграций, путешествий, туризма, выездов на работу, которое мы называем горизонталь­ной мобильностью. Об этой второй форме мобильности мы уже говорили рань­ше. Теперь попробуем определить важнейшие аспекты вертикальной мобиль­ности, непосредственно связанной с социальным неравенством.

Самым простым примером вертикальной мобильности может служить про­движение по службе, что означает обретение более высокой профессиональ­ной позиции или вхождение в более высокую профессиональную группу по сравнению с той позицией, которую ныне занимает данный человек, или с той группой, к которой он принадлежит в данное время. Школьный учитель, ко­торый получает предложение работы в университете; журналист, который становится министром, - таковы примеры изменения человеком своей про­фессиональной принадлежности, смены ее на такую, которая приносит бо­лее солидный заработок, более высокий престиж, а во втором случае также дает больше власти. Чаще всего примеры такого служебного продвижения встречаются в рамках одной профессиональной группы, в которой обычно имеют место несколько уровней иерархии. Ассистент, который переходит на должность адъюнкта; референт, который становится начальником отдела, - это первые попавшиеся примеры такого рода. Последовательность таких продви­жений образует феномен, который мы называем карьерой. Обращаясь к приме­рам, которые мы только что привели, заметим: ассистент - адъюнкт - доцент - профессор - это одна схема карьеры; референт - начальник отдела - директор - это схема другого рода. Разумеется, направление изменений может быть проти­воположным, люди могут терять прежние, более высокие позиции и перехо­дить в состав групп, занимающих более низкие уровни в системе стратифика­ции. Работник, которого уволили и который стал безработным; руководитель отдела, которого в виде дисциплинарного наказания понизили в должности и сделали референтом - таковы примеры деградации, которая иногда заключа­ется в полном выходе человека из состава данной профессиональной группы, а иногда ограничивается только понижением его позиции в пределах данной группы. И здесь также имеет место некоторая последовательность. Когда кто- либо утрачивает более высокую позицию, которую он занимал в различных об­щественных контекстах, например теряет работу, вынужден оставить клуб, чле­ном которого он был, оказывается исключенным из спортивной команды, раз­водится и т.п., мы говорим, что он «катится вниз».

Во всех выше приведенных примерах речь шла о продвижении вверх или о падении отдельного человека в системе существующих, постоянных, прочных стратификационных иерархий. Однако мобильность может заключаться так­же в перемещении целых групп на тех же самых уровнях стратификации, а также в изменении самой стратификационной иерархии, благодаря чему те же самые группы или позиции вдруг оказываются на иных, чем прежде, уровнях, более высоких или более низких, то есть подлежат продвижении вверх или деградации.

Рассмотрим сначала первый случай. Профессиональное продвижение мо­жет охватить целую социальную категорию. Это было характерно для сель­ского населения в период модернизации: мигрируя в города, сельские жители занимали там, как правило, более высокие с точки зрения заработка и прести­жа профессиональные позиции, проникая в среду рабочего класса.

К изменению относительного положения данной группы может привести также изменение самой шкалы стратификации. Это обычно происходит как результат глубоких и радикальных социальных изменений, революций, пере­воротов, приводящих к установлению нового строя, а также технологических и цивилизационных переломов. Тогда определенные профессиональные груп­пы или иные круги могут обрести доступ к более высоким заработкам, к власти или престижу. В то время как другие, наоборот, потеряют свое привилегиро­ванное положение. Все описанные выше перемещения и изменения могут происходить в раз­личных масштабах: в границах жизни одного человека, одного поколения, в гораздо более длительном, охватывающем несколько поколений историческом периоде. Соответственно, мы можем говорить о внутрипоколенческой и межпоколенческой мобильности. Для межпоколенческой активности особенно ха­рактерным является продвижение в образовательной сфере. Межпоколенческая активность - типичное явление в среде эмигрантов, отправившихся в дру­гие страны в поисках работы и заработка: как правило, в новой стране они обретают шансы радикально улучшить свою жизнь. Огромное число подоб­ных примеров дают нам Соединенные Штаты Америки. Какой-нибудь бед­ный деревенский житель азиатского происхождения в первом поколении от­крывает там ресторанчик (как это часто делают китайцы и индусы) или зани­мается продажей овощей и зелени (как вьетнамцы), но своих детей он уже посылает учиться в университет, и во втором поколении эти люди оказыва­ются представителями медицинской или научной элиты.

Американские примеры наталкивают нас на то, чтобы рассмотреть такие общие социальные условия, которые способствуют мобильности. Дело в том, что США являются типичным открытым обществом, в котором индивиду­альное или групповое продвижение не только возможно в широкой области, но и оказывается «культурно востребованным», ожидаемым, общественным требованием. Именно здесь постоянно случаются карьеры «от чистильщика сапог до миллионера.

На другом полюсе находятся общества, которые называются закрытыми. Они исключают или во всяком случае в огромной степени ограничивают воз­можности социальной мобильности. Таким было феодальное общество, где многоступенчатая иерархия, от монархов, магнатов через вассалов и вплоть до зависимых крестьян, представляла собой окаменелую структуру, а каждое отдельное сословие было закрыто, недоступно для проникновения в него пред­ставителей других сословий. Трудно представить себе, чтобы крепостной кре­стьянин мог оказаться при королевском дворе. Сегодня нечто подобное мож­но наблюдать в Индии, где переход человека из одной касты в другую чрезвы­чайно ограничен, а для низших каст, так называемых «неприкасаемых», это абсолютно невозможно. Термин «каста» уже принято употреблять не толь­ко по отношению к этой конкретной ситуации, но шире - как определение любого замкнутого сословия, замкнутой группы, принадлежность к которой четко ограничена кругом людей, и войти в этот круг можно только по праву рождения.

