Журнал

Объединение лотов по 44 фз. Укрупнение лотов

, работ , услуг , выделенная Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках проведения закупки однотипной продукции.

В настоящее время, выделение в отдельный лот части продукции в рамках одной закупки возможно только способом проведения открытого конкурса. Это актуально в том случае, если у Заказчика возникает потребность в однотипной продукции или продукции, связанной между собой. Тогда, в рамках проведения одного открытого конкурса можно заключить несколько контрактов с различными участниками размещения заказа .

Относительно каждого конкретного лота, в извещении и конкурсной документации указываются существенные условия, такие как: предмет закупки , начальная (максимальная) цена контракта, место, срок и иные условия исполнения контракта. Участник размещения заказа готовит отдельную заявку на каждый конкретный лот. Контракт заключается отдельно в отношении каждого лота.

Законодательное регулирование лотовой торговли в законодательстве РФ

Ст.17 Федерального закона №135-ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 установлен запрет на включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.

Также ч.4 ст.7.30 КоАП РФ установлено, что включение включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой - влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Следует отметить, что законодательство РФ несет в себе некую несогласованность... Закон о защите конкуренции говорит о том, что продукция внутри лота должна быть функционально и технологически связана с предметом торгов. Если же к примеру предметом торгов является ПОСТАВКА ТОВАРОВ, то включение в состав лота лекарственных средств, расходных материалов к оргтехнике и автотранспорта формально не противоречит закону о защите конкуренции. Однако же формально ситуация содержит признак административного правонарушения по 7.30 КоАП РФ

В рамках 44-ФЗ это понятие включает с себя отдельный набор закупаемых объектов со своей , сроками поставки и другими . Основной критерий для объединения элементов — взаимосвязь технологических и функциональных характеристик продукции.

Нарушение вышеуказанного правила влечет за собой неоправданное , что противоречит принципам контрактной системы и 135-ФЗ.

Важно отметить, что закупки делят на лоты в электронном аукционе по 44 ФЗ и в .

Проведение таких процедур очень похоже на обычные торги, с той лишь разницей, что здесь решения о признании закупки несостоявшейся, о продлении сроков подачи и рассмотрения заявок выносят по каждому лоту. Причем другие подобные группы остаются неизменными. Для них можно подать отдельную заявку и заключить контракт.

Формирование лотов по 44 ФЗ

Главная сложность здесь состоит в совмещении внутри одной группы разной продукции, работ (услуг). Дело в том, что в законе нет конкретных норм для выявления таких корреляций. Отсюда неоднозначная практика судов и ФАС по разрешению похожих споров между заказчиками и поставщиками. Итоги зависят от конкретной ситуации.

Однако, наиболее часто поводом для становится слияние следующих объектов:

  1. Различная лицензированная и нелицензированная деятельность.
  2. Инженерные изыскания, проектные и строительно-монтажные работы.
  3. Строительство, монтаж и поставка стройматериалов.
  4. Комплекс работ при строительстве объекта «под ключ».
  5. Поставка продуктов и организация питания для дошкольных учреждений.

Следует отметить, что для многолотовых процедур, проводимых по 223-ФЗ, действуют все вышеуказанные нормы. Заказчики также при формировании групп обязаны соблюдать все нормы и правила, дабы не ограничивать конкуренцию.

Пример многолотовой процедуры

При просмотре тендеров на официальном сайте информация о количестве групп изначально будет видна в краткой карточке процедуры.

  • On 01.05.2018
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи, ФАС, Электронные закупки, Электронный аукцион

Продолжаем рассказывать о том, какие изменения ждут сферу госзаказа в связи с переходом к электронным закупкам. В прошлой статье мы рассказали . Сегодня речь пойдет о том, что нового вводится в отношении лотов.

Поправки, которые вносятся в 44-ФЗ для перевода торгов в электронной формат, утверждены законом № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года . Этот закон не водит какого-либо нового определения понятия лот, однако серьезно изменяет сферу его применения.

