Журнал

Полезное: пишем интересный отзыв. Как отвечать на вопросы, которых вам хотелось бы избежать на собеседовании? Самая большая неудача в вашей жизни резюме

Казалось бы, написать отзыв – что может быть проще? Только... вроде и мысли есть, и желание их написать, но… О чем сказать? Что понравилось? Этого мало. Смутные ощущения «почему» не оформляются в слова. А если оформляются – закрадываются подозрения: а надо ли говорить?
Отзыв представляет собой анализ, суждение, а также оценку какого-либо произведения.
Опишите свое впечатление по поводу прочитанного, оправдались ли ваши ожидания при прочтении, понравилась ли вам концовка. Но при этом не следует расписывать подробности сюжета, у будущего читателя должна быть заинтересованность в прочтении книги. Поэтому не раскрывайте всех секретов и интриг, описывайте только ваше отношение по ходу чтения книги.
Можно кратко описать место действия и главных героев. Но опять же, напишите о них с вашей точки зрения, ведь суть отзыва в вашем личном восприятии прочитанной книги и в вашем личном отношении к происходящему.
Можно написать про язык и стиль текста, актуальность темы, замысел автора.
После этого необходимо указать ваше мнение в целом. Расскажите, понравилась или не понравилась вам книга, что вы думаете о ней, совпадает ли ваше мнение с мнением автора, как прочтение книги повлияло на вас, оставило ли след в вашей душе. Укажите, рекомендуете или нет вы книгу читателям, дайте оценку произведению. А также напишите, хотели бы вы прочесть ее ещё раз.
Кроме того, постарайтесь оценить, в какой ситуации и с каким настроением лучше читать данное произведение.

Рассмотрим несколько важных моментов написания отзывов.
1. Говорите в первую очередь о книге.
Обсуждайте сюжет, характеры героев, стиль и т.д. Если книга вас зацепила, то всегда можно найти слова, чтобы сказать об этом. Расскажите, что вы чувствовали, когда читали об одном или другом, как относитесь к главному герою, кто еще вам нравится или не нравится в книге и почему.
2. Говорите по существу, а категорическую оценку высказывайте только о том, в чем разбираетесь профессионально.
О своем отношении к рассказанной автором истории вы можете сказать всегда. Главное, помните, что это именно ваше мнение, которое может не совпадать ни с мнением автора, ни с мнением других читателей. О книге не может быть единственно верного мнения. Все-таки это не теорема, где есть только одно доказательство.
К вопросу о категоричности: допустим, вы физик и о сюжете или стиле представление имеете слабое, зато понимаете, что физические законы мироздания в книге хромают на обе ноги. Думается, вам будет легче говорить об известном, а не искать черную кошку в темной комнате. И не забывайте, иногда категоричность выглядит очень глупо, когда к обсуждению подключаются те, кто в теме разбирается действительно профессионально.
3. «Обоснуй!» Весьма редкое в отзывах явление. Но – весьма ценное. «Книга – фигня, потому что фигня, не читайте, потому что мне не понравилось!» - самый распространенный нынче отзыв. Не понравилось? Обоснуйте. Понравилось? Обоснуйте.
4. Будьте людьми – воспитанными и цивилизованными.
Скажите о недостатках произведения мягко. Где-то мир не прописан. Где-то – образы героев недостоверны. Где-то – логика хромает. Автор ищет понимания и возможности развития, а не ушата помоев.
Ваше «не понравилось» - это не вина автора. Вы выбрали произведение добровольно и добровольно же его прочитали. Взрослые и воспитанные люди за свой выбор отвечают перед собой, не обвиняя весь мир в своих неудачах и не срываясь на окружающих.

В этом случае ваш отзыв (пусть и с критическими замечаниями) будет оценен автором очень высоко. Он или ответит вам на вопросы, или исправит недостатки по тексту.

Положительный отзыв
Если текст вам понравился, то напишите о своих чувствах и ощущениях. Расскажите о своих мыслях. Если вам пришелся по вкусу герой, напишите, почему он вам нравится, какие черты в нем затронули тонкие струны вашей души, какие ассоциации он у вас вызывает, чем цепляет. Расскажите, какие сцены произвели на вас особое впечатление и почему. Возможно, вам даже захочется рассказать о том, что с вами когда-то произошло то же самое и о том, как вы вышли из этого положения.
Не бойтесь говорить много, не бойтесь показаться глупым, не стесняйтесь того, что ваш отзыв вышел маленьким и корявым - вы не обязаны писать идеально. Напишете подробно и развернуто все мысли которые появились в вашей голове в момент прочтения. Любой интересный и содержательный отзыв будет оценен окружающими и замечен автором.

Пример положительного отзыва:
*********
Сегодня прочитала вашу сказку про Колобка. Хотела сказать вам спасибо за все ваши работы, которые я зачитала уже до дыр, и буду перечитывать еще много раз! Вы делаете что-то невозможное. Дело и в таланте, и в том, что нужно много в жизни пережить и почувствовать, чтобы такое написать. Все герои идеально раскрыты. Особенно Колобок и Заяц. Такое чувство, будто вы общались или общаетесь с ними, и тут выкладываете всю их сущность. Именно так я себе их представляла: Колобок - сущий эгоист, человек действия, которые использует других ради своих целей. А Заяц - спокойный, умеренный, чувствительный и заботливый. Вы вдохновляете меня и многих людей. Спасибо!
*********

Негатив & критика
А что делать, если текст не понравился? Прежде чем написать гадость, подумайте о том, хотели бы вы получить аналогичную гадость от неизвестного вам человека? Если же вы все-таки горите желанием выразить автору свое негодование, открыть ему глаза на какие-то сцены и поступки героев, то сначала подумайте, чем именно зацепил вас этот текст и не понравились сцены, возможно смысл от вас ускользнул или вы просто невнимательно читали?
Если вы читаете текст по диагонали, то не имеет смысла вообще писать отзыв, поскольку другим читателям он не особо нужен из-за неинформативности, да и вас он выставляет далеко не в лучшем свете. Скорее всего, или автор вас макнет носом в цитаты из текста в самые «недоработанные моменты», которые вы проглядели, когда листали странички, или читатели объяснят, что вы не правы. И вы снова будете выглядеть некрасиво. Зачем вам это?

Пример плохого отрицательного отзыва:
*********
У вас какая-то фантазия немного того, странная! Если бы Колобок мог сбежать из дома, то почему он не сделал этого раньше? Ведь понятно же, что вы специально выставили его в таком ужасном свете! Вы сами-то можете себе представить, чтоб булки бегали, даже если ему настолько плохо от того, что его нашли Бабушка и Дедушка? И что значит он встретил Зайца и Медведя? Где вы видели в наших краях медведей? А Лиса?! Это же полное безобразие! Бред, бред, бред! Дай бог, чтоб вас покинуло вдохновение, писать такую мерзость и ахинею!!!
*********

Кроме того, прежде чем писать негативный отзыв, задайте себе вопрос - насколько адекватно вы можете оценить смысл, вложенный в текст, и насколько вашего жизненного опыта хватает на то, чтобы оценить поступки героев?
Если вы владеете какой-то темой на профессиональном уровне или являетесь специалистом в какой-либо области и видите, что в данной сцене автор явно фантазирует «не в кассу» (Ну, например, по тексту герой говорит, что на самолете 14 тонн груза, а на деле обозначенный самолет сам весит 9 тонн и поднять больше 5 тонн не в состоянии чисто физически. Или средневековый герой за три часа верхом на лошади преодолевает путь из Парижа в Лондон, предварительно вымывшись и отобедав, используя вилку), то тогда есть смысл сообщить автору о том, что он не владеет матчастью, допускает фактические ошибки. В этом месте вам необходимо объяснить автору, в чем заключается проблема. Тогда ваш отзыв будет не столько отрицательным, сколько полезным для автора.

Пример хорошего критического отзыва:
*********
Автор, добрый день! Совершенно случайно наткнулся на ваш текст, прочитал его и у меня осталось двойственное впечатление. С одной стороны вы подняли очень важную тему, о которой, безусловно, надо говорить. А с другой стороны вы не смогли ее до конца раскрыть. Мне остался неясен мотив побега Колобка. У него хорошие Бабушка и Дедушка, конфликта между ними не было, а он взял и сбежал. Почему? Что послужило причиной этого побега? В чем была недоработка Бабушки и Дедушки? Тема раскрыта не до конца и потому осталась непонятной. И конец вы скомкали - что значит ам и съела? Как будто вам надоело писать, и вы решили закругляться. В общем, я бы еще поработал над началом и концом этого произведения. А в остальном все очень хорошо. Прекрасно раскрыты образы Зайца и Медведя.
*********

Пример хорошего отзыва с элементами критики:
*********
Очень интересная сказка. Интересная и поучительная. Если посмотреть на героев со стороны, то можно провести параллели с современным миром. Например, Колобок - поздний ребенок у стариков. Ребенок горячо любимый, долгожданный и потому очень балованный. Что происходит с этим ребенком? Он начинает бунтовать и уходит из дома, где его подстерегает куча опасностей. Я сама была такой и хорошо его понимаю - хочется вырваться из-под опеки, вот только куда? Хорошо раскрыт персонаж Зайца. Он выступает добродушным другом, который, вроде бы не обидит, а на самом деле готов предать в любой момент. Медведь - вот его роль мне не совсем понятна. Мне кажется, что этот персонаж недоработан, потому что не понятна его смысловая нагрузка - он ведет себя как Заяц, но если Заяц привлекает к себе интересным характером, то в чем роль Медведя? Ну и Лиса, как и положено быть Лисе - лживое существо, заманившее глупого Колобка в ловушку. Очень печально, что среди нас живут такие лисы... Большое спасибо автору за это произведение. Очень поучительно.
*********

Какие отзывы писать не надо и почему
Очень короткий отзыв
Вроде бы все очень круто - вы высказали свои мысли и должны теперь получить поцелуй от автора и рукоплескания от прочих читателей. А автор что-то остался недоволен и остальные мимо пробежали, не заметив ваших светлых мыслей. А вы-то старались, отзыв писали. Но так ли вы на самом деле старались? Представьте себе, автор на протяжении нескольких недель или месяцев пишет текст, старается, изучает фактуру, шерстит интернет, пытаясь найти информацию для своего текста, консультируется со специалистами для детальной прорисовки тех или иных сцен, а в качестве отзыва получает от читателя смайлик или одинокое «спасибо». Подобный отзыв напоминает собачью метку на столбе - «здесь был пес Вася». То автор он тратил время на то, чтобы написать для вас текст, а вы не соизволили даже включить голову, чтобы написать ему несколько предложений отзыва, выделив пять минут? Найдите немного времени на то, чтобы сделать более развернутый комментарий. Другим будет интересно узнать, что именно вас порадовало в произведении и почему, что не понравилось и почему, какие мысли у вас появились в процессе чтения. Но даже простое «спасибо» лучше, чем вообще ничего.

Пример очень короткого отзыва:
*********
Круто! Проду!
*********

Пересказ текста
Авторы очень не любят, когда текст пересказывают в отзывах, потому что в любом тексте есть определенная интрига и таким образом читатель выдает возможным читателям всю эту интригу сразу. Это то же самое, что еще в аннотации написать, что убийца - садовник. То есть читать уже и смысла нет. Не оказывайте медвежьей услуги, не пересказывайте текст, не сдавайте всю интригу автора и не лишайте других удовольствия самим догадаться, как будет развиваться сюжет дальше.

Пример отзыва-пересказа:
*********
Ой, это совершенно прекрасный рассказ! Я так рада, что прочитала его. Сначала я переживала, когда Колобок ушел от Бабушки и Дедушки, а когда он добрался до Зайца, то я вся такая трепетная стала. А потом был Медведь - ну это ващееее крутецкая сцена была. Ну и Лиса, конечно, не подвела, все-таки слопала Колобка. Очень крутой рассказ! Мне понравился.
*********

Комментирование текста
В отличие от предыдущего варианта, здесь текст не пересказывается, а пересказываются отдельные сцены или диалоги. Вроде бы и отзыв есть, а как его прокомментировать - не понятно. Создается ощущение от подобного отзыва, что комментирующий пытается объяснить автору поступки и реплики его же героя. Зачем? Не понятно... Старайтесь написать такой отзыв, чтобы другие читатели вступили с вами в диалог, а может и автор еще присоединится к вашей душевной беседе. Не комментируйте каждое предложение текста. Выбирайте только очень яркие и особенно понравившиеся вам моменты.

Пример отзыва-пересказа сцены:
*********
Ну, это нечто, когда Колобок рассказал Зайцу, что ушел от Бабушки и Дедушки, я думала, что он ему не поверит. Но Заяц был коварный и он решил съесть Колобка. А Колобок давай ему песню петь, что от Бабушки ушел и от Дедушки ушел... Хитрый он, зубы Зайцу заговаривал. И тоже самое он Медведю напел. Странный такой, хоть бы текст изменил. Молодец, автор, пиши исчо!
*********

Якобы положительный отзыв
«Странно, ты такая толстая, рожа кривая, губы уродские, глаза косят, нос картохой, а стрижка ничего получилась, смотрится» - когда автор подобного высказывания получает яркий негатив в виде реакции на свой комплимент, он искренне недоумевает: «А что я такого сказал, я же похвалил!»
Если вы хотите указать на недостатки текста, то сделайте это нормально и с примерами, а не пишите общие слова вроде - текст отстой, но читается на одном дыхании. Если вы говорите, что текст ничего, но чего-то не хватает, вяло и ни о чем, то укажите места, которые, по вашему мнению, не доработаны.

Пример отрицательного положительного отзыва:
*********
Сказка, конечно, рассчитана на малолеток, я такое не читаю, все примитивно, просто, и никакой интриги нет, я сразу все понял. Но песня в конце ничего, мне понравилось. Автор, конечно, не талант, но пусть пишет.
*********

Отзыв-снисхождение
К автору приходит королева и начинает с высоты своего птичьего полета рассказывать, как надо писать, строить сюжет, выводить сюжетные линии и прорисовывать героя. Так и хочется предложить ей написать что-то самой, чтобы, так сказать, показать нам, неучам, высокое мастерство. Но королева не писатель, королева читатель, поэтому у автора такой отзыв обычно вызывает только неприятие.

Пример снисходительного отзыва:
*********
Что-то я даже не знаю... Сюжет однозначно подкачал. Надо было делать Колобка настоящим мужиком, чтобы он справился со всеми одной левой и вышел героем. А что тут написано? Колобок-то не герой, а так... Съели главного героя. Да и песни... Ну что это за «я от Бабушки ушел, я от Дедушки ушел»? Надо было добавить патриотичности - «вихри враждебные веют над нами!» Ну, хоть так. А эта Лиса? Почему именно Лиса? Никакой оригинальности! Во всех сказках есть Лиса. Штамп на штампе. Вообще не понимаю, как я дочитала до конца этот бред. Фигня полная, я зря потратила на вас свое время.
*********

Отзыв-оскорбление автора
Если вы решили публично самоутвердиться за счет автора и потешить себя любимого, унижая автора своим опытом, знаниями и взглядом на жизнь, то пять раз подумайте, прежде чем это сделать. Вероятность того, что автор попадется с зубами и сам вас раскатает будь здоров, очень велика. Готовы ли вы сами получить прилюдный пендаль? Если же автор нежен и раним, то самоутверждаться за счет таких еще хуже.

Пример оскорбительного отзыва:
*********
Мрак вообще! Автор, ты где видел, чтобы булки по полю катались? Ты белены что ли объелся? А кто так пишет? Ты вообще алфавит знаешь или ты в голову только ешь? Пойди и убейся, дурень соломенный. В твоей голове только опилки!
*********

Особый смысл текста
Есть такие читатели, которые в отзыве вывернут все наизнанку, переврут все события в тексте, перекрутят все характеры героев так, что автору остается только судорожно сверяться с названием собственного текста и проверять туда ли человек запостил свой отзыв, может он ошибся, потому что автор ничего подобного не писал. Вот прежде чем сделать подобный «анализ» текста и перекрутить характеры героев, подумайте, уверены ли вы, что хотите получить ответ автора, в котором вам, скорее всего объяснят, что ваше виденье не совсем корректно.

Пример странного отзыва:
*********
Это самый жгливый текст, который я когда-либо читал! Колобок вышел таким терминатором! Крушит все вокруг, послал родителей к чертям и покатился по дорожке! А Заяц каков крутышка! Напал на нашего Колобана и давай его мутузить, но Колобан тоже неровного десятка, навалял Зайцу и отчалил радостно дальше. Личность Колобана не слишком понятна тут. Че он хочет и че ему надо? Вроде как крутой и все дела, а младших обижает. Вообще не понятно ничего.
*********

Отзыв пишется уже на стадии прочтения. Нужно записывать свои мысли, отношение к прочитанному, выделять самые яркие и понравившиеся вам моменты, замеченные логические нестыковки, и все, что приходит вам в голову.
Благодаря отзывам потенциальные читатели заранее могут получить первое впечатление, составить предварительное мнение о книге. Поэтому отзывы можно назвать и одним из рекламных инструментов писателя.
Разберем по отдельности чем важны отзывы для читателей, а чем – для авторов.
Важность отзывов для читателей
1.
Отзыв на книгу – это ориентир для завсегдатаев онлайн-библиотек или книжных форумов. Популярных жанров не так много, а книг в каждом – море. И отзывы в онлайн-библиотеках как раз помогают сделать выбор в пользу той или иной книги. Предположить, понравится она или нет.
2 . Появилось много новых авторов. Отзывы на творчество автора в целом помогают остановить выбор на его книгах.
3 . Самому читателю отзыв поможет разобраться в собственных эмоциях, выплеснуть их на бумагу, если книга зацепила.
4. Отзывы помогают найти единомышленников – на форумах, в авторских разделах или в онлайн-библиотеках. Бывает, что хочется обсудить любимую книгу или творчество автора, а не с кем – вокруг никто «ваше» не читает. И через ваш отзыв найдут вас, а через чужие отзывы вы найдете тех, с кем можно поговорить.
5. Отзыв поможет установить обратную связь с писателем. И если последний отзовется – обсудить планы на будущее, узнать о новых книгах и о творческом процессе в целом. Да и просто познакомиться. Как правило, вслед за творчеством многие читатели начинают интересоваться и личностью автора.
Важность отзывов для писателей
1.
Писателю крайне важно видеть, что его читают, что он востребован. А «видеть» – это не только анализ книжных продаж, если писатель публикуется, но и отзывы. Если же книги автора представлены только «электронками», важность отзывов и понимание востребованности возрастает. Это мощный стимул для работы. Писать в пустоту, для неизвестного «кого-то» – очень тяжело.
2. С помощью отзывов писатель может понять, что в его книге понравилось, а что – нет, чего стоит избегать, а что получается очень хорошо. И в последующих книгах он «подтянет» слабое и сделает акцент на сильной стороне. В итоге выиграют все – и читатели, которые не будут покупать кота в мешке и разочаровываться в творчестве автора, и сам автор.

Человек привык предполагать, что он независим от чужих мнений. Что его выбор стопроцентно самостоятелен, и нет ему никакого дела до чужих оценок. Однако это далеко не так. «Захочу – сделаю, захочу – нет» — это очередная иллюзия, которой тешит себя среднестатистический обыватель.

Роберт Б. Чалдини в своей книге «Психология влияния» достаточно подробно описывает влияние на людей принципа «социального доказательства». Он приводит в пример удивительные истории человеческих поступков, продиктованных бездумным подражанием другим людям.

Мы с вами не будем углубляться в психологию. Просто примем за аксиому утверждение: ОТЗЫВЫ РАБОТАЮТ. И так будет всегда.

Часто повторяющиеся заголовки надоедают, продающие тексты-близнецы больше раздражают, чем продают… И только его величество ОТЗЫВ по-прежнему остается важным и необходимым элементом вашей стратегии продаж.

Рассмотрим несколько правил, которые помогут вам в работе с отзывами.

Сколько отзывов должно быть?

Ответ простой – отзывов много не бывает.

В идеале каждый клиент, который воспользовался вашим товаром или услугой, должен оставить вам свой отзыв. Но на практике часто происходит так, что в суете и заботах вы прощаетесь со своими довольными заказчиками, так и не получив от них письменного подтверждения их радости от работы с вами.

Зачем столько отзывов и куда их потом девать?

Большое количество отзывов о вас или о вашей компании дает вам возможность использовать их в различных продающих инструментах – в анонсах тренингов, подписных страницах, на сайте. Лучшие из отзывов вы можете распечатать и в красивой рамочке повесить у себя в офисе, если он у вас есть. А если вы работаете дома, то все равно распечатайте и поставьте у себя на рабочем столе – будете вдохновляться перед очередным покорением вершин бизнеса.

Мне часто задают вопрос: «Сколько отзывов нужно ставить в продающий текст?»

Все зависит от размера текста. От двух-трех в коротком тексте, до десяти в разных частях длинного текста. Не утомляйте ваших читателей. Для «продажника» выберите из большого количества ваших отзывов только самые яркие.

А остальные куда?

На вашем сайте наверняка есть рубрика «Отзывы», где вы можете не стесняться и показать — насколько сильно вас любят ваши клиенты.

Но прежде чем отзыв взять, вы должны знать, как сделать это грамотно . Потому что отзыв, написанный для вас заказчиком «просто так» может быть приятным, но не достаточно весомым для принятия решения вашими новыми клиентами.

Что такое «правильный отзыв»?

Это отзыв, который закрывает возражения ваших потенциальных покупателей.

«Не слишком ли дорого?.. А будет ли это работать?.. Получу ли я обещанный результат?..»

Эти и другие сомнения клиентов вы легко рассеете с помощью правильных отзывов.

Когда и как лучше брать отзывы?

По-настоящему хорошие отзывы у покупателей получаются сразу после того, как ваша совместная работа завершена, и успешный результат от сотрудничества получен. Эмоции еще не улеглись, и клиент способен написать вам от чистого сердца добрые и теплые слова благодарности.

Не забывайте, однако, о том, что вам нужен правильный отзыв. И на вопрос заказчика «А что написать?..» попросите оставить в отзыве своё мнение на ту или иную проблему-возражение, которую вы считаете нужным закрыть.

Почему не все отзывы одинаково привлекательны?

После того как отзыв получен, не спешите целиком ставить его в продающий текст или на сайт. Даже если он правильный и закрывает много возражений.

Отзыв подобен драгоценному камню и требует ювелирной огранки.

Как правильно обработать «простынь текста», полученную от благодарного клиента?

Предлагаю вам несколько правил работы с отзывами:

  1. Выделите в отзыве главную мысль. Обычно это одно-два предложения. Сделайте это заголовком отзыва.
  2. Сократите текст, убрав из него ненужную «воду» без потери смысла содержимого.
  3. Выделите жирным шрифтом наиболее значимые мысли.
  4. Разбейте «кирпич» текста на несколько абзацев для удобства чтения.

Надо ли менять стиль отзыва? Ни в коем случае. Возможно, предложения покажутся вам несогласованными, мысль рваной и нелогичной. Неважно. Оставьте орфографию, пунктуацию и стиль письма клиента в покое. Можете исправить лишь явные опечатки, а остальное пусть будет как есть.

А если у меня нет пока клиентов? Можно отзыв придумать?

Если вы только начали работу, и довольных заказчиков у вас пока нет, то это не повод обманывать людей.

Вы можете дать человеку попробовать ваш товар или протестировать вашу услугу бесплатно. А в качестве вознаграждения за ваш труд попросите отзыв. В этом нет ничего постыдного, так начинали многие успешные предприниматели.

Ну и напоследок — список вопросов для классного отзыва

Чтобы отзыв был действительно продающий, а не просто восторг в стиле «Да, епрст, это было клёво!», предлагаю вам дать клиенту список вопросов. И ему писать проще и вам отзыв однозначно понравится.

Вопросы:

  1. Поделитесь сомнениями, которые мучили вас перед покупкой нашего продукта
  2. Поделитесь своими ощущениями от использования нашего продукта (прохождения тренинга)
  3. Как была решена ваша проблема с помощью нашего продукта
  4. Что в продукте вам понравилось больше всего
  5. Есть ли у вас пожелания по улучшению качества нашего продукта (ответ на этот вопрос выкладывать не обязательно, если он так себе))

К отзыву обязательно попросите имя и фамилию, ссылку на сайт или соцсеть и фотографию счастливого клиента

P.S. Есть еще один замечательный вид отзыва — видеоотзыв. Расскажу о нем в ближайшей статье.

С пожеланием вам хороших продаж, ваша Алиса-Наташа.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Неудача - это всегда неприятно, но только мы выбираем, расстроиться или извлечь из нее пользу.

сайт нашел 11 положительных моментов неудач. Осталось взять их на вооружение и повернуть везение в свою сторону.

1. Неудача - зарядка для ума

2. Неудача помогает найти свой путь

Неудача может стать отправной точкой на пути к успеху. Быстрее и легче принимать решения поможет квадрат Декарта . Для этого задайте себе 4 вопроса:

  • Что будет, если это произойдет?
  • Что будет, если это не произойдет?
  • Чего не будет, если это произойдет?
  • Чего не будет, если это не произойдет?

Проанализировав ответы, справиться с сомнениями и сделать выбор гораздо легче.

3. Неудача вдохновляет на новые свершения

Неудача мотивирует ставить цели и достигать их. В планировании новых задач поможет метод SMART . Каждая буква в названии имеет свое значение:

  • S (Specific) - конкретный. Четко сформулируйте цель (например, иметь спортивное тело).
  • M (Measurable) - измеримый. Определите, чем конкретно измеряется ваша цель (вес - 60 кг).
  • A (Attainable) - достижимый. Подумайте, с помощью чего вы будете достигать цели (режим дня, тренировки, питание).
  • R (Relevant) - актуальный. Опишите задачи, которые вы должны решить для достижения цели (заменить час просмотра сериалов вечером на приготовление полезного обеда).
  • T (Time-related) - привязанный ко времени. Определите время достижения цели (6 месяцев).

4. Неудача дарит опыт

Анализировать свои действия - полезная привычка, которая помогает увидеть ситуацию со стороны и научиться избегать неудач в будущем. Используйте метод Гиббса Reflective Cycle («Рефлексия») . Нужно задать себе следующие вопросы:

  • Что произошло?
  • Что я почувствовал?
  • Какие плюсы и минусы у этой ситуации?
  • Что я мог бы сделать в следующий раз, чтобы получить лучший результат?

5. Неудача помогает освоить новое

Если вас постигла неудача, не отчаивайтесь, а ищите другой способ решения проблемы. Используйте метод «мозгового штурма» : прогоните внутреннего критика и запишите все идеи для реализации цели, которые пришли в голову, даже самые странные и фантастические. Через некоторое время проанализируйте их и выберите то, что подойдет вам лучше всего.

6. Неудача помогает принять настоящего себя

Часто мы пытаемся казаться кем-то другим, чтобы произвести впечатление. Попробуйте медитировать . Выберите технику, которая подойдет именно вам, и загляните внутрь себя. Когда ваш разум успокоится, вы сможете понять, что действительно нужно именно вам, а не окружающим.

7. Неудача сближает друзей

Если сдвинуться с места в решении проблемы не удается, используйте технику «подталкиваний» .

  • Окружите себя людьми и атмосферой, которые стимулируют работоспособность. Это будет работать как «бессознательное подталкивание»: вы не будете о них задумываться, но они будут вам помогать.
  • Установите в телефоне напоминалки о задачах - это «сознательное подталкивание», которое поможет держать дела под контролем.

8. Неудача учит распределять дела и время

Чтобы грамотно спланировать дела, используйте матрицу Эйзенхауэра . Разделите листок бумаги на 4 части и запишите на нем все ваши дела, распределив их на:

  • Срочные и важные
  • Несрочные, но важные
  • Срочные, но неважные
  • Несрочные и неважные

Так вы увидите, на что стоит обращать внимание в первую очередь.

9. Неудача помогает расставить приоритеты

Какой из компетенционных вопросов самый трудный? Для многих именно этот: Расскажите мне о времени, когда у вас что-то не получилось . Все чаще рекрутеры включают этот вопрос в поведенческое собеседование. Эксперты в сфере HR даже говорят, что это самый важный вопрос, который необходимо задавать кандидату. Очевидно, что вы не можете себе позволить провалить его.

Однако мой опыт показывает, что большинство кандидатов не умеет правильно отвечать на этот вопрос. Почему это так сложно? Все компетенционные вопросы достаточно каверзные, и этот вопрос из их числа. Его задают, чтобы узнать о вашем негативном опыте. На собеседовании не принято рассказывать о своем отрицательном опыте, потому что вы сосредоточены на том, чтобы представить себя в наиболее выгодном свете перед своими потенциальными работодателями. И это нормально.

Вы должны быть откровенными, но не слишком. Как говорить о своей неудаче, при этом не уменьшая своих шансов на получение этой работы?

Следующие советы помогут вам подготовиться к ответу на этот важный вопрос.

Что такое компетенционные вопросы?

Компании задают компетенционные вопросы, чтобы узнать о ваших прошлых результатах. Исследования по отслеживанию процесса найма и увольнения в компаниях по всему миру показывают, что — самый эффективный способ прогнозирования будущих результатов и подбора подходящих кандидатов. Такой не является совершенным, но это лучший метод, который мы имеем.

Компетенционные вопросы, как правило, начинаются с «Расскажите мне о времени…» или «Приведите пример…» Каждый вопрос акцентирует внимание на необходимой компетенции в данной отрасли (например, креативность, ).

Почему интервьюеры спрашивают о неудаче?

Праздновать успех прекрасно, но более важно прислушиваться к урокам, которые нам дают неудачи. Билл Гейтс

Можно предположить, что HR-менеджеры задают этот вопрос, чтобы помучить кандидатов — найти любые доказательства того, что вы совершали ошибки, и тем самым иметь серьезные причины, чтобы отказать вам. Когда вы смотрите на эту ситуацию под таким углом, неудивительно, что многие кандидаты впадают в ступор и испытывают проблемы с приведением хорошего примера о своей неудаче.

Возможно вас это успокоит, если вы узнаете, что менеджеры по персоналу не ждут, что вы будете идеальными. Они знают, что у всех случаются провалы. Они задают этот вопрос, чтобы понять:

  • Тот ли вы человек, который умеет извлекать уроки из неудач?
  • В состоянии ли вы признать свои недостатки и слабые стороны?
  • Готовы ли вы идти на разумный риск?
  • Какими вы представляете себе успех, неудачу и риск в целом?

В конце концов, если вы никогда не терпели неудачу, то вы, вероятно, никогда и не добивались значительного успеха. Потенциальные работодатели хотят знать: умеете ли вы учиться на своих ошибках?

Наиболее распространенными формулировками вопроса являются: «Расскажите мне о времени, когда вы потерпели неудачу» или «Расскажите мне о своей самой большой ошибке». Также есть и другие вариации на эту тему:

  • Какая ваша самая большая профессиональная неудача?
  • Расскажите мне об ошибке, которую вы совершили.
  • Какая ваша самая крупная ошибка и чему вы научились?
  • Расскажите мне о принятом вами решении, о котором вы теперь сожалеете.

Как НЕ надо отвечать на компетенционный вопрос про неудачу.

Самая распространенная ошибка состоит в том, что на этот вопрос кандидаты НЕ отвечают. Я понимаю, почему кандидат впадает в ступор, когда его спрашивают об его ошибках. Если вы заранее не подготовились к освещению этой темы, то тогда будет трудно быстро привести хороший пример, который показывает вас с лучшей стороны, даже при ответе на такой вопрос.

Многие кандидаты какое-то время произносят «гм», «мм» или «аа», пока, наконец, не скажут: «Я не могу припомнить ни одной серьезной неудачи. Наверное, мне повезло, что на всех позициях, которые я занимал, я преуспевал.» Этот ответ, может показаться нейтральным и безопасным. Тем не менее, с точки зрения интервьюера, вы совсем не ответили на вопрос — вы его провалили!

Такой не-ответ может быть интерпретирован четырьмя способами:

  • Вы считаете себя идеальным и, следовательно, вы либо не стремитесь к самосовершествованию либо не обладаете навыками критического мышления.
  • Вы скрываете историю об ужасной неудаче, которую вы не хотите делать достоянием общественности.
  • Вы не устанавливаете себе высокую планку, поэтому никогда не терпите неудачу.
  • Вы всегда ведете себя осторожно и никогда не рискуете, или не совершаете каких-либо решительных действий.

Ни одна из этих интерпретаций не придает вам никакой ценности в глазах интервьюера, тем самым уменьшая ваши шансы получить это предложение.

Другой распространенной ошибкой является то, что кандидаты могут сказать что-то, не подумав. Некоторые из них слишком взволнованы и способны в таком состоянии сболтнуть глупость. Они рассказывают историю, которая выставляет их действительно в плохом свете.

Как НАДО отвечать на компетенционный вопрос про неудачу.

Я настоятельно рекомендую каждому кандидату приготовить историю о неудаче. Как я уже упоминала ранее, этот вопрос стал очень распространенным на собеседовании. Но, возможно, вам настолько повезет, что интервьюеры будут задавать вопросы о вашем или , или — вопросы, которые помогут вам показать свои сильные стороны и скрыть слабые. Но разве не лучше быть готовым услышать: «Расскажите мне о своей большой неудаче».

Как всегда, когда речь заходит о подготовке к поведенческим вопросам, я рекомендую вам использовать технику STAR в качестве основы для составления своей истории о неудаче. С помощью техники STAR вы структурируете свой ответ и записываете только основные аспекты вашей истории (Situation — ситуация/Task — задача, Actions — действия, и Results — результаты). Эта техника позволяет вам не потерять фокус и не уйти в сторону. Без целенаправленной подготовки этого будет тяжело добиться.

Как выбрать хорошую историю о неудаче.

Перед тем как начинать с техники STAR, вы должны выбрать хорошую историю, которую вы будете рассказывать на собеседовании. Очень важно выбрать такую историю о неудаче, которая сослужит вам добрую службу.

Все терпят неудачи — большие или не очень. Хитрость в том, чтобы привести пример, подчеркивающий ваши сильные стороны. Вот несколько рекомендаций, как выбрать хорошую историю:

  1. Расскажите про настоящий провал. Вы должны ответить на этот вопрос. Не говорите, например, «Мы увеличили продажи на 35%, но я хотел бы сделать больше, поэтому я чувствовал себя полным неудачником. Наверное, я просто перфекционист.»
  2. Не будьте слишком откровенны. В то же время, вы не должны раскрывать свои самые глубокие и темные тайны. Не говорите о неудаче, которая стала результатом серьезной личной ошибки. Провал команды может отлично подойти для истории, потому что вы разделили ответственность с другими. Не забудьте признать свою роль в этом и не пытайтесь свалить всю вину на своих коллег.
  3. Сосредоточьтесь на уроках . Выберите историю, которая заканчивается тем, что вы чему-то научились, извлекли из этого уроки. В идеале, вы должны рассказать об успешном применении полученных знаний и навыков в последующих проектах.

Пример ответа на вопрос — «Расскажите мне о вашей самой большой профессиональной неудаче»

Предложенный пример составлен по технике STAR. Вы заметите, что он очень детальный. Я специально это сделала, чтобы показать вам, как может звучать ответ по STAR на собеседовании. Когда вы станете готовить свои собственные истории, используя технику STAR, то не нужно писать полные предложения с плавными переходами. Вы просто воспользуйтесь маркированным списком для создания структуры ответа, потому что каждый раз ваша история будет немного отличаться.

