Журнал

Всемирная выставка в париже 1900 г. Всемирные выставки в париже

  1900

Политика и культура

1 / 2

Главное событие года

Всемирная выставка в Париже. Панорама Марсового поля с галереи дворца Трокадеро
1900

Вид на часть Всемирной выставки с моста на Сене
Париж, 1900
Фонд Живаго, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Всемирная выставка в Париже, превзошедшая все предыдущие экспозиции не только во Франции, но и где бы то ни было еще (они проводились на различных континентах, но преимущественно в Западной Европе), безусловно явилась главным событием года. Она приковала к себе взоры всего мира и спровоцировала приезд в страну беспрецедентного количества туристов: с апреля по ноябрь Францию посетило 50 860 801 человек — больше, чем составляло все ее население.

Вход в метро на бульваре Пастера в Париже, оформленный Эктором Гимаром
Ок. 1900
Roger-Viollet / East News

В июле в Париже открылась первая линия метро — триумф техники и искусства (изощренные с декоративной точки зрения входы в метро были оформлены в стиле ар-нуво по проектам Эктора Гимара). Теперь сделалось возможным проехать из одного конца Парижа в другой всего за 25 минут вместо полутора часов.
По обе стороны Сены появились внушительные здания. На левом берегу — вокзал Орсэ, ставший через семь с лишним десятилетий в результате капитального внутреннего переустройства Музеем Орсэ, основным центром искусства XIX века. На правом берегу выросли Большой и Малый дворцы (Гран-Пале и Пти-Пале), от которых был переброшен через Сену мост Александра III; само его название напоминало о всё крепнущих русско-французских связях. Названные сооружения зримо воплощали Прекрасную Эпоху (Belle epoque) — четвертьвековой период французской истории, резко оборванный началом Первой мировой войны.


1 / 2

Всемирная выставка в Париже. Вид на Мост Александра III
1900

Всемирная выставка в Париже. Мост Александра III и эспланада Инвалидов
1900
Фонд Живаго, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

К числу наиболее заметных достопримечательностей выставки принадлежала также давно забытая «Парижанка» — немного странный символ великого города с большой грудью и в восточном стиле, созданный стараниями скульптора Поля Моро-Вотье. Эта венчавшая огромную арку на площади Согласия пятиметровая статуя с распростертыми руками, приветствующими весь мир, просто не могли сохраниться долго, так как была отлита из гипса.

Всемирная выставка в Париже. Скульптуры в центральном зале Гран-Пале
1900
Фонд Живаго, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Главная часть Всемирной выставки была посвящена достижениям промышленности, но там демонстрировались и многие сотни произведений искусства из разных стран на любой вкус — от напыщенных творений мэтров парижских салонов до получающих здесь права гражданства полотен импрессионистов, Жоржа Сера и других противников официального искусства. (Устроителем большого русского отдела экспозиции живописи был назначен И. С. Остроухов). В Париж стекались любители искусства и просто любители поглазеть со всех концов земли. Выставку посетили многие русские живописцы и деятели культуры, в их числе и братья Щукины.

Всемирная выставка в Париже. Французская живопись в Гран-Пале
1900
Roger-Viollet / East News

В рамках Всемирной выставки были развернуты две экспозиции, организаторы которых преследовали далеко не одинаковые цели. Одна выставка, Десятилетняя (Exposition Decennale), ориентированная на произведения последних лет, не пропустила в свои залы картины импрессионистов и их последователей. На другой, Столетней, импрессионисты могли быть представлены, но только произведениями, исполненными до 1890 года (счет столетию велся от Великой революции). Такой разнарядки добились академические круги Франции, не желавшие популяризировать последние тенденции живописи, ознаменованные полотнами Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна. Картины последних на Столетнюю выставку отправили Поль Дюран-Рюэль, Амбруаз Воллар и ряд известных собирателей (14 произведений Моне, 7 Дега, 8 Альфреда Сислея и т. д.) Как бы то ни было, допущение импрессионистов на международную арену означало их признание в глазах остального мира. В тот момент М. А. Морозов и С. И. Щукин едва начали собирать новую французскую живопись, а И. А. Морозов еще только обдумывал такую идею, но им уже было ясно, что, как бы ни относились к их увлечению московские собратья по купеческому сословию, избранный ими путь — верный и не такой уж рискованный. В то же время один из русских первооткрывателей новой французской живописи И. И. Щукин, наоборот, продает большую часть своего собрания импрессионистов, чтобы полностью переключиться на старых мастеров.

Молодой Пабло Пикассо
1904

В связи с экспонированием на Всемирной выставке его картины впервые в Париж приезжает юный испанец Пабло Пикассо — и задерживается там, тесно сблизившись с колонией испанских модернистов, обосновавшейся на Монмартре: он жадно впитывает новые острые впечатления от жизни и искусства Парижа.

Второй будущий титан авангарда Анри Матисс в это время стоит у порога радикальных перемен в своей судьбе. Избегая проторенных и сулящих выгоды путей, которые предлагают Салон и Академия художеств, он сначала пишет в духе импрессионизма, потом испытывает влияние искусства Винсента Ван Гога, однако его картины совершенно не привлекают ни любителей новой живописи, ни маршанов: вероятно, он слишком забегал вперед. В начале 1900 года Матисс вынужден зарабатывать малярным ремеслом, принимая участие в качестве поденщика в декоративном оформлении Гран-Пале — огромного, только что завершенного здания, предназначенного для размещения картин и скульптур.

Гран-Пале, Париж
1900
Архив ГМИИ им. А. С. Пушкина

Расстановка творческих сил во французской столице в ту пору отличается исключительно большим разнообразием и значительно возросшей за короткое время терпимостью по отношению к любым новшествам, ведь и сама Всемирная выставка 1900 года была не чем иным, как колоссальным парадом новшеств. Маршруты восхождения на парижский художественный Олимп понемногу теряют стандартизованность, узаконенность. Салонные блага и награды все меньше привлекают молодых художников. С другой стороны, и приверженцы официально одобренного искусства все охотнее перенимают то, что еще недавно подверглось бы самому решительному осуждению академическим ареопагом. Это, в частности, относится к широкому использованию приемов ар-нуво (стиля модерн).


1 / 2

Морис Дени
Дань уважения Сезанну
1900
Холст, масло. 180 х 240
Музей Орсэ, Париж

Пьер Боннар
Мужчина и женщина
1900
Холст, масло. 115 х 72,5
Музей Орсэ, Париж

Характерно, что Морис Дени, один из корифеев ар-нуво и символизма, пишет большой групповой портрет «Дань уважения Сезанну» (Музей Орсэ, Париж), показывая своих друзей, благоговейно слушающих Мастера из Экса. Проницательный критик, превосходно владевший не только кистью, но и словом, Дени прекрасно понимал, сколь важное место во французской живописи уже занял Поль Сезанн, хотя до широкого общественного признания ему было еще очень далеко.

Группа наби, к которой принадлежал Морис Дени, тогда же выдвигает своих наиболее талантливых мастеров — Эдуара Вюйара и Пьера Боннара. В «Мужчине и женщине» (Музей Орсэ, Париж) Боннар просто и смело обращается к вопросам психологии и противостояния полов, которые в то время приобрели острое социальное звучание и волновали не только ученых и медицинских работников, но и всех мыслящих людей.

Растущее понимание колористических основ живописи ведет к укреплению позиций неоимпрессионизма на парижской сцене, равно как и к выходу этого стиля за пределы Франции. Молодых художников заметно привлекают Поль Синьяк и Анри Эдмон Кросс.

Население земного шара

1900-й, завершающий год столетия, самой логикой летосчисления подталкивал к подведению итогов, всестороннему учету различных показателей, тем более, что XIX век стал, по крайней мере для Европы, эпохой величайших достижений цивилизации. Было подсчитано, в частности, что земной шар населяет 1617 миллионов человек (за столетие эта цифра выросла на 711 миллионов). В 1900 году в России насчитывалось 132 миллиона человек, во Франции - 40, в крупнейшей стране западного полушария - США - 76.

«Боксерское восстание»

Солдаты Альянса восьми держав и европейские рекруты, подавлявшие “боксерское восстание” в Китае
1900

Европейские государства, включая Россию, приступили к подавлению «боксерского восстания» в Китае, направленного против западной экспансии. В результате в Китае была провозглашена политика «открытых дверей».

Первый номер газеты «Искра»
Декабрь 1900

Г. В. Плеханов и В. И. Ленин основали в эмиграции марксистскую газету «Искра». Нелегальная пресса способствовала распространению в России антиправительственных настроений.


1 / 2

Развитие России

Закладка Великого Сибирского пути.
Цесаревич Николай Александрович собственнорусно отвозит тачку земли на полотно пути во Владивостоке.
19 мая 1891

Арестанты прокладывают часть Великого Сибирского пути.
Конец XIX - начало ХХ вв.

Наряду с США, Англией, Германией и Францией Россия вошла в число ведущих индустриальных мировых держав. Финансовое положение страны оставалось достаточно прочным: тогдашний рубль обеспечивался золотом и стоил половину американского доллара. Развивалась российская железнодорожная сеть, была проложена часть Великого Сибирского пути, строительство которого началось в 1891 году.

Новое в познании мира

1900 год — поистине рубежная дата. Дело не в магии округлой цифры, закрывающей один период и уведомляющей о наступлении нового времени, а в сложении новых условий интеллектуального осознания мира, при которых точные науки соседствуют с эзотерическими поветриями, а рационализму сопутствует вера в таинства. Канун следующего столетия — перекресток самых разнообразных открытий в точных и гуманитарных науках, в литературе и искусстве. Макс Планк, основоположник квантовой теории, выводит закон излучения. Начинается эра цветной фотографии. Эдмунд Гуссерль публикует «Логические исследования», Зигмунд Фрейд - «Толкование сновидений» (русский перевод появится в 1913 году), а Анри Бергсон — книгу «Комическое».


1 / 2

Рубеж двух веков русской культуры

Михаил Врубель
Город Леденец. Эскиз декорации к опере “Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова (фрагмент)
1900

Михаил Врубель
Царевна-Лебедь (фрагмент)
1900
Холст, масло. 142,5 х 93,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

К конечной точке XIX столетия русская культура подошла со многими весомыми достижениями, выдерживающими, особенно в области литературы и музыки, сравнение с самыми высокими мировыми образцами. Характерным свойством данного периода развития русской культуры была всеохватность, синтетичность, всемирность — при глубоком внимании к национальной природе избранной темы, образа, мотива. В 1900 году этот уникальный сплав качеств демонстрировала, в частности, опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», наверное, не лучшее создание этого композитора и все же до сих пор не утратившее значения. «Салтан» был поставлен в московской Частной опере, оформлял постановку М. А. Врубель. Партию Царевны Лебедь исполняла жена художника Н. И. Забела-Врубель. Много лет спустя Б. В. Асафьев восхищался «исключительной звуко-свето-красочной изобразительностью» этого представления.

По каждому затронутому вопросу в печати шло оживленное обсуждение. Приведем заметку современника о заре автомобилестроения: "Можно сказать, что с 1900 года, с Парижской выставки, начинается новая эпоха в Европе относительного развития автомобилизма и замены движения по улицам экипажей с лошадьми.
Вероятно, в ХХ веке автомобили вытеснят экипажи с лошадьми. Выставка автомобилей в Венсене и на Марсовом поле, кажется, вполне это подтвердила. Мы были поражены обилием автомобилей на выставке. То же можно сказать и об автомобилях на улицах Европы, главным образом в Берлине и в особенности в Париже. В Париже есть даже экипажи извозщиков-автомобильных (так называли первые такси. - Н.М.). Из французских автомобилей обращают внимание фирмы Пежо-братья и Бото".

The little Palace, Exposition Universal, 1900, Paris, France

Но надо заметить, что искусство экспозиции совершенствовалось от выставки к выставке. Постепенно складываются фундаментальные требования к выставочному павильону, к показу изделий. К концу века большое влияние на выставки оказал стиль модерн, своим рационализмом вытесняя безалаберность эклектики. Влияние модерна стало очевидным на парижской выставке 1900 года. Появляется деление не только по странам и фирмам, но и по отделам-отраслям. Создаются модели, макеты для показа производственных процессов. Постоянно совершенствовались и старые методы показа – диорамы и панорамы (первая диорама была устроена в Париже еще в 1822 году Дюгером и Батаном с развлекательной целью). Живописные картины и гравюры с изображением заводов-участников сменялись макетами этих заводов, а то и диорамами. Технический прогресс призвал на службу в выставочные стенды чертежи, таблицы, диаграммы и новейшее изобретение – фотографию. Уже на первой всемирной выставке 1851 года возникла проблема передвижения посетителей по территории выставки. Так появился первый выставочный транспорт (омнибусы). Позднее, на выставке в Чикаго (1893), были впервые применены «подвижные тротуары», передвигавшие на ленте транспортера ежедневно до 10 тысяч посетителей. Появилась проблема утомляемости посетителей. Организация зон отдыха повлекла за собой создание целой индустрии развлечений, что совпадало с желанием устроителей возместить огромные расходы и, как тогда говорили, «не сыграть в плачевный дефицит». Появляются театры, рестораны, а также различные аттракционы, доходные зрелища, так называемые «ГВОЗДИ».
Особой популярностью у публики пользовалась всякая экзотика с ароматом колониальных наполеоновских и английских войн. Создавались «гавайские деревни» и «индийские чайные», стрелковые тиры в стиле африканского сафари, «уголки средневекового Парижа» и т.д.

Alexandre III, bridge, Exposition Universal, 1900, Paris

Дух наживы привлек в индустрию развлечений новинки технической мысли и прогресса: электричество, кинематограф. В Париже «выставка как таковая... отступила на второй план перед зрелищами».
Мысль о создании детского городка развлечений «Диснейленд» в Америке родилась в середине XX века после того, как Диснею, художнику-мультипликатору и бизнесмену, попал в руки альбом «Парижская всемирная выставка 1900 года».
Одно из поразительных достижений, связанное с использованием электричества в технике, - развитие металлургии алюминия. Еще десять лет назад алюминий считался дорогим металлом, но с тех пор как для его получения применили электрический ток, цена его упала в десятки раз. Алюминий уже использовался для изготовления брошек и запонок, биноклей, ложек и вилок. Для увеличения твердости создавали сплавы алюминия с другими элементами. Его начали употреблять на детали автомобилей и провода электрических установок. Французы показали на выставке мост из алюминия длиной 15 м и массой 1500 кг. Выставка 1900 г. дала возможность проследить удивительные успехи алюминиевой промышленности за последние 10 лет: его выплавка по новому способу составила за это время 28 тыс. т.
На выставке в Париже посетители опять удивлялись лампам русского инженера А.Н.Лодыгина - они были с нитями из молибдена и вольфрама, не в пример уже известным, угольным, представленным тут же. Когда о лампах Эдисона с бамбуковой нитью зашумела пресса, авторы каталога Всемирной выставки описали опыты Лодыгина по созданию ламп накаливания и напомнили: "Из этого следует, что получение углей для ламп посредством прокаливания органических продуктов впервые применено было в России, а не за границей".

Но еще больше поражала знатоков самая большая в мире динамо-машина трехфазного тока мощностью 4500 л.с. конструкции М.О.Доливо-Добровольского. Построила ее немецкая фирма для электроосвещения Берлина.
В докладах на IV Международном электротехническом конгрессе, состоявшемся в Париже в период работы выставки, всему ученому миру были представлены основные итоги русского творчества в области электротехники в изданном на русском и французском языках "Очерке работ русских по электротехнике с 1800 по 1900 г. Объяснительный каталог экспонатов, выставляемых VI электротехническим отделом Русского технического общества".
Парижская выставка демонстрировала изобретения продолжателей дела основоположников в области электроосвещения Лодыгина и Яблочкова. В.Н.Чиколев спроектировал дуговую лампу с дифференциальным регулятором для сближения электродов, применив для регулирования маленький электродвигатель. Позже этот принцип Чиколева конструкторы использовали в прожекторных лампах. Он же предложил фотографический способ исследования и проверки отражательных прожекторов. Экспонировались электрическая свеча В.Тихомирова, дуговая электролампа Репьева, регулятор для луговых ламп системы Майкова-Доброхотова.

Были представлены русские изобретения и в области создания электромашин: динамо-машина без железа Д.А.Лачинова, дисковая динамо-машина и трансформатор А.И.Полешко, динамо-машины А.Клименко.
Экспонаты напоминали, что в России созданы оригинальные электролитические способы отбеливания тканей: А.П.Лидова и В.Тихомирова, С.Н.Степанова. Были также выставлены аккумуляторные системы Хотинского, оригинальные гальванические элементы П.Н.Яблочкова, В.А.Тюрина (последний создал крутильные весы высокой чувствительности).
Наряду с этим, как указано в отчете генерального комиссара русского отдела, были представлены "первые русские телеграфные аппараты, доказывающие, что неоднократно первыми великими изобретателями были русские... В электрическом же деле... те же примеры в изобретениях гг. Яблочкова и Лодыгина".
Русская творческая мысль создавала богатые потенциальные воэможности для внедрения в практику ценных изобретений, но в царской России с ее слабой экономикой все это глушилось, не поддерживалось власть имущими.

По разделу воздухоплавания имели успех экспонаты русских авиаторов Поморцева, Кузьминского и Янга: измерительные приборы, аэропланы, парашюты, моментометры и газотурбинные двигатели. Метеоролог генерал-майор М.М.Поморцев изобрел ряд аэронавигационных и других приборов, с 1895 г. он - председатель VII (воздухоплавательного) отдела Русского технического общества.
Русский инженер П.Д.Кузьминский, изобретатель газовой турбины, также занимался воздухоплаванием и был одним из инициаторов создания VII отдела РТО. Он неоднократно предлагал использовать для целей воздухоплавания быстроходный и вместе с тем легкий турбинный двигатель. За семь лет до выставки в Париже он заявил Военному министерству о своей готовности построить воздушный корабль собственной конструкции, но предложение осталось без ответа.
Всемирная выставка 1900 г. подводила каждую страну-участницу как бы к отчету о своих достижениях. Чем же еще отличалась российская экспозиция на таком знаменательном смотре?

В русских экспозициях на выставке, как обычно, отводилось большое место предметам роскоши, ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней, мехам. Центральным экспонатом в русском павильоне, архитектурно воспроизводившем в миниатюре Московский Кремль, была огромная пирамида из 35 тыс. пар калош, представлявших собой суточную выработку российско-американской мануфактуры в Петербурге. По выпуску калош Россия тогда занимала первое место в мире.
Живописно выглядел ансамбль белокаменных построек по мотивам башен и палат Кремля. В нем экспонировались образцы дерева, шелка, ковры, металлические изделия, чай, рис, хлопок и многие другие изделия и продукты. В кустарном отделе по проекту художника К.А.Коровина выстроили несколько деревянных домиков и церковь - как бы улицу русской деревни. Он получил орден Почетного легиона за оформление экспозиции.
В комнатах собрали изделия кустарей со всей страны: кавказское оружие и резные серебряные изделия, новоторжскую вышитую обувь, вышивки, кружева, ножи, а также поливные керамические изделия, квасники, бураки. Фабрика фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова из Петербурга, выставившая фарфоровые блюда, чайные и столовые сервизы, чашки, стаканы, фигурки, а также туалетные, умывальные кофейные приборы, получила большую золотую медаль.

L’Exposition Universelle de 1900 est la plus étendue géographiquement. Elle englobe, dans l’ouest parisien, des Invalides au Champ de Mars, une bonne partie des deux rives de la Seine.

За высокое качество золотых и серебряных нитей, отличающихся особой тонкостью и мягкостью, золотоканительная фабрика, основанная в 1785 г. прадедом К.С.Станиславского, получила высшую награду "Гран-при", а сам Константин Сергеевич и другие работники фабрики были награждены медалями.
Каслинское литье
Знаменитая мастерица дымковской глиняной игрушки А.А.Мезрина участвовала со своими изделиями на выставке в Париже, причем игрушки не только показывались, но и продавались. Известный художник А.М.Васнецов по просьбе устроителей русского павильона специально закупил в Дымкове для этой цели тысячу штук, и они пошли в Париже по франку каждая.

С давних пор на Руси известна была шемогодская резьба: ажурное сечение покрывало туески, ларцы, шкатулки из бересты. Лучшие поделки мастера И.А.Вепрева в 1900 г. были удостоены диплома Всемирной выставки. Другое деревянное чудо - русская матрешка - родилась в 1891 г., когда в столярно-резчицкой мастерской в Абрамцеве токарь В.3вездочкин ее выточил, а художник С.Милютин разрисовал. В 1900 г. нарядная матрешка впервые появилась на Всемирной выставке. За оригинальность формы и своеобразную роспись русская игрушка завоевала золотую медаль.
Ко времени участия России во Всемирной выставке был срочно составлен обширный труд под общей редакцией В.И.Ковалевского "Россия в конце XIX века". В нем подводились итоги минувшего столетия. Авторы с горечью резюмировали: "Горная промышленность не получила до сих пор в России развития, соответственно ее природным богатствам, и занимает пока в ряду других отраслей добывающей промышленности второстепенное место... Несмотря на наблюдаемый за последние годы быстрый рост железной промышленности в России, производство туземных заводов все еще не может удовлетворить в ней спроса на железо".

Le palais des illusions (Hénard architecte)

Разведанные минеральные запасы России были малы. Даже в начале ХХ в. в справочниках по стране, занимавшей первое место в мире по площади, числилось среди разведанных мировых запасов по каменному углю немногим более 3%, по железной руде - не более 1%, фосфоритам тоже. Россия давала почти половину мировой добычи золота и нефти, но зато залежи никеля, калия, бора, серы, бокситов, по сути, вовсе не были известны.
Тем не менее русский горный отдел на выставке был одним из самых обширных. Из Тагильского и Лысьвинского горных округов, Луньевских каменноугольных копей на выставке были представлены уголь, образцы железной и марганцевой руд, золота, платины, меди, малахита и других полезных ископаемых. И хотя уральские заводы выглядели "с нежелательной полнотой", экспозиция произвела настолько сильное впечатление, что устроители выставки присудили именные бронзовые медали маркшейдеру Луньевских каменноугольных копей Иванову и управителю Тагильского медного рудника Бурдакову.

The Palace Lumineux, night, Exposition Universal, 1900, Paris

Из металлических изделий обращали на себя внимание произведения казенных заводов: замечательный набор златоустовского холодного оружия, кусинское художественное литье, стальные косы различной степени закалки. Успешно продавались художественные изделия из чугуна Кыштымских заводов. Дружковский завод из Донбасса выставил 100-метровый рельс. В Париже демонстрировались миниатюрные действующие модели боевой трехлинейной русской винтовки образца 1891 г. наряду с ижевским охотничьим оружием. Эти экспонаты пользовались большим успехом - Ижевские оружейные и сталеделательные заводы были удостоены высшей награды "Гран-при".
Выдающимся экспонатом выставки 1900 г. стал громадный дворец-павильон из чугунного литья. Каслинские мастера представили его сначала на Всероссийскую промышленную и художественную выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Автором эскиза дворца-павильона был архитектор А.И.Ширшов. По его проекту на заводе выполнили модели, а потом отлили из чугуна огромное количество ажурных деталей. Выступающую карнизную часть фасада дворца поддерживают строгие колонны - по две слева и справа от входа. Стенки представляют сетчатые ажурные сплетения. У входа и внутри расположены изделия из чугуна, а сам павильон обнесен оградой.

Часть руского павилиона

На Всемирной выставке в Париже привлекло общее внимание превосходное произведение русского шлифовального и ювелирного искусства - драгоценная мозаичная карта Франции. Она была изготовлена на шлифовальной фабрике в Екатеринбурге под руководством мастера П.П.Милькова и предназначалась в подарок французской республике. Размеры карты - больше метра каждая сторона. Море выложено из светло-серого мрамора, а департаменты из яшмы разных цветов. Реки - платиновые нити, вделанные в яшму, города - драгоценные камни, оправленные в золото, названия городов набраны золотыми буквами. Всех городов на карте 126: Париж - крупный рубин, Гавр и Марсель - изумруды, Лион - турмалин, Бордо - аквамарин, Шербур - александрит, Тулон - хризоберилл, Руан - сапфир, Лилль - феноцит, Реймс - хризолит, Нант - берилл, Ницца - гиацинт; 21 город из аметистов, 55 из турмалина и 38 из горного хрусталя. Карта вставлена в раму из яшмы шиферного цвета. Восхищенные зрители по достоинству оценили чудесную коллекцию уральских камней, показанную в такой своеобразной форме. Выполненная с тонким художественным вкусом и исключительным мастерством, карта получила высокую награду Всемирной выставки, а ее автор В.В.Мостовенко, директор фабрики - командорский крест Почетного легиона.

Плакаты о начале и закрытии выставки

К выставке приурочили свои заседания 127 различных конгрессов: по ацетилену, истории, религии, коммивояжеров и булочников, организаторов воскресного отдыха и противников злоупотребления табаком, сторонников стандартизации ниток и т.д. На физическом конгрессе из русских были П.Н.Лебедев, М.А.Шателен, К.А.Тимирязев и другие.
Каслинское литье
В.И.Вернадский принял участие в VIII сессии Международного геологического конгресса, проходившей во время Всемирной выставки, которая произвела на ученого большое впечатление. Он много времени проводил на выставке, изучал современное положение рудного дела, главнейшие рудные залежи всего мира. В письме к сыну от 19 августа 1900 г. он писал: "Выставка поражает своими размерами. Наиболее интересное и важное, новое наблюдается в технике и в искусстве. В технике - новые металлы, новые электрические лампочки (без угля и без стекла) - твердая сталь при красном калении. И в каждой стране можно наблюдать много нового".

План выставки.Кликабельно

Необычность планировочного решения российского павильона была продиктована своеобразным и чрезвычайно неудобным местом, выделенным для его постройки. Это было очень узкое и длинное пространство вдоль стены Trocadero. Коровин блестяще и остроумно справился с задачей, поставив четыре отдельных постройки по одной оси и соединив их открытыми переходами-галереями.
Осенью 1899 года в Москве вчерне была закончена постройка павильона, затем он был разобран и перевезен в Петербург для отправки в Париж морем. Окончательная сборка на месте осуществлялась под руководством И.Е. Бондаренко русскими рабочими, предоставленными Р.Ф. Мельцером, архитектором Общего русского отдела Парижской выставки.

Interior of exhibition building, Exposition Universal

За час до наступления полуночи 30 октября 1900 г. Эйфелева башня осветилась багрово-красным светом и раздался пушечный выетрел, возвестивший о закрытии выставки. Так закончился XIX в. на всемирных выставках.
Россия за экспозицию получила 1 589 наград, в том числе 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва. Золотой медали выставки 1900 года, наравне с Эйфелевой башней, был удостоен железнодорожный мост через реку Енисей.

Les pavillons des nations de Exposition universelle de 1900

Символом выставки стала встреча нового, XX века. Главенствующим стилем на выставке стал ар-нуво. За семь месяцев выставку посетили более 50 миллионов человек, что является рекордной цифрой и по сей день. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран. Выставка продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Её посетило свыше 50 миллионов человек (мировой рекорд того времени) и принесла французской казне доход в 7 миллионов франков. В выставке приняло участие свыше 76 тысяч участников, площадь выставки составила 1,12 км².

В 1900 года правительство Российской империи решило продемонстрировать техническую мощь страны как можно полнее. Парижане пошли навстречу и выделили России для экспозиции более 24000 м². Впрочем, в итоге и этой площади в итоге оказалось мало.

В статье на основании мемуаров и писем показаны противоречивые впечатления русских посетителей от Всемирных Парижских выставок 1889 и 1900 гг., которые стали самыми посещаемыми и на которых достижения русской культуры были представлены наиболее ярко.

Во второй половине XIX в. прообразами современных биеннале, международных экономических форумов и фестивалей были Всемирные выставки. С момента своего первого созыва в 1851 г. Всемирные выставки торговли, промышленности и искусств стали приобретать все большие популярность и престиж - их называли «свиданиями народов».

Благодаря зарождающемуся институту РЯ и профессиональной рекламе здесь можно было осуществить презентацию организации и ее продукции, упрочить конкурентные позиции в своей стране и в мире. На Всемирных выставках не только состязались, но и общались, заключали сделки, обменивались технологиями и вступали в долгосрочное сотрудничество. Интерес русских предпринимателей, специалистов, чиновников высокого ранга, журналистов и просто обывателей к «свиданиям народов» был очень высок. Каждая такая выставка сопровождалась международными конгрессами, на которых обсуждались самые разнообразные темы.

Для государств-партнеров того времени участие национальной промышленности во Всемирных выставках становилось важным средством решения и внешнеполитических проблем. Однако главным было то, что сотни тысяч посетителей могли познакомиться с образом жизни, достижениями разных стран и народов, в частности, России, которая по-прежнему оставалась для многих страной экзотической. Тысячи туристов, специалистов, путешественников и просто любопытных привлекали результаты научной, промышленной деятельности: машины, изделия редких ремесел, колониальные товары, а также атмосфера интернационального праздника: «<...> На улицах особенно оживленно , - писал посетитель Выставки 1889 г. художник М. В. Нестеров, - каких народов не увидишь здесь: и арабы в своих костюмах, и негры, мулаты, индейцы ».

Крымская война сделала невозможным участие России в первой Парижской Всемирной выставке 1855 г. О. фон Бисмарк писал, что в самый ее разгар - 15 августа 1855 г. (день рождения Наполеона I) -по улицам Парижа проводили русских пленных . Однако впоследствии Россия участвовала во Всемирных выставках в Париже в 1867, 1878, 1889 и 1900 годах. Особого внимания заслуживают Всемирные выставки 1889 и 1900 гг., на которых наша страна была представлена наиболее ярко.

Если Всемирная выставка 1867 г. была, по словам Н.М. Щапова, символом «торжествовавшей, но не прочной империи», то выставка 1889 г.- «торжествовавшей и оказавшейся прочной республики» . В первый же день ее посетили около 500 тысяч человек. Приуроченность выставки к юбилею Великой французской революции, а также внутрироссийские события (борьба царского правительства с революционерами) обусловили отказ российского правительства официально участвовать в ее работе. Поэтому экспозиция России была в основном составлена усилиями и на средства заинтересованных предприятий, учреждений и частных лиц. Все, что было связано с Россией, пользовалось огромной популярностью и к русским здесь относились с огромной симпатией: «<...> Русских здесь чествуют. Недавно был на выставке Пастера и Шарко (кажется) , - писал М. В. Нестеров, - их приветствовали, в это время увидали русского студента, сейчас же его подхватили, начали качать и возгласы - «Да здравствует Россия и да здравствует Франция!» - огласили Выставку, и часто подобные истории можно здесь встретить » . Одним из наиболее посещаемых и производивших впечатление павильонов был «Дворец машин» («какой-то ад», по выражению М. В. Нестерова), где демонстрировались новые образцы техники.

Российский павильон на выставке в Париже более походил на небольшой город. Он был построен в русском стиле и многими своими чертами (башни, шатровые крыши, зубчатая стена, узорчатые окна и крылечки) напоминал Московский Кремль. Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Основное внимание в обширной экспозиции уделялось этнографии так называемых окраин – Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, Кавказа.

Приезжих русских художников, например М. В. Нестерова, в первую очередь интересовал французский отдел живописи: «<...> ... семнадцать зал. Тут все лучшие вещи Франции, много из них получили всемирную славу. Все это сперва ошеломляет, блеск удивляет, смелость необыкновенная, ходишь как в чаду, ноги подкашиваются от усталости, а впереди все новое и новое...<...> Но все это хорошо, прекрасно, оригинально, но не гениально, а между французами есть и гении, которые перевернули все. Не ушла от них ни одна нация, начиная от нас, многогрешных, кончая американцами. Первый и величайший из современных французов, по-моему, есть Бастьен-Лепаж. Каждая его вещь - это событие, это целый том мудрости, добра и поэзии » .

Что касается экспозиции российского отдела изобразительных искусств, то, по мнению М. В. Нестерова, она была не самой удачной: «Вот русский отдел позорный» - писал он родным . Однако многие произведения пользовались вниманием, например картины К.Е. Маковского, получившего здесь золотую медаль.

Гвоздём Выставки стала Эйфелева башня, воздвигнутая на Марсовом поле металлическая яркокрасная трехъярусная конструкция высотой 305 м. - «сказка Жюль Верна» . Она, возвышаясь над Выставкой, как «великан над малыми ребятами», шокировала как французов, так и иностранцев: «Вечером пошли в Notre Dame de Paris, по дороге еще видали вдали Эйфелеву башню. Она, как столб на небе, снизу покрыта туманом, лишь верхушка ее видна ясно электрическим фонарем .». Поражала ее иллюминация, как, впрочем, и всей Выставки: «<...>особенно грандиозный вид на Трокадеро. Он был залит огнем, башня Эйфеля была вся красная, как раскаленное желе. Фонтаны были пущены и били разноцветной водой: то зеленой, то лиловой, то красной, а то радужной - красиво и величественно » .

На башню мог взобраться любой желающий, предлагались также и другие не менее экстремальные услуги: «<...> еще не
решил, - писал В. М. Васнецов, - может быть, предпочту подняться (за ту же цену 5 франков) на шаре, будешь на несколько аршин выше башни, да и диплом дадут, что летал, мол, собственной своей особой на 400 метров от земли
» .

К услугам проголодавшихся посетителей была так называемая «Русская изба XV века», где торговал некий Дмитрий Филимонович - уфимский купец: «<...> Снаружи лежит черный хлеб, самовары, внутри обтянуто кумачом, и на полках русская деревянная посуда, и на столе большой самовар. <...> К избе подходят группы любопытных и смотрят, как на жилище дикарей, улыбаются и отходят дальше » . В «Русской избе» можно было попробовать традиционные русские блюда: щи, кашу, чай. Так, М. В. Нестеров на удивление француженок, выпил пять стаканов чаю и ушел «как ни в чем не бывало.» .

На выставке 1889 г. Франция, что называется, подавила все другие страны, выставив, по сравнению с ними, гораздо больше качественных товаров. Однако и в русском отделе было чем похвастаться «<...> хороши ситцы Баранова и Морозова, шёлк и парча Сапожникова, серебро Хлебникова и Овчинникова. Из технических новостей испробовали телефон - на выставку передавали оперу с расстояния 5 километров. Новостью был и крематорий » . На выставке восхищались «шелком, бархатом, мебелью, бронзой, фарфором, искусственными цветами, бархатными платьями («ума помраченье»), наконец, машинным отделением, где все машины работали, а публика смотрела на них с медленно двигавшегося под крышей моста; светящимися фонтанами («как они красивы и рассказать нельзя <...>») . Русские радовались калейдоскопу впечатлений, ради которого, собственно, и приезжали: «<...> чего только не увидишь - и пляску альмеев из Алжира, и китайский театр в аннамском отделе, и скачку каирских оборванных мальчишек на белых осликах. Пробовали мы и кофе восточного приготовления и еще всякой всячины можно тут наглядеться » .

Парижская Всемирная выставка 1900 г. подвела итоги завершавшегося столетия, превзойдя по затратам и великолепию все предыдущие Выставки. Внешне она выглядела «неказистой», «огромной» и «раскинувшейся на много верст». Архитектурой напоминала «сад Неметти» - театр в Петербурге, основанный актрисой В. А. Линской-Неметти . Для привлечения публики и прибыльности на территории Выставки были устроены многочисленные места увеселений и развлечений, например, колесо обозрения диаметром 93 м, большой телескоп, гигантский глобус и многое другое. Открывшийся в июле 1900 г. парижский метрополитен стал одним из своеобразных и любопытных экспонатов для французских и иностранных посетителей.

Россия, как основной торговый, культурный и военно-политический партнер Франции, приняла самое активное и заметное участие в этом грандиозном мероприятии. Впервые Россия имела здесь свои отдельные национальные павильоны. Главный из них находился на склоне холма в парке Трокадеро, на который французская публика «жадно накинулась <...> частью потому, что больше почти еще нечего было смотреть на выставке, частью из чувства того «аіііапсе"а», которым теперь пропитано малейшее соприкосновение французского с русским » .

Рядом располагался «Кустарный павильон», в котором экспонировалось декоративно-прикладное искусство, произведения традиционных и современных народных промыслов. После прекращения работы Выставки во французской печати высказывалось сожаление о том, что исчезли жители этой «деревеньки» - русские рабочие, которые ее строили : «Французы дивовались на их меховые шапки картузы с кожаными козырьками, на растрепанные бороды, на остриженные в скобку волосы, на детски добродушные глаза и ласковые улыбки. Наши рабочие особенно удивляли французских товарищей артистически умением владеть топором и с помощью его выделывать из дерева такие вещи, для которых француз употребляет целый набор разнообразных инструментов » . Любопытное сообщение, также относящееся к постройке кустарного павильона, сделал в Обществе архитекторов А. А. Стаборовский, производитель работ в русском отделе Всемирной выставки. Он рассказал о том, что первая партия русских плотников, прибывшая на постройку отдела, произвела в Париже настоящую сенсацию.

Во-первых, русские рабочие, благодаря красным рубахам и смазным сапогам представлялись французам редкой диковинкой: «Мальчишки гурьбой бегали за ними, забегали вперед, кричали им «vive 1а Russie!», дарили табак, папиросы и для чтения газеты, которые наши мужички употребляли на цыгарки. Взрослые также выказывали свое расположение к ним, угощали их коньяком, которые наши рабочие пили пивными бакалами и повергали в изумление собиравшуюся вокруг компанию. Прекрасная половина рода человеческого тоже не осталась равнодушной к œs petits Russes. В комиссариат стали приходить за сведениями о материальном благосостоянии некоторых рабочих; одного молодого парня не женили только потому, что он оказался уже женат » .

Во-вторых, сами методы работы и обустройство русского быта казались французам по меньшей мере странными и удивительными. Так, например, французы страшно боялись пожара, в связи с чем на выставке применяли самые строгие противопожарные меры: « <...> больших трудов стоило получить разрешение на устройство русской печи и кухни для рабочих. Русская печь приводила французов в ужас, и они предлагали устроить газовые очаги» . Кроме того, для ускорения работ, несмотря на наличие 125 русских плотников, все-таки пришлось взять и французов: «Плотники французские были не совсем удобны: топоров у них нет, тесать не умеют. Русские рабочие своим природным умом и сметкой, а также выносливостью и умением приспособиться ко всевозможным обстоятельствам вызвали среди французов большое удивление. Своими почти первобытными инструментами наши рабочие достигали подчас тех же результатов, что и французы. Плотники французские много дивились ловкости топора наших рабочих и стали покупать запасные топоры у них, а так как наши плотники неохотно расставались со своим единственным инструментом, то французы, не задумываясь, крали наши топоры, так как в Париже их не по чем не достать ».

Надо отметить, что французов, когда они сталкивались с простыми русскими людьми, всегда во все времена восхищали такие их качества, как услужливость, мастерство и проворство: массу инструментов им подчас заменял один топор, которым они творили чудеса . Впрочем, это не мешало французам сознавать свое превосходство над русскими рабочими. И действительно, благодаря своей школьной подготовке, они далеко ушли вперед. «<...> Далеко не все наши десятники понимали так чертеж, как французские простые рабочие. Самые сложные конструкции и рисунки исполняются ими чрезвычайно просто и аккуратно. Смотря на наши работы, они никак не могли себе уяснить наш сруб, скобы, леса и пр. и старались предлагать свои способы. Все деревянные здания и башни возводились у себя французскими плотниками без лесов, а при помощи сборных лестниц, и привычка так работать развивала в них способности акробатов, так что сами наши рабочие называли их «отчаянными» .

В общем, работы на Выставке показали, что талантливым и смекалистым русским рабочим не хватает лишь элементарной школьной подготовки, технического образования, о чем на каждом шагу сожалели российские инженеры: «Наш рабочий - талантливый самоучка, что и видно из того, что все было сделано не хуже профессионалов французов, исключительно лишь благодаря его способности» .

На выставке был сооружен и Военный павильон. Но в целом место, предоставленное русским, было, по словам княгини М. К. Тенишевой, «крайне невыгодное <...>, потому русский отдел на выставке не вышел таким эффектным, как он мог бы быть. <...> Однако, несмотря на неудачное место, все же некоторые русские отделы были очень интересны» .

Всемирная выставка 1900 г. стала самой посещаемой за всю их предыдущую историю - свыше 48 млн человек. Художник И. С. Остроухов писал В. Д. Поленову в сентябре 1900 г.: «<...> я с утра до ночи жил на выставке, которая в тысячу раз интереснее и серьезнее обеих мною виденных 1878 и 1889 годов. Эту выставку действительно стоит посмотреть» .

Не у всех размах широкомасштабного действа вызывал восторг, так как эти «места паломничества к товарному фетишу» с их «жизненным нервом - фетишизмом» возводили «товарную вселенную» , в которой иногда не хватало места самим парижанам: «Парижанин чувствует себя как бы уничтоженным, он задушен, задавлен экзотическим элементом, развившемся под рамами дворца промышленности <.> Присутствие 500000 иностранцев в Париже, прежде всего, проявляется усилием толкотни на главных пунктах столицы и совершенною невозможностью достать наемный экипаж» - читали в России о Выставке 1855 г. .

По наблюдениям русских ту же картину можно было наблюдать и десятилетия спустя, только еще в больших масштабах: «Этот тип международных сношений , - писал П. Боборыкин, - наложил на него (Париж) печать не к выгоде того, что представлял собою главную привлекательность парижской уличной жизни. Выставки развили погоню за курьезной новизной, наводнили Париж всякого рода приезжим народом, который идет только на приманку рекламы и курьеза» . . Первое впечатление художницы Е. Д. Поленовой от Выставки 1889 г. было также неприятное, как от «огромной, дешевой и неталантливой рекламы. Много лубочного, - писала она, - а тонкого очень мало» . Это потом, уже при более внимательном изучении она нашла здесь массу интересных вещей. Главным недостатком Выставки, по мнению художницы, стало то, что она «слишком велика, и хорошая вещь затеряна в огромном количестве вещей неважных, посредственных и часто даже плохих». » . «Жить в Париже хорошо , - писала она Е. Г. Мамонтовой, - но не тогда, когда выставка, а то ужасно утомительно. <...> Духом я чувствую себя опять очень подвинченной, чего не было первое время по приезде сюда» .

Достижения человечества у некоторых представителей русской интеллигенции вызывали подчас смешанные чувства восторга и ужаса, так как представить себе еще более совершенное развитие науки и техники было почти невозможно. Небывалый прогресс, пронзающий стрелой исход XIX в., непременно должен был упереться, по мнению отечественных наблюдателей, в какой-то тупик и привести к деградации. Из Парижа образца 1889 г., в котором можно «решительно все забыть, и отца, и мать, и род, и племя», В. Васнецов писал: «А выставка? Это, я думаю, нечто ужасное по своей бесконечности, по необозримому скоплению богатства, труда, культуры (!), гения, таланта. Я представляю непременно, что это должно ужасать, ибо куда же идти? Что же еще остается доделывать? А между тем люди пойдут еще и еще дальше. Господи! Да это уже совсем страшно! Непременно, должно быть, будут людей есть! » . Религиозному философу Н. Федорову Выставка в Париже 1889 г. и французская выставка в Москве («и это в такой год, как голодный 1891-й год») представлялись почти одушевленными монстрами: «Ожидать же, чтобы слепая сила, отданная в управление этому сознающему существу и им не управляемая, стала бы сама производить только благо, давать одни хорошие урожаи, - это верх ребячества <...>. Как не сказать, что Господь, видимо, прогневался на наше продолжительное несовершеннолетие!» . Он полагал, что промышленность и торговля - «вся эта мелочь, которою так гордится современный человек, которую он собирает со всех концов земли под неподходящим названием «Всемирных (выставок)» и которая держит под гнетом человеческую мысль и деятельность, самые даже физические кабинеты и лаборатории - все это лишь «детские» науки .

В октябре 1900 г. 18-летняя Маргарита Сабашникова, в будущем известная художница, поэтесса, писательница и жена поэта М. Волошина, отправилась в Париж: «Лицо любимого города <...>, - вспоминает она, - было искажено этим чудовищем - так я воспринимала Выставку. <....> я чувствовала себя затерянной в этой сутолоке. Освещенные бенгальскими огнями водопады Трокадеро, также освещенное бенгальскими огнями коловращение юбок Луизы Фуллер, ложноэкзотические танцы знаменитой красавицы Клео де Мерод, а особенно ослепительная публика оставляли в моей душе только чувство пустоты и уныния. Среди всевозможных машин и зрелищ все время преследовали меня вопросы о смысле всей этой культуры и о смысле жизни вообще» . На Выставке - квинтэссенции материально-технического прогресса, натурализм которой так ранил тонкую юную душу, Сабашникову по-настоящему восхитил только японский театр со знаменитой актрисой Садаякко, первой женщиной на японской сцене: «Это искусство, - думала я, - проистекает из древней культуры, почему же нам, в наше время, такое искусство недоступно? Древние культуры в художественном отношении были, значит, выше нашей!» .

О «нервной сутолоке Парижа», усталости от гипербурлящей жизни в «столице мира» пишет меценатка и собирательница коллекций русской старины, супруга Генерального комиссара Русского отдела - М. К. Тенишева, сыгравшая одну из ведущих ролей в организации успеха России на международном представительстве. Сама Выставка оставила в ее памяти мало приятных впечатлений: «<...> Я считаю ее вполне неудавшейся. В ней не было ничего оригинального, нового, и, изучая и осматривая ее, я ничего, кроме утомления, не выносила. Начиная с ее расположения и все той же Эйфелевой башни, уже до выставки намозолившей глаза, кончая полным упадком творчества, обнаруженным французской нацией, - все вместе было неприятно. Бедные французы никак не могли вырваться из стиля Людовика XVI, и все наскоро возведенные постройки носили на себе отпечаток падения вкуса и свидетельствовали о скудости художественных задач. Противно было видеть этот бесконечный ряд строений, огромных выставочных сараев, с гипсовыми лепными украшениями. Глядя на них, я думала что, если Франция не сделает усилия и не сорвет этих оков двухсотлетнего копирования, несомненно, великого прошлого, она умрет для искусства, и возродиться будет уже не так легко. Даже прикладное искусство и отрасль его, прежде составлявшая славу Франции - «l"art precieux», стоят теперь там очень низко» .

В. Васнецов писал брату в сентябре 1900 г.: «Полученные тобою впечатления от выставки не очень поощряют ехать туда. Устанешь, а существенного ничего не увезешь в душе. Зачем же нас надували, что место для наших картин прекрасно!» . Убежденным противником Всемирных выставок выступал и французский политический журналист - А. Леруа-Болье. Они, по его словам, по своим неимоверно растущим размерам и затратам становятся все более и более невозможными и бесполезными, превращаясь в какие-то базары, на которых посетитель ищет только развлечений. Он мечтал о том, чтобы Выставка 1900 г. стала последней .

Библиографический список

1. Ancelot, J.-A. Six mois en Russie. Lettres Écrites a M. X.-B. Saintines, en 1826, а l" âpoque du Couronnement de S. M. Empereur. 2-me âd. /Ancelot J.-A. - Paris, 1827. - 48 p.
2. Беньямин, В. Париж, столица девятнадцатого столетия. /Беньямин В. // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости; под. ред. Ю. А. Здорового. - М. : Медиум, 1996. - С. 48-60.
3. Бисмарк Отто фон. Воспоминания, мемуары. - Том 1. / О. Бисмарк. - М. : АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - 592 с.
4. Боборыкин, П. Столицы мира. Тридцать лет воспоминаний. / Боборыкин П. - М., Сфинкс, 1911. - 516 с.
5. Васнецов, В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / В. М. Васнецов; сост., вступ. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. - М. : Искусство, 1987. - 496 с.
6. Волошина, М. (Сабашникова, М. В.) Зеленая змея. История моей жизни / М. Волошина; перевод с нем. М. Н. Жемчужниковой; вступ. ст. С. О. Прокофьева. - М. : Энигма, 1993. - 413 с.
7. Всемирная Парижская выставка 1900 г. в иллюстрациях и описаниях; сост. М. А. Орлов: иллюстрированное приложение к «Вестнику иностранной литературы» 1900 г. - СПб., 1900. - 165 с.
8. Иностранные известия // Современник. 1855. - Т. 53. - С.68-69
9. Нестеров, М. В. Письма. Избранное / М. В. Нестеров // - Л. : Искусство, 1988. - 536 с.
10. Ронин, В. К. Россия на всемирных выставках 1885 и 1894 годов / В. К. Ронин // Славяноведение. - 1994. - № 4. - С. 3-22.
11. Русские рабочие на постройке Парижской выставки // Новое время. - 1900. - № 8853, 19 октября. - С. 3-4.
12. Сахарова, Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников: общая редакция А. И. Леонова / Е. В. Сахарова - М. : Искусство, 1964. - 838 с.
13. Тенишева, М. К. Впечатления моей жизни / М. К. Тенишева - Л. : Искусство, 1991. - 288 с.
14. Федоров, Н.Ф. Вопрос о братстве или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства: Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим / Н.Ф. Федоров. - М. : АСТ:
АСТ М. : Хранитель, 2006. - 539 с.
15. Щапов Н.М. Я верил в Россию. Семейная история и воспоминания инженера о Москве и послереволюционной России / Н.М. Щапов - М. : Мосгорархив, 1998. - 336 с.

Копия чужих материалов



Всемирная выставка принесла французской казне доход в 7 миллионов франков. В выставке приняло участие свыше 76 тысяч участников, площадь выставки составила 1,12 км².




На Всемирной выставке 1900 года были впервые представлены публике озвученные фильмы и эскалаторы, а Campbell Soup был награждён золотой медалью (она по сей день изображена на банке супа).



Рудольф Дизель представил на суд посетителей выставки дизельный двигатель, работающий на рапсовом масле.

Выставку в Париже 1900 года посетило около 50 миллионов человек

Были также представлены многие панорамные картины и новые панорамные техники, такие как синеорама, мареорама и Транссибирская железнодорожная панорама.




В центре внимания во Дворце Иллюзий оказался телескоп с диаметром объектива 1,25 м, позволяющий увидеть Луну с расстояния одного метра. Этот телескоп был самым огромным из всех созданных на тот момент. Окуляр телескопа насчитывал 60 м в длину и 1,5 м в диаметре.




А пресса восторженно отзывалась о русском отделе. Золотая медаль выставки специальным комитетом во главе с Густавом Эйфелем была присуждена русскому инженеру Лавру Проскурякову за Красноярский железнодорожный мост. Французская печать дружно отмечала «огромный рост русской промышленности» и «невероятный прогресс» России во всех отраслях искусства и промышленности.


На предыдущих Всемирных выставках Россия была слабо представлена, однако на выставке 1900 года правительство решило продемонстрировать техническую мощь России как можно полнее.


Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м². На участие в выставке Россия потратила 5 226 895 рублей (из них правительство ассигновало 2 226 895, а учреждения и экспоненты 3 000 000 рублей).

На участие в выставке 1900 года Россия потратила 5 226 895 рублей

В работе выставки принимал активное участие Д. И. Менделеев, который был вице-президентом Международного жюри.

