Бизнес блоги

Культура киевской руси. Культура киевской руси - презентация Киевская русь мхк

Слайд 2

Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций.

Слайд 3

  1. Каковы основные особенности культуры Древней Руси, какой промежуток времени занимает этот период?
  2. Перечислите языческих богов древних славян.
  3. Что такое «капище»?
  4. С какими событиями связано формирование государства на Руси?
  5. Расскажите о первых князьях Древней Руси.
  • Слайд 4

    До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. Дало мощный толчок развитию художественной культуры.

    Слайд 5

    Вопросы к тексту «Принятие христианства на Руси»:

    1. Назовите причины, по которым Русь принимает православное (византийское) христианство.
    2. Каково значение принятия христианства для развития русской культуры.
    3. Как происходил процесс принятия христианства народом.
  • Слайд 6

    • купол
    • барабан
    • закомара
    • апсида
    • столб
    • Боковой неф
    • Боковой неф
    • Центральный неф
    • Устройство крестово - купольного храма.
  • Слайд 7

    Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы.

    Реконструкция

    Слайд 8

    Киевская София

    Самым древним из дошедших до нас архитектурных сооружений является Софийский собор (возведен между 1017 – 1037гг.)

    Строили этот храм в период правления Ярослава Мудрого с помощью греческих мастеров.

    Слайд 9

    Собор был выложен из красного кирпича, чередующегося с розовой цемянкой.

    Слайд 10

    Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

    Слайд 11

    Обилие пролетов и арок различного характера составляет существенную особенность помещений Софийского собора.

    Слайд 12

    Пролеты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.

    Слайд 13

    Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света.

    Слайд 14

    Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор).

    Слайд 15

    Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде.

    Слайд 16

    Евхаристия

    Слайд 17

    Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма. Круг сюжетов давал представление о христианском вероучении, наглядно выражая понимание небесной иерархии как подобия иерархии земной.

    Слайд 20

    Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.

    Слайд 21

    • Христос Иерей
    • Богоматерь
  • Слайд 22

    • Григорий Чудотворец
    • Григорий Нисский
  • Слайд 23

    Архангел

    Слайд 24

    Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно - исторической трудовой практики. Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в X веке и до XIII века включительно.


    Язычество: сознание народа, крестьянский быт, литература, живопись Географическое положение: открытость другим культурам, культурно - бытовая ассимиляция Христианство и Византия: сначала - образец для подражания, затем – ассимиляция и переработка Факторы, повлиявшие на формирование культуры


    Письменность Рукописи на пергаменте: Остромирово Евангелие 1057 г., Изборники Святослава 1073 и 1076 гг. и др. Граффити: надпись о кончине Ярослава Мудрого на стене Софийского Собора в Киеве Эпиграфика: надпись на Тмутараканском камне Берестяные грамоты: записи, выцарапанные писалами на кусках бересты






    ЛИТЕРАТУРА Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Илариона (1049 г.), «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.) и др. Жития святых: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия» Нестора Героический эпос: «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.) Летописи: «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.) Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (нач. XIII в.)






    Киев. Софийский собор год.


    Основные техники: Икона – станковое произведение, выполненное на досках, масляными красками. Мозаика – создание изображения из кусочков цветной c мальты (непрозрачного стекла), минералов, мрамора Фреска – живопись по сырой штукатурке водяными красками Живопись Владимирская икона Божьей матери XII век XII век






    Зернь Зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков - зернышек. Скань: Скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Перегородчатая эмаль: Перегородчатая эмаль: промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью;






    Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного творчества Былина - эпическая песня, охватывающая исторические события веков. Ведущее место среди былин занимают богатырские - воспевающие героев - защитников родины, отечества, наделенных любовью к своему народу - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича Н.Н. Каразин. Пир у князя Владимира

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Художественная культура средневековой Руси

    Общая характеристика Средневековье на Руси длилось около 8 столетий (9 – 17 вв.). Искусство тут возникло на основе языческой культуры, которое позже подверглось влиянию византийской культуры, а потом и всей Западной Европы. Знакомство с русским искусством обычно начинается с 988 г., когда Русь приняла христианство.