Разумеется, между моделями открытого и закрытого общества, которые являются только «идеальными типами» и нигде не выступают в таком чис­том виде, где-то посередине между этими крайними полюсами размещается целая гамма различных ситуаций. Системы стратификации этих явлений могут иметь достаточно гибкий характер, допускающий возможность пере­скочить через некоторые промежуточные уровни. Но могут быть и очень стро­гие системы стратификации, требующие четкого, неукоснительного прохож­дения всех ступеней. Симптомом первого типа стратификации является стремление взять во внимание выдающиеся достижения отдельного человека, а симптомом второго типа - жесткое требование «выслуги лет», соответству­ющего уровня доходов или жизненного опыта. Поучительно в этом плане сравнить Соединенные Штаты и Японию. Насколько в США выдающиеся результаты работы обеспечивают возможность быстрого, «скачкообразно­го» карьерного продвижения, настолько в Японии жесткой является необ­ходимость пройти в установленные отрезки времени все ступени професси­ональной карьеры, чтобы только потом достичь вершины в этой иерархии. Такая разница может выявиться и независимо от культуры, а в зависимости от той профессиональной области, в которой разворачиваются соответству­ющие процессы. Можно сравнить, к примеру, артистическую карьеру, в ко­торой победа на каком-нибудь важном музыкальном конкурсе сразу даже перед самыми молодыми людьми открывает возможность выступать на луч­ших сценах и крупнейших эстрадах мира, и научную карьеру, в которой, как правило, надо пройти через все ступени, для которых предусмотрены опре­деленные сроки.

В рамках различных профессиональных сфер отдельные группы отли­чаются друг от друга степенью эксклюзивности, то есть жесткостью крите­риев и процедур, которые требуются и исполняются для того, чтобы допу­стить в соответствующий круг новых членов. Иногда появляются особые организации или институты, стоящие на страже «врат», через которые надо пройти, чтобы оказаться в более высоком элитарном кругу. Эти институты занимаются селекцией кандидатов, рассчитывающих на продвижение, с помощью сложных экзаменационных процедур; такую роль играют, напри­мер, специальные медицинские комиссии, коллегии адвокатов, научные советы на факультетах университетов, государственные экзаменационные комиссии, через которые надо пройти для назначения на более высокую административную должность, комиссии сейма, организующие разного рода слушания, например заседания, на которых предстают и отвечают на вопросы кандидаты на должности послов, и т.п. В демократических обще­ствах вхождение в политическую элиту обусловлено сложной процедурой выборов, в которой роль отбирающей инстанции берут на себя все гражда­не - избиратели.

Социальная мобильность - это та сфера, в которой особенно ярко высту­пают характерные для данного общества стереотипы, предрассудки и дискри­минация. Крайней формой является полное исключение какой-либо группы, которая лишается всяких шансов на продвижение. Так, например, определен­ным группам эмигрантов или беженцев может быть отказано в праве полу­чить работу. Более часто встречается ситуация, для которой характерна час­тичная дискриминация, проявляющаяся в трех формах. Первая - для опреде­ленных социальных групп закрывается возможность продвижения на самые высокие позиции независимо от того, какой области это касается. Создается своего рода барьер возможных достижений, и преодолеть этот барьер пред­ставители данных социальных групп не могут. Исследования показывают, что несмотря на всю открытость американского общества там де-факто существу­ет определенный барьер продвижения для этнических и расовых меньшинств.

Социальное неравенство является следствием неравномерного доступа членов общества к духовным и материальным ресурсом, что приводит к стратификации этого и образованию вертикальной иерархии. Люди, находящиеся на разных ступенях иерархии, имеют неравные жизненные шансы в реализации своих устремлений и потребностей. Любое общество является так или иначе структурированным: по национальным, географическим, гендерным, демографическим или иным признакам. Однако социальное неравенство имеет совершенно уникальную

природу. Его главным источником является развитие самой цивилизации, существующей в форме общества.

Причины социального неравенства

Любое общество в человеческой истории характеризовалось специализацией ее членов. Уже этот факт в перспективе порождает социальное неравенство, так как специализация рано или поздно приводит к различию между более и менее востребованными формами деятельности. Так, в самых примитивных обществах наивысшим статусом обладали шаманы-целители и воины. Обычно лучшие из них становились главами племени или народа. Вместе с тем такая дифференциация еще не предполагает обязательного сопровождения материальных благ. В первобытном обществе социальное неравенство - это вовсе не результат материального расслоения, поскольку сами торговые отношения еще не имели значения. Однако фундаментальная причина остается той же - специализация. В современном обществе в привилегированном положении оказываются, например, люди,

создающие культурный продукт - актеры кино, телевизионные ведущие, профессиональные спортсмены и прочие.

Критерии неравенства

Как мы уже убедились на примере первобытных обществ, социальное неравенство может выражаться не только в материальном положении. И история знает множество таких примеров. Так, для средневековой Европы крайне важным фактором социального статуса была родословная. Одно только дворянское происхождение определяло высокий статус в обществе вне зависимости от обеспеченности. Вместе с тем страны Востока едва ли знали такую сословно-иерархическую модель. Все подданные государства - визири и крестьяне - являлись одинаковыми рабами перед лицом государя, чей статус исходил из простого факта власти. Социологом Максом Вебером были выделены три возможных критерия неравенства:


Так, разница в доходах, социальное уважение и почет, а также количество подчиненных в зависимости от ценностных ориентиров общества может по-разному влиять на итоговый общественный статус человека.

