Бизнес блог

Образовательные учреждения включенные в систему социального партнерства. Социальное партнерство в образовании фактор опережающего развития системы

РЕФЕРАТ

«Социальное партнерство как фактор успешного развития государственно-общественного управления образовательной организацией»

Введение 3

Глава 1 Сущность государственно-общественного управления

образовательной организацией на современном этапе. 5

Глава 2 Социальное партнёрство как эффективный ресурс государственно-общественного управления образовательной организацией. 8

  1. Сущность понятия «Социальное партнёрство» 8
  2. Примерная модель социального партнёрства. 11

Заключение. 15

Список использованной литературы 16

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация образовательной системы Российской Федерации вызвала трансформацию отношений государства и общества в сфере образования. Прежде всего, это связано с внедрением новой экономической модели функционирования системы образования: формированием рыночных отношений, предполагающих конкуренцию образовательных учреждений за потребителя; расширением сферы дополнительных образовательных услуг.

В этих условиях в обществе возникают опасения в отношении гарантий доступности качественных образовательных услуг, роста коррупции в сфере образования, усиливается недоверие к целому ряду реализуемых в стране направлений реформы образования. Одновременно растет активность граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования.

В то же время государство стремится преодолеть традиционную ведомственную закрытость системы образования и создать условия для построения отношений диалога и партнерства с обществом в вопросах функционирования и развития образования.

Развитие государственно-общественного управления и информационной открытости в общем образовании заявлено в качестве приоритетов в программных документах и законодательных актах Российской Федерации: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 г.; Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". В Федеральном законе от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» демократический характер управления образованием закреплен в качестве одного из принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования.

Образовательная организация, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на неё сложное влияние. Образовательные организации дополнительного образования детей могут оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательной организации, важное место занимают социальные партнеры. Сейчас наступил такой момент, когда об образовании (в том числе и дополнительном) говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, сегмент рынка, маркетинговые исследования, социальное /образовательное /партнерство, франчайзинг. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют и новых форм управления, координации, сотрудничества. Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет заботы государства не могут быть успешными. Неотрегулированный механизм перехода на нормативно–подушевое финансирование, переход с 2006г. на региональный бюджет, увеличение % платных образовательных услуг - все ставит вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования управленческой деятельности. По нашему мнению, одно из перспективных направлений в сложившейся ситуации – взаимодействие с социальными партнерами. На сегодняшний день встаёт проблема определения механизма взаимосвязи образовательной организации с окружающей его средой. Особенно остро она ощущается в дополнительном образовании, т.к. от ее решения зависит финансовое обеспечение учреждения, его жизнеспособность и конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг. Целью данной работы является разработка примерной модели взаимосвязи образовательной организации и социальных партнёров. Для достижения цели мы поставили задачи рассмотреть теоретические основы и опыт вопроса социального партнёрства, его роль в государственно-общественном управлении образовательной организацией, а также разработать примерную модель социального партнёрства.

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Государственно- общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества. Его функция заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем. Но это не просто набор общественных структур, а целая система, которая основана на добровольном принятии сторонами определённых обязательств в управлении процессом образования.

Государственно-общественное управление образованием развивается на основе таких принципов как открытость и демократичность, согласованность и взаимодействие, участие и соуправление, и изменяется по нескольким направлениям: снижение степени централизации в управлении образованием, взаимодействие на основе договорных отношений, увеличение роли инноваций, увеличение общественных инициатив в сфере образования, создание «горизонтальных управленческих структур».

Еще одно существенное изменение, характеризующее переход к государственно-общественному управлению образованием, - создание негосударственных структур, расширяющих возможности государственных образовательных учреждений в форме попечительских и управляющих советов.

Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, общества и власти, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.
Таким образом, содержание государственно-общественного управления на примере отдельно взятой образовательной организации составляет деятельность сторон по следующим направлениям:

1) обеспечение функционирования образовательной организации: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие с государственными и общественными объединениями и организациями, способствующими гармонизации, взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов обучающихся, педагогов и родителей;

2) развитие образовательной организации: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на её модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, научно-исследовательской и общественно полезной деятельности обучающихся, возможной деятельности родителей обучающихся в интересах сферы образования; выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие и др.

На современном этапе развития образования усиление значимости государственно-общественного управления образовательной организацией можно объяснить тремя факторами:

Социально-политическим, суть которого в том, что утвердившиеся процессы демократизации стимулируют потребность участия общественности в управлении образованием;

Педагогическим - как показывает практика, воспитание гражданских качеств обучающихся (самосознания, навыков социальной активности, принятия решений и др.) невозможно без получения социального опыта;

Профессионально-управленческим - повышение эффективности развития системы образования без привлечения к управлению образовательными организация общественности невозможно.

Создание в образовательных организациях коллегиальных представительных органов, наделенных комплексом управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития общеобразовательной организации), способствует расширению возможностей для удовлетворения общественного заказа на образование, привлечению в образовательные учреждения дополнительных ресурсов. Таким образом, незаменимым направлением в современной образовательной организации становится социальное партнёрство.

