Кредит

Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования. Оценка эффективности профориентационной помощи Что не влияет на эффективность профориентационной работы

Министр труда и социального развития Республики Дагестан ,
к. э. н., г. Махачкала
minzt@ datacom. ru

Актуальность создания эффективной целостной системы профессиональной ориентации и профессионального обучения молодежи обусловлена, прежде всего, общими задачами государственной молодежной политики, нацеленной на обеспечение права молодежи на образование и труд, в том числе за счет предоставления стартовых возможностей для трудоустройства, развития интеллектуального и духовного потенциала, ориентирования на правильно сделанный профессиональный выбор.

В связи с этим для создания условий для самореализации молодого человека и обеспечения его занятости органы службы занятости населения уделяют, особенно в последние 2 – 3 года, все большее внимание вопросам профессионального самоопределения молодежи, с тем, чтобы не допустить массовый выход на рынок труда молодых граждан, либо вообще не имеющих профессии либо обладающих бесперспективными профессиями, и являющихся по сути потенциальными кандидатами в «ряды» безработных.

В Республике Дагестан, относящейся исконно к трудоизбыточным регионам Российской Федерации и характеризующейся складывавшимся на протяжении десятилетий отставанием темпов создания рабочих мест от прироста численности трудовых ресурсов, связанным, прежде всего, с высоким естественным приростом населения и соответственно значительно большей, чем в целом по Российской Федерации, долей молодежи, вступающей в рабочий возраст, проблема занятости молодежи всегда являлась наиболее актуальной. Так, при удельном весе молодежи в общей численности населения в целом по Российской Федерации в 18 – 19%, в Республике Дагестан этот показатель всегда превышал 25%, а по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года доля молодежи возросла уже до 26,8%. В то же время в результате отсутствия в районах и городах достаточного количества рабочих мест, особенно для молодежи, вступающей в рабочий возраст, уже к 1990-м годам, т. е. до начала активного реформирования экономики, около 20% трудоспособного населения республики оставалось не вовлеченными в общественное производство, из которых значительная доля приходилась на молодежь в возрасте от 16 до 29 лет (до 30%).


С переходом к рыночной экономике и увеличением общей нагрузки на рынок труда проблема занятости молодежи приобрела еще большую актуальность и остроту в связи с тем, что при практически сохраняющихся высоких темпах прироста трудовых ресурсов вступление молодежи в трудоспособный возраст происходило уже в условиях сокращения даже имевшегося числа рабочих мест. В частности, транспортная и по сути экономическая блокада из-за обострения общественно-политической ситуации в соседних с Республикой Дагестан регионах привела к тому, что многие из предприятий и организаций республики практически приостановили свое производство. При этом если по промышленным предприятиям, расположенным в городах и предоставлявшим основную часть рабочих мест для молодежи, произошло двух-трехкратное уменьшение числа работающих, появились вынужденные отпуска по инициативе администрации и работа в режиме неполного рабочего времени , то в сельской местности была полностью приостановлена деятельность многих филиалов и цехов промышленных предприятий, а главное – расформировано и ликвидировано значительное число колхозов и совхозов, являвшихся практически основой производительных сил, как для всего сельского населения, так и для молодежи.

В целом вследствие всего этого за последние 10 лет (с 1994 по 2004 год) прирост численности трудовых ресурсов, не обеспеченных рабочими местами, составил более 100 тысяч человек, и уже свыше 27% трудоспособного населения Дагестана (против 20% к началу 1990-х годов) оказалось незанятым в экономике республики. Кроме того, уровень зарегистрированной безработицы в Республике Дагестан превысил 5% экономически активного населения против 2,7% в среднем по Российской Федерации, а из общей численности безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения городов и районов, доля молодежи в возрасте от 16 до 29 лет составляет почти 40% против 29% в среднем по Российской Федерации.

Говоря о положении молодежи на современном этапе, необходимо отметить, что безработица среди молодых граждан приводит не только к экономическим лишениям самих молодых людей, но и к снижению научно-технического и профессионального потенциала предприятий, ограничению возможности их экономического роста. Одновременно с этим крайне негативные социальные и экономические последствия имеет безработица среди выпускников учреждений профессионального образования , обусловленная недостаточной ориентацией системы образования на потребности рынка труда. Правда, с определенной долей оптимизма можно отметить, что в составе официально зарегистрированных в Республике Дагестан безработных граждан удельный вес выпускников учебных заведений всех уровней составляет всего 3,3% против 7,2% в среднем по Российской Федерации. Но вместе с тем, как показывает практика, работодатели зачастую не "жалуют" молодежь именно по причинам отсутствия опыта работы, низкой квалификации, а порой и вообще из-за отсутствия профессионального образования и какой-либо специальности.

В этих условиях одним из основных механизмов, способствующих смягчению и предупреждению молодежной безработицы, является организация и функционирование на региональном рынке труда единой системы профессиональной ориентации и профессионального обучения граждан, направленной на обеспечение конкурентоспособности и активности граждан на рынке труда путем содействия в последующем выборе оптимального для них вида занятости с учетом индивидуальных интересов, потребностей и возможностей каждого человека. И многое при этом зависит от способности органов службы занятости населения предоставить квалифицированную помощь гражданам, и в особенности впервые попадающим на рынок труда, при принятии ими решения о выборе или смене профессии.


Основная предназначенность профессиональной ориентации населения, проводимой службой занятости населения, заключается в предоставлении населению, и в первую очередь молодежи, учащимся выпускных классов общеобразовательных школ информации о состоянии рынка труда, содержании и перспективах развития рынка профессий, потребностях хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, а также в оказании консультативной помощи и необходимого содействия обратившимся в центры занятости населения в выборе (перемене) профессии, профиля профессионального обучения. Методы и направления профессиональной ориентации, используемые специалистами центров занятости населения, различны для определенных категорий граждан, которым предоставляются профориентационные услуги.

В частности, профессиональная ориентация молодежи направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь молодым людям – выпускникам общеобразовательных школ определиться в мире профессий и сориентироваться в выборе своей последующей профессиональной деятельности . Анализ результатов данных анкетирования учащихся старших классов общеобразовательных школ свидетельствует о том, что молодежь и нацеливает себя, как максимум, на профессий, тогда как на рынке труда представлено более 25 тысяч специальностей. В результате молодые люди, вступающие в рабочий возраст, нередко приобретают профессии, заведомо неконкурентоспособные на рынке труда, по которым уже сложился избыток рабочей силы. В связи с этим органы службы занятости населения вынуждены уделять все большее внимание вопросам профессионального самоопределения молодежи, проведению превентивных мероприятий, направленных на профилактику безработицы среди них, с тем, чтобы не допустить массовый выход на рынок труда молодежи с бесперспективными, с точки зрения работодателей, профессиями.

Прежде всего, с целью оказания помощи молодежи в профессиональном самоопределении и принятии осознанного решения в выборе профессионального пути силами профконсультантов центров занятости населения в городах и районах проводится работа по профессиональной ориентации в школах. При этом для проведения этой работы Центры занятости населения в городах и районах ежегодно заключают договора по предоставлению профессиональной информации и профессиональной консультации учащимся выпускных классов в сельской местности с каждой общеобразовательной школой, а в городах – с управлениями образованием. Согласно договору, школа информирует соответствующий Центр занятости населения о дате, времени и месте проведения профориентационного занятия, предоставляет помещение и обеспечивает контингент учащихся. Со своей стороны Центр занятости населения в согласованные со школой сроки направляет инспектора-профконсультанта, который осуществляет профессиональное информирование учащихся о состоянии рынка труда, перспективных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к человеку, предоставляет профессиональные консультации учащимся по вопросам соответствия их профессиональных намерений способностям. На основании заключенных договоров центры занятости населения в городах и районах разрабатывают Программы оказания превентивных профориентационных услуг учащимся выпускных классов общеобразовательных школ и составляют планы-графики посещения указанных общеобразовательных учреждений.

Программы оказания превентивных профориентационных услуг учащимся выпускных классов общеобразовательных школ включают в себя перечень профориентационных мероприятий, которые будут проведены в той или иной школе, а именно – лекции или практические занятия, тестирование, анкетирование, тренинги, тематические экскурсии на предприятия, профориентационные игры, конкурсы творческих работ и другие мероприятия. В результате использования в работе специалистами-профконсультантами профессиограмм школьники знакомятся с профессиями и набором базовых компетенций и способностей, необходимых для выполнения той или иной работы, путями освоения профессии, получают представления о медицинских показаниях и противопоказаниях по конкретной специальности. Помимо этого применение психологических тестов и методик, таких как анкета "Ориентация", дифференциально-диагностический опросник и других, позволяет выявить умения и способности будущих выпускников к различным видам профессиональной деятельности, а также профессионально важные качества и типы личности. Результаты этого тестирования позволяют старшеклассникам определиться с имеющимися у них склонностями и желаниями получить ту или иную профессию, но с учетом ее конкурентоспособности на современном рынке труда конкретного города или района.

Наряду с расширением видов оказываемых органами государственной службы занятости населения профориентационных услуг увеличиваются и масштабы проводимой ими профориентационной работы. Так, за период с 2000 по 2004 годы более 150 тысяч учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ в Республике Дагестан получили услуги по профессиональной ориентации через Центры занятости населения городов и районов. Причем если в 2000 году удельный вес школьников, получивших профориентационные услуги, составил всего 10% и профориентационными услугами воспользовался 1 из 10 старшеклассников, в 2003 году этот показатель превышал 30%, то в 2004 году профессиональной ориентацией было охвачено уже до 80% учащихся выпускных классов общеобразовательных школ.

Одновременно с этим большое значение придается и улучшению качества предоставления профориентационных услуг. Так, начиная с 2002 года активизирована работа по взаимодействию специалистов центров занятости населения со школьными психологами, организуются экскурсии на промышленные предприятия, а дни службы занятости в школах и Дни открытых дверей в Центрах занятости населения уже стали привычными акциями.

Еще одним направлением профессиональной ориентации, проводимой Центрами занятости населения при участии учреждений образования, работодателей и при поддержке органов местного самоуправления является ежегодное проведение Дней профессионального самоопределения молодежи с одновременной организацией ярмарок учебных мест и молодежных вакансий для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ и безработной молодежи. Причем в апреле 2004 года во всех районах и городах республики был впервые проведен Единый день профориентации молодежи "Выбор профессии", а в апреле – мае 2005 года проводился месячник оказания профориентационных услуг учащимся выпускных классов общеобразовательных учреждений «На пороге выбора профессии». Указанные массовые информационные акции проводятся с целью оказания содействия безработным гражданам, и в первую очередь безработной молодежи, в поиске подходящего рабочего места, работодателям – в отборе необходимых им работников, учебным заведениям – в комплектовании учебных групп, а молодежи – в выборе своей будущей профессиональной деятельности. Организуя встречу работодателей и руководителей учебных заведений с молодыми гражданами, ищущими работу, и выпускниками общеобразовательных школ, органы службы занятости населения обеспечивают их непосредственный контакт, ведь получая полную информацию об имеющихся вакансиях от кадровой службы самого предприятия, у безработного повышаются шансы найти работу, а само предприятие получает возможность выбрать нужного им кандидата в соответствии с предъявляемыми к нему квалификационными требованиями. При этом служба занятости населения выступает уже не только как посредник между работодателем и безработным, но и как активный участник, обеспечивающий функционирование рынка труда.

В целях организации профессионального ориентирования молодежи на выбор рабочих профессий, пользующихся спросом на рынке труда, в восьми городах республики (из десяти) органами службы занятости населения проведено профориентационное мероприятие “День пропаганды рабочих профессий для учащейся молодежи”, в котором приняли участие более 3400 учащихся школ старших классов, не определившихся в выборе профессии. Распределившиеся по секциям работники Центров занятости населения предлагали вниманию будущих выпускников школ профессиональную информацию, профессиональную консультацию, тестирование, тренинги. В ходе профессионального консультирования учащиеся ознакомились с видеопрофессиограммами наиболее востребованных у работодателей рабочих профессий. Более 1000 учащихся участвовали в комплексном профессиональном тестировании по методикам “Матрица выбора профессии”, “Экспресс-ориентация”. Большой популярностью у старшеклассников пользовалась секция, в которой проводился тренинг “Мой характер и профессия”, направленный на формирование у старшеклассников позитивного отношения к любой профессиональной деятельности. В соответствии с программой мероприятия состоялись встречи с работодателями, представителями промышленных предприятий, информационные беседы о самых популярных на сегодняшний день профессиях. В течение дня проводилось социологическое исследование с целью изучения профессиональных намерений учащихся, в рамках которого большинство участников Дня пропаганды рабочих профессий на вопрос анкеты "Как Вы относитесь к проведению службой занятости подобных мероприятий" ответили, что они необходимы, так как помогают решать вопросы трудоустройства.

Кроме того, под эгидой Центров занятости населения в мае 2005 года в городах республики проведены «Дни пропаганды военной профессии», в рамках которых представители призывных отделений военных комиссариатов предоставили будущим выпускникам подробную информацию о людях военной профессии, ее преимуществах, льготах, которыми пользуются семьи военнослужащих, правилах предварительного медицинского и психологического отбора на военные специальности в образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, в которых их можно получить, требованиях, предъявляемых к поступающим.

В целях определения профессиональных склонностей молодежи, адаптации к трудовой деятельности, развитию творческого потенциала органами службы занятости совместно с органами управления образованием проведен республиканский конкурс “Я выбираю профессию” на лучшее сочинение среди учащихся выпускных классов общеобразовательных учреждений, в котором приняли участие более 1200 учащихся 9-х и 11-х классов из всех городов и 26 районов республики. Победителям конкурса, наиболее интересно и мотивированно осветившим вопросы выбора будущей профессии по различным номинациям, были вручены дипломы и памятные призы.

Другим направлением профессиональной ориентации молодежи, используемым органами службы занятости населения, является психологическая поддержка, основной целью которой является предупреждение развития негативных тенденций в психологии молодых людей, преодоление трудностей личностного роста, усиление мотивации решения проблем собственного трудоустройства, обучение необходимым навыкам коммуникации для установления успешного психологического контакта с потенциальными работодателями. Такого рода услуги предоставляются безработным гражданам при посещении ими Центров занятости населения по специальным тестам и соответствующим психологическим методикам.

Как одна из наиболее эффективных форм оказания психологической помощи безработным гражданам из числа молодежи и обучения навыкам самостоятельного поиска работы в относительно короткие сроки все большую актуальность приобретает Программа социальной адаптации на рынке труда «Клуб ищущих работу», право участия в которой Центрами занятости населения, предоставляется, в первую очередь, молодым гражданам, испытывающим наибольшие затруднения с трудоустройством. Реализуемая в Клубах технология поиска работы позволяет выявить и устранить слабые стороны при индивидуальном поиске вариантов трудоустройства, повысить мотивацию и приобрести навыки самостоятельного поиска работы. Только в 2004 году из 500 безработных граждан, посещавших Клубы ищущих работу, трудоустроились более половины.

Одной из упреждающих мер по предупреждению роста безработицы среди молодежи является и всеохватывающая профессиональная подготовка. Ее главная задача – не допустить выхода подростков на рынок труда без первоначального профессионального образования, предоставить им возможность приобрести профессию или специальность, пользующуюся спросом на рынке труда, с целью последующего трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости. При этом деятельность Центров занятости населения городов и районов направлена и на расширение масштабов профессионального обучения безработных граждан, прежде всего из числа молодежи. Так, если в 2000 году на профобучение было направлено 1,7 тыс. состоящих на учете безработных, в 2002 году – 2,5 тыс. человек, то в 2004 году возможность пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку предоставлена уже 5,4 тысячи безработных граждан, практически все из которых не достигли 29-летнего возраста. В 2005 году центрами занятости населения на профессиональное обучение планируется направить свыше 9 тыс. безработных граждан, что в свою очередь уже в 2 раза превысит объемы профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан за 2004 год.

В целях формирования учебно-производственной базы для осуществления профессионального обучения безработных граждан ежегодно проводятся открытые конкурсные торги по отбору образовательных учреждений и организаций. Причем при подведении итогов конкурсных торгов органами службы занятости учитываются состояние учебной базы, показатели по стоимости и срокам обучения, количеству учебных часов, а также наличие возможности предоставления учебным заведением условий для проживания на период обучения. Для организации направления на профессиональное обучение безработных граждан органы службы занятости населения заключают с соответствующими учебными заведениями договора (государственные контракты), в рамках которых предусматриваются выплата стипендии безработным гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости населения, частичная компенсация расходов учебных заведений (согласно представляемых калькуляций) на профессиональную подготовку граждан, направленных службой занятости населения.

На 2005 год банк учебно-курсовой сети, используемый органами службы занятости населения в Республике Дагестан, включает в себя 39 образовательных учреждений республики всех уровней, в которых может осуществляться профессиональное обучение безработных граждан по 66 профессиям и специальностям. Так, в соответствии с конъюнктурой рынка труда и запросами работодателей обучение по направлению центров занятости населения городов и районов проводится по таким специальностям, как оператор-пользователь ЭВМ, электросварщик, лифтер, слесарь-сантехник, оператор котельной для жилищно-коммунального хозяйства и др. В сфере бытового обслуживания обучение проводится по профессиям парикмахер, портной, электромонтер, радиотелемастер. Одновременно с этим для обеспечения потребности крупных промышленных предприятий в рабочей силе проводилась работа по профессиональному обучению безработных граждан непосредственно на рабочих местах. В частности, только в 2004 году на ученических рабочих местах с использованием учебно-производственной базы ОАО "Стекловолокно" (г. Махачкала) организовано профобучение 114 безработных граждан, ОАО "Концерн КЭМЗ"(г. Кизляр) – 60 чел., ОАО "Завод Дагдизель" (г. Каспийск) – 35 чел. с последующим их гарантированным трудоустройством на этих же предприятиях. Вместе с тем, учитывая, что число безработных в республике значительно превышает потребность работодателей в дополнительной рабочей силе, Центрами занятости населения городов и районов организуется и обучение по профессиям, позволяющим безработному организовать собственное дело, заняться индивидуальной трудовой деятельностью , работать в коммерческих структурах.

Помимо перечисленных мероприятий по комплексу профориентационных услуг и направления на профессиональное обучение безработных граждан, Центрами занятости населения в целях предупреждения и снижения уровня безработицы среди молодежи обеспечивается организация временной занятости подростков, в том числе в свободное от учебы время. При этом основными видами деятельности несовершеннолетних, применяемыми в республике, являются ремонт мелкого школьного инвентаря, работы по благоустройству территорий, оказание социальной помощи престарелым гражданам и инвалидам. Только в 2004 году свыше 15 тысяч подростков были задействованы при выполнении указанных видов работ с оплатой их труда за счет средств федерального бюджета .

В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений, граждан, уволенных с военной службы, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц моложе 18 лет, испытывающих трудности в поиске работы, администрациями городов и районов по представлению соответствующих центров занятости населения ежегодно осуществляется квотирование рабочих мест для их трудоустройства. Причем ежегодно до 2 – 2,5 тыс. молодых людей трудоустраиваются по направлению центров занятости населения в порядке установленной квоты, а сам уровень использования имеющейся квоты растет, и в 2004 году он составил уже свыше 70% от заквотированного числа рабочих мест.

В целом же, принимая во внимание, что и рынок труда, и в особенности работодатели, объективно заинтересованные в качестве рабочей силы, предъявляют жесткие требования к работнику, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность молодежи несколько ниже в сравнении с другими категориями населения. Так, если в 2004 г. в целом по Республике Дагестан уровень трудоустройства обратившихся в центры занятости населения в поисках работы граждан составил 65,2%, то среди обратившейся за содействием в трудоустройстве молодежи уровень трудоустройства не превысил 56% их общего числа.

Вместе с тем следует отметить, что хорошо образованная, профессионально подготовленная молодежь по востребованным работодателями специальностям была и остается конкурентоспособной на рынке труда, более того – этот процесс набирает силу. Конечно, иногда гражданин действительно не может найти работу в силу каких-либо объективных причин. В этом случае гражданам, в том числе и выпускникам, признанным безработными, гарантирована социальная помощь в виде выплаты пособия по безработице, а также социальная поддержка на время профессиональной подготовки и поиска работы. Важно только, чтобы поиск не затягивался, ведь каждый потерянный без работы день может расцениваться работодателем как "минус" соискателя на рабочее место.

Исходя из изложенного и принимая во внимание то, что обеспечение занятости молодежи является важнейшим составляющим не только государственной политики содействия занятости, но и одним из приоритетов социальной политики в целом, на наш взгляд, необходимо использовать следующий комплекс дополнительных мер по профориентации, профессиональному образованию и практической производственной подготовке молодежи в целях использования их потенциала для дальнейшего развития экономики.

Прежде всего, с учетом опыта проводимых мероприятий в области профессиональной ориентации молодежи, органы службы занятости населения должны обратить внимание на еще одну группу подростков – учащихся 7 – 8 классов общеобразовательных школ, так как именно в этом возрасте у детей начинают формироваться первые представления о выборе будущей профессии, и главное здесь – вовремя сориентировать подростков на перспективные специальности, которые будут пользоваться спросом на рынке труда через 8 – 9 лет. Кроме того, видится целесообразным введение в школах теоретических и практических уроков, посвященных правильному выбору будущей профессии, которые могут проводиться силами школьных психологов при методической поддержке профконсультантов органов службы занятости.

Еще одной группой молодежи, которой сегодня практически не оказываются профконсультационные услуги, являются выпускники высших учебных заведений. В то же время предоставление им своевременной консультационной помощи с целью формирования эффективного поведения на рынке труда и навыков поиска подходящей работы, безусловно, будет способствовать их скорейшей адаптации на рынке труда, в связи с чем органы службы занятости населения планируют с 2005 года охватывать и эту категория граждан консультационными услугами.

В настоящее время видится целесообразным восстановление программы "Молодежная практика" для выпускников профессиональных учебных заведений, чьи профессиональные способности и навыки оказались невостребованными на рынке труда. Эта программа позволяла молодежи пройти адаптацию в производственном коллективе , наработать начальные трудовые навыки и получить постоянную работу, закрепившись в коллективе по результатам собственной работы и отношению к делу.

Кроме того, одним из вариантов стажировки выпускников, приобретения ими практических навыков работы могла бы стать и система кредитования производственной практики с использованием возвратных средств.

Наряду с подготовкой кадров, важное значение имеет принятие мер по закреплению молодых специалистов на предприятии, в том числе за счет установления им доплат, надбавок, других выплат стимулирующего характера к выплачиваемой заработной плате , льгот по обеспечению детскими дошкольными учреждениями, жильем и другими социальными гарантиями . При этом следует иметь в виду, что для выпускника крайне важно иметь длительный начальный период его работы на одном месте, так как именно это практически всегда является определяющим в последующей карьере и должностном росте.

Актуальными в условиях Республики Дагестан являются и вопросы развития молодежного предпринимательства посредством оказания необходимых услуг молодежи в вопросах получения ими различных консультаций, разработке бизнес-планов, маркетинговых услуг, ведения постоянно обновляемого реестра молодых предпринимателей, предоставления необходимых для открытия собственного дела кредитных средств. Этими вопросами более активно должны заниматься соответствующие структуры по развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, осуществляющие кредитование сферы малого бизнеса, создавая в районах и городах широкую сеть центров содействия молодежному предпринимательству.

Предметом постоянного внимания органов исполнительной власти должна стать подготовка высококвалифицированных кадров по рабочим специальностям. Так, в связи с передачей вопросов функционирования системы профтехобразования регионам остро стоит вопрос ее реформирования, поскольку уровень подготовки специалистов в профессионально-техничес-ких училищах и получаемый выпускниками квалификационный разряд не соответствуют потребностям предприятий и организаций, в том числе и заявляемым ими в центры занятости населения по месту своего расположения. В связи с этим предлагается создание на базе имеющихся профессиональных училищ многопрофильных центров подготовки рабочих кадров, специалистов для социальной сферы, предпринимателей, центров развития ремесленничества.

В целях повышения качества подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием по востребованным на рынке труда профессиям, исключения массового дублирования выпуска учащихся и студентов по одним и тем же специальностям в различных государственных и негосударственных учебных заведениях, на наш взгляд, необходимо определиться по каждой значимой для экономики региона специальности с базовым учебным заведением, осуществляющим профессиональную подготовку по ней. Данные учебные заведения могут выступать не только как методологические центры, но и совместно с органами службы занятости населения отслеживать конъюнктуру рынка труда, своевременно внося предложения по корректировке объемов и направлений подготовки специалистов. Сегодня же, зачастую выпуск учащихся и студентов осуществляется по одним и тем же специальностям, не пользующимся спросом на рынке труда. Более того, таких специалистов одновременно готовят в нескольких образовательных учреждениях разного уровня, в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, на различных долгосрочных и краткосрочных курсах. Получается, что на практике все учат, к примеру, на бухгалтеров, но квалифицированного специалиста-бухгалтера подобрать, как правило, затруднительно при значительной численности состоящих на учете в центрах занятости населения.

Совершенствованию структуры подготовки кадров, сокращению контингента выпускников по профессиям, не пользующийся спросом на рынке труда, на наш взгляд, способствовало бы и активное внедрение в практику контрактной системы подготовки специалистов, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием». В связи с этим особые надежды возлагаются на разрабатываемые балансы спроса и предложения рабочей силы в разрезе образовательных специальностей на рынке труда, в которых на уровне каждого субъекта Российской Федерации происходит увязка потребностей работодателей с объемами и направлениями выпуска специалистов, с учетом потребности регионов в специалистах с высшим и средним специальным образованием. Немаловажное значение при этом имеет согласование объемов и профилей подготовки специалистов, осуществляемой учебными заведениями, расположенными на территории республики. На сегодня, к примеру, все обращения учебных заведений по открытию новых специальностей, представляемые в службу занятости республики, всесторонне анализируются, вплоть до рассмотрения возможности гарантии трудоустройства выпускников по этим специальностям. В этой связи следовало бы повысить заинтересованность высших и средних специальных учебных заведений, Совета ректоров высших учебных заведений в вопросах востребованности на рынке труда выпускаемых ими специалистов.

Все вышеизложенное свидетельствует об особой значимости, в условиях совершенствования государственной политики занятости населения, повышения эффективности профессиональной ориентации и профессионального обучения молодежи как фактора, определяющего их конкурентоспособность на рынке труда в регионах Российской Федерации. Одновременно с этим отмечается, что решение вопросов государственного регулирования процессов подготовки специалистов с учетом потребности рынка труда, безусловно, должно способствовать устойчивому развитию социально-экономического и научно-технического потенциала как отдельно взятых субъектов Российской Федерации, так и в целом государства за счет кадрового сопровождения реализуемых мероприятий и программ.

ЖОЛОВАН С.В. Кандидат педагогических наук, доцент,
Ректор Санкт-Петербургской академии постдимломного педагогического образования

Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования

Необходимо отметить, что особенностью регионального рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы по рабочим профессиям.

В связи с этим важное место в работе педагогических коллективов уделяется профессиональному информированию, которое отвечает следующим требованиям:

Достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
- актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
- перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
- обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
- доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
- привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

В ГОУ НПО и СПО систематически используются разнообразные формы профориентационной работы, эффективность которых различна, по мнению работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (диаграмма 1).

Из данной диаграммы видно, что во всех образовательных учреждениях распространяется рекламная продукция и размещается информация на сайте. Однако результаты исследования выявляют их самую низкую результативность (распространение рекламной продукции и размещение информация на сайте по 19%). Эффективность проведения Дней открытых дверей самая высокая (52%), но недостаточная, т.к. используется систематически, но в традиционной форме. Низкая эффективность презентации образовательного учреждения в школах (30%), экскурсий в ГОУ НПО и СПО (22%) и выступлений на родительских собраниях (22%) обусловлена недостаточной заинтересованностью школ и гимназий города в совместной с учреждениями начального и среднего профессионального образования профориентационной работе. Активные формы профориентационной работы, несмотря на ограниченность их использования, подтверждают свою эффективность (профориентационные игры, викторины, фестивали – 45%, профессиональные пробы – 33%, мастер-классы – 30%).

Исследование мотивации поступления в ГОУ НПО и СПО, выбора профессии обучающихся на 1-5 курсах (диаграмма 2) определяет приоритетные направления профориентационной работы.

Анализ диаграммы показывает, что:

Большинство респондентов выбрали образовательное учреждение самостоятельно и осознано (42,6%);
- существенное влияние оказали родители (22,3%) и друзья (17,3%);
- заработная плата в выбранной отрасли не является определяющим мотивом выбора профессии (8,2%);
- достаточно высок процент тех, кто выбрал образовательное учреждение случайно (14,5%);
- необходимо обратить внимание на то, что рекламная деятельность ГОУ НПО и СПО недостаточно эффективна (3,5%).

Данные результаты находят подтверждение при исследовании мотивации поступления в ГОУ НПО и СПО, выбора профессии первокурсников 2010-2011 учебного года:

Большинство респондентов выбрали образовательное учреждение самостоятельно (39%) или на их выбор оказали влияние родители, другие члены семьи и родственники (36%);
- существенно влияние на выбор профессии друзей и соседей (19%);
- возможность получать хороший заработок по окончании обучения является для первокурсников одним из определяющих мотивов (36%);
- достаточно высок процент тех, кто выбрал образовательное учреждение случайно (легко поступить – 15%, легко учиться – 10%, не поступил(а) в ВУЗ, колледж – 10%, решил(а) поступать за компанию с друзьям – 8%);
- рекламная деятельность ГОУ НПО и СПО незначительно повлияла на выбор первокурсников (рекламные материалы образовательного учреждения (буклеты, памятки и т.п.) – 6% , СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы) – 3%, реклама образовательного учреждения, размещенная на транспорте и т.п. – 2%).

Для эффективной подготовки специалистов необходимо партнёрство учреждений общего, профессионального и дополнительного образования с работодателями. Результаты исследования показывают, что в этом направлении профориентационная работа недостаточная с точки зрения влияния на профессиональный выбор абитуриентов (влияние школьных учителей – 6%, педагогов дополнительного образования – 5%, психологов (профконсультантов) – 4%).

Анкетирование первокурсников позволяет определить, из каких источников они узнали о конкретном образовательном учреждении (диаграмма 3).

Из данной диаграммы видно, что информация в справочнике для поступающих в учреждения профессионального образования (27%) и от друзей, знакомых, соседей (23%) является определяющей. Необходимо отметить, что 51,6% обучающихся в ГОУ НПО и СПО посоветовали бы своим друзьям поступать в образовательное учреждение, в котором они получают профессию (специальность).

На базе 70% ГОУ НПО и СПО созданы профориентационные агитбригады, но только 50% хотели бы принять участие в городском конкурсе агитбригад в 2011 году. Дни открытых дверей, которые проводятся регулярно, недостаточно эффективны (14%), как и сайты образовательных учреждений (15%), посещения школ представителями образовательного учреждения (12%), участие в различных профориентационных мероприятиях(8%), ярмарки вакансий учебных мест в районе (7%), что совпадает с мнением работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Проведенные исследования позволяют определить ожидания обучающихся от образовательных учреждений (диаграмма 4).

Приоритетными являются получение профессии, прочные знания по предметам и умение самостоятельно мыслить. Так же отмечаются возможность гарантированного устройства по окончании обучения и опыт общения с людьми. Выбранную профессию (специальность) считают востребованной на рынке труда 24% первокурсников. Результаты исследования подтверждают взаимосвязь востребованности профессии (специальности) на рынке труда с удовлетворенностью выбранной профессией (специальностью) (диаграмма 5).

В процессе обучения наблюдается положительная динамика по вопросу востребованности профессии (специальности) на рынке труда. 52,2% обучающихся в ГОУ НПО и СПО считают, что будущая профессия (специальность) очень востребована, 27,4% - что востребована недостаточно, 4% - что будет востребована очень скоро. Однако 6,4% считают, что совершенно не востребована. Эти данные соответствуют уровню удовлетворенности выбранной профессией (61,6% - довольны своим выбором, 27,1% - еще не определились в своем отношении к выбранной профессии (специальности), 6,4% - абсолютно все равно и 4,3% - разочарованы в выборе).

По результатам исследования определены мероприятия, проводимые образовательными учреждениями профессионального образования для решения нескольких взаимосвязанных задач:

Утверждение обучающихся в правильности выбора профессионального образования (диаграмма 6);
- социальная и профессиональная адаптация в ходе образовательного процесса к рынку труда (диаграмма 7);
- трудоустройство по полученной профессии (диаграмма 8)

Анализ диаграммы показывает, что для утверждения обучающихся в правильности выбора профессионального образования:

Организуются экскурсии на предприятия города (100%);
- проводятся конкурсы профессионального мастерства (63%);
- различные творческие конкурсы и встречи с выпускниками (по 45%).

Результаты анкетирования работников ГОУ НПО и СПО свидетельствуют о том, что так же проводятся классные часы, беседы мастеров производственного обучения, посещение музеев, временное трудоустройство по выбранной профессии в свободное от учебы время, анкетирование и тестирование обучающихся (по 27%).

Анализ диаграммы показывает, что для социальной и профессиональной адаптации в ходе образовательного процесса к рынку труда:

Проводится обучение по курсу «Основы поиска работы и трудоустройства» (100%);
- организуются экскурсии на предприятия (63%);
- осуществляется индивидуальное сопровождение обучающихся во время производственной практики (55%);
- проводятся конкурсы профессионального мастерства, встречи выпускников с работодателями и представителями Центра занятости, анкетирование и тестирование обучающихся (по 36%);
- оказывается содействие временному трудоустройству обучающихся, и проводятся различные имитационные, деловые, организационно-деятельностные игры (по 27%);
- проводятся беседы с учащимися о перспективах развития отрасли, мониторинг вакансий и заработных плат (по 18%).

Анализ диаграммы показывает, что для трудоустройства по полученной профессии:

Проводятся собеседование работодателей с выпускниками и встречи с представителями социальных партнёров (91%);
- информируют выпускников о вакантных рабочих местах на предприятиях (73%);
- заключаются долгосрочные договора с предприятиями на подготовку, стажировку и трудоустройство выпускников (63%).

Результаты исследования определяют основные проблемы в профориентационной работе, по мнению работников учреждений начального и среднего профессионального образования (диаграмма 9).

Из данной диаграммы видно, что основные проблемы в профориентационной работе следующие:

Не создаются условия для профориентационной работе в школе для представителей ГОУ НПО и СПО (67%);
- недостаточно методической продукции по вопросам организации и проведения профориентационной работы (37%);
- использование в профориентационной работе только традиционных форм и методов (15%);
- недостаточный уровень профессиональной компетентности работников учреждения по вопросам профориентационной деятельности (12%).

Исходя из данных диаграмм, необходимо обратить внимание на мероприятия по психологическому сопровождению для утверждения обучающихся в правильности выбора профессионального образования, для социальной и профессиональной адаптации в ходе образовательного процесса к рынку труда, для трудоустройства по полученной профессии.

Несмотря на недостаточную эффективность, в 2010-2011 учебном году на базе образовательных учреждений планируются аналогичные профориентационные мероприятия. 30% не планируют проводить встречи с успешными работниками производства и лицами, достигшими значительных успехов в трудовой деятельности, окончивших ОУ НПО и СПО и начавших свою трудовую карьеру с рабочих профессий. 33% планируют приглашение только тех, с кем ранее проводились подобные встречи. 10% проводят подобные мероприятия только с выпускниками, которые в настоящее время работают в том же ГОУ НПО и СПО.

Результаты исследования позволяют обобщить предложения от образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по повышению эффективности профориентационной работы (диаграмма 10).

Исходя из данной диаграммы видно, что целесообразно решение следующих вопросов:

Создание более благоприятные условия для профориентационной работы в 9-11 классах школ и гимназий города (42%);
- разработка методических рекомендаций для школ и учреждений НПО и СПО с конкретными предложениями для обеих сторон (30%);
- организация совместных мероприятий (конференции, семинары, круглые столы) по вопросам профориентации с представителями школ, с работодателями (23%);
- дополнительное финансирование профориентационной работы (18%);
- повышение квалификации специалистов (18%);
- создание общего сайта с форумом (18%);
- информирование в СМИ о мероприятиях, которые проводятся в ГОУ НПО и СПО (6%);
- издание сборника действующих нормативных документов (6%).

Процесс выбора профессии требует к себе большого внимания, потому что работа оказывает на состояние и самочувствие человека огромное влияние. Адекватное представление о выбираемой профессии влияет на исход выбора, от которого зависит карьера, и это особенно сложно сделать тем, кто хочет жить и работать в сельской местности. Исследование для дипломной работы проводилось в Республике Алтай (далее - РА), где 75% населения - сельские жители. А, как известно, жизнь и деятельность в сельской местности существенно отличается от городской жизнедеятельности. Как показал опрос экспертов Турочакского района, то в настоящее время из-за отсутствия как такового рынка труда в большинстве населенных пунктов РА, происходит либо отток молодежи в другие населенные пункты, либо увеличивается количество безработных, многие из которых даже не хотят вставать в службу занятости на учет и получать пособие или переучиваться. Только малая часть молодых специалистов может трудоустроиться по полученной специальности (см. Рисунок 6).

Рисунок 6 - Молодые специалисты, уроженцы сельской местности Турочакского района РА

Все эксперты убеждены, что профориентация молодежи в настоящее время особенно актуальна. Многие уверены в том, что молодые люди неосознанно подходят к выбору профессии, считая, что неважно какую профессию получать, лишь бы это приносило хороший финансовый доход. Тогда как сами эксперты считают, что профессиональная ориентация только положительным образом может сказаться на становлении личности как профессионала, может подготовить молодого человека к жесткой конкуренции на рынке труда села.

Что касается вопроса о такой функции специалиста по социальной работе как профориентация молодежи, то многие из экспертов готовы признать, что это должно быть не только функцией, но и основной обязанностью отдельно взятого специалиста. Но осложняется это все теми, же вопросами финансирования.

Специалисты-эксперты единогласно ответили, что мероприятия, проводимые в интернате, детском доме или приюте ничем не отличаются от элективных курсов, проводящихся в средних общеобразовательных школах. Но осложняется это тем, что у социальных педагогов очень большая нагрузка и без профориентации, а дополнительные ставки только в проекте.

Кроме того, многие сошлись в ответе и на вопрос о применении методов социальной работы при профориентации: профориентационные технологии уже содержат ряд методов социальной работы, таких как психологические, педагогические, экономические, консультирование, целеполагание и т.п. Но если, проанализировать остальные методы социальной работы - то можно сделать вывод, что и они принимают опосредованное участие в профориентации.

Мнение экспертов разделилось по вопросу о том, кто должен заниматься проблемой профориентации. Некоторые считают, что это должны быть образовательные учреждения, т.к. одной из задач психологов и социальных педагогов этих учреждений является формирование правильных взглядов на профессиональное становление личности. Другие убеждены, что Комитет по делам молодежи совместно с Центром занятости населения - т.к. осознанный правильный выбор профессии поможет сократить число социальных патологий и уменьшить количество безработных. Третья точка зрения, что профориентацией должен заниматься Комплексный центр социального обслуживания семьи и детей, т.к. в благополучных семьях уделяют больше внимания вопросам развития ребенка, а молодежь из семей группы риска остается в стороне от профессионального становления, полагаясь на собственный опыт и знания. Кто-то уверен - что эта функция должна принадлежать непременно Центру занятости населения.

Все эксперты ответили однозначно: необходимо создание профориентационного центра, т.к. потребность в профессиональной ориентации с каждым годом возрастает. Но, при открытии центра профориентации можно будет столкнуться с трудностями не только финансового характера, а также и проблемой оснащения центра материально-технической базой, начиная с помещения, и заканчивая научно-методическим обеспечением. Также большой проблемой будет подбор кадров, т.к. профориентация - это специфический вид профессиональной деятельности, включающий в себя знания и по психологии, по педагогике, медицине, экономике и т.д.

В апреле 2009 в РА состоялся I Республиканский молодежный парламентский форум, проходящий при Государственном Собрании - Эл Курултай РА. На одной из диспут-площадок форума поднимался вопрос и о профориентации, где все единогласно пришли к выводу, что профориентация в городе находится на высоком уровне, тогда как на селе необходимо менять технологии, с учетом особенностей жизни на селе и его рынка труда.

Таким образом, мнение специалистов в большинстве случаев совпадают: кто бы ни занимался профориентацией, это делать необходимо. Но для большей эффективности профориентации молодежи, желательно, чтобы это был специалист, владеющий многими знаниями (по психологии, педагогике, экономике и т.п.) - а таким единственным универсальным специалистом является только специалист по социальной работе.

Что касается наблюдения, то оно также совпадает с мнением экспертов: современная молодежь вопросы выбора профессии отодвигает на второй план. И как итог - большое количество выпускников профессиональных учебных заведений не хотят работать по полученной специальности. Для них важен был сам факт получения диплома.

Так же важно отметить тот факт, что современная молодежь, которая работает не по призванию, очень часто меняет место работы и виды деятельности, т.е. профессиональное самоопределение продолжается, но уже после того, как потрачено время и деньги на получение ненужного образования.

Кроме того, был проведен анкетный опрос молодых учащихся в возрасте от 14 до 18 лет (см. Рисунок 7). Всего было опрошено 200 респондентов, учащихся различных учебных заведений (см. Рисунок 8).

профориентация молодежь самоопределение социальный

Рисунок 7 - Возраст респондентов

Рисунок 8 - Учреждения, в которых обучаются опрашиваемые респонденты

При анализе анкет были выявлены следующие факты. Большинство из респондентов хотят быть специалистами в области юриспруденции, экономики или педагогики, а также в области автомеханики (см. Рисунок 9). Но в тоже время анализ данных показал, что у некоторых респондентов желаемый вид деятельности расходится с реальным выбором профессии.


Рисунок 9 - Желаемая профессия для респондентов

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: профессиональные предпочтения сельской молодежи не совпадают с предложениями рынка труда села, что в будущем может привести к увеличению числа безработных либо к числу лиц, работающих не по призванию, либо к оттоку молодежи в другие населенные пункты.

Анализируя полученные данные о мотивах выбора профессии, можно увидеть достаточно предсказуемые результаты (см. Рисунок 10). Из чего мы можем сделать вывод, что современную учащуюся молодежь, независимо от возраста волнует два вопроса: престижность профессии и материальная выгода.

Ответы на вопрос об обращении за помощью профконсультанта в случае необходимости достаточно интересны: 23% респондентов вообще не слышали о таком специалисте. 26% - возможно обратятся за помощью. Интересным показателем является и то, что 35% уже сделали свой выбор и менять его не собираются, и 16% - затрудняются ответить на этот вопрос.

Рисунок 10 - Мотив выбора профессиональной деятельности

Таким образом, и гипотеза об уровне информированности сельской молодежи о деятельности профконсультантов подтвердилась: уровень низкий, а это значит, что необходимо применять меры по повышению эффективности профориентационных мероприятий.

Профориентационные мероприятия регулярно проводятся лишь в одной средней общеобразовательной школе (школе с. Турочак), в то время как в вечерней школе и других средних общеобразовательных школах района проводятся редко, все респонденты - учащиеся школы-интерната ответили однозначно: ни разу не проводились. Следовательно, качество профориентации молодежи на селе низкое. Но в тоже время основная часть респондентов (68%) считает, что профориентационные мероприятия позволят лучше ориентироваться в мире профессий и рынке труда (см. Рисунок 11). На рисунке 12 представлены результаты ответов респондентов на вопрос о формах профориентации, которые им более предпочтительны.

Анализируя ответы на этот вопрос, можно сделать вывод, что современной сельской молодежи более важны индивидуальные консультации - беседы, на втором месте стоят такие формы профориентации, как семинары, лекции, круглые столы. А для более эффективной профориентации необходимо использование различных методов, которые объединяются в методы социальной работы.

Рисунок 11 - Мнение респондентов о значимости профориентационных мероприятий

Рисунок 12 - Наиболее предпочтительные формы профориентации для респондентов

Ответы респондентов на вопрос о выборе единственной профессии на всю жизнь разделились примерно поровну: чуть больше половины опрошенных считает, что человек может менять направление трудовой деятельности, чтобы лучше познать себя (56%). Меньшая часть респондентов (43%) убеждена, что, выбрав одну профессию, и занимаясь ею всю жизнь, можно легко подняться по карьерной лестнице, став профессионалом своего дела.

Основываясь на выше изложенном материале, можно утверждать, что профориентация - необходимое условие для профессионального становления современной молодежи, которой необходима помощь социальных работников: психологов, педагогов, специалистов по социальной работе, специалистов центров занятости и т.п.

Неотъемлемой частью профориентационной работы с молодежью является взаимодействие различных социальных служб с ведомствами и учреждениями, имеющими непосредственное отношение к профессиональному становлению личности, использование различных технологий, в том числе технологий социальной работы, а также дифференцированное, точное знание проблем выбора профессии, личностных характеристик молодежи, и особенностей рынка труда сельской местности, что, собственно, и составляет основу содержания профориентационной работы.

В результате поставленная цель исследования достигнута, выдвинутые гипотезы подтверждены.

УДК 37.048.45 ББК 74.200.526

Сардушкина Юлия Анатольевна

заместитель руководителя Учебно-методического управления Автономного муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарская академия государственного и муниципального управления»

г. Самара Sardushkina Yulia Anatolievna Deputy Administrator of Instruction and Methodological Department Autonomous Municipal Educational Establishment of Higher Professional Education “Samara Academy of State and Municipal Management”

Повышение эффективности профориентационной работы среди учащихся старших классов в системе профилизации школы Senior School Students’ Professional Guidance Effectivization in the School

Streaming System

Рассмотрена связь профильного обучения и профессиональной ориентации. Представлены результаты исследования, направленного на изучение сформированности у учащихся старших классов умения делать выбор, а также условий образовательного процесса, способствующих развитию умения выбирать. На примере выстроенного взаимодействия вуза и школы предложен возможный способ повышения эффективности профориентационной работы среди учащихся старших классов.

The article surveys a connection between school streaming and professional guidance. A research which studies the ability to make a professional choice among senior school students and conditions of educational process are described. A possible way of effective professional guidance among senior school students is offered on the basis of well-structured coordination between school and university.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профильное обучение, умение делать выбор, взаимодействие вуза и школы.

Key words: professional guidance, streaming, ability to make a choice, coordination between school and university.

Проблема профессиональной ориентации учащихся всегда остаётся привлекательной своей актуальностью для специалистов различных сфер деятельности. Это связано с тем, что научное и практическое решение вопросов профориентации является ответом на социальный заказ государства правильного подбора кадров, их подготовки и последующего закрепления в избранной профессии.

Профориентация - это «...система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда.» , включающая в себя и профессиональное просвещение, и профессиональное консультирование, и психологическую поддержку учащихся. Работа по этим направлениям проводится в областных или городских центрах профессиональной ориентации, в различных кружках и секциях, дающих возможность учащимся развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки. Но более лучшие условия для плановой, системной профориентационной работы возможно создать на базе профильной школы. Это связано с тем, что именно профильное обучение позволяет «более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» . Через профилизацию старшей школы учащимся

предоставляется возможность «спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора» .

Соответственно, одним из результатов эффективного профильного обучения должно являться - «умение делать выбор» , т.е.:

Умение анализировать мотивы выбора;

Умение анализировать внешние условия;

Умение прогнозировать и оценивать результаты выбора.

Это умение является одним из основных необходимых ресурсов для осуществления осознанного выбора профессии.

С целью изучения сформированности у учащихся старших классов умения делать выбор, а также условий образовательного процесса, способствующих развитию умения выбирать, нами проведено эмпирическое исследование.

Среди методов, которые мы используем в исследовании, в том числе есть и интервью, и контент-анализ.

«Интервью (от англ. Interview - беседа) - один из основных видов опроса через беседу, которую проводит исследователь по заранее намеченному плану либо с одним лицом, либо с группой» . Их ответы и служат материалом для последующего анализа, интерпретации и обобщения, разумеется, в совокупности с материалом, полученным и другими методами.

Контент-анализ - это «метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа. Под документом при этом понимается официальный текст (типа инструкции или правового закона), а также всё написанное или произнесённое, всё, что стало коммуникацией» .

Исследование проходит в течение всего учебного года, на базе заранее определённых образовательных учреждений (ряда школ и гимназии) г. о. Самара.

В начале учебного года было проведено интервьюирование завучей этих образовательных учреждений. Все завучи признали, что в школе необходимо реализовывать профориентационную программу, направленную на развитие умения учащихся делать самостоятельный выбор. Это связано с тем, что, по их наблюдениям, оказываясь в ситуации выбора, у старшеклассников возникают сложности, относящиеся к умению этот выбор совершать.