S/T (Situation — ситуация/Task — задача )

  • Это предыстория. Предоставьте краткий обзор ситуации для понимания контекста.

Пример использования маркированного списка для описания ситуации/задачи:

  • Я бы сказал, что моя самая большая профессиональная неудача произошла на позиции менеджер проектов в компании АВС, в которой я сейчас работаю.
  • В прошлом году наша команда не смогла получить новый проект на 100 миллионов рублей от одного из наших клиентов.
  • Проект должен был быть наш, но мы совершили ошибку и его упустили.

Плюсы такого ответа: Этот кандидат берет на себя ответственность за провал и не пытается приукрасить его или оправдаться.

Совет: Дайте интервьюеру основную информацию по ситуации. Акцент должен быть сделан на положительной стороне — уроки, которые вы извлекли — именно об этом вы будете говорить позже в разделе Results (результаты).

А (Actions — действия )

  • После того, как вы кратко описали ситуацию, пришло время подробно рассказать о том, что именно случилось и почему.

Пример использования маркированного списка для описания действий:

  • Я думаю, что самая главная проблема была в том, что вся команда считала этот проект уже нашим и воспринимала его как должное. У нас были очень хорошие отношения с клиентом, и мы только что успешно завершили для него проект.
  • Вся наша команда во главе с менеджером отправилась на встречу с клиентом, чтобы представить ему презентацию. Встреча прошла хорошо, и мы получили положительную обратную связь.
  • Но, оглядываясь назад, мы не приложили дополнительных усилий, чтобы поразить клиента. Мы не пытались сделать все возможное и невозможное, как должны были. Это позволило нашему конкуренту провести впечатляющую презентацию и получить проект.
  • В то же время, мы не смогли по-настоящему понять все ключевые проблемы клиента. Они сказали нам, что цена — №1 в списке тем для обсуждения, поэтому мы сосредоточились на демонстрации рентабельности.

Плюсы такого ответа:

  • То, что случилось — это, действительно, настоящий провал. Кандидат предоставил достаточно деталей для понимания всей картины, не перегрузив интервьюера ненужными подробностями и не уходя в сторону от основной темы.
  • Кандидат явно думал о причинах неудачи и анализировал свою роль.
  • Он взял на себя ответственность и определил, что он и его команда, могла бы выполнить свою работу лучше.
  • Он показал свой профессионализм и преданность к компании.

R (results — результаты )

  • История по технике STAR всегда имеет счастливый конец. В истории про неудачу раздел R (results — результаты) будет немного отличаться от других историй про лидерство, решение проблемы, Обычно в этом разделе описываются положительные результаты от ваших предпринятых действий (увеличил объем продаж, снизил расходы). У истории про неудачу неожиданный финал. По определению, неудача не может быть положительным результатом. Положительный результат приходит позже и делается акцент на извлечении уроков и приобретении нового полезного опыта.

Ошибка - это будущая удача, настоящую ценность которой еще только предстоит понять. Эдвин Лэнд - изобретатель фотоаппарата Polaroid

Пример использования маркированного списка для описания результатов:

  • Потеря проекта стала настоящим ударом для компании — в финансовом отношении и с точки зрения морального духа сотрудников.
  • Я вызвался провести анализ произошедшего, чтобы извлечь из этого уроки.
  • Урок №1, который извлекла наша команда — никогда не считать клиента, как данность и никогда не проводить презентации на уровне «более-менее». Мы должны превзойти ожидания клиентов. И я могу сказать, что с тех пор мы так и поступаем и это дало нам рекордное количество заказов.
  • Лично я понял, что нужно больше обращать внимание на потребности клиента и стараться читать между строк.
  • Хотя я занимаю должность менеджера по проектам и продажи не являются моим основным направлением в работе, я, тем не менее, могу ежедневно поддерживать контакт с клиентом и помогать компании привлекать новые проекты.
  • Я решил пройти курс по продажам для развития соответствующих навыков. И я обнаружил, что теперь больше вовлечен в процесс развития бизнеса и значительно преуспел в этом.

Плюсы такого ответа: Кандидат проанализировал, что пошло не так и, какие уроки из этого можно извлечь. Он рассмотрел ситуацию с разных точек зрения — компании, команды, личной. Он показал, что уроки были усвоены, говоря о последующих проведенных успешных презентациях. Он больше фокусируется на результатах, чем на неудаче.

Не забудьте потренироваться.

Если вы постоянный читатель моего блога, то вы знаете, что я придаю особое значение тренировке. Тренировка интервью может показаться вам не столь значимым занятием в период поиска работы, но она невероятно эффективна. Я вижу, какую важную роль играет тренировка для соискателей, особенно, когда дело доходит до ответов на компетенционные вопросы.

Коммуникативная неудача (ошибка) - это такой сбой в общении, при котором не решается или почти не решается поставленная коммуникативная (речевая) задача.

Первая причина коммуникативной неудачи - нарушение общающимися принятых норм поведения. В этом случае общающиеся (оба или один из них) оказываются в неловком положении.

Как в следующих диалогах:

  • Книжку отложите, пожалуйста. Как вас зовут?
  • Насколько я помню, мужчина должен представляться первым!
  • У вас сколько имеется сбережений? (Бармен замялся).
  • Ну что, опять твой Петька вовремя домой не приходит? Все уроки прогуливает!
  • Слушай, не вмешивайся не в свое дело!

Прекрасной иллюстрацией такого сбоя в общении является рассказ М. Жванецкого «Как ваше здоровье, дедушка?»

  • Дедушка, дедушка, как ваше здоровье? Нет, нет, мы незнакомы, дедушка, но меня интересует. Вижу, вы вздыхаете.
  • Честное слово, я просто так. Как ваше здоровье, дедушка, дорогой?
  • Нет, я не из поликлиники. Я же вам говорю, просто так. Да нет, ну что вы, дедушка, я не от Зины. Я не знаю Зину, я прохожий. Вижу, вы переходите улицу, я шел за вами. Я случайно шел за вами. И думаю, спрошу, как здоровье. Погода великолепная сегодня. Нет, не хотите отвечать - пожалуйста. До свидания.
  • Я вам говорю, я просто поинтересовался. Честное слово, я вас не знаю. Клянусь, я вас вижу в первый раз. Я просто так спросил. Как ваше здоровье? И все. Ну, хорошо. Не хотите отвечать - не надо.
  • Все. Я пошел. До свидания.
  • Отец, идите своей дорогой. Я говорю, у меня сегодня хорошее настроение, и я спросил, как ваше здоровье. Ну что здесь такого? Я ничего не думал. Незнакомы, незнакомы. И не работали вместе, и не учились. Как мы могли учиться вместе? Ну, как?
  • Я не знаю вашу дочь. И в Саратове никогда не был. Я просто спросил, как ваше здоровье. Все! Вам куда? А мне налево. И чудесно...

Вторая причина коммуникативных неудач связана с нарушением выбора языковых средств. Если Вы проанализируете речевое поведение говорящих в следующих примерах, Вы, бесспорно, найдете двусмысленные выражения, неточности и ошибки.

Из реплики телезрительницы:

  • Ой, страшное дело! Если б ты знала, как он выглядел! Теперь я его наистрашнейшая поклонница!

Из разговора подруг:

  • Ты знаешь, я сегодня была в Доме литераторов на вечере. Собралось много молодых, начинающих. Много рассказов прочитали члены литературного кружка «Факел», но ни один из них нам не понравился.

Из разговора

  • Мы сегодня двор убирали. Работал он не прикладая рук.

Мы всегда говорим с какой-то целью (наша речевая задача или коммуникативное намерение) и стремимся «поразить» эту цель в самое «яблочко», израсходовав при этом как можно меньше слов-«стрел». Но не всегда это удается. Не всегда мы достигаем того, чего хотели и не всегда получаем в ответ понимание партнера. Иногда даже мы сталкиваемся с агрессией собеседника, к своему большому удивлению. И виним мы, конечно, собеседника. Между тем, очень часто причиной такого неудачного общения являемся мы сами.

Когда же общение бывает неудачным? Этому есть четыре причины:

  • нарушение норм поведения, принятых в обществе (помните рассказ М. Жванецкого «Как Ваше здоровье, дедушка?)
  • нарушение языковых норм, неточность речи (наистрашнейшая поклонница, не прикладая рук)
  • невнимание к ситуации общения
  • нарушение несловесных норм речевого поведения

Первые две причины мы уже рассмотрели во вчерашней статье «Причины коммуникативных ошибок» (см. ниже). Поговорим о последних двух.

Итак, третья причина коммуникативной неудачи: мы не учитываем обстоятельства, при которых осуществляется общение; с кем говорим, зачем, неудачно выбираем место или время и т. д. Таким образом мы ставим человека в неудобное положение: слушатель не хочет отвлекаться от дела, которым он занят в данный момент; или присутствует третье лицо, при котором он не хочет говорить.

В этих ситуациях мы рискуем услышать в свой адрес такие слова:

  • Ну, нашел время об этом говорить!
  • Здесь не место выяснять отношения!

Вот еще примеры такого несоответствия (попробуйте увидеть их сами):

Разговор перед экзаменом

  • Не трусь ты! Сдашь ты этот экзамен! Слушай, такой интересный фильм вчера по видику смотрел! Хочешь, расскажу?
  • Нет, уж лучше потом.

Разговор двух подруг на автобусной остановке

  • Попробовала твой пирог слоеный. Очень вкусно! Пальчики оближешь!
  • Слушай, раз так - записывай быстренько рецепт. Он короткий. Успеешь.
  • Да я тебе позвоню, потом не торопясь все запишу.

Разговор мужа с женой перед приходом гостей

  • Дорогая, ты готовишь великолепно (какой стол накрыла), но ты опять забыла сдать книги в библиотеку. Три раза уже звонили. Одна из книг очень нужна профессору Тихомирову. А ведь ты знаешь, он мой руководитель.
  • Успокойся! Нашел время напоминать мне, что я все время что-то забываю!

Из письма подруге

Не писала ты мне так давно! И, как всегда, будешь, конечно, оправдываться. Все у тебя дела! Все тебе некогда! Ну, уж ладно. Пишу тебе, конечно, не за этим. Ведь у тебя скоро день рождения (я-то о тебе помню!). Поздравляю тебя, подружка, и желаю не быть такой забывчивой.

Во всех этих примерах говорящие не учитывают коммуникативно-речевую ситуацию (адресата, место, время, речевую задачу или цель нашей речи). Если нарушается хотя бы один из ее компонентов, то автоматически нарушается вся ситуация, под которую должна «подстраиваться» речь говорящего. Если такой «настройки» на речевую ситуацию нет, мы не достигаем поставленной цели. Речь наша становится менее эффективной, результативной, убедительной.

Четвёртая причина коммуникативной неудачи: мы говорим либо очень тихо, либо, напротив, очень громко, или у нас есть какие-то дефекты речи, которые мешают слушателю нас понимать.

К людям, которые совершают такого рода коммуникативные ошибки собеседники часто обращаются с такими словами:

  • Что ты шепчешь себе под нос?
  • Что-что? Ничего не слышно!
  • Что ты жуешь?

Правда, вы сами понимаете, что не все и не всегда скажут нам об этом. Вежливый, воспитанный человек, конечно, так говорить не будет, особенно в общении с мало знакомым человеком. Подчиненные вряд ли скажут об этом руководителю, при этом, однако, поставленная задача не совсем им будет ясна, и они «дорисуют» недостающие компоненты в своем воображении. А потом уверенно заявят, что именно это и велел им начальник. Знакомо?! В целом, это касается любой из четырех ошибок (далеко не всегда мы услышим что-то, подсказывающее нам о совершенной ошибке), поэтому следует знать причины коммуникативного сбоя и учитывать их при общении!

Хотите овладеть методами эффективного общения?

Хотите научиться избегать неудач?

Тогда записывайтесь на курс «Азбука риторики»!