ГЛАВА 2

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

2.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО»

Термин «Социальное партнерство в образовании», как и сама деятельность, получили полноправное признание в России несколько лет назад. Г. П. Зинченко рассматривает понятие «социальное партнерство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации. Образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем понятно и то, что общество неоднородно, а, значит, не все партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества.

В современной научной литературе и на практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно, причем последние годы содержание социального партнерства претерпело изменения. В современной науке сложились различные подходы к пониманию данной проблемы.

В рамках первого подхода, социальное партнёрство представлено как специфический вид общественных отношений между профессиональными социальными группами, слоями, классами и властными структурами.

В случае второго подхода, социальное партнёрство - это конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом .

С точки зрения третьего подхода, социальное партнёрство рассматривается как мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, общественных объединений бизнеса и органов власти .

Таким образом, по сути, партнерство – это взаимодействие участников образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, социальное партнерство - это отношения между коллективными субъектами, заинтересованными на определенном этапе взаимодействия. Оценка опыта взаимодействия сегодня показывает, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и «самоуправления» независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы государственных и негосударственных организаций для развития образовательной сферы конкретной образовательной организации, а также помогает накапливать и передавать образовательный опыт, как конкретной образовательной организации, так и ее партнеров для формирования у членов образовательного сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.

Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом:

  • Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров.
  • Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности
  • В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,
  • В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов
  • В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на механизмах: открытости и сотрудничества; общении и обмене идеями; разработанности идеологии образования и общих подходах к развитию сообщества.

Любое взаимодействие должно осуществляться в определённой системе, которая должна включать в себя следующие компоненты:

  • субъекты социального партнерства;
  • цель социального партнерства, которая может рассматриваться как формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, приводящих к повышению их воспитательного потенциала;
  • задачи, которые решаются партнерами;
  • принципы социального партнерства, которые рассматриваются как условие существования партнерских отношений;
  • деятельностное содержание социального партнерства:

Соуправление образовательным процессом;

  • обмен ресурсами и кооперация ресурсов в сфере образования (интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и др.);
  • предоставление услуг партнеру – консультативных, информационных, технических и др.;
  • разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • взаимообучение в сфере воспитательной деятельности;
  • общественно-государственная экспертиза воспитательного процесса);
  • организационные формы социального партнерства (советы, комиссии, временные творческие коллективы, проектные группы, клубы и т.д.);
  • механизм социального партнерства (совокупность методов и технологий, в частности, технология переговорного процесса, технология социального проектирования, метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления и др., обеспечивающие развитие партнерских отношений).

Социальное партнёрство может быть эффективным или неэффективным. Причинами неэффективного партнёрства могут быть следующие:

  • Непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров
  • Недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании;
  • Отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также отсутствие разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров.
  • Неэффективное взаимодействияе коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом

2.2 ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

На основе рассмотрения теоретико-методологических основ социального партнёрства попробуем создать модель социального партнёрства/ Главная цель модели – это определение этапов, приоритетных направлений действий на каждом этапе по организации социального образовательного партнёрства.

Модель может иметь ряд составляющих, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:

Наша модель будет включать следующие составляющие:

  1. Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство - это социальная проблема, на решение которой и будет направлено взаимодействие. Каждый должен чувствовать ответственность и солидарность за решение проблемы.
  2. Участники социального партнёрства
  • Педагогический коллектив образовательной организации.
  • Администрация учреждения.
  • Родители обучающихся.

Социальное партнерство возникает тогда, когда участники начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них.

  1. Роли участников партнёрства
  • Коммерческие организации - возможности финансирования
  • Государственные структуры - использование властных рычагов
  • Общественные объединения - формируют и организуют социальные инициативы граждан
  1. Методы решения:
  • использование возможностей сетевого взаимодействия для повышения качества образовательной деятельности учреждения;
  • формирование пакета информационно-аналитических материалов, подготовка пакета договорных документов, банка данных о возможных форматах ведения переговоров с социальными партнерами;
  • реализация социальных проектов и программ;
  • повышение степени открытости образовательного учреждения за счет использования общественной оценки деятельности образовательной организации;
  • использование самооценки педагогического коллектива для дальнейшего совершенствования деятельности образовательной организации;
  1. Ресурсы:
  • Наличие материально-технической базы (техника, оборудованные помещения)
  • Кадры (педагоги, административный персонал, обучающиеся, родители)
  • Информационный (официальный сайт, детско-юношеская кино – фотостудия, собственные корреспонденты, публичная страничка в соц.сети взаимодействие со СМИ и т.д).
  • Финансовый (внебюджетные источник финансирования)

Критериями эффективности данной модели будут являться:

  • повышение мотивации педагогов и родителей учащихся к повышению эффективности взаимодействия по вопросам организации и осуществлению образовательного процесса (процент родителей, принимающих участие в жизни организации, количество совместных мероприятий, уменьшение количества конфликтов и др.);
  • количество проектов, реализуемых с участием социальных партнеров;
  • повышение степени открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности;
  • уровень развития системы государственно-общественного управления образовательной организации;
  • совершенствование материально-технической базы организации;
  • объем привлечения внебюджетных средств.

Любая возникающая проблема будет решаться в рамках социального партнёрства в несколько этапов:

  1. Знакомство. На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнёрства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а образовательная организация на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен. У родителей будет много претензий и к содержанию обучения и к формам воспитательной работы с детьми. Необходимо провести мониторинг родительских запросов и ресурсов. Публичное обнародование своих приоритетов позволит привлечь именно тот контингент, которому эти идеи покажутся очень близкими. Итогом этого этапа должно стать желание родителей и других партнёров участвовать в совместной деятельности.
  2. Совместная деятельность Будущие партнёры, определившись с направлениями взаимодействия и ресурсами, приступают к разработке конкретных программ совместной деятельности. При этом важно установить разделение ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.
  3. Собственно партнёрство. Решение проблемы, реализация конкретных программ совместными усилиями. Необходимым условием партнёрских отношений является их добровольность. Принудительное создание попечительского совета противоречит идее социального партнёрства в принципе.

Данная модель или структура социального партнёрства включает составляющие, которые необходимо учитывать при построении взаимодействия. Надеемся, она позволит взаимодействовать осознанно и эффективно, определит роль и ответственность сторон взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели вопросы социального партнёрства и пришли к выводу, что оно является незаменимым фактором и движущей силой развития государственно-общественного управления образовательной организацией на современном этапе развития образования. Поставленная нами цель создания примерной модели социального партнёрства реализована. Вышеназванные направления деятельности могут лечь в основу программы сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума с последовательным планированием работы.

В итоге, правильно организованное социальное партнерство обеспечит образовательным организациям конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшит качество управленческой деятельности организаций и пойдёт на благо их развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление МОС. – Саратов, 2001 г.
  2. Антонова Л.Н. Система образования Подмосковья на пути к лидерству// Academia. Педагогический журнал
  3. Баранов, П.А. Государственно-общественное управление как ресурс развития системы образования Санкт-Петербурга/ П.А. Баранов // Управление качеством образования. - 2007. - №2. - С.84-90
  4. Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? / Педагогика. – М., №2, 2001. – с. 9-13.
  5. Ветров, А.В. На пути к социальному партнёрству: развитие социально трудовых отношений в современной России [Текст] / А.В. Ветров; под ред. Л.А. Гордона, Э.В. Клопова и др. - М.: Прогресс, 1993. - 123 с.
  6. Гусаров, В. Взаимодействие общества и государства в управлении школой/ В. Гусаров //Народное образование. - 2007. - №8. - С. 126-134.
  7. Зинченко Г.П., Рогов И.И. Социальное партнерство: учебник. М., 2009. 224 с
  8. Исправникова Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Глобализация и социальные изменения в современной России. М., 2006
  9. Осипов A.М., Карстанье П., Тумалев B.В., В. Г.Зарубин. Социальное партнерство в сфере образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ibl.ru/konf/041208/87

  10. Панова Н.В Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://сайт/shkola

  11. Токарева Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России. Автореферат дисс. на соиск. канд. пед. наук. – Саратов, 2001. – 172 с.

  12. Ярчин, И. Родители - не равнодушные наблюдатели, а активные партнеры / И. Ярчин// Учительская газета. - 2008. - № 05 февр.(№6). – С.8.

по образовательной программе дополнительного профессионального РЕФЕРАТ образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно­общественного управления в образовании» «Феномен «социальное партнерство» в образовании» на тему:

Оглавление Оглавление...............................................................................................................2 Введение...................................................................................................................3 1 Особенности социального партнерства в образовании.....................................5 2 Виды и сущность социального партнерства в школе.......................................11 Заключение.............................................................................................................18 Список использованной литературы....................................................................19 2

Введение Прогрессивная школа все более уверенно становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отображает сейчас характерные показатели современности ­ широкие способности для личного реализации его профессиональных и прочих выбора человека, необходимостей; вырастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и способностей, многообразие моделей деятельности. Главнейшей задачей прогрессивной школы становится формирование мировоззрения персоны ­ широкой системы ее взоров на мир людей и явлений ­ как база внешней и внутренней культуры. Мировоззрение складывается не столько путем передачи культурного навыка от одного поколения к иному, сколько при помощи приобретения подрастающим человеком общественного и нравственного (многообразного реального) опыта. Решение данной задачи находится в зависимости от множества причин, а именно от становления возможности к активной социокультурной адаптации. При исследовании программы становления ученые столкнулись с задачей не сформированной у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет конкретной жизненной позиции, навыка взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы следует учитывать, что нам нужно создать комплекс мер, позволяющих сформировывать у учеников ценностное отношение к миру и общественный опыт. Цель работы заключается в исследовании феномена «социальное партнерство» в сфере образования, а в частности, школы. 3

Исходя из всего вышесказанного, были поставлены следующие задачи работы: ­ изучить особенности социального партнерства в образовании; ­ проанализировать виды и сущность социального партнерства в школе. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. 4

1 Особенности социального партнерства в образовании Современные тенденции социально­экономического развития, связанные с появлением новых рынков труда, глобализации экономики, трансформации традиционных форматов использования трудовых ресурсов, более широкое обращение к интеллектуальным и информационным технологиям, ориентация на развитие человеческого капитала, активизируют процессы создания и поддержки в различных сферах систем социального партнерства. Данное понятие первоначально использовалось только в социологии и экономике, описывая процесс взаимодействия работников и работодателей, в силу этого в качестве основных партнеров выдвигались органы власти, представители бизнеса и профсоюзные организации. В настоящее время все чаще указанное явление рассматривается шире и представляется как сложный, многоплановый общественный процесс, где осуществляется совместно распределенная деятельность социальных элементов в лице представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. В этой логике социальное партнерство ­ это определенный тип взаимодействия субъектов, объединенных общими усилиями, способами решения актуальных проблем совместной жизни, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлении о методах решения общих проблем, гармонизацию общественных отношений, предотвращение конфликтов, согласование и повышение результативности действий. 5

Социальное партнерство ­ продуктивная кооперация всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально­экономического развития и сопутствующего повышения качества жизни населения, совершенствования социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности. Рассматривая социальное партнерство в расширенном контексте, можно получить значимый инструмент, позволяющий проектировать, апробировать и устанавливать новую, современную систему образования, отвечающую требованиям времени. В контексте образовательной политики «социальное партнерство трактуется как: ­ особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными нацеленный на органами власти, общественными организациями, максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса ; ­ особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития . По мнению И.М. Реморенко, социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать, как: ­ партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; ­ партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; 6

­ партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества . На современном рубеже роль образования в России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые могут без помощи других брать на себя серьезные решения в ситуации выбора, прогнозируя их вероятные результаты, могут обнаружить конструктивное решение трудности, готовы к совместной работе, выделяются мобильностью, владеют развитым чувством ответственности за происходящее. В связи с этим нужно преодолеть назревшие общественные и финансовые трудности на базе опережающего становления образования, рассматриваемого как вложение средств в будущее державы, в котором примут участие государство и общество, компании и организации, жители ­ все заинтригованные в качественном образовании. Предстоит обеспечить опережающий подъем расходов на образование, значительное повышение заработной платы сотрудникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Меры государственной помощи образования будут сочетаться с усилением роли государственной власти и управления образованием в обеспечении в сочетании с населением достойного уровня образования на базе сохранения его фундаментальности и соответствия своевременным и перспективным нуждам персоны. Модернизация образования не должна, и не может исполняться как ведомственный проект. Активными субъектами образовательной политики должны быть все жители России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные университеты власти, органы местного 7

самоуправления, профессионально­педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Задача модернизации образования состоит в создании приспособления стабильного становления системы образования. Главная проблема изыскания понятийного пространства вытекает из трудной комплексной природы социального партнерства, связанной с различными видами человеческой деятельности и отраслями научного познания и черпающей оттуда составляющие личного понятийного аппарата. Наиболее часто общественное партнерство рассматривается в фокусе социально­трудовых взаимоотношений. В данной сфере оно понимается как способ и механизм регулирования социально­трудовых взаимоотношений, разрешения противоречий между сотрудниками и работодателями, как отношения представителей бизнеса, профсоюзов и государства, как сложное социальное явление, разносторонний противоречивый процесс. Роль трех сторон в вопросах разрешения трудового законодательства, примирения интересов в области труда является традиционной формой общественного партнерства. К крупным отечественным исследованиям проблемы общественного партнерства в области социально­трудовых взаимоотношений возможно отнести работы Киселева В.Н., Михеева В.А. Гордон Л.А., Клопова Э.В., Ветрова А.В. В ряде экономических трудов общественное партнерство характеризуется как юридическая форма организации совместной финансовой деятельности нескольких физических либо юридических лиц, являет из себя переходную форму между частным, семейным предприятием и фирмой с ограниченной ответственностью. Оно создается на базе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров, участие в единых затратах, распределение прибыли, раздел имущества. Именно в данный 8

момент партнерство распространено в сфере мелкого бизнеса и услуг. Если взглянуть под другим углом, партнерство является фактической формой совместной работы фирм и компаний. Документом, подтверждающим эти отношения, традиционно является договор о кооперативном партнерстве. Социальное партнерство представляет собой сопряжение действий разных общественных институтов, которое выражается в самоактуализации участников образовательного процесса, добивающихся положительных перемен в образовательной сфере, другими словами перевода возможных форм системы образования в их важное состояние. При всем этом степень и процесс таковой самоактуализации у разных социальных институтов могут быть разными. У образовательных институтов они носят более целенаправленный, разумный и профессионально выверенный нрав, в то время как иным участникам партнерских взаимоотношений в большей степени присущи составляющие стихийности, непредвиденности и вмести с этим специфических раскладов и решений. Чем в большей степени получается согласование целей общественных партнеров, тем более действенными становятся их практические воздействия по решению образовательно­ воспитательных задач. Для эффективного общественного взаимодействия, с одной стороны, нужно формирование общего «пространства смыслов», касающегося целей и возможностей образования, если взглянуть под другим углом, в ходе самого действия происходит перемена «ментальности» отдельных социальных институтов, которые все более приближаются к пониманию и осмыслению задач образования, показывают готовность к содействию их разрешению и совместной работе в целом. Вмести с этим социальное партнерство в образовании, с нашей точки зрения, имеет ряд свежих черт, отражающих прогрессивные социально­ 9

экономические и политические особенности. Социальное партнерство инициирует активность профессионально­педагогических объединений, содействует открытости и рациональности финансовых потоков в образовании. Социальное партнерство ­ это средство, которое ориентировано на трансляцию населению положительных, плодотворных и многообещающих представлений об образовании. Следовательно, социальное партнерство в образовании подразумевает свободное выражение собственных интересов и нахождение взаимоприемлемых приемов их реализации институтами, группами, индивидами. 10

2 Виды и сущность социального партнерства в школе В начале 21 века довольно четко обозначилась потребность человека и общества в сознательно других информационно­эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне собственного внутреннего мира человека, так и на уровне социальных взаимоотношений. Прогрессивные тенденции становления образования определены процессами конфигурации ключевых парадигм восприятия мира: взамен условной стабильности ­ перманентные перемены, географическая удаленность не является преградой для общения; местные практики впитывают глобальные и рождают новейшие поликультурные традиции. Термин «партнерство» в образовании представляет упор на равноправии участников взаимодействия. Из этого можно сделать вывод, что единая задача деятельности не ущемляет персональных потребностей ее участников, а наоборот, полно отображает их. Другими словами, для вступления в партнерские отношения заинтересованному в партнерстве лицу нужно будет уверить иного в том, что предполагаемое взаимодействие даст возможность решить его трудности и, более того, в отсутствии такового взаимодействия они не имеют возможности быть разрешены. 11

А значит, идет речь о равновыгодности взаимодействия, что является, с нашей точки зрения, значимой особенностью социального партнерства в образовании. Учитывая мнение Гончар М., социальное партнерство представляет собой межгрупповую форму взаимодействия. И возникает в тех когда общественные категории понимают невозможность случаях, достижения массовых целей в отсутствии кооперации с иными обществами. Главную роль в партнерстве играет взаимоподдержка субъектов. Можно предположить, что социальное партнерство есть межгрупповое взаимодействие по реализации совместно произведенных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели групп­участников взаимодействия. Следовательно, раз классическое взаимодействие школы с социумом различалось значительной степенью директивности, пребыванием внешнего идеологического и политического давления, то социальное партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером взаимоотношений, равновесием интересов институтов, групп, индивидов, вступающих в партнерские взаимосвязи. Вследствие этого в процессе изыскания мы будем держаться позиции, что социальное партнерство в сфере образования имеет возможность рассматриваться как добровольные и равновыгодные взаимодействия и обоюдная поддержка всевозможных субъектов, исполняемые на базе межведомственных взаимосвязей, исключающих ведомственную замкнутость и изолированность. Структура основополагающих стратегии социального партнерства чрезвычайно идентична с основополагающими образовательных систем. Социальное партнерство, построенное на принципах обоюдной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязанностей, ответственности за итог работы, становится экономически важной сферой образования. 12

Современное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство­это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «школа ­ семья ­ социум», способствующего качественной подготовке ребенка к обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению. Современная школа ­ центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок­педагог­семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно­интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса. В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить: ­ взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения; ­ социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей. Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей. К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. 13

Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей. Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде. Социальное партнерство в образовании еще слишком мало освоено, если взглянуть под другим углом ­ различные виды были в практике постоянно. Из числа разных видов социального взаимодействия распознают такие, как благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнерство. Эти все понятия пришли в образование из социально­экономической сферы и все прочнее занимают тут место. Направления работы с социумом, это: благотворительность, инвестиция. спонсорство, кооперация (совместная работа), Благотворительность ­ добровольные бесплатные и бескорыстные инвестиции труда или же материально­финансовых ресурсов. Спонсорство различается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передает те самые средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, обычно, разовый нрав, данное взаимодействие быть может периодическим причем даже регулярным. 14

Кооперация, другими словами совместная работа в одном и том же либо различных, хотя связанных между собой процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество. В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются каждой стороной лично, определяются мерой ее заинтересованности и, в большинстве случаев, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или же периодический нрав, впрочем, становясь систематическим, служит основой для последующих партнерских взаимоотношений. Инвестиция ­ это вклад физических или же юридических лиц по личному желанию согласно со своим видением и отталкиваясь от индивидуальных интересов. Договор или же контракт ­ обязательная основополагающая. Сейчас довольно часто инвесторами образовательного учреждения становятся опекуны, которые создают фонд, обращая подобранные средства на становление образовательных учреждений. К они решают сделать в учреждении прогрессивный примеру, специализированный кабинет, логопедический и иные. Социальное партнерство в образовании ­ это путь его демократизации и обновления. В наше время в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, хотя неоспоримо, что непосредственно партнерство дает наибольший результат, поскольку подразумевает наиболее абсолютное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально­ образовательных задач. которое инициирует система образования как отличительная сфера социальной жизни, позволяет изменять, Партнерство, проектировать, устанавливать свежие социально важные функции. Другие виды работы с социумом также весьма могут быть полезны в конкретной ситуации, хотя более локально. Это технология социального партнерства ­ очередность определенных действий соучастников, техники данных воздействия и практики социального 15

партнерства на конкретных территориях, а еще ­ экспертиза и оценка итогов и результатов социального партнерства. Философскими и методологическими основаниями социального партнерства выступает методология, объединяющая, с одной стороны, системный расклад, если взглянуть под другим углом, все, что связано с теорией самоорганизации. Идеология социального партнерства ­ это совокупность следующих основ. Принцип взаимодополнительности: люди объединяются, поскольку каждый отдельно недостаточен, и тогда каждый делает то, что у него есть возможность делать лучше. Принцип границ: умение работать без помощи других, самоопределение в своей позиции, определение в контексте иных позиций. Принцип обмена продуктами деятельности, предъявляемыми в той или иной «товарной» форме. Взаимодействие случается в тех случаях, когда есть чем обмениваться. Когда ставится вопрос о партнерстве между соучастниками, то встает вопрос: а частью какого целого они выступают? От чьего имени провозглашается данное целое? В каком едином контексте они выступают? Конкретное выделение основ, с позиции которых рассматривается социальное партнерство, разрешает переходить к наиболее глубочайшему выявлению составляющих системы социального партнерства в образовании: цели, субъектов, значений, объектов, механизмов, операций реализации. Задача социального партнерства. Целью социального партнерства является составление межсубъектного взаимодействия, приводящей к положительным и прогнозируемым всеми субъектами положительным переменам. Как следует из значимости основных для определения СП понятий «взаимодействие», «субъект­субъектное взаимодействие», «система межсубъектного взаимодействия». 16

Во взаимодействии людей есть и остается активность двух сторон, хотя мера ее проявления различна. Социально­трудовая практика должна быть компонентом демократической школы и демократического уклада, вводимая как самостоятельная образовательная область, самостоятельное образовательное пространство. Общественная практика не столько гарантирует освоение учащимися общественной среды, получения ими настоящего практического навыка социальной деятельности, в том числе работы по оказанию помощи старикам, ветеранам, инвалидам, да и непременно вызывает рост самосознания учеников, их самоопределению в общественном смысле данного слова. Совместные дела коллектива ­ планы, акции, игры, празднички ­ все то, что в последнее время возымело признание как ключевые дела школы. При всем этом школьники должны быть непременно вовлечены в планирование и подготовку таковых событий (создание оргкомитетов, распределение ответственности и т.п.). Объединяя общими целями и общим действием разновозрастные учебные категории, классы, клубы, кружки, научные и прочие общества, основные школьные дела придают отличительный нрав взаимоотношениям в коллективе, формируя его независимый, гуманный толерантный образ жизни ­ бесценный источник настоящего демократического опыта и демократической практики для детей и подростков. Школа вправду преображается в живой общественный организм, чья полнокровная, интенсивная деятельностью жизнь пульсирует, покоряясь собственным внутренним ритмам, обеспечивая практически безграничные способности для саморазвития учеников, освоения ими общественных и гражданских позиций. Носителем уклада школьной жизни является, прежде всего, преподаватель, поэтому от его отношения к этой мысли находится в зависимости возможность ее реализации. 17

Итогом присвоения учителем новейших профессиональных ценностей является личностная вариативность, гибкость. Таким образом, выше перечисленные принципы взаимодействия способствуют формированию мотивационной готовности педагогов и администрации школы к расширению круга субъектов партнерства, благодаря которым школьники могут максимально проявить собственные способности самореализации, а также улучшают организацию подготовки педагогических кадров к решению задач социализации личности на базе идей социального партнерства в образовании. Заключение Образование во все времена являлось непреходящей ценностью, потому как оно является основой экономического развития общества, одним из причин социальной стабильности, источником подъема интеллектуального ресурса и духовно­нравственного потенциала населения. Образовательные потребности народонаселения растут, увеличивается количество кандидатов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. Достижение высокого качества образования подразумевает органичное сочетание образовательных традиций и инноваторских направленностей, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески 18

осмысленное сравнительно отечественной педагогической действительности и стратегических целей социокультурного становления общества. Партнерские отношения могут рассматриваться в виде межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется едиными ценностно­ целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, другими словами ­ совместное становление системы ценностей. Список использованной литературы 1. Концепция гражданского образования. Проект // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: 000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 19

3. Коровкин В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей как государственно­общественного управления условие образованием. Автореферат канд. Диссер. ­ СПб, 2012. становления 4. Коровкин Д.В. Педагогические условия включения учителя в управление школой. Автореферат канд. Дис ­ СПб, 2011. 162 5. Корсунов А.В., Литвинова Н.П., Сафина З.Н. Социальное партнерство в образовании взрослых. ­ Великий Новгород ­ СПб ­ Казань, 2012. ­ 188 с. 6. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: монография. ­ М., 2011 7. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно­ методический комплекс. ­ СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 8. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность// Новый город: образование для изменения качества жизни. ­ М.; СПб.: Югорск, 2013 20

Социальное партнерство в сфере образования.

Заместитель директора МБОУ СОШ № 72

имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка

Гаврилова Ольга Николаевна

Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание всего несколько лет назад. Практически никто не сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. МБОУ СОШ № 72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка имеет достаточный опыт в решении задач социального партнерства, а это сегодня, пожалуй, один из немногих путей сохранения системы дополнительного образования, воспитания. Оценка опыта взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования, учреждениями профилактики, иными образовательными организациями показало, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.
Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.
МБОУ СОШ № 72 – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области, общественными, культурными учреждениями, семьями воспитанников и т.д. Все учреждения в той или иной степени осуществляют вариативное разноуровневое образование.

В настоящее время педагогический коллектив школы сотрудничает более чем с 15 различными организациями нашего города. Привлечение общественности к управлению развитием образования – задача, обозначенная президентской программой «Наша новая школа», одна из целей которой – создание качественно нового уровня отношений, взаимодействие по решению проблем развития образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.

Перемены в социально-экономической жизни, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям в системе образования и институте семьи. Изменилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг. Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства. Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. В течение года мы проводим мониторинг среди родителей. Анализируем состав и структуру семей обучающихся детей. Выясняется, что подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное дополнительное образование, воспитание и развитие, в дальнейшем продолжили свое обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.

В связи с этим школа стремится искать возможности для удовлетворения запросов родителей. Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции общего и дополнительного образования позволяет создать единую образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования школьнику. Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений, координировать образовательный процесс на всех уровнях взаимодействий, делая его более мобильным и личностно-ориентированным. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами профильного, развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить. Это сотрудничество позволяет не только содержательно на более высоком уровне организовать досуг и занятость учащихся, но и позволяет организовать предпрофильную подготовку, реализовать профессионально-ориентированные программы. С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонически развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением создана программа воспитания и социализации учащихся «Восхождение», которая нацелена на создание условий для сотрудничества детей и взрослых.

Педагогический коллектив сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым инстинктом – значит рисковать будущим растущего человека. Поэтому педагоги учатся сами и несут свои знания родителям. Ведь чем бы ни занимались родители, кем бы они не были по специальности, они всегда – воспитатели своих детей.

Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Это родительские собрания, конференции отцов, родительские лектории, круглые столы, т.д. Родители стараются участвовать вместе с детьми в общественно-значимых делах по благоустройству здания, в конкурсах, соревнованиях, внеклассных мероприятиях и т.д. Наиболее активно и продуктивно развивается сотрудничество с образовательными и общественными учреждениями в период подготовки к массовым мероприятиям; научно-практическим конференциям. Это образовательное партнерство понимается, как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела – создания условий для получения молодым человеком образования, ориентированного на получение будущей профессии, делающим при этом осознанный выбор с чувством ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе. Партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе. В качестве положительной тенденции можно отметить то, что педагоги стремятся активно пропагандировать свой опыт работы с детьми: проведение открытых мероприятий, проведение семинаров, конференций различного уровня на базе школы и за ее пределами, публикации в СМИ, размещение информации на сайте школы, т.д. Тем самым формируется эффективная система информирования горожан об успехах и проблемах образовательного учреждения. Это позволяет не только решать задачи образования и социализации учащихся, но и активно продвигать свой «продукт» на рынке образовательных услуг, решать имиджевые задачи школы. Конечно же, введение новых государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательной школе вносит существенные коррективы во всю систему взаимодействий на рынке образовательных услуг. И в этой связи коллектив школы надеется, что существующий опыт социального партнерства позволит не только выжить, но и развиваться на современном рынке образовательных услуг в соответствии с ожиданиями общества и государства.

Понятие Социальное партнерство: это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности; – это путь построения гражданского общества.


Участники социального партнерства Социальная группа это относительно устойчивая совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Большие группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры). Малые группы, специфический признак которых непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.


Партнерство для образования партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.


Социальное партнерство в образовании нужно для того, чтобы учителя, ученики и родители вместе управляли школой чтобы учителя, педагоги могли объединиться для борьбы с государством и властью за свои права чтобы социально-экономически развивалась территория чтобы эффективно привлекать средства для развития школы чтобы предложить ресурсы школы заинтересованным сторонам вовсе не нужно социальное партнерство образовательным учреждениям Всероссийский интернет-педсовет 2008


1. Государство Государство - это партнер особого рода. выступает катализатором перемен в социально- экономической жизни, финансово и институционально поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство. создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности; формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы; привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес для осуществления целевых программ, используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ.


2. Местное самоуправление Местное самоуправление - явление общественной жизни, а не государственной власти. представляет интересы местного сообщества; в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов; действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.


3. Предприятия и Вузы упрощается доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах; обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; упрощается процедура корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям Вузов и работодателей; открываются более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения выпускника; расширяются возможности трудоустройства выпускников.


4. Некоммерческий сектор Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры: предлагают новые идеи и решения, социальные технологии; обеспечивают гражданский контроль за действиями власти; привлекают к работе волонтеров; выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.); выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).




Роли участников партнерства Коммерческие организации - возможности финансирования, Государственные структуры - использование властных рычагов, Общественные объединения - формируют и организуют социальные инициативы граждан. Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства.


Правила партнерства 1. Это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. 2. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.


Основа социального партнерства заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализация решений, отсутствии государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов каждого из партнеров; правовая обоснованность «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.


Причина партнерства Социальная проблема возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. Ситуация осложняется, если это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность.


Партнерство в образовании Преобразование трех средств системы управления в аспекте государственно- общественного управления образованием: кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений); финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).


Актуальные вопросы Каков источник появления образовательной (социальной) инициативы? Какие разные интересы, каких социальных групп при этом реализуются? Возможно, сделать открытым процесс реализации интересов? Насколько эффективно скажется реализация инициативы на благополучии ее участников, широкого социального окружения?


Функции субъектов локальный уровень долевое финансирование образовательных программ; формирование заказа на качество образования; квотирование мест для профессиональной пробы; повышения квалификации преподавателей; осуществление функций социальной поддержки обучающихся; трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов ОУ, реклама его деятельности; установление поощрительных стипендий и премий за учебные и педагогические достижения обучающихся педагогов; содействие установлению и развитию внутрирегионального, межрегионального и международного делового и культурного сотрудничества.

Понятие Социальное партнерство: - это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности; – это путь построения гражданского общества.

Участники социального партнерства n Социальная группа - это относительно устойчивая совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. n Большие группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры). n Малые группы, специфический признак которых - непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.

Партнерство для образования n партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; n партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; n партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Социальное партнерство в образовании нужно для того, чтобы учителя, ученики и родители вместе управляли школой чтобы учителя, педагоги могли объединиться для борьбы с государством и властью за свои права чтобы эффективно привлекать средства для развития школы чтобы социально-экономически развивалась территория чтобы предложить ресурсы школы заинтересованным сторонам вовсе не нужно социальное партнерство образовательным учреждениям Всероссийский интернет-педсовет 2008

1. Государство - это партнер особого рода. n выступает катализатором перемен в социальноn n экономической жизни, финансово и институционально поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство. создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности; формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы; привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес для осуществления целевых программ, используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ.

2. Местное самоуправление - явление общественной жизни, а не государственной власти. n представляет интересы местного сообщества; n в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов; n действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.

3. Предприятия и Вузы n упрощается доступ к информации о рынке труда и n n образовательных услугах; обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; упрощается процедура корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям Вузов и работодателей; открываются более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения выпускника; расширяются возможности трудоустройства выпускников.

4. Некоммерческий сектор Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры: n предлагают новые идеи и решения, социальные технологии; n обеспечивают гражданский контроль за действиями власти; n привлекают к работе волонтеров; n выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.); n выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).

5. Коммерческий сектор Бизнес и ассоциации предпринимателей: n предоставляют благотворительные пожертвования; n возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.

Роли участников партнерства n Коммерческие организации - возможности финансирования, n Государственные структуры - использование властных рычагов, n Общественные объединения - формируют и организуют социальные инициативы граждан. Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства.

Правила партнерства 1. Это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. 2. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

Основа социального партнерства n заинтересованность каждой из взаимодействующих n n n сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализация решений, отсутствии государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов каждого из партнеров; правовая обоснованность «кооперации» , предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.

Причина партнерства n Социальная проблема возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. n Ситуация осложняется, если это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность.

Партнерство в образовании Преобразование трех средств системы управления в аспекте государственнообщественного управления образованием: n кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений); n финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); n информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).

Актуальные вопросы n Каков источник появления образовательной (социальной) инициативы? n Какие разные интересы, каких социальных групп при этом реализуются? n Возможно, сделать открытым процесс реализации интересов? n Насколько эффективно скажется реализация инициативы на благополучии ее участников, широкого социального окружения?