Коэффициент социального неравенства

На протяжении последних двухсот лет ведутся споры в среде экономистов и социологов о степени расслоения в конкретном обществе. Так, по мнению Вильфредо Парето, соотношение бедных и богатых является постоянной величиной. В противовес ему учение марксизма свидетельствует, что происходит постоянное нарастание социальное дифференциации - бедные становятся беднее, богатые богатеют. Однако практический опыт двадцатого века продемонстрировал, что если такое увеличивающееся расслоение и происходит, то оно делает общество нестабильным и в итоге приводит к социальным потрясениям.

Человеческого общества социальное неравенство остается одной из наиболее острых проблем, решение которой будоражит умы политиков и философов. В современной России масштабы социального неравенства колоссальны. Даже по сравнению с другими развитыми государствами мира Россия - настоящая «страна контрастов». Между богатыми и бедными здесь огромная пропасть. Более высокий уровень неравенства наблюдается только в развивающихся странах Африки и Азии. Но отношение к социальному неравенству в российском обществе разнится. Кто-то винит в высокой социальной поляризации несправедливость приватизации, кто-то отстаивает «исконное» неравенство людей и убежден, что наиболее активным и способным достаются ресурсы, позволяющие многократно увеличивать социальную дистанцию от других - неудачливых и пассивных.

Классы в Союзе, до революции и в постсоветской России

В современном российском обществе отчетливая классовая структура стала складываться после того, как в Советском Союзе в последние годы его существования началось формирование класса предпринимателей - собственников. До этого в СССР социальная структура населения разительно отличалась от капиталистических стран мира. Большинство стран Запада имеет много общего в характере социальной структуры населения. Как правило, в развитых странах Запада выделяется пять основных слоев. Во-первых, это элита. К данной социальной прослойке относятся сверхбогатые люди - крупные предприниматели - промышленники и финансисты, звезды шоу-бизнеса, политики, генералитет, наследственная аристократия. Вторая группа - высший средний класс, состоящий из представителей высшего менеджмента и статусных чиновников, а также профессионалов высокой квалификации. Третья группа - средний класс, или «профессионалы», включающий в себя высококвалифицированных специалистов, как правило - инженерно-технических работников, врачей, преподавателей, юристов, офицеров и многих других. Этот класс отличается наличием образования, относительно высокими доходами его представителей, однако не обладает серьезными властными и финансовыми ресурсами.

Четвертый слой - «базовый» - состоит из основной массы квалифицированных рабочих, которые, однако, не имеют высшего образования и не могут попасть в более высшую социальную прослойку вследствие нахождения на менее статусных позициях. Между тем, доходы этой части населения весьма высоки и считать их «социальными низами» невозможно. Тем более, что они выполняют квалифицированную работу, имеют официальный статус. Наконец, пятый слой - это так называемый прекариат. Основное отличие прекариата как класса в современном мире - отсутствие социальных гарантий. «Прекарии» трудятся в нестабильном режиме, не имеют четко установленной заработной платы. В то же время, в этой категории работников могут быть как фрилансеры - специалисты, так и люди без образования и всякой квалификации, перебивающиеся случайными заработками. В любом случае, положение прекариата отличается крайней социальной нестабильностью, отражающейся и на финансовом состоянии, и на политической лояльности представителей «негарантированного» сегмента рынка труда. Кроме прекариата, есть еще, разумеется, и настоящие социальные низы - мир люмпенов, люди без образования, отягощенные грузом многочисленных социальных пороков, чаще всего находящиеся или находившиеся на протяжении длительного времени в серьезных неладах с законом. Мир люмпенов - это особая социальная среда, рассматривать которую в рамках традиционных понятий «бедности» или «зажиточности» смысла не имеет, поскольку представитель данного социального слоя может тратить очень большие деньги на удовлетворение своих потребностей в алкоголе или наркотиках, но при этом вести повседневную жизнь в самой настоящей нищете. Именно данная особенность представителей люмпенизированных слоев населения делает их столь отличающимися от остальной категории бедных и, в то же время, несколько выводит за пределы собственно нашей статьи.

В дореволюционной России, согласно исследованию петербургского социолога Бориса Миронова (см. журнал «Социологические исследования», № 8, 2014), наиболее бедный сегмент общества составляли неквалифицированные работники и люмпены. В низшую по доходам группу российского населения в 1901-1904 гг. входили: 1) нищие, бродяги, странники, обитатели богаделен; 2) сельскохозяйственные рабочие (батраки); 3) поденные рабочие и чернорабочие; 4) женщины и дети, занятые на промышленном производстве. Однако социальное неравенство в Российской империи не было столь масштабным, как в Соединенных Штатах Америки или в Великобритании. При этом американские граждане, в переводе на рублевый эквивалент, были намного богаче российских жителей. Если к самым богатым россиянам в 1900-1910 гг. относились люди со средним доходом в 991 рубль, то к самым богатым американцам - люди со средним доходом в 8622 рубля. Вместе с тем, в России, в отличие от западных стран, отсутствовала многочисленная прослойка среднего класса, уже имевшаяся на Западе, и подавляющая часть населения страны по образу жизни очень сильно отличалась от незначительного слоя аристократии, богатых купцов и фабрикантов. Об этом отличии свидетельствует, хотя бы, практически тотальная неграмотность широких масс российского населения, вызвавшая уже в послереволюционный период очевидную потребность в массовой ликвидации безграмотности среди взрослого населения советского государства.

