(с фото)
Старшая группа
Воспитатель Козачук Н.Н.
Сценарий праздника «Казачья воинская доблесть »
Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках. Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, села.
Задачи:
1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.
2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.
4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
6. Формирование любви к родному селу и интереса к прошлому и настоящему родного края;
7. Развитие бережного отношения к своему селу (достопримечательности, культура, природа);
Актуальность:
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Перспектива: история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.
Дети входят в зал под музыку.
Ведущий: Здравствуйте дорогие гости, папы, дедушки. Сегодня мы пригласили Вас на праздник посвященный дню защитника Отечества.
Мы с Вами живем в Донском казачьем крае. И поэтому наш праздник, посвященный Дню защитника Отечества, будет на казачий лад.
ЗВУЧИТ ГИМН КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА.
Вед. Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я, твой потомок дальний.
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный…
Святую память славы той
От молодого поколенья
Давно уж кроет пеленой
Туман холодного забвенья…
Ведущий: Когда на русскую землю приходили враги- захватчики, вставали на защиту Родины русские люди- защитники земли русской. Земля Тихого Дона тоже провожала своих сыновей на защиту донской земли.
1 Ребенок:
Эх, сторонушка Донская,
Сердцу ты всегда мила.
Где б я ни был в дальних странах,
Вспоминал твои поля.
Помню я донские клены,
Что шумят на берегу.
Не отдам я волны Дона
Ненавистному врагу.
Ведущий: Ребята!Мы с вами живем на удивительной земле - земле, овеянной славой, земле, - чья история вошла в летопись казачества.
Казаки, говоря о себе, подчеркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».
Дети стихи .
2.
Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка - вот краса:
Стройный стан и плюс коса.
3
.Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
4. Много лет войску Донскому,
Много лет нашим донцам
Атману войсковому
И станицам и войскам.
5. Много лет нашей державе,
Много лет нашим войскам
Православной нашей вере,
Да и славным казакам.
Ведущий.
Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!
Сыграем песню про несокрушимый дух казака.
Дети исполняют песню «Как за доном, за рекой».
Вед 2. Но те кто родились и выросли на Дону скажут КАЗАК - это судьба! Мы живём в станице Нижнекундрюченской, и наши прадеды всегда были мужественными людьми, настоящими воинами,защитниками Отечества ведь любить и защищать свою Родину это честь для каждого казака. А как не любить свой родной край.
6реб. Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки- мир его зовет.
Казак- опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь
7 Реб . Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее,
Чем здесь!
Дети исполняют инсценировку песни песня «Эх, Донские казаки»
8 реб: Мы Донские казачата
Очень дружные ребята
Век готовы мирно жить
России - матушке служить!
9 реб: Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.
10 реб: А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Вот такие мы ребята-
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!
Ведущий. Казачата удалые покажите свою силу да сноровку в казачьих играх.
Проводится игра «Наездники»
Описание игры: садятся на коня, добегают до ориентировки срывают папаху и бегут назад, следующий берет папаху садится на коня бежит до ориентировки и вешает папаху назад.
Ведущая: Казак с детства учился владеть оружием, и эту науку необходимо было помнить всю жизнь. Какое главное оружие было у казаков? Казачата покажите как вы умеете владеть шашкой!
Танец с шашкой.
Ведущая: Казачатки, знаете ли вы пословицы?
Дети рассказывают казачьи пословицы.
1. Терпи казак - атаманом будешь.
2. Казак сам не поест, а коня накормит.
3. Казак без друзей, что дуб без корней.
4. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.
5.Дон Тихий, а слава о нем громкая.
6.На Дону закон такой - всех врагов с земли долой!
Ведущая: Как бы не складывались обстоятельства на войне, умели казаки веселиться в перерывах между боями, взрывами снарядов, грохотом канонады. Не зря гласят казачьи пословицы: Хороши привалы, где казаки запевали. Где казачья песня ведется. Там весело живется. А не сыграть ли нам казачата песню.
Дети исполняют песню «Пчелочка - злотая»
Ведущий: Ребята, что то гости приутихли. А не сыграть ли с ними в игру«Слов» я буду называть старые казачьи слова, а вы уважаемые гости - современное значение и звучание.
Игра «Слова» (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать - болеть, квѐлый - слабый, цыбарка - ведро, гутарить - говорить, кочет - петух, батя - отец, дюже - сильно, нехай - пусть, вечерять - ужинать могѐт - может, буханка - булка, баз - сарай, взвар - компот.)
Ведущая.
Выходи честной народ!
Не пыли дорожка!
Казаки сейчас идут
Поплясать немножко!
Дети исполняют танец «Казачий танец»
Вед. А сейчас будем играть гостей забавлять.
Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?»
Ведущий. Есть еще одна игра «Казачий поезд дружбы»
Вед . Молодцы, казачата хорошо играли, а теперь пришло время казачьей пляски.
Танец «Варенька»
Ведущий: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России - Донском казачьем крае. Очень много можно рассказать о нем. Расскажите как прекрасен наш Донской край.
Читают дети стихи.
11 реб. Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Донской край - чудесный,
Как и вся Россия - мать .
12 реб. Наша Родина - Россия,
И об этом знаю я.
Это солнце в небе синем,
Лес, моря, луга, поля.
Знаю также, что Россия-
Край любимый мой, родной
И далекие дороги
Приведут всегда домой.
14. реб.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей!
Ведущий. Мы -жители Донского края, мы - казаки, но прежде всего мы - Россияне, жители большой и могучей страны. Споем песню о великой стране - России.
Исполняется песня «Россия ».
15 Ребенок.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы солнце землю грело,
Чтоб березка зеленела!
Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны!
Ведущий: Наша станица богата историческими событиями и людьми, мы знакомимся с истоками нашей донской культуры, с казачеством. то что мы сегодня показали это маленькая часть нашей большой истории... Мы желаем, чтобы каждый из вас в будущем был достойным гражданином России, а в сердце всегда носил любовь к нашей станице… Наш праздник проходит в преддверии Дня защитника Отечества, и мы поздравляем всех мужчин, всех защитников Отечества с замечательным праздником. Казачата поздравят Вас праздничными открытками.
Дети дарят открытки.
Вед. Вот и настал момент прощаться
Будет кратка наша речь.
Говорим мы до свиданья
До счастливых новых встреч!
Гость доволен - хозяин рад! Спасибо всем. Милости просим побывать у нас в следующий раз. Звучит казачья песня, дети уходят из зала.
Конспект проведения фольклорного развлечения
«Казачьи посиделки»
Старшая группа МБДОУ детский сад «Журавлик»
Музыкальный руководитель Власова О.И.
Цель: Приобщать детей к культуре Донского края, его национальным
ценностям: костюм, танцы, песни, игры, народные инструменты.
Задачи:
Приобретение певческих и двигательных навыков, навыков игры на народных инструментах.
Воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры. Идентификация с культурными традициями казаков.
Создание радостного настроения.
Материал и оборудование: народные инструменты: баян, деревянные ложки, трещетки, бубен, рубель, сбруя с колокольчиками, самодельные маракасы, звенящие подковы, стремена, стиральная доска; казачьи костюмы; для сюрпризного момента: котелок, ведро, удочка, конфеты «рыбки».
Оформление зала: центральная стена оформлена в казачьем стиле – хата, плетень с подсолнухами, лавочки, бочки, казак с казачкой (плоскостные).
Ход развлечения
Звучат казачьи песни (в записи).
Казачка Ольга: Здорово дневали, казаченьки! Старые да молодые, веселые да удалые! Пока наши казаки на казачий круг ушли, мы с вами по-бабьи посидим, погутарим. Хотя, конечно, спокойно не посидишь с нашими детушками. А куда же мы – казачки без них? А ну и правда, где они? Ванятка, сынок, где ты? Андрейка! (зовет несколько детей)
Дети приветствуют гостей: Здорово дневали!
Казачка: А вон и кума идет со своими детушками!
Приветствуют гостей и друг друга.
Казачка Посиделки здесь у нас!
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться
И в казачий пляс пуститься!
Дети: Выходи, честной народ!
Не пыли, дорожка!
Казаки сейчас идут
Поплясать немножко!
Эй, играй моя гармошка
И пощады не проси!
Посмотрите, полюбуйтесь вы
Как пляшут казаки!
Песня с обыгрыванием «Эх, донские казаки».
Казачка: Хороши привалы, где казаки запевалы. Ну что ж, казачатки, давайте посидим, побеседуем о жизни казачьей, непростой, но интересной. Даже в пословицах о ней говорится:
Казак-донец и швец и жнец,
И на дуде игрец, и в хоре певец,
И в бою молодец!
А вы, казачатки, знаете пословицы?
Дети рассказывают казачьи пословицы.
На Дону казаку и камень подпевает.
Терпи казак – атаманом будешь.
Казак сам не поест, а коня накормит.
Дон Тихий, а слава о нем громкая.
На Донской земле все родится, надо только хорошо трудиться.
На Дону закон такой – всех врагов с земли долой!
Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!
Казак без друзей, что дуб без корней.
Казаки в бою не робеют, любого врага одолеют!
На Дону исстари ведется, - без запевалы песня не поется.
Земля донская – мать родная.
От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.
Казачка: Молодцы, много пословиц знаете. Любят и гордятся казаки своим краем, краем Тихого Дона.
Дети: Ты широкий и глубокий,
Величавый Тихий Дон,
Край казачий, край раздольный,
Низкий мой тебе поклон!
Как у нас на Дону зорьки ясные.
Как у нас на Дону ветры-ястребы.
Как у нас на Дону люди сильные
Прославляют землю изобильную.
Как у нас на Дону дали синие,
А казачки у нас все красивые
А казачки нам под стать,
Так что глаз не оторвать.
Наши казачьи песни слушать –
Что мед ложками кушать.
Песня «Пчелочка златая».
Дети: Эй, девчонки-хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей
Чтобы было веселей!
Частушки (Дети и взрослые).
Казачка: Хорошо отдохнуть в свободный денек, хоть и редки они у казаков.
Другая казачка: Зато как запоминаются. А помнишь, кума, как отмечали Введенье? Ярмарка была, да петрушки…
Казачка: А вам, казачатки, какие народные праздники запомнились, которые прошли недавно?
Дети рассказывают о Святках, пропевая колядки и щедровки:
Коляда, коляда, ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, или денег полтину!
Кто не даст пирога, тому куричья нога!
Щедровочка щедровала, под оконцем напевала:
«Что ты, бабка, наварила, что ты, бабка, напекла?
Не ломай, не кусай, а по целому давай,
Открывай сундучок, доставай пятачок!» и др.
Рассказывают о Вербном воскресенье, используя загадку:
У неё цветочки – пушистые комочки.
По весне она цветет, праздник Пасхи к нам зовет.
Вспоминают приговорки:
Верба-хлест, бей до слез.
Казачка, ударяя вербой: Верба из-за моря, дай, верба, здоровья.
Дети рассказывают о других праздниках, проводимых в детском саду:
Масленице, Вербном Воскресенье, Пасхе.
Когда рассказывают о празднике – Сороки, вспоминают закличку весне:
Жаворонки, прилетите,
Весну-красну принесите,
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне, на овсяном снопе.
Дети вспоминают с казачкой, что играли в игры про птиц.
Собирайся, народ!
Шире, шире, хоровод!
Будем в «уточку» играть,
Самых лучших выбирать!
Казачья игра «Утенок»
Казачка: Праздники помните, а сказки вы любите?
Жарко солнышко печет,
Река Дон течет, течет,
А по Тихому по Дону
Сказка в гости к нам плывет.
В одной станице на берегу полноводной реки Дон, в курене за плетнем жили-были старик-казак да с внучкой-казачкой. А в Дону у нас рыба водится, прямо загляденье.
Внучка: Дедунь! С Дона лед сошел, ты сходил бы на реку, поймал бы рыбку леща!
Старик: Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю!
Старик берет удочку и идет к реке. Ловит рыбу.
Старик: Иде же рыба? Что же не клюёт?
Который час сижу, а хоть бы раз объело?
Ей видно не по вкусу червячок.
Да разве ж это, братцы, дело!?
Эх, раньше как ловили чебаков,
Садок допрешь до хаты еле-еле…
А нонче – ты спроси у казаков,
Уловы наши страшно поредели.
Иде же рыба, что же не клюёт?
Я что-то ничего не понимаю!
Так неужели нонче на обед
Я внучке ничего и не поймаю?
Внучка: Как поймает рыбку дед,
Будет славный нам обед,
Я ушицы наварю, деда вкусно накормлю!
Старик: Ой, ёй, ёй, клюет, клюет,
Славный лещ ко мне идет!
Старик вытаскивает рыбу, несет внучке.
Вот я рыбку поймал, посмотри,
Ну-ка живо ухи навари!
Внучка уносит рыбу, уходит.
Старик: Что-то вы тут, казачатки, попритихли? В наши-то годы, когда я был казачонком, в такие веселые игры играли…
Казачка: И мы много казачьих игр знаем, правда, детушки?
Дети перечисляют игры.
Старик (если дети не назвали) называет свою любимую игру, предлагает поиграть.
Казачья игра «На горе-то мак».
Старик: Играть то вы мастера, а в наше время еще какие песни спевали…
Казачка: Ты что ж, батя, думаешь мы петь не умеем?
Казачка: А ну давай нашу, веселую!
Музыкальная картинка «Как у нас было на Дону»
(с пением, движениями и игрой на народных инструментах)
Внучка выносит уху в чугунке.
Старик (нюхает уху) Эх! Хороша донская ушица!
Внучка: А давай, дедунь, угостим с тобой ребят?
Старик: Давай!
Внучка: Каждый пусть о празднике на память
Унесет отсюда светлую улыбку,
Ну а мы на память вам подарим
Из ушицы маленькую рыбку.
Достают из чугунка шоколадных рыбок и дарят их детям.
Этнотуристический путеводитель
Валентина Николаевна Панибог
,
руководитель РМУК «Мошковское клубное объединение»
«Казачья застава»
(Сценарий праздника, посвященного 310-летию Умревинского острога,
первого центра государственности на территории Новосибирской области,
Участник областного конкурса «Сибирь - земля моя без края»)
В назначенное время из населённых пунктов района и области прибывают участники праздника. Уже расставлена выставка мастеров прикладного творчества.
Гостей и участников праздничного события встречает музыкальная фонограмма и зазывалы в паузах между песнями и наигрышами:
Сюда пропусков специальных не надо!
Спешите, зовите родных и друзей!
На празднике «Казачья застава» мы рады
Встречать вас, как самых желанных гостей!
- Знакомьтесь!
- Интересуйтесь!
- Участвуйте!
- И просто смотрите!
Вместе:
- Нас ждёт большой праздник истории Умревинского острога!
Звучит музыкальная отбивка, составленная из песен местных авторов о родном крае.
Центральная площадка оформлена банером, на котором изображен пейзаж нашего района (две раздвижные половины задника). У берега реки оформлена пристань: флажками, шарами, растяжками. Трап приготовлен, для подъёма к месту действия сделаны ступени.
За 1-2 минуты до открытия звучит объявление:
- Уважаемые мошковчане, дорогие гости и участники праздника! Приглашаем всех вас на центральную площадь на торжественное открытие нашего праздника «Казачья застава», посвященного 310-й годовщине Умревинского острога.
В назначенное время звучат позывные праздника и песня «Сибирь», исполняют А. Ерошков и группа «7 модель»; танцевальный коллектив «Раздолье» исполняет танцевально-хореографическую композицию «Сибирь». Затем фонограмма: шум ветра, свист птиц, реки, берёз и торжественный голос чтеца:
Чтец:
Сибирь – это не просто слово,
Не смена вёрст, не пейзажей повтор.
Нет! Тут всему первооснова –
Душа! А потом уж – простор.
А уж потом земли цветенье.
Снега. И кедры- крепыши…
Сибирь – не просто расстоянья,
А состояние души!
Звучит мелодия наигрышей.
Где-то вдалеке слышится девичья песня.
Ой, пойду я пораскачаю
В полюшке рябинушку,
Я ещё позавлекаю
Нынешнюю порушку.
На сцену входит группа девушек из танцевального коллектива «Перевёртыши» с гармонистом, он подхватывает мелодию, девушки заигрывают с гармонистом, подзадоривают, смеются друг над другом.
- Ух, ты, Маня, егоза!
- Как оса, лезешь в глаза!
Под общий смех девушки рассаживаются на скамеечке. Одна из девушек запевает песню, которую все подхватывают. Песня должна выразить настрой девушек на предстоящее знакомство с парнями.
- Слыхала я, что приезжие казачки к нам на спевки должны прийти.
- Наши-то, как всегда, не торопятся, цену себе набивают, а казачки-парни энергичные да завлекалистые.
Слышен говор парней.
Девушка 1:
- Казачки-то дружно идут и в гармонь выговаривают.
На сцену с одобрительными восклицаниями поднимаются парни из танцевального ансамбля «Перевёртыши», идут по кругу перед девушками, кланяются гостям – зрителям и располагаются на сцене в нужном порядке.
Парень:
- Здравствуйте, красны девицы! Ехали бы мимо, да заглянули до дыма!
Девушка 1:
- Здравствуйте, казачки приезжие, молодцы хорошие!
Девушка 2:
- А что? Нежданный гость лучше жданых двух! Милости просим к нам на гулянку!
Парень:
- Садитесь поближе к девчатам, познакомиться хотелось бы!
Гармонист кладёт гармошку и первым выходит на круг. Казаки идут вдоль лавки, здороваясь с каждой девушкой за ручку, имитируя знакомство. Затем казаки незаметно достают из-за пазухи цветочки и преподносят каждый своей избраннице.
Парень:
- А что, девушки, красавицы сибирские. Давайте походим, повеселимся, переглянемся.
Девушка:
- А что, подружки, уважим казачков, уже сибирячков, повеселимся, поиграемся. Друг на дружку полюбуемся. Эх, заводи любимую!
На центр сцены выскакивает самая бойкая девчонка из массовки и запевает частушку:
Понаехали сдалеку казаки,
Понавешали по веткам кушаки,
Кушаки новы бумажныи,
Наши девки нынче важныи,
А казачкам уж жениться пора –
Выбирай, казак, невесту для себя.
Гармонь играет частушечный мотив. Частушки подхватывают другие девушки.
В этом доме кто хозяин,
Разрешите поплясать!
Я притоптывать не буду,
Только буду припевать!
На дороге стоят кони,
Стоит сивый жеребец,
А казак в Сибирь приехал,
Сибирских девок поглядеть.
Частушки подхватывают казаки.
Не за то сюда приехал,
Чтобы горе горевать,
Я за тем сюда приехал –
Чтобы девок выбирать.
На горе стоят качели,
Пойдём покачаемся,
Сейчас праздник от гуляем,
Завтра повенчаемся.
Девушки:
Ты, играй, играй, гармошка,
Веселей с тобою жить,
С казачками удалыми
Можно жить и не тужить!
Звучит весёлая танцевальная мелодия. Ансамбль танца «Перевёртыши» исполняет танцевально-хореографическую картинку «Казачий пляс». По ходу танца танцоры вовлекают в пляс и зрителей. По окончании пляса на авансцену выскакивает та же энергичная девушка.
Девушка:
Походи, погуляй,
Добрый молодец,
Поищи, выбирай себе барышню,
Себе барышню, котора нравится,
Котора нравится,
Да из компаньицы!
Вместе девушки и парни:
- Да что же мы стоим, давайте в хоровод гостей пригласим!
Звучит песня «Со вьюном я хожу», или другие песни казаков. Участники танцевального коллектива спускаются со сцены и приглашают всех присутствующих в хоровод. Звучит текст (фонограмма):
Выходите в круг смелее,
Чтобы был огромный круг,
Выходите в русской пляске,
За собой ведя подруг.
От души пляши да ловко,
Где таких ещё найти,
Молодцы, любой тут скажет,
Ах, какие молодцы!
Велика ты мать - Россия!
Кто поспорит – велика!
Вместе беды мы осилим,
Коли дружба так крепка!
Вместе:
Да здравствует сибирский народ!
Да здравствуют казаки – сибиряки!
Вместе:
Праздник «Казачья застава» начинается!
Казак:
- Внимание! Выстрел из орудия, знаменующий начало исторического действа произвести!
Звучит казачья народная мелодия. Выстрел пушки.
На сцену под энергичную казачью мелодию выходит ансамбль «Вечора» Сокурского Дома культуры «Нефтяник», исполняет казачью песню и казацкий пляс. Казак и Казачка – ведущие этого блока – присоединяются к ансамблю по ходу исполнения танца.
Казак:
- Здравствуйте, люди добрые!
Казачка:
- Здравствуйте, гости дорогие!
Казак:
- (показывая на девушку) Казачка, сибирячка, румяная да работящая!
Казачка:
-(указывая на юношу) Парень удалой, казачок - сибирячок лихой!
Казак:
Утра красного вам, люди добрые!
Век вам долгий, люди, здравствовать!
В будний день поменьше хмуриться,
Ну а в праздник больше радоваться!
Казачка:
- Посмотрите друг на друга. Сколько сияющих и добрых улыбок, доброжелательных взглядов.
Отзывчивое сердце у нас сибиряков. И многие из вас откликнулись на наше приглашение и приехали к нам на праздник.
Сегодня мы станем участниками беспрецедентного события в культурной жизни нашего района – 310 лет Умревинскому острогу!
Звучит мелодия песни «Мой родимый край, место отчее…»
Казак:
Разреши, Россия, вдвоём с тобой
Вернуться к прошлым годам,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Казачка:
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой.
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой!
Звучит торжественная музыка.
Казак:
Приветствуем на Мошковской земле нашего гостя___________
Выступление гостя.
Казачка:
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты,
И праздники, чья ширь и даль светла.
Казак:
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намёк, подсказка, предостереженье,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
Казачка:
Приветствуем на Мошковской земле нашего гостя________
Выступление гостя.
Казачка:
Эй, вы, люди, казаки да удальцы!
Зовет великий государь на службу вас,
Руси великой послужить,
И для неё в поход пойти на подвиг!
Казак:
И выбрали казаки сами свой путь,
Нелёгкий путь, не близкий путь!
Звала казаков матушка-Сибирь!
Заветный край, счастливый край!
Ансамбль «Сибирский узор» исполняет два концертных номера.
Казак:
- Стоит на берегу Оби, что через район Мошковский протекает, острог Умревинский. Боярский сын Алексей Кругликов основал острог, чтобы защитить жителей Верхнего Приобья от набегов барабинских татар и телеутов. Волею случая именно это поселение стало первым административным пунктом Российского государства на территории Новосибирской области.
Казачка:
- И почему же Острогу нашему не иметь свой день, а нам, сибирякам, ещё один праздник истории Сибири.
Сибирь! В этом гулком звучании уверенность и надежда, поступь человека по бескрайней сибирской земле. Это воздух, рождаемый сибирскими лесами, шум прибоя реки Обь, это дыхание земли сибирской.
Казак:
- Сибирь – это хлеб и мясо, меха и нефть, уголь и газ, золото и алмазы, уран и алюминий. А ещё Сибирь – огромный дом, где живут потомки древних сибирских народов. И для всех нас, кто родился в Сибири – это Родина, дороже и ближе которой нет на свете.
Музыкальная отбивка.
Казак:
Приветствуем на мошковской земле _______
Выступление гостя.
Музыкальная отбивка.
Казак:
- Уважаемые друзья! Как когда-то казаки вольные выбирали себе предводителя, так и мы сейчас всем миром выберем себе атамана.
Есть ли в народе мнения по сему вопросу?
Глас из зрителей (подсадной артист)
Парень из публики:
- Есть в наших рядах мужчина один, многим известный, Андреем Павловичем Бородовским зовётся, историк, археолог, профессор. Так вот, про казачью жизнь он всё ведает.
Казак:
- Есть ли в народе другие мнения?
Глас от зрителей: - Не имеем!
Казак:
- Ну, значит тому и быть! Дружное наше Ура и аплодисменты Андрею Павловичу! Ему и речь держать!
Выступление А. П. Бородовского.
На сцене Казак и Казачка. Звучит татарская мелодия.
Казак:
- (показывая рукой на реку) Гляди, народ, со стороны реки к нам судна неизвестные направляются.
Музыка. На фонограмме шум толпы, голосов: «Откуда люди пожаловали», «Кто такие будут». Приплывшие на лодках сходят на берег и группой идут к сцене. Как только гости направляются к центральной площадке, звучит колокольный звон. Гости идут по трапу, ступенькам и направляются к центральной площадке. В руках они несут сундук с дарами. К гостям-татарам приставлены «подсадные» артисты, они и ведут диалог с казаком от гостей.
Казак:
- Порасстороньтесь-ка, народ да люди добрые!
Дай местечко гостям с реки по мосточку пройти.
Казак:
- Кто такие будете? Откуда прибыли?
Гости:
- С соседнего района, добрый человек. Татары мы. Давно известно, что земли здесь богатые и вольные, хотим счастья попытать.
Казачка:
- Шлём приветное вам слово. Гость на гость – хозяину радость. Э, казаки, выходите с гостями здороваться да знакомиться!
На сцену выходит ансамбль «Радова» Ташаринского ДК «Обь». В руках каравай и бутыль со взваром.
Казак:
- А с чем прибыли?
Гости:
- С миром, добрый человек! Только с миром! Славно мы во Сибири обустроились, с людьми местными по хорошему сошлись, лучшего и желать не надо.
Казаки ансамбля «Радова»:
- Любо! Любо, казаки!
- Любо, что к нам пожаловали.
Гости:
- А чтобы слово делом укрепить, примите дары наши и уверения в дружбе и согласии.
Кланяются друг другу. Гость вручает подарки.
Казак:
- Хорошие слова говорите, а за подарки спасибо. Но и мы по традиции вручаем вам хлеб- соль от земель мошковских.
Пусть будет достаток и в вашем доме, пусть будут здоровье и счастье!
Кланяются друг другу. Казачка вручает хлеб- соль.
Казак из ансамбля:
Честно послужили мы, братцы, на благо Отчизны. Покорилось царство сибирское России-матушке, и построили здесь острог Умревинский.
Казачка из ансамбля:
Русь Сибирью крепче стала,
Нам дала приказ здесь жить.
Тут трудится, обживаться
И детей своих растить!
Казак из ансамбля:
Мы живём здесь – не скучаем,
Дорогих гостей встречаем!
Просим вас, гости, чарку испить,
Чтоб не болеть и не хандрить!
Казачка из ансамбля:
Кому чару пить – тому здраву быть!
Кому здраву быть – тому чару пить!
Казак ведущий:
Клятва дедов – наша сила,
Мы Отечеству верны
От рожденья до могилы.
Мы – казачества сыны!
Выступление ансамблей «Радова» и «Сибирский узор»
Звучит весёлая народная мелодия. На сцену, приплясывая в такт музыке, поднимаются Казак и Казачка.
Казак:
- Раздайся, народ!
На весёлом нашем гулянии!
Шире круг освободите!
Казак:
- Слушайте приказ атамана нашего Андрея по отчеству Павловича:
Всеведома нам праздник продолжить игрищами.
Кому потешаться, а кому удаль свою показывать! Не боись, выходи, ловкость, силу покажи! Приз получи – себя порадуй и народ удиви!
Казачка:
- А для того чтобы ощутить себя в том времени, давайте чуть-чуть пофантазируем и попытаемся представить, как прадеды воинским делом занимались, быт вели, гостей встречали и праздники отмечали.
В этой части праздника предполагаются ролевые игры, реконструкция сражений, просмотр видеофильмов, старославянская кухня и т. д.
Казак:
- А коль от этого порога у вас в другую сторону дорога, то пожалуйте в другие места, где вы сможете угощения искушать, песни разные послушать, супер-фильмы посмотреть, в тени леса посидеть.
Участники, зрители и гости расходятся по площадкам.
Звучит праздничная музыка, работают ярмарка и выставки прикладного творчества. В отдельной палатке идёт показ фильма об истории Сибири, Мошковского района и Умревинского острога.
Часть зрителей занята в ролевых играх.
А тех, кто любит концерты, приглашают на концертную часть праздника.
Концертная часть
На сцене Ведущие в стилизованных народно-эстрадных костюмах.
Ведущий 1:
Как на наш праздник пригласили мы артистов разных, местных и приезжих. А уж они-то нас повеселят да потешат!
Ведущий 2:
Все артисты перед вами,
Вы оцените их сами.
Как один все собрались,
Крепко за руки взялись,
И для хорошего начала
Дружно песня зазвучала!
Выступление коллектива.
Ведущий 2:
На таланты наша Родина щедра –
Всюду русские в почёте мастера,
Наш свободный, удивительный народ –
Он веками чудо-сказку создаёт.
И хоть сказкой не любого удивишь,
Знают Палех наш и Лондон и Париж…
Ведущий 1:
Но, пожалуй, больше ценит наш народ,
Песню русскую – особый ей почёт!
Так ведётся на Руси с далёких лет –
Ничего желанней песни доброй нет!
На гулянке, на вечёрке, в дни труда
Ты с народом, песня русская, всегда!
Выступление коллектива.
Ведущая выходит с гармонистом под руку. В руках у неё корзина с музыкальными инструментами. За ними выходит ансамбль, который выступает следующим.
Ведущая:
- Я по празднику гуляла,
Товар достойный подыскала,
Дудки, барабаны,
Бубны, свистульки, трещотки!
Инструменты эти – такое чудо, что если с ними уметь обращаться, они могут в ансамбль превращаться.
Слыхали? Следующие наши певцы – просто молодцы! Такие таланты, такие молодцы!
Что не только здесь жили- бывали,
Но и заморские страны видали.
Объявляет очередной коллектив.
- А сейчас на сцене солистка –
Замечательная артистка,
Народные песни распевает –
Народ удивляет.
Объявление очередного номера.
Концертная программа далее наполняется номерами коллективов художественной самодеятельности района и приглашёнными коллективами.
Финал
Звучит торжественная музыка. На сцену поднимаются все участники представления.
Казак:
- Не ошибусь, если скажу, что сегодняшнее действо покорило нас всех! И пусть творческие коллективы и мастера прикладного творчества радуют нас красотой и мастерством, да пребудут на таких праздниках согласие и радость. И пусть на очередную нашу встречу отзовутся и другие люди. А мы сегодня высказали слова любви нашей большой Новосибирской области, нашей многонациональной стране.
Казачка:
Ты для меня всегда нова,
Моя Россия дорогая.
Живу, все лучшие слова
Лишь для тебя приберегая.
Ведущая 1:
Я наглядеться не могу
На эти дивные берёзы.
Хрустально звёзды на снегу
Горят в крещенские морозы.
Ведущий 2:
Ромашки в капельках росы,
Рассвет, возникший ниоткуда…
Нет удивительней красы,
Нет неожиданнее чуда!
Казак:
- Наш праздник заканчивается, но мы ещё не раз будем вспоминать эту встречу в Умревинском остроге на мошковской земле.
Ведущий 1:
- Чаще улыбайтесь друг другу, будьте милосердны, добра вам и терпения.
Ведущий 2:
- Пусть в доме вашем счастье и удача пребудут, а аист принесёт пополнение!
Казачка:
- Живите и здравствуйте, добрые люди!
Вместе:
- Доброго здоровья! Мира и любви вам!
Ведущие праздника осыпают зрителей зерном.
Ансамбль «Сибирский узор» исполняет величальную песню, все участники творческой программы поддерживают их.
Фейерверк, бумфети, шары взмывают в небо.
Звучат народные песни.
Цель : воспитывать патриотические чувства к родному краю, интерес к его истории, обычаям и традициям кубанских казаков.
- Прививать любовь к танцам и песням, воспевающих красоту, величавость кубанского края.
- Расширять активный и пассивный кубанский словарный запас.
- Закреплять навыки двигательной активности.
- Развивать физические качества - быстроту, ловкость, силу, меткость координацию движения.
Участники: инструктор – атаман, воспитатель – дед, дети.
Материал и оборудование : плетень, ухваты, лейки, корзины, чугунки, мини-ходули, мишень «подсолнух», муляжи фруктов и овощей.
Оформление зала : кубанский пейзаж, тополя, хата казака, на плетне чугунки, крынки, расшитые полотенца и платки.
Музыкальное оформление: фонограммы песен кубанского казачьего хора «Казачьему роду нэма пэрэводу», «Варэнычки», «Як я жив у пана»; фонограммы песен ансамбля «Истоки», современной и фольклорной песни Ленинградского педагогического колледжа «Родная станица», «Ленинградский район»; фонограммы песен ансамбля «Уманские казачата» музыкальной школы станицы Ленинградской «Мы с тобой казаки».
Место проведения : музыкальный зал.
Ход мероприятия:
Звучит фонограмма: поют петухи, мычат коровы, лают собаки. Шум, смех и голоса из-за кулис: «Хлопцы, на казачий круг сегодня идем?», «А девчат приглашать будем?».
Все хлопцы: А як жешь!
Хлопцы: Девчата!
Девчата: Чего?
Хлопцы: На гулянье прейдете?
Девчата: Придем!
Хлопцы: Тогда собирайтесь!
Девчата: А вы сами – то пойдете?
Хлопцы: Да мы уже готовы, только коней запряжем. Так что раньше вас будем!
Девчата: Ну, это мы еще посмотрим!
Мальчики уходят, перестраиваются парами. Девочка выбегает на середину зала. Зовет подруг: «Девчата, за мной!». Образуют круг, шепчутся, после убегают за плетень. Звучит фонограмма «Казацкому роду нэма пэрэводу». Слышится топот копыт. Появляются казаки с атаманом, объезжают по кругу выстраиваются в две шеренги.
Атаман: Ну что, хлопцы, покажем свою удаль молодецкую!
Казаки: Покажем!
Казачок: Ну, а что ж девчат нэма! (Шум за плетнем.)
Атаман: Ой, хлопци, чувствую шо десь они тут! К встрече девчат ровняйсь!
Казаки перестраиваются по диагонали зала. Звучит музыка, выходят казачки.
Танец «Казачата».
Под музыки парами дети перестраиваются в шеренгу.
Атаман: Гарно, гарно танцюете, хлопци и девчата. А знаете, шо в старыну казакы и казачки собыралысь на казачий круг шоб свою удаль показать та песни поспивать? А ни пора ли и нам себя показать да на девчат посмотреть, улични гулянья начать?
1 казак : Казачата улицы Казачьей, ко мне!
2 казак: Хлопцы и девчата с улицы Ярмарочной сюда!
Атаман: Итак, соревнования проводятся между улицами Ярмарочной и Казачьей. Посоревнуемся?
Казаки и казачки: Посоревнуемся! А як жеш?!
3 казак: А если выиграем? То шо за це буде?
Атаман: А вот у нас тут яблоки есть и две корзины. В чьей корзине яблок окажется больше, тот и победил. Ну а станичников столько собралось, они-то нас и рассудят. Ой, хлопцы кони ваши застоялысь! Пора скачки с препятствиями начинать. Барьер впереди видите? Наездники верхом на лошади преодолевают препятствия, объезжают чугунок, возвращаются, передают лошадь следующему. И чья улица справится с заданием первой, тот получает яблоко в корзину.
Атаман: Молодцы, хлопцы! Лихие наездники. А девчата к встрече казаков готовились, борщи варили, вареники лепили, кудри завивали, хлопцев поджидали. Ну, казачки, покажем свою сноровку? Перенести чугунок, а он то горячий, перенести на ухвате. Я, думаю, казаки с Казачьей и Ярмарочной активно будут болеть за девчат.
Эстафета «Перенеси чугунок».
Атаман: Посадка картошки дело сложное и уход за ней дело трудоёмкое. Тут силы нужно объединить. Участвуют и казаки и казачки.
- уч. копают лунки (раскладывают кольца);
- уч. раскладывают картофель;
- уч. поливают;
- уч. прополка;
- уч. обрабатывают от вредителей;
- уч. окучивают;
- уч. выкапывают, собирают;
- уч. собирают картофель.
Кто быстрее справится с заданием, та улица и победила.
Эстафета «Посадка картошки».
Атаман: Картошку то убрали и вот тыква, патиссоны, кукуруза, свёкла ещё в поле. Ну что, девчата, уберём урожай. Участвуют казачки. Внимание! Вы должны по очереди перенести патиссоны, кукурузу, свёклу, а тыкву прокатить все вместе. Всё понятно?
Эстафета «Уборка урожая».
Атаман: Ой, быстрые девчата! А вот теперь меткость свою хлопцы покажут. Чья команда больше в чугунок картошки забросит? Подумайте, каким способом это удобнее сделать. У каждого 2 картофелины. Первым покажут свою меткость улица ….
Эстафета «Попади в чугунок».
Звучит: крик петуха, коровы, лошади.
Фонограмма песни «Як служив я в пана», «Лузаем кукурузу»
Казачка 1: Ой! Шось мы сегодня и не танцювалы.
Казачка 2: А танцювать так хочется!
Ой, заграйте музыкы
В мэнэ нови чэрывыки,
Начинайте хлопци грать
Бо хочется танцювать!
Танец «Тройки»
Атаман: Казаком без смелости и сильной воли не станешь. Но проявить свою волю и смелость казачата попробуют уже сейчас. На мини-ходули становись.
Эстафета «Ходули»
Атаман: Хлопцы, а у дида Грыция кавуны бачилы? О таки!
Хлопцы: Ого! Оце да!
Казачка 1: А кавунчика як хочется!
Казачок 1: Пишлы на баштан.
Казачка 2: Ой! Це далёко!
Атаман: Та шо там далёко, поле сояхив, а там и баштан. Ну-ка за мной. А вот и сояхи. А вот сейчас и узнаем, какая команда более меткая. Начинает команда с улицы Ярмарочной. Постарайтесь попасть точно в цель. Сколько было точных бросков?
Эстафета «Подсолнух».
Атаман: Ой, хлопцы, а я игру знаю, моргушки называется. Выбирайте девчат. Станьте парами по кругу. Казаки руки держат за спину, казачки перед грудью, казак, без пары моргнув, старается переманить казачку к себе, казак в паре старается её удержать. Если не удержал, становится водящим. «Моргушки»
Атаман: Гляньте, а он уже баштан виднеется. А дид Грицько як всегда спыть давайте его проучим! Отойдём и хлопним все вместе и топним. (меняем ружьё на палку).
Дед (просыпается): Руки вверх! (Хватая лежащую рядом палку.)
Атаман: Ай, я-я та цеж палка!
Дед: Ой, боже, а де ж мое ружьё?
Атаман: Оце ты так баштан охраняешь диду! диду!
Дед: Ой, хлопцы вы ж ни кому ны кажить, бо засмиють.
Казачок: Ладно, мы ны скажем, а шо нам за це буде.
Дед: Та уци кавуны забыратэ.
Казачата улицы Казачьей: Мы заберём!
Казачата улицы Ярмарочной: Нет, мы заберём!
Атаман: А сейчас мы и посмотрим, кто больше наберёт арбузов. От каждой улицы по одному казаку ко мне остальные в колонну, последний держит мешок. По моему сигналу вы начинаете собирать по 1 арбузу, передавать первому в колонне, остальные между ног, последний в мешок.
Эстафета «Баштан».
Атаман: Скажим диду спасибо! А ты диду и посчитай скилько яблок в корзине. Весь день соревновались.
Атаман и Дед подводят итоги и сообщают результат.
Дед: Молодци, казачата. Помню и у нас так раньше було - двир на двир, улыця на улыцу сначала соревновалысь, а тоди вмисти танцювалы.
Казачок: Так и мы станцюим. Давай нашу станичную!
Танец «Тустэп»
Много сказочных мест у России.
Городов у России не счесть
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь
Моей станице 210 лет
Ее судьбу делю я вместе с вами.
Любил ее мой прадед и мой дед
И я люблю я – сын Кубани.
Атаман: Вы сегодня показали, что все достойны отличительного знака «Сын - Кубани» и «Дочь - Кубани» и я с гордостью вам их вручаю.
Вручение знаков проходит на фоне музыкального сопровождения - попурри на темы кубанских песен.
Наталья Исмайылова
Доброго времени суток уважаемые коллеги!
1-казачка : Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Старые да молодые,весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша донская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки , сильны и отважны казаки .
2-казачка : Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки . Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата , лузгали семечки, играли песни, обсуждали станичные новости. Ну а пока наши казаки на казачий круг ушли , мы с вами посидим , погутарим. Хотя конечно, спокойно не посидишь с нашими детушками . А куда же мы казачки без них ? А ну и правда, где они? (музыка) А вот они идут, наши, Богдановские казачата . Встречайте! (входят 2дет.) 1-каз (реб. Дев.) : Здорово дневали! 2-каз. (мал.) :Здорово ночевали! (кланяются)
Казачки вед .: Слава богу!
Дев. каз. –Есть у нашего народа,
Вечные особые черты-
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды
От души они, от доброты.
Мал. каз.: Гость, войди!
Традиций не нарушим
И всегда чайку нальём.
Всем известно казаков радушье .
Хлебосольство и открытый дом.
Под песню «при лужку» В муз. зал въезжают на конях казачата .
1казачка- Жизнь казака без коня не мыслима . О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром о них пословицы сложены.
1-й-Казак без коня не проживёт и дня.
2-й –Казак сам не поест , а коня накормит.
3-й-Не конь казака красит ,а казак коня .
4-й –Казак без коня , что солдат без ружья. (исполняется каз. танец с конями)
2 казачка : А у нас казачки есть , что не можно глаз отвесть.
А как песни запоют- сразу ноги в пляс идут (Танец Варенька) Группа «УЛЫБКА»
2 каз.: Ну как вам танец исполнили наши казачки ?
1каз : -Казачьи песни слушать- что мёд ложкой кушать!
2каз.:-Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался , шёл на службу, с невестой обручался!
Дети читают стихи :
1. Мой милый край, ты сердцу дорог! Я с детских лет в тебя влюблён!
В степную ширь донских просторов, и в каждый куст и в каждый клён!
2. Здесь даль направо, а налево ширь
Которым нет ни края, ни придела
Здесь всплёскивает в камышах пескарь, спасаяся от цапли снежно-белой.
3. Здесь дом –курень, а двор при доме –баз,
И здесь себя старушкой не считая
Лазоревым цветком в закатный час,
Нет-нет, и вспыхнет «Пчёлочка» донская! (исп. песня. Пчёлочка)
1каз.: День продолжается, солнце улыбается! А у нас посиделки продолжаются !
2 каз.: Собирайся, детвора, ждёт казачья вас игра !
Игра «Папаха» : Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают : «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперёд. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идёть!» Музыка смолкает,у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.
1 каз.: Как у нас на Дону- зорьки ясные!
2 каз.: Как у нас на Дону- ветры ястребы!
Вместе : Как у нас на Дону- дали синие, а казачки у нас говорливые !
Девочка приглашает паренька погутарить :
Д. -Приходи Игнашка, погутарим с тобой.
М. -Меня маменька не пущает.
Д. - А что такое?
М. - Да на плетне повис, и помочь порвал.
Д. - А ты другие портки надень, да приходи песни слухать.
Выступление хора : лирическая песня (педагоги ветераны нашего ДОУ)
1 каз.: Засиделись мы с вами, заслушались. А ну хороводы водить, становитесь в круг!
2 каз.: Собирайся народ в наш весёлый хоровод!
Песни играть да плясать, всех вокруг собирать! (Молодая,молодая… песня)
После хоровода выстраиваются все в полукруг, впереди 2 детей.
1каз. дев.: Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье, приходите в другой раз!
2 каз. мал.: Вот и настал момент прощаться
Будет кратка наша речь.
Говорим мы до свиданья
До счастливых новых встреч! Все кланяются и под казачьи песни выходят из зала.
1 ведущая :Играми да плясками сыт не будешь.
Славится наш народ угощеньем знатным.
Чай горячий - наша сила, украшение стола
«С чая лиха не бывает» - так в народе говорят.
2 ведущая :А вас просим гости,
За стол к нам присесть.
И с чаем душистым баранок поесть!
Спасибо за внимание!