    Искусство Киевской Руси

    Знакомство с русским искусством обычно начинают с 988 г., когда Русь приняла христианство из Византии. Существенную роль в формировании русской культуры сыграло язычество (существовало до 10 в. как главная религия). Несмотря на принятие христианства языческие традиции ощущались в культуре на протяжении длительного времени.

    Архитектура Архитектурные памятники Киевской Руси были созданы менее, чем за 3 столетия. Особый расцвет Киевское княжество приобрело во времена правления Ярослава Мудрого (978 -1054) . Развернулось каменное градостроение. Особое внимание уделялось церковному зодчеству.

    Церковь Святой Богородицы, 10 в. Киев Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.

    Храм Святой Софии, 1037 г. Киев Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии, представляющий собой огромный пятинефный крестово – купольный храм. В последующие времена первоначальные формы собора подверглись перестройке.

    Изобразительное искусство Особую историческую и художественную ценность представляют фрески и мозаики Софии Киевской. Стены этого собора охватывают около 3000 кв.м. мозаики. Согласно канону, в центре собора располагался Христос Пантократор, а вокруг него фигуры 4 архангелов. Над ними – изображение Богоматери Оранты (Молящейся).

    Фрески Софийского собора «Богоматерь Оранта »,11 в. «Христос Пантократор », 11 в.

    Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, 11 век Во фресках различимы и бытовые портреты. Таковым является групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, основателя Софийского собора. Некогда фреска изображала великого князя с женой, сыновьями и дочерьми. В настоящее время сохранилась лишь часть, изображающая дочерей князя. Фигуры богато одеты и расположены в ростовой последовательности, что соответствовало их возрасту.

    Скоморохи, 11 век Еще одним примером бытового жанра выступает фреска «Скоморохи» - люди, жившие при дворе для увеселения княжеской семьи.

    Иконопись Киевской Руси Первые иконы на Руси появились в 11 веке, и представляли собой довольно расплывчатые изображения византийских святых. Такова икона Святых апостолов Петра и Павла, поражающая своим размером, нарядностью оклада, пышностью.

    Икона Спаса Нерукотворного, 12 век Позднее русские иконы отличались четкостью. Такова икона Спаса Нерукотворного, гордости русской церкви. Икону характеризует выразительность глаз и крепко сжатые губы, что говорит о сдержанности данной композиции.

    Ангел Златые Власы, 12 век Икона выполнена в сдержанных тонах, что придает ей простоту композиции. В целом искусство Киевской Руси послужило фундаментом для развития региональных школ.

    Культура Великого Новгорода

    11 век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

    Искусство Великого Новгорода В 11 – начале 12 века Киев не был единственным культурным центром Руси. Сосредоточием многих художественных достижений стали такие города, как Чернигов, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль, Рязань. Достойным преемником византийских традиций стало Новгородское княжество, где со временем сложились собственные каноны.

    Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198 г. Новгород С середины 12 века в Новгороде начинается строительство приходских храмов. Ярким примером является церковь Спаса на Нередице.

    Церковь Рождества Богородицы на Перыни, 13 век Со строительством церкви Рождества Богородицы на месте языческого святилища Перыни, создается новый тип церкви, в котором меняется форма, пропорции и интерьер.

    Творчество Феофана Грека (1340 – 1405) Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с византийскими художниками, одним из которых был Феофан Грек, прибывший в Новгород в 70 – е г. 14 в. В колорите его фресок преобладают темные тона, что говорит о суровом характере его работ. Лучшие произведения Феофана Грека – изображение Спаса Вседержителя (1378), двусторонняя икона «Богоматери Донской» .

    Фрески Феофана Грека «Богоматерь Донская» «Спас Вседержитель»

    Культура Владимиро – суздальского княжества

    В период феодальной раздробленности в 12 веке крупнейшим центром Руси становится Владимиро – Суздальское княжество. Храмы строили в основном из тесаного белого камня. Именно здесь возникает общерусский тип храма – четырехстопный, увенчанный одной главой. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

    Успенский собор во Владимире, 1160 г. В 1160 году был возведен Успенский собор, ставший главным владимирским храмом.

    Дмитриевский собор, 1197 г. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и изобилием выделяется Дмитриевский собор. Его поверхность покрывает резные изображения Христа, мучеников, зверей и растений.

    Культура Московского княжества

    Искусство Московского княжества Рост и усиление Москвы были обусловлены удобным географическим положением и ростом торгово – экономических связей. В Москве было начато широкое каменное строительство. Здесь возводятся Успенский, Архангельский соборы. Сооружается новая дубовая крепость.

    Башни Московского Кремля, 15 век Важнейшим оборонительным объектом Москвы был Кремль (1367), неприступные стены которого имели протяженность около 2000 м. Всего крепость насчитывала 9 башен.

    Андрей Рублев. Святая троица Ко второй половине 15 в. относится расцвет московской школы живописи. Известность и славу приобретает Андрей Рублев. Вершиной его творчества является икона «Троица» (1427), воплотившая в себе символ веры и гармонии, добра и справедливости.

    Какие древнейшие истоки русской культуры вы могли бы назвать? Какие произведения искусства вы бы отнесли к археологическим находкам? Почему? Чем обусловлена эволюция русского искусства? Опишите один из памятников средневековой Руси. Расскажите о становлении иконописи на Руси.


    МХК-10

    Урок № 16-17

    Искусство Киевской Руси

    Д.З.: Гл.16, творческая мастерская зад. 1,3 стр. 167

    © А.И. Колмаков


    ЦЕЛИ УРОКА

    • познакомить с искусством Киевской Руси;
    • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
    • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.

    ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

    • иконопись;
    • икона;
    • символика храма;
    • собор;
    • крестово-купольный тип храма;
    • язычество;
    • плинфа;
    • цемлянка;
    • хора;
    • фасад;
    • 13- и 5-главыйсоборы

    Универсальные учебные действия

    • исследовать истоки русской художественной культуры; находить характерные черты древнерусского искусства в современной художественной культуре; создавать модель одного из архитектурных сооружений эпохи Киевской Руси в одной из художественных техник; осуществлять поиск информации об архитектуре Киевской Руси в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.); проводить сравнительный анализ архитектурного облика Софийских соборов в Константинополе, Киеве и Великом Новгороде


    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    • Архитектура Киевской Руси.

    Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство Киевской Руси?


    подвопросы

    • Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций Византии и Западной Европы.
    • Архитектура Киевской Руси. Основные черты архитектуры Киевской Руси. Шедевры зодчества. Зодчество Великого Новгорода: характерные особенности и шедевры.

    Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством, христианством и важнейшими историческими событиями.

    • Вся культура и искусство средневековой Руси, начиная с X века и до конца XVII в. Неразрывно связана церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной, т.е. правильной

    Архитектура – вид искусства,

    который входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

    Каменная архитектура,

    которая связана с

    Русью христианской

    Деревянная архитектура,

    которая восходит к

    Руси языческой


    Деревянная архитектура

    • многоярусность строений
    • увенчивание башенками и теремами
    • наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней
    • украшение художественной резьбой

    «Два всадника».11-12 век. Фрагмент украшения Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.


    Каменная архитектура

    • Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют крест)

    Храм Успения Богородицы

    (Десятинная церковь).

    986–996 гг. Киев.


    Архитектура Киевской Руси

    • Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.

    Архитектура Киевской Руси

    • Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярославом Мудрым самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья).

    Архитектура Киевской Руси

    • Одиннадцатый век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

    Архитектура Киевской Руси

    • Три Софии Киева, Новгорода, Полоцка (планы) с 12- крещатыми и внутренними столбами (выделены черным) - символами 12 Апостолов - столпов церкви.

    Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций.

    Собор Святой Софии в Киеве-

    памятник древнерусского зодчества,

    главное церковное и общественное

    здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпича- плинфы , серого гранитного камня и розового раствора-цемянки -смеси извести, песка и толченого кирпича.


    Софийский собор в Новгороде

    Софийский Собор в Новгороде памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце - центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня.


    Софийские соборы в Полоцке и Чернигове.

    Софийский собор в

    Чернигове

    Софийский собор

    в Полоцке


    Золотые ворота в Киеве.

    Золотые ворота - крепостная башня с широким (7,5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме.

    Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы (кирпича ) сцепленными цемлякой. На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого.


    Три Софии превратились в три "краеугольных камня" Святой Руси, положенных в Х-XI веках св. Ольгой, св. Владимиром, мудрым Ярославом в Киеве, Полоцке, Новгороде.

    Святые и Мудрые храмоздатели очевидно считали и надеялись, что "Премудрость" будет вечно способствовать единству русских людей, целостности Русской земли, Русской Православной Церкви.




    Ико́на (ср.-греч. «о́браз», «изображение») - в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории

    Изобразительное искусство средневековой Руси представлено главным образом иконописью. Икона – это священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, ангелов, событий священной истории. Согласно учению церкви, икона это зримое символическое изображение Бога.



    Самыми знаменитыми иконописцами средневековой Руси были Феофан Грек, Андрей Рублев, Симон Ушаков, которые не только создавали иконы, но и расписывали храмы.


    Первые книги

    Первые книги, созданные на Руси, были рукописными и относятся к концу 9 века. Книги на Руси всегда считались большой ценностью. Их берегли, украшали бесценными росписями и миниатюрами, драгоценными металлами и самоцветными камнями


    Искусство средневековой Руси

    • Богочеловек
    • Вера
    • Церковь, на содержание которой князь Владимир отдавал десятую часть своего дохода.
    • Божья мудрость”
    • Материал для создания мозаики.
    • Панно, выполненное из цветного стекла и самоцветных камней.
    • Самый долговечный вид искусства.
    • Имя греческого художника жившего в России и работающего в иконописном жанре.
    • Главный жанр изобразительного искусства средневековой Руси.
    • Что символизирует бордовый плащ Богородицы.
    • Столица Руси в 10 веке.
    • Лак, которым покрывали иконы.



    • Сегодня я узнал…
    • Было интересно…
    • Было трудно…
    • Я научился…
    • Я смог…
    • Меня удивило…
    • Мне захотелось…

    • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /

    Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (XVIII вв.)

    Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

    «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств» Б.А. Рыбаков, историк «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств»

    В числе наиболее значительных преемников Киева стал «господин Великий Новгород», где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития. В числе наиболее значительных преемников Киева стал «господин Великий Новгород», где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития.

    из Именно земле земля была Новгородская одним центров образования Древнерусского в государства. Новгородской и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности. Новгородская Русь – это огромная территория от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда в последствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры. Новгородская земля была одним из центров образования Древнерусского государства. Именно в Новгородской земле и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.Новгородская Русь – это огромная территория от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда в последствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры.

    Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положени на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмень-озера, откуда вытекает эта река. На левом берегу высился Кремль, на территории которого располагалась главная святыня города и земли - Софийский собор. Напротив Кремля находились торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и купеческие церкви. Подход к городу прикрывали монастыри: с юга - Юрьевский, а с севера - Антониев. Все население Новгорода объединялось в общину, становление которой происходит на протяжении XI столетия. Одна из древних былин так описывает торговые Река да озера к Нову-городу, пути, сходившиеся в Новгород и способствовавшие его быстрому росту и По одной из А мхи да болота к Белу-озеру, процветанию. гипотез, Новгород Да чистое поле ко Пскову; возник на месте Темные леса Смоленские… трех небольших поселков. Широка мать-Волга под Казань Объединившись, шла, они огородили Подале того – и под Астрахань… свое новое Из-под белого горючего из-под поселение и стали камешка Новым городом – Выбегала мать Днепра-река Новгородом Да устьем впадала в море Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положени на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмень-озера, откуда вытекает эта река. На левом берегу высился Кремль, на территории которого располагалась главная святыня города и земли - Софийский собор. Напротив Кремля находились торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и купеческие церкви. Подход к городу прикрывали монастыри: с юга - Юрьевский, а с севера - Антониев. Все население Новгорода объединялось в общину, становление которой происходит на протяжении XI столетия. Одна из древних былин так описывает торговые пути, сходившиеся в Новгород и способствовавшие его быстрому росту и процветанию. Река да озера к Нову-городу,А мхи да болота к Белу-озеру,Да чистое поле ко Пскову;Темные леса Смоленские…Широка мать-Волга под Казань шла,Подале того – и под Астрахань…Из-под белого горючего из-под камешкаВыбегала мать Днепра-рекаДа устьем впадала в море Черное… По одной из гипотез, Новгород возник на месте трех небольших поселков. Объединившись, они огородили свое новое поселение и стали Новым городом – Новгородом