В современной России, в силу ее историко-политической специфики, сложился несколько иной тип социальной структуры. Он отличается, во-первых, высоким уровнем сращивания власти и крупного бизнеса. Очень часто сложно понять, «где кончается бизнесмен и начинается чиновник» и наоборот. Известный социолог О.И. Шкаратан (Шкаратан О.И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М, 2009) считает, что современное российское общество разделяется на следующие основные группы. Во-первых, это крайне небольшой по численности класс крупных и средних собственников - где-то около 4% населения. Во-вторых, это «средний класс» - мелкие предприниматели, менеджеры, профессионалы, работающие «сами на себя». Их не более 22%. Наконец, третью группу составляют исполнители - несобственники. К ним относится 74% населения России - здесь и «бюджетники», и рядовые сотрудники частных компаний, и рабочий класс. Разумеется, данная модель классификации классов в современной России весьма условна, но она более-менее точно отражает разделение российского общества по такому вопросу как отношение к собственности. Полноценных собственников в России очень мало и в этом страна отличается от стран Запада, где существуют развитые традиции предпринимательства. Известно, что количество малых и средних предприятий и, соответственно, людей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, в современной России намного меньше, чем в большинстве развитых стран мира. Между тем, это очень тревожная тенденция, поскольку малые и средние бизнесмены, представляющие собой основу «среднего класса», являются очень устойчивым и социально-стабильным контингентом, как правило - патриотичным, активным, то есть - представляют большую ценность для страны. Казалось бы, российскому государству следует поддерживать малых и средних предпринимателей, но на практике оказывается, что малый и средний бизнес чаще всего испытывает в стране достаточно серьезные проблемы.

Специфика российской ситуации заключается в том, что в России, как и во многих странах, относящихся к «третьему миру», обладание властными ресурсами часто оказывается более значимым, нежели обладание собственностью, пусть даже крупной. К примеру, позиции сотрудника силовых структур или администрации города, района, сельского поселения могут оказаться более значимыми, чем позиции предпринимателя, даже несмотря на то, что формально силовик или чиновник относятся к классу исполнителей, а предприниматель - к классу собственников. Во-вторых, в России, в силу колоссальных географических различий ее регионов, существует также очевидное разделение между жителями столицы и жителями провинции, жителями крупных городов и малых городов и, тем более, сельской местности. Так, даже малообеспеченный житель столицы, не работающий или работающий на нестатусной и малооплачиваемой работе, но обладающий жильем в Москве, продав жилье и переехав в провинцию, может превратиться в обеспеченного «рантье», живущего на проценты от вклада в банк средств, полученных за проданную недвижимость. Продажа даже недорогого по меркам Москвы жилья даст ему возможность иметь очень высокий доход для провинции. То есть, существует и «властная» плоскость социального неравенства, и «географическая» плоскость социального неравенства. В первой плоскости можно выделить следующие группы: 1) представители высшего чиновничества; 2) представители среднего слоя административных работников, старшие офицеры силовых структур; 3) частные предприниматели 4) базовый слой исполнителей, не обладающих властным ресурсом; 5) социальные низы. Во второй плоскости однозначно выделяются следующие категории: 1) жители столицы страны - г. Москвы; 2) жители Санкт-Петербурга и пригородов г. Москвы; 3) жители основных крупных городских центров (Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Красноярск и т.д.); 4) жители областных центров; 5) жители небольших городов и районных центров; 6) жители сельской местности. Разумеется, внутри каждой из перечисленных категорий также есть своя дифференциация - к примеру, отличается положение жителей приморских городов, имеющих возможность извлекать доходы из курортного бизнеса и торговли, и жителей депрессивных городов и поселений - бывших шахтерских и заводских поселков и городков.

О причинах бедности

Разумеется, у каждого, кто задается проблемами социального неравенства в современной России, неизбежно возникает вопрос, что же является основными причинами бедности. Почему одни люди могут поддерживать более-менее достойный уровень жизни, а другие люди оказываются в буквальном смысле на грани выживания. Согласно данным социологических исследований, основными причинами собственной бедности сами представители российских низших слоев общества называют длительное отсутствие работы, малые размеры государственных пособий социального характера и семейные несчастья и происшествия. Действительно, безработица является для России весьма серьезной проблемой, особенно в малых городах и сельской местности, а длительное отсутствие работы и постоянного дохода неизбежно кидает человека в маргинальную среду, способствует маргинализации его образа жизни. С другой стороны, незначительными, а то и ничтожными, остаются основные социальные выплаты - пенсии большинству наемных работников; пособия матерям-одиночкам и многодетным семьям; пособия по потере кормильца; пособия по безработицы; пенсии инвалидов. Многие пенсионеры в России до сих пор получают по 6 тысяч рублей в месяц, и это при том, что квартирная плата за скромное жилье может достигать половины от названной суммы пенсии. В то же время, многие опрашиваемые социологами россияне убеждены в том, что бедность в современной России часто вызывается социальными пороками - пьянством, наркоманией, тунеядством, а также личностными особенностями - безынициативностью, ленью, отсутствием «жизненного стержня». Получается, что многие бедные, с этой точки зрения, сами виноваты в своем бедственном материальном положении. Возможно, что когда говорят о спившихся или сколовшихся людях, здесь есть определенная доля истины. Но разве виноваты в своем нищенском положении пенсионеры - врачи, учителя, преподаватели, отработавшие по сорок лет на благо советского и российского государства? Вряд ли можно назвать виноватыми в своем положении и современных молодых и не совсем молодых специалистов, продолжающих за очень маленькие деньги работать в поликлиниках и школах, вузах и библиотеках, музеях и театрах, на заводах и в аграрном секторе.

Однако нельзя не отметить, что в последние годы, а точнее даже десятилетие, уровень благосостояния россиян в целом несколько повысился. Постепенно «нищета» становится присущей скорее маргинальным группам населения, что отражается на общем отношении россиян к бедным и «нищим» согражданам. Традиционно для российского общества было характерно сочувственное отношение к бедности и бедным, о чем свидетельствуют многочисленные народные поговорки. Гуманное отношение к бедности характерно для большинства литературных произведений, более того - в некоторых случаях бедность рассматривается даже как «социальное качество», достойное уважения. Презрение к бедности, утверждение, что бедные люди сами виноваты в своей судьбе, характерны скорее для западной культуры, основанной на протестантизме. Социальная доктрина протестантизма, в особенности кальвинизма, предполагает, что богатые люди являются более набожными христианами, нежели чем бедные, поскольку склонны к накоплению, являющемуся следствием их аскетизма, самодисциплины и самоограничения. Бедные же люди своей бедностью расплачиваются за собственные пороки и грехи. Для русской культуры, формировавшейся на базе православия, равным образом как и для культур других народов России, исповедующих иные традиционные для нашей страны конфессии, подобное отношение к богатым и бедным не считалось нормальным. Бедным и «нищим» помогали, и помощь эта считалась благодеянием и в христианстве, и в исламе.

В современной России существует достаточно четкое и обосновываемое спецификой социальной действительности понятие бедности. В соответствии с ним, к бедным жителям Российской Федерации относятся те люди, которые имеют доходы около 9000 рублей на душу населения. Большая часть граждан страны зарабатывает приблизительно на 40-50% больше от этой суммы. При этом, тот официальный порог бедности, о котором говорит правительство страны, - «прожиточный минимум», - значительно ниже представлений большинства российских граждан о том, что считать чертой бедности. На самом деле, если с трудом можно прожить на 9 тысяч рублей, то на 5-6 тысяч рублей прожить практически невозможно, по крайней мере, когда эти деньги являются доходом одного человека. Конечно, в семье ситуация несколько меняется и семья из трех человек с трудом, но может просуществовать месяц на сумму около 15-20 тысяч рублей. Что же считается в современной России признаком бедности? Во-первых, это плохое качество питания, невозможность приобретения новой и качественной одежды, неудовлетворительные жилищные условия. Большая часть бедных проживает в коммунальных комнатах, в общежитиях, аварийном и ветхом жилье. Для бедной части населения характерно неравенство шансов на получение качественного образования и на трудоустройство в престижные сферы деятельности, у нее несравнимо ниже культурный и социальный капитал. Тем не менее, в результате экономических реформ 1990-х гг., в Российской Федерации происходило массовое обнищание населения, в том числе и представителей интеллигенции, квалифицированных рабочих. Люди, по своим профессиональным качествам и навыкам, по уровню образования входившие бы на Западе в слой профессионалов или базовый слой, в России оказались за чертой бедности в результате развала промышленности и сельского хозяйства, массовых и долговременных невыплат заработной платы, резкой инфляции. Именно вследствие политических и экономических перипетий, постигших российское общество в 1990-е гг., российская бедность приобрела столь разнородные очертания. Бедным может быть и учитель школы, и инженер военного завода на пенсии, и пропойца, всю жизнь нигде не работавший и пропивший свое жилье.

Расслоение бедных

Как и общество в целом, класс российских бедных также дифференцирован. Социологами выделяется несколько основных групп, относимых к бедным. Прежде всего, это «бедные по лишениям». К ним относится 25% российских граждан, которые не могут в силу недостаточного дохода в полной мере удовлетворять свои потребности в качественном жилье, образовании и медицинской помощи, досуге, приобретении продуктов питания и одежды. Еще одна, менее многочисленная группа, составляет около 9% российского населения. К ним относятся граждане с очень маленьким среднедушевым доходом, не превышающим установленный в конкретном регионе прожиточный минимум на человека. Еще 4% российских граждан относится к категории «хронически бедных». Как правило, хронически бедные находятся в таком социальном положении не менее пяти лет и давно смирились и свыклись со своим существованием на периферии социальной иерархии российского общества. Большинство хронически бедных не могут удовлетворить в полной мере свои самые базовые потребности - они вынуждены не доедать, одеваются очень плохо, речь об отдыхе, качественной медицинской помощи, получении образования не идет вообще. Жилищные условия этой категории российского населения также крайне неудовлетворительные. При этом мир социальных низов далеко не во всех случаях тождественен бедным по доходам. К примеру, некоторые представители люмпенизированных слоев населения, особенно балансирующие на грани законности своих заработков, могут иметь весьма неплохие по среднестатистическим меркам доходы, однако их склонность к асоциальному поведению и маргинальному образу жизни не позволяет им конструктивно распоряжаться получаемыми средствами - как правило, денежные средства в данном случае тратятся не на медицинские услуги, образование, покупку мебели, а на алкоголь и наркотики. Следует отметить, что многие люди, являющиеся, по сути, не бедными, в действительности живут как бедные именно в силу того, что не умеют распоряжаться собственными зарплатами, страдают алкогольной и наркотической зависимостью или игроманией, инфантильны в финансовых вопросах - то есть, сами снижают свой уровень жизни. Фактически в данном случае правы те, кто обвиняет бедных в их «бедах», исходя из склонности значительной части последних к социальным порокам. Однако это касается, опять же, в первую очередь, маргинального сегмента российских бедных. Да и то, важную роль в утверждении социальных пороков в российском обществе имеет массовая культура, основанная на идеологии потребительства и направляющая людей на максимизацию потребления зачастую ненужных им товаров и услуг, на поддержание иллюзии о мнимом достатке, которое заставляет их брать кредиты, лишь усугубляя и без того нестабильное финансовое положение.

Несмотря на то, что во всем мире наиболее обездоленными категориями населения традиционно были безработные и не работающие люди, в современной России очень большую часть бедных составляют работающие граждане. При этом, уровень заработной платы работающих бедных может не превышать уровень прожиточного минимума на душу населения. Так, в России до сих пор существуют заработные платы в размере 5-6 тысяч рублей, причем их выплачивают работникам, занятым на протяжении всего рабочего дня, в том числе и тем, кто обладает определенной квалификацией. К наименее оплачиваемым категориям работающего населения относятся нянечки и младшие воспитатели детских садов, библиотекари, музейные работники, младший медицинский персонал. Их доходы гораздо ниже, чем доходы тех же чернорабочих, уборщиц и прочих лиц, занятых тяжелым и неквалифицированным физическим трудом. Значительная часть перечисленных «работающих бедняков» просто не сможет физически выжить без дополнительных заработков или помощи со стороны других членов семьи - мужей или жен, старших родственников или взрослых детей. В то же время, наличие образования и квалификации многих из них не позволяет отнести к социальным низам населения страны, тогда как по уровню доходов они находятся на грани попадания в социальную прослойку нищих. Наконец, к работающим бедным можно отнести и специалистов, внезапно оставшихся без работы и существующих на пособие по безработице, также имеющее в России весьма скромные размеры. Наконец, к работающим бедным относятся лица, которые могут иметь неплохие доходы, но состав нетрудоспособных членов семьи которых заставляет их делить свои доходы между всеми членами семьи. Так, многодетность в большинстве случаев является одной из важнейших причин попадания российских граждан в категорию бедных.

Большую роль в формировании социального неравенства в современной России играет, как уже отмечалось выше, региональный фактор. Основная часть российских бедных проживает в сельской местности и небольших «депрессивных» городах. Именно по селу и моногородам в 1990-е гг. был нанесен наиболее страшный удар - предприятия и колхозы позакрывались, новые рабочие места не появились, в результате чего внушительная часть населения превратилась в безработных и сравнительно маргинализовалась. Многие селяне проживают лишь на пенсии старших родственников и родственников-инвалидов, а также на случайные заработки, которые носят единичный характер. В крупном городе гораздо проще найти работу с зарплатой, позволяющей хотя бы более-менее сносно существовать. Этот фактор способствует постепенному опустению сельской местности, так как развивается внутренняя миграция из сел и небольших городков - в крупные города, прежде всего - в столицу страны, Санкт-Петербург, крупнейшие торговые и промышленные центры, в города регионального и областного значения. Принадлежность к социальной категории бедных, с другой стороны, влияет и на возможность получить более-менее интересную, престижную или сносно оплачиваемую работу. Бедный человек лишен того стартового ресурса, с которым может начинать свою трудовую деятельность представитель другой социальной категории. К примеру, бедный человек, не имея в собственности автомобиля, теряет большинство шансов на трудоустройство водителем такси. Еще большее количество вакансий становится для него недоступным в случае отсутствия образования, профессиональной квалификации, но и возможность получения образования у бедного человека отсутствует, хотя бы потому, что у него нет ресурсов обеспечивать свое существование во время учебы. Наконец, социальный капитал бедных весьма ограничен, поскольку они все в большей степени «варятся в своей среде», что предполагает отсутствие связей среди благополучных категорий населения.

Наследственная бедность угрожает социальному порядку

Передача «бедности» по наследству становится для современной России все более привычным явлением. Так, не менее половины от всего количества современных российских бедных родились и воспитывались в бедности. Соответственно, они, чаще всего, не обладают ни надлежащим социальным капиталом, ни культурным капиталом, ни личностными качествами и мировоззренческими ориентирами, которые могли бы им позволить вырваться из бедности. Данная категория населения становится носителем «культуры бедности», которая развивается на периферии российского общества. С другой стороны, обладание культурным и социальным капиталом с очень большой долей вероятности гарантирует выход из состояния бедности в случае внезапного ситуационного попадания в слой бедных (последнее может случиться с небедными людьми в случае разорения собственного бизнеса, увольнения с работы, проблем с законом и т.п.). Большинство тех небедных прежде людей, которые случайно попали в состояние бедности, рано или поздно вновь покидают страту бедных и переходят в более благополучные слои общества, что чаще всего является следствием «включенности» целого ряда ресурсов - начиная от собственного интеллектуального и профессионального потенциала и заканчивая использованием социальных связей.

В то же время, было бы неправильным оценивать реальный уровень жизни населения в России, руководствуясь лишь официальной статистикой и материалами социологических исследований. Следует отметить, что уровень жизни различается не только у разных социальных слоев, но и у разных возрастных категорий населения. Влияние на уровень жизни оказывают не только доходы, но и расходы. Более того, в российском обществе широко распространено кредитование, вследствие которого люди, реально являющиеся бедными, могут производить впечатление более - менее благополучных людей (ипотечная квартира, автомобиль в кредит, набранная в кредит мебель и бытовая техника, при том, что на оплату кредитов может уходить практически вся заработная плата, то есть - не остается денег на удовлетворение самых простых жизненных потребностей). С другой стороны, люди могут получать очень маленький доход, но при этом обладать солидной собственностью. К примеру, многие пенсионеры советского поколения имеют в собственности квартиры, гаражи, дачи, общая стоимость которых может составлять многие миллионы рублей. Однако получаемая ежемесячная пенсия в 6-10 тысяч автоматически позволяет относить пенсионера к бедной части населения, хотя его средства в виде недвижимости могут быть весьма значительными. Наконец, следует учитывать огромный сегмент теневого рынка труда. Официально люди, занятые в теневом секторе экономики, считаются не работающими или безработными, не имеют или почти не имеют доходов, однако реальный уровень их заработков может быть вполне достойным и даже очень значительным. Наконец, существует еще одна категория бедных - это иностранные трудовые (и нетрудовые) мигранты, оказавшиеся на территории России и работающие на низкооплачиваемой работе, либо потерявшие ее вследствие экономического кризиса и не сумевшие вернуться в родные страны. Появление большого количества иностранных маргиналов представляет особую угрозу для безопасности страны и общественного порядка, причем среди мигрантов в последние годы появляются не только преступники - в силу культурной специфики многих из них вербуют радикальные организации, действующие как на территории России, так и за ее пределами. Учитывая, что контроль над мигрантами осуществляется недостаточно эффективно, эта тенденция выглядит весьма опасной, особенно в свете текущей военно-политической ситуации на Ближнем Востоке или в Украине.

Наличие большого по численности слоя бедных в современной России усугубляется и колоссальной разницей в уровне жизни, существующей между основной частью населения страны и «сверхбогатыми». Примерно около сотни наиболее богатых семейств в настоящее время держат под контролем не менее 35% национальных богатств России. Социальная поляризация населения в России достигает колоссальных масштабов, сопоставимых лишь с некоторыми развивающимися странами. Между тем, наличие столь масштабного социального неравенства представляет собой прямую угрозу социальной стабильности и политическому порядку в Российской Федерации. Поскольку происходит «консервация» бедности, приобретающей все более наследственные, классовые черты, рано или поздно возникнет и феномен «классовой ненависти», который пока еще отсутствует у современных бедных, винящих в своем бедственном отношении самих себя, судьбу, действующее правительство, но отнюдь не социальную систему, приведшую к такому уровню расслоения общества. Для российских бедных в целом характерна, скорее, политическая пассивность. Политикой они не интересуются, прежде всего потому, что не верят в возможность какого-либо реального изменения своего социального положения, а если не изменится собственное социальное положение, то нет смысла и требовать каких-либо политических изменений в стране. Во-вторых, для большинства бедных россиян характерна повышенная сосредоточенность на банальном выживании, что также не оставляет им времени и сил на какую-либо политическую или социально-протестную деятельность.

Но вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что при эффективном воздействии «извне» огромные массы российских бедных могут превратиться в весьма взрывоопасный контингент. Использовать социальное недовольство российских бедных могут любые антигосударственные силы, заинтересованные в расшатывании политического и социального порядка в стране. Причем, данные силы могут поднимать лозунги социальной справедливости, в действительности совершенно не собираясь их претворять в жизнь. То есть, социальное неравенство, присущее современной России, может сыграть очень негативную роль в судьбе страны - по крайней мере, если государство не возьмется за решение накопившихся многочисленных социальных проблем российского общества. Сложно не согласиться с российским политологом Александром Караткевичем, который считает, что «превышение допустимой степени неравенства приводит к большому различию в уровне жизни отдельных статусных групп общества, которое может расцениваться как дискриминация, ущемление некоторых групп населения. Это обстоятельство часто приводит к возникновению социальной напряженности в обществе, служит благоприятной почвой для возникновения, развития и распространения социальных конфликтов. Поэтому каждое общество должно вырабатывать систему регуляторов для снижения степени социального неравенства» (Караткевич А.Г. Социальное неравенство как угроза политической стабильности и безопасности общества // PolitBook, № 4, 2014).

Возможно ли изменение сложившегося социального расслоения вследствие государственной политики, направленной на понижение социального неравенства? Безусловно. Об этом свидетельствует опыт целого ряда европейских стран, в которых еще в начале ХХ века уровень социального неравенства намного превосходил российские показатели, но к концу ХХ века дистанция между самыми богатыми и самыми бедными гражданами многократно сократилась. Но решение проблемы социального неравенства потребует соответствующих усилий от руководства российского государства. Сможет ли нынешняя политическая элита поступиться своими индивидуальными финансовыми интересами и поставить интересы России, ее стабильности и развития, выше собственных, или не сможет - от этого в первую очередь зависит и снижение социальной поляризации российского общества.

Использованы фотоматериалы: http://nnm.me/blogs, pro100news.info.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Социальное неравенство - условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж; это - некоторые типы взаимоотношений людей: личностное неравенство, неравенство возможностей достигнуть желаемых целей (неравенство шансов). Неравенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.), неравенство результатов; это - система приоритетов и социальных преимуществ, регулирующая факторы социального выживания, что может быть связано с выгодным положением в социальной диспозиции, легкостью перемещения в привилегированные слои, общественные слои и целым набором характеристик, которые демонстрируют повышение степени социальной свободы и защищенности. Социальное неравенство - складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами, или слоями, населения, социальное неравенство является причиной и следствием социальной стратификации. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей, в современном обществе эту функцию обычно выполняют деньги. Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим количеством благ (богатые), а на другом - наименьшим (бедные). Богатство выражается денежной суммой, эквивалентной тому, чем владеет человек. Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Количество денег определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. Социальное неравенство во властных отношениях проявляется в возможности определенного социального субъекта (социального слоя, или страты) в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения. Ключевое значение в измерении социального неравенства властными отношениями принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей. Социальное неравенство по уровню образования и престижу социального статуса, профессии, должности, роду занятия определяется неравенством стартовых условий или неравноценностью условий развития различных социальных слоев и страт (реальной несправедливостью, ущемлением естественных человеческих прав, созданием искусственных социальных барьеров, монополизацией условий и правил социального производства). Социальная стратификация - постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества); это - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака); это - понятие, обозначающее, во-первых, структуру общества, во-вторых, систему признаков социального расслоения, неравенства. Социальная стратификация - структурирование неравенства между различными социальными общностями, сдоями или группами людей или существующая в обществе иерархическая организованная структура социального неравенства. Термин «стратификация» заимствован из геологии, где он обозначает расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Социальная стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие, или верхние, слои, которые значительно меньше по количеству входящих в них членов общества, находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможности получения вознаграждения), чем низшие слои. Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям. Основными видами социальной стратификации являются: экономическая, политическая и профессиональная. В соответствии с данными, видами социальной стратификации общества принято выделять критерием дохода (и богатства, т. е. накопления) критерии влияния на поведение членов общества и критерии, связанные с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которые оцениваются и вознаграждаются обществом. Социальная стратификация, фиксирующая естественное и социальное неравенство между людьми, устойчиво поддерживается и регулируется различными институциональными механизмами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является условием упорядоченного существования любого общества и источником его развития.



