Курсы валют

Виды деятельности для льготы по аренде. Льготы по аренде для некоммерческих организаций

Переход на расчеты по кадастру больно ударил по столичному бизнесу. У многих игроков размер имущественного налога и арендных платежей всего за пару лет вырос в десятки раз. Чтобы подсластить пилюлю власти ввели послабления для отдельных собственников. В числе «счастливчиков» - образовательные, медицинские и научные организации, а также юрлица, оказывающие соцуслуги. Благодаря специальным льготам такие компании могут сэкономить на содержании недвижимости сотни тысяч рублей. О каких преференциях идет речь, и как правильно ими пользоваться, в экспертной статье адвоката Олега Сухова (Юридический центр адвоката Олега Сухова).

1. Снижение налога в 4-10 раз для «социально значимого» бизнеса

Следует признать: в попытках наполнить казну столичные чиновники не забывают о поддержке важных для города отраслей. Так, организации, которые работают в образовании, медицине и науке, но при этом расположены в торговых и бизнес-центрах, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, могут рассчитывать на 4-кратное снижение фискальной нагрузки (согласно п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций»). Поясню на примере. Медицинской клинике принадлежит помещение площадью 400 кв. м в одном из офисных зданий Марьиной рощи. Кадастровая стоимость объекта - 54,4 млн рублей. На общих условиях платеж по имущественному налогу при действующей ставке 1,4% составил бы для компании 761,6 тыс. рублей в год. Однако с учетом льготы медцентру придется заплатить в бюджет лишь 25% начальной суммы - 190,4 тыс. рублей.

Получить «скидку» от властей довольно просто: фирме достаточно иметь лицензию на образовательную или медицинскую деятельность и использовать недвижимость именно в этих целях. Для ученых главным условием будет выполнение НИОКР за счет бюджета и спецфондов - субсидии должны составлять не менее 30% от всех доходов юрлица за год.

Кстати, частные клиники, которые платят налог на недвижимость по старинке, то есть с балансовой стоимости имущества, в прошлом году тоже получили особые привилегии, - обращает внимание адвокат Олег Сухов. Теперь если здание центра имеет медицинское назначение и введено в эксплуатацию после 1 января 2013-го, собственнику снизят ставку в 10 раз - с 2,2% до 0,22%.

2. Сокращение налога в 4 раза, если офисная площадь меньше 20%

С этого года Москва расширила перечень коммерческой недвижимости, платежи по которой привязаны к кадастру. В список попали все здания, расположенные на участках с торгово-офисным видом разрешенного использования, причем независимо от метража. Прежде для таких объектов был установлен порог в 3000 кв. метров. На практике это означает, что если земля под негосударственным детским садом изначально предназначалась для строительства делового центра, собственника переведут на новую систему налогоисчисления без оглядки на характер деятельности компании. Впрочем, социальному бизнесу и здесь оставили лазейку. Владельцы помещений, где под офисы, торговлю, бытовое обслуживание и общепит в реальности отведено меньше 20% площади, вправе платить только четверть от начисленного налога. Для оформления льготы в 2017 году организация должна обратиться в Госинспекцию по недвижимости, пройти проверку и до 30 июня получить акт о фактическом использовании здания.

3. Налоговый вычет для «малышей»

У компаний, которые не просто заняты в социально важных сферах, но еще и относятся к малому бизнесу, есть дополнительное преимущество - налоговый вычет в 300 «квадратов» для одного из объектов недвижимости по выбору. Льгота предоставляется всем малым предприятиям Москвы, которые состоят на учете в ФНС более трех лет и реально работают: численность сотрудников за предыдущий год должна быть не меньше 10 человек, выручка на каждого - от 2 млн рублей. Таким образом, если в частном научном центре, лицее или клинике трудятся от 10 до 100 человек, а оборот составляет от 20 до 800 млн рублей, базу по налогу на имущество организаций для такой компании могут уменьшить на кадастровую стоимость 300 кв. метров. Поверьте, это немало, - утверждает адвокат Олег Сухов. Например, для помещения площадью 450 кв. м. и ценой 72 млн руб. вычет будет равен 48 миллионам (72 000 000 / 450 х 300). Собственнику останется заплатить всего за 150 кв. м или за 24 млн рублей по кадастру. При этом ему ничто не помешает дополнительно применить льготу, указанную в пункте #1.

Для подтверждения права на вычет понадобится минимум бумаг: учредительные документы, бухотчетность, а также сведения о количестве работников.

4. Аренда земли дешевле в 30-150 раз

Базовая ставка арендной платы за землю в Москве не меняется шестой год и составляет 1,5% от кадастровой стоимости. Именно ее применяют к территориям под торговыми и офисными зданиями, ресторанами и салонами красоты. А вот для тех, кто арендует надел под строительство объектов здравоохранения, образования и соцобеспечения действует специальный тариф - 0,05%. Компании, занимающиеся научными исследованиями и экспериментальными разработками, вовсе могут получить участок за символические 0,01%. Словом, аренда одного и того же надела, оцененного в 400 млн рублей, при размещении на нем офиса обойдется собственнику в 6 миллионов, в случае возведения медклиники - в 200 тысяч, при строительстве научного центра - в 40 тысяч рублей.

Чтобы сохранить льготную ставку, владелец недвижимости должен использовать участок строго по целевому назначению, всегда вовремя платить по счету, соблюдать природоохранное законодательство и не сдавать землю в субаренду без разрешения.

5. Аренда помещений дешевле в 3 раза

Еще одно подспорье для столичного бизнеса социальной направленности - льготная аренда помещений у города. Уже несколько лет образовательные и медицинские организации, имеющие статус субъектов малого предпринимательства (СМП), снимают муниципальную недвижимость по особому тарифу. С 1 января 2017-го он составляет 4500 рублей за 1 кв. метр в год при обычных расценках в 12-15 тысяч. Правда, попасть в программу прямо сейчас новички не смогут: нужно было подать заявку в Департамент городского имущества до конца прошлого года. Желающим воспользоваться льготой в 2018-м, лучше не затягивать и обратиться к чиновникам будущей осенью, - рекомендует адвокат Олег Сухов.

6. Аренда за 1 рубль

Для предпринимателей, работающих в соцсфере, власти еще в 2012 году разработали программу «Рубль за квадратный метр». Если вкратце: компания через аукцион арендует у города ветхое помещение, восстанавливает за свой счет и открывает в нем частную школу, детский сад либо клинику. Как только учреждение начинает работать, инвестор переходит на льготную ставку 1 рубль за 1 кв. м в год. С медицинскими организациями договор заключают на 20 лет, с образовательными - на 49. В обоих случаях ставят обязательные условия. Так, в медцентре необходимо оборудовать кабинет бесплатной помощи, в детсаду 80% воспитанников должны быть зарегистрированы в Москве.

"Главная книга", 2009, N 21

(Как оформить договор таким образом, чтобы избежать налоговых рисков)

Практически все города сейчас пестрят перетяжками и плакатами с рекламой дешевой аренды, предлагающей: "2 месяца бесплатно", "бонусы за переезд к нам", "коммуналка в подарок", "0 руб. за каждый второй месяц" и тому подобное. Но что хорошо для рекламы, то недопустимо для договора. Хотя, оказывается, не все это понимают. Посмотрим, к каким неблагоприятным последствиям может привести использование рекламных слоганов в договоре аренды и на что их можно безболезненно заменить.

Ненужные налоговые риски

В любом случае, если формулировка договора предполагает бесплатное пользование помещением в течение какого-то времени (например, "первые N месяцев бесплатно", "последние N месяцев бесплатно", "каждый второй месяц бесплатно"), то:

  • арендатор будет обязан включить во внереализационные доходы стоимость аренды за соответствующие периоды <1>. Сумму этого дохода арендатор должен определить исходя из рыночных ставок аренды аналогичных площадей. И в принципе арендатор должен или подтвердить рыночную цену документально, или заказать независимую оценку;
  • арендодатель будет обязан начислить НДС также со стоимости "безвозмездной" аренды, выписать (в одном экземпляре) и зарегистрировать в книге продаж счет-фактуру на стоимость безвозмездного пользования <2>. Этот НДС, кстати, арендатор к вычету принять не сможет <3>.

Арендодатели также должны иметь в виду, что налоговый орган может при проверке исключить из их "прибыльных" расходов амортизацию, начисленную за "бесплатные" месяцы по переданным в аренду площадям, квалифицировав такую "бесплатную" аренду как передачу помещений в безвозмездное пользование <4>.

