Бизнес блог

Способы мотивации для студента или как заставить себя учиться. Как научиться учиться самостоятельно? Как рационально использовать свое время? Как заставить себя учиться, если все лень Как заставить себя учиться способы

Цель современного образования – научить учиться. Знания не даются в готовом виде – ученики должны сами находить ответы на проблемные вопросы. После окончания школы самообразование и вовсе становится основным средством развития. Наверное, у каждого человека время от времени возникает вопрос «как заставить себя учиться?».

Основа учебной деятельности – . Мотивация – это внутренние и внешние факторы, побуждающие к активности. В структуру мотивации входят:

  • познавательные ;
  • цели и планы по их достижению;
  • интересы.

Каждый из этих элементов важен и должен присутствовать. Но проблема в том, что по направленности мотивация бывает внешней и внутренней. Внутренние мотивы ориентированы на содержание обучения (интерес к самому предмету, цель – получить знания). Внешние мотивы ориентируются на результат – получить диплом, «корочки». В первом случае, когда человек хочет получить знания, с мотивацией проблем не возникнет, как и необходимости заставлять себя. А вот внешняя мотивация как раз обычно и становится предвестником лени и трудностей в обучении.

Как заставить себя учиться

  1. Позаботьтесь о рабочем месте. Минимизируйте воздействие раздражителей, устраните отвлекающие факторы. Если дома такой возможности нет или компьютер соблазняет играми, то уйдите в библиотеку. Не совмещайте занятия с прослушиванием музыки или шумом телевизора. Конечно, если вы не из тех, кого отвлекает полная тишина. Некоторым людям наоборот нужно что-то «для фона». Монотонный шум моря, например.
  2. Сделайте рабочее место приятным, ярким и привлекательным. Украсьте его на свой вкус.
  3. Занимайтесь только на рабочем месте, в идеале – за письменным столом. Не обедайте за этим столом и не учитесь на диване или в кровати. Ваш мозг должен привыкнуть, где и что он делает: кровать – сон и отдых, кухня – прием пищи, письменный стол – обучение. При соблюдении этого порядка концентрироваться на занятиях будет проще.
  4. Действуйте по принципу «раньше начну – раньше закончу». Определите дневной учебный план – сколько часов вы должны позаниматься или что должны усвоить. Обещайте себе, что после того как выполните план, сразу займетесь любимым делом. Но не наоборот!
  5. Постройте учебный план на неделю, месяц, год. Определите цели и значимость их достижения. Оформите это как коллаж. Цели превратите в изображение желаемого результата (картинки), а не просто запишите. Продумайте систему санкций и поощрений.
  6. Делайте разминки и чередуйте активность. Иногда лень – реакция на усталость. Организм сам начинает отвлекаться, когда требует перезагрузку. Делайте зарядку перед занятиями и после. При длительном уроке – во время.
  7. Награждайте себя чем-то приятным за успехи. Например, пообещайте сходить в кино после изучения новой книги. Это внешняя мотивация, но маленький кусочек можно оставить.
  8. Структурируйте информацию, составляйте планы, таблицы, схемы и т. д. Это упрощает усвоение и делает интереснее процесс.
  9. Применяйте полученные знания на практике. Находите примеры в вашей жизни.
  10. Найдите ответственного друга, с которым будете заниматься, оформите это как соревнование. Тут и дух конкуренции, и чувство стыда в случае лени, и контроль со стороны.
  11. Запишитесь на групповые занятия, если это уместно и возможно. Узнайте, есть ли они в вашем учебном учреждении, городе.
  12. Рассказывайте о своих планах друзьям или ведите дневник в интернете. Выставив планы на всеобщее обозрение, вы не захотите прослыть лентяем, неудачником, лгуном.
  13. Не садитесь заниматься голодным. Перед интеллектуальной активностью обязательно съешьте что-то сладкое. Сахар повышает мозговую активность.
  14. Не начинайте занятие в тревожном, взволнованном состоянии. Успокойте эмоциональный фон, позаботьтесь о том, чтобы дурные мысли не отвлекали, и только тогда приступайте к занятиям.
  15. Продумайте тайм-менеджмент, чтобы не сетовать на то, что учеба отнимает все время. Спланируйте свой день так, чтобы и на хобби время нашлось, и на домашние дела, и на учебу.
  16. Ставьте посильные задачи. Обучение должно чуть опережать развитие. Тогда оно будет посильным и интересным. Пересмотрите план, не ставите ли вы завышенные цели. Чрезмерная требовательность не идет на пользу. Маленькими шагами можно легче и быстрее добиться больших результатов. Этот же принцип работает в похудении: мозгу проще принять, что телу нужно похудеть на 5 кг, а потом еще на 5 кг, чем сразу на 10 кг.

Осознайте, что учебный процесс – всего лишь средство достижения цели. Какова тогда ваша цель? Помните о ней. Разбейте на задачи, микроцели. Например, за 3 месяца научиться говорить по-английски, за 4 месяца – писать и т. д. Это пятый пункт из списка.

Интерес к содержанию возникает при интересной подаче материала и при склонностях в этой сфере. Но как бы, например, я ни любила психологию, в ней есть нудные даты, цифры и термины, теории, которые приходится просто заучивать. Подобный материал есть в каждой науке – ничего не поделаешь. Но в остальном можно очень интересно трактовать знания: примеры из жизни, рисунки, видеофильмы, презентации.

В вашем распоряжении весь интернет. По любой теме в нем можно найти массу вариантов подачи материала и в том числе пособия, написанные простыми словами, доступным языком, кратко. Формулировкой «… для чайников» вы никого в интернете не удивите. И форматы любые можно найти: аудио, видео, электронные книги всех форматов.

Если ваша проблема – нежелание ходить в учебное заведение, то проанализируйте причины. Не исключено, что это вызвано с одногруппниками (одноклассниками) или преподавателем. Решите эти конфликты.

Упражнения

Посмотрите на упражнения, развивающие интерес к учебе и повышающие концентрацию . Попробуйте их на практике.

  • Представьте, что вы – предмет, который не вызывает пока у вас интереса. Расскажите от первого лица об этом предмете. Ищите преимущества, говорите о них. Потом снова станьте собой и расскажите от своего лица о преимуществах предмета.
  • Повысьте концентрацию внимания. Для этого запишите на листе названия нескольких цветов и закрасьте другими оттенками. Например, слово «желтый» – черным, «красный» – синим и т. д. Ваша задача – по порядку назвать безошибочно оттенки, а не прочитать слова.
  • Второе упражнение на развитие концентрации: ведите линию на листе и думайте только о ней, как только отвлекаетесь – отступайте вверх. Относитесь к этому как к игре – каждый раз старайтесь улучшить свой результат.

Послесловие

Если интерес к содержанию обучения никак не приходит, подумайте о правильности выбранного пути. Может быть, это не отвечает вашим способностям, склонностям, интересам. Обучение в университете становится в тягость при неверном . А в школе дети не хотят учиться из-за несостоявшегося самоопределения или наоборот при четком понимании дальнейшего пути (прекращают хорошо учиться по одним предметам и акцентируют внимание на других). Обратите внимание на эту проблему.

Заставить себя учиться нельзя. Можно только захотеть учиться. Но для этого нужно понимать ценность самообразования и образования, значимость интеллектуального развития, видеть перспективы обучения. И не просто перспективы, а удовлетворяющие личность перспективы.

admin

Каждый день абитуриенту приходится постигать новую информацию, отвечать в классе по пройденному материалу, писать контрольные работы. Но это не главная проблема. Ученик приходит домой и начинает дальше изучать параграфы, решать упражнения, зубрить даты и формулы.

Обучение — титанический труд, поэтому многие не знают, как заставить себя учиться и выдержать жесткий режим. Процесс самоорганизации больше касается студентов, так как школьников контролируют учителя, родители.

Студенты же — вольный народ, которые самостоятельно решают учиться или нет. Свобода опьяняет, абитуриент теряет контроль и не знает, как заставить себя учиться, чтобы вовремя сдавать сессии.

Ставьте конкретную задачу

Формулировка задачи играет важную роль. Согласитесь, намного приятнее думать «как хорошо учиться», чем «как заставить учиться».

Оно начинает действовать, ориентируясь на положительный результат. Психологическая составляющая способна создать благоприятную почву для изменения отношения к обучению. Ищите вескую причину, которая направит вас на успешное направление.

Ищите правильную мотивацию

Бывает разной. Вы должны подобрать такой мотив, который заставит вас усиленно учиться. Для кого-то стимулом становится перспектива будущей карьеры, кто-то учится, чтобы его не отчислили из учебного заведения. Некоторые подстегивают собственное желание возможностью поехать в лагерь или долгожданной покупкой.

Часто мотивация учиться пропадает вместе с появлением . Если ваш ребенок стал замкнутым, его оценки заметно снизились, узнайте об отношениях в классе.

Организуйте рабочее место

Создать рабочую атмосферу и настрой можно с помощью окружающих предметов. Выделите для обучения отдельный уголок и занимайтесь там только школьными или институтскими делами. Доказано, что эффект от занятий домашней работой в сидячем положении больше. В положении лежа материал усваивается плохо, так как организм настроен на отдых.

Позаботьтесь, чтобы на рабочем месте отсутствовали компьютеры, планшеты и другие гаджеты, отвлекающие от занятий. Оставьте учебники, карандаши, ручки и другие канцтовары.

Чтобы уголок выглядел ярко, привлекательно, создайте интересную атмосферу. Поставьте красочную подставку для ручек, купите оригинальную лампу. Постелите красочный коврик. Если есть возможность, поставьте стол около окна. Так вы отдохнете, отвлекшись на посторонние предметы, и выполните упражнение для зрения.

Используйте ассоциативный метод

Записывайте лекции с использованием различных цитат и с подчеркиванием маркерами. Повторяя материал, вы легче его запомните, так как текст представляет собой красочный шедевр: важные цитаты выделены одним цветом, списки, вторым, а формулы или термины — третьим. Так вы превратите скучную лекцию в запоминающееся занятие и сможете быстрее запомнить информацию, основываясь на визуальном эффекте.

Чтобы повторение вызывало приятное ощущение, приобретите красочные тетради с героями сериалов или фильмов. Используйте яркие стикеры, ручки с пахнущими чернилами. В общем, создавайте праздничное настроение, и учеба станет легче.

Придумайте награду за успехи

Если вы не знаете, как заставить себя учиться, подумайте, чего бы вам очень сильно хотелось получить. Начните с маленьких побед. Получили положительную оценку — поощрите чипсами или другой вкусняшкой, написали контрольную на хорошо или отлично — сходите на дискотеку или в кафе.

Это позволяет ощутить вкус победы и горечь незнания. Правильно оценивайте собственные возможности и полученный результат. Иногда четверка стоит намного больше пятерки. Оценивайте собственные действия, поощряя себя не только за оценки, но и за сделанную домашнюю работу, законченный проект. Важно то, какие знания при этом вы получаете. Ведь иногда оценки выставляются не совсем объективно.

Выполняйте больше в классе

Цените собственное время. Подумайте, как заставить себя учиться в классе, когда преподаватель быстрее закончил урок или у вас появилось свободное время на перемене. Тратьте время с умом и тогда сэкономленные минуты вы проведете с друзьями или за просмотром сериала.

Выполняйте домашнюю работу на завтрашний день. Пусть это будет другой предмет, лишь бы не заниматься бесполезными делами. Учитесь продуктивно с начала учебного года, чтобы знания накапливались постепенно. Вовремя усвоенный материал позволяет быстро выполнять упражнения. Если вы затянете, то в конце семестра вы уже станете мечтать не об отличных отметках, а о сдаче предмета.

Распределяйте нагрузку равномерно, чтобы и все контролировать. Попробуйте составить режим, где учтете минуты работы и отдыха. Продумайте каждую деталь, чтобы не было места пустым мыслям.

Например, вы приходите и разогреваете еду. Вы не отвлекаетесь на , а идете делать домашнюю работу. Вечером в обязательный режим входит прогулка, пробежка или поход в клуб. Составьте режим под себя.

Заставляйте себя учиться

Учитесь выполнять домашнюю работу как можно раньше. Не оттягивайте ее до позднего вечера, когда мышление перестает работать. Отложите дела и делайте первый шаг, хоть это трудно. Думайте, что вы противостоите собственной лени. Она мешает учиться, возводя перед студентом непреодолимые горы. Как только вы приступите к заданию, лень начнет отступать.

Чтобы побороть себя в первые минуты, начните конспектировать. Пишите заметки, даже если этот процесс не вызывает интереса. Сосредоточьтесь, возможно, выполнение займет от силы 20 минут, после чего вы сможете делать, что угодно.

Если дремлет и вам все время хочется поиграть в видеоигры, посидеть в социальных сетях, примите кардинальные меры. Отдайте приставки другу или близкому родственнику. Удалите или заблокируйте соцсети. Помните, что учеба важнее этих вещей.

Если вам трудно заставить себя учиться дома, пересмотрите собственный режим дня и рацион. Кушайте перед занятиями, так как голод — отвлекающая причина. Выполните несколько упражнений, чтобы поднять мышечный тонус и активизировать клетки мозга. Отведите время для полноценного сна, так как — утомляемость и пассивность.

29 марта 2014, 18:13

Добрый вечер, точнее, уже скорее ночь!
У меня следующая проблема: я совершенно не могу пересилить себя сесть серьёзно за учёбу и наконец-таки взяться за ум! Я могу постоянно на что-нибудь отвлекаться или намеренно не делать уроки просто потому, что мне это противно. А потом сама начинаю паниковать, что ничего не успеваю, что у меня всё плохо, что я не знаю как с этим справиться... И вечно истерики, слёзы, крики. Возможно, это происходит из-за сильного давления со стороны родителей, учителей, репетиторов... Возможно из-за того, что я просто от всего этого уже порядком за 10 лет подустала, возможно из-за того, что лень... Но тем не менее прошу, подскажите как с этим бороться! 11 класс всё-таки! Буду очень благодарна за ответ:)

Здравствуйте, Анастасия.

Ваша проблема практически не решаема. То есть у неё нет способа разрешиться. И метода тоже нет. А всё почему? Потому что самой проблемы не существует. Если сказать Вам, что лень от безделья побеждается деятельностью, это ведь нельзя считать рекомендацией, правда? А другого-то способа и нет. Кроме как если нужно решить задачу по математике, или прочитать параграф по химии, или написать упражнения по русскому, то сначала нужно взять в руки ручку или книжку, открыть на нужной странице, уставиться туда взглядом и неимоверным усилием воли начать читать, а прочитанное ещё более неимоверным усилием начать понимать.


Если серьёзно, то можно привести расхожий совет, часто встречающийся в интернет. Когда на Вас нападает лень, то лучшее, что Вы можете сделать, это стать чемпионом мира по лени. То есть Вы замираете посреди комнаты в той позе, в которой Вас застала лень, и перестаете делать вообще всё. То есть Вы не делаете вообще ничего. Только дышать не забывайте. Продержитесь, сколько сможет, а потом бегом к нашему первому пункту и хватайте первое попавшееся полезное дело и уже не отпускай его, пока не завершите.

Если еще более серьёзно, то Вам, Анастасия, хорошо бы разобраться со своими мотивациями. А для этого определить те цели Вашей жизни, которые обычно поднимают успешных людей спозаранку из постели и гонят в сторону крутых результатов. Ваш возраст уже не только позволяет Вам это сделать, но и в большой степени обязывает Вас к этому.

Подготовка к экзаменам и выполнение домашних заданий - это просто неотъемлемая часть учебы, однако именно с этим у большинства школьников и студентов возникают проблемы. Если у вас не получается усердно учиться, то вы в этом не одиноки! Заведите привычку заниматься в одно и то же время каждый день, разбивайте задания на небольшие задачи и вознаграждайте себя по их завершении. Со временем вы сможете превратить обучение в плодотворную часть дня, а также разорвать порочный круг, состоящий из откладывания дел и чувства вины.

Шаги

Мотивируйте себя

    Составьте список причин, почему вам нужно или почему вы хотите учиться. Каковы бы ни были ваши причины, запишите их на листке бумаги и разместите его там, где сможете постоянно его видеть. Когда у вас возникнет желание пропустить учебную сессию, перечитайте список, чтобы напомнить себе, почему вам нужно усердно заниматься.

    • Причины заниматься могут варьироваться от желания получить хорошие оценки и поступить в хороший университет до стремления сохранить стипендию или просто избежать неприятностей из-за плохой успеваемости. Нет значительных или незначительных причин, добавляйте в список все!

    Совет: имейте в виду, что, скорее всего, мотивация будет иногда вас покидать, и это нормально! Важно уметь использовать самодисциплину, чтобы не сбиваться с пути во времена упадка сил.

    Превратите скучную информацию в более интересную, чтобы ее было легче изучать. Спросите себя: «Как этот материал связан с моей жизнью?» - или: «Как я могу использовать это в своей жизни?» Например, если вам скучно читать книгу, которую вам задали на уроке английского языка, спросите себя, как установить связь с персонажами, чтобы не терять интерес к сюжету. Или, если вы испытываете трудности с изучением биологии, задайтесь вопросом, как много вы можете узнать о себе и обо всех живых существах вокруг себя.

    • Невозможно интересоваться всем на свете, и некоторые предметы просто не будут вас увлекать. Тем не менее старайтесь изо всех сил понять, как все, что вы учите, можно применить к собственной жизни. Эта личная связь может вызвать достаточно интереса, чтобы продолжать двигаться вперед!
  1. Установите таймер, чтобы знать, что учеба не вечна. Никто не хочет учиться часами напролет без остановки. Делайте частые, регулярные перерывы во время учебы. Можно также установить время окончания учебной сессии, чтобы знать, сколько часов вы будете заниматься в самом крайнем случае.

    • Для фактических учебных отрезков устанавливайте таймер на 30–50 минут, а потом делайте рассчитанный по времени перерыв, прежде чем возвращаться к работе. Вы будете заниматься более эффективно, если будете знать, что в ближайшее время сработает таймер.
    • Если вы занимаетесь сразу после школы, можно выполнять все задания до ужина, а потом отдыхать остаток вечера. Или, если вы учитесь поздно вечером, установите таймер на полчаса до сна, чтобы вы могли расслабиться.

    Попробуйте «метод помидора»: установите таймер на 25 минут. Как только время выйдет, сделайте пятиминутный перерыв. Занимайтесь еще 25 минут, а потом сделайте еще один пятиминутный перерыв. Через каждые четыре 25-минутных блока позволяйте себе отдыхать 15–20 минут.

    Награждайте себя в конце каждого учебного блока, чтобы продолжать двигаться вперед. Это может быть что-нибудь совершенно незначительное, например насладиться кусочком любимого лакомства, на пять минут зайти в VK или Instagram или сделать перерыв, чтобы обнять своего питомца.

    • Можно также придумать забавную награду за окончание каждого экзамена, чтобы отмечать свой тяжелый труд! Выпейте кофе с друзьями, долго полежите в ванне, купите что-нибудь, на что положили глаз, - сделайте то, что вам нравится, чтобы ощутить больше значимости после сдачи экзамена.
  2. Заручитесь помощью напарника по учебе. Это не значит, что вы фактически должны сидеть и учиться вместе. Скорее, у вас должен быть человек, с которым вы сможете связываться каждый день, чтобы не сбиваться с пути. Если вы будете знать, что вам нужно отчитаться перед кем-то в конце дня, достигли ли вы цели или нет, возможно, это поможет вам сохранять мотивацию для обучения, когда у вас не будет на это желания.

    • Можно попросить напарника по учебе выходить с вами на связь, если от вас ничего не будет слышно в течение нескольких дней. Это поможет вам вернуться в строй и следовать своим планам, пока не утекло слишком много времени.

    Составьте расписание

    1. Занимайтесь в одно и то же время каждый день, чтобы это превратилось в привычку. Если вы жаворонок, можно просыпаться перед школой, чтобы немного позаниматься. Если вы сова, лучше посвящать учебе несколько часов каждый вечер. Или, если вы предпочитаете сначала сделать все уроки, чтобы перейти к более приятным занятиям, можно пообещать себе заниматься каждый день сразу после возвращения домой из школы.

      • Попробуйте вести ежедневник , если у вас его еще нет. Можно использовать приложение календаря на телефоне или купить физический ежедневник для записей. Составьте расписание занятий на каждый день, чтобы больше ничего не планировать на это время.

      Имейте в виду: вероятно, расписание в выходные будет немного отличаться в силу другого распорядка дня. Возможно, вам придется отводить больше времени для учебы и работы над проектами в выходные дни.

      Составьте расписание экзаменов, чтобы начать подготовку к ним заранее. Как только вы узнаете о тесте, занесите его в свой календарь. Если учитель сообщит вам даты в начале семестра или четверти, выделите немного времени и внесите все важные сроки в свой ежедневник.

      • Например, если вам станет известно, что тест по испанскому языку пройдет в следующую пятницу, а тест по алгебре - в следующую среду, вы будете знать, что сначала вам нужно выучить материал по испанскому языку.
      • Может быть полезно делать напоминания за несколько недель до теста, чтобы начать подготовку! Например, если через три недели у вас будет важный тест по английскому языку, и вам нужно две недели, чтобы изучить материал, установите напоминание, чтобы начать подготовку заранее.
    2. Разбейте материал, который вам необходимо выучить, на небольшие разделы. Чтобы не перегружать себя горой заданий, разбейте информацию на небольшие, легкоусвояемые части. Запишите, из чего состоит каждая часть, чтобы знать, с чем вам предстоит разобраться, когда вы сядете заниматься.