Причины неравенства.

Разделение труда считается одной самой важной причиной социального неравенства, потому что экономическая деятельность считается самой важной.

Мы можем выделять неравенство по ряду признаков:

I) Неравенство по физическим признакам , которое можно разделить на три типа неравенств: 1) Неравенство на основе физических различий; 2) Сексуальное неравенство; 3) Неравенство по возрасту;

К причинам первого неравенства можно отнести принадлежность к какой-либо расе, национальности, определенный рост, полнота или худость тела, цвет волос, и даже группа крови. Очень часто распределение социальных благ в обществе зависит от какой-либо физической характеристики. Особенно сильно проявляется неравенство, если носитель признака входит в «группу меньшинства». Очень часто группа меньшинства подвергаются дискриминации. Одни из видом данного неравенства является «расизм». Некоторые социологи считают, что причиной этнического неравенства является экономическая конкуренция. Сторонники этого подхода подчеркивают роль конкуренцию между группами рабочих за дефицитные рабочие места. Люди, имеющие работу (особенно те, кто занимает низшие должности), чувствуют угрозу со стороны тех, кто её ищет. Когда последние являются членами этнических групп, может возникнуть или усилится враждебность. Также одной из причин неравенства этнического неравенства можно считать личностные качества индивида, проявляя которые он считает другую расу неполноценной.

К сексуальному неравенству приводят в основном гендерные роли и сексуальные роли. В основном различие полов приводят к неравенству в экономической среде. Женщины имеют гораздо меньшие жизненных шансов поучаствовать в распределении социальных благ: начиная от Древней Индии в которой девочек просто умерщвляли до современного общества, в котором женщинам трудно найти работу. Это связанно, прежде всего, с сексуальными ролями - место мужчины на работе, место женщины дома.

Вид неравенства связанный с возрастом в основном проявляется в разных жизненных шансах разных возрастных групп. В основном, оно проявляется в молодом и в пенсионом возрасте. Возрастное неравенство всегда касается всех нас.

II) Неравенство вследствие различий предписанных статусов

Предписанный (аскриптивный) статус включает в себя унаследованные факторы: раса, национальность, возраст, пол, место рождения, проживания, семейное положение, какие-то аспекты родителей. Очень часто предписанные статусы человека мешают вертикальной мобильности человека, из за дискриминации в обществе. Это тип неравенства включает в себя большое количество аспектов, поэтому очень часто приводит к социальному неравенству.

III) Неравенство на основе владения богатством

IV) Неравенство на основе владения властью

V) Неравенство престижа

Эти критерии неравенства рассматривались еще прошлом веке, и будут рассмотрены в нашей работе в дальнейшем.

VI) Культурно-символическое неравенство

Последний вид критерия можно частично отнести к разделению труда, т. к. квалифицированность включает себя определенный вид образования.

Депривация

Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с дру-гими индивидами, группами или с интерпализированным набором стандартов. Ощущение депривации может быть сознательным, т. е. индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое развитие ситуации, когда депривация переживается как что-то иное, то есть индивиды и группы воспринимают свое состояние в превращенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием преодолеть ее. Исключением могут быть только ситуации, когда депривация оправдывается системой ценностей данного общества, например, кастовая иерархия в Индии.

Можно выделить пять типов депривации:

1. Экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным фактором.

2. Социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. В современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников - выше, чем их коллег - женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных. Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот. В целом образованный человек стоит `выше` на социальной и экономической шкале, чем необразованный.

3. Организмическая депривация связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека: физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.

4. Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Такого рода конфликты могут возникать по многим причинам. Некоторые люди могут ощущать внутреннюю противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие латентных негативных функций установленных стандартов и правил, они могут страдать от несоответствия реальности идеалам и т. д. Часто ценностный конфликт возникает из-за наличия противоречий в социальной организации. Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами, у которых имеются свои критерии совершенства в искусстве, литературе и других областях творчества, не разделяемые широкой публикой. Многие религиозные реформаторы (например, Лютер), а также и политические деятели радикально-революционного направления (Маркс), видимо, испытывали ощущение депривации, вызванное этическим конфликтом с обществом - невозможностью вести образ жизни, соответствующий собственной системе ценностей.

5. Психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствие значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Это преимущественно бывает следствием острого и не разрешенного в течение долгого времени состояния социальной депривации, когда человек в порядке самопроизвольной психической компенсации своего состояния утрачивает приверженность ценностям не признающего его общества.

Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Личность, испытывающая состояние психической депривации, как правило, наиболее восприимчива к новым идеологиям, мифологиям, религиям. В противоположность этой категории лиц, переживающие этическую депривацию демонстрируют глубокую приверженность к привычным для себя ценностям. Психическая депривация проявляется прежде всего в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающем из объективных состояний депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации.

Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г.Е. Тадевосян)

Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые,по мнению автора, составляют социальную роль образования.

Пояснение.

1) Приведено определение:

Образование в современных странах - это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем.

2) Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:

В определении социального статуса личности;

В воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;

В поддержании социального порядка и стабильности;

Осуществления социального контроля.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность, Человек и общество. Основные институты общества

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Объяснен смысл понятия, например: социальный институт - исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, которая включает систему норм и санкций регламентирующих отношения, направленная на удовлетворение той или иной социально значимой потребности.

2) Приведены три функциональных особенности образования, допустим:

Основной механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам;

Осуществление функций социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения;

Профессиональное образование реализует функцию контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам;

Образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.

Функциональные особенности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Предметная область: Человек и общество. Основные институты общества

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:

1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);

2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);

3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);

4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:

Неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2) Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

Неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;

Неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

Неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.

Могут быть приведены и иные проявления социального неравенства.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность