Истории успеха

Должен ли смп сам исполнять выигранный контракт. Привлечение субподрядчиков из числа смп

Подскажите в таком вопросе: наша организация участвует в электронном аукционе по 44-ФЗ, в извещение о закупке указано: Преимущества Участникам, привлекающим Субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим Социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ). каким документом мы это должны подтвердить?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает способ, которым участник закупки может подтвердить привлечение соисполнителей-СМП. На практике заказчик самостоятельно включает в проект контракта обязательство участника привлечь соисполнителей-СМП. Например, так: . Также заказчик устанавливает в контракте условие о его расторжении в одностороннем порядке при ненадлежащем выполнении исполнителем указанного условия.

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Кто может участвовать в проведении закупок

Участие субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций

Главное, что такие закупки должны составлять не менее 15 процентов от совокупного годового объема. Причем такие контракты нужно не просто заключить в течение года, но еще исполнить и оплатить. Об этом сказано в части 1 письме Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062 . В письме рассмотрен порядок расчета годового объема закупок через котировки и у единственного поставщика, но его можно применить и по закупкам у СМП и СОНКО.

Закупать у СМП и СОНКО можно двумя способами.

Первый способ

Проводить закупки только среди СМП и СОНКО конкурентным способом. В таком случае начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если заказчик проводит определение поставщиков только среди СМП и СОНКО, то он должен указать это в извещении о проведении закупки (п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296). А участники в свою очередь обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к данным категориям.

Кроме того, в проект контракта надо включить требование об оплате товара (работы, услуги), отдельного этапа исполнения контракта в течение 30 дней со дня подписания документа о приемке. Об этом сказано в частях , статьи 30 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если закупка среди СМП и СОНКО не состоялась, заказчик может отменить указанное ограничение и провести закупку в общем порядке. В этом случае цену контракта в годовом объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций не учитывайте. То есть в 15-процентную норму входят только те закупки, которые проведены исключительно для СМП и СОНКО. А вот остальные закупки учитывать в объеме закупок у СМП и СОНКО не нужно, даже если победит кто-то из этих категорий участников. Об этом сказано в части 4 статьи 30 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173 .

Второй способ

В извещении о закупке и проекте контракта установить дополнительное условие: победитель закупки должен привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНКО. Участником такой закупки может быть любая организация, а НМЦК в данном случае значения не имеет.*

А как быть, если победителем закупки станет сам СМП (СОНКО), нужно ли в контракте условие о привлечении субподрядчиков из СМП и СОНКО? Законодательство этот вопрос не регулирует. Поэтому безопаснее это условие оставить. Такой позиции придерживается Минэкономразвития России в письме от 1 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15247 . А чтобы избежать споров с победителем закупки, закрепите положения в документации о закупке. Например, так: «Победитель (в т. ч. СМП или СОНКО) обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП (СОНКО)» .*

Ранее в Минэкономразвития России высказывали противоположное мнение: победители из числа СМП (СОНКО) привлекать к исполнению контракта других СМП (СОНКО) не должны (письмо от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812). Но, если вы остановитесь на этом варианте, возможны споры с проверяющими.

Кроме того, условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО, включите в проект контракта и сам контракт. В том числе пропишите:

  • объем такого привлечения – в виде процента от цены контракта;
  • условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если они не привлекут к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из СМП и СОНКО;
  • что на победителя из числа СМП и СОНКО это требование не распространяется.

Сделать это можно так:*

Такой порядок установлен

Дата: 09.08.2017

Согласно действующему законодательству заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Условия, предусматривающие привлечение таких субподрядчиков, указаны в Постановлении Правительства РФ №1466 . На практике при применении данной правовой нормы нередко возникают различные спорные моменты. Рассмотрим некоторые из них.

Практика ФАС

«Не менее 15 %» и «15 %»

По мнению заявителя, заказчик нарушил ч.6 ст. 30 закона 44-ФЗ: в информационной карте электронного аукциона установлен объем привлечения подрядчиком к исполнению государственного контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО в размере не менее 15 % от цены контракта, в то же время в контракте такой объем установлен в размере конкретного показателя - 15 %. По мнению антимонопольной службы указанное подателем жалобы вышеназванное противоречие не является нарушением 44-ФЗ, показатели «не менее 15 %» и «15 %» не противоречат друг другу. К тому же согласно толковому словарю Ефремовой Т.Ф. слово «не менее» употребляется при указании на нижний временной или количественный предел (как минимум не меньше). То есть значение «15 %» входит в интервал «не менее 15 %» (Решение УФАС по Курганской области от 20.06.2017 по делу № 05-02/158-17).

Объем привлечения СМП, СОНО от НМЦК

Заявитель указал в жалобе, что в нарушение ч. 5 и ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ организатор электронного аукциона установил в информационной карте и проекте контракта требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме 30 % от НМЦК. Подобного рода указание противоречит нормам 44-ФЗ, так как объем привлечения СМП, СОНО прописывается исключительно из расчета от цены контракта. Изучив материалы дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что заказчик нарушил ч.6 ст. 30 закона 44-ФЗ, поскольку и в документации, и в проекте контракта указан объем привлечения СМП, СОНО от НМЦК. (Решение УФАС по Республике Адыгея от 13.06.2017 по делу № К-59/17).

Согласование субподрядчика с заказчиком

В антимонопольный орган поступила жалоба заявителя, по мнению которого организатором торгов в проекте государственного контракта установлено неправомерное требование о согласовании с заказчиком привлекаемых к выполнению работ по контракту субподрядчиков. Комиссия УФАС, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что организатор закупки незаконно установил вышеназванное требование, прописав его в проекте контракта следующим образом: «подрядчик может заключить договор субподряда только после получения соответствующего письменного согласования с государственным заказчиком». Данные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. (Решение ФАС от 14.12.2016 по делу № К - 1982/16).

Конкретный объем исполнения контракта СМП, СОНО

В УФАС поступила жалоба заявителя, в которой он указывает, что и в аукционной документации, и в проекте контракта заказчик предусматривает, что подрядчик, не являющийся СМП или СОНО, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО в объеме не менее 30 % от цены контракта. Отсутствие в проекте контракта конкретного значения объема привлечения таких субподрядчиков является, по мнению подателя жалобы, нарушением требований ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ. Комиссия УФАС признала эти доводы необоснованными, поскольку установление заказчиком минимального порогового значения объема привлечения субподрядчиков из числа СМП, СОНО не нарушает прав участников закупки и содержит достаточные для исполнения соответствующего обязательства участником закупки требования, установленных законом. (Решение УФАС по Кемеровской области от 02.05.2017 по делу № 249/З-2017).

Иная позиция антимонопольного органа:

В жалобе на положения аукционной документации заявитель указывает, что заказчик не прописал конкретный объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей СМП, СОНО. Комиссия УФАС установила, что в проекте контракта организатор торгов предусмотрел лишь процентное значение от цены контракта, а именно: «…не менее 20 %». Антимонопольная служба не поддержала довод заказчика о том, что ни 44-ФЗ, ни ПП РФ 1466 не устанавливают обязанности заказчика указывать конкретный размер привлечения вышеназванных субподрядчиков, соисполнителей (в своем решении Комиссия УФАС пояснила, что заказчик должен был прописать точное цифровое значение). По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган пришел к выводу о том, что организатор закупки нарушил ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ (Решение УФАС по Магаданской области от 19.04.2017 по делу № 04-30/13-2017).

Отсутствие сведений об объеме привлечения СМП, СОНО

Одним из доводов жалобы заявителя на аукционную документацию заказчика является отсутствие в проекте контракта конкретного размера объема привлечения СМП и СОНО в качестве субподрядчиков (соисполнителей) по контракту. Изучив материалы дела, антимонопольная служба поддержала заявителя, установив, что организатор закупки оставил не заполненным данный пункт проекта контракта: «… ________ (указать процент от цены контракта». Иными словами, размер объема привлечения СМП, СОНО должен конкретизироваться при заключении контракта. В своем решении антимонопольный орган признал заказчика нарушившим ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ (Решение УФАС по Вологодское области от 24.10.2016 по делу № 5-2/249-16).

Практика судов

Объем привлечения к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО

Антимонопольный орган поддержал заявителя и в ходе внеплановой проверки выявил нарушение организатором закупки ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ, а именно: в проекте контракта не установлен конкретный объем привлечения СМП, СОНО к его исполнению. Не согласившись с решением УФАС, заказчик и победитель конкурса обратились в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, а также апелляционная инстанция признали законным решение антимонопольный службы в части вменения заказчику нарушения ч.6 ст. 30 закона о контрактной системе. Признав, что фраза «не менее 15 %» не позволяет установить конкретный объем привлечения к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, при этом ч. 6 ст. 30 44-ФЗ не предусматривают права заказчика устанавливать диапазонное значение объема участия СМП, СОНО (не менее 15 % цены- значит от 15 % и выше), суды пришли к выводу о нарушении заказчиком норм 44-ФЗ. В дальнейшем кассационный суд поддержал решения нижестоящих судебных инстанций. (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2016 № Ф03-1859/16 по делу № А 59- 3392/2015).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Четвертого арбитражного суда от 09.11.2016 № 04АП-4896/16, в котором судебные инстанции поддержали решение УФАС о нарушении заказчиком ч.6 ст. 30 закона о контрактной системе. Суд апелляционной инстанции указал о недопустимости использования таких формулировок как «не менее___ %», «от___ % до ___ %» при определении объема участия субподрядчиков, соисполнителей СМП, СОНО. Установленное заказчиком условие в проекте контракта «…не менее 15 %...» о таком привлечении СМП, СОНО не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку невозможно определить точный объем такого участия.

Иная позиция суда:

В УФАС поступили жалобы заявителя на действия заказчика на положения аукционной документации в части установления объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. Антимонопольный орган поддержал заявителя и выдал организатору закупки предписание об устранении выявленных нарушений, а именно: прописать в проектах контрактов объем участия СМП, СОНО. В дальнейшем суды первой и апелляционной инстанции поддержали заказчика, не согласившегося с решением УФАС. Суды установили, что заказчик в проектах контрактов предусмотрел, что объем работ, выполняемых субподрядчиками, соисполнителями из числа СМП, СОНО обязан составить не менее 20 % от цены контракта. Установление таким образом минимального размера привлечения СМП, СОНО соответствует положениям ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ. Кассационная инстанция оставила в силе ранее принятые судебные решения и не удовлетворила жалобу антимонопольного органа. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.11.2016 № Ф07-9360/16 по делу № А 56-78004/2015).

Таким образом, у контролирующих органов не всегда есть единый подход при разрешении спорных ситуаций применения 44-ФЗ, а также ПП РФ № 1466 на практике. Так или иначе, заказчикам следует при проведении закупок более подробно изучить нормы о привлечении СМП, СОНО и подробнее прописать о их привлечении в документации о закупке.

Субподряд в рамках 44-ФЗ — это привлечении сторонних организаций для частичного или полного выполнения обязанностей по госконтракту.

В практике государственных закупок довольно часто встречаются ситуации, когда победитель торгов делегирует частичное или полное исполнение обязательств по контракту на третьих лиц.

Предусматривается 2 варианта привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ:

    когда подрядчик обязан воспользоваться услугами третьих лиц, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика;

    подрядчик на собственное усмотрение нанимает субподрядчика для исполнения контракта. В данном случае присутствует ряд ограничений, о которых мы расскажем ниже.

Привлечение субподрядчиков из СМП, СОНКО

В ч. 1 ст. 30 44-ФЗ устанавливается, что государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% от своего годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно п. 5 ст. 30 44-ФЗ, если заказчик в тендерной документации устанавливает требование к подрядчику, не являющемся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субъекты малого предпринимательства, то он должен четко отразить объем работ, который должен быть выполнен такими организациями. Объем устанавливается в процентном соотношении от НМЦК.

При наличии данного требования, выигравший участник заключает договор субподряда с СМП, СОНКО, а заказчик засчитает объем выполненных работ таким субподрядчиком в счет годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства в отчете о проведенных закупках.

В случае нарушения подрядчиком, не являющимся СМП, СОНКО требования о привлечении таких организаций к исполнению контракта, договор должен быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Помимо исполнения требования заказчика о привлечении субподрядчика, поставщики могут пойти на такой шаг по собственному усмотрению. Рассмотрим это обстоятельство подробнее.

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Почему же заказчику может не понравиться такой подход?

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44-ФЗ

За нарушение запрета о привлечении субподрядчиков для исполнения контракта, к поставщику могут быть применены санкции.

В Федеральном законе о контрактной системе выделено ряд отраслей, в которых победителю торгов запрещено нанимать третьих лиц для выполнения госконтракта.

Ранее это относилось к сфере научно-исследовательских работ, но с 2017 года запрет коснулся субподряда на строительные работы, перечень которых находится ниже.

25.05.2017 вступило в силу ПП РФ 15.05.17 №570

Данный документ содержит:

    список и объем работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно, без привлечения посредников;

    изменения, которые были внесены в правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту.

Перечень видов работ включает в себя 34 пункта:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Инженерная подготовка территории

4. Инженерная защита территории

5. Свайные работы

6. Устройство фундаментов и оснований

7. Возведение несущих конструкций

8. Возведение наружных ограждающих конструкций

9. Устройство кровли

10. Фасадные работы

11. Внутренние отделочные работы

12. Устройство внутренних санитарно-технических систем

13. Устройство внутренних электротехнических систем

14. Устройство внутренних трубопроводных систем

15. Устройство внутренних слаботочных систем

16. Установка подъемно-транспортного оборудования

17. Монтаж технологического оборудования

18. Пусконаладочные работы

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Устройство наружных сетей канализации

21. Устройство наружных сетей водоснабжения

22. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23. Устройство наружных сетей газоснабжения

24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог

25. Работы по обустройству автомобильной дороги

26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

27. Устройство трубопроводов

28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

29. Устройство туннелей

30. Устройство штолен

31. Устройство искусственных сооружений

32. Дноуглубительные и водолазные работы

33. Гидротехнические работы

34. Благоустройство

Теперь заказчик обязан включить в условия тендерной документации возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.

До 1 июля 2018 года совокупный объем конкретных работ, выполненных подрядчиком по условиям контракта, должен составлять не менее 15% от стоимости заключенного контракта.

После 1 июля 2018 года — объем самостоятельно выполненных работ поставщиком не должен быть меньше 25%.

Важно : в проект контракта заказчик включает только возможные виды работ, которые подрядчик может выполнить самостоятельно. А непосредственно при заключении контракта, по согласованию с подрядчиком, прописываются уже конкретные виды работ.

Все вышеописанные требования и условия распространяются на извещения и контракты, которые были опубликованы и заключены после вступления в силу постановления от 15 мая 2017 №570.

Видео "Субподряд в госзакупках"

Штрафы за нарушение запрета на субподряд по 44-ФЗ

Также новым постановлением предусмотрены санкции за нарушение подрядчиком условия о запрете использования субподряда.

Поставщик, воспользовавшийся услугами субподряда при оказании вышеописанных видов работ, должен оплатить штраф в размере 5% от стоимости выполненных субподрядчиком работ.

Субподряд по 223-ФЗ

В 223 Федеральном законе нет ограничений на привлечение третьих лиц для выполнения контракта. Поставщику необходимо внимательно изучить Положение о закупке заказчика. Как и в случае 44-ФЗ, там может быть обозначено требование к привлечению субподрядчиков из субъектов МСП.

Постановление Правительства N 1352 (с изменениями от 16.12.2016) предписывает обязательство оплаты договоров по 223-ФЗ в срок, не позднее 30 дней с даты подписания заказчиком актов о приемке товаров, работ или услуг по контракту.

Поэтому, если субподрядчик подбирается путем проведения закупки по 223 Федеральному закону, оплата за его услуги должна быть осуществлена в вышеуказанный срок после их приемки.

Генподрядчик не может ориентироваться на сроки, указанные в положении о Закупках заказчика для оплаты услуг субподряда, которыми он воспользовался для исполнения обязательств по контракту.

Оценивая нововведения в ограничениях на субподрядные работы можно заключить, что основной целью этого постановления является заставить поставщика выполнять обязательства по контракту самостоятельно, по крайне мере, хотя бы их часть.

Это поможет свести к минимуму деятельность компаний, которые только выигрывают тендер, а его исполнение полностью перекладывают на субподрядчиков, зарабатывая на разнице в стоимости контракта и оплате фактическому исполнителю.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли. При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

    сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

    сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

    сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

    сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть .

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ .

Для заказчиков, работающих согласно Закону о контрактной системе, выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

    открытый конкурс;

    конкурс с ограниченным участием;

    двухэтапный конкурс;

    электронный аукцион;

    запрос котировок;

    запрос предложений.

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе подрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

C 18 октября 2017 года были внесены изменения в законодательство, которые коснулись следующих моментов:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466 , теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок 44 ФЗ

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Малое предпринимательство — вид предпринимательской деятельности, который не относится к объединениям. Речь идет о небольших предприятиях и малых фирмах.

Общие сведения

Субъекты малого бизнеса — это коммерческие организации и потребительские кооперативы. Также к ним относятся физические лица, которые были зарегистрированы в едином государственном реестре в виде индивидуальных предпринимателей и которые осуществляли предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Закон № 44 регулирует отношения, которые были направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. В законодательстве Российской Федерации нет конкретной информации о закупках.

Порядок и правила закупок у СМП по 44 ФЗ

В Российской Федерации существуют стандартные требования, прописанные в законе № 44, по которым осуществляется основная часть закупок. Минимальный объем закупаемого товара у субъектов малого предпринимательства не должен быть ниже 15%. Чтобы закупать у подобного рода организаций, создаются конкурсы разного уровня:

  • Двухэтапные;
  • С ограниченным участием;
  • Открытые.

Дополнительно закупки у подобных организаций могут быть проведены путем:

  • электронных аукционов;
  • запросов предложений;
  • котировок.

Обязательное требование при участии в конкурсах, создаваемых государством, являться СОНКО и СМП. Так как такие организации выполняют ограниченное количество работ, начальная максимальная стоимость контракта на торгах не должна быть более 20 миллионов рублей.

В заявках участники закупок в обязательном порядке должны отметить, что они являются СМП или СОНКО (субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации). В ином случае они могут быть не допущены для участия в закупках.

В контракте также указывается, что если поставщики не начинают выполнять условия контракта субподрядчиков, то они несут гражданско-правовую ответственность.

Допустимый объем

Совокупный объем закупок утверждается на текущий финансовый год. При расчете учитывается и оплата контрактов, заключение которых состоялось до наступления текущего года, но которые будут действовать в течение него. Ранее в законодательстве в виде допустимого объема покупок у малого предпринимательства использовался предусмотренный заранее план-график.

Однако после были внесены изменения в закон №44 ФЗ, в результате которых минимальный объем закупаемого товара у субъектов малого предпринимательства не должен быть ниже 15%.

Способы осуществления закупок по 44 ФЗ

Согласно положениям ФЗ 44, существуют два способа осуществления закупок:

  • Неконкурентные закупки

Это закупки у единственного поставщика. Товар приобретается по причинам, которые перечислены в Федеральном законе. Обычно встречаются закупки, которые производятся по следующим причинам:

  1. Закупки у субъектов естественных монополий. Осуществляются на любую сумму. Информация о покупке публикуется на официальном сайте федеральной службы. Без публикации действие становится противозаконным.
  2. В соответствии с пунктом 4 статьи 93. Объем закупок не должен превышать 100 тысяч рублей. Общая сумма за год — не более 500 тысяч рублей. Данные о закупках из этой категории не размещаются на официальном сайте, но вносятся в реестр контрактов.
  • Конкурентные закупки

Конкурентные закупки делятся на две группы:

  1. Открытые.
  2. Закрытые.

Открытые закупки популярны среди участников и заказчиков. Данные о манипуляциях размещаются на официальном интернет-ресурсе. Порядок проведения действий регламентируется статьями Федерального закона №44.

Закрытые закупки могут осуществляться на основании требований, предусмотренных статьей 84 — аукционы и конкурсы. Чтобы стать участником закрытого аукциона или конкурса, потребуется приглашение от заказчика. Для того чтобы узнать информацию о подобном мероприятии заранее, потребуется детально проанализировать план-график или отправить запрос потенциальному организатору о дате проведения конкурса.

Что можно закупать?

Согласно Федеральному закону № 44, у СМП можно покупать следующие виды товаров:

  • Зерна;
  • Овощи и культуры;
  • Рыбу;
  • Сырье для минеральных и химических производств;
  • Продукты пищевые;
  • Мука кормовая грубого и тонкого помола;
  • Жиры и масла;
  • Напитки;
  • Одежда;
  • Кожа и изделия;
  • Лесоматериалы;
  • Газы промышленные;
  • Химические компоненты;
  • Устройства автоматической обработки данных;
  • Оборудование;
  • Техника и бытовая электроника и так далее.

Прежде чем приобретать товары, услуги или работы, они должны быть утверждены в приказе, который действует с 1 января 2018 года.

Преимущества для СМП по 44 ФЗ

Как гласит статья 30 закона № 44 ФЗ, государственные заказчики должны размещать порядка 15 процентов объема годовых закупок у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций. В состав подобного объема не входят государственные закупки в виде:

  • выдачи кредитов;
  • обеспечения безопасности государства;
  • произведенные у одного поставщика;
  • произведенные на закрытых конкурсах/аукционах.

Чтобы доказать, что участник принадлежит к СМП, требуется составить декларацию. Основные преимущества:

  • При проведении конкурса/аукциона в закупках могут принимать участие только лица, которые относятся к СОНКО и СМП;
  • Начальная стоимость процедуры не должна превышать 20 миллионов рублей;
  • При проведении государственной покупки устанавливается специальное условие к участнику стандартной процедуры привлечения в виде партнера или субподрядчика лицо, которое также принадлежит СОНКО или СМП.

Предусмотрена ли ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП?

За несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП предусматривается административная ответственность. Согласно статье 7.30., осуществление работ, товаров, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд субъектов малого предпринимательства должно быть строго по законодательным требованиям. В случае их несоблюдения предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей.

В статье перечислены основные моменты, которые требуется знать поставщику при участии в аукционах, которые размещаются для субъектов малого предпринимательства.