      • Например, если тест по химии будет охватывать пять глав и знание терминов, то каждая часть подготовки может состоять из прочтения одной главы за раз и составления карточек с терминами.
      • Концентрируйтесь на выполнении одного шага во время каждого учебного блока. Когда закончите, поставьте галочку рядом с этим пунктом, чтобы отслеживать свой прогресс. Это поможет вам чувствовать больше мотивации и контроля над учебными сессиями.
    3. Запланируйте время для отдыха . Нельзя ожидать, что вы сможете учиться на протяжении пяти часов подряд. Мозгу понадобится перерыв! Возможно, вам нужно делать небольшой пяти- или десятиминутный перерыв каждые полчаса. Если вы можете не терять концентрацию дольше, попробуйте заниматься 50 минут, а потом 10 минут отдыхать. Во время перерыва встаньте, пройдитесь, подышите свежим воздухом, перекусите или просто дайте глазам отдохнуть несколько минут.

      • Если смотреть на ситуацию шире, возможно, вам потребуется запланировать несколько дней отдыха на время экзаменационного периода. Если вы знаете, что будете усердно заниматься в течение нескольких недель, выделите день, когда вы сможете полностью освободиться от всех обязательств по учебе. Это будет то, чего вы будете с нетерпением ждать!

    Устраните отвлекающие факторы

    1. Перед учебой перекусите чем-нибудь полезным и выпейте немного воды , чтобы вы могли концентрироваться. Голод и жажда могут быть серьезными отвлекающими факторами, когда нужно сидеть и учиться. Избегайте сладких продуктов, чтобы в итоге не сдать позиции. Если вы собираетесь употребить кофеин, постарайтесь ограничиться 1–2 чашками кофе или небольшим количеством газированной воды, чтобы избежать нервозности.

      • Овощи, фрукты, орехи, сыр, попкорн, йогурт и хумус - вот хорошие примеры перекусов.
    2. Повысьте концентрацию, совершив быструю прогулку перед учебой. Немного расслабьтесь и повысьте уровень эндорфинов с помощью 10–15-минутной тренировки . Когда вы сядете за учебу после этого, вам будет легче концентрироваться и удерживать внимание на изучаемом материале.

      Совет: держите под рукой чистый лист бумаги. Если в голову будут приходить мысли о том, что вам нужно запомнить или сделать, просто записывайте их на него.

    3. Отключите все гаджеты, которые вам не нужны для учебы. Или, если вам нужно использовать телефон для установки таймера, переведите его в авиарежим, чтобы вам не проходили уведомления. Не включайте телевизор в фоновом режиме и уберите телефон подальше (например, в другую комнату), чтобы не испытывать соблазна заглянуть в него.

      • Есть также несколько отличных приложений, которые можно использовать, чтобы ограничить количество времени, проводимого в телефоне. Некоторые из них даже могут блокировать доступ к определенным сайтам на определенное время. Делайте все, что лучше всего подходит лично вам, будь то отключение интернета или установка блокирующих программ.
        • Даже если вам кажется, что вы отстаете или что вам уже следовало бы готовиться нескольких недель, не паникуйте. Начать сейчас лучше, чем не начинать совсем!
    • Чтобы быть постоянно в курсе пройденного материала, каждый день перечитывайте конспекты с прошедших занятий. Можно даже переписывать или перепечатывать заметки, чтобы еще сильнее закрепить информацию в памяти.
    • Также используйте и время занятий. Вместо того, чтобы сидеть в телефоне или в интернете, сосредоточьтесь на занятии и пишите хорошие конспекты. Вам будет проще приступать к заучиванию материла, если вам не нужно будет перечитывать информацию, которую вы уже могли бы знать.
    • Не пренебрегайте графиком сна . Хороший ночной отдых поможет вам лучше запоминать информацию и обеспечит вас большей энергией для одоления учебных сессий. Лучше всего придерживаться одного графика, то есть ложиться спать и просыпаться в одно и то же время каждый день.

У студентов не за горами сессия, у школьников - конец четверти, надо бы вплотную приниматься за учебу, но вот желания нет никакого. И многие учащиеся задаются одним и тем же вопросом: как заставить себя учиться ?

В школе с этим проще - в той или иной степени присутствует контроль со стороны родителей и учителей. А вот в университете твои успехи и неудачи - твоя личная проблема . Поэтому студенты чаще школьников задаются этим невеселым вопросом: как заставить себя учиться?

Причин у нежелания учиться масса . Это могут быть легкомысленность, безответственность и отсутствие силы воли (как у попрыгуньи-стрекозы, которая «лето красное пропела», а потом за это поплатилась). Причиной может быть также нелюбимая специальность, на которую пошел под давлением родителей или потому, что альтернатив не было. А если специальность любимая, нежелание учиться могут вызывать общеобразовательные предметы, которые кажутся скучными и ненужными.

Итак, как заставить себя учиться, даже если не хочется? Первое, что нужно сделать, - это изменить постановку вопроса . Говоря «заставить», мы уже подразумеваем принуждения, а принуждению подсознательно хочется сопротивляться. Поэтому постарайтесь использовать более мягкие формулировки: «Как начать учиться?» или «Как наконец-то сесть за учебу?».

Начать нужно с мотивации, ведь отсутствие желания учиться - это, по сути, отсутствие мотивации. Мотивация может быть разной, нужно выбрать стимул, который подходит именно вам . На кого-то лучше влияет негативная мотивация («Если я не буду учиться, меня отчислят»), кому-то нужны более позитивные стимулы. Кого-то устроит долгосрочная позитивная перспектива («Если я хорошо сдам эту сессию, я с большей вероятностью получу красный диплом и устроюсь на хорошую работу»), а кому-то нужна более близкая, более «осязаемая».

Определив для себя мотивацию, принимайтесь за обустройство рабочего места . Учиться, лежа на диване с ноутбуком, возможно, и комфортно, но на рабочий лад это вас не настроит. Так что выделите себе место, где вы будете заниматься исключительно учебой. Важный момент! Компьютера там быть не должно, садиться за компьютер вы будете лишь тогда, когда он действительно нужен для учебы, в остальное время он может вас отвлекать. А чтобы место для учебы не вызывало отторжения, порадуйте себя забавными яркими канцтоварами.

Выделите в своем расписании четкое время для учебы и учитесь только в это время. Не забудьте чередовать учебу с отдыхом. Час поучились - пятнадцать минут расслабились. Постарайтесь свести к минимуму все отвлекающие моменты - отключите мобильный телефон и телевизор, попросите ваших домочадцев вас не отвлекать. А вот легкая фоновая музыка, наоборот, может помочь сосредоточиться.

А в процессе учебы старайтесь использовать нестандартные методы , которые вы сами находите увлекательными. Составляйте схемы, используйте метод ассоциативных карт (mind maps), разноцветные фломастеры и стикеры - в общем, пытайтесь сделать учебу настолько интересной, насколько можете.

Попробуйте использовать для лучшей мотивации метод кнута и пряника, точнее, вторую его часть - пряник. В течение всего процесса учебы делайте себе «призы» , причем чем значительнее результат, тем весомее «приз». Выучили очередные 10 билетов - съешьте что-нибудь вкусненькое. Отучились день - позвольте себе понежится в ванной. Сдали экзамен - купите себе приятную мелочь. Сдали сессию - сходите с друзьями в ночной клуб. Но «призы» должны быть только за реальные достижения!

Часто основной проблемой становится не сама учеба. Вся сложность заключается в том, чтобы начать, а дальше дело идет как по маслу . И вы придумываете все новые и новые предлоги, чтобы не садиться за учебу, новые и новые более важные занятия. Имя этому - прокрастинация, и мы уже о том, как с ней бороться и научиться делать первый шаг. А еще один злейший враг студента - это , ее тоже нужно научиться преодолевать, иначе каждую сессию вы заново будете думать, как заставить себя учиться, но так ничего и не придумаете.

Наконец, есть еще один совет, который кажется самым очевидным, но очень немногие на самом деле ему следуют. Звучит он очень просто: «Учиться на протяжении всего семестра, а не откладывать все на потом ». Если распределить нагрузку равномерно, сессия не особо будет отличаться от обычных учебных дней. Конечно, придется пожертвовать парой вечеринок и посиделок с друзьями на каждой неделе, зато это сбережет вам нервы и здоровье. Но решать, разумеется, только вам. Удачной сессии!