Бизнес

Работа с белоруссией без ндс. Косвенные налоги при торговле с белоруссией и казахстаном

После подписания Договора о ЕАЭС вывозить товары в Белоруссию стало проще. Для оформления требуется минимальный пакет документов, отсутствуют таможенные пошлины, российские компании не платят НДС при экспорте.

 

В объеме вывозимых из России товаров экспорт в Белоруссию занимает первое место, а сальдо внешнеторговых оборотов положительное для нашей стороны. Соседям мы поставляем метизы, автомобили, машины и станки, ювелирные изделия, металлолом, продукцию топливно-энергетического комплекса. С 2015 года также действует ЕРУ — единый рынок услуг, включающий практически все виды деятельности, за исключением финансовой и страховой сферы.

При перевозке товаров не нужно оформлять таможенную декларацию (ГТД), не требуется сертификат соответствия (СТ-1), не уплачиваются пошлины и сборы, не ставится отметка таможни на транспортных документах. Более того, экспортер получает право на применение ставки НДС равной 0%, а если в стоимость включен «входной» налог — можно получить вычет. Ниже рассмотрим, как правильно оформить экспорт в Белоруссию, какие необходимы документы для обоснования нулевой ставки, и некоторые вопросы, встречающиеся при оформлении таких сделок.

Пакет документов для ФНС

Порядок взимания косвенных налогов между странами Таможенного союза определен в Приложении № 18 к Договору от 29.05.2014 года. Согласно ему, НДС при экспорте уплачивается покупателем на территории своего государства. Чтобы российская компания получила право не платить налог, она должна подтвердить факт экспортной поставки, представив ФНС декларацию и доказательства.

  1. Договор продажи , поставки продукции, лизинга, контракт на изготовление или переработку продукции.
  2. Заявление о ввозе товара от белорусской компании, с отметкой об уплате НДС в РБ, либо «Перечень заявлений».
  3. Транспортные , товаросопроводительные накладные, свидетельствующие о перемещении груза за границу России.
  4. Статистическую форму учета о движении товаров в границах Таможенного союза.
  5. Другие документы для проведения бухгалтерского и валютного контроля.

Для сбора всего пакета дается 180 дней. Если не уложиться в этот срок, то налог придется заплатить по ставке 18% (за исключением товаров, с которых он не берется). При подтверждении экспорта на протяжении 3-х лет после уплаты, можно будет включить его в расходы по налогу на прибыль. Заполнение декларации по НДС имеет особенности, что зависит от того, вовремя или с опозданием подаются сведения.

На что обратить внимание при оформлении сделки

  1. Поскольку заявление о поставке приходится получать от белорусского контрагента, желательно обезопасить себя включением таких договорных условий:

    цена контракта включает все налоги, так же косвенные, предусмотренные законодательством РФ;

    Покупатель обязуется представить продавцу 3-й экземпляр заявления с отметкой об уплате не позднее 40 дней после отгрузки;

    Покупатель при невыполнении п.2 должен выплатить Продавцу неустойку не менее 18% от цены договора;

    при нарушении срока перечисления оплаты за поставку и наложении на Продавца административных санкций, он имеет право выставить счета на оплату штрафа Покупателю.
    Внимание: при заключении договора поставки товара в Беларусь с российским резидентом — право применения нулевой ставки утрачивается!

  2. Заявление покупатель составляет на месте доставки. Третий экземпляр (оригинал или заверенную копию) он должен передать экспортеру. На бумажном бланке должна быть отметка налогового органа об уплате налога в РБ. Вместо него можно представить «Перечень заявлений» (на бумаге или электронный вариант). Это выписка из базы данных ФНС (https://www.nalog.ru/), куда поступают сведения из стран ТС о выдаче ввозных документов и уплате налога на своей территории (рис.1).

  3. Вид и состав транспортных документов зависит от условий договора. Чаще всего встречается два варианта:

    груз доставляется поставщиком, включая проезд по РБ;

    белорусский покупатель вывозит его со склада самостоятельно.

    Образцы, которые могут использовать российские организации, рекомендованы Письмом Министерства транспорта РФ (№ ОБ-16/5460 от 24.05.2010). При перемещении грузов по странам ЕАЭС применяются в зависимости от вида транспорта:

    форма 1-Т (товарно-транспортная накладная) — автомобильный;

    нейтральная накладная, грузовая накладная перевозчика — воздушный;

    бланки СМГС (соглашение о международном железнодорожном сообщении) — железнодорожный.

    В республике Беларусь хозяйствующие предприятия (включая ИП) обязаны оформлять перевозки другими документами (Письмо ФНС № ЕД-4-3/1706 от 14.10.2011 года). Налоговые органы принимают как доказательство ввоза груза из РФ на территорию Белоруссии при самовывозе только международную SMR-накладную (рис.2).

    Вопрос 1. Белорусская компания требует, чтобы мы оформили международную SRM-накладную, хотя товар по договору они вывозят на своем транспорте. Правомерно ли такое требование? И нужна ли нам эта накладная?
    Есть разъяснение ФНС России о том, что в случае самовывоза резидентом Белоруссии, продавец может не предоставлять ФНС перевозочные документы (письмо № 03-07-13/01-17, от 18.05.2011). Достаточно подтвердить передачу товара другой стороне товарной накладной ТОРГ-12. Однако белорусский партнер должен представить SRM-накладную у себя на родине при оплате налога и получении заявления на ввоз, которое нужно поставщику для получения льготы по НДС.

    Более того. Все чаще у российских производителей, вывозящих продукцию за границу, стали требовать при пересечении границы международную накладную, хотя раньше было достаточно бланка ТОРГ-12. Строго говоря, для нашего перевозчика правомерна форма Т-1. Однако на «чужой» территории могут возникнуть вопросы. Из сказанного следует вывод: проще выписать SRM-накладную, чем этого не делать.

    Вопрос 2. По условиям контракта российская сторона должна доставить груз до склада покупателя. Нужно ли водителям получать допуск к международным перевозкам?
    Допуск МАП нужен для получения разрешения проезда транспортного средства по территории другого государства, и при оформлении допуска к процедуре международной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией. Согласно п.4 Приложения 24 к Договору о ЕАЭС, доставка грузов перевозчиками, зарегистрированными в одной из стран союза, осуществляется без разрешения, даже когда перевозка осуществляется транзитом через нескольких стран.

  4. Статистическая форма (рис.3) заполняется экспортером, либо логистической компанией, если она владеет и распоряжается товаром на дату его отгрузки. Данные вводятся через личный кабинет на сайте ФТС (http://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services/About/Stat) и заверяются ЭЦП. Если электронной подписи нет, то заполненный бланк распечатывают, заверяют печатью, и отправляют лично или по почте. Это нужно сделать не позднее 8-го дня после окончания месяца отгрузки. Неисполнение этого требования наказывается штрафом от 3 000 до 5 000 рублей.

  5. Другие документы, которые могут потребовать от экспортера для подтверждения экспортной операции:

    паспорт сделки (ПС) необходим, когда цена договора равна или больше 50 000 долларов ; в этом случае для обслуживающего банка дополнительно готовится справка о валютных операциях (инф. письмо Банка России № 43 от 21.01.2014);

    первичные бухгалтерские документы: приходные ордера, счета-фактуры, справки о поступлении средств от контрагента на счет.

    Выписку банка о фактическом поступлении оплаты за поставленный экспорт предоставлять не требуется. При расчете наличными (если это разрешается в стране экспортера), вместо нее предоставляется приходный ордер и справка банка о зачислении средств на счет. Если это бартерная сделка, нужно доказать факт поступления груза из РБ, то есть потребуются: заявление о поставке его в РФ, накладные, акт приема, бухгалтерские регистры. Сумма предоплаты по экспортному договору — освобождается от обложения НДС.

    Счета-фактуры при экспортной реализации выписывают как обычно , с указанием ставки 0%. Их нужно регистрировать в книге продаж, и на дополнительном листе книги покупок согласно правилам раздельного учета. С 1 июля 2016 года в бланке нужно дополнительно указывать код товара (ТН ВЭД).

    Вопрос 3. Малое предприятие на УСН заключило договор поставки продукции в Беларусь. Плательщиком НДС не является. Партнеру требуются номер и дата счета-фактуры (рис.3). Что делать? В этом случае нужно руководствоваться Письмом ФНС № АС-4-2/7439 от 10.05.2011. Если в стране вывоза для экспортера не предусмотрена обязанность выписывать счет-фактуру, то белорусский контрагент может указать в этих графах любой другой документ, например ТОРГ-12, УПД и другие, где указана стоимость товара (рис.4). Допускается вносить в графы 9 - 12 одинаковые реквизиты. Дополнительно можно предоставить официальное уведомление о том, что экспортирующая организация работает на упрощенной системе.

Резюме

Собрать необходимые документы, чтобы не платить НДС при экспорте в Белоруссию, не так уж сложно. Большая часть из них находится на предприятии, а вместо уведомления о ввозе зарубежной продукции или товара теперь достаточно представлять стандартную распечатку с официального сайта ФТС.

В рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - ТС) существует особый порядок уплаты НДС при перемещении товаров, выполнении работ и оказании услуг.

С 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. (в ред. от 11.12.2009 г.) «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» (далее - Соглашение ТС), а также принятые в соответствии с Соглашением Протоколы.

В соответствии со ст. 2 Соглашения ТС при экспорте товаров из России в Белоруссию применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.

Нормы Соглашения ТС применяются независимо от страны происхождения товаров (Письмо Минфина РФ от 12.12.2011 г. N 03-07-13/01-52). При этом страной происхождения товара считается та страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке).

Особенности исчисления НДС при реализации товаров в страны - участники ТС установлены ст. 1 Протокола от 11.12.2009 г. (в ред. от 18.06.2010 г.) «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее - Протокол о товарах).

Согласно разъяснениям контролирующих органов, для применения ст. 1 Протокола о товарах не имеет значения, с кем заключен договор на поставку товаров: с хозяйствующими субъектами стран - участников ТС или с контрагентами из третьих стран. Главным является то, что товары вывозятся из России на территорию стран ТС (Письмо Минфина РФ от 17.01.2011 г. N 03-07-13/1-02).

Следует отметить, что если и продавец, и покупатель являются российскими организациями, состоящими на учете в налоговых органах РФ, нормы Протокола о товарах не применяются. А операция по поставке товаров, вывозимых из России в другое государство ТС, будет облагаться НДС по правилам НК РФ (Письмо Минфина РФ от 14.03.2013 г. N 03-07-08/7842).

Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС

В соответствии с п. 2 ст. 1 Протокола о товарах для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена ТС, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

  • договоры (контракты) с изменениями (дополнениями и приложениями) к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, установленной Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 г. (Приложение 1), с отметкой налогового органа государства - члена ТС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Следует отметить, что Приказом ФНС России от 30.08.2012 г. N ММВ-7-6/583@, утвержден электронный формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена ТС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС.
  • иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена ТС, с территории которого экспортированы товары. Такие документы могут потребоваться, например, в случае реализации товара через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ). Ими могут быть договор комиссии, договор поручения или агентский договор, отчеты посредника о выполнении своих обязанностей и т.д.

Вышеуказанные документы экспортер обязан предоставить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Согласно п. 3 ст. 1 Протокола о товарах датой отгрузки является дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика, либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства - члена ТС для плательщиков НДС.

При непредставлении документов в установленный срок НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров. Далее в случае если налогоплательщик соберет и представит соответствующий пакет документов, подтверждающих факт экспорта в Белоруссию, уплаченные суммы НДС подлежат вычету (зачету) или возврату.

В соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ налогоплательщики обязаны вести раздельный учет операций по реализации товаров в Белоруссию, облагаемых НДС по ставке 0 %, и остальных операций.

Следует отметить, что помимо вышеуказанных документов налоговые органы для подтверждения обоснованности возмещения НДС по экспортным операциям требует от налогоплательщиков заполнения программы «Возмещение НДС: Налогоплательщик» (версия 3.0.8.2.).

Особенности представления налоговой декларации

Согласно разъяснениям контролирующих органов, изложенным в Письмах Минфина РФ от 11.07.2013 г. N 03-07-13/1/26980 и ФНС России от 13.05.2011 г. N КЕ-4-3/7675@ налоговая база по товарам, реализуемым в страны ТС, определяется на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки по НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ). Таким образом, если документы собраны в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, представить их в инспекцию следует вместе с декларацией за тот квартал, в котором их собрали.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 Протокола о товарах при экспорте товаров с территории одного государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена ТС, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы ТС.

П. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт, согласно которому такой вычет производится на момент определения налоговой базы по ст. 167 НК РФ, а именно в последнее число квартала, в котором собраны документы, подтверждающие нулевую ставку.

Операции по экспорту товаров в Белоруссию отражаются в соответствующих разделах декларации по НДС, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 г. N 104н. (в ред. от 21.04.2010 г.). Декларация представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Порядок возмещения НДС

В соответствии с п. 5 ст. 1 Протокола о товарах налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки и налоговых вычетов (зачетов) по НДС, а также принимает соответствующее решение согласно законодательству государства - члена ТС, с территории которого экспортированы товары.

Порядок возмещения НДС на территории РФ установлен ст. 176 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки (далее – КНП). КНП проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Если при проведении КНП не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то в соответствии с п. 2 ст. 176 НК РФ в течение семи дней по окончании проверки налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС.

В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и другие материалы КНП, в ходе которой были выявлены нарушения, а также представленные налогоплательщиком возражения рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности. Одновременно с этим решением принимается решение о возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении.

В соответствии с п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

На основании п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения КНП, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном), начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Вместе с тем, в случаях и порядке, предусмотренными ст. 176.1 НК РФ, налогоплательщик вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, который представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения КПН. Подобные разъяснения ФНС РФ представила в Письме от 21.11.2012 г. № ЕД-20-3/1304.

  • 26.04.19

    Число невыездных по итогам I квартала выросло в полтора раза. 323
  • 26.10.18

    Обнуление лимита беспошлинного ввоза покупок, совершенных в зарубежных интернет-магазинах, займет в России год-полтора. Сейчас лимит составляет 1 тыс. евро, то есть за все покупки, которые стоят дешевле, пошлина не взимается. У стран-участниц ЕАЭС нет единого мнения по вопросу снижения этого порога до нуля. Повальные пошлины Россияне начнут платить пошлины за все покупки, совершенные в иностранных интернет-магазинах, независимо от их... 1 227
  • 09.06.18

    В письме от 28.05.2018 N СД-4-3/10157@ ФНС передала разъяснения белорусского министерства налогов и сборов о поставках нефтепродуктов из РФ и РБ. Такой товар в стране экспортера является подакцизным, а в РБ не входит в перечень подакцизных. Соответственно, когда нефтепродукты не признаются подакцизными товарами в соответствии с национальным законодательством Республики Беларусь, при их ввозе из РФ обязательств по исчислению и уплате акцизов в... 1 133
  • 05.06.18

    Письмо ФНС России от 28.05.2018 N СД-4-3/10157@ "О направлении письма" 732
  • 25.01.18

    Система Tax Free давно и успешно действует во многих странах мира. Ее суть заключается в том, что иностранцы, приезжающие в страну и покупающие в ней какие-либо товары, могут вернуть НДС со своих покупок в этой стране. Как будет работать Tax Free в России и о том, как учесть возврат НДС, рассказывают эксперты ГК «ГНК». 5 858
  • 26.09.17

    В письме от 01.09.17 № 03-07-13/1/56235 Минфин указал, что порядок применения НДС в случае возврата товаров ненадлежащего качества, импортированных на территорию государства - члена ЕАЭС, ранее экспортированных с территории другой страны ЕАЭС, предусмотрен пунктом 11 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" соответствующего Протокола. Налоговая база по НДС при экспорте товаров при изменении ее в сторону... 1 568
  • 26.09.17

    Письмо Минфина РФ от 01.09.2017 N 03-07-13/1/56235 3 050
  • 16.03.17

    В Минске и других городах Белоруссии прошла акция против налога на тунеядство. Шествие в столице страны состоялось в том числе и под политическими лозунгами. 280
  • 22.02.17

    «Налог на тунеядство» уплатили 54 тыс. жителей Белоруссии. Такую цифру приводит агентство БелТА со ссылкой на данные республиканского министерства по налогам и сборам. В бюджет страны после уплаты сборов поступило 16,3 млн белорусских рублей (приблизительно 503,4 млн руб.), отмечает ведомство. Как рассказали агентству в министерстве, значительное число белорусов попросили освободить их от уплаты налога в связи с тем, что они находятся... 505
  • 13.02.17

    В Белоруссии так называемый «налог на тунеядство» заплатили 46 тыс. человек. Это примерно 10% всех должников, сообщает Белорусская служба новостей. По данным издания, Министерство по налогам и сборам Белоруссии направило около 470 тысяч извещений об уплате сбора. Как сообщил «РИА Новости» начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Белоруссии Михаил Рассолько, с должников было собрано... 413
  • 02.12.16

    В письме от 13.07.2016 № 03-07-13/1/41062 Минфин ответил на вопрос об исчислении НДС организацией, которая, взяв в лизинг оборудование в России, передает его своему представительству в Белоруссии. При этом белорусский налоговый орган считает, что местом реализации услуг по передаче в лизинг техники признается территория Белоруссии, и там же взимается НДС. Минфин указал, что услуги по предоставлению в финансовую аренду (лизинг) техники,... 834
  • 01.12.16

    Письмо Минфина от 13.07.2016 № 03-07-13/1/41062 1 058
  • 16.11.16

    Каждый восьмой традиционный магазин в России торгует контрафактными сигаретами. В результате их доля на российском рынке за выросла в 1,5 раза, до 4,4% по итогам первого полугодия. 551
  • 11.10.16

    В Краснодарском крае ИФНС обратилась в суд с исками к следующим компаниям: ООО «Торговый Дом «Белорусский» (дело А33-1127/2015), ООО «Британика» (А33-1124/2015), ООО «Францфуд ритейл» (А33-1126/2015), ООО «Продукт Белоруссии» (А33-1123/2015), ООО «Францфуд хорека» (А33-1122/2015) с исками об изменении фирменного наименования компаний на иное фирменное наименование, не содержащее официального наименования иностранного государства. Можно заметить, ... 651
  • 13.07.16

    Письмо Минфина от 06.06.2016 № 03-07-13/1/32691 3 678
  • 29.06.16

    Письмо ФНС России от 14.06.2016 N СД-4-3/10498@ 4 044
  • 25.03.16

    В письме от 18.02.16 № 03-07-13/1/9130 Минфин рассказал об НДС при приобретении российской фирмой услуг белорусской организации по размещению рекламно-информационных материалов в интернете на сайтах Республики Беларусь. Порядок применения НДС в торговых отношениях государств-членов Евразийского экономического союза установлен протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров,... 1 247
  • 24.03.16

    Письмо Минфина от 18.02.2016 № 03-07-13/1/9130 3 821
  • 08.12.15

    В письме от 10.11.15 № 03-07-13/1/64665 Минфин сообщил, что НДС при выполнении работ (оказании услуг) между хозсубъектами государств - членов ЕАЭС исчисляется согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющемуся приложением N 18 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. Согласно протоколу к юридическим услугам относятся услуги... 783
  • 07.12.15

    Письмо Минфина от 10.11.2015 № 03-07-13/1/64665 1 379
  • 08.04.15

    Как платить налог на прибыль белорусской компании с доходов от авторских прав и лицензий, которые выплачивает ей российская организация. 1 595
  • 06.02.15

    В письме от 24 декабря 2014 г. N 03-07-13/1/66935 Минфин рассказал о ставке НДС в отношении работ по ремонту двигателей, выполняемых на территории РФ российской организацией и ее соисполнителями, если организация заключила договор с белорусским хозяйствующим субъектом. Согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года в этом случае местом реализации... 1 588
  • 30.01.15

    Письмо Минфина России от 24.12.2014 N 03-07-13/1/66935 3 134
  • 20.01.15

    Речь идет о так называемом транзите, который позволяет бизнесу выводить желаемые суммы в офшоры и экономить на уплате налогов в РФ. 2 837
  • 13.01.15

    Регулятор борется с фиктивным импортом - одним из способов вывода капитала, заставляя банки тщательно проверять каждую сделку с казахстанскими контрагентами. 1 349
  • 12.01.15

    В письме от 29 октября 2014 г. N 03-07-14/54783 Минфин рассказал о налогообложении НДС товаров, ввезенных в РФ из Белоруссии. Взимание НДС по товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена ТС, осуществляется налоговыми органами страны ТС, на территорию которой ввезены товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров после их принятия на... 2 515
  • 08.12.14

    В письме от 02.12.2014 № ГД-4-3/24870@ ФНС указала, что доходы резидентов Республики Беларусь в виде штрафов за несоблюдение условий договора поставки облагаются налогом на прибыль в РФ в соответствии с НК РФ. Естественно, это соблюдается в случае, если доход получен от источника в РФ - если санкции платит белорусской фирме российская сторона. Штрафы за несоблюдение условий договора поставки, заключенного с покупателями - резидентами РБ,... 1 183
  • 21.11.14

    Проект соглашения об управлении авторскими правами прошел внутригосударственные согласования во всех странах ЕАЭС. 1 2 374
  • 11.11.14

    Выступая на деловом саммите АТЭС, президент России обратил внимание на вопрос налогообложения интернет-торговли, уровень которого, по мнению Владимира Путина, должен быть синхронизирован внутри Таможенного союза. 713
  • 16.10.14

    Согласно решению конвенции ВОЗ по борьбе против табака, доля акциза в стоимости пачки сигарет вырастет с 40% до 70%. В результате средняя стоимость пачки поднимется до 216 рублей. 889
  • 30.09.14

    В письме от 18.09.2014 № ГД-4-3/18888@ ФНС рассказала, что Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе предусмотрены особенности применения НДС в случае возврата товаров по подтвержденной причине ненадлежащего их качества и (или) комплектации товаров. В то же время не установлены особенности исчисления НДС в отношении возврата товаров, ранее приобретенных на основании договора... 2 091
  • 30.09.14

    Письмо ФНС от 18.09.2014 № ГД-4-3/18888@ 1 860
  • 03.09.14

    Предложенные условия гармонизации акцизов в странах ТС приведут к тому, что пачка сигарет будет стоить 100–110 рублей, бутылка водки обойдется потребителю в 400–450 рублей. 1 290
  • 06.08.14

    Письмо Минфина России от 28.07.2014 N 03-07-РЗ/36944 6 042
  • 03.07.14

    Организация занимается оптовой торговлей бытовой техникой. Организация для продвижения своих товаров создала интернет-магазин. Интернет-магазин принят организацией к учету в качестве НМА. В перспективе планируется сдача интернет-магазина в аренду ИП, который будет приобретать оптом товары у организации и продавать их в розницу через арендуемый им интернет-магазин. Также планируется заключить сроком на три месяца договор с белорусской организацией на продвижение этого интернет-магазина. Оплата за продвижение организацией исполнителю будет производиться двумя частями - аванс и окончательный платеж. Расчеты будут осуществляться в рублях. Как расходы на продвижение интернет-магазина отражаются в налоговом (налог на прибыль и НДС) и бухгалтерском учете организации, владеющей им? 3 391
  • 28.05.14

    Как стало известно "Ъ", Минфин предлагает правительству радикальный вариант "налогового маневра" в нефтяной отрасли, который может привести к полному отказу от экспортной пошлины уже в 2018 году. По мнению министерства, на фоне создания Евразийского союза России следует быстрее сократить потери от сохранения экспортной пошлины. Взамен должен быть вдвое повышен НДПИ, а эффект от роста цен на нефть в России планируется ослабить снижением акцизов и субсидированием отдельных видов нефтепродуктов. На рынке идеи Минфина, которые требуют пересчета льгот по всем добычным проектам, называют излишне масштабными, считая что "цель не оправдывает средства". 905
  • 24.04.14

    Российская организация приобрела в Белоруссии участок нефтепровода, затем разобрала его и в качестве материалов ввезла в РФ. Цена, по которой приобретался нефтепровод у белорусской фирмы, включала 20% белорусского НДС. В письме от 07.04.14 № 03-03-06/1/15337 Минфин указал, что норма, позволяющая учитывать в расходах уплаченные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК), касается только российских налогов. Однако запрета на учет в... 730
  • 24.04.14

    Письмо Минфина от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15337 1 582
  • 18.03.14

    Налоговый маневр, который реализуется в России с 2014 года, предполагает поэтапное повышение НДПИ на нефть с одновременным снижением экспортных пошлин на светлые нефтепродукты и на нефть. 856
  • 13.11.13

    В Белоруссии могут начать собирать налог на тунеядцев. Так окрестят людей, которые не приносят доходов в бюджет, но активно пользуются социальными благами, которые финансируются из госказны. России тоже стоит подумать над изменением подходов к доступу людей к социальному обеспечению, считают эксперты "РГ". 952
  • 12.11.13

    27.08.13

    Предложение законодательно ввести понятия "сельская усадьба", "сельский туризм" и облегчить налоговую нагрузку для желающих заниматься туризмом на селе внесла министр по туризму Калининградской области Марина Агеева по итогам поездки в Полесский район. Об этом сегодня сообщила пресс-служба облправительства."Мы хотим внести изменения в нормативно-правовую и законодательную базы", - отметила она. Планируется разработать бренд сельского туризма... 1 1 098
  • 31.07.13

    Бухучет, налоги Аутсорсинг учета может привести к доначислениям, пеням и штрафам. Свой бухгалтер, наверное, вытряс бы из работников уведомления, не принял бы липовые авансовые, не перепутал бы, с чего надо восстановить НДС. Записавшись на прием в инспекцию через сайт ФНС, можно прождать не более получаса. Новая фаза эксплуатации ПО по записи и новые правила общения с инспекторами. Правительство планирует освободить ИП-новичков от... 1 375
  • 04.12.12

    Специалисты Минфина России разъяснили порядок учета в целях налогообложения прибыли процентного дохода, полученного российской организацией по операциям с ценными бумагами на территории Белоруссии (письмо от 20.11.2012 № 03-08-05). Так, чиновники отметили, что право налогообложения процентного дохода предоставлено как государству резидентства получателя дохода, так и государству источника дохода. Это прописано в подп. 1 и 2 ст 10... 1 019
  • 21.09.12

    В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий. 3 636
  • 04.05.12

    Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О ратификации Протокола между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь о прекращении действия международных договоров по вопросам косвенного налогообложения". Об этом сообщает сегодня пресс-служба Кремля. Напомним, что этот закон был принят Государственной Думой 24 апреля 2012 года и одобренный Советом Федерации 27 апреля 2012 года. Этим законом... 1 859
  • 04.05.12

    Федеральный закон от 03.05.2012 г. N 42-ФЗ "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о прекращении действия международных договоров по вопросам косвенного налогообложения" 2 962
  • 01.04.12

    С января 2013 года нас ожидают ужесточения налогового законодательства, кассовой дисциплины и обращения денежной наличности Из источников, близких к правительственным кругам, стали известны любопытные планы кабинета министров, настолько новаторские, что их опубликование не может быть отложено до понедельника. В рамках усиления интеграции внутри Таможенного союза Россия, Белоруссия и Казахстан приняли решение о сближении налогового... 22 27 570
  • 13.03.12

    Минфин разъяснил, что следует руководствоваться Соглашением Как правильно учитывать сумм страховых взносов, уплаченных в отношении работников филиала белорусской организации в РФ, для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль? Такой вопрос рассмотрел Минфин РФ и дал свои рекомендации. В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует руководствоваться п. 3 ст. 7 Соглашения и подп. 49 п. 1 ст. 264... 976
  • 15.02.12

    Планируется заключение договора на выполнение работ на территории Республики Беларусь (ремонт взлетно-посадочной полосы аэродрома). Каков порядок налогообложения у российской организации при выполнении работ на территории Республики Беларусь? 1 22 941
  • 31.01.12