А если арендатор еще и не возмещает арендодателю стоимость потребленной электроэнергии и коммунальных услуг и эта стоимость может быть точно определена, налоговый орган может "снять" арендодателю и эти расходы <5>.

Если же вы пропишете в договоре, что в качестве арендной платы арендатор оплачивает коммунальные платежи, то ко всем вышеперечисленным налоговым рискам присоединяются риски гражданско-правовые. Во-первых, оплата коммуналки арендной платой не является. И получается, что арендатор в такой ситуации пользуется помещением безвозмездно со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями <6>. А во-вторых, можно говорить о том, что сторонами договора не согласован размер арендной платы. А значит, договор аренды является незаключенным. Соответственно, арендодатель вправе не только выселить арендатора в любой момент, но и взыскать с него стоимость фактического пользования имуществом. Такой стоимостью признается цена аренды, существовавшая в то время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило <7>.

<1> Пункт 8 ст. 250 НК РФ; п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98.
<2> Подпункт 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154, п. 3 ст. 169 НК РФ; п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; Письмо Минфина России от 05.05.2009 N 03-07-11/133.
<3> Статьи 171, 172 НК РФ.
<4> Пункт 16 ст. 270, п. 3 ст. 256 НК РФ.
<5> Пункт 16 ст. 270 НК РФ.
<6> Пункт 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66.
<7> Пункт 2 ст. 1105, п. 1 ст. 1104, ст. 1102 ГК РФ.

Делаем из рекламы пункт договора

Разумеется, арендатор и арендодатель не заинтересованы в столь неблагоприятных последствиях. А значит, нужно сформулировать условия договора о размере арендной платы так, чтобы финансовые последствия для арендатора и арендодателя остались такими же, как и обещала реклама, а риски ушли. Разберем самые популярные рекламные ухищрения арендодателей и посмотрим, как их нужно переформулировать в договоре.

"Первые N месяцев бесплатно"

Допустим, в рекламном объявлении сказано, что ставка аренды составляет всего 300 руб. за кв. м в месяц (очень привлекательные ставки для Москвы), причем 2 первых месяца - бесплатные при аренде сроком на год. Тогда условия договора должны выглядеть так:

  • размер арендной платы составляет 250 руб. за кв. м в месяц (300 руб. x 10 мес. / 12 мес.);
  • годовая стоимость аренды составляет 3000 руб. за кв. м. (300 руб. x 10 мес.).

То есть в финансовом плане такие условия будут равнозначны рекламным, но уже без налоговых рисков, связанных с безвозмездным пользованием.

Примечание

Рекламный ход в виде "первый месяц бесплатно" придумали отнюдь не арендодатели. Такая же схема привлечения клиентов существует в торговле программным обеспечением, в рекламной индустрии, в аренде оборудования, в сфере оздоровительных услуг и т.д.

И разумеется, это вовсе не российское ноу-хау. Предоставление помещений в бесплатное пользование как минимум на первый месяц аренды (так называемый trial period) - это практически норма в практике наймодателей частного жилья и арендодателей коммерческой недвижимости в западных странах. Такие условия предоставляются при условии аренды на длительный срок, обычно от 1 года. Разумеется, одновременно договор предусматривает штраф за его досрочное расторжение, который с лихвой компенсирует арендодателю первый "бесплатный" месяц. Только там это по факту обычай делового оборота, и компаниям и гражданам не приходится скрывать это витиеватыми формулировками договора, дабы избежать доначислений налогов за "безвозмездное пользование".

"Каждый N-й месяц - бесплатно"

Тоже часто встречающееся предложение арендодателей. Тут избежать неприятных налоговых последствий арендатор и арендодатель могут тем же способом, что уже описан нами выше, - нужно перестроить условия договора таким образом, чтобы упоминания о "бесплатных" месяцах в нем не было вовсе и "бесплатность" обеспечивалась за счет распределения общей цены аренды за весь срок действия договора на каждый месяц аренды.

Допустим, реклама гласит, что арендная плата составляет 300 руб. за кв. м в месяц, но при этом каждый второй месяц для арендатора бесплатный. Тогда в договоре нужно указать ставку арендной платы 150 руб. за кв. м в месяц.

"Все бесплатно, оплачиваете только коммуналку"

Очевидный выход в такой ситуации - установить цену аренды на уровне, примерно равном коммунальным расходам, и прописать в договоре, что арендная плата уже включает в себя стоимость коммунальных услуг.

Если же стоимость коммунальных услуг подвержена сильным колебаниям, то можно установить некую минимальную для арендаторов сумму арендной платы, но прописать, что стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор возмещает арендодателю отдельно. Хотя, в принципе, прописывать это в договоре не обязательно, потому что такой порядок расчетов установлен непосредственно в Гражданском кодексе РФ <8>.

<8> Пункт 2 ст. 614 ГК РФ.

Аренда по низким ставкам

А теперь мы подошли к самому простому, налогобезопасному и к тому же удобному способу предоставления "скидки" арендаторам. Этот способ вполне может заменить все упомянутые нами виды скидок и другие экзотические предложения арендодателей ("бонусы", бесплатный ремонт и т.д.). Ведь можно скомпоновать в договоре условия о ставках и оплате следующим образом:

  • установить базовую арендную ставку на низком, крайне привлекательном для арендаторов, уровне;
  • определить, что условием получения такой ставки является строгое выполнение арендатором определенных требований;
  • предусмотреть систему коэффициентов к базовой ставке арендной платы, применяемых в случае невыполнения этих требований.

Например , базовая ставка составляет 150 руб. за кв. м в месяц. Однако при просрочке платежа на следующие 2 месяца применяется размер арендной платы с повышающим коэффициентом к ставке в размере 1,2, при отказе от аренды 30% площадей - с коэффициентом 1,3 и т.д. То есть выполнение нужных арендодателю условий заранее будет мотивироваться для арендатора низкой базовой арендной ставкой и "штрафными" коэффициентами за их несоблюдение.

Кстати, сразу успокоим арендаторов - риски доначислений налогов при таком оформлении льготной аренды их никоим образом не затрагивают. Ведь такого налогооблагаемого дохода, как материальная выгода от приобретения товаров (услуг) по заниженным ценам, в гл. 25 НК РФ по налогу на прибыль или в гл. 26.2 НК РФ по "упрощенке" нет, в отличие, кстати, от гл. 23, посвященной НДФЛ <9>. Так что если арендодатель сдал вам помещения по мизерной цене, в разы отличающейся от рыночной, то это его головная боль.

К сведению

Об источниках рыночных цен читайте статью "Проверка цены на "рыночность" в журнале "Главная книга", 2009, N 14.

<9> Статья 212 НК РФ.

Риски доначислений до "рыночного" уровня для арендодателей

Если арендодатели изначально устанавливают в договоре весьма низкую ставку аренды, они рискуют столкнуться при налоговой проверке с доначислением основных налогов (НДС, налог на прибыль при общей системе налогообложения или налог при УСНО) исходя из скорректированных до рыночного уровня ставок аренды <10>. Но у арендодателей есть почти стопроцентные шансы оспорить такие доначисления. Ведь, как правило, налоговики допускают следующие ошибки при вынесении решений:

(или) налоговый орган, указывая, что арендодатель допустил более чем 20%-ное отклонение цен, сравнивал цены арендодателя и рыночные цены. Однако сравниваться должны ставки у одного и того же арендодателя за непродолжительный период времени <11>. Таким образом, при снижении ставок аренды сразу для всех арендаторов существенных отклонений, которые дают налоговикам право доначислить налоги, просто не будет. Нет никаких оснований для доначислений и в том случае, если арендатор всего один, например если арендодатель разово сдает в аренду по мизерным ценам свои свободные площади, - ведь и тут нет существенного отклонения цен от среднего уровня, применяемого арендодателем <12>;

(или) налоговый орган при проверке "рыночности" цены не учитывал такие условия, как колебания потребительского спроса на товары (работы, услуги), маркетинговая политика и т.п. <13>. А ведь в последнее время арендодатели вынуждены "сбрасывать" цены именно из-за падения спроса;

(или) налоговый орган сравнивал цены по неидентичным (неоднородным) помещениям: на разных этажах, по разным адресам и т.д. <11>. Ведь два совершенно одинаковых помещения найти сложно: офис площадью 10 кв. м и целый этаж здания - это далеко не идентичные (однородные) объекты аренды, равно как и офис в пристройке к зданию и такое же по потребительским качествам помещение, но находящееся у центрального входа в здание <14>.

Причем существенные отклонения в ценах арендодатель может обосновывать сразу несколькими способами, например и разнородностью конкретных помещений, и длительным отсутствием спроса на то помещение, которое арендодатель хочет сдать по демпинговым ценам. Более низкие цены могут применяться для так называемых якорных арендаторов, снимающих крупные площади (чтобы их привлечь или удержать). В этом случае ставки можно продифференцировать в зависимости от площади сдаваемых помещений. Ставки для новых арендаторов также могут быть ниже, если этим новым арендаторам предлагаются так называемые стоки - помещения не очень выгодного расположения, на которые имеется низкий спрос. Цель арендодателя в такой ситуации - повысить заполняемость своих площадей, что, например, в торговой сфере выгодно и всем остальным арендаторам.

Кроме того, налоговикам будет крайне сложно доказать в суде уровень рыночных цен в конкретной местности и за конкретный период времени, до которого они доначислили налоги. Как правило, им не удается доказать идентичность сравниваемых помещений, или же у судов возникают резонные сомнения в статусе источника информации о рыночных ценах. Например , в спорах о "рыночности" арендных ставок суды обычно приходят к выводу, что налоговики использовали некорректные источники информации о рыночных ценах на аренду, например рекламные журналы, акты госорганов о тарифах на аренду госимущества или же справки коммерческих организаций, не являющихся оценщиками <15>.

* * *

Таким образом, при грамотном оформлении договора арендодателю можно соблюсти все свои рекламные обещания, а арендатору - получить свои "рекламные ожидания" - и в то же время уйти от налоговых рисков. Что же касается собственно низких цен на аренду, то в подавляющем большинстве случаев доначисления налоговиков в рамках контроля за рыночным уровнем арендных ставок признаются судами незаконными в силу плохой доказательной базы налоговиков. В федеральных судах за последние 2 года было всего несколько десятков подобных дел, из которых налоговики выиграли единицы. Как правило, налоговики стабильно выигрывают в спорах о "рыночности" арендных ставок лишь тогда, когда "оптимизация" видна невооруженным глазом - например, когда крайне низкие ставки устанавливаются только взаимозависимым арендаторам <16>.

<10> Статья 40 НК РФ.
<11> Подпункт 4 п. 2 ст. 40 НК РФ.
<12> Постановление ФАС МО от 21.10.2008 N КА-А40/8542-08.
<13> Пункт 3 ст. 40 НК РФ.
<14> См., например, Постановления ФАС ПО от 31.07.2007 по делу N А55-16334/2006; ФАС ЗСО от 17.09.2008 N Ф04-5628/2008(11555-А46-15); ФАС СЗО от 15.01.2007 по делу N А56-52120/2005.
<15> См., например, Постановление ФАС СЗО от 15.01.2007 по делу N А56-52120/2005.
<16> См., например, Постановления ФАС ВСО от 20.11.2008 N А74-126/07-Ф02-4627/08; ФАС ВВО от 22.12.2008 по делу N А11-916/2008-К2-24/8.

П.А.Попов

Субсидирование аренды нежилых помещений – одна из форм преференций для небольшого бизнеса. В рамках имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства правительством разработан ряд программ, позволяющих получить от города Москвы льготу по аренде недвижимости (п. 1 ст. 18 Закона города Москвы от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»).

Арендовать нежилое помещение по льготным ставкам имеют возможность организации и предприниматели, работающие в сферах культуры и спорта, социального питания и торговли, здравоохранения и образования, бытового обслуживания. Кроме того, этим правом могут воспользоваться предприятия, использующие труд инвалидов, вид деятельности в данном случае неважен.

Доход субъектов МСП, желающих получить помещение в аренду на легких условиях, не должен превышать 800 млн. рублей. Особые условия предъявляются к численности (до 100 человек) и структуре уставного капитала (менее 25 % – доля государственного или муниципального участия; менее 49 % – доля иностранного участия или российских организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями).

Виды арендных льгот для малого бизнеса

В настоящее время постановлением Правительства Москвы от 02.12.2016 № 812-ПП утверждена льготная ставка арендной платы в размере 4 500 рублей за 1 кв. м. Претендовать на подобную ставку при аренде нежилого помещения могут только лица, включенные в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Особые льготы могут получить организации и предприниматели, победившие в городском аукционе по программам «Доктор рядом», «Образовательная программа» и «Объекты культурного наследия». Им предоставляются в аренду на длительный срок нежилые объекты, расположенные в жилых районах на первых этажах зданий, но, зачастую, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.

После восстановления арендуемого объекта силами победителя конкурса и выполнения условий программы, осуществляется переход на ставку арендной платы из расчета 1 рубль за 1 кв. м в год. Следует отметить, что дополнительных налоговых льгот при аренде городского имущества для участников названных программ не существует.

Цены

Льготная аренда помещений для малого бизнеса - от 3 000 руб.

Порядок получения льгот

Получение льготных условий представителями малого бизнеса происходит в заявительном порядке. Необходимо подобрать нежилой объект недвижимости и обратиться за предоставлением имущественной поддержки. Порядок получения льгот установлен постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 № 809-ПП и 01.07.2013 г. № 424-ПП. Упрощенно регламент предоставления льгот можно представить следующим образом.

  1. Сбор заинтересованным лицом необходимых документов, в том числе подтверждающих разрешение на осуществление конкретного вида деятельности и использование арендованного помещения.
  2. Обращение в Межведомственную комиссию (Департамент городского имущества) с заявлением, договором аренды и пакетом документов.
  3. Проверка представленных документов специалистами ДГИ.
  4. Принятие решения о предоставлении имущественной поддержки (льготной ставки арендной платы) либо направление мотивированного отказа.

ВАЖНО! Решения, принятые Межведомственной комиссией, подлежат публикации на сайте Правительства Москвы. При несогласии с вынесенным решением, заявитель может оспорить его в судебном порядке.

Юридическая помощь от компании «Мосты»

Отказ в рассмотрении заявлений о предоставлении льготной аренды малому бизнесу зачастую связан с наличием долгов, истечением сроков аренды, отсутствием фирмы-заявителя в Едином реестре МСП и другими причинами. Если вы не согласны с отказом и хотите оспорить его, профильные юристы компании «Мосты» готовы проанализировать ситуацию и проконсультировать вас о перспективах разрешения дела.

Льготы для малого бизнеса - это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2019 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий - с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия - с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников - с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2019 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. - лимит годовой выручки в 2019 году - не более 150 млн. руб., численность работников - не более 100 человек.
  2. - лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. - на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников - всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте - 60 млн рублей.
  4. - лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД - это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН - с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум - двух лет) после регистрации работать в рамках , то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2019 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Административные льготы для малого бизнеса в 2019 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, - это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2019 году:

  1. ИП без работников, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают изделия собственного изготовления, могут до 1 июля 2021 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса (запрет на проведение плановых неналоговых проверок) продлены до конца 2020 года. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения , что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2019 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Базу базу субсидий по субъектам РФ можно найти на официальном портале малого и среднего предпринимательства.

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на открытие или развитие технопарков Субсидия субъектам МСП на компенсацию затрат по приобретению оборудования Субсидия субъектам МСП на компенсацию лизинговых платежей Субсидия субъектам МСП на компенсацию части затрат по участию в конгрессно-выставочных мероприятиях Льготные арендные ставки Гарантийная поддержка Предоставление льготных займов Субсидия юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат, связанных с перевозкой (транспортировкой) за пределы территории Российской Федерации товаров, произведенных на территории города Москвы Субсидия юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат, связанных с реализацией за пределами территории Российской Федерации товаров, произведенных на территории города Москвы

Льготные арендные ставки на имущество

Льготные ставки арендной платы на нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы

  • Объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы.

Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений на льготных условиях (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 № 809-ПП «Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы»).

Цель использования объекта нежилого фонда

Размер арендной платы

Коммерческие организации, за исключением хозяйствующих субъектов, указанных в пунктах 2-19

Осуществление хозяйственной деятельности, за исключением целей, указанных в пунктах 2-19

Ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы

Адвокатские образования

Осуществление адвокатской деятельности

Нотариусы, государственные нотариальные конторы

Осуществление нотариальной деятельности

Корректирующий коэффициент 0,5 к рыночной ставке

Использование в качестве места хранения одной единицы авто-, мототранспорта, находящегося в собственности арендатора

300 рублей

Осуществление хозяйственной деятельности на условиях, установленных постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП

4500 рублей за 1 кв. м в год. Окончательный размер арендной платы за указанные объекты определяется по результатам аукциона

Общественные объединения (в том числе политические партии), их структурные подразделения и все виды отделений, зарегистрированные в качестве юридического лица

4500 руб./кв. м в год

Общероссийские профсоюзы, общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные профсоюзы, межрегиональные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, территориальные организации профсоюзов, зарегистрированные в качестве юридического лица

Осуществление деятельности высших и исполнительных органов управления

4500 руб./кв. м в год

Религиозные организации (за исключением местных религиозных организаций), зарегистрированные в качестве юридического лица

Осуществление религиозных обрядов и церемоний, осуществление благотворительной деятельности, осуществление деятельности органов управления религиозной организации

4500 руб./кв. м в год

Социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, предусмотренную статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имеющие регистрационное свидетельство участника Реестра негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти

Осуществление деятельности из числа видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 01.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

4500 руб./кв. м в год

Иные некоммерческие организации, за исключением указанных в пунктах настоящего приложения

Осуществление деятельности в соответствии с уставом юридического лица, за исключением предпринимательской деятельности

Корректирующий коэффициент 0,3 к рыночной ставке

Товарищества собственников жилья

Осуществление деятельности правления товарищества собственников жилья

4500 руб./кв. м в год

Федеральные органы государственной власти, федеральные государственные органы, федеральные государственные учреждения и государственные учреждения города Москвы

Осуществление деятельности, предусмотренной уставом, положением

4500 руб./кв. м в год

Торгово-промышленные палаты

Размещение руководящих органов торгово-промышленной палаты, за исключением предпринимательской деятельности

4500 руб./кв. м в год

Творческие союзы, члены общероссийских творческих союзов и (или) региональных отделений общероссийских творческих союзов

Размещение в нежилом помещении творческой мастерской, студии; использование нежилого помещения для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других объектов культуры

4500 руб./кв. м в год

Организации, индивидуальные предприниматели

Размещение объектов водопроводно-канализационного хозяйства, включая централизованные системы холодного водоснабжения и/или водоотведения, отдельные объекты таких систем

4500 руб./кв. м в год

Организации, расходы на содержание которых финансируются из федерального бюджета

Осуществление деятельности в сфере:

Культуры;

Искусства;

Здравоохранения;

Образования;

Регулирования труда и занятости населения;

Науки, являясь подразделением Российской академии наук

4500 руб./кв. м в год

Лица, с которыми заключены государственные контракты по результатам конкурсов или аукционов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного контракта

Размещение объектов промышленной обработки твердых бытовых отходов

Образовательные организации, за исключением организаций, оплачивающих арендную плату в особом порядке в соответствии с правовыми актами города Москвы

Осуществление образовательной деятельности по уровням среднего профессионального и высшего образования, а также по дополнительному образованию

3500 руб./кв. м в год

Организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности

Осуществление медицинской деятельности

3500 руб./кв. м в год

По решению Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (МВК) минимальная ставка устанавливается субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные для города виды деятельности в области:

Осуществляют деятельность в области:

Условия предоставления имущественной поддержки

Субъекты малого предпринимательства

  • здравоохранения или образования и имеющим лицензию на осуществление такой деятельности;
  • торговли товарами продовольственных групп;
  • социального питания;
  • бытового обслуживания;
  • физической культуры и спорта;
  • культуры;
  • производства;
  • ремесленной деятельности (при условии соответствия критериям субъектов ремесленничества, имеющих приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, определено Законом города Москвы от 16.06.1999 № 25);

а также организации, использующие труд инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов

  • Субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в реестр субъектов малого предпринимательства.
  • Субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП, и осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами.
  • Объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению.
  • У арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты.
  • Арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду.
  • Представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки
  • Принято постановление Правительства Москвы от 02.12.2016 № 812-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы».

Для получения более подробной информации по получению льготы для субъектов малого предпринимательства, реализующих проекты в сферах деятельности, которые соответствуют приоритетам города Москвы, ознакомьтесь с НПА:

  • постановление Правительства Москвы от 01.07.2013 № 424-ПП (ред. от 01.07.2016) «О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы»;
  • постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы».