Журнал

Уголок по профориентации. Электронное пособие «Уголок профориентации

Только совокупность «хочу», «могу», с представлением о том, что нужно сделать для овладения профессией, поможет встать на правильную дорогу.
Однако, остерегайтесь частых ошибок: Ориентация только на престижность той или иной профессии. Не стоит ориентироваться на престижную профессию, забывая о собственных желаниях и возможностях. Это чревато получением модной, но нелюбимой работы. Отношение к выбору профессии как к неизменному. Все мы имеем право на ошибку, и, получив профессию, можем понять, что это не то, что нам нужно. Но это не должно останавливать вас в поиске именно той профессии, к которой лежит душа. Потому что туда пошли друзья. Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию: ведь вы забываете о собственных «хочу» и «могу». Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Если Вам нравится человек - представитель профессии, то это хорошая возможность узнать о его деятельности с разных сторон. Однако не стоит выбирать профессию только из симпатии к человеку, так как сама работа может не подходить вам. У профессии есть много сторон. Часто мы видим только положительные стороны профессии, забывая о «темной стороне медали». Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Очень редко профессия совпадает с тем предметом, который вам интересен. Кроме того, любимые предметы редко связаны только с одной профессией, и могут понадобиться в разных сферах деятельности. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Не забывайте, что интересная, сложная техника, а так же компьютеры сейчас применяются во всех сферах труда. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия. Не бойся обратиться за помощью к профконсультанту. Тебе помогут, подскажут в каком направлении лучше двигаться, однако выбор делать тебе. Незнание либо недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Могут существовать профессии, противопоказанные тебе по физическим показателям. Стоит вычеркнуть их, ведь работа на грани способностей во вред здоровью не приводит к успешности. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда Вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

  • Справочник специальностей
  • Государственные высшие, средне-специальные, професионально-технические УО Минска и Минской области
  • Профессии, востребованные в Столбцовском районе . В настоящее время сведения о наличии свободных рабочих мест размещены на Интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - Информационном портале государственной службы занятости (адрес в сети Интернет: www.gsz.gov.by). Информационный портал государственной службы занятости
  • Новые нормы закреплены в Постановлении Министерства образования Республики Беларусь «О вступительных испытаниях при поступлении на I ступень высшего образования в 2015 году» №91 от 1 июля 2014 года.

    Новый документ разработан на основании части десятой пункта 16 Правил приема лиц для получения высшего образования первой ступени, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования». В новой редакции правил, утвержденной 20 марта 2014 года № 130, перечень групп специальностей (специальностей, направлений специальностей) и соответствующих им профильных испытаний определяется Министерством образования. Перечень разработан в соответствии Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009, утвержденным Постановлением Министерства образования от 2 июня 2009 г. № 36 (с учетом всех вносимых изменений).

    Обращаем особое внимание на то, что по некоторым специальностям изменены профильные испытания. Например, лица, поступающие в 2015 году на специальности: «Начальное образование» будут сдавать биологию (ЦТ) и историю Беларуси (ЦТ), «Технический труд и предпринимательство. Обслуживающий труд и предпринимательство», «Технический труд и техническое творчество. Обслуживающий труд и изобразительное искусство» - испытания по творчеству и историю Беларуси (ЦТ); «Классическая филология», «Романо-германская филология», «Восточная филология» - иностранный язык (ЦТ) и историю Беларуси (ЦТ); «Издательское дело» - иностранный язык (ЦТ) и математику (ЦТ); группы специальностей «Право» - обществоведение (ЦТ) и иностранный язык (ЦТ); «Общественное питание» - химию (ЦТ) и математику (ЦТ).

    А по некоторым специальностям изменились приоритеты профильных специальностей, так например, по специальности «Фармация» первым профильным предметом будет являться химия (ЦТ), вторым - биология (ЦТ), тогда как по всем остальным медицинским специальностям первым профильным испытанием является биология (ЦТ), вторым - химия (ЦТ).

    В Постановлении даются разъяснения по вступительным испытаниям по государственным языкам (русскому и белорусскому), а также всемирной истории новейшего времени. Правилами предусматривается, что абитуриенты сдают три вступительных испытания в виде централизованного тестирования (русский (белорусский) язык и два профильных предмета, соответствующие определенной специальности).

    Так как по специальностям "Белорусский язык и литература", "Белорусский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)", "Белорусская филология (по направлениям)" обязательным для сдачи является белорусский язык (ЦТ), а для специальностей "Русский язык и литература", "Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)", "Русская филология (по направлениям)" - русский язык (ЦТ) (без права выбора), данные учебные предметы переходят в категорию обязательных.

    На основании Правил приема граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранных государств, граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан имеют право участвовать в конкурсе на получение высшего образования на условиях, предусмотренных для граждан Республики Беларусь. При этом, в рамках общеобразовательной программы указанная категория граждан не изучала историю Беларуси. Постановление регулирует этот процесс, предлагая заменить сдачу истории Беларуси на всемирную историю новейшего времени (кроме групп специальностей "Преподавание исторических дисциплин", "Исторические науки", специальностей "Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)", "Историко-архивоведение", направления специальности "Документоведение (информационное обеспечение управления)", по которым профильными предметами являются обе истории).

    Исключение из перечня предметов профильных испытаний (первого и второго) для абитуриентов, поступающих на сокращенный срок получения образования на основе среднего специального образования, основывается на том, что указанная категория абитуриентов имеет право сдавать вступительные испытания в учреждении высшего образования (не в форме централизованного тестирования). Есть и иные изменения. Полный текст изменений смотрите на портале Минобразования в рубрике «Актуально».

    См. http://edu.gov.by/main.aspx?guid=18021&detail=2052373

    Код для вставки:

    Памятка выбирающему профессию

    Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

    С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

    • Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
    • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
    • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
    • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
    • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
    • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
    • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
    1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
    2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
    3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
    4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
    5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
    6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз.

    Графік кансультацый

    па пытаннях выбару прафесіі

    Панядзелак 13.30 - 15.30

    Аўторак 13.00 - 15.00

    Пятніца 13.00 - 15.00

    План прафарыентацыйнай работы

    Мерапрыемства Дата Адказныя
    1. Сустрэчы з прадстаўнікамі навучальных устаноў Рэспублікі Беларусь На працягу года Адмiнiстрацыя
    2 Працоўны дэсант па нарыхтоўцы прадукцыі для ўнутранага спажывання Верасень Адмiнiстрацыя
    3 Свята ўраджаю Кастрычнік Залатарова В.В.
    4. Работа факультатыва “Мая прафесійная будучыня” На працягу года Казацкая М.Ч.
    5. Удзел у суботніках, іншых мерапрыемствах па добраўпарадкаванні і азеляненні прышкольнай тэрыторыі, тэрыторыі школьнага мікрараёна На працягу года Казацкая М.Ч. , Залатарова В.В.
    6. Экскурсіі на прадпрымствы рознага працоўнага профілю з мэтай дэталёвага знаёмства з прафесiямі На працягу года

    Казацкая М.Ч. ,

    кл. кіраўнікі

    7. Тэматычныя класныя і інфармацыйныя гадзіны на тэму “Свет прафесій” На працягу года Кл. кіраўнікі
    8. Азнаямленне дзяцей з прафесiямi на ўроках i ў пазаўрочнай дзейнасцi На працягу года Настаўнікі пачатковых класаў
    9. Класныя гадзіны “Прафесіі маіх бацькоў” І чвэрць Кл. кіраўнікі
    10. Эстафета меркаванняў “Праца: занятак дзеля грошай ці…” Лiстапад Фенько С.А.
    11. Адкрыты мікрафон “Прафесіі, патрэбныя людзям” Снежань Фенько С.А
    12. Правядзенне анкетавання па прафарыентацыi з вучнямі 9 класа i іх законнымі прадстаўнікамі, абмеркаванне вынiкаў Студзень

    Уласік

    Г.У.

    13. Абмеркаванне i ўдакладненне прафесiйных iнтарэсаў, развiццё прафесiйна важных якасцей, набыццё прафесiйных ведаў, уменняў, навыкаў праз правядзенне сустрэч з цiкавымi людзьмiпэўнай прафесii, класных гадзiн, анкетавання i т.п. па прафарыентацыi Студзень-сакавiк Педагог-псiхолаг, класныя кiраўнiкi
    14. Iндывiдуальныя кансультацыi для вучняў па прафесiйным самавызначэннi Студзень-сакавiк Педагог псiхолаг, класныя кiраўнiкi
    15. Азнаямленне вучняў 9, 11 класаў з правіламі прыёму ў навучальныя ўстановы нашай рэспублікі Красавік Кл. кіраўнікі 9, 11 класаў
    16. Свята працы 01.05 Адмiнiстрацыя

    Высшие учебные заведения Республики Беларусь

    http://kudapostupat.by/zavedeniya/vuz

    Средние специальные учебные заведения Республики Беларусь

    http://kudapostupat.by/zavedeniya/suz

    Профессионально-технические колледжи и лицеи Республики Беларусь

    http://kudapostupat.by/zavedeniya/ptu

    Суворовские военные училища, лицеи МЧС и кадетские училища Республики Беларусь

    • Размер: 1,38x1
    • Артикул: ШК-0255
    • Количество карманов: 8 карманов А4
    • Материал: ПВХ-пластик 3мм, пленка с фотопечатью 720 dpi. Карманы ПЭТ 0,5 мм, крепление на двусторонний скотч.
    • Материал:

    Описание товара:

    Такой многофункциональный стенд, как «уголок профориентации» необходим в каждой школе. Он поможет ученикам познакомиться с каждой профессией, узнать, в чем ее плюсы и какая польза будет для общества. На стенде имеется текст о выборе профессии и о том, как важно в будущем заниматься именно любимым делом. Для любой другой дополнительной информации на стенде имеются 8 карманов формата А4, чтобы администрация школы могла дополнить стенд необходимым материалом о профессиях и будущей работе. Такая модель стенда имеет много красочных и насыщенных рисунков, которые надолго сохраняют качество изображения.

    Доставка по РФ

    Вы можете получить товар в любой точке России.

    Стоимость доставки от 550 рублей.

    Товар доставляется до вас в трех вариантах:

    • До терминала транспортной компании вашего города;
    • До ближайшего отделения Почты России;
    • До вашего дома или учреждения.

    Срок доставки от 2-х дней.

    Товар доставляется в надежной упаковке исключающей повреждения.

    Оплата

    Воспользуйтесь удобной для вас формой оплаты:

    • через отделение Сбербанка
    • через расчетный счет
    • через Казначейство
    • наложенный платеж через Почту России.
    • Предварительно клиенту необходимо оплатить 30% стоимости заказа, чтобы подтвердить намерения о покупке.

    Наши гарантии:

    • 100% поставка оплаченного товара;
    • 100% обмен товара в случае выявления брака;
    • ни одного отрицательного отзыва;
    • нам 10 лет и для нас важна репутация.

    Бакалавр или магистр В 2000 году наша страна подписала Болонское соглашение, тем самым, взяв на себя обязательства к 2010 году перейти на систему образования, принятую в Европе. уровне; (последипломном) Реформирование нацелено на то, чтобы в конечном итоге мы вошли в единое европейское образовательное пространство и российские дипломы стали признанными в мире. По соглашение ускорит межправительственные прогнозам чиновников министерства, договоренности о взаимном признании дипломов. До сих пор подобные соглашения были подписаны лишь с Францией, Великобританией и Германией. Болонские принципы предполагают, прежде всего, переход на двухуровневую систему обучения «бакалавр - магистр», оценку качества по общеевропейской шкале, выдачу дипломов международного образца. В соответствии с требованиями Болонского процесса в современной Европе бакалавр рассматривается с четырех позиций, и соответственно выделяются типы: бакалавр по профессии (специальности); бакалавр с широкой базовой подготовкой, дающей возможность реализовать себя во многих отраслях деятельности; бакалавр с широкой базовой подготовкой, предполагающей продолжение образования на магистерском бакалавр как научная (академическая) степень, позволяющая ее обладателю осваивать образовательные программы в соответствующих областях специализации. Казалось бы, новые для нашего образования слова - бакалавр и магистр - на самом деле обозначают реалии образования, свойственные многим странам, в том числе и дореволюционной России, где ряд известных деятелей имели эти степени. Cлово «бакалавр» (от лат. - Baccalaureus laureatus) имело романтическое красивое значение и обозначало «увенчанный лавровым венком». Слово «магистр» тоже латинского происхождения (от magister), но его значение более прозаично, хотя и более значимо - начальник, наставник. Кроме того, оно имело еще одно значение. Магистром назывался глава средневекового монашеского или рыцарского ордена. Современная трактовка слова зависит оттого, о какой стране идет речь, и к какой образовательной системе слово относится. Что касается современной России, то у нас слова «бакалавр» и «магистр» переживают второе рождение. Но теперь это рождение куда более мучительное, ведь долгие десятилетия место рассматриваемых слов занимало слово «специалист», которым называли человека, получившего высшее образование. Сейчас разница между понятиями, вкладываемыми в слова, и людьми, получающими высшее образование разных уровней, проявляется не только в количестве времени, отводимом на обучение, но и в содержании образования и в конечных результатах обучения - компетенциях. Будущий бакалавр учится четыре года, специалист - не менее пяти лет, а магистр - шесть- семь лет. Бакалавр в области техники и технологии должен владеть производственно- технологическими, экспериментально-исследовательскими и эксплуатационными умениями и навыками, а магистр должен быть способен выполнять проектно-конструкторские, проектно-технологические, научно-исследовательские задачи. Вопросов об истинном содержании слова «бакалавр» куда больше, чем реальных ответов. Пока не будут найдены окончательные ответы на многие вопросы, слово «бакалавр» не наполнится достаточно прозрачным и понятным всем содержанием. И пока, к сожалению, расчетно-проектными,

    выпускники бакалавриата в реальной жизни сталкиваются с явлением, когда некоторые чиновники не берут их на работу, мотивируя свой отказ тем, что у бакалавров «нет высшего образования». Как же быть со словом «специалист»? В русском языке это слово обладает двумя основными значениями. Во-первых, это тот, кто профессионально владеет какой-либо специальностью и работает, обладая специальными знаниями в какой-либо области науки, техники, искусства. Во-вторых, в разговорной речи специалистом называют того, кто особенно сведущ, искусен в чем-либо; мастер своего дела. Есть и просторечный вариант слова - спец. Спецом в первые годы советской власти называли специалиста, который по своему происхождению был выходцем из пролетарской среды (не путайте с сокращением, употребляемым в сложных словах в значении «специальный»: спецотдел, спецодежда, спецшкола). Над словом «специалист» нависла угроза перемещения в пассивный состав языка. Судьба слова - в руках чиновников, определяющих стратегию развития образования в России. Но вернемся к «бакалаврам» и «магистрам». Наверное, для того чтобы слова прижились в языке и нашли свое место, необходима четкая социальная и образовательная политика. Кроме того, не обойтись без определенной ломки стереотипов мышления. Необходимо привыкнуть к реалиям нового времени, к тому, что и система высшего образования может быть многоступенчатой, и магистрам. А какую ступень образования выбрать – решать Вам! и найти в ней место и бакалаврам, Как выбрать профессию - для начинающих

    Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора ­ у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты ­ счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким­либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься ­ потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог ­ и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив ­ он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо­ребенок ­ во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику ­ интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера­конструктора или физика­теоретика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" ­ например, корректору важно внимание, художнику ­ образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха. важно осознать, Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен ­ тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив ­ не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

    Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь ­ скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек ­ не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна. Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) ­ исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное ­ интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес ­ вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой­то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика ­ ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности ­ как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы ­ это ее название… Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии ­ а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).