    Для улучшения инвестиционного климата Белоруссия планирует снижать налоговую нагрузку на бизнес, заявил "Интерфаксу" заместитель министра иностранных дел Белоруссии Александр Гурьянов. "Мы будем сближать позиции в налогообложении с Россией и Казахстаном и пытаться выигрывать в этом контексте", - отметил А.Гурьянов. В вопросе налогов страны сохраняют определенный суверенитет. "Чтобы налоговая нагрузка тоже была элементом конкурентных... 631
  • 24.01.12

    С вступлением в силу с 1 января международных договоров России, Белоруссии и Казахстана (о согласованной макроэкономической политике, согласованных принципах валютной политики, единых принципах и правилах техрегулирования и др.) на территории Таможенного союза (ТС) сформировано Единое экономическое пространство (ЕЭП). Целью нового интеграционного объединения является формирование эффективной транспортной инфраструктуры, благоприятного... 804
  • 12.01.12

    Организация, применяющая УСН, при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь обязана уплачивать НДС. Делать это нужно в сроки, определенные статьей 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009. Кроме того, компания должна подать в налоговую инспекцию налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом Минфина... 1 590
  • 10.01.12

    Президент Белоруссии Александр Лукашенко 30 декабря 2010 года подписал закон о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Информация об этом содержится на Национальном правовом интернет-портале Белоруссии. Закон в частности предусматривает снижение с 1 января 2012 года ставки налога на прибыль с 24% до 18%. При этом, как подчеркивают в Минфине Белоруссии, одновременно предусмотрено изменение подходов к налоговому... 863
  • 28.12.11

    Письмо Минфина России от 25.11.2011 N 03-07-13/01-49 2 023
  • 16.12.11

    Организация занималась международной перевозкой грузов. Маршруты проходили через Белоруссию. Там работники оплачивали ремонт транспорта и переговоры по мобильнику с сим-картой местного оператора. Затраты подтверждены, но в документах выделены НДС и налог на услуги связи. По мнению проверяющих, данные налоги не уменьшают облагаемую прибыль. Из нее исключаются лишь налоги, начисленные по российскому законодательству. Суд поддержал... 976
  • 13.12.11

    Письмо Минфина России от 23.11.2011 N 03-07-13/01-48 2 205
  • 07.09.11

    Белорусская организация встала на учет в российской ИФНС в связи с началом деятельности на территории РФ. Отделение организации представляет собой розничный магазин площадью 53 квадратных метра, в котором работают 4 человека. Однако численность работников организации в Республике Беларусь составляет 1400 человек. Может ли в такой ситуации российское отделение белорусской организации применять ЕНВД? Да, может, считают специалисты Минфина (письмо... 677
  • 08.06.11

    Российская организация (заказчик) заключила с белорусской организацией (исполнитель) договор на разработку проектно-сметной документации для строительства. Исполнитель оказывает услуги на территории Республики Беларусь, деятельность белорусской организации не приводит к образованию постоянного представительства. Возникает ли у российской организации обязанность налогового агента по НДС и налогу на прибыль при перечислении дохода иностранной компании? 10 716
  • 30.05.11

    2 095
  • 16.03.11

    Семинар посвящен вопросам по НДС, с которыми могут столкнуться компании во внешнеэкономической деятельности. На что я буду делать акцент. Конечно, на те изменения, с которыми нам сейчас придется работать из-за образования между Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенного союза. 9 593
  • 17.11.10

    Граждане Республики Беларусь имеют привилегированное положение по сравнению с другими иностранными работниками. Они получают статус налогового резидента РФ и право на применение 13-процентной ставки НДФЛ с момента заключения трудового договора сроком не менее 183 дней. Между тем и такие работники не застрахованы от изменения налогового статуса и пересчета налоговых обязательств, если по итогам налогового периода выяснится, что они находились на территории нашей страны менее 183 дней. 5 481
  • 13.11.10

    3 440
  • 08.11.10

    Письмо Минфина РФ от 22 октября 2010 г. N 03-07-08/299 5 403
  • 26.08.10

    В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий. 2 662
  • 24.08.10

    Компания в августе отгрузила в Белоруссию иностранный товар. По какой ставке начислять НДС?... Компания отгрузила товар в Белоруссию. Оформлять ли счет-фактуру?... Компании поступила предоплата в счет поставки товаров в Белоруссию. Начислять ли на эту сумму НДС?... 1 21 415
  • 20.08.10

    Начало действия соглашения о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном повлекло изменение правил взимания НДС и акцизов при импорте и экспорте товаров между входящими в него странами. Первым документом, утвержденным Минфином России в рамках союза, стала налоговая декларация по косвенным налогам, которая представляется при ввозе товаров на территорию России с территории государств – членов союза. 31 408
  • 05.08.10

    Приказом Минфина России от 07.07.2010 г. № 69н утверждена новая форма налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам). Ее должны сдавать все те, кто ввозит товар с территории стран - членов нового таможенного союза. Первый отчетный период - июль 2010 года.... 766
  • 23.04.10

    Наиболее важные решения судов по налоговым спорам отобрал Николай Аверченко, руководитель практики правового аудита и налогов адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». 1 125
  • 07.04.10

    Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-08-05 3 745
  • 24.06.09

    сайт совместно с редакцией журнала «Актуальная бухгалтерия» провели интернет-конференцию, посвященную вопросам исчисления и возмещения НДС. На вопросы читателей отвечает Владимир Верещака, главный редактор издательства «Гарант-Пресс» и куратор журнала «Актуальная бухгалтерия». 22 081
  • 09.06.09

    Минфин России предупреждает: для восстановления налога на добавленную стоимость не важно, сколько времени компания использовала основное средство в не облагаемых НДС операциях. Даже если это были кратковременные разовые работы, налог все равно нужно восстановить и перечислить в бюджет. Спорить с позицией Минфина не имеет смысла - она соответствует Налоговому кодексу. 1 614

Вначале немного о законодательной базе.
Общий порядок, регулирующий экспортные операции, установлен Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Порядок уплаты НДС при экспорте или импорты между странами, являющимися членами Таможенного союза (далее – ТС) регулируют:

  • Протокол о товарах (Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее – Протокол о товарах);
  • Протокол от 11.12.2009г. «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов».
  • Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21.05.2010 №36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза»;
  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение ТС).

Участниками Таможенного союза (ТС) объединившимися в единую таможенную территорию являются три страны:

  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Российская Федерация.

При реализации товаров внутри Таможенного союза действует особый порядок, регулируемый вышеуказанными законодательными актами.
Согласно ст.2 Соглашения ТС, при реализации товаров внутри ТС, при условии документального подтверждения, применяется нулевая ставка НДС.
Общие правила применения нулевой ставки НДС при экспорте в рамках ТС

Как происходит сама процедура экспорта, рассмотрим на примере.

Товар отгружается в Беларусь или Казахстан

При отгрузке товаров в республику Беларусь или Казахстан, составляется товарная накладная и счет-фактура, с указанием ставки НДС 0%. Ставить отметку на этих документах в налоговой инспекции не требуется. Однако, по вашей просьбе они могут поставить отметку.
Если ранее, НДС по отгружаемому товару, вы поставили к зачету, его необходимо восстановить. Сумму НДС вы сможете принять к вычету, либо предъявить НДС к возмещению только после того, как подтвердите факт экспорта.

  • Для того, чтобы подтвердить экспорт, соберите полный пакет документов по экспортной отгрузке.

Пакет документов следует собрать не позднее 180 календарных дней с момента отгрузки. Датой отгрузки считается дата составления документа для покупателя или перевозчика.
Вам понадобится собрать следующие документы:

  • Договор (контракт), на основании которого отгружен товар;
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов утвержденной формы;
  • Транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие экспорт товара.

Ранее в перечне требуемых документов числилась банковская выписка. С 01.10.2011, в связи с поправками, внесенными в НК, предоставлять банковскую выписку не требуется.

  • Заполняем налоговую декларацию.

По данной операции заполняется раздел 4 или 6 декларации по НДС. При заполнении, следует указать код экспортной операции:

  • если экспортированный товар внутри страны облагается НДС по ставке 18% - 1010406;
  • если экспортированный товар внутри страны облагается по ставке 10% - 1010404.

Если в отведенные сроки собран полный пакет документов

Заполните налоговую декларацию по НДС. Данные по экспорту занесите в раздел 4 декларации. Декларация составляется за квартал, в котором был собран пакет документов.

Заполнение раздела 4 декларации по НДС
В графе 1 укажите коды операций, согласно Приложению №1 к Порядку заполнения декларации по НДС:

  • Код 1010401 – код товаров, не указанных в п.2 ст. 164 НК РФ, т.е. которые на территории России облагаются по ставке НДС 18%;
  • Код 1010402 – код товаров, указанных в п.2 ст.164 , т.е. которые на территории России облагаются по ставке 10%;
  • Код 1010403 – код товаров, не указанных в п.2 ст.164, которые подлежат налогообложению;
  • Код 1010404 – код товаров, указанных в п.2 ст.164, которые подлежат налогообложению.
  • Далее, заполните все остальные графы, в соответствии с каждым кодом операций.

В графе 2 укажите налоговую базу за налоговый период, за которую составляете декларацию.
В графе 3 отразите сумму налоговых вычетов по реализации товаров, которые включают в себя:

  • сумму налога, которая указана в счете-фактуре, которую вы получили от Российского поставщика при приобретении товара;
  • сумму налога, которую вы заплатили при ввозе товаров на таможню России, если товар импортный;
  • сумму налога, которую заплатил покупатель, являющийся налоговым агентом;
  • и так далее.

В графе 4 укажите сумму налога, по которой не собрали раньше пакет документов и включили в предыдущих налоговых периодах в графу 3 раздела 6 декларации.
В графе 5 укажите сумму налога, которую раньше приняли к вычету, но документы собрать, для подтверждения нулевой ставки НДС, не успели. Ранее эту суммы вы включили в графу 4 раздела 6 декларации. Теперь эту сумму вы должны уплатить в бюджет.
В строке 10 сложите значения граф 3 и 4, и уменьшите его на сумму графы 5, вы должны получить сумму налога, которую можете принять к вычету за данный налоговый период.
Заполняйте только те графы, по которым у вас были соответствующие операции.

Теперь, декларацию с пакетом документов сдайте в налоговую инспекцию. Предварительно в специальной программе, которую можно найти на сайте налогового органа, отразите все данные по экспортной операции и на магнитном носителе передайте в свою инспекцию вместе с остальными документами. Заявление распечатайте в четырех экземплярах, три экземпляра налоговая инспекция вам вернет со своей отметкой, по окончании проверки.
Итак, в налоговую инспекцию отнесите следующие документы:

  • Налоговая декларация по НДС с заполненным 4 разделом – 2 экземпляра;
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 1 к Протоколу о товарах) – 4 экземпляра; (занесите данные об экспортных операциях в специальную программу – ТС-обмен (tconp));
  • Сопроводительное письмо к пакету документов c перечислением предоставляемых документов;
  • Контракт с контрагентом – организацией Республик Беларусь или Казахстан;
  • Приложения к контакту;
  • Товарная накладная;
  • Счет-фактура с нулевой ставкой НДС;
  • Таможенная декларация с отметкой таможенного органа;
  • Товаросопроводительные и транспортные документы с отметкой таможенных органов;
  • Договор с транспортной компанией с приложениями;
  • Заявка;

После проверки, налоговая инспекция вам возвращает со своими отметками 3 экземпляра Заявления о ввозе – 1 экземпляр оставляете себе, 2 передаете иностранному контрагенту.

Раздел 5 декларации заполняется тогда, если в предыдущих налоговых периодах документы для подтверждения нулевой справки:

  • Собрали;
  • Не собрали;

Но право на применение вычета возникло у вас только в этом периоде. Поэтому пятый раздел заполняете только в том случае, если у вас появились основания для вычетов.
Такое происходит в следующих случаях:

  • Если собрали документы в положенный срок, но условия для применения вычетов не выполнили.
  • Не успели собрать в прошлых периодах все документы, и тогда же подавали уточненную декларацию с заполненным шестым разделом. Но вычеты не заявили в том периоде, т.к. не выполнили условия для применения вычетов по НДС.
  • Графы «Отчетный год» или «Налоговый период» заполните по данным той декларации, в которой раньше отразили операции, по которым были собраны документы.
  • В графе 1 как и в разделе 4 укажите суммы по соответствующим кодам. И далее все графы заполните по каждому коду операций.
  • В графе 2 укажите налоговую базу по каждой операции, облагаемой нулевой ставкой НДС, по которым собрали все документы, и обоснованность применения подтвердили в том периоде, который указали в графах «Отчетный год» и «Налоговый период».
  • В графе 3 укажите сумму налога, по тем налоговым базам, которые указали в графе 2.
  • В графе 4 отразите налоговые базы по тем операциям, по которым обоснованность применения нулевой ставки документально не подтвердили в периоде, указанном в графах «Отчетный годи» и «Налоговый период».
  • В графе 5 отразите суммы налога по налоговым базам, указанным в графе 4.
  • Раздел 5 следует заполнить отдельно по каждому налоговому периоду, т.е. кварталу, сведения о котором указали в графах «Отчетный год» и «Налоговый период» настоящего раздела.

Если не успели собрать за отведенное время полный пакет документов

Раздел 6 заполняйте, если не собрали пакет документов. Вам следует составить уточненную декларацию по НДС за тот период (квартал), в котором был отгружен товар покупателю.
Исчислите сумму НДС на дату отгрузки со стоимости отгруженного товара, по соответствующей ставке 10 или 18 процентов, в зависимости от того, по какой ставке облагается товар.
Если в следующих налоговых периодах вы соберете все подтверждающие документы, то заполните декларацию за тот период, в котором собрали полный пакет, и внесите данные в четвертый раздел декларации, по указанной ранее методике.

А сейчас заполняйте шестой раздел следующим образом:

    В графе 1 тем же образом, как и при заполнении разделов 4 и 5, отражаете коды операций.

Все остальные графы заполните согласно каждому коду, по которым у вас были операции.

    В графе 2 укажите налоговые базы по соответствующим операциям отдельно по каждой ставке НДС.В графе 3 отразите сумму налога, раздельно в соответствии со ставкой НДС, обоснованность применения нулевой ставки по которым не подтвердили документально. Сумму налога по каждому коду операции, рассчитайте следующим образом: сумму, отраженную в графе 2 умножьте на ставку налога (10 или 18) и разделите на 100.В графе 4 отразите налоговые вычеты по тем операциям, по которым не подтвердили обоснованность применения нулевой ставки, т.е. не собрали полный пакет документов.В строке 010 указывается итоговая сумма граф 2-4.Если сумма графы 3 по строке 010 выше, чем сумма в графе 4 по строке 010, полученную в результате вычитания разницу отразите по строке 020 раздела 6.Если сумма графы 3 по строке 010 меньше, чем итоговая сумма графы 4 по строке 010, то разницу укажите в строке 030 данного раздела.

Итак, мы рассмотрели общий порядок налогового учета НДС, документы, которые необходимо собрать для подтверждения правомерности применения НДС по ставке 0%, а также рассмотрели порядок заполнения декларации по НДС в разных случаях.

С 1 июля 2010 г. организации, которые имеют деловых партнеров в Белоруссии и Казахстане, должны уплачивать НДС и акцизы при экспорте и импорте товаров по новым правилам.

Чем руководствоваться

Новые принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (далее — Соглашение от 25.01.2008).

В соответствии с данным документом был принят Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее - Порядок). Он был ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ.

Тем не менее компании не могли применять перечисленные документы до тех пор, пока соответствующее решение не будет принято Межгосударственным советом ЕвразЭс. Теперь такой документ есть. Это решение Межгосударственного совета ЕвразЭс от 21.05.2010 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза». В нем сказано, что Соглашение от 25.01.2008 и соответствующие протоколы от 11.12.2009 вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Напомним, что ранее организации применяли порядок взимания косвенных налогов, установленный в следующих документах:

    Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10. 2000;

    Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее - Соглашение от 15.09.2004).

После вступления в силу нового Порядка данные документы применяются в той мере, в которой они совместимы с Соглашением от 25.01.2008.

Новый Порядок во многом дублирует порядок, действовавший при экспорте и импорте товаров с Республикой Беларусь. Но есть и новшества.

Импорт товаров из Белоруссии и Казахстана

Принцип взимания НДС и акцизов при импорте остался прежним. Налоги взимаются на территории того государства, в которое они ввозятся (ст. 3 Соглашения от 25.01.2008). Таким образом, при ввозе товаров в Россию из Белоруссии и Казахстана налоги взимаются российскими налоговыми органами. При этом налоги не уплачиваются, если ввозимые товары не подлежат налогообложению при ввозе в соответствии с законодательством страны-импортера. Ставки косвенных налогов на импортируемые товары не превышают ставки НДС и акцизов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

Кто заплатит налоги?

Косвенные налоги уплачиваются по месту постановки на учет организаций - собственников товаров. Таковыми признаются лица, которые обладают правом собственности на товары или к которым переход права собственности на товары предусмотрен договором (п. 1 ст. 2 Порядка). Обязанность по уплате НДС и акцизов установлена и для компаний, применяющих специальные налоговые режимы (п. 1 ст. 2 Порядка).

Обратите внимание: ранее Соглашением от 15.09.2004 между Россией и Белоруссией было закреплено, что в стране импортера не взимаются косвенные налоги при импорте товаров, ввозимых для переработки, а также при транзите товаров. В Соглашении от 25.01.2008 такой порядок прямо не предусмотрен.

В Порядке четко прописаны правила уплаты налогов в следующей ситуации. Предположим, российская и белорусская организации заключили договор поставки товаров на территорию РФ. Товары ввозятся с территории Казахстана. Кто должен платить косвенные налоги? Ответ на вопрос содержится в п. 1.2 ст. 2 Порядка. НДС и акцизы взимаются на территории государства, в которое импортируются товары. В нашем примере налоги перечисляет российская компания.

Налог также уплачивается в том случае, когда товары ввозятся на территорию РФ с территории государств - членов Таможенного союза на основании договора между российской организацией и налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза. Налог уплачивает организация-импортер (п. 1.5 ст. 2 Порядка).

Налоговая база по НДС

Налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров, но не позднее срока, установленного законодательством государства, на территорию которого ввозится товар (п. 2 ст. 2 Порядка). Налоговая база исчисляется исходя из стоимости товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

Стоимостью приобретенных товаров признается цена сделки, уплачиваемая поставщику за товары (работы, услуги) по договору. Аналогичное правило действует и в отношении товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору об их изготовлении.

Если товары получены по товарообменному договору или по договору товарного кредита, стоимостью товаров считается их цена, предусмотренная договором. Если такая информация в договоре отсутствует, стоимость товаров берется из товаросопроводительных документов. В том случае, когда и товаросопроводительные документы не содержат таких сведений, налоговая база рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета.

При ввозе продуктов переработки налоговая база определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

В прежнем порядке определения налоговой базы при импорте товаров, установленном Соглашением от 15.09.2004, были предусмотрены несколько другие правила. Например, налоговая база рассчитывалась исходя из стоимости приобретенных товаров, включая затраты на их транспортировку и доставку. В Порядке о таких расходах не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что они не участвуют в определении налоговой базы по НДС у импортера из Белоруссии и Казахстана.

внимание

Хотя в Соглашении от 25.01.2008 прямо не предусмотрено, что при ввозе товаров для переработки с последующим вывозом или транзитом косвенные налоги в стране импортера не взимаются, этот факт не должен пугать. Ведь при помещении товаров под таможенный режим транзита налог не уплачивается в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, а при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог не уплачивается в силу подп. 4 п. 1 ст. 151 НК РФ при условии, что продукты переработки вывозятся с таможенной территории РФ в определенный срок

Налоговая база по акцизам

До 1 июля 2010 г. налоговую базу по акцизам определяли так. По импортируемым товарам, для которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговой базой признавался объем ввезенных товаров. Теперь по таким товарам налоговой базой является не только их объем, но и количество, а также иные показатели (п. 4 ст. 2 Порядка). А вот для товаров, в отношении которых действуют адвалорные ставки акцизов, расчет налоговой базы не изменился. Это стоимость импортированных подакцизных товаров.

Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия импортером на учет таких товаров.

Уплата налогов и отчетность

В Порядке установлены те же сроки уплаты косвенных налогов, что и в Соглашении от 15.09.2004. Налог на добавленную стоимость и акцизы перечисляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Исключение составляют акцизы по маркируемым подакцизным товарам. Они уплачиваются в сроки, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 7 ст. 2 Порядка).

Суммы косвенных налогов, уплаченные по импортированным товарам, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого ввозятся товары (п. 11 ст. 2 Порядка).

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, организации должны представить в налоговые органы налоговую декларацию (п. 8 ст. 2 Порядка). К ней необходимо приложить:

    заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

    выписку банка, подтверждающую факт уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, когда это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза. Если у организации есть переплата по налогам либо суммы косвенных налогов подлежат зачету или возврату, то налоговый орган выносит решение об их зачете или возврате в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписку банка представлять в налоговые органы не надо;

  • счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в том случае, если их выставление предусмотрено законодательством государства, с территории которого производится импорт товаров;
  • договоры (контракты), на основании которых приобретены импортированные товары (при товарном кредите (займе) - договоры товарного кредита (займа), при изготовлении товаров - договоры об изготовлении товаров, при переработке давальческого сырья - договоры на переработку давальческого сырья);
  • информационное сообщение контрагента о поставщике, у которого были приобретены импортированные товары.

Этот документ представляется в том случае, когда договор поставки заключен с компанией одного государства - члена Таможенного союза. Аналогичное сообщение представляется и в том случае, если поставщик импортированных товаров не является собственником реализуемых товаров, а выступает в качестве комиссионера или поверенного агента. Если сообщение составлено на иностранном языке, то к нему необходимо приложить перевод на русском языке;

  • договоры комиссии, поручения или агентский договор (конечно, при условии, что они заключались);
  • договоры, на основании которых приобретены товары по договорам комиссии, поручения или агентскому договору.

В Порядке четко прописаны правила составления декларации, если на территорию государства - члена Таможенного союза ввезены товары ненадлежащего качества или комплектации. При возврате такие товары, ввезенные в месяце принятия их на учет, в налоговой декларации не отражаются. Если возврат осуществляется в более поздние сроки, то в налоговые органы подается уточненная декларация (п. 9 ст. 2 Порядка).

внимание

Если товары при импорте из государства - члена Таможенного союза будут поступать часто (например, ежемесячно), то российский импортер почувствует явную налоговую несправедливость. Ведь ему придется ежемесячно представлять декларации по НДС, в то время как все остальные налогоплательщики, включая ввозящих товары с территории других государств (не членов Таможенного союза), в силу п. 5 ст. 174 НК РФ подают декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть ежеквартально

Ответственность

Соглашение от 15.09.2004 не предусматривало ответственности за нарушение порядка взимания косвенных налогов при импорте товаров. Порядок восполнил этот пробел. Теперь в случае неуплаты или неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам либо перечисления налогов в более поздний срок налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных в государстве - члене Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары. Аналогичное наказание предусмотрено и для тех компаний, которые не представят в срок декларацию или в ней будут отражены искаженные сведения (п. 9 ст. 2 Порядка).

Экспорт товаров из России

Как и прежде, при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС. Кроме этого компании освобождаются от уплаты акцизов (п. 1 ст. 1). Таким образом, российские организации, экспортирующие товары в Белоруссию и Казахстан, не уплачивают косвенные налоги.

Льготу нужно подтвердить

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией необходимо представить следующий пакет документов (их копий):

    договоры, на основании которых осуществляется экспорт товаров (в случае товарного кредита (займа) - договоры товарного кредита (займа), в случае вывоза товаров на основании договоров на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья - соответствующие договоры);

    выписку банка, подтверждающую фактическое поступление на счет организации-экспортера выручки от реализации экспортированных товаров (при наличных расчетах - выписку банка о внесении организацией-экспортером полученных сумм на его расчетный счет, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих поступление выручки в кассу). При осуществлении товарообменных операций, предоставлении товарного кредита компания-экспортер сдает в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров, полученных е по указанным сделкам;

    заявление о вывозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления приведена в приложении № 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов;

    транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров;

    иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов.

В Порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров теперь прямо прописано, что пакет документов необходимо представить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В Соглашении от 15.09.2004 речь шла о сроке в 90 дней, что приводило к постоянным спорам с налоговыми органами, поскольку не соответствовало срокам, установленным главой 21 НК РФ.

Пропущен срок - заплати налоги

Организация, которая пропустила установленный срок для сдачи документов, должна перечислить в бюджет суммы косвенных налогов. Это необходимо сделать за тот налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. При этом для НДС датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, оформленного в адрес покупателя (получателя) товаров. Такой же порядок действует и при исчислении акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья. Для подакцизных товаров из давальческого сырья датой отгрузки признается дата подписания акта их приема-передачи.

За нарушение сроков уплаты косвенных налогов налоговый орган взыскивает суммы налогов и пени. Обратите внимание: штрафные санкции налоговые органы применят и в том случае, если выяснится, что представленные сведения не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза обмена информацией (п. 6 ст. 1 Порядка).

Компания может представить необходимые документы для подтверждения нулевой ставки НДС и применения освобождения от уплаты акцизов и в более поздние сроки. Тогда перечисленные в бюджет косвенные налоги можно принять к вычету. Однако следует помнить, что начисленные и уплаченные суммы пеней, штрафные санкции возврату и зачету не подлежат (п. 3 ст. 1 Порядка).

Правила для лизинга

В Порядке особое внимание уделено лизинговым операциям. Заметим, что в Соглашении от 15.09.2004 правила уплаты косвенных налогов при перемещении товаров по договорам лизинга установлены не были.

Вывоз товаров по договору лизинга

Если компания перемещает товары из России в Белоруссию или Казахстан на основании договора лизинга, она также применяет нулевую ставку по НДС и освобождается от уплаты акцизов (п. 9 ст. 1 Порядка). При этом пакет документов, подтверждающий льготный порядок налогообложения, несколько отличается от того, который представляется при экспорте товаров. Так, вместо договора, на основании которого осуществляется экспорт товаров, в налоговые органы представляется договор лизинга. Если по условиям договора лизинга право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю, организация-экспортер должна включить в пакет документов выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление на расчетный счет лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости предметов лизинга).

В Порядке установлены правила определения налоговой базы при вывозе товаров по договору лизинга. Она рассчитывается на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости предметов лизинга, предусмотренной договором, но не более суммы фактически полученного платежа. Соответственно вычет «входного» НДС по переданному на экспорт лизинговому имуществу производится в части, приходящейся на стоимость товаров по полученному лизинговому платежу (п. 9 ст. 1 Порядка).

Если компания ввозит лизинговые товары

Имеет свои особенности и порядок определения налоговой базы при ввозе на территорию РФ товаров по договору лизинга, если его условиями предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю. Налоговая база определяется в размере части стоимости предметов лизинга, предусмотренной договором на дату ее оплаты (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы (п. 3 ст. 2 Порядка).

Если товары ввозятся на территорию РФ по договору лизинга, то перечислить косвенные налоги нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем срока платежа, предусмотренного договором лизинга. В этот же срок надо представить в налоговый орган и соответствующую налоговую декларацию (п. 7 и 8 ст. 2 Порядка). Кроме того, выписка из банка, подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов, сдается в налоговые органы при наступлении срока платежа по договору лизинга (подп. 2 п. 8 ст. 2 Порядка).

При первой уплате НДС организация - импортер лизинговых товаров обязана представить в налоговые органы документы, перечисленные в подп. 1-8 п. 8 ст. 2 Порядка. В дальнейшем одновременно с налоговой декларацией нужно сдавать только заявление и выписку из банка.

справка

Согласно ст. 7 НК РФ положения международных договоров по вопросам налогообложения имеют приоритет над нормами НК РФ. Следовательно, российские налогоплательщики, которые ввозят (вывозят) товары на территорию (с территории) государства - члена Таможенного союза, должны все ответы на вопросы по обложению НДС и акцизами сначала искать в Соглашении от 25.01.2008 и в Порядке. В них может содержаться прямой отсыл к главам 21 и 22 НК РФ (как в случае вычетов). Но если проблема совсем не урегулирована данными документами, тогда ее решение тоже следует искать в НК РФ