    Берестяные грамоты Жители новгородских земель были повсеместно грамотными, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам: долговые расписки, любовные послания, приглашения и т.д. письма эластичнее, Для бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток. Берестяные грамотыДля письма бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору эластичнее, ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток.Жители новгородских земель были повсеместно грамотными, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам: долговые расписки, любовные послания, приглашения и т.д.

    Архитектура древнего занимает в место русской второй века Искусство Новгорода отдельное истории культуры. Во половине XII новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов. Основная достопримечательность Новгородского кремля -Софийский собор, первое каменное здание Новгорода, бесценный памятник русской архитектуры XI века. АрхитектураИскусство древнего Новгорода занимает отдельное место в истории русской культуры. Во второй половине XII века новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов.Основная достопримечательность Новгородского кремля -Софийский собор, первое каменное здание Новгорода, бесценный памятник русской архитектуры XI века.

    Юрьев монастырь в Новгороде Монументальные сооружения начала XII в. Связывают с работой русского зодчего Петра, чье имя сохранилось в летописной записи строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря. сдвинул «Мастер Петр сделал церковь о трех верхах». Главное отличие: ассиметричное завершение храма. Зодчий центральный купол храма по отношению к двум боковым его вершинам. Именно пластичность и красота ассиметрии станут примечательными чертами стиля Монументальные сооружения начала XII в. Связывают с работой русского зодчего Петра, чье имя сохранилось в летописной записи строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря.Юрьев монастырь в Новгороде«Мастер Петр сделал церковь о трех верхах». Главное отличие: ассиметричное завершение храма. Зодчий сдвинул центральный купол храма по отношению к двум боковым его вершинам. Именно пластичность и красота ассиметрии станут примечательными чертами стиля северной архитектуры.

    Церковь Спаса на Нередице,1198год Во второй половине XII в. Складывается новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику. одноглавая, 4-столпная Кубическая, трёхапсидная церковь - типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей. Владимировичем Во второй половине XII в. Складывается новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику.Церковь Спаса на Нередице,1198годКубическая, одноглавая, 4-столпная трёхапсидная церковь - типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей.

    Зрелый этап развития новгородской архитектуры. Конец XIII в. С конца XIII в. В новгородской архитектуре начинается наиболее интересный и зрелый этап ее развития. Глубоко и ярко принципы новгородской архитектуры отразились в постройках церквей Петра и Павла в Кожевниках, (1406) , Федора Стратилата на Ручью (1361). В архитектуре были использованы приемы декоративного украшения: стрельчатые порталы, глубокие впадины окон, декоративные детали в оформлении барабана и апсиды. Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличника – все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям новгородцев. Церковь Петра и Павла в Кожевниках Церковь Федора Стратилата на Ручью Зрелый этап развития новгородской архитектуры. Конец XIII в.Церковь Петра и Павла в КожевникахЦерковь Федора Стратилата на Ручью В архитектуре были использованы приемы декоративного украшения: стрельчатые порталы, глубокие впадины окон, декоративные детали в оформлении барабана и апсиды.Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличника – все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям новгородцев.

    Фрески История монументальной живописи новгородской школы ведет свое начало от художников Стефана, Микулы и Радко, которые расписывали стены храма Святой Софии. Фрески покрывали стены храма Спаса Нередицы от цоколя до главы храма. Ученые считают, что их создавали не менее 10 мастеров. Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства. ФрескиИстория монументальной живописи новгородской школы ведет свое начало от художников Стефана, Микулы и Радко, которые расписывали стены храма Святой Софии.Фрески покрывали стены храма Спаса Нередицы от цоколя до главы храма. Ученые считают, что их создавали не менее 10 мастеров.Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства.