Курсы валют

Бизнес план по ремонту кузовных работ. Кузовной ремонт как бизнес

Стартап малярно-кузовных цехов различного формата кардинально отличается.

Например, запуск малярно-кузовного цеха дилерского формата и крупного независимого предприятия.

Основное отличие - в наличии клиентов на кузовной ремонт, шансы загрузить их автомобилями ремонтный цех у дилера на этапе открытия гораздо выше, чем у независимого малярно-кузовного цеха.

Как правило, в формате дилерского центра сначала начинают работать шоу-рум и цех технического обслуживания и текущего ремонта, а уж потом, когда продажи страховок (читайте: новых автомобилей) возрастут до того уровня, когда ремонт автомобилей по направлениям страховых компаний будет экономически целесообразнее в собственном малярно-кузовном цехе, чем при передаче аутсорсеру, открывается цех кузовного ремонта.

Как происходит открытие крупного независимого малярно-кузовного цеха?

Обычно оно происходит по следующему сценарию:

У собственника бизнеса (часто не имеющего отношения к автомобилям, а уж тем более к кузовному ремонту) появляются свободные деньги, которые он хочет инвестировать в проект. Он отстраивает либо снимает в аренду помещение, закупает оборудование (необходимость того или иного оборудования проверяется временем, но на начальном этапе определяется поставщиком и сторонними экспертами). А затем нанимает управляющего цехов. Всё! Есть цех, руководитель, теперь нужно искать клиентов.

Думаю, многим знакома такая ситуация. И это, заметьте, еще позитивный сценарий. К сожалению, слишком часто малярно-кузовные цеха открываются у нас по сотне разных причин, среди которых нет основной – зарабатывать деньги.

Если же рассмотреть основные, действительно коммерческие предпосылки открытия цеха, то получим следующий список:

  1. Открытие цеха для соответствия дилерским стандартам автопроизводителя (возможность заработка на продажах автомобилей).
  2. Открытие цеха, принадлежащего компании – региональному поставщику запчастей (дополнительный канал продажи запчастей через оказание услуг по кузовному ремонту).
  3. Открытие цеха, принадлежащего страховой компании (возможность восстанавливать и продавать списанные тотальные автомобили).
  4. Открытие цеха, принадлежащего поставщику автосервисного оборудования и материалов для кузовного ремонта (дополнительный канал продаж материалов, а также действующая шоу-рум для демонстрации продаваемого компанией оборудования).
  5. Открытие малярно-кузовного цеха, принадлежащего производителю/импортеру автомобилей (возможность предпродажной подготовки новых автомобилей, устранение транспортных повреждений и царапин).
  6. И, наконец, исключительно коммерческие предпосылки – открытие малярно-кузовного цеха для удовлетворения спроса на кузовной ремонт и окраску в своем регионе.

В любом случае, чтобы предприятие заработало, нужен начальный импульс в виде лояльных клиентов, готовых простить цеху «ошибки молодости».

Схематично жизненный цикл цеха выглядит следующим образом:

Поэтому на этапе старта основной целью является не лавинообразный рост количества ремонтируемых автомобилей, а максимально точная отработка всех технологических и организационных процессы, чтобы быть готовым к росту загрузки.

У любого малярно-кузовного цеха есть две беды: недостаточное количество клиентов и их переизбыток. Успешные в настоящее время предприятия на этапе старта не зацикливались на бездумном привлечении клиентов, а совершенствовали свои бизнес-процессы, чтобы переизбыток клиентов не привел в конце концов к их потере. Для завоевания сердца требуется большой труд, а потерять клиента проще простого: заставьте его подождать в очереди, внезапно задержите выдачу автомобиля на месяц — всё готово, клиент потерян!

Для того чтобы качественно стартовать, успешные независимые малярно-кузовные цехи проводят следующие подготовительные мероприятия еще до официального открытия техцентра:

  1. Сбор (хотя бы поверхностный) информации о рынке в регионе расположения будущего цеха.
  2. Определение потенциала рынка, то есть ответ на вопрос: сколько предположительно нормо-часов «уходит» в соседние регионы и сколько можно забрать у конкурентов. Конечно, этот метод не поможет на 100 % спрогнозировать потенциальный спрос на услуги по кузовному ремонту (потенциальные конкуренты также развиваются, а количество клиентов не является статичной величиной), однако таким образом с вероятностью до 70 % можно оценить перспективность открытия малярно-кузовного цеха в конкретном регионе.
  3. Сегментирование клиентов. Согласитесь, есть разные группы клиентов (их можно различать по маркам и моделям автомобилей, возрасту машин, полу, социальной группе и предпочтениям). Понять, что же нужно каждой из групп клиентов, – значит выбрать ту целевую группу, на которую стоит ориентироваться в дальнейшем в развитии бизнеса. На основе сегментирования клиентов строится ценообразование, применяются соответствующие методы привлечения, а часто выбор целевого сегмента рынка определяет формат развития будущего малярно-кузовного цеха.
  4. Создание проекта будущего цеха. Выбрав целевую группу и определив потенциальный спрос на услуги по кузовному ремонту и окраске в регионе, можно перейти к следующему этапу – созданию проекта будущего цеха. Размер цеха напрямую зависит от трех факторов:

Те, для кого основным фактором являются ограничения по площадям (как правило, это малярно-кузовные цехи, расположенные в арендованных помещениях), рассчитывают максимальную мощность будущего цеха, исходя из существующих площадей; сравнивают мощность с потенциальным спросом; определяют «запас прочности» и перспективы дальнейшего развития (в случае если прогнозируемый спрос существенно превышает предложение на рынке региона).

Те же, у кого таких ограничений нет, ориентируются в первую очередь на потенциальный спрос и объем инвестиций в проект. Как правило, разработку проекта доверяют профессионалам. Это могут быть специализированные агентства либо отделы компаний-поставщиков автосервисного оборудования и материалов. Вместе с проектом также может быть разработан бизнес-план будущего МКЦ, позволяющий определить значения плановых, ключевых, экономических и организационных показателей, определить сроки окупаемости проекта, а также оценить риски при инвестировании. Бизнес-план является также необходимым документом при получении кредита на открытие бизнеса.

Итак, все сомнения отброшены, финансирование определено, оборудование заказано. Что же дальше?

Уже на этапе строительства, ремонта помещений и оснащения оборудованием необходимо начать реализацию стратегии по привлечению клиентов. Для малярно-кузовных цехов основными поставщиками загрузки работой являются:

  • страховые компании;
  • корпоративные автопарки;
  • дилерские центры, не имеющие собственных малярно-кузовных цехов либо не справляющиеся с существующей загрузкой;
  • частные клиенты.

К страховщикам выходят с предложением о сотрудничестве, привлекая их относительно низкими ценами, продажами страховок, страхованием рисков при кузовном ремонте (разбитые стекла, испорченные кузовные детали).

Корпоративные парки «клюют» на комплексность обслуживания (одновременно с кузовным ремонтом выполняются работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей), оперативность выполнения работ и наличие запаса кузовных деталей под автомобили парка.

Дилерские центры, не имеющие своего цеха, обращают внимание в первую очередь на качество выполняемого ремонта. На ремонтируемые по договору аутсорсинга автомобили запчасти также предоставляются дилерским центром.

И, наконец, самая интересная группа – частные клиенты, владельцы автомобилей.

Привлечение частных клиентов рекомендуется начать с информационного события. Это может быть, например, торжественное открытие цеха с предварительным оповещением целевой группы автовладельцев в регионе. Плюс – постоянное информирование клиентов о том, что вы работаете, с помощью различных акций, информирование о новых услугах, снижении/повышении цен и так далее.

Когда клиент приехал по направлению от страховой компании или для ремонта служебного автомобиля, у него должно сформироваться максимально позитивное и благоприятное впечатление от посещения малярно-кузовного цеха. Ведь, согласитесь, основная задача любого автосервиса – сделать жизнь клиента более комфортной.

В силу того, что кузовной ремонт - это, как правило, стресс для владельца автомобиля (ДТП, потеря товарного вида, судебные тяжбы), персонал малярно-кузовного цеха должен проявить повышенное внимание к клиентам и создать для них максимально уютную и доброжелательную атмосферу при общении. В любом случае, действия страховых полисов и гарантийных обязательств автопроизводителя рано или поздно заканчиваются, а люди остаются. Даже если сейчас у человека нет собственного автомобиля, он порекомендует своим друзьям и родственникам обратиться в тот малярно-кузовной цех, который ему наиболее понравился, который он выбрал сердцем при визите, например, по служебной необходимости.

Не меньшее значение в привлечении частных клиентов имеет контакт после выполнения ремонта. Напоминайте о себе при каждом удобном случае, поздравляйте клиента с памятными датами, информируйте его о новинках, ценовых акциях, программах лояльности и новых услугах. Так можно вернуть до 50 % клиентов, которые считаются потерянными.

На этапе старта особое внимание следует обращать на качество ремонта. Так как коллектив МКЦ находится на стадии формирования, возможны проблемы с качеством выполненных работ. В этот период крайне важно обеспечить исключительно высокое качество ремонта, иначе все титанические усилия по открытию малярно-кузовного цеха закончатся крахом, если пойдет молва о том, что в цехе ремонтируют некачественно.

Подведем итог. Что же необходимо для успешного старта малярно-кузовного цеха?

  • Верный выбор целевой группы клиентов.
  • Эффективная ценовая политика.
  • Взвешенная оценка перспектив развития малярно-кузовного цеха.
  • Первичное привлечение клиентов способами, подходящими для каждой группы.
  • Поддержание постоянного контакта с клиентами после окончания ремонта.
  • Постоянное развитие и изменение бизнеса: акции, новые услуги, все, что может вызвать интерес у клиентов.

В жизни современного человека автомобиль играет одну из значимых ролей. Никто не застрахован от аварий, ДТП и прочих поломок. Это делает ремонт транспортных средств популярной и востребованной услугой. Большое количество предприимчивых людей стремится к открытию собственных автомастерских по малярно-кузовным работам. С чего начать, на что обратить внимание и какие моменты учесть при разработке бизнес-плана, мы расскажем в этой статье.

Общая информация

Отличительной чертой организации кузовного цеха является тот факт, что ремонтные и покрасочные работы напрямую связаны друг с другом, это звенья одной технологической цепи, которые не имеет смысла разделять. Ведь покраска автомобиля происходит на участке кузовного ремонта.

Кузов машины красят после того, как с него сняты все элементы, затрудняющие проведение работы. Затем мастер исправляет все повреждения и производит подготовку самого кузова. Когда завершены все покрасочные работы, снятые детали вновь устанавливаются на свои места.

Перед тем как организовывать малярно-кузовной цех, следует хорошо продумать планировку помещения, ведь автомобиль в процессе ремонта придется постоянно перемещать между ремонтным и покрасочным участками.

Минимальные передвижения оборудования, персонала и автомобиля приведут к тому, что трудовые ресурсы будут использоваться более эффективно, а следовательно, произойдет увеличение прибыли.

Планирование деятельности

В начале своей деятельности многие владельцы не уделяют должного внимания вопросу планирования. При малой загрузке цеха делать это нет необходимости. А вот с ростом потока клиентов ситуация может измениться. Нередко это происходит неожиданно, предприятие оказывается совсем не готовым к большому объему работы и теряет часть клиентов, которые желают получать услуги качественно и в срок.

Сущность планирования заключается в оптимальном использовании трудовых и производственных ресурсов. Его нужно провести в начале деятельности, даже если вы не видите реальный эффект от такого плана. В этом случае предприятие будет готово принять максимальное количество клиентов, обеспечивая загрузку всех производственных помещений.

Чтобы успешно развивать собственное дело, нужно разработать бизнес-план малярно-кузовного цеха. Именно он будет служить основой для дальнейших перспектив роста. Согласно ему фирма будет реализовывать конкретные мероприятия в определенное время, опираясь на конкретные цифры.

Оборудование для кузовного ремонта

Проведение кузовного ремонта требует наличия специального оборудования: сварочного аппарата, болгарки, набора ключей, шлифовальной машины, подъемника для автомобиля, кузовного стапеля и других. Сам ремонт заключается в вытягивании и выравнивании поврежденного кузова на стапеле, в удалении трещин, сколов, царапин и вмятин.

Оснащение боксов

Как советуют специалисты, в цеху обязательно должна быть камера для покраски автомобилей. На нее приходятся четыре бокса по ремонту кузова. В одном из них нужно разместить гидравлический электроподъемник для установки и снятия деталей автомобилей. В втором - установить кузовной стапель. Он необходим для восстановления кузова после крупных аварий.

Еще несколько лет назад подобный вид работ проводился вручную, что усложняло процесс восстановления точной геометрии кузова. Это приводило к тому, что машина перемещалась будто бы боком. Использование стапеля позволяет избежать подобных проблем. В третьем боксе нужно установить оборудование для шпаклевки, рихтовки кузова и деталей автомобиля. В него может входит штапель, киянка и другие необходимые инструменты. Четвертый бокс предназначен для полировки кузова.

Это последний этап перед отправкой автомобиля в покрасочную камеру. Процесс проводят с помощью полировальной машины или вручную. Так как в результате полировки повышается уровень запыленности, весь персонал должен быть снабжен респираторами или специальными масками. Постарайтесь не размещать этот бокс рядом с другим (особенно смежно), это может мешать работе других сотрудников.

Оборудование для малярных работ

Камера для покраски автомобилей является основой всего малярного цеха. Она представляет собой изолированное помещение, оснащенное воздухоотводом, режимом регулирования температуры, хорошим освещением. Любая камера для покраски функционирует в режиме окраски и сушки. Когда производится нанесение краски, в камеру с потолка в автоматическом режиме нагнетается теплый (около 25 градусов) воздух.

Он способствует осаждению взвеси. После того как окраска проведена, камера для покраски проветривается. Затем наступает период сушки. Температуру в камере поднимают до 70 градусов на 1-2 часа. В этот момент система начинает работать в режиме рециркуляции. Забор воздуха с улицы снижается, тем самым значительно экономится электроэнергия. В качестве топлива нередко используют природный газ.

Чтобы избежать попадания грязи, масла или влаги на окрашенную деталь из компрессора, используют блок подготовки воздуха для покраски. Они бывают разных типов. Самые мощные из них очищают воздух до 99%.

Особенности покрасочных камер

Сегодня производители предлагают различные покрасочные камеры, выбор которых напрямую зависит от цели их приобретения, климатических условий места установки и технических характеристик. Основную роль играет оборудование, обеспечивающее подачу, нагрев и вытяжку воздуха. При этом в боксе образуется избыточное давление. Оно достигается диспропорцией между вытяжкой воздуха и его нагнетанием. Дешевые камеры при работе в суровом климате ухудшают качество оказываемых услуг. Для таких условий требуется камера с хорошей теплоизоляцией и мощной горелкой.

Лишь небольшой процент (около 15%) малярно-кузовных работ связан с полной покраской автомобиля. В большинстве случаев необходим средний или мелкий ремонт конкретных частей. Чтобы не тратить энергоресурсы, используют специальные боксы для покраски усеченного типа.

Современная жизнь такова, что практически каждая семья имеет свой собственный автомобиль, а в некоторых случаях и не один. Из категории роскоши он перешел в разряд повседневной необходимости.

Однако каждодневное его использование и соответственно стремительно растущее количество автомобилей ведет к росту числа аварий, небольших ДТП и других поломок. Вследствие этого растет необходимость в услугах ремонта. В связи с этим бизнес по ремонту кузовов автомобилей является отличной идеей.

Автосервис сможет приносить существенную прибыль, однако для того чтобы это действительно было так, необходимо все тщательно продумать, соотнести все вложения с планируемой прибылью и вычислить сроки окупаемости. К тому же данный бизнес имеет свои особенности и нюансы, которые обязательно нужно учесть. Предусмотреть все и некоторые другие аспекты должен грамотный бизнес план.

Первые шаги в кузовном ремонте

Первый шаг. Для начала необходимо изучить все технологические процессы в кузовном деле, чтобы организовать качественный автосервис. Малярный и кузовной ремонт должен проводиться в соответствии с запланированными техпроцессами, в противном случае клиент останется недовольным произведенными работами и вряд ли захочет оплачивать их. К тому же стоимость некоторых машин исчисляется миллионами рублей, что требует бережного и профессионального отношения. Поэтому бизнес план по ремонту кузовов автомобилей должен включать соответствующее профессиональное оборудование и грамотных специалистов. Конечно, это потребует значительных вложений, однако по-другому нельзя.

Второй шаг. Кузовной центр может быть организован с нуля либо его можно приобрести уже в действующем варианте. В первом случае бизнес план по ремонту автомобилей нужно составлять обязательно, во втором можно обойтись и без него. Однако первый вариант будет выгоднее с точки зрения прибыльности, окупаемости и лояльности клиентов, ведь уже на первоначальном этапе составления плана можно предусмотреть все нюансы и выстроить бизнес по наилучшему варианту.

Третий шаг. В каком городе кузовной центр будет открыт? Это будет сильно влиять на бизнес план, а также его показатели. Столичные затраты будут несравнимы с тем, что потребует какой-нибудь уездный городок. В то же время автосервис Москвы сможет принести гораздо больше прибыли, ведь клиентура здесь больше, да и контингент богаче.

Четвертый шаг. Нужно будет подумать и об организационных вопросах: открытие ИП либо иного юридического лица и учесть некоторые другие вопросы.

Проанализировав данные пункты, можно будет начать составлять бизнес план по ремонту кузовов автомобилей.

Бизнес-план кузовного и малярного цеха

Будем исходить из того, что кузовной ремонт будет осуществляться в Москве. Кузовные работы будут вестись с 10 часов утра и до 22 часов вечера. Кузовные работы предполагают, что должен быть организован кузовной ремонт и малярный цех, ведь покрасочные и ремонтные работы являются звеньями технологической цепочки. Поэтому нужно будет предусмотреть два помещения под цех либо одно, которое будет разделено.

Оптимальный вариант для ремонта автомобилей — арендовать и обустроить под автосервис действующее помещение, к примеру, цех, ангар, либо гараж. С учетом требований от СЭС, помещение должно иметь отопление, располагаться в 15 м от жилых зданий, а также в 50 м от общественных учреждений. Есть и некоторые другие требования, которые обязательно бизнес план должен учесть, если Вы решили открыть автосервис. К тому же, для того, чтобы все согласовать с пожарниками, СЭС, открыть ИП либо юридическое лицо и решить некоторые другие организационные вопросы, на которые потребуется некоторая сумма.

Итого: 50 тысяч рублей.

Стоимость аренды помещения

Чтобы организовать кузовные работы, которые будут включать и кузовной ремонт и малярный цех, потребуется минимум 200 квадратных метров. К тому же рекомендуется взять в аренду и небольшой участок, прилегающий к помещению, дабы у сотрудников и клиентов была возможность припарковать свои автомобили. Также можно предусмотреть мойку для оказания дополнительных услуг. Нельзя забывать и об уюте сотрудников, у них должна быть возможность переодеться, помыться, посидеть в перерывах между работами. Нужно предусмотреть место для хранения запчастей, инструментов и тому подобное.

Структура помещения может быть организована в следующем русле:

  1. основной кузовной цех: 120 кв.м.
  2. мойка: 40 кв.м.
  3. малярный цех — 40 кв.м.
  4. склад запчастей, инструментов и другого оборудования: 50 кв.м.
  5. раздевалка, душевая, санузел: 50 кв.м.

Получается 300 квадратных метров.

Стоимость аренды подобных помещений по Москве – 1000-1500 рублей за квадратный метр.

В сумме 300*1200=360000 рублей. Плюс небольшая прилегающая территория в 40000 рублей. Плюс ремонт на 200 тысяч.

Покупка оборудования

Следующей строкой затрат бизнес план должен предполагать закупку оборудования. Необходимо оснастить малярный цех, мойку и кузовной цех всем необходимым.

  1. сварочный аппарат – 20 тысяч;
  2. стапель – 200 тысяч;
  3. компрессор — 15 тысяч;
  4. покрасочная камера – 450 тысяч;
  5. мойка краскопульта — 30 тысяч;
  6. краскопульт финишный и грунтовочный на сумму в 8 тысяч;
  7. система пылеудаления — 50 тысяч;
  8. инфракрасная сушка — 10 тысяч;
  9. оборудование для мойки – 50 тысяч;
  10. столы, стойки для окрашивания деталей — 20 тысяч;
  11. шлифовальные машинки 3 шт. — 25 тысяч;
  12. болгарка 2 шт. — 10 тысяч;
  13. спецодежда 4 комплекта — 10 тысяч;
  14. компьютер, прочие инструменты и оборудование – 50 тысяч.

Итого: 948 тысяч рублей.

Зарплата персонала и прочие расходы

Кузовные работы – это сложное и ответственное дело, которое требует определенного мастерства. Именно от мастерства профессионализма будет зависеть, какую прибыль Вы сможете получать. Поэтому стоит нанимать только настоящих специалистов, которые имеют определенный опыт. Впоследствии в качестве ученика можно будет нанять человека без опыта, который будет перенимать знания у опытных сотрудников. Для мойки подойдет человек, который не имеет особых знаний.

  1. 4 сотрудника на кузовной ремонт с зарплатой – 4*70=280 тысяч.
  2. 1 маляр — 60 тысяч.
  3. мойщик – 30 тысяч.
  4. слесари и помощники на подсобные работы – 2 человека с зарплатой 40 тысяч – итого 80 тысяч.
  5. администратор – 35 тысяч.
  6. приходящий бухгалтер — 20 тысяч.

Траты на ЖКХ, налоги плюс ежемесячные расходные материалы — 100 тысяч.

Итого: 665 тысяч рублей.

Траты на рекламные услуги, как раскрутить?

Кузовные работы – это такой вид деятельности, который требует постоянного притока посетителей. Поэтому без рекламы здесь не обойтись. Необходимо, чтобы потенциальные клиенты узнали об оказываемых услугах. Прежде всего, следует обзавестись красивой вывеской, которая будет привлекать проходящих и проезжающих мимо людей. Следует вложиться и в активную рекламу. К примеру, это может быть ресурс с раскруткой, который потребует потратить минимум 30 тысяч рублей. Затем можно вложиться в рассылку, подачу рекламы в специализированные местные газеты, журналы и тому подобное. Все вместе это потянет на сто тысяч рублей.

Итого: 100 тысяч рублей.

Общие затраты, в том числе сроки окупаемости

Для того, чтобы организовать кузовные работы и посчитать все необходимые вложения нужно сложить основные статьи расходов.

Итого: 50000+600000+948000+665000+100000=2363000 рублей.

Рентабельность работы кузовного цеха и мойки рассчитывается, исходя из следующих параметров:

  • Среднерыночная динамика посещения в день будет составлять 10-15 машин в день. Плюс мойка будет принимать 25-30 машин в день.
  • Средний чек для Москвы составляет 6-9 тысячи рублей на кузовные работы, а также мойка автомобиля – 400-500 рублей.
  • Ожидаемая месячная выручка в месяц составит примерно 1500 тысяч рублей с учетом 5 дневной рабочей недели.

Вычитая из указанной суммы вложения на раскрутку сайта, рекламу в газеты и журналы, заработную плату сотрудникам, ежемесячную аренду, всевозможные налоги и траты на ЖКХ, ежемесячные расходные материалы рассчитываем прибыль:

1500000-70000-400000-665000=375000 рублей в месяц.

Время окупаемости автосервиса составит:

2363000/375000=6,3 месяца.

Получается, почти 6,5 месяцев придется автосервису проработать, прежде чем он сможет начать приносить прибыль.

Резюме:

  1. вложения – 2363000 рублей.
  2. период окупаемости – 6,3 месяцев.
  3. среднемесячная прибыль — 375000 рублей.

Спрос на кузовной ремонт автомобилей был всегда, но скоро этот бизнес станет еще привлекательнее. Со следующего года вступает в силу Закон об обязательном страховании ответственности автовладельцев, и у сервисных центров появятся постоянные солидные клиенты – страховые компании. Есть над чем задуматься.


По данным ГАИ РФ, в прошлом году количество крупных автомобильных аварий в стране увеличилось на 4,3% и составило 164,4 тыс. (о менее значительных происшествиях статистика умалчивает – известно лишь, что их на порядок больше). Ущерб от этих аварий, по данным Минтранса, достиг 200 млрд руб., то есть $6 млрд. Почти треть этой суммы – около $1,7 млрд – приходится на ущерб от повреждения транспортных средств.

Большую часть этих денег заработали фирмы, специализирующиеся на восстановлении разбитых автомобилей (в просторечии – "жестянка"). И это далеко не все доходы сервисных организаций. Они занимались еще кузовным ремонтом машин, пострадавших в мелких авариях, данные о которых не попадают в официальную статистику, а также теми, которым кузовной ремонт потребовался не по причинам ДТП.

Нет сомнений, что рынок "жестянки" в дальнейшем будет только расти. Объясняется это тем, что со следующего года вступает в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. А это означает, что число автомобилей, проходящих кузовной ремонт не в кустарных, а в полноценных сервисных центрах, заметно возрастет. И у самих центров изрядно прибавится как работы, так и денег.

Формальный дефицит
Насколько велико предложение, призванное удовлетворить спрос на "жестянку"? Достоверного ответа на этот вопрос в масштабах страны нет. Какие-то количественные данные, да и то не самые полные, существуют лишь для Москвы – от них мы и будем отталкиваться.

Итак, количество столичных автосервисов – разумеется, легальных, то есть поддающихся официальному учету,– колеблется, по данным московского правительства, в диапазоне 2,2-2,6 тыс. При этом начальник управления транспорта и связи столичной мэрии Александр Беляев, исходя из опыта развитых стран, считает, что Москве нужно около 10 тыс. автосервисов. Получается, что они в столице в страшном дефиците – их вчетверо меньше, чем требуется. Но это не совсем так: подавляющее большинство автолюбителей предпочитает восстанавливать свои машины в кустарных точках ремонта, созданных слесарями-одиночками, которые в официальной статистике никак не отражаются. Судя по всему, кустари успешно покрывают потребности столичных автовладельцев в "жестянке" – по крайней мере, долгих очередей на автосервисах не наблюдается.

Однако по мере роста доходов все большая часть автолюбителей склоняется к тому, что обслуживать и ремонтировать автомобили лучше в качественно организованных сервисах – пусть и более дорогих, но обеспечивающих более высокий уровень обслуживания. Так что у предприятий "жестянки", доля которых в общей массе автосервисов составляет примерно четверть, очень даже неплохие перспективы.

Баланс цены и качества
Самый массовый и наименее перспективный тип кузовных мастерских – это точки "гаражного" типа. Владелец такого сервиса, как правило, выступает в нем главным и зачастую единственным специалистом. Создаются такие предприятия не для того, чтобы построить устойчивый и рентабельный бизнес,– просто человек "с руками" не знает лучшего способа найти им применение. Соответственно, и ценообразование в таком бизнесе построено по принципу "лишь бы кто-нибудь купил". Первыми клиентами кустарного сервиса становятся родственники, коллеги и знакомые мастера, которые впоследствии рекомендуют его услуги своим знакомым и т. д. Конкурировать с автомобильными кулибиными на их поле – дело безнадежное. Это примерно как таксомоторному парку пытаться конкурировать с частниками – у последних услуги все равно будут дешевле.

В общем, сегмент low-end рынка "жестянки" с точки зрения бизнеса абсолютно непривлекателен. Справедливости ради заметим, что этот сегмент охватывает сервис по кузовному ремонту отечественных автомобилей практически целиком: владельцы "Жигулей" и "Москвичей", привыкшие к тому, что обслуживание машин обходится им недорого, к услугам качественно оборудованных сервисов прибегают крайне редко. "Правильно" организованным кузовным мастерским остается иметь дело лишь с иномарками. Кстати, сегмент рынка, связанный с иномарками, не так уж мал: по данным ГАИ, в 2000 году доля автомобилей иностранного производства среди легковых машин в России составляла 14,8%.

Бедные и богатые
Автосервисы по кузовному ремонту можно разделить на две группы. Фирмы первой группы вырастают из небольшого покрасочного производства без больших начальных инвестиций, за счет прибыли, получаемой от своей деятельности. Минимальный объем средств, необходимых для открытия такого производства, Артур Джабиев, мастер кузовной станции "Предтеча и Ко", которому когда-то пришлось составлять подробный бизнес-план для кузовного цеха, оценил в $35 тыс. В эту сумму входит минимум оборудования, достаточный для того, чтобы начать полноценную работу: окрасочная камера (часто самодельная) и недорогой стенд для правки кузовов российского производства. Качества ремонта на таком сервисе можно достигнуть сколь угодно высокого. Михаил Янушкин, глава кузовного ателье "Кар-Системс": “Мы можем обеспечить отличный уровень работы, но ее стоимость при этом окажется настолько высокой, что выйдет за пределы потребительского спроса – попросту не найдется клиента, который согласится потратить такую сумму на ремонт своего автомобиля. Методом проб и ошибок мы вышли на такой уровень сервиса, который позволяет клиенту остаться довольным как его качеством, так и стоимостью”. Аналогичной точки зрения придерживается и Артур Джабиев: "Получается так: чем тщательнее на производстве следят за качеством, чем лучше на всех этапах соблюдают технологию, тем ниже рентабельность производства".

Планировать бизнес таких мастерских весьма трудно. В крупных автосервисах срок ремонта определяется исходя из необходимых для проведения тех или иных работ нормочасов (для этого существуют специальные справочники, в которых указано время, необходимое для каждой операции, если она выполняется с использованием типового оборудования). В маленьких мастерских владельцы определяют эти сроки исключительно на основе собственного опыта. К тому же здесь, как правило, нет снабженца, и поиском нужных для ремонта материалов и красок занимается сам маляр или жестянщик. Самое неприятное свойство таких фирм с точки зрения организации бизнеса – непредсказуемость загрузки. Целенаправленной рекламной кампании они не проводят – на это нет средств, да и рост объемов лимитирован "пропускной способностью" работающих там специалистов. Владимир Акимов, владелец небольшой компании по кузовному ремонту: “Сколько лет работаю в этом бизнесе, а так и не научился прогнозировать, когда придет клиент. Можно и в "день жестянщика" стоять без работы, а иногда и в мертвый, казалось бы, сезон автовладельцы валом валят”.

Получают доход такие предприятия главным образом на продаже труда мастеров. Зарабатывать на продаже запчастей или красок менеджеры сервисов не решаются, опасаясь, что наценка отпугнет клиентов. Соответственно, расходные материалы достаются автовладельцам фактически по той же цене, по какой их приобретали ремонтники.

В предприятиях второго типа (когда деньги изначально вкладываются в бизнес с целью получения прибыли) дело с самого начала ставится на широкую ногу. Прежде чем такой автосервис начнет работать, он оснащается современным импортным оборудованием. Олег Борода, независимый консультант, определяет объем начальных инвестиций в покрасочное производство в $50-70 тыс., примерно столько же нужно для организации кузовного цеха – то есть общий объем капиталовложений составляет $100-140 тыс. Но у таких фирм и возможностей заработка существенно больше. Во-первых, им удается "накручивать" 100% на стоимости лакокрасочных материалов. Дело в том, что на подобных предприятиях есть миксер для изготовления красок, а стоимость исходных материалов для них примерно вдвое ниже цены конечного продукта – собственно краски, необходимой для ремонта конкретного автомобиля. Во-вторых, не менее 10% сервис зарабатывает благодаря наценке на стоимость запчастей. Плюс, само собой, мастерская получает доход от непосредственной деятельности – то есть труда работающих маляров и жестянщиков. Да и поток клиентов в таких сервисах более стабилен, чем в мелких фирмах в силу большей известности компании: крупные автосервисы дают рекламу в прессе, а также рекламируют себя с помощью щитов и "растяжек".

Два часа по цене одного
По признанию независимого консультанта Олега Бороды, за время своей работы он побывал на пяти сотнях сервисов. И только в одном из них, по его мнению, производственный процесс можно признать организованным оптимально.

В условиях, когда мастерская с одной окрасочной камерой потенциально способна обслужить за день 5-6 машин, а на деле через нее проходит не больше двух, бессмысленно заниматься правильной организацией работы. Но у Олега Бороды есть свое решение проблемы нехватки клиентов: Достичь полной, прогнозируемой и регулируемой (без неожиданных всплесков и падений) загрузки автосервиса несложно – нужно заключить договор со страховой компанией. Конечно, страховщики предъявляют особые требования к партнерским сервисным компаниям – однако узнать эти требования и удовлетворить им вполне реально.

Второй секрет успешной работы сервиса от Олега Бороды таков: "Продажа каждого часа!" Любой уважающий себя сервис рассчитывает стоимость проводимых работ, исходя из перечня норм времени, необходимого на ремонт той или иной детали, приведенного в специальных справочниках (самый известный из них – Eurotax). Так вот, в среднем каждый нормочас в российских сервисах успевают выполнить лишь за два – иными словами, производительность труда здесь вдвое ниже, чем должна и может быть. Разумеется, пока ремонтное предприятие загружено не полностью, повышение производительности труда не даст никакого финансового эффекта. Однако если применить оба совета Олега Бороды одновременно, сервис существенно выиграет в доходах.

Еще один совет: наладить торговлю запасными частями. По наблюдениям Олега Бороды, их покупка и доставка из Германии обойдется в 1,1-1,25 от оптовой стоимости комплектующих, а продать их в розницу можно с коэффициентом 1,5-1,7 – то есть прибыль составит от 20% до 50%. Кстати, заграничные автосервисы до трети своей прибыли получают именно от торговли запчастями.

В настоящее время Олег Борода пытается реализовать свои идеи на базе универсального сервисного центра "Бош-Сервис–Фили". Директор центра Александр Медведь, восемь месяцев назад принявший решение о том, чтобы вложить средства в модернизацию окрасочного цеха, убежден, что вскоре этот цех будет обеспечивать центру половину всей его прибыли.

Подтверждено документально
Открытие сервиса неизбежно связано с рядом формальных процедур, на которые уйдет несколько месяцев. По оценке Михаила Янушкина, весь процесс – от прохождения необходимых формальностей вплоть до того момента, когда пойдут регулярные заказы – занимает от 9 месяцев до года.

Дебюрократизация российской экономики, заявленная ведомством Германа Грефа, для "жестянки" вылилась в одно послабление: с февраля 2002 года услуги автосервиса больше не нуждаются в получении лицензии от транспортной инспекции. Однако необходимо получить сертификат соответствия, выдаваемый местным органом Госстандарта. Документ выдается после проверки того, может ли сервис проводить заявленные ремонтные работы.

Раньше обязательной сертификации подлежали как малярные, так и жестяно-сварочные работы. Однако с мая текущего года сертификация собственно "жестянки" стала добровольной (бумагу можно получать, а можно и не получать; впрочем, ремонтники говорят, что лучше ее все-таки иметь – так спокойнее работать). "Малярку" в обязательном порядке необходимо сертифицировать юридическим лицам – для индивидуальных предпринимателей она также добровольная. Необходимо подать заявку на сертификацию и заключить договор с уполномоченной организацией (в Москве их более десятка – например, Ростест, МАДИ-ТЭС, НАМИ). Для получения сертификата необходимо, чтобы сервис был оснащен сертифицированным оборудованием, а его работники – аттестованы по соответствующим специальностям (руководитель работ должен иметь образование не ниже среднего технического).

Стоимость самих услуг по сертификации составляет порядка $100, и процедуру необходимо повторять раз в три года. Согласно действующим правилам, представители сертификационного органа могут присутствовать при производстве работ и проводить инспекционные проверки не реже раза в год. Впрочем, у этих организаций просто нет людей в количестве, достаточном для столь частых визитов в "подшефные" фирмы, так что не исключено, что в сервисе за три года они вообще не появятся.

Сварочные работы сертифицировать не нужно, но интерес к их организации обязательно проявит представитель Госпожнадзора. Скорее всего, он порекомендует приобрести огнетушители и установить в ремонтной точке пожарную сигнализацию – на это уйдет около $1 тыс. Конечно, рекомендациям пожарников можно и не следовать, но никто из собеседников СФ делать этого не советовал.

Еще одно обязательное разрешение нужно получить от СЭС. Санитарный инспектор должен убедиться, что здание, в котором расположился автосервис, оснащено отопительной и вентиляционной системами, к нему подведены вода и канализация. Он также проверит наличие душа, санузла, состояние блока очистки воды на мойке, условия хранения образующихся отходов. В столице, кроме того, обязательным для работы является заключение договора на вывоз мусора с предприятием "Промотходы".

Неформальная аренда
Подбор помещения для автосервиса – это целая наука. В идеале он должен располагаться на оживленной трассе или в непосредственной близости с гаражными кооперативами – близость к потребителям является залогом успеха предприятия. На поиск места для кузовной станции – а это как минимум 200 квадратных метров – может уйти немало времени, поскольку подходящих помещений не так уж и много. Владимир Акимов, который в прошлом году столкнулся с проблемой поиска помещения, потратил на это несколько месяцев: Риэлтерам, особенно мелким, я не верю. Это "лохотрон". “Я объехал фирм пять – везде одно и то же. Находишь в объявлении подходящие условия, звонишь – все нормально, приезжайте смотреть. А когда приезжаешь, выясняется, что бокс уже сдан. Тогда они предлагают заключить договор на поиск помещения, просят за это около $100. Если после этого они хотя бы один раз позвонят и предложат какой-то вариант, считайте, что вам повезло. Обычно такие фирмы забывают о вас сразу, как вы закрыли за собою дверь”.

Нередко проблему с помещением удается решить, только заведя "нужные" знакомства с представителями будущего арендодателя. Кстати, опыт показывает, что такие неформальные отношения важно поддерживать и после того, как сделка состоялась. Артур Джабиев: “Выстраивать отношения с арендодателями нужно крайне аккуратно. В противном случае вы рискуете однажды услышать: "Парень ты неплохой, поэтому даю тебе два дня на вывоз оборудования". Так бывает очень часто”. Попытаться застраховаться от такого развития событий можно, заключив договор аренды на длительный срок – минимум года на три. Некоторые ремонтники даже советуют брать арендодателей в долю.

Диапазон арендной платы широк – от $500 до $4000 в месяц для помещения площадью 250-300 квадратных метров. Цена зависит от места расположения здания автосервиса и от степени неформальности отношений с арендодателем.

Главная статья расходов
Самые значительные издержки при открытии автосервиса – это расходы на покупку оборудования. Понадобятся окрасочная камера (если она западного производства, то обойдется в $25 тыс.) и рихтовочный стенд для правки кузовов (еще столько же).

Расходы на покупку стенда можно радикально снизить, если воспользоваться продукцией отечественных производителей. Самый распространенный российский стенд СИВ 10 стоит около $3 тыс., а его импортный аналог Car-O-Liner – в пять раз дороже. Правда, производительность отечественного стенда ниже – на выполнение сходных работ на нем уходит больше времени. Но если прогноз спроса на услуги мастерской оптимистичен и владелец сервиса ожидает большого потока клиентов, имеет смысл сразу покупать дорогие стенды иностранных фирм Car-O-Liner, Celette, Blackhawk, Autorobot. Это оборудование позволяет проводить компьютерную диагностику состояния кузова, что существенно ускоряет работу. Но приобрести такие стенды дешевле $25 тыс. вряд ли удастся.

Можно сэкономить и на покрасочных камерах. Например, Владимиру Акимову камера, которую он сделал сам, обошлась в $4 тыс. Сейчас он занимается установкой на нее фильтровентиляционного блока стоимостью $7 тыс.– таким образом, полноценная камера обойдется ему всего в $11 тыс. Вообще Владимир Акимов советует осторожно подходить к выбору камеры: дешевая западная модель, по его словам, может не обеспечить нормальной работы зимой (для проведения окрасочных работ требуется температура не ниже 20°C). Наиболее распространенными в России являются камеры марок Saico, Nova Verta, Termomeccanica, Blowterm.

Более крупным фирмам есть смысл приобрести окрасочную систему. В нее входит миксер для красок и аппаратура цветоподбора: в миксере смешиваются компоненты красок, а система цветоподбора позволяет определить нужный набор компонентов, чтобы создать краску для конкретной машины. Миксер стоит в среднем $5 тыс., но при большом объеме работ эти деньги возвращаются сторицей – исходные материалы вдвое дешевле готовой краски. Окрасочная система – это не только техника. Фирмы–поставщики таких систем продают массу других нужных материалов (шпатлевки, пластификаторы и т. п.– всего 50-60 позиций), которые покупателям их системы отпускаются со скидкой и, что не менее важно, оптимизированы для работы с автоэмалями именно этого производителя. Из элитных брэндов окрасочных систем специалисты упоминают Standox, Glasurit, Sikkens, Spies Hecker, DuPont, PPG. Более экономичные марки – Motip, Sadolin, Mobihel.

Для того, чтобы краски можно было наносить на поверхность кузова, потребуются окрасочные пистолеты (Sata, Iwata, DeVilbiss, Kremlin, Optima, Sharpe) – по $250-300 за штуку. На пистолеты, а также шланги и фильтры к ним уйдет около $2000, еще примерно столько же – на аппарат для их промывки.

В дополнение ко всему этому осталось приобрести: сварочное оборудование (минимум $7 тыс.), автомойку ($2-9 тыс.), мощный компрессор (до $5 тыс.), комплект для сухой шлифовки (до $5 тыс.).

Таким образом, нетрудно подсчитать, сколько денег уйдет на открытие сервиса по кузовному ремонту. Минимальные расходы на организацию "малобюджетного" сервиса – это $38 тыс. на оборудование и улаживание всех формальностей, еще как минимум $6 тыс.– на аренду помещения в течение года. Итого $44 тыс. А организация относительно крупного сервиса обойдется в $80-90 тыс. в виде затрат на оборудование и оформление документов плюс стоимость аренды здания (до $50 тыс. в год).

Кстати, в столице работают фирмы, оказывающие услуги по монтажу сервисов кузовного ремонта "под ключ",– например, "Барклай-авто", "Гардиа", "Скорпион", "Транстехсервис", "Сфера-сервис". Станцию можно организовать с их помощью.

Бизнес самоучек
Впрочем, никакие сторонние подрядчики не решат главной проблемы мастерской по кузовному ремонту – поиска квалифицированных сотрудников. Одинаково непросто подобрать как толковых менеджеров, так и самих мастеров. Управленцев для автосервисов, по словам Артура Джабиева, МАДИ и МАМИ стали выпускать только в последние годы. Их пока немного, а уровень подготовки этих специалистов никому не известен. Руководители же автосервисов старой закалки правильно организовать работу, как правило, не умеют. Вот как отзывается о них один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным: Кто их раньше открывал, сервисы? Менты да бандиты – люди, для нормального бизнеса приспособленные весьма слабо.

С малярами и жестянщиками не легче – учебных центров, готовящих таких специалистов и признаваемых профессионалами, просто не существует. Курсы для маляров, предлагаемые крупнейшими производителями краски, полноценной подготовкой считать нельзя – они приносят пользу прежде всего тем специалистам, которые уже имеют практический опыт. Новичкам же остается только один способ учиться ремеслу жестянщика и маляра – наблюдать за работой более опытных коллег.

Из-за отсутствия системы подготовки кадров их подбор превращается для владельца автосервиса в сверхсложный процесс. Михаил Янушкин: “С соискателями я всегда общаюсь сам. Если поручить это другому человеку, он подберет людей под себя. Если навыки специалиста не формализованы, то и отбор формализовать нельзя. Один из простых тестов – спросить мастера, есть ли у него собственные инструменты, если нет – собирается ли он ими обзаводиться. Хороший специалист всегда работает своим инструментом. Когда старый жестянщик меняет место работы, его приспособления – всевозможные молотки, поддержки и оправки – иногда приходится грузовиком вывозить”. Но общение с кандидатом не всегда позволяет избежать ошибок. Как говорят руководители покрасочных станций, рассказы претендента о том, что он умеет, часто расходятся с действительностью. Поэтому очень много соискателей отсеивается во время испытательного срока.

Сколько всего таких работников требуется? Для самого небольшого сервиса нужны два маляра и три-четыре жестянщика. Также не обойтись без мастера (технического директора), снабженца и бухгалтера. Техническим директором становится, как правило, самый опытный специалист – он оценивает ремонт и определяет технологии, которые будут применяться в работе. Задача снабженца – обеспечить предприятия необходимыми расходными материалами, кузовными деталями и другими запчастями. В более крупном сервисе, где используется сложное оборудование, появляются новые позиции – например, колорист, который будет работать с системой цветоподбора.

Вопрос с оплатой труда решается по-разному. В небольших автосервисах сотрудники практически всегда получают доход в виде процента от стоимости проведенных работ. В результате в периоды, когда сервис простаивает, его владелец не теряет деньги на выплате окладов сотрудникам. Так, маляр обычно получает 40% от стоимости выполненного им заказа. В крупных фирмах обычно используется комбинированная система оплаты – не только процент, но и некий гарантированный минимум. Поскольку работы здесь более дорогие, специалисты получают до 30% от стоимости проделанных работ. "На круг" у профессионального маляра или жестянщика выходит $500-1200 в месяц, специалист по подбору краски получает от $500 до $900.

Если бизнес по ремонту автомобильных кузовов правильно организован, он может обеспечить рентабельность на уровне 15%. Впрочем, на большом обороте можно заработать совсем другие деньги. Тем, кто хочет выйти на этот рынок, нужно спешить. После вступления в силу Закона об обязательном страховании ответственности автовладельцев страховщики начнут подыскивать себе ремонтные предприятия, с которыми можно наладить долговременное сотрудничество. Важно, чтобы к этому моменту новая точка успела заявить о себе и обладала безупречной репутацией.

Сергей Русаковский

Уважаемые посетители сайта, ниже представлен пример бизнес-плана автосервиса с расчетами, который можно смело использовать для составления своего варианта. Образец легко адаптируется к любому городу, имеет файл с расчетами, в которые можно ввести собственные данные и получить результаты для своей ситуации.

Данный образец подготовлен специалистами с большим опытом работы. Если у вас возникнут какие-либо вопросы по данному бизнес-плану или по составлению бизнес-планов в целом, вы всегда можете задать их по почте, внизу в комментариях или нашей группе вконтакте.

Резюме

Цель бизнес-плана - открытие автосервиса, основным направлением которого будет ремонт автомобилей японского производства.

Местоположение

Открытие автосервиса планируется в г. Казань, в промышленной зоне города. Преимущество такого месторасположения в том, что, с одной стороны, оно обеспечивает хорошую видимость с дороги и дополнительный приток клиентов, а, с другой стороны, аренда помещений в таких местах достаточно низкая, что позволит снизить затратную часть предприятия.

Объем инвестиций и источники финансирования

Объем инвестиций в проект составит 1 500 тыс. руб., 70% из которых будет профинансировано за счет кредитных средств. Займ будет получен на три года под 20% годовых с дифференцированным графиком погашения.

Показатели окупаемости

На основании модели бизнес-плана автосервиса были расчитаны показатели окупаемости проекта, которые составили:

  • срок планирования - 10 лет;
  • NPV - 3 107 тыс. руб.;
  • простой срок окупаемости - 3,6 лет;
  • дисконтированный срок окупаемости - 4,3 лет;

В Н И М А Н И Е!!!

Практика показывает, что заказав бизнес-план у специалистов вы сэкономите время, увеличите качество готового документа в 4-5 раз и увеличите шансы на получение инвестиций в 3 раза.

Инвестиционный план

Помещение

Автосервис планируется разместить в уже имеющемся помещении, находящемся возле трассы. Для аренды помещения будет заключен соответствующий договор, в который будут также включены дополнительные коммунальные платежи по счетчикам (электроэнергия, вода, канализация).

В помещении ранее не находился автосервис, поэтому будут произведены дополнительные затраты на дооборудование помещения под предоставление автосервисных услуг. Стоимость данных работ составит около 100 000 руб.

Планируется, что предприятие будет оказывать следующий список услуг:

  • ремонт подвески;
  • ремонт тормозной системы;
  • ремонт системы охлаждения;
  • шиномонтажные работы;
  • диагностика;
  • ремонт рулевого управления.

В связи с необходимостью приобретения дополнительного дорогостоящего оборудования, отсутствия квалифицированного персонала и площадей в СТО не смогут предоставляться следующие услуги:

  • ремонт электрики;
  • автомалярные работы.

Объем инвестиций

Для обеспечения предоставлямыхуслуг в автосервис будет приобретено следующее оборудование:

  • Ремонтное оборудование
    • подъемник (2 шт.) - 500 000 руб.
    • стенд сход-развала (1 шт.) - 300 000 руб.
    • наборы ключей и инструментов - 100 000 руб.
    • оборудование для шиномонтажа - 250 000 руб.
  • Оргтехника и программное обеспечение
    • оргтехника - 40 000 руб.
    • программное обеспечение (учетная программа) - 20 000 руб.
  • Мебель
    • мебель для клиентов - 100 000 руб.
    • мебель для сотрудников (шкафчики, диванчик для отдыха, обеденный набор) - 30 000 руб.
  • Рекламные материалы
    • Вывеска - 60 000 руб.

Общая сумма инвестиций в открытие точки составит 1 500 000 руб.

План инвестиционных работ

Ход работ по обустройству помещения, закупке оборудования и мебели представлен ниже на диаграмме Ганта:

Хотелось бы отметить, что оборудование будет приобретаться в кредит. Условия погашения, процентная ставка будут рассмотрены далее в финансовой части.

Производственный план

Планировка помещения

Арендованное помещение имеет следующие комнаты:

  • основной зал, где будет осуществляться ремонт автомобилей - 100 м2 (комната разделена на три части, каждый имеет свой въезд;
  • комната приема клиентов - 20 м2;
  • комната ожидания клиентов - 15 м2;
  • комната приема пищи и отдыха персонала - 15 м2;
  • комната управленческого персонала - 15 м2;
  • комната хранения инструментов - 3 м2;
  • комната хранения запчастей - 4 м2.

Планировка помещения автосервиса представлена ниже:

Наличие всех этих помещений позволит качественно предоставлять услуги, безопасно хранить дорогостоящее оборудование и запчасти, а также предоставить клиентам спокойно ожидать завершения работы по своему автомобилю.

Кроме этого, помещение имеет высоту потолков 4 метра, что позволит проводить ремонт нетолько легковых автомобилей, но джипов с микроавтобусами. Приобретаемое оборудование также будет соответствовать этим условиям.

Описание производственного процесса

Производственный процесс не будет отличаться от остальных, предоставляемых другими сервисами и будет примерно следующим:

  1. Клиент прибывает на СТО и сообщает об имеющихся нарушениях в работе автомобиля;
  2. Администратор СТО предлагает проехать клиенту на любое свободное место и оставить автомобиль, в это время передает всю информацию мастеру;
  3. Мастер диагностирует автомобиль и сообщает администратору и клиенту об имеющихся неполадках в автомобиле и необходимых работах. Администратор оценивает работы согласно ценника и программы и озвучивает предварительную стоимость услуг и стоимость приобретаемых запчастей клиенту.
  4. Если клиент соглашается - администратор заказывает запчасти и мастер начинает работу.
  5. После окончания работ (при отсутствии дополнительных работ) клиент оплачивает выполненные работы, забирает автомобиль и уезжает.
  6. При наличии скрытых дефектов, мастер снова озвучивает стоимость их исправления и администратор оценивает их стоимость.

Себестоимость услуг

Себестоимость работ составляет только заработная плата сотрудников СТО. Для мотивации персонала к увеличению производимых работ планируется внедрение сдельной оплаты труда, когда работнику отдается 40% от стоимости выполненных работ. Это позволит увеличить производительность работ и снизить необходимое количество сотрудников (чтобы больше зарабатывать мастера будут оставаться даже после окончания рабочего времени, чтобы закончить работу и увеличить свой заработок).

Время работы

Планируется, что СТО будет работать с 8-00 до 20-00 без выходных. Работы будут выполнять 6 мастеров, которые будут работать втроем с графиком 2 через 2 (два дня работают, два дня отдыхают).

Маркетинговый план

Местоположение

Автосервис размещается в промышленной зоне крупного города с населением свыше 1 миллиона человек. Рядом проходит дорога со средним потоком автомобилей. СТО хорошо видно с дороги, на него будет вести указатель, а также размещена вывеска с подсветкой, которая будет видна как днем так и ночью.

Анализ рынка

Спад экономики приводит к тому, что люди начинают меньше приобретать новых автомобилей и больше ремонтировать имеющиеся свои. Кроме этого, даже те, кто купил новый автомобиль будут больше ориентироваться на ремонт в частных мастерских чем в сервисных центрах автосалонов из-за высокой стоимости в последних. Все эти факторы позволят привлечь новых клиентов в наш сервис.

Предоставляемые услуги

В связи с большими различиями в ремонте автомобилей разных марок и, в связи с этим, необходимостью приобретения большого количества специализированного оборудования, наш СТО будет ориентироваться на владельцев автомобилей японского производства - тойота, ниссан, мазда и прочие. Как было сказано ранее в производственном плане нашего бизнес-плана наше предприятие за счет высоких потолков и ворот сможет обслуживать как легковые автомобили так и джипы с микроавтобусами, которые могут не вместиться в обычный небольшой сервис, что будет дополнительным плюсом нашего предприятия.

Конечно, при обращении граждан СТО будет обслуживать и автомобили отечественного производства в связи с тем, что ремонт этих авто не требует дополнительной специальной подготовки. Но, если загрузка автосервиса будет близка к 100%, при выборе между японским авто и отечественным предпочтение будет отдаваться первому.

Анализ цен конкурентов и ценовая политика

В городе имеются СТО, которые можно разделить на следующие типы:

  • СТО при автосалонах, осуществляющие ремонт как по гарантии так и за деньги - стоимость нормочаса составляет примерно 1 200 руб.
  • Крупные СТО, которые не относятся к автосалону какой-то марки, но предоставляющие услуги на высоком уровне - стоимость нормочаса составляет примерно - 1 000 руб.
  • Средние СТО (к которому и будет относиться наш автосервис) - стоимость нормочаса составляет примерно 800 руб.
  • мелкие и гаражные сервисы, где работают одиночки - стоимость нормочаса составлет от 600 руб. и ниже.

Как было указано ранее наш автосервис находится в нише средних СТО, и мы будем стараться держать цену нормочаса на уровне 800 руб.

На первые 3 месяца после открытия будет проводиться акция, которая позволит новым клиентам делать ремонт за 20% от стоимости. Это позволит завлечь новых клиентов в автосервис и увеличить денежный поток.

SWOT-анализ предприятия

Сильные стороны Слабые стороны
  • Выгодное местоположение (находится рядом с дорогой)
  • Наличие яркой привлекательной вывески, видной с дороги
  • Более низкие цены, которые позволят привлечь дополнительных клиентов
  • Наличие высоких потолков, что позволит ремонтировать крупногабаритные автомобили
  • Отсутствие наработанной клиентской базы
  • Отсутствие набранных квалифицированных специалистов
Возможности Угрозы
  • Дальнейшее развитие (найм электрика или создание малярного цеха)
  • Появление в данном месте конкурентов
  • Дальнейшее развитие кризиса

Структура продаж и выручка

В первую очередь отметим, что спрос на услуги автосервиса имеет некоторую сезонность. По разным видам работ она отличается, но в среднем по нашим вбранным работам сезонность следующая:

Планируется, что структура предоставляемых услуг в выручке будет следующей:

  • техническое обслуживание автомобиля (замена масла, свечей, фильтров и прочие мелкие работы);
  • ремонт подвески;
  • ремонт тормозной системы;
  • ремонт системы охлаждения;
  • шиномонтажные работы;
  • диагностика;
  • ремонт системы кондиционирования:
  • ремонт рулевого управления.
Наименование работ доля в выручке
техническое обслуживание автомобиля 10%
ремонт подвески 20%
ремонт тормозной системы 15%
ремонт системы охлаждения 10%
шиномонтажные работы 15%
диагностика 10%
ремонт системы кондиционирования 10%
ремонт рулевого управления 10%
ИТОГО 100%

Распределение выручки по услугам представлено ниже на графике:

В связи с тем, что планируется приобретение 2 подъемников и 1 стенда для схода-развала, в автосервисе окажется всего три поста для ремонта автомобиля. Исходя из этого максимальный объем работ, который будет выполняться в автосервисе может составить 1 080 часов (3 поста х 12 часов работы в сутки х 30 дней в месяце). С учетом того, что стоимость работ составляет 800 руб./нормочас, максимальная выручка предприятия в месяц может составить 864 000 руб.

Планируется, что оптимальная загрузка предприятия составит около 70% или 604,8 тыс. руб., на которую мы выйдем через 2,5 года после начала финансирования. График выхода на оптимальный объем выручки представлен ниже:

на основании индексов сезонности, оптимального плана продаж, графика выхода на данный объем продаж и заложенной в расчет инфляции в 10% мы спрогнозировали выручку на 10 лет вперед, которая представлена в таблице ниже (тыс. руб.):

Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 8 год 9 год 10 год
Выручка автосервиса 3 696 8 012 8 813 9 694 10 663 11 730 12 903 14 193 15 612 17 174

Организационный план

Организационная форма

В целях ведения бизнеса планируется зарегистрировать ИП. Уплата налогов планируется по системе ЕНВД.

Штатная структура

Штатная структура автосервиса и окладные части заработной платы представлены в следующей таблице:

Должность Оклад Кол-во Общие затраты Премия
Генеральный директор 25 000 1 25 000 20% от прибыли
Администратор 20 000 2 40 000 10% от стоимости произведенных в его смену работ
Автомеханик 20 000 4 80 000 40% от стоимости произведенных работ
Главный бухгалтер 20 000 1 20 000

Итоговые отчисление на окладную часть заработной платы ежемесячно составляют: 165 000 рублей.

Общая численность персонала - 8 человек.На сегодняшний день имеется кандидатура на должность генерального директора. Претендент имеет опыт работы в ремонте автомобилей 25 лет, имеет опыт управления и ведения бизнеса, почему был выбран на эту должность.

Финансовый план

Налогообложение

Работа автосервиса возможна на ЕНВД, поэтому при планировании финансовых показателей мы будем использовать данную систему налогообложения. Оплата налога осуществляется с одного рабочего предприятия, сумма за человека равняется 12 000 руб./год.

Финансирование

Планируется, что инвестиционные расходы, которые мы планируем потратить на приобретение оборудования и открытие автосервиса будут профинансированы на 70% за счет кредита. Сумма составит 1 050 тыс. руб., срок погашения - 3 года дифференцированными платежами (погашение основного долга осуществляется равными платежами, проценты по начислению), процентная ставка - 20% годовых.

Предпосылки для планирования

Для построения модели были использованы следующие предпосылки:

  • годовая инфляция - 10%;
  • ставка дисконтирования - 11%;
  • ставка НДФЛ - 13%;
  • отчисления в социальные фонды - 34,2.

Доходы и расходы

Ожидаемый годовой оборот предприятия

Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 8 год 9 год 10 год
Выручка автосервиса 3 696 8 012 8 813 9 694 10 663 11 730 12 903 14 193 15 612 17 174

Затраты по укрупненным статьям с учетом показателя инфляции на планируемые 10 лет составят:

Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 8 год 9 год 10 год
Заработная плата с начислениями 3 306 6 616 7 153 7 745 8 395 9 111 9 898 10 764 11 716 12 763
Коммерческие расходы 214 310 341 375 412 454 499 549 604 664
Производственные расходы 132 215 237 261 287 315 347 381 420 462
Административные расходы 229 373 411 452 497 546 601 661 727 800

Показатели эффективности проекта

На основании описанных ранее доходов, расходов, налогов и инфляции со ставкой дисконтирования была построена модель, с помощью которой рассчитаны показатели окупаемости бизнес-плана автосервиса:

Точки безубыточности предприятия , которая составила 2 024 тыс. руб. в год. Это говорит о том, что планируемый бизнес имеет достаточный запас прочности.

Устойчивость проекта

В целях проверки устойчивости модели на изменения различных факторов была построена модель с учетом изменения цен и расходов. Представленная ниже таблица отражает изменение показателя NPV при увеличении цен и расходов предприятия на соответствующие в таблице величины:

Как мы видим, наибольшее влияние на окупаемость автосервиса оказывают цены на услуги. Так, при снижении цен на 20% проект становится отрицательным.

Анализ рисков

Ниже мы рассмотрим риски, которые могут оказать негативное влияние на деятельность автосервиса:

  • снижение доходов населения - может привести к снижению планируемой выручки;
  • введение дополнитальных налоговых сборов, которые могут снизить прибыль предприятия при том, что выручка не изменится;
  • введение санкций на импортные автомобили, что приведет к большому снижению клиентов.