В 1900 г. состоялась Всемирная парижская выставка, на участие в которой Россия затратила 5 226 895 р. (из них правительство ассигновало 2 226 895 р., а учреждения и экспоненты 3 000 000 р.). "Высочайше учрежденную комиссию" по подготовке русского отдела возглавлял директор Департамента Торговли и Мануфактур В.И.Ковалевский. Генеральным Комиссаром русского отдела был назначен князь В.Н.Тенишев, главным архитектором - Р.Ф.Мельцер. В числе устроителей русского отдела - архитектор О.И.Тибо-Бриньоль. Стремясь собрать как можно больше интересных экспонатов, русское правительство утвердило для экспонентов ряд льгот: бесплатное предоставление помещений на выставке, принятие за счет казны расходов по пересылке экспонатов, страхованию в пути, устройству и убранству русского отдела ("Проект положения о русском отделе на выставке", 1897 г.). Особое внимание было обращено на интерьеры весьма насыщенных экспонатами русских отделов в общих выставочных зданиях и собственных павильонов России. Для достижения единства в художественном решении витрин (для экспонатов) их рисунок, согласно "Правилам для экспонентов Русского отдела на всемирной выставке 1900 года", должен был представляться "на предварительное рассмотрение и утверждение Генерального Комиссара" для согласия означенного рисунка с общим планом выставочного устройства". Порой они создавались в виде маленьких архитектурных сооружений. Например, в здании Гражданского Инженерного Дела и Средств Перевозки (на Марсовом поле) общая для трех российских заводов витрина представляла собой как бы отдельный павильон из железобетона с крышей на колоннах, а витрина Московского Общества имела вид киоска "в русском стиле". Разделы русской экспозиции, представляли собой композицию из натуральных экспонатов, стационарных и движущихся панорам, диорам и витрин. Всего России было предоставлено 24 тыс. м 2 экспозиционной площади. Многочисленные экспонаты делились на 15 групп, каждая из которых охватывала 9-10 классов. Например, в XII группе "Убранство, предметы омеблирования зданий и жилищ" содержались экспонаты 66-75-го классов: "Оконные стекла", "Обои (сырье, техника производства и самые произведения)", "Дешевая мебель и мебель как предмет роскоши", "Аппараты и способы отопления и вентиляции" и т.д. Кроме собственных отделов в общих выставочных сооружениях, были построены и особые здания, где разместились некоторые типично русские экспонаты. Эти здания строились с 29 мая 1899 г. и в числе немногих других национальных павильонов были готовы ко дню открытия выставки 14 апреля 1900 г. Главным среди них считался Павильон Русских Окраин , построенный по проекту Р.Ф.Мельцера. Он имел вид русского городка, вдруг оказавшегося в Париже. На одной из его башен даже звенели колокола. Архитектура павильона создавалась по мотивам Московского и Казанского Кремлей. Ансамбль располагался в 43 м от дворца Трокадеро. Абрис его плана представлял собой трапецию, а площадь насчитывала 4400 м 2 . Самая высокая башня вознеслась почти на 47 м и была обнесена стенами с зубцами и бойницами. Спереди и с двух боковых сторон к ней примыкали отдельные корпуса-пристройки. Напротив главного входа (со стороны Сены) раскинулся просторный двор, в котором, деля его на две части, размещался "сибирский" ресторан. В левом углу двора стояла ротонда-эстрада для музыкантов. Из двора открывался вид на зал Средней Азии, вход в который был декорирован "в среднеазиатском стиле" - скопирован с портала Самаркандской мечети. У главного входа находился также Императорский павильон - "Царские палаты", выполненный в древнерусском стиле. Он предназначался для Высочайших особ (членов царской семьи) и вместе с приемными залами выходил на главный фасад Павильона Русских Окраин. Здесь же располагалась копия старомосковского боярского жилища со всей обстановкой. Отдельные помещения в разных корпусах-пристройках предназначались для большой экспозиции с основой темой "Средства передвижения". Справа от центрального входа размещались экспонаты Главного Управления Уделов: научная выставка (Сибирская железная дорога - карты и модели мостов), богатства Урала и северных областей (меха, образцы древесины и каменных пород, золото, малахит) и т.д. Общество спальных вагонов демонстрировало поезд, в котором с помощью движущейся панорамы художника П.Я.Пясецкого для посетителей-пассажиров создавалась полная иллюзия путешествия по Сибирской железной дороге с остановками на станциях, устроенных по местному образцу. В отличие от большинства национальных павильонов, конструкции которых состояли из деревянного каркаса, заполненного только в первом ярусе кирпичом и обшитого гипсовыми "досками Мака", имитировавшими камень, Павильон Русских Окраин был выполнен из кирпича. Фасады башен и корпусов побелены под светлый кирпич, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, изразцами по фризам, разнообразными рельефными деталями, обрамлявшими проемы, многочисленными карнизами, кружевными металлическими подзорами. Затейливые кровли выполнялись из разноцветной глазурованной черепицы и окрашенных в разные цвета штампованных железных листов. Их завершали ажурные гребни, а шатры башен венчали золотые двуглавые орлы. Разнообразной была и внутренняя отделка: например, сводчатый потолок приемного зала был покрыт позолотой и цветным орнаментом, в интерьере зала были изразцовые печи и цветные витражи. Всего в Павильоне Русских Окраин, который воистину стал "гвоздем" русского отдела, насчитывалось 28 огромных панно на темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Большинство из них принадлежало кисти К.А.Коровина. По проекту этого же художника архитектор И.Е.Бондаренко построил в стиле зданий Севера России XVII в. рядом со стенами Павильона Русских Окраин вереницу небольших деревянных построек, названную "Русской деревней", где располагался Кустарный отдел. Здесь стояли изба с выставкой женского рукоделия и другими кустарными изделиями, церковь в духе северных храмов и др. Все деревянные части были изготовлены в Москве. Плотники, прибывшие в составе группы русских рабочих, удивили умением обходиться топором в таких работах, для которых французы использовали целый набор инструментов. Государственный павильон Военного Министерства был возведен из соснового леса по проекту А.И. фон Гогена "в современном русском вкусе". Здесь присутствовал необходимый стилизаторский "комплект" элементов из древнерусского зодчества - кокошники, кувшинообразные колонны, окна с гирьками, шатры, резьба. Композиция сооружения была также в русском духе асимметричной и живописной; роль высотных акцентов здесь выполняли башенки - центральная, увенчанная золотым императорским орлом, и две, меньшие по величине, завершавшиеся флюгерами. Архитектурное решение государственного павильона Главного Управления Казенной продажи питей, построенного по проекту В.Н.Цейдлера на Марсовом поле близ Эйфелевой башни, ассоциировалось скорее с мотивами португальского "мануэлино" (XVI в.), чем с образами русской архитектуры. Это массивное каменное здание (площадью 300 м 2 ) выделялось перегруженностью декором и общей неуравновешенностью композиции. На Эспланаде Инвалидов возвышался павильон Учреждений Императрицы Марии. Достаточно скромная деревянная постройка Р.Ф.Мельцера была эффектна своей центральной частью, ярко подтверждающей национальную принадлежность всего сооружения. Одним из частных русских зданий явился павильон Чае-торговой фирмы Поповых, построенный также из дерева на Эспланаде Инвалидов по проекту Ф.О.Шехтеля. Он отличался изящными очертаниями входного проема и декоративной арки над ним, красивой резьбой причелин и парных колонн, яркой раскраской фриза, большим количеством ткани в виде навесов над террасой, маркиз, занавесок. В противоположность ему частный павильон Российско-Американской Резиновой Мануфактуры, построенный по проекту Р.Ф.Мельцера на Марсовом поле близ авеню Суффрэн, производил впечатление тяжеловесного монумента. К зданиям России относился и Финляндский павильон, возведенный по проекту Эл. Сааринена на набережной д"Орсэ в формах финского модерна. Он имел прямоугольный план, крутую остекленную крышу, высокую многогранную в плане башню, скупой рельефный орнамент, обрамляющий арки входа и выхода. В нем располагалась лишь часть финских экспонатов, остальные находились в группах и классах русского отдела в общих экспозиционных зданиях. Кроме того, на выставке были построены государственные и частные павильоны: Николаевской Физической обсерватории, специальный павильон у общевыставочного здания Лесоводства и Охоты, павильоны для экспонатов русской мукомольной промышленности, Товарищества "Проводник", цементного завода фирмы Смит и К o (вмещавший полную дробильную мастерскую). По традиции была представлена и русская кухня в двух крупных ресторанах и закусочной. Французская печать дружно отмечала "огромный рост русской промышленности" и "невероятный прогресс" России во всех отраслях искусства и промышленности. Газета "Liberte" писала: "В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех". Министр промышленности и торговли Франции Мильеран назвал нашу экспозицию "одною из наиболее интересных приманок на парижском празднике труда". Таким образом, если на предыдущих всемирных выставках 1867-1889 гг. главный упор делался на экзотику нашей архитектуры, если в 1893 г. рафинированное и роскошное эклектическое стилизаторство русского павильона и солидная многоотраслевая экспозиция в нем и в общих зданиях уже стали преддверием к качественному скачку, то экспозиция и архитектура отечественных отделов и зданий в 1900 г., собственно, и являли собой этот скачок. Представительство России количеством и качеством сооружений и экспонатов правдиво отражало достижения в культурной и экономической жизни страны. Теперь уже диковинный для иностранных посетителей облик зданий не скрывал, как случалось прежде, скудости экспозиции, а скорее предварял коллекцию интересных предметов.