Переводчик

«Казачьи посиделки». Сценарий для ДОУ

(с фото)

Старшая группа

Воспитатель Козачук Н.Н.

Сценарий праздника «Казачья воинская доблесть »

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках. Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, села.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному селу и интереса к прошлому и настоящему родного края;

7. Развитие бережного отношения к своему селу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива: история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Дети входят в зал под музыку.

Ведущий: Здравствуйте дорогие гости, папы, дедушки. Сегодня мы пригласили Вас на праздник посвященный дню защитника Отечества.

Мы с Вами живем в Донском казачьем крае. И поэтому наш праздник, посвященный Дню защитника Отечества, будет на казачий лад.

ЗВУЧИТ ГИМН КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА.

Вед. Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Ведущий: Когда на русскую землю приходили враги- захватчики, вставали на защиту Родины русские люди- защитники земли русской. Земля Тихого Дона тоже провожала своих сыновей на защиту донской земли.

1 Ребенок:

Эх, сторонушка Донская,

Сердцу ты всегда мила.

Где б я ни был в дальних странах,

Вспоминал твои поля.

Помню я донские клены,

Что шумят на берегу.

Не отдам я волны Дона

Ненавистному врагу.

Ведущий: Ребята!Мы с вами живем на удивительной земле - земле, овеянной славой, земле, - чья история вошла в летопись казачества.

Казаки, говоря о себе, подчеркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».

Дети стихи .

2. Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка - вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

3 .Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

4. Много лет войску Донскому,

Много лет нашим донцам

Атману войсковому

И станицам и войскам.

5. Много лет нашей державе,

Много лет нашим войскам

Православной нашей вере,

Да и славным казакам.

Ведущий. Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!
Сыграем песню про несокрушимый дух казака.
Дети исполняют песню «Как за доном, за рекой».

Вед 2. Но те кто родились и выросли на Дону скажут КАЗАК - это судьба! Мы живём в станице Нижнекундрюченской, и наши прадеды всегда были мужественными людьми, настоящими воинами,защитниками Отечества ведь любить и защищать свою Родину это честь для каждого казака. А как не любить свой родной край.

6реб. Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки- мир его зовет.

Казак- опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь

7 Реб . Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть!

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее,

Чем здесь!

Дети исполняют инсценировку песни песня «Эх, Донские казаки»

8 реб: Мы Донские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России - матушке служить!

9 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

10 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Ведущий. Казачата удалые покажите свою силу да сноровку в казачьих играх.

Проводится игра «Наездники»

Описание игры: садятся на коня, добегают до ориентировки срывают папаху и бегут назад, следующий берет папаху садится на коня бежит до ориентировки и вешает папаху назад.

Ведущая: Казак с детства учился владеть оружием, и эту науку необходимо было помнить всю жизнь. Какое главное оружие было у казаков? Казачата покажите как вы умеете владеть шашкой!

Танец с шашкой.

Ведущая: Казачатки, знаете ли вы пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак - атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. Казак без друзей, что дуб без корней.

4. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

5.Дон Тихий, а слава о нем громкая.

6.На Дону закон такой - всех врагов с земли долой!

Ведущая: Как бы не складывались обстоятельства на войне, умели казаки веселиться в перерывах между боями, взрывами снарядов, грохотом канонады. Не зря гласят казачьи пословицы: Хороши привалы, где казаки запевали. Где казачья песня ведется. Там весело живется. А не сыграть ли нам казачата песню.

Дети исполняют песню «Пчелочка - злотая»

Ведущий: Ребята, что то гости приутихли. А не сыграть ли с ними в игру«Слов» я буду называть старые казачьи слова, а вы уважаемые гости - современное значение и звучание.

Игра «Слова» (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать - болеть, квѐлый - слабый, цыбарка - ведро, гутарить - говорить, кочет - петух, батя - отец, дюже - сильно, нехай - пусть, вечерять - ужинать могѐт - может, буханка - булка, баз - сарай, взвар - компот.)

Ведущая.

Выходи честной народ!

Не пыли дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Дети исполняют танец «Казачий танец»

Вед. А сейчас будем играть гостей забавлять.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?»

Ведущий. Есть еще одна игра «Казачий поезд дружбы»

Вед . Молодцы, казачата хорошо играли, а теперь пришло время казачьей пляски.

Танец «Варенька»

Ведущий: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России - Донском казачьем крае. Очень много можно рассказать о нем. Расскажите как прекрасен наш Донской край.

Читают дети стихи.

11 реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Донской край - чудесный,

Как и вся Россия - мать .

12 реб. Наша Родина - Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

14. реб. Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей!

Ведущий. Мы -жители Донского края, мы - казаки, но прежде всего мы - Россияне, жители большой и могучей страны. Споем песню о великой стране - России.

Исполняется песня «Россия ».

15 Ребенок. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы солнце землю грело,
Чтоб березка зеленела!
Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны!

Ведущий: Наша станица богата историческими событиями и людьми, мы знакомимся с истоками нашей донской культуры, с казачеством. то что мы сегодня показали это маленькая часть нашей большой истории... Мы желаем, чтобы каждый из вас в будущем был достойным гражданином России, а в сердце всегда носил любовь к нашей станице… Наш праздник проходит в преддверии Дня защитника Отечества, и мы поздравляем всех мужчин, всех защитников Отечества с замечательным праздником. Казачата поздравят Вас праздничными открытками.

Дети дарят открытки.

Вед. Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Гость доволен - хозяин рад! Спасибо всем. Милости просим побывать у нас в следующий раз. Звучит казачья песня, дети уходят из зала.

Конспект проведения фольклорного развлечения

«Казачьи посиделки»

Старшая группа МБДОУ детский сад «Журавлик»

Музыкальный руководитель Власова О.И.

Цель: Приобщать детей к культуре Донского края, его национальным

ценностям: костюм, танцы, песни, игры, народные инструменты.

Задачи:

    Приобретение певческих и двигательных навыков, навыков игры на народных инструментах.

    Воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры. Идентификация с культурными традициями казаков.

    Создание радостного настроения.

Материал и оборудование: народные инструменты: баян, деревянные ложки, трещетки, бубен, рубель, сбруя с колокольчиками, самодельные маракасы, звенящие подковы, стремена, стиральная доска; казачьи костюмы; для сюрпризного момента: котелок, ведро, удочка, конфеты «рыбки».

Оформление зала: центральная стена оформлена в казачьем стиле – хата, плетень с подсолнухами, лавочки, бочки, казак с казачкой (плоскостные).

Ход развлечения

Звучат казачьи песни (в записи).

Казачка Ольга: Здорово дневали, казаченьки! Старые да молодые, веселые да удалые! Пока наши казаки на казачий круг ушли, мы с вами по-бабьи посидим, погутарим. Хотя, конечно, спокойно не посидишь с нашими детушками. А куда же мы – казачки без них? А ну и правда, где они? Ванятка, сынок, где ты? Андрейка! (зовет несколько детей)

Дети приветствуют гостей: Здорово дневали!

Казачка: А вон и кума идет со своими детушками!

Приветствуют гостей и друг друга.

Казачка Посиделки здесь у нас!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться

И в казачий пляс пуститься!

Дети: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь вы

Как пляшут казаки!

Песня с обыгрыванием «Эх, донские казаки».

Казачка: Хороши привалы, где казаки запевалы. Ну что ж, казачатки, давайте посидим, побеседуем о жизни казачьей, непростой, но интересной. Даже в пословицах о ней говорится:

Казак-донец и швец и жнец,

И на дуде игрец, и в хоре певец,

И в бою молодец!

А вы, казачатки, знаете пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

На Дону казаку и камень подпевает.

Терпи казак – атаманом будешь.

Казак сам не поест, а коня накормит.

Дон Тихий, а слава о нем громкая.

На Донской земле все родится, надо только хорошо трудиться.

На Дону закон такой – всех врагов с земли долой!

Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

Казак без друзей, что дуб без корней.

Казаки в бою не робеют, любого врага одолеют!

На Дону исстари ведется, - без запевалы песня не поется.

Земля донская – мать родная.

От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

Казачка: Молодцы, много пословиц знаете. Любят и гордятся казаки своим краем, краем Тихого Дона.

Дети: Ты широкий и глубокий,

Величавый Тихий Дон,

Край казачий, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон!

Как у нас на Дону зорьки ясные.

Как у нас на Дону ветры-ястребы.

Как у нас на Дону люди сильные

Прославляют землю изобильную.

Как у нас на Дону дали синие,

А казачки у нас все красивые

А казачки нам под стать,

Так что глаз не оторвать.

Наши казачьи песни слушать –

Что мед ложками кушать.

Песня «Пчелочка златая».

Дети: Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!

Частушки (Дети и взрослые).

Казачка: Хорошо отдохнуть в свободный денек, хоть и редки они у казаков.

Другая казачка: Зато как запоминаются. А помнишь, кума, как отмечали Введенье? Ярмарка была, да петрушки…

Казачка: А вам, казачатки, какие народные праздники запомнились, которые прошли недавно?

Дети рассказывают о Святках, пропевая колядки и щедровки:

Коляда, коляда, ты подай пирога,

Или хлеба ломтину, или денег полтину!

Кто не даст пирога, тому куричья нога!

Щедровочка щедровала, под оконцем напевала:

«Что ты, бабка, наварила, что ты, бабка, напекла?

Не ломай, не кусай, а по целому давай,

Открывай сундучок, доставай пятачок!» и др.

Рассказывают о Вербном воскресенье, используя загадку:

У неё цветочки – пушистые комочки.

По весне она цветет, праздник Пасхи к нам зовет.

Вспоминают приговорки:

Верба-хлест, бей до слез.

Казачка, ударяя вербой: Верба из-за моря, дай, верба, здоровья.

Дети рассказывают о других праздниках, проводимых в детском саду:

Масленице, Вербном Воскресенье, Пасхе.

Когда рассказывают о празднике – Сороки, вспоминают закличку весне:

Жаворонки, прилетите,

Весну-красну принесите,

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне, на овсяном снопе.

Дети вспоминают с казачкой, что играли в игры про птиц.

Собирайся, народ!

Шире, шире, хоровод!

Будем в «уточку» играть,

Самых лучших выбирать!

Казачья игра «Утенок»

Казачка: Праздники помните, а сказки вы любите?

Жарко солнышко печет,

Река Дон течет, течет,

А по Тихому по Дону

Сказка в гости к нам плывет.

В одной станице на берегу полноводной реки Дон, в курене за плетнем жили-были старик-казак да с внучкой-казачкой. А в Дону у нас рыба водится, прямо загляденье.

Внучка: Дедунь! С Дона лед сошел, ты сходил бы на реку, поймал бы рыбку леща!

Старик: Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю!

Старик берет удочку и идет к реке. Ловит рыбу.

Старик: Иде же рыба? Что же не клюёт?

Который час сижу, а хоть бы раз объело?

Ей видно не по вкусу червячок.

Да разве ж это, братцы, дело!?

Эх, раньше как ловили чебаков,

Садок допрешь до хаты еле-еле…

А нонче – ты спроси у казаков,

Уловы наши страшно поредели.

Иде же рыба, что же не клюёт?

Я что-то ничего не понимаю!

Так неужели нонче на обед

Я внучке ничего и не поймаю?

Внучка: Как поймает рыбку дед,

Будет славный нам обед,

Я ушицы наварю, деда вкусно накормлю!

Старик: Ой, ёй, ёй, клюет, клюет,

Славный лещ ко мне идет!

Старик вытаскивает рыбу, несет внучке.

Вот я рыбку поймал, посмотри,

Ну-ка живо ухи навари!

Внучка уносит рыбу, уходит.

Старик: Что-то вы тут, казачатки, попритихли? В наши-то годы, когда я был казачонком, в такие веселые игры играли…

Казачка: И мы много казачьих игр знаем, правда, детушки?

Дети перечисляют игры.

Старик (если дети не назвали) называет свою любимую игру, предлагает поиграть.

Казачья игра «На горе-то мак».

Старик: Играть то вы мастера, а в наше время еще какие песни спевали…

Казачка: Ты что ж, батя, думаешь мы петь не умеем?

Казачка: А ну давай нашу, веселую!

Музыкальная картинка «Как у нас было на Дону»

(с пением, движениями и игрой на народных инструментах)

Внучка выносит уху в чугунке.

Старик (нюхает уху) Эх! Хороша донская ушица!

Внучка: А давай, дедунь, угостим с тобой ребят?

Старик: Давай!

Внучка: Каждый пусть о празднике на память

Унесет отсюда светлую улыбку,

Ну а мы на память вам подарим

Из ушицы маленькую рыбку.

Достают из чугунка шоколадных рыбок и дарят их детям.

Этнотуристический путеводитель

Валентина Николаевна Панибог ,
руководитель РМУК «Мошковское клубное объединение»

«Казачья застава»
(Сценарий праздника, посвященного 310-летию Умревинского острога,
первого центра государственности на территории Новосибирской области,
Участник областного конкурса «Сибирь - земля моя без края»)

В назначенное время из населённых пунктов района и области прибывают участники праздника. Уже расставлена выставка мастеров прикладного творчества.
Гостей и участников праздничного события встречает музыкальная фонограмма и зазывалы в паузах между песнями и наигрышами:

Сюда пропусков специальных не надо!
Спешите, зовите родных и друзей!
На празднике «Казачья застава» мы рады
Встречать вас, как самых желанных гостей!
- Знакомьтесь!
- Интересуйтесь!
- Участвуйте!
- И просто смотрите!
Вместе:
- Нас ждёт большой праздник истории Умревинского острога!

Звучит музыкальная отбивка, составленная из песен местных авторов о родном крае.
Центральная площадка оформлена банером, на котором изображен пейзаж нашего района (две раздвижные половины задника). У берега реки оформлена пристань: флажками, шарами, растяжками. Трап приготовлен, для подъёма к месту действия сделаны ступени.
За 1-2 минуты до открытия звучит объявление:
- Уважаемые мошковчане, дорогие гости и участники праздника! Приглашаем всех вас на центральную площадь на торжественное открытие нашего праздника «Казачья застава», посвященного 310-й годовщине Умревинского острога.
В назначенное время звучат позывные праздника и песня «Сибирь», исполняют А. Ерошков и группа «7 модель»; танцевальный коллектив «Раздолье» исполняет танцевально-хореографическую композицию «Сибирь». Затем фонограмма: шум ветра, свист птиц, реки, берёз и торжественный голос чтеца:

Чтец:
Сибирь – это не просто слово,
Не смена вёрст, не пейзажей повтор.
Нет! Тут всему первооснова –
Душа! А потом уж – простор.
А уж потом земли цветенье.
Снега. И кедры- крепыши…
Сибирь – не просто расстоянья,
А состояние души!
Звучит мелодия наигрышей.
Где-то вдалеке слышится девичья песня.
Ой, пойду я пораскачаю
В полюшке рябинушку,
Я ещё позавлекаю
Нынешнюю порушку.

На сцену входит группа девушек из танцевального коллектива «Перевёртыши» с гармонистом, он подхватывает мелодию, девушки заигрывают с гармонистом, подзадоривают, смеются друг над другом.
- Ух, ты, Маня, егоза!
- Как оса, лезешь в глаза!
Под общий смех девушки рассаживаются на скамеечке. Одна из девушек запевает песню, которую все подхватывают. Песня должна выразить настрой девушек на предстоящее знакомство с парнями.
- Слыхала я, что приезжие казачки к нам на спевки должны прийти.
- Наши-то, как всегда, не торопятся, цену себе набивают, а казачки-парни энергичные да завлекалистые.
Слышен говор парней.
Девушка 1:
- Казачки-то дружно идут и в гармонь выговаривают.
На сцену с одобрительными восклицаниями поднимаются парни из танцевального ансамбля «Перевёртыши», идут по кругу перед девушками, кланяются гостям – зрителям и располагаются на сцене в нужном порядке.
Парень:
- Здравствуйте, красны девицы! Ехали бы мимо, да заглянули до дыма!
Девушка 1:
- Здравствуйте, казачки приезжие, молодцы хорошие!
Девушка 2:
- А что? Нежданный гость лучше жданых двух! Милости просим к нам на гулянку!
Парень:
- Садитесь поближе к девчатам, познакомиться хотелось бы!
Гармонист кладёт гармошку и первым выходит на круг. Казаки идут вдоль лавки, здороваясь с каждой девушкой за ручку, имитируя знакомство. Затем казаки незаметно достают из-за пазухи цветочки и преподносят каждый своей избраннице.
Парень:
- А что, девушки, красавицы сибирские. Давайте походим, повеселимся, переглянемся.
Девушка:
- А что, подружки, уважим казачков, уже сибирячков, повеселимся, поиграемся. Друг на дружку полюбуемся. Эх, заводи любимую!
На центр сцены выскакивает самая бойкая девчонка из массовки и запевает частушку:

Понаехали сдалеку казаки,
Понавешали по веткам кушаки,
Кушаки новы бумажныи,
Наши девки нынче важныи,
А казачкам уж жениться пора –
Выбирай, казак, невесту для себя.

Гармонь играет частушечный мотив. Частушки подхватывают другие девушки.

В этом доме кто хозяин,
Разрешите поплясать!
Я притоптывать не буду,
Только буду припевать!
На дороге стоят кони,
Стоит сивый жеребец,
А казак в Сибирь приехал,
Сибирских девок поглядеть.
Частушки подхватывают казаки.
Не за то сюда приехал,
Чтобы горе горевать,
Я за тем сюда приехал –
Чтобы девок выбирать.
На горе стоят качели,
Пойдём покачаемся,
Сейчас праздник от гуляем,
Завтра повенчаемся.

Девушки:
Ты, играй, играй, гармошка,
Веселей с тобою жить,
С казачками удалыми
Можно жить и не тужить!

Звучит весёлая танцевальная мелодия. Ансамбль танца «Перевёртыши» исполняет танцевально-хореографическую картинку «Казачий пляс». По ходу танца танцоры вовлекают в пляс и зрителей. По окончании пляса на авансцену выскакивает та же энергичная девушка.

Девушка:
Походи, погуляй,
Добрый молодец,
Поищи, выбирай себе барышню,
Себе барышню, котора нравится,
Котора нравится,
Да из компаньицы!

Вместе девушки и парни:
- Да что же мы стоим, давайте в хоровод гостей пригласим!

Звучит песня «Со вьюном я хожу», или другие песни казаков. Участники танцевального коллектива спускаются со сцены и приглашают всех присутствующих в хоровод. Звучит текст (фонограмма):

Выходите в круг смелее,
Чтобы был огромный круг,
Выходите в русской пляске,
За собой ведя подруг.

От души пляши да ловко,
Где таких ещё найти,
Молодцы, любой тут скажет,
Ах, какие молодцы!

Велика ты мать - Россия!
Кто поспорит – велика!
Вместе беды мы осилим,
Коли дружба так крепка!

Вместе:
Да здравствует сибирский народ!
Да здравствуют казаки – сибиряки!

Вместе:
Праздник «Казачья застава» начинается!

Казак:
- Внимание! Выстрел из орудия, знаменующий начало исторического действа произвести!

Звучит казачья народная мелодия. Выстрел пушки.
На сцену под энергичную казачью мелодию выходит ансамбль «Вечора» Сокурского Дома культуры «Нефтяник», исполняет казачью песню и казацкий пляс. Казак и Казачка – ведущие этого блока – присоединяются к ансамблю по ходу исполнения танца.

Казак:
- Здравствуйте, люди добрые!
Казачка:
- Здравствуйте, гости дорогие!
Казак:
- (показывая на девушку) Казачка, сибирячка, румяная да работящая!
Казачка:
-(указывая на юношу) Парень удалой, казачок - сибирячок лихой!
Казак:
Утра красного вам, люди добрые!
Век вам долгий, люди, здравствовать!
В будний день поменьше хмуриться,
Ну а в праздник больше радоваться!
Казачка:
- Посмотрите друг на друга. Сколько сияющих и добрых улыбок, доброжелательных взглядов.
Отзывчивое сердце у нас сибиряков. И многие из вас откликнулись на наше приглашение и приехали к нам на праздник.
Сегодня мы станем участниками беспрецедентного события в культурной жизни нашего района – 310 лет Умревинскому острогу!
Звучит мелодия песни «Мой родимый край, место отчее…»
Казак:
Разреши, Россия, вдвоём с тобой
Вернуться к прошлым годам,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Казачка:
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой.
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой!
Звучит торжественная музыка.
Казак:
Приветствуем на Мошковской земле нашего гостя___________
Выступление гостя.

Казачка:
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты,
И праздники, чья ширь и даль светла.
Казак:
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намёк, подсказка, предостереженье,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
Казачка:
Приветствуем на Мошковской земле нашего гостя________
Выступление гостя.

Казачка:
Эй, вы, люди, казаки да удальцы!
Зовет великий государь на службу вас,
Руси великой послужить,
И для неё в поход пойти на подвиг!
Казак:
И выбрали казаки сами свой путь,
Нелёгкий путь, не близкий путь!
Звала казаков матушка-Сибирь!
Заветный край, счастливый край!
Ансамбль «Сибирский узор» исполняет два концертных номера.
Казак:
- Стоит на берегу Оби, что через район Мошковский протекает, острог Умревинский. Боярский сын Алексей Кругликов основал острог, чтобы защитить жителей Верхнего Приобья от набегов барабинских татар и телеутов. Волею случая именно это поселение стало первым административным пунктом Российского государства на территории Новосибирской области.
Казачка:
- И почему же Острогу нашему не иметь свой день, а нам, сибирякам, ещё один праздник истории Сибири.
Сибирь! В этом гулком звучании уверенность и надежда, поступь человека по бескрайней сибирской земле. Это воздух, рождаемый сибирскими лесами, шум прибоя реки Обь, это дыхание земли сибирской.
Казак:
- Сибирь – это хлеб и мясо, меха и нефть, уголь и газ, золото и алмазы, уран и алюминий. А ещё Сибирь – огромный дом, где живут потомки древних сибирских народов. И для всех нас, кто родился в Сибири – это Родина, дороже и ближе которой нет на свете.
Музыкальная отбивка.
Казак:
Приветствуем на мошковской земле _______
Выступление гостя.

Музыкальная отбивка.
Казак:
- Уважаемые друзья! Как когда-то казаки вольные выбирали себе предводителя, так и мы сейчас всем миром выберем себе атамана.
Есть ли в народе мнения по сему вопросу?
Глас из зрителей (подсадной артист)
Парень из публики:
- Есть в наших рядах мужчина один, многим известный, Андреем Павловичем Бородовским зовётся, историк, археолог, профессор. Так вот, про казачью жизнь он всё ведает.
Казак:
- Есть ли в народе другие мнения?
Глас от зрителей: - Не имеем!
Казак:
- Ну, значит тому и быть! Дружное наше Ура и аплодисменты Андрею Павловичу! Ему и речь держать!
Выступление А. П. Бородовского.

На сцене Казак и Казачка. Звучит татарская мелодия.
Казак:
- (показывая рукой на реку) Гляди, народ, со стороны реки к нам судна неизвестные направляются.
Музыка. На фонограмме шум толпы, голосов: «Откуда люди пожаловали», «Кто такие будут». Приплывшие на лодках сходят на берег и группой идут к сцене. Как только гости направляются к центральной площадке, звучит колокольный звон. Гости идут по трапу, ступенькам и направляются к центральной площадке. В руках они несут сундук с дарами. К гостям-татарам приставлены «подсадные» артисты, они и ведут диалог с казаком от гостей.
Казак:
- Порасстороньтесь-ка, народ да люди добрые!
Дай местечко гостям с реки по мосточку пройти.
Казак:
- Кто такие будете? Откуда прибыли?
Гости:
- С соседнего района, добрый человек. Татары мы. Давно известно, что земли здесь богатые и вольные, хотим счастья попытать.
Казачка:
- Шлём приветное вам слово. Гость на гость – хозяину радость. Э, казаки, выходите с гостями здороваться да знакомиться!
На сцену выходит ансамбль «Радова» Ташаринского ДК «Обь». В руках каравай и бутыль со взваром.
Казак:
- А с чем прибыли?
Гости:
- С миром, добрый человек! Только с миром! Славно мы во Сибири обустроились, с людьми местными по хорошему сошлись, лучшего и желать не надо.
Казаки ансамбля «Радова»:
- Любо! Любо, казаки!
- Любо, что к нам пожаловали.
Гости:
- А чтобы слово делом укрепить, примите дары наши и уверения в дружбе и согласии.
Кланяются друг другу. Гость вручает подарки.
Казак:
- Хорошие слова говорите, а за подарки спасибо. Но и мы по традиции вручаем вам хлеб- соль от земель мошковских.
Пусть будет достаток и в вашем доме, пусть будут здоровье и счастье!
Кланяются друг другу. Казачка вручает хлеб- соль.
Казак из ансамбля:
Честно послужили мы, братцы, на благо Отчизны. Покорилось царство сибирское России-матушке, и построили здесь острог Умревинский.
Казачка из ансамбля:
Русь Сибирью крепче стала,
Нам дала приказ здесь жить.
Тут трудится, обживаться
И детей своих растить!
Казак из ансамбля:
Мы живём здесь – не скучаем,
Дорогих гостей встречаем!
Просим вас, гости, чарку испить,
Чтоб не болеть и не хандрить!
Казачка из ансамбля:
Кому чару пить – тому здраву быть!
Кому здраву быть – тому чару пить!
Казак ведущий:
Клятва дедов – наша сила,
Мы Отечеству верны
От рожденья до могилы.
Мы – казачества сыны!
Выступление ансамблей «Радова» и «Сибирский узор»
Звучит весёлая народная мелодия. На сцену, приплясывая в такт музыке, поднимаются Казак и Казачка.
Казак:
- Раздайся, народ!
На весёлом нашем гулянии!
Шире круг освободите!
Казак:
- Слушайте приказ атамана нашего Андрея по отчеству Павловича:
Всеведома нам праздник продолжить игрищами.
Кому потешаться, а кому удаль свою показывать! Не боись, выходи, ловкость, силу покажи! Приз получи – себя порадуй и народ удиви!
Казачка:
- А для того чтобы ощутить себя в том времени, давайте чуть-чуть пофантазируем и попытаемся представить, как прадеды воинским делом занимались, быт вели, гостей встречали и праздники отмечали.
В этой части праздника предполагаются ролевые игры, реконструкция сражений, просмотр видеофильмов, старославянская кухня и т. д.

Казак:
- А коль от этого порога у вас в другую сторону дорога, то пожалуйте в другие места, где вы сможете угощения искушать, песни разные послушать, супер-фильмы посмотреть, в тени леса посидеть.
Участники, зрители и гости расходятся по площадкам.
Звучит праздничная музыка, работают ярмарка и выставки прикладного творчества. В отдельной палатке идёт показ фильма об истории Сибири, Мошковского района и Умревинского острога.
Часть зрителей занята в ролевых играх.
А тех, кто любит концерты, приглашают на концертную часть праздника.

Концертная часть

На сцене Ведущие в стилизованных народно-эстрадных костюмах.
Ведущий 1:
Как на наш праздник пригласили мы артистов разных, местных и приезжих. А уж они-то нас повеселят да потешат!
Ведущий 2:
Все артисты перед вами,
Вы оцените их сами.
Как один все собрались,
Крепко за руки взялись,
И для хорошего начала
Дружно песня зазвучала!
Выступление коллектива.
Ведущий 2:
На таланты наша Родина щедра –
Всюду русские в почёте мастера,
Наш свободный, удивительный народ –
Он веками чудо-сказку создаёт.
И хоть сказкой не любого удивишь,
Знают Палех наш и Лондон и Париж…
Ведущий 1:
Но, пожалуй, больше ценит наш народ,
Песню русскую – особый ей почёт!
Так ведётся на Руси с далёких лет –
Ничего желанней песни доброй нет!
На гулянке, на вечёрке, в дни труда
Ты с народом, песня русская, всегда!
Выступление коллектива.
Ведущая выходит с гармонистом под руку. В руках у неё корзина с музыкальными инструментами. За ними выходит ансамбль, который выступает следующим.
Ведущая:
- Я по празднику гуляла,
Товар достойный подыскала,
Дудки, барабаны,
Бубны, свистульки, трещотки!
Инструменты эти – такое чудо, что если с ними уметь обращаться, они могут в ансамбль превращаться.
Слыхали? Следующие наши певцы – просто молодцы! Такие таланты, такие молодцы!
Что не только здесь жили- бывали,
Но и заморские страны видали.
Объявляет очередной коллектив.
- А сейчас на сцене солистка –
Замечательная артистка,
Народные песни распевает –
Народ удивляет.
Объявление очередного номера.
Концертная программа далее наполняется номерами коллективов художественной самодеятельности района и приглашёнными коллективами.

Финал

Звучит торжественная музыка. На сцену поднимаются все участники представления.
Казак:
- Не ошибусь, если скажу, что сегодняшнее действо покорило нас всех! И пусть творческие коллективы и мастера прикладного творчества радуют нас красотой и мастерством, да пребудут на таких праздниках согласие и радость. И пусть на очередную нашу встречу отзовутся и другие люди. А мы сегодня высказали слова любви нашей большой Новосибирской области, нашей многонациональной стране.
Казачка:
Ты для меня всегда нова,
Моя Россия дорогая.
Живу, все лучшие слова
Лишь для тебя приберегая.
Ведущая 1:
Я наглядеться не могу
На эти дивные берёзы.
Хрустально звёзды на снегу
Горят в крещенские морозы.
Ведущий 2:
Ромашки в капельках росы,
Рассвет, возникший ниоткуда…
Нет удивительней красы,
Нет неожиданнее чуда!
Казак:
- Наш праздник заканчивается, но мы ещё не раз будем вспоминать эту встречу в Умревинском остроге на мошковской земле.
Ведущий 1:
- Чаще улыбайтесь друг другу, будьте милосердны, добра вам и терпения.
Ведущий 2:
- Пусть в доме вашем счастье и удача пребудут, а аист принесёт пополнение!
Казачка:
- Живите и здравствуйте, добрые люди!
Вместе:
- Доброго здоровья! Мира и любви вам!
Ведущие праздника осыпают зрителей зерном.
Ансамбль «Сибирский узор» исполняет величальную песню, все участники творческой программы поддерживают их.
Фейерверк, бумфети, шары взмывают в небо.
Звучат народные песни.

Цель : воспитывать патриотические чувства к родному краю, интерес к его истории, обычаям и традициям кубанских казаков.

  • Прививать любовь к танцам и песням, воспевающих красоту, величавость кубанского края.
  • Расширять активный и пассивный кубанский словарный запас.
  • Закреплять навыки двигательной активности.
  • Развивать физические качества - быстроту, ловкость, силу, меткость координацию движения.

Участники: инструктор – атаман, воспитатель – дед, дети.

Материал и оборудование : плетень, ухваты, лейки, корзины, чугунки, мини-ходули, мишень «подсолнух», муляжи фруктов и овощей.

Оформление зала : кубанский пейзаж, тополя, хата казака, на плетне чугунки, крынки, расшитые полотенца и платки.

Музыкальное оформление: фонограммы песен кубанского казачьего хора «Казачьему роду нэма пэрэводу», «Варэнычки», «Як я жив у пана»; фонограммы песен ансамбля «Истоки», современной и фольклорной песни Ленинградского педагогического колледжа «Родная станица», «Ленинградский район»; фонограммы песен ансамбля «Уманские казачата» музыкальной школы станицы Ленинградской «Мы с тобой казаки».

Место проведения : музыкальный зал.

Ход мероприятия:

Звучит фонограмма: поют петухи, мычат коровы, лают собаки. Шум, смех и голоса из-за кулис: «Хлопцы, на казачий круг сегодня идем?», «А девчат приглашать будем?».

Все хлопцы: А як жешь!

Хлопцы: Девчата!

Девчата: Чего?

Хлопцы: На гулянье прейдете?

Девчата: Придем!

Хлопцы: Тогда собирайтесь!

Девчата: А вы сами – то пойдете?

Хлопцы: Да мы уже готовы, только коней запряжем. Так что раньше вас будем!

Девчата: Ну, это мы еще посмотрим!

Мальчики уходят, перестраиваются парами. Девочка выбегает на середину зала. Зовет подруг: «Девчата, за мной!». Образуют круг, шепчутся, после убегают за плетень. Звучит фонограмма «Казацкому роду нэма пэрэводу». Слышится топот копыт. Появляются казаки с атаманом, объезжают по кругу выстраиваются в две шеренги.

Атаман: Ну что, хлопцы, покажем свою удаль молодецкую!

Казаки: Покажем!

Казачок: Ну, а что ж девчат нэма! (Шум за плетнем.)

Атаман: Ой, хлопци, чувствую шо десь они тут! К встрече девчат ровняйсь!

Казаки перестраиваются по диагонали зала. Звучит музыка, выходят казачки.

Танец «Казачата».

Под музыки парами дети перестраиваются в шеренгу.

Атаман: Гарно, гарно танцюете, хлопци и девчата. А знаете, шо в старыну казакы и казачки собыралысь на казачий круг шоб свою удаль показать та песни поспивать? А ни пора ли и нам себя показать да на девчат посмотреть, улични гулянья начать?

1 казак : Казачата улицы Казачьей, ко мне!

2 казак: Хлопцы и девчата с улицы Ярмарочной сюда!

Атаман: Итак, соревнования проводятся между улицами Ярмарочной и Казачьей. Посоревнуемся?

Казаки и казачки: Посоревнуемся! А як жеш?!

3 казак: А если выиграем? То шо за це буде?

Атаман: А вот у нас тут яблоки есть и две корзины. В чьей корзине яблок окажется больше, тот и победил. Ну а станичников столько собралось, они-то нас и рассудят. Ой, хлопцы кони ваши застоялысь! Пора скачки с препятствиями начинать. Барьер впереди видите? Наездники верхом на лошади преодолевают препятствия, объезжают чугунок, возвращаются, передают лошадь следующему. И чья улица справится с заданием первой, тот получает яблоко в корзину.

Атаман: Молодцы, хлопцы! Лихие наездники. А девчата к встрече казаков готовились, борщи варили, вареники лепили, кудри завивали, хлопцев поджидали. Ну, казачки, покажем свою сноровку? Перенести чугунок, а он то горячий, перенести на ухвате. Я, думаю, казаки с Казачьей и Ярмарочной активно будут болеть за девчат.

Эстафета «Перенеси чугунок».

Атаман: Посадка картошки дело сложное и уход за ней дело трудоёмкое. Тут силы нужно объединить. Участвуют и казаки и казачки.

  1. уч. копают лунки (раскладывают кольца);
  2. уч. раскладывают картофель;
  3. уч. поливают;
  4. уч. прополка;
  5. уч. обрабатывают от вредителей;
  6. уч. окучивают;
  7. уч. выкапывают, собирают;
  8. уч. собирают картофель.

Кто быстрее справится с заданием, та улица и победила.

Эстафета «Посадка картошки».

Атаман: Картошку то убрали и вот тыква, патиссоны, кукуруза, свёкла ещё в поле. Ну что, девчата, уберём урожай. Участвуют казачки. Внимание! Вы должны по очереди перенести патиссоны, кукурузу, свёклу, а тыкву прокатить все вместе. Всё понятно?

Эстафета «Уборка урожая».

Атаман: Ой, быстрые девчата! А вот теперь меткость свою хлопцы покажут. Чья команда больше в чугунок картошки забросит? Подумайте, каким способом это удобнее сделать. У каждого 2 картофелины. Первым покажут свою меткость улица ….

Эстафета «Попади в чугунок».

Звучит: крик петуха, коровы, лошади.

Фонограмма песни «Як служив я в пана», «Лузаем кукурузу»

Казачка 1: Ой! Шось мы сегодня и не танцювалы.

Казачка 2: А танцювать так хочется!

Ой, заграйте музыкы

В мэнэ нови чэрывыки,

Начинайте хлопци грать

Бо хочется танцювать!

Танец «Тройки»

Атаман: Казаком без смелости и сильной воли не станешь. Но проявить свою волю и смелость казачата попробуют уже сейчас. На мини-ходули становись.

Эстафета «Ходули»

Атаман: Хлопцы, а у дида Грыция кавуны бачилы? О таки!

Хлопцы: Ого! Оце да!

Казачка 1: А кавунчика як хочется!

Казачок 1: Пишлы на баштан.

Казачка 2: Ой! Це далёко!

Атаман: Та шо там далёко, поле сояхив, а там и баштан. Ну-ка за мной. А вот и сояхи. А вот сейчас и узнаем, какая команда более меткая. Начинает команда с улицы Ярмарочной. Постарайтесь попасть точно в цель. Сколько было точных бросков?

Эстафета «Подсолнух».

Атаман: Ой, хлопцы, а я игру знаю, моргушки называется. Выбирайте девчат. Станьте парами по кругу. Казаки руки держат за спину, казачки перед грудью, казак, без пары моргнув, старается переманить казачку к себе, казак в паре старается её удержать. Если не удержал, становится водящим. «Моргушки»

Атаман: Гляньте, а он уже баштан виднеется. А дид Грицько як всегда спыть давайте его проучим! Отойдём и хлопним все вместе и топним. (меняем ружьё на палку).

Дед (просыпается): Руки вверх! (Хватая лежащую рядом палку.)

Атаман: Ай, я-я та цеж палка!

Дед: Ой, боже, а де ж мое ружьё?

Атаман: Оце ты так баштан охраняешь диду! диду!

Дед: Ой, хлопцы вы ж ни кому ны кажить, бо засмиють.

Казачок: Ладно, мы ны скажем, а шо нам за це буде.

Дед: Та уци кавуны забыратэ.

Казачата улицы Казачьей: Мы заберём!

Казачата улицы Ярмарочной: Нет, мы заберём!

Атаман: А сейчас мы и посмотрим, кто больше наберёт арбузов. От каждой улицы по одному казаку ко мне остальные в колонну, последний держит мешок. По моему сигналу вы начинаете собирать по 1 арбузу, передавать первому в колонне, остальные между ног, последний в мешок.

Эстафета «Баштан».

Атаман: Скажим диду спасибо! А ты диду и посчитай скилько яблок в корзине. Весь день соревновались.

Атаман и Дед подводят итоги и сообщают результат.

Дед: Молодци, казачата. Помню и у нас так раньше було - двир на двир, улыця на улыцу сначала соревновалысь, а тоди вмисти танцювалы.

Казачок: Так и мы станцюим. Давай нашу станичную!

Танец «Тустэп»

Много сказочных мест у России.

Городов у России не счесть

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь

Моей станице 210 лет

Ее судьбу делю я вместе с вами.

Любил ее мой прадед и мой дед

И я люблю я – сын Кубани.

Атаман: Вы сегодня показали, что все достойны отличительного знака «Сын - Кубани» и «Дочь - Кубани» и я с гордостью вам их вручаю.

Вручение знаков проходит на фоне музыкального сопровождения - попурри на темы кубанских песен.

Наталья Исмайылова

Доброго времени суток уважаемые коллеги!

1-казачка : Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Старые да молодые,весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша донская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки , сильны и отважны казаки .

2-казачка : Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки . Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата , лузгали семечки, играли песни, обсуждали станичные новости. Ну а пока наши казаки на казачий круг ушли , мы с вами посидим , погутарим. Хотя конечно, спокойно не посидишь с нашими детушками . А куда же мы казачки без них ? А ну и правда, где они? (музыка) А вот они идут, наши, Богдановские казачата . Встречайте! (входят 2дет.) 1-каз (реб. Дев.) : Здорово дневали! 2-каз. (мал.) :Здорово ночевали! (кланяются)

Казачки вед .: Слава богу!

Дев. каз. –Есть у нашего народа,

Вечные особые черты-

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреной моды

От души они, от доброты.

Мал. каз.: Гость, войди!

Традиций не нарушим

И всегда чайку нальём.

Всем известно казаков радушье .

Хлебосольство и открытый дом.

Под песню «при лужку» В муз. зал въезжают на конях казачата .


1казачка- Жизнь казака без коня не мыслима . О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром о них пословицы сложены.

1-й-Казак без коня не проживёт и дня.

2-й –Казак сам не поест , а коня накормит.

3-й-Не конь казака красит казак коня .

4-й –Казак без коня , что солдат без ружья. (исполняется каз. танец с конями)

2 казачка : А у нас казачки есть , что не можно глаз отвесть.

А как песни запоют- сразу ноги в пляс идут (Танец Варенька) Группа «УЛЫБКА»



2 каз.: Ну как вам танец исполнили наши казачки ?

1каз : -Казачьи песни слушать- что мёд ложкой кушать!

2каз.:-Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался , шёл на службу, с невестой обручался!

Дети читают стихи :

1. Мой милый край, ты сердцу дорог! Я с детских лет в тебя влюблён!

В степную ширь донских просторов, и в каждый куст и в каждый клён!

2. Здесь даль направо, а налево ширь

Которым нет ни края, ни придела

Здесь всплёскивает в камышах пескарь, спасаяся от цапли снежно-белой.

3. Здесь дом –курень, а двор при доме –баз,

И здесь себя старушкой не считая

Лазоревым цветком в закатный час,

Нет-нет, и вспыхнет «Пчёлочка» донская! (исп. песня. Пчёлочка)

1каз.: День продолжается, солнце улыбается! А у нас посиделки продолжаются !

2 каз.: Собирайся, детвора, ждёт казачья вас игра !

Игра «Папаха» : Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают : «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперёд. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идёть!» Музыка смолкает,у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.

1 каз.: Как у нас на Дону- зорьки ясные!

2 каз.: Как у нас на Дону- ветры ястребы!

Вместе : Как у нас на Дону- дали синие, а казачки у нас говорливые !


Девочка приглашает паренька погутарить :


Д. -Приходи Игнашка, погутарим с тобой.

М. -Меня маменька не пущает.

Д. - А что такое?

М. - Да на плетне повис, и помочь порвал.

Д. - А ты другие портки надень, да приходи песни слухать.

Выступление хора : лирическая песня (педагоги ветераны нашего ДОУ)

1 каз.: Засиделись мы с вами, заслушались. А ну хороводы водить, становитесь в круг!



2 каз.: Собирайся народ в наш весёлый хоровод!


Песни играть да плясать, всех вокруг собирать! (Молодая,молодая… песня)




После хоровода выстраиваются все в полукруг, впереди 2 детей.

1каз. дев.: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите в другой раз!

2 каз. мал.: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч! Все кланяются и под казачьи песни выходят из зала.


1 ведущая :Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает» - так в народе говорят.

2 ведущая :А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!


Спасибо за внимание!