Что подразумевается под лотом

Надо сказать, что закон 44-ФЗ не дает четкого описание лоту, поэтому принято ориентироваться на практику закупок по 223-ФЗ. С учетом этого, под лотом подразумевается обособленная часть потребностей заказчика , характеризующаяся следующими признаками:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • она имеет собственные правила описания;
  • в ее отношении участники подают отдельные предложения;
  • в ее отношении заключается самостоятельный контракт.

Выделение лотов до 1 июля

Сейчас разрешено выделять лоты в конкурентных процедурах, которые проводятся в виде конкурсов и закрытых аукционов . Подразумеваются все типы конкурсов - открытый, а также закрытый конкурс. Об этом сказано в части 6 статьи 24 закона 44-ФЗ.

Выделение лотов после вступления в силу изменений

В новой редакции части 6 статьи 24 сказано, что выделять лоты можно в конкурентных закупках, за исключением запросов котировок и предложений, электронных процедур и закрытых электронных процедур . По сути, это означает, что лоты остаются только для «бумажных» процедур, а таких в итоге будет проводиться совсем немного. Таким образом, в большинстве случаев те потребности, которые раньше можно было удовлетворить через одну закупку, придется разбивать на разные процедуры.

Требования к лотам

В том случае, если все-таки будут формироваться лоты, должны исполняться следующие требования:

  • для каждого лота должна быть рассчитана и обоснована НМЦК, установлены сроки и иные условия поставки;
  • обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта устанавливается заказчиком в документации для каждого лота отдельно;
  • ТЗ составляется отдельно на каждый лот;
  • по одному лоту поставщик подает одну заявку, также по одному лоту заключается один контракт;
  • отказ от проведения закупки, признание ее несостоявшейся допустимо по каждому лоту;
  • контролирующие органы или суд могут признать недействительной закупку отдельного лота;
  • жалоба в ФАС или суд подается по одному лоту.

Отдельно поясним про обжалование в отношении лота . Предположим, участник подал жалобу на техническое задание закупки, в которой выделяются лоты. В этом случае, как было указано выше, ТЗ составляется по каждому лоту отдельно. Далее возможны 2 варианта:

  1. Если жалоба будет касаться только положений документации, относящихся к этому лоту , при наличии оснований процедура закупки будет приостановлена лишь по нему. Это значит, что закупка остальных лотов будет продолжена.
  2. Если будет подана жалоба по каким-то общим требованиям, относящимся ко всем лотам , будет остановлена вся процедура. В данном случае лоты будут рассматриваться как одно целое.

Что ожидается на практике

Надо признать, что в отличие от закупок по 223-ФЗ, лотирование в госзакупках не получило тотального распространения. Поэтому по большому счету после вступления в силу новой редакции 44-ФЗ в части выделения лотов на практике много изменений не ожидается.

Заказчику же стоит запомнить, что если после 1 июля 2018 года он все-таки выходит на проведение процедуры в бумажном виде, то имеет возможность выделять в закупке лоты . Однако следует учесть требования для их формирования, приведенные нами выше.

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.

Появится в 2018-2019 годах

  • Единая регистрация и реестр участников закупок,
  • Контроль за соответствием информации действительности,
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт),
  • Полный единый каталог товаров, работ и услуг,
  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Можно менять не позднее 10 дней до публикации закупки в ЕИС или до отправления приглашений для участников закрытой закупки. С 1 июля 2018 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика, кроме этих случаев:

  • если изменения вносят после того, как закупка не состоялась,
  • закупку планируют провести у единственного поставщика,
  • планируют запрос котировок для устранения ЧС.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать:

  • способ определения поставщика.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и необходимость проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Дата: 12.12.2017

При проведении закупок заказчики нередко укрупняют лоты, не разбивая их на отдельные закупочные процедуры. В некоторых случаях такие действия антимонопольный орган считает обоснованными и правомерными. Однако на практике позиции региональных УФАС относительно объединения и дробления лотов не всегда совпадают.

Продукты питания

Поставщик обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, который, по его мнению. нарушил нормы 44-ФЗ при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания. Как считает заявитель, заказчик неправомерно включил в состав закупки товары технологически и функционально не связанные между собой. Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, комиссия УФАС пришла к выводу, что закон о контрактной системе не регламентирует порядок формирования лотов. Антимонопольный орган поддержал заказчика, из пояснений которого следует, что закупаемые товары (среди которых говядина, крупа гречневая, изюм, сахар, сыр, сгущенное молоко, повидло и т.д.) входят в цикличное меню питания для учащихся учебного заведения. Поставку таких товаров следует осуществлять одновременно по одной заявке для обеспечения технологии производства. (Решение УФАС по Краснодарскому краю по делу № ЗК - 59/2017 от 30.10.2017)

Правомерное укрупнение лота (44-ФЗ):

В адрес антимонопольной службы поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (сыр, сахар). По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям законодательства, поскольку заказчик объединил в один лот поставку сыра и сахара, что приводит к ограничению конкуренции. Комиссия УФАС установила, что с целью формирования НМЦ контракта заказчик получил три коммерческих предложения о готовности поставки необходимых продуктов питания, а также соответствующее ценовое предложение. Заявитель, в свою очередь, не представил доказательств того, что установленные организатором закупки требования ограничивают количество участников аукциона. Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу, что объединение заказчиком в один лот сыра и сахара не повлекло за собой ограничения количества участников закупки, вследствие чего жалоба признана необоснованной. (Решение УФАС по Кемеровской области по делу № 83/З-2017 от 09.03.2017)

Иная позиция (44-ФЗ):

В антимонопольный орган поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку молока и молочной продукции. Заявитель считает, что организатор закупки неправомерно объединил в один лот молоко и молочную продукцию со сгущенным молоком и сыром, поскольку заводы-производители молочной продукции на территории региона не производят сгущенное молоко и сыр, что приводит к ограничению количества участников закупки и ущемлению прав производителей молочной продукции. Не согласившись с мнением заявителя, заказчик представил коммерческие предложения и скриншоты сайтов производителей необходимых товаров. Однако, по мнению УФАС, данные сведения не содержат информацию о видах и характеристиках продуктов. Рассмотрев все материалы дела, антимонопольный орган поддержал заявителя жалобы. В нарушение закона о защите конкуренции заказчиком в один лот включены технологически и функционально не связанные между собой товары, что может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки и сокращению количества участников аукциона. (Решение УФАС по Челябинской области №166-ж/2014 от 21.04.2014)

ГСМ

Правомерное укрупнение лота (44-ФЗ):

В антимонопольный орган поступила жалоба поставщика на положения документации электронного аукциона на поставку топлива в жидком виде. Заявитель указывает, что организатор закупки неправомерно в одной процедуре объединил различные по применению товары - бензин и дизельное топливо. При рассмотрении данного дела комиссия УФАС установила, что в соответствии с Инструкцией по учету поступления и расходования горюче-смазочных материалов и единых талонов на отпуск нефтепродуктов на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 03.02.1984 №01/21-8-72 под термином «нефтепродукты» понимаются бензин, дизельное топливо, масла моторные, трансмиссионные, специальные, консистентные смазки, а также тормозные, амортизаторные, охлаждающие и другие технические жидкости и подобные эксплуатационные материалы. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности бензин и дизельное топливо относятся к одному коду 19.2 Нефтепродукты. В своем решении антимонопольная служба поддержала заказчика, который пояснил, что имеющиеся в регионе поставщики могут одновременно поставлять как бензин, так и дизельное топливо. Комиссия УФАС не нашла в действиях заказчика нарушений норм 44-ФЗ. (Решение УФАС по Иркутской области № 950 от 20.09.2017).

Аналогичная позиция (44-ФЗ):

Рассматривая жалобу поставщика на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ГСМ (бензина, дизельного топлива и сжиженного углеводородного газа) для заправки транспортных средств через автозаправочные станции с использованием топливных (электронных) карт, антимонопольный орган не указал организатору закупок на необходимость закупки каждого вида ГСМ отдельно. В своем решении комиссия УФАС не признала нарушением действующего законодательства объединение в один лот всех горюче-смазочных материалов. (Решение УФАС по республике Татарстан делу №28-кз/2016 от 15.02.2016).

Иная позиция (№ 223-ФЗ):

Поставщик обратился в антимонопольную службу с жалобой на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание агентских услуг по обеспечению регулярных поставок моторного топлива на точках обслуживания с использованием карт и талонов. Заявитель указал, что при осуществлении закупки заказчик неправомерно объединил в один лот товары, которые относятся к разным товарным рынкам, что ограничивает число участников конкурса. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения сторон, комиссия УФАС России установила, что объектом закупки являются: «бензин октановое число не менее 80, 92, 95 в соответствии с ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002, ГОСТ 32513, дизельное топливо в соответствии с ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590: 2009), ГОСТ 305-2013». В своем решении антимонопольный орган пришел к выводу, что автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Однако бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, исключающие использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а использование автомобильного бензина - для дизельного двигателя. Таким образом, заказчиком неправомерно объединены в один лот товары, которые относятся к разным товарным рынкам, поставка которых должна осуществляться на территории всей РФ, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ и нарушает ч.1 ст. 2 № 223-ФЗ. (Решение УФАС по Московской области № 223ФЗ-192/16 от 12.05.2016).

Ремонт дорог (виды работ)

Правомерное укрупнение лота (44-ФЗ):

В антимонопольный орган поступила жалоба на действия заказчика при проведении закупки на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. Заявитель считает, что заказчик неправомерно объединил в одну закупку следующие работы: по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода; по дорожным одеждам, в том числе покрытию проезжей части искусственных дорожных сооружений; по искусственным сооружениям; по элементам обустройства автомобильных дорог; по содержанию элементов обустройства; по зимнему содержанию; по озеленению. Кроме того, заявитель отметил, что заказчиком в нарушение 44-ФЗ установлены места выполнения работ на различных автомобильных дорогах и в один промежуток времени. При рассмотрении дела антимонопольный орган поддержал заказчика, поскольку включение в один лот названных работ вызвано необходимостью определения лучшего подрядчика, способного обеспечить выполнение комплекса работ с уровнем содержания не ниже допустимого. Специфика работ по содержанию дорог требует, чтобы данные работы выполнялись практически круглосуточно, особенно в зимний период, осенне-весенний в период гололеда. Формирование закупки определялось потребностями заказчика в оказании услуг надлежащего качества с целью удовлетворения федеральных нужд в поддержании безопасного и бесперебойного движения на дорогах, их сохранности в соответствии с требованиями технических регламентов и нормативных документов. Изучив материалы дела, антимонопольный орган признал действия заказчика правомерными, а жалобу необоснованной. (Решение УФАС по Чувашской республике по делу № 263-К-2016 от 06.12.2016)

Аналогичная позиция (44-ФЗ):

В УФАС поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию объектов транспортной инфраструктуры и ямочного ремонта дорог на территории муниципального образования. Заявитель считает, что в объект проводимой закупки включены виды работ, технологически и функционально не связанные друг с другом, а именно: содержание ливневой канализации, противопаводковые мероприятия, содержание дорожных знаков, нанесение дорожной разметки, содержание подземных переходов, ямочный ремонт дорог и тротуаров. Заказчик пояснил, что виды работ, включенные в объект закупки, являются составными частями понятия «содержание дорог», и, следовательно, технологически и функционально связаны как между собой, так и с предметом аукциона, и объединение их в один предмет аукциона не противоречит требованиям закона. Рассмотрев доводы сторон, антимонопольный орган приходит к выводу, что виды работ, входящие в объект данной закупки, являются единым процессом, имеют общее функциональное назначение и выполняются для достижения одной цели - обеспечения надлежащего содержания объектов транспортной инфраструктуры и ямочного ремонта дорог на территории муниципального образования. Комиссия УФАС считает, что отсутствие у отдельного потенциального участника аукциона возможности выполнить условия закупочной процедуры не свидетельствует о нарушении заказчиком норм 44- ФЗ. (Решение УФАС по Тульской области по делу № 04-07/194-2014 № 04-07/194-2014 от 23.12.2014).

Иная позиция (№ 44-ФЗ):

В ходе проведения плановой проверки антимонопольный орган выявил нарушения заказчиком норм действующего законодательства. Организатор электронного аукциона неправомерно объединил в один лот работы по содержанию дорог, тротуаров, подземных переходов, пешеходных лестниц, остановок общественного транспорта, мостов путепроводов одновременно во всех районах города. Комиссией УФАС установлено, что работы, включенные в контракт, функционально и технологически не связаны, к тому же содержание дорожной сети должно было осуществляться и в зимнее, и в летнее время, с нанесением горизонтальной дорожной разметки. Антимонопольный орган пришел к выводу, что содержание дорог и иных объектов в разное время года предусматривает выполнение различных работ и использование специальной техники. Отсутствие НПА, устанавливающего взаимосвязь названных работ в летний и зимний периоды с нанесением дорожной разметки, предполагает проведение отдельных закупочных процедур. В своем решении комиссия УФАС также указала на то, что значительный размер обеспечения заявки и контракта позволяет лишь крупным предприятиям участвовать в аукционе. (Решение УФАС по Пензенской области от 05.06.2017 по делу № 3-09/69-2016)

Ремонт дорог (территориальное расположение проведения работ)

Правомерное укрупнения лота (44-ФЗ):

В антимонопольный орган поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по сезонному содержанию объектов дорожной инфраструктуры и объектов благоустройства муниципального образования. Заявитель считает, что заказчик нарушил требования закона о контрактной системе, поскольку объединил в один лот предмет закупки по содержанию дорог, расположенных в различных административных округах города. Заказчик пояснил, что большинство дорог проходит через несколько городских округов и с точки зрения технологии и оптимизации процесса уборки наиболее правильным решением является не разделять одну дорогу на несколько частей, целесообразно рассматривать городскую сеть дорог как единое целое, поскольку только при включении всех уборочных площадей в один контракт возможна разработка наиболее оптимального маршрута движения техники. Также организатор торгов отметил, что при формировании объекта закупки он руководствовался классификацией автомобильных дорог, предусмотренной 257-ФЗ, согласно которому автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на отдельные виды. В данном случае объединены в один лот автомобильные дороги одного вида - местного значения. Изучив материалы дела, антимонопольный орган в своем решении поддержал заказчика, признав правомерность включения в один лот дорог разных округов. (Решение УФАС по Архангельской области по делу № 306мз-17 от 27.09.2017)

Иная позиция (44-ФЗ):

В результате подаче жалобы антимонопольным органом проведена внеплановая проверка документации электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также по устройству и содержанию ледовых переправ. Комиссией УФАС установлено, что в закупочной документации указаны работы, которые должны выполняться в разных административных районах республики, не граничащих друг с другом. Объединение в один лот таких работ ограничивает потенциальное количество участников закупки, а также негативно влияет на конкуренцию. Также по мнению антимонопольной службы необоснованное укрупнение лота предполагает наличие у участников большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, что привело к вытеснению малых предприятий, не способных выполнить предусмотренные работы. Объединение в одном лоте работ сразу в нескольких районах региона значительно увеличивает размер обеспечения заявки и контракта. Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу о том, что проведение электронного аукциона с распределением лотов по подведомственным территориям расширит круг потенциальных подрядчиков и может привести к снижению цены контракта. По итогам рассмотрения жалобы заказчику выдано предписание об аннулировании закупки. (Решение УФАС по республике Тыва по жалобе № 05-05-06/28-17 от 07.03.2017)

По мнению заявителя жалобы, направленной в ФАС, организатор электронного аукциона неправомерно объединил в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, расположенных в разных районах республики на 2016-2017 гг. Комиссией ФАС установлено, что согласно приложению к государственному контракту, входящему в состав закупочной документации, необходимо осуществить выполнение работ на 54 объектах, расположенных в различных административных районах. Антимонопольный орган, исследовав все материалы дела, пришел к выводу, что такие условия аукциона ограничивают количество участников закупки. (Решение ФАС по делу К-1660/15 от 02.12.2015)

В антимонопольный орган поступило обращение УФСБ России о нарушении организатором торгов антимонопольного законодательства при заключении контракта в рамках 44-ФЗ на выполнение работ по текущему содержанию объектов озеленения и благоустройства, поскольку заказчик объединил в один лот услуги, оказываемые на нескольких удаленных друг от друга территориях (все районы города). Помимо этого, включение в состав одной закупки технологически и функционально различных работ создает препятствие для участия в электронном аукционе предприятий, заинтересованных в оказании только в одной конкретной услуги. Изучив материалы дела, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что работы, указанные в закупке (по очистке тротуаров от снега - и уход за газонами, посадка цветников однолетников и очистка урн, ремонт скамеек и посадка деревьев, стрижка живой изгороди и утилизация отходов, техническое обслуживание насосных агрегатов и очистка дороги от снега) технологически и функционально не связаны между собой. Размещение закупки укрупненным лотом (во всех районах города) нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов. Помимо этого, значительно увеличилась сумма обеспечения заявки и размер обеспечения исполнения контракта. Формируя лот закупки, заказчик создал фактически безальтернативный порядок осуществления работ по содержанию объектов благоустройства, поскольку последние три года одна и та же организация являлась подрядчиком по контракту. В своем решении комиссия УФАС признала организатора закупки нарушившим нормы антимонопольного законодательства. (Решение УФАС по Красноярскому краю № 111-17-16от 15.03.2017)

Строительство и поставка

Правомерное укрупнение лота (44-ФЗ):

По мнению заявителя заказчик неправомерно в один объект закупки объединил строительные работы и поставку оборудования. Организатор аукциона пояснил, что разделение лота на отдельные процедуры сделает невозможным оплату по контракту, так как КБК предусмотрено выполнение работ с поставкой товаров и комплектацией объекта для последующего ввода в эксплуатацию. Целью проводимой закупки является определение подрядчика, который обеспечит не только строительство, но и полное оснащение объекта капитального строительства. Рассмотрев материалы дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно Постановлению Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147 строительство объектов «под ключ» определяется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции, включая следующие стадии: проектирование, выполнение строительных и монтажных работ, в том числе комплектация технологическим и инженерным оборудованием, мебелью, инвентарем, ввод объекта в эксплуатацию. Включение в объект закупки мебели и бытовой техники является необходимым и обоснованным условием для эксплуатации строящегося объекта, поскольку целью закупки является создание готового к эксплуатации АгроБизнесИнкубатора. Также антимонопольный орган отметил, что указанные мебель и оборудование может приобрести любая строительная организация независимо от ее специализации по ценам, сложившимся на рынке. Объединение в один лот строительство объекта и поставку необходимых товаров позволяет рационально расходовать бюджетные средства. (Решение УФАС по республике Адыгея по делу № К-49/17 от 22.05.2017)

Иная позиция (№ 44-ФЗ):

В УФАС поступила жалоба подрядчика, который посчитал, что организатор закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы на 1000 ученических мест неправомерно объединил в один объект закупки строительные работы и поставку оборудования. Заказчик с доводами жалобы не согласился, поскольку, по его мнению, заявленное оборудование в силах закупить каждая строительная организация независимо от ее специализации по рыночным ценам. В процессе рассмотрения дела комиссией УФАС установлено, что при осуществлении реконструкции объекта заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. В этом случае необходимо рассматривать такое оборудование, поставка и установка которого невозможны впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства. Проектно-сметная документация заказчика содержит перечень товаров, среди которых имеются: ученические столы, доска меловая, телевизор, доска гладильная, пианино, фонедоскоп, тонометр, зеркало и т.д.Таким образом, указанное выше оборудование, требуемое к поставке, не является монтируемым и не может быть неразрывно связанным с выполнением строительно-монтажных работ.В своем решении антимонопольная служба признала жалобу заявителя обоснованной, а заказчика нарушившим нормы 44-ФЗ. (Решение УФАС по Чувашской республике по делу № 14-К-2017 от 22.02.2017)

В антимонопольную службу поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме в рамках 44-ФЗ на выполнение работ по строительству фельдшерско-акушерских пунктов. Заявитель считает, что в состав закупки входит поставка товаров, которая технологически и функционально не связана с предметом торгов. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган пришел в выводу о том, что в соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции. При осуществлении такого строительства заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. В предмет электронного аукциона включены товары (кушетки, банкетки, пеленальные столики, кресла гинекологические, измерители артериального давления, детские манжеты, сумки-холодильники, сейфы, столы, стулья, табуретки, и т.д.), технологически и функционально не связанные с выполнением строительно-монтажных работ. Поставка указанной продукции возможна впоследствии после завершения строительных работ. В своем решении комиссия УФАС признала неправомерными действия заказчика по объединению в один лот строительных работ и поставку товаров (оборудования). (Решение УФАС по республике Бурятия от 14.03.2017 по жалобе № 04-50/34-2017).

Ремонт автомобилей

Правомерное укрупнение лота (223-ФЗ):

В УФАС поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого запроса предложений на ремонт легковых автомобилей на территории города. Заявитель считает, что указанные в закупочной документации условия, о том, что подрядчик и его субподрядчик должны являться официальным дилером Skoda и Volkswagen, а также объединение ремонта двух разных марок автомобилей в один лот нарушает закон о защите конкуренции. Изучив материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что действия заказчика являются законными и обоснованными, поскольку у организатора закупки имеются автомобили с неоконченным сроком гарантии, сохранить гарантийные обязательства производителя позволит обслуживание только у официального дилера. Помимо этого, при проведении ремонтных работ у официальных дилеров применяются оригинальные расходные материалы и комплектующие. Таким образом, организатор запроса предложений сформировал техническое задание исходя из своих потребностей. Кроме того, документацией предусмотрена возможность привлечения к оказанию данных услуг субподрядчиков, что расширяет круг хозяйствующих субъектов, которые способны принять участие в данной закупке. (Решение УФАС по Нижегородской области от 07.03.2017 года № 223ФЗ/2017-07)

Правомерное укрупнение лота (№ 44-ФЗ):

В антимонопольный орган поступила жалоба на положения документации заказчика при проведении электронного аукциона согласно 44-ФЗ по оказанию ремонтных услуг и техническому обслуживанию легковых автомобилей (ВАЗ ГАЗ,УАЗ,Toyota). В ходе рассмотрения дела, комиссия УФАС не посчитала нарушением объединение в один лот ремонтных услуг легковых автомобилей отечественного и иностранного производства. В своем решении комиссия УФАС не указала на необходимость проведения отдельных закупочных процедур. (Решение УФАС по Пензенской области от 09.06.2017 по жалобе № 5-05/114-2017)

Подводя итоги можно сделать вывод, что при поступлении жалоб относительно укрупнения лотов, антимонопольный орган, как правило, применяет нормы ст. 17 № 135-ФЗ. Однако, как показывает практика, при рассмотрении дел и вынесении каждого конкретного решения УФАС опирается на позицию и пояснения заказчика.