Большинство завучей считают целесообразным начинать профориентационную работу с 9 класса, объясняя это тем, что в конце 9 класса учащиеся должны определиться с дальнейшим профилем обучения либо принять решение о продолжении образования в учреждениях, дающих среднее профессиональное образование. А их опыт работы показывает, что, на сегодняшний день, к концу обучения в 9 классе учащиеся не готовы делать осознанный самостоятельный выбор. И, соответственно, уже в 9 классе завучи видят необходимость в реализации программы, развивающей это умение, с обязательным продолжением в 10, 11 классах, но уже на более углубленном уровне. Часть завучей, опираясь на огромный опыт работы в школе, предлагает начинать реализовывать задачи профориентации с 1 класса через программу «Знакомство с миром профессий», а, начиная с 8 класса, в течение 4 лет на

более углубленном уровне - профориентационную программу, способствующую развитию умения делать выбор. Остальные завучи считают, что оптимальный вариант для начала реализации профориентационной программы - это 10 класс, объясняя это тем, что у учащихся к этому возрасту есть представление о том, что им интересно/неинтересно, к чему есть способности, занятие в какой сфере деятельности приносит удовлетворение. Полученная информация позволяет нам сделать вывод о том, что у старшей школы есть необходимость в проведении профориентационной программы, направленной на развитие умения у учащихся делать самостоятельный выбор, и оптимальный вариант, реально осуществимый в современных условиях, для начала её реализации - это или 9 или 10 класс.

Отвечая на вопрос: «Достаточно ли в школе соответствующего кадрового ресурса для реализации профориентационной программы?», - все завучи ответили, что, на сегодняшний день, школьного кадрового ресурса недостаточно. Поможет решить этот вопрос сотрудничество с высшей школой. Завучи отмечают, что именно вузовские преподаватели, через непосредственное взаимодействие со специалистами-практиками, смогут наилучшим образом разработать и реализовать профориентационную программу. Таким образом, мы видим, что в настоящее время старшая школа заинтересована в выстраивании взаимодействия с высшей школой, в результате которого будет решён как кадровый вопрос (по соответствующему направлению работы), так и вопрос, касающийся разработки и реализации профориентационной программы.

Результаты исследования, полученные нами вследствие проведённого контент-анализа, подтвердили высказывания завучей о том, что у учащихся к концу 9 класса, а также при дальнейшем обучении в 10 классе, попадая в ситуацию выбора (в данном случае речь идёт о профессии), возникают сложности, связанные с умением этот выбор делать.

Мы проводили исследование среди учащихся 10 классов. Из всех испытуемых только 32% с меньшими сомнениями могут сказать какую профессиональную сферу они выбирают. 40% учащихся выбрали для себя

несколько приоритетных сфер деятельности, но не знают какой из них отдать предпочтение, какие критерии при выборе использовать. 28% - вообще не знают, какую профессию выбрать, в своих работах они говорят о том, что возникают большие трудности с тем, как выбирать; они не знают чем руководствоваться, совершая выбор профессии. Некоторые из них открыто признают, что, несмотря на возникшие затруднения с выбором профессии, задумываться об этом вопросе будут только после окончания 10 класса, либо полагаются на то, что им их выбор помогут совершить родители. Полученные результаты говорят о том, что у учащихся возникают сложности с проектированием своей дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности, с умением анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, с умением прогнозировать результат выбора и последствий совершаемого выбора.

Находясь в ситуации выбора профессии, только 28% испытуемых задумываются о внешних условиях, под которыми мы, в том числе, подразумеваем: умение анализировать ситуацию на рынке труда и учитывать то, какие специальности востребованы на сегодняшний день и будут востребованы через несколько лет. Умение анализировать внешние условия, учитывать их, совершая выбор, является одним из необходимых условий, позволяющих сделать выбор наиболее осознанным. По полученным данным видно, что по этому направлению, в рамках реализации профориентационной программы, также необходимо проводить работу.

Изучение суждений завучей и контент-анализ работ школьников показывают нам, что старшей школе, необходима помощь, направленная на повышение эффективности профориентационной работы, одним из аспектов которой является разработка и реализация профориентационной программы, способствующей развитию у учащихся умения делать осознанный самостоятельный выбор. И, по мнению завучей, оптимальным вариантом для решения этого вопроса является - выстроенное взаимодействие с высшей школой.

Так как для выбора профессии, у учащихся, должно быть развито умение делать осознанный самостоятельный выбор и, соответственно, проводимые

мероприятия, в первую очередь, должны быть направлены на формирование этого умения, создать необходимые условия для повышения эффективности профориентационной работы возможно в рамках профильного обучения: оно по сути своей нацелено «на удовлетворение индивидуальных запросов старшеклассников (при условии освоения обязательного образовательного минимума) и на формирование у них умения делать ответственный выбор» . Но, поскольку, как отмечалось выше, для школы в данной ситуации затруднительно автономно успешно проводить профориентационную работу, а необходимость в специально организованных профориентационных мероприятиях острая, помочь разрешить эту проблему может выстроенное взаимодействие между вузом и школой.

У школы есть потребность в высокопрофессиональных специалистах, которые на должном уровне смогут провести профориентационную работу, в т.ч. будут способствовать развитию у учащихся старших классов умения делать осознанный самостоятельный выбор; в профориентационной программе, предоставляющей старшеклассникам широкие возможности выбора.

Потребность вуза во взаимодействии с общеобразовательным учреждением - привлечение учащихся старших классов к поступлению в данный конкретный вуз. Любому высшему учебному заведению нужны ориентированные на это заведение школьники, самостоятельно осознающие чего они хотят, понимающие почему хотят поступать именно в этот вуз, и почему выбирают именно это направление подготовки. Только благодаря взаимодействию с такими абитуриентами вуз будет получать ответственного студента, а в дальнейшем, удовлетворять потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием, в научно-педагогических кадрах высшей квалификации.

Поэтому возможным путём повышения эффективности профориентационной работы является такое построение взаимодействия вуза и школы, где вуз разрабатывает соответствующую модульную профориентационную программу, обеспечивающую для старшеклассников достаточную широту выбора, способствующую развитию умения делать

осознанный самостоятельный выбор, что, в свою очередь, является необходимым условием для успешной профориентационной работы, а также направляет в школу для реализации этой программы квалифицированных преподавателей; а школа предоставляет возможность вузу заниматься с аудиторией старшеклассников, с целью ориентации их на профессии, к работе по которым готовят в данном вузе. При выстраивании взаимодействия таким образом, повышается качество предоставляемой образовательной услуги. И именно в рамках согласованного взаимодействия вуза и школы удовлетворяются интересы этих двух сторон, а также повышается эффективность профориентационной работы.

Библиографический список

1. Федеральный портал «Российское образование». URL:

http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php

2. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/2783.html

3. Организация профильного обучения в форме индивидуальной образовательной траектории на старшей ступени общего образования: метод. рекомендации / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, И.С. Фишман, О.В. Чуракова; под ред. Е.А. Когана. - Самара: ООО «Офорт», 2007. 93 с.

4. Методы и методика педагогического исследования. URL: http://paidagogos.com/

5. Гудзовская А. А. Контент-анализ как метод эмпирических и прикладных исследований в психологии: учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский муниципальный институт управления», 2007. 48с.

6. Голуб Г.Б. Элективные курсы в системе профильного обучения // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 6.

1. Golub, G.B. Elective Courses in the Streaming System / G.B. Golub // An Assistant Headmaster’s Guide. - 2010. - №6.

2. Gudzovskaya, A.A. Content-Analysis as a Method of Empirical and Practical Research in Psychology: Study Guide / A.A. Gudzovskaya. - Samara: “Samara Municipal Institute of Management” Publishing House, 2007. - 48 p.

3. Methods and Methodology of Pedagogical Research . - Access Mode: http://paidagogos.com/

4. On the Streaming Conception Adoption on the Senior Level of General Education. Order of the Russian Federation Ministry of Education dated July, 18, 2002, № 2783 . - Access Mode: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 02/2783.html

5. Streaming Organization in the Individual Educational Frame Form on the Senior Level of General Education: Guidelines / G.B. Golub, E.A. Perelygina, I.S. Fishman, O.V. Churakova; ed. by E.A. Kogan. - Samara: “Ofort” Ltd., 2007. - 93 p.

6. “The Russian Education” Federal Portal . - Access Mode: http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php

Реферат

«Технологии разработки профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования»

Выполнила: Иванова С.М


1. Способы повышения качества профориентационной работы

3. Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии

4. Заключение

5. Список использованной литературы


1. Способы повышения качества профориентационной работы

Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования предполагает:

1. Непрерывное образование, где особую роль играют курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры.

2. Многообразие поставщиков образовательных услуг с прозрачной для рынка труда системой квалификаций.

3. Инновационный характер профессионального образования, предполагающий реализацию образовательных программ не только для получающих профессиональное образование впервые, но и программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда.

4. Перевод части образовательных функций учреждений начального профессионального образования системе общего образования.

5. Система работы образовательных консультантов и служб, которые оказывают гражданам профориентационную помощь и поддержку в выстраивании образовательных траекторий.

Анализ профориентационной работы образовательных учреждений показал, что профдиагностикой и профконсультированием охвачено только 20% учащихся выпускных классов школ, только в 15 % случаев в образовательных учреждениях проводятся элективные курсы профориентационной направленности, в 10% ОУ проводятся встречи с представителями профессиональных учебных заведений и предприятий, 20% учащихся школ посещают ярмарки учебных мест и другие профориентационные массовые мероприятия.

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в своей профориентационной работе акцент делают на участие в массовых мероприятиях (98%) и информирование через СМИ, показ роликов, интернет (60%), что является недостаточным для получения школьниками полной информации о профессиях и профессиональных образовательных учреждениях области.

В результате чего, складывается следующая ситуация:

По окончании учебного года области свыше 18500 выпускников общеобразовательных учреждений.

Из них 77% поступали в ВУЗы (одновременно в разные и на разные специальности), при этом 54% учащихся не соответствуют медицинским и образовательным требованиям для поступления в ВУЗ.

23% намерены получать профессиональное образование в ОУ НПО/СПО, при этом 37,7% - из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, 12% - с ограниченными возможностями здоровья.

В этом году в регионе выпущено около 8,5 тыс. специалистов из образовательных учреждений начального профессионального образования; 13,6 тыс. специалистов – из образовательных учреждений СПО; 32,1 тыс. специалистов из ВУЗов.

На региональном рынке труда молодые специалисты восполняют 60% спроса на квалифицированных рабочих и на 150% перекрывают спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием, поэтому в 40% случаев работают не по специальности и 50% случаев начинают искать новую работу или переобучаться, из них 90% не готовы работать на производстве и 80% не имеют определенных профессиональных намерений, составляя 34% безработного населения области.

Данные показатели свидетельствуют, что дезориентация в профессиональном и образовательном пространстве и неосознанный, спонтанный профессиональный выбор выпускников общеобразовательных учреждений, осуществляемый под влиянием иллюзорных представлений родителей, требуют активизации профориентационной работы среди школьников и их родителей со стороны всех профессиональных учебных заведений области. При этом программы профориентационной работы должны содержать следующие технологии:

Определение и обеспечение источников воспроизводства молодых кадров на рынке труда региона;

Определение текущих и перспективных потребностей предприятий области в кадровом ресурсе;

Профдиагностика и оценка качеств учащихся как будущих специалистов;

Повышение эффективности подготовки кадров посредством внедрения коррекционных и адаптационных механизмов работы в процессе обучения молодежи.

Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы строятся на:

Средствах профориентационного сопровождения: информационный портал, интернет-сайт, интерактивный журнал, дистанционная профориентация на востребованные специальности;

Профессиографическое моделирование с учетом потребностей разных сегментов рынка труда области;

Технологии образовательного, медицинского, социально-психологического, психофизиологического профотбора учащихся;

Индивидуально-ориентированные модели трудовой мотивации.

2. Направления профориентации

Профориентация, проводимая, на современном этапе предполагает два направления:

Работа с учащимися школ

Работа связана с ориентацией учащихся на поступление в образовательные учреждения для приобретения конкретной профессии в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями школьников.

Работа с учащимися

Связана с социальной адаптацией и формированием у учащихся профессиональных установок, направленности на приобретаемую профессию и готовности работать по ней.

Циклическая организация профориентационного процесса должна включать в течение года следующие этапы:

1 этап – профдиагностика намерений, способностей и возможностей школьника по предлагаемым профессиональным учебным заведением специальностям;

2 этап – анализ результатов диагностики, формирование профессиональных планов учащихся, обсуждение с родителями;

3 этап – проведение стартового методического семинара со специалистами и центра профориентации по выработке результативных форм профориентационной работы;

4 этап – проведение профориентационных мероприятий с учащимися и информационно-методических семинаров с педагогами ОУ.

Итог работы за год – получение обратной связи и ожидаемых результатов:

Для учащихся:

Повышение уровня мотивации к осознанному профессиональному выбору и включенности в будущую профессиональную деятельность на 40%

Рост сформированности позитивного образа профессии и профессионального учебного заведения на 30%.

Получение более полной и качественной информации о рынке труда и профессиональных требованиях, индивидуальных возможностях и способностях.

Рост уровня адаптации к профессии и трудовой деятельности на 35%.

Использование результативных средств профориентационной работы, отработанных методик диагностики.

Укрепление системы взаимодействия со школами и социальными партнерами.

Привлечение большего количества выпускников ОУ к обучению по предлагаемым специальностям.

Профотбор и подготовка более ориентированных на трудовую деятельность специалистов.

3. Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии

С целью повышения активности самого учащегося в поиске призвания, оказания ему помощи в самоопределении необходимо проводить коррекционную индивидуальную работу. В качестве консультанта может выступить методист, он рекомендует школьнику сферу трудовой деятельности, корректирует его действия, связанные с подготовкой к выбору профессии, но окончательный выбор предоставляется самому учащемуся.

Работа на данном этапе включает:

1. Составление с учащимися плана самоподготовки

2. Корректирование плана самоподготовки в процессе индивидуальных бесед.

3. Рекомендации, направленные на совершенствование подготовки сведения о конкретных учебных заведениях, где возможно приобрести соответствующую специальность, а также, в зависимости от подготовленности учащегося, пути профессиональное подготовки, рекомендации по участию в кружковой, общественной работе, чтению специальной литературы, подготовке докладов, тренировке индивидуальных качеств, развитие общетрудовых качеств.

5. постоянная индивидуальная работа с семьей, привлечение родителей к участию в профессиональном самоопределении, совместный анализ его учебной деятельности.

Несомненно, что рекомендации профориентационного характера в каждом конкретном случае индивидуальны. Однако, затруднение учащихся при выборе профессии, можно назвать типичные. Которые обусловливают особенности построения индивидуальной работы: 1. Неустойчивые познавательные интересы, частая смена профессиональных намерений

2) отсутствие анализа своих возможностей при выборе профессионального пути

3) слабое представление о содержании избираемой профессии и профиля трудового обучения.

4) случайные мотивы выбора профессии

5) неуверенность в своих силах.

В процессе индивидуальной работы с учащимися нужно помочь в зависимости от типа затруднений, преодолеть их. Беседа должна включать вопросы о содержании труда, о требованиях профессии к человеку, взаимосвязи учебной и трудовой деятельности, перспективах развития профессионального роста в данной рабочей профессии.

Всесторонние изучение личности учащегося - необходимая основа индивидуальной работы. Однако педагогам часто трудно определить всю совокупность свойств личности, которая отвечала бы требованиям той или иной профессии. Поиск соответствия возможен лишь в условиях систематического и продолжительного изучения учащегося в целях профессиональной ориентации. В процессе консультации изучают и направляют развитие у учащихся интересов. Склонностей, способностей, не сковывая их инициативы при выборе профессии, помогают им лучше разобраться в себе. Своих личных качеств. Учитель содействует поиску учащимся своей профессии. Успех профориентационной работы с учащимися во многом зависит от уровня квалификации консультанта: глубины его знаний об общих основах профориентационной работы в школе, владения методами диагностики личностных особенностей, умения учитывать возрастные особенности учащихся, составлять индивидуальные характеристики, проводить индивидуальные консультации с учащимися, их родителями, педагогами, вырабатывать профконсультационное заключение. Изучение личности учащихся должно охватывать все ее подструктуры: направленность, способности, характер, темперамент.