Работа и образование

Основные пути преодоления ошибок при выборе профессии. Какие ошибки совершаются при выборе профессии? Устаревшая или неправильная информация о профессии

Вопрос выбора профессии является очень актуальным для всего общества. Решение этого вопроса во многом определяется степенью информированности о выбираемой профессии, как у ученика, так и у родителей.

Ошибка при выборе профессии недопустима, т. к. ее последствия будут сказываться всю жизнь.

Каждый ученик в процессе выбора профессии проходит несколько этапов. С той или иной полнотой эти этапы представлены в любом решении, принимаемом личностью или группой.

1. Возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию).
2. Поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы.
3. Сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора.
4. Построение образа профессии.
5. Поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения.

Рассмотрим возможные ошибки, на каждом этапе, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап.
Первое, на что нужно обратить внимание родителям и учителям, - это выяснение того, как видится выбор профессии тому, кто участвует в решении этого вопроса и, вообще, осознается ли проблема сама по себе. Этот вопрос может возникать как в отношении подростка, так и в отношении лиц, участвующих вместе с ним в выборе профессионального «маршрута».
Первая ошибка это подмена проблемы, когда профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, т. е. вместо решения проблемы выбора профессии решают проблему выбора учебного заведения.
Иногда установка на получение высшего образования так сильна, что ей в жертву приносятся и склонности, и реалистическая оценка ситуации.
Подобное явление может возникнуть не только при ориентации на высшее учебное заведение. Нередко в ПУ приходят подростки, которые при выборе профессии руководствовались не своими склонностями и индивидуальными особенностями, а ориентируясь на мнение учащихся там товарищей, на сопутствующие выгоды (наличие секций, кружков, дополнительных льгот).
Выбирая учебное заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем.

Вторая ошибка - несвоевременность выбора. Такая ситуация может возникнуть, когда проблема выбора профессии в требуемый момент времени как бы не встает перед учащимися.
Одной из причин сложившейся ситуации, может быть слишком рано принятое решение о выборе профессии. Такое решение иногда бывает не вполне адекватным, когда в раннем возрасте формируется романтический образ профессии, часто отдаленный от реальности.
Иногда такой интерес усыпляет бдительность взрослых, создает иллюзию, что с профессиональным самоопределением все благополучно. На самом же деле ожидания подростка значительно расходятся с реальностью, а его индивидуальные особенности являются неодолимым препятствием для получения выбранной профессии.
Таким образом, несвоевременно, слишком рано принятое решение, не поддержанное рациональными соображениями, может стать источником разочарований и последующих сложностей адаптации в профессиональной сфере.

Третья ошибка – отсутствие у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии, когда в силу семейных традиций или сложившихся у родителей ожиданий в отношении профессионального будущего ребенка к моменту выбора профессии ни у родителей, ни у подростков не существует проблем в этом вопросе.
Т. е. если в семье все экономисты, то и подростку автоматически предопределена эта профессия. Часто родители стараются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты: «Я не стала врачом, хотя мечтала об этом всю жизнь, пусть дочка им будет». При этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка.

2 этап.
Кто может, и кто должен принимать решения в ситуации выбора профессии?
Одним из факторов, регулирующих активность человека, является его самооценка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.
Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.
При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт. Суждения консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых.
Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя в праве принимать какие – либо ответственные решения вообще.

3 этап.
Одним из основных этапов принятия решения является сбор необходимой информации о желаемой профессии.
Сложности и ошибки, возникающие на этом этапе, обусловлены тремя причинами: отсутствием полного представления о проблемной ситуации, избирательным отношением подростков к информации о сфере труда, сложностями самовосприятия
Подростки и их родители часто не осведомлены о тех существенных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека.
Знакомство учащихся, преподавателей, родителей с профессиями позволяет им со всей полнотой осваивать информацию относительно процесса труда в каждой профессии. С учетом этого возможна более точная формулировка общих требований подростка к будущей профессии, а также своеобразная прикидка собственных возможностей в связи с требованиями, предъявляемыми различными группами профессий к человеку.
В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию.
Экспериментально – психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.

1. Личный опыт как источник информации.
Отличительной особенностью личного опыта является его высокая субъективная значимость, переоценка, перенос оценок с одних событий на другие. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе.

2. Роль семьи.
Среди источников информации о сфере труда семья занимает очень важное место.
Влияние ближайшего окружения на формирование мнения базируется на принципе, суть которого состоит в том, что информация, исходящая от представителя «своей» группы лиц, воспринимается более положительно. Естественно, что семья представляется авторитетным, близким по духу источником.
Часто возникает ситуация, когда родители пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты в детях, не учитывая их личностных особенностей. Что может привести к нежелательным последствиям.
Поэтому очень важна профориентационная работа с родителями.

3. Влияние сверстников.
Подростки при выборе профессии с большим доверием относятся к сведениям, полученным от сверстников.
Распространенным является выбор профессии «за компанию», т. е. выпускники выбирают профессию по принципу дружбы. В этом случае, как правило, одного из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.

4 этап.
На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. На этом фоне видение проблемы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более упрощенные требования.
Здесь широко распространены следующие ошибки.

Предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии.
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непрестижными. Это необоснованный ложный взгляд. Как известно мода на все проходит, и та профессия, которая сегодня престижна, завтра может приобрести совершенно иной статус.

Увлечение только внешней стороной профессии.
Это случается потому, что выпускник не имеет всесторонних знаний о профессии.

Ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок.
Ориентируясь на материальную сторону профессии, часто не учитывается, что если данная профессия выбрана без учета личностных особенностей, то мало шансов стать квалифицированным специалистом, а значит, возникнут проблемы с трудоустройством.

5 этап.
При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.

Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. Критическая оценка гипотез неполна, варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью.
В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых Рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полной и планомерной критической оценкой.
Решения Осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения находятся с трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке.

Наиболее трудное время для подростка – переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, когда человек принимает решение о выборе профессии.
В связи с переходом старшей ступени общего образования на профильное обучение, школьникам и их родителям становится необходимо обязательно осуществлять профессиональное определение в выпускном классе основной школы, т. е. выбирать среднее специальное учебное заведение или профиль для продолжения обучения в старшей профессиональной школе.
Естественно, что учащиеся и их родители заинтересованы в том, чтобы данный выбор был для них оптимальным. Они хотят быть уверены, что именно это образование станет основой дальнейшего движения по пути к успешной карьере. Эта уверенность может быть осуществлена только при соблюдении принципа профессионального самоопределения.
Принцип профессионального самоопределения подразумевает осознанный самостоятельный выбор профессии на основе:
- объективных и достаточно полных знаний о себе, своих интересах, склонностях, особенностях мышления, памяти, внимания, нервной системы;
- знакомства с миром профессий, требованиями, которые профессия предъявляет к человеку;
- умения соотнести эти требования со своими личностными особенностями.
Тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Многие из выпускников 9-х классов не готовы к осознанному выбору своей будущей профессии. По данным Санкт-Петербургских психологов 85% учащихся 9-х классов не знают, кем они хотят стать, а социологическое исследование «Прогноз», проводимое ежегодно Ульяновским областным центром профориентации показывает, что 11% выпускников 9-х классов не могут выбрать форму дальнейшего обучения, и 36% не уверены в правильности своего выбора.
Трудности профессионального самоопределения в 9-ом классе во многом связаны с возрастными особенностями.
Данные психологических исследований показывают, что лишь незначительная часть учащихся этой возрастной группы не испытывает затруднений в процессе обучения. Причем подростки видят причину трудностей в первую очередь в самих себе, в собственной плохой памяти, слабом внимании, неумении думать, лени и безволии. Истинная же причина данных трудностей чаще всего в несовпадении времени наступления физиологической, интеллектуальной и социальной зрелости.
Поэтому, очень важно научить подростка не только видеть свои недостатки, - он и так, во всем винит себя, и так знает о своих многочисленных возрастных трудностях – но и научить понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности и характера.
Выбор профиля – это очень ответственное решение. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сохранения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Поэтому, что, и в каком объеме будет изучать старшеклассник в профильном классе, в дальнейшем определит возможность его обучения в том или ином ВУЗе. Углубленная подготовка по ряду предметов определяет заданность профессионального выбора, изменить который координально, впоследствии, будет трудно.
В момент выбора профиля обучения не требуется обязательно осуществить выбор своей будущей профессии, так как обучение на одном из 11 профилей предполагает готовность к продолжению профессионального образования по очень многим и различным профессиям. На этом этапе достаточно правильно определить направленность личности, соответствующую профилю, и уже в процессе обучения конкретизировать свой выбор, определив Вуз и факультет.
По изложенным выше причинам, детям и их родителям, в большинстве случаев, бывает необходима квалифицированная помощь профконсультанта, который методами психодиагностики поможет выявить не только лежащие часто на поверхности профессионально важные качества человека, но и его на данный момент скрытые потенциально сильные характеристики, которые смогут стать твердым фундаментом профессиональной успешности, дадут возможность двигаться с наибольшей эффективностью в нужном направлении.
Специалисты Ульяновского областного центра профориентации, имея многолетний опыт профориентационной работы и достаточную методическую базу, готовы помочь выпускникам и их родителям определиться с выбором профиля обучения, а на основе знаний потенциально сильных сторон личности сориентироваться в выборе эклективных курсов для внутрипрофильной специализации.

Заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии. Итак, чего делать не стоит...

1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора «кота в мешке».

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, в первую очередь необходимо найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.

Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда.

2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода - дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь, прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

3. Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.

Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожи на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.

4. Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» - это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.

5. Выбирать профессию «за компанию».

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным - ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

6. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправдана позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в ВУЗе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

7. Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

Еще одна причина такой ошибки - незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.

8. Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие. Тем не менее, обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (специалист по профориентации, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Проектная работа по курсу «Твоя профессиональная карьера» на тему:

«Типичные ошибки при выборе профессии»

Залюбовская Дарья,

обучающаяся 8 класса

Руководитель:

Кошубаро Ольга Николаевна

Г. Ноябрьск 2017 г.

Название проекта: «Типичные ошибки при выборе профессии»

Руководитель проекта: Кошубаро Ольга Николаевна.

Учебный предмет: Твоя профессиональная карьера.

Учебные дисциплины: Экономика, технология.

Тип проекта: информационный

Цель проекта: изучить ошибки, которые можно допустить при выборе профессии

Задачи проекта:

    Узнать что такое профессия

    Рассмотреть какие ошибки при выборе профессии существуют

    Рассмотреть технологию выбора профессии

Аннотация: На данный момент проект актуальный, так как в большинстве случаев выпускники школ совершают ошибки в выборе профессии

Возраст, на который рассчитан проект от 13 и далее

Введение . Каждое новое поколение выпускников школ, не желая учиться на ошибках прошедших этот непростой путь до них, стабильно продолжает наступать на одни и те же грабли при выборе идеальной для себя профессии. В этой статье мы приведём наиболее распространённые ошибки, которые допускают школьники, абитуриенты, да и взрослые люди тоже, пытаясь найти ответ на извечные вопросы «Кем быть?», «Какую профессию выбрать?» и «Где учиться?».

Как правило, все нижеперечисленные ошибки выбора профессии не зависят от возрастной группы, но встречаются и уникальные варианты, которые, например, могут быть совершены только выпускниками школ, например, пойти учиться за компанию с друзьями или наперекор родителям. В конце статьи находятся полезные советы, которые призваны помочь предотвратить большинство ошибок, представляя собой небольшую дорожную карту с описание пошаговых действий для достижения цели.

Какие существуют ошибки при выборе профессии

    Незнание мира профессий

Одна из самых основных и распространённых ошибок выбора профессии, из которой и следуют многие другие. Многие школьники, приближаясь к выпускным классам и необходимости сдавать единые государственные экзамены (ЕГЭ и ГИА), слабо представляют себе какие вообще бывают профессии и что происходит на рынке труда в настоящее время. Ситуацию усугубляет необходимость срочно определиться с набором сдаваемых экзаменов, требуемых для поступления в ВУЗы и продолжения обучения на определённую специальность.

Для более успешного выбора и начального ознакомления с интересными и подходящими именно Вам профессиями можно порекомендовать пройти и подробно ознакомиться с богатым миром предлагаемых специальностей . Для ещё более точного выбора обязательно нужно воспользоваться услугами квалифицированных психологов – профконсультантах. В каждом городе и практически каждом учебном заведении есть соответствующие службы и специалисты. Государственные службы занятости также могут помочь в решении этого вопроса.

    Ориентация на престижность профессии

Яркий представитель ошибок при выборе профессии. Очень часто молодые люди при выборе будущего карьерного пути ориентируются исключительно на престиж той или иной профессии. В результате на рынке труда оказывается огромное количество свежевыпущенных специалистов, которые ходят на работу как на каторгу, мечтая о пятнице и смене карьеры. Обычно в категорию престижных профессий попадают юристы, финансисты, маркетологи, банкиры, сфера шоу бизнеса и прочие подобные. Бесспорно это хорошие профессии, но подходят они далеко не всем и не стоит выбирать опираясь исключительно на престижность. Как минимум существуют ещё такие же важные понятия как востребованность на рынке труда, интерес к профессии, физические и умственные предрасположенности к той или иной профессиональной сфере.

    Выбор под давлением окружающих

Обычно в роли окружающих оказываются родители, искренне и от всей души желающие пристроить своего любимого ребёнка в наилучшую, на их взгляд, сферу деятельности. К сожалению, очень часто при этом не рассматриваются интересы, таланты, возможности и стремления самого ребёнка, что приводит к ссорам в семьях или необходимость переучиваться и менять профессию впоследствии.

Ещё хуже, когда родители пытаются воплотить свои нереализованные мечты молодости в ребёнке. В таких случаях ребёнку необходимо уметь отстаивать свою точку зрения защищая свои интересы. Сложно учиться против воли, а работать ещё сложнее.

    Идти по стопам своего кумира

Обычная ошибка выбора профессии для школьников, когда влюблённость или другая увлечённость другим человеком (нравящийся учитель, актёр, певец и т.д.) может предопределить желаемую профессию или сферу деятельности. Однако на самом деле интерес к человеку и интерес к профессии соответствуют даже меньше чем никак и во время обучения может наступить разочарование.

Если есть возможность, то стоит поговорить со своим кумиром, расспросить его о работе и её требованиях, посоветоваться стоит ли выбрать такую же профессию и куда лучше пойти учиться. В качестве программы минимум обязательно необходимо узнать о профессии как можно больше, возможно она окажется не такой интересной, как казалась издалека. Конечно же, при этом необходимо здраво оценивать свои возможности, интересы и стремления, а также желательно пройти несколько профориентационных тестов и побеседовать с грамотным психологом-профконсультантом.

    Пойти учиться «за компанию»

В случаях, когда интересной профессии так и не нашлось, а определиться с экзаменами и поступлением в ВУЗ нужно срочно, выпускники школ выбирают варианты ЕГЭ для сдачи и университеты для поступления за компанию со школьными друзьями. Иногда такой вариант оказывается неплох, так как в уже сложившейся приятной компании учиться проще и веселее, а там, возможно, и профессия понравится.

Увы, намного чаще получается совсем по-другому: с интересом и успехом поглощающие новые знания школьные друзья вырываются вперёд и обзаводятся новыми знакомыми, с которыми можно обсудить услышанное на лекции, организовать совместный проект или устроить эксперимент в то время, как друг детства, не обладая соответствующими талантами, плетётся в хвосте без возможности поучаствовать в совместной деятельности.

По сути, данная ситуация это уход от личной ответственности и перекладывание её на других. Но окружающие совершенно не могут нести всю полноту ответственности за столь нелёгкий выбор каждого человека, как выбор профессии. Получается лотерея, в которой может и повезти, но гораздо чаще билет оказывается без выигрыша.

Такие ошибки выбора профессии совершаются ещё вследствие недостаточной работы как школьных психологов и учителей, которые не обеспечили нужный уровень профориентационных занятий, так и родителей, которые пустили процесс определения с профессией школьника на самотёк и не принимали в нём активно участие.

    Желание учиться только в определённом месте

Желание учиться в определённом колледже или ВУЗе само по себе похвально, так как оно говорит о проявленном интересе и проведённом сборе информации. Другое дело, что в понравившемся учебном заведении может просто не оказаться подходящей и интересной программы обучения. Несколько сглаживают проблему федеральных университеты, которые охватывают широкий спектр профессий гуманитарных и технических направленностей, а также владеют отличной материально-технической базой для обучения. Но и они не могут научить многим узким специальностям, которые, как правило, преподают отдельно выделенные учебные учреждения: врачи, педагоги, юристы и многие другие специальности окажутся недоступными при таком подходе.

Задумайтесь, стоит ли старое, красивое здание или наличие бассейна для студентов того, чтобы пойти учиться на неинтересную или далекую от желаемой специальность.

7 . Устаревшая или неправильная информация о профессии

Мир профессий не стоит на месте и непрерывно меняется. Одни специальности уходят в прошлое, другие только появляются. С развитием науки и появлением новых методов постоянному изменению подвергаются практически все имеющиеся на современном рынке труда профессии.

Поэтому в процессе определения необходимо хорошо знать, что представляет собой та или иная профессия в настоящее время. В этом может помочь наш или же можно самостоятельно найти в интернете требования к специалистам, описание процесса работы или сходить на ярмарки вакансий и дни открытых дверей на интересующих предприятиях. Таким образом, возможные ошибки выбора профессии из-за незнания текущего положения дел будут сведены к минимуму.

    Учитывание только видимой стороны профессии

Многие любят помечтать о карьере известного актёра, певца или ведущего. Действительно, на первый взгляд представители подобных профессий легко собирают полные залы и получают большие гонорары, но немногие при этом представляют настоящее положение дел и огромное количество закулисной работы, будь то бесконечные репетиции, разъезды по стране или тренировки для поддержания себя в форме. Не будем забывать и о вынужденной публичности, которая понравится далеко не всем.

Перед тем, как окончательно выбрать предпочтительную сферу деятельности необходимо как можно подробнее изучить её как можно подробнее со всех сторон.

    Отсутствие желания разобраться в себе

Фундаментальная ошибка выбора профессии, когда по тем или иным причинам человек отказывается разобраться в себе, выделить свои сильные и слабые стороны. Одной из таких причин может быть избегание ответственности за совершённый выбор и перекладывание её на других. Другой причиной может быть общая неуверенность в себе и сильно заниженная самооценка. В любом случае результат выбора, скорее всего, будет неудовлетворительным, сделанным без оглядки на объективную реальность, а работа не будет приносить радость и удовлетворение.

Помощь в выборе профессии в таком случае может прийти от хорошо знакомых людей, таких как родители, другие близкие родственники, друзья, коллеги. Но гораздо лучшим выбором будет пройти психологические профориентационные тесты с последующей объёмной консультацией опытного психолога – профконсультанта, вместе с которым получится выделить наиболее выраженные и важные особенности личности и подобрать профессию на их основе.

    Неправильная оценка своих способностей

Неправильное оценивание своих сильных и слабых сторон может привести к ошибочному выбору профессии и, как следствие, неудовлетворённости от процесса трудовой деятельности и понижению качества жизни. Если Вы неуверенно общаетесь с другими людьми и предпочитаете книги общению, то вряд ли стоит выбирать профессию журналиста или учителя.

Ошибки выбора профессии также происходят при заниженной или завышенной самооценке, которая мешает адекватно определить имеющие таланты и способности к тому или иному виду деятельности. Как и в других случаях помогут решить проблему или в письменной форме, а также обязательная беседа с профконсультантом.

    Привязанность к любимому школьному предмету

Профессий существует в разы больше, чем школьных предметов, к тому же многие специальности в своей деятельности охватывают множество направлений и соотносить их с конкретным предметом весьма затруднительно.

Например, даже если самым любимым языком в школе был иностранный язык, то выбор профессии не ограничивается одним лишь переводчиком. Вариантов намного больше: от экскурсовода и переводчика до дипломата и посредника между отечественной компанией и иностранными предприятиями.

Определиться с желаемым видом деятельности и выбрать конкретную специальность помогут сервисы типа , в котором собраны самые популярные профессии России с подробным описанием и примерами деятельности. Также перед окончательным выбором стоит подробно изучить рынок труда и предлагаемых вакансий, где указываются определённые требования и образование для каждой из вакансий.

    Незнание перспектив и требований рынка труда

Правильный выбор профессии, помимо всего прочего, зависит от рынка труда региона проживания и перспектив его развития. При выборе профессионального пути однозначно необходимо анализировать газеты и сайты с вакансиями, описанием профессий и аналитическими материалами про предполагаемые изменения на рынке труда в ближайшие 5-10 лет.

После проведённого анализа может оказаться, что выбранная профессия по прошествии нескольких лет утратит свою популярность или престижность, а найти работу по специальности будет затруднительно. Стоит учитывать и тот факт, что очень часто непрестижные рабочие и технические специальности оплачиваются куда лучше и более востребованы, чем очередной молодой экономист без опыта на перенасыщенном рынке труда.

Таким образом, с помощью анализа рынка труда региона проживания можно избежать ошибки выбора профессии и сделать более удачный выбор с учётом своих стремлений, желаний и возможностей.

13 . Игнорирование собственных способностей и интересов

Очень часто при выборе профессии люди сознательно отметают значимость своих интересов и способностей, выдвигая на первый план исключительно уровень заработной платы или эфемерную престижность профессии. Однако достичь вершин при таком выборе способны немногие – банально неприятно и сложно вкладываться в работу, которая неприятна и вызывает отторжение. А при отсутствии заметной отдушины в свободное время такой человек будет постоянно несчастлив, что приведёт к снижению качества жизни.

Простым решением такой ошибки выбора профессии будет выбор именно такой специальности, которая нравится и заниматься которой будет интересно большую часть жизни.

14 .Продолжать семейные традиции против своей воли

Очень хорошее и правильное дело, когда ребёнок идёт по стопам своих родителей. В его распоряжении богатый опыт, наработки и секреты профессии из первых рук, а поддержка и совет близких и понимающих людей при первых шагах совершенно неоценима, полезна и своевременна. Именно из таких семей выходят талантливые врачи, инженеры, актёры, учёные.

Но в бочке мёда может оказаться и весомая ложка дёгтя, которая перечеркнёт все плюсы такого подхода. Такой ложкой окажется желание ребёнка идти по стопам своих родителей и продолжать семейную династию. Кто-то под напором сломается и примет навязываемые правила игры, кто-то будет воевать за право идти своей дорогой. Главное, чтобы семья не воспринимала такое поведение как предательство и не начала вставлять палки в колёса на пути к профессии мечты. Такие действия приведут лишь к конфликтам и возможному разрыву отношений.

15 . Относиться к профессии, как к единственно возможной

Любая сфера деятельности подвержена постоянному изменению и по мере роста опыта, квалификации и продвижения по карьерной лестнице будут меняться и занятия со сферой ответственности. Естественно, что наиболее успешен будет тот человек, который прошёл начальные ступени на отлично.

Кроме непосредственно самой профессии заранее ознакомьтесь с карьерными перспективами и состоянием рынка труда. Будьте готовы к постоянному повышению квалификации, освоению смежных и похожих профессий или даже кардинальному изменению направления деятельности. Всё это превратит Вас в ценного специалиста, который будет всегда востребован и успешен.

Таким образом, не стоит думать, что начальный выбор профессии это единственный шанс, который определит всю дальнейшую судьбу. В любой момент можно будет переучиться на другую профессию или смежную специальности, а допущенные ранее ошибки выбора профессии помогут сделать верное решение.

15. Недооценка своих физических особенностей и возможностей

В некоторых профессиях необходимо максимально здраво оценивать свои физические возможности и особенности. Военная служба, спецназ, МЧС, служба в правоохранительных органах требуют отличной физической подготовки. Авиация требует идеального зрения и быстрого мышления. Для творческих профессий обязательно наличие вкуса и соответствующих умений.

Часть профессий может быть освоены при должном настрое и постоянных усилиях на пути к намеченной цели, другие же могут оказаться закрыты навсегда. В таком случае можно освоить близкие или относительно смежные профессии. Например, если не получилось стать лётчиком гражданской авиации, то можно попробовать стать механиком по обслуживанию самолётов, диспетчером или даже стюардом.

Неверная оценка своих физических возможностей может привести к необходимости последующего получения другой специальности, что выльется в потерю времени и финансов.

16. Ориентировка только на зарплату

Плохой практикой при выборе профессии является ориентироваться только на размер будущей заработной платы. Во первых указанная в вакансиях зарплата соответствует специалистам с опытом и до неё ещё нужно дорасти. Во вторых учиться на нелюбимую или нелёгкую для освоения специальность будет сложно морально и физически. В третьих работать исключительно ради денег, не получая от работы совершенно никакого удовлетворения приводит к быстрому эмоциональному выгорания с непредсказуемыми последствиями.

17 . Выбор профессии назло или вопреки кому-нибудь

Очень часто молодые люди выбирают профессию в пику высказываниям родителей или других значимых людей типа «Да ты считаешь с трудом, какой из тебя программист?», «Два слова связать не можешь, а хочешь в журналистику!», «Да тебе в жизни не стать хорошим специалистом, ты ничего не умеешь!». Иногда такие высказывания соответствуют действительности, иногда говорятся в порыве эмоций, чтобы уязвить человека.

Выбор, совершаемый с целью доказать окружающим, что они были не правы это плохой выбор, так как работать на нелюбимой или слишком сложной работе придётся совсем не людям, дававшим неприятные комментарии.

18. Учиться только ради корочки о высшем образовании

Среди всех имеющихся ошибок выбора профессии эта относится в основном к России. У нас сложилась ситуация, в которой наличие высшего образования является необходимым требованием многих вакансий, даже если объективно оно не нужно. Иногда доходит до абсурдных ситуаций, когда диплом о высшем образовании в обязательном порядке требуют для сотрудников службы уборки или других профессий, требующих исключительно прикладного опыта и образования.

Ещё одним усугубляющим фактором становится угроза службы в армии для парней, единственным шансом оттянуть которую становится поступление в высшее учебное заведение и всеми правдами-неправдами учиться в нём до наступления 27 лет. В результате на выходе получаются отлично подготовленные специалисты с уклоном в научную деятельности и имеющимися диссертациями, но которые не видят себя и не планируют работать в этой сфере.

Технология выбора профессии

Подытоживая все вышеперечисленные типичные ошибки выбора профессии, можно сказать, что выбор профессии это очень сложный и ответственный шаг, подходит к которому стоит максимально ответственно и серьёзно.

Можно вывести несколько простых правил и советов, которые помогут избежать большей части ошибок:

    Разобраться в себе: своих способностях, талантах, интересах, физических возможностях.

    Определить свои сильные и слабые стороны по отношению к будущей работе.

    Пройти профориентационные тесты в интернете или в бумажном виде и получить развёрнутую консультацию опытного психолога-профконсультанта.

    Познакомиться с разнообразным миром профессий, особенное внимание уделить подходящим под результаты из первых трёх советов.

    Для подтверждения правильности выбора познакомиться со специалистами из выбранных направлений и узнать незаметные на первый взгляд тонкости и особенности профессии.

    На основе вышеперечисленного выбрать наиболее интересное учебное заведение для получения высшего образования и узнать необходимый набор ЕГЭ для поступлений.

    Хорошо подготовиться по выбранным предметам и сдать единые государственные экзамены на максимально хороший результат.

    Поступить в выбранный ВУЗ и, отучившись, стать отличным специалистом, который получает удовольствие от работы и движется вверх по карьерной лестнице.

Вывод: Выбор профессии - дело очень сложное и серьезное, поэтому следует относится к нему очень серьезно.самое главное –знать об ошибках и избегать их

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства.

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Наш сайт как раз и создан для того, чтобы направить тебя, показать основные этапы решения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Прежде всего, давайте обсудим, что значит «ошибки при выборе профессии»? Возможно ли их избежать?

У каждого из нас найдутся знакомые или родственники, которые поступали- в учебное заведение, а потом бросали по той причине, что учиться им было не интересно и тяжело или обучение по профессии не оправдало их ожидания. Другая категория людей получает диплом об образовании, кладет его на полку и больше никогда о нем не вспоминает и ищет работу совершенно -в другом направлении.

На первый взгляд, ничего страшного не происходит: не нравится - не работай по профессии. Однако, прежде всего, бесполезно потрачено время, которое уже не восполнить; затем, использована возможность бесплатного получения образования.

Как правило, такие выпускники занимают должности ниже полученного уровня образования и по истечении нескольких лет вынуждены пройти пере-обучение для того, чтобы претендовать на более высокую должность.

Специалисты по профориентации выделяют ряд ошибок, которые встречаются в практике наиболее часто.

~ Выбор профессии «за компанию».

В каждом классе находится минимум пара друзей, которые собираются поступать вместе в одно учебное заведение и выбирают одну профессию.

С одной стороны, это понятно: друзьями становятся, прежде всего, на основе общих интересов и увлечений, которые важно учитывать в профессиональной деятельности. С другой стороны, на успешность в профессии влияют также способности и возможности, которые могут быть разными. Другой вариант, когда просто не хочется ничего узнавать самому, собственных планов нет, а тут кто-то из знакомых уже съездил и все узнал.

~ Выбор престижной профессии.

В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, специалиста по РК и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность). Понятие «престижная профессия», быстро меняется. Несколько лет назад, например, профессия инженера была никому не интересна, в профессии оставались только те люди, которые являлись настоящими фанатами своего дела. Сегодня, наоборот, о профессиях инженерно-технического профиля говорят как об очень перспективных, принимаются различные государственные программы по поддержке этих специалистов.

~ Отождествление учебного предмета с профессией.

Отличительной чертой профессионального образования (особенно высшего), является то, что оно базируется на нескольких дисциплинах. На-пример, дизайнеру нужно уметь не только рисовать, но еще и знать химию, инженеру-проектировщику пригодится не только геометрия и алгебра, а еще и черчение и физика. Для овладения любой профессией необходимы знания по разным учебным предметам.

~ Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится.

К примеру, младший брат восхищается старшим, врачом по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» - это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но это касается личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

~ Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии.

Необходимо знать и учитывать особенности своего организма, условий, в которых придется работать, иначе вас может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляет очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний. Например, для повара, кондитера, водителя важно хорошее зрение.

~ Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

~ Выбор профессии под давлением родителей.

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка, нередко они активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств не удалось осуществить им самим, таким образом, через ребенка пытаясь реализовать свою собственную мечту.

~ Выбор профессию по причине желания хорошо зарабатывать.

Заработная плата - характеристика не профессии, а должности. Она зависит от отрасли, от региона, от размера и формы собственности предприятия, от его экономического положения.

~ Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

Это одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии. Отдавая предпочтения той или иной профессии, мы обращаем внимание на ее преимущества перед другими. Однако у любой профессии есть непривлекательные стороны, которые могут оказаться неприемлемыми для человека. Например, столь привлекательные творческие профессии, как дизайнер, режиссер, актер, имеют очень существенный недостаток - они слишком зависимы от обстоятельств (востребованность, творческие рамки и желание заказчика или продюсера и т. д.).

~ Неумение правильно проанализировать ситуацию при выборе профессии, незнание необходимых алгоритмов.

Итоги

При выборе профессионального и образовательного маршрута многие учащиеся допускают ошибки, связанные с низким уровнем информированности о себе, своих личных качествах, содержании профессиональной деятельности различных специалистов, рынке труда и образования. Избежать ошибок при выборе профессии можно, соотнеся свои интересы со своими возможностями и способностями, собрав и проанализировав информацию о профессиях, рынке труда и образовательных услугах. Сбор и анализ ин-формации можно осуществлять самостоятельно или прибегнуть к помощи специалистов.