Бизнес блог

Пути и скорость видообразования презентация. Урок биологии "Видообразование


Видообразование – процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во времени. Видообразование – процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во времени. Симпатрическое (биологическое)Аллопатрическое (географическое) Способы видообразования: а) Аллопатрическое b) Симпатрическое Между популяциями происходит географическая изоляция. В результате прерывается обмен генами. Возникновение генетических различий постепенно приводит к неспособности особей из разобщённых популяций к скрещиванию, что и становится причиной образования новых видов. Между популяциями происходит биологическая изоляция: переход на новую кормовую базу; изменение ритма активности, сроков спаривания или генетических качеств (число или структура хромосом).


Возникновение видов ландыша. (аллопатрическое) Исходный вид несколько миллионов лет назад, в третичном период, был широко распространён в лиственных лесах Евразии. С наступлением ледников в четвертичном периоде единый ареал вида был разорван на несколько частей, и ландыш сохранился лишь на территориях, избежавших оледенения. Это Дальний Восток, Закавказье, Южная Европа. После отступления ледника ландыш, сохранившийся на юге Европы, образовал новый вид, более крупный, с широким венчиком. На Дальнем Востоке возник другой вид – с красными черешками и восковым налётом на листьях. Ландыш майский Ландыш закавказский Ландыш Кейске


Эндемичные виды вьюрков на Галапагосских островах. (аллопатрическое) Все галапагосские вьюрки произошли от единого предка, первоначально переселившегося с Южной Америки 23 миллиона лет назад. В следствие разных кормовых баз виды отличаются друг от друга размером и формой клюва, окраской оперения и вокализацией.


Возникновение видов синиц. (симпатрическое) Примером биологического видообразования считается формирование пяти видов синиц. Эти виды отличаются по пищевой специализации и месту обитания. Так, большая синица питается крупными насекомыми в садах и парках; лазоревка добывает мелких насекомых в трещинах коры и почках деревьев, хохлатая синица питается семенами хвойных деревьев; гаичка и московка питаются преимущественно лесными насекомыми.


Виды рыб-цихлид в озере Виктория. (симпатрическое) В африканским озере Виктория, которое образовались всего 12 тыс. лет назад, обитают более 500 видов рыб-цихлид, отличающиеся друг от друга по морфологии, образу жизни, поведению и ряду других признаков. Молекулярно- генетический анализ показывает, что все они произошли от одного общего предка. В африканским озере Виктория, которое образовались всего 12 тыс. лет назад, обитают более 500 видов рыб-цихлид, отличающиеся друг от друга по морфологии, образу жизни, поведению и ряду других признаков. Молекулярно- генетический анализ показывает, что все они произошли от одного общего предка.














1.Организационный момент

Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку.

2. Повторение ранее изученного материала

Вопрос к классу:

Какую тему изучали на прошлом уроке биологии?

Для того чтобы понять новый материал, установить взаимосвязь и обеспечить целостную картину восприятия всей темы, мы повторим ряд вопросов по теме «Адаптации организмов к условиям обитания».

1. Фронтальный опрос

Назовите основные формы приспособлений организмов к условиям окружающей среды и жизни в целом

2. Учащимся предлагается на выбор:

1. Выполнить задание 1.

«Определить вид приспособительной окраски и формы у организмов».

Выполнить задание 2.

«Приспособительное значение различных признаков».

2. Заполнить таблицу индивидуальной карточки «Относительность приспособлений организмов».

Приложение.

Молодцы! Вы хорошо запомнили все, о чеммы говорили на прошлом уроке.

3. Постановка проблемного вопроса:

Сейчас мы с вами повторили некоторые адаптации, существующие у живых организмов. Приспособленности не только позволяют организмам выжить, но и делают наш мир белее ярким, разнообразным. Посмотрите клип «Живет повсюду красота», в котором показаны видеофрагменты из жизни растительных и животных сообществ.

В. Какие виды живых организмов вы видели? Сколько их было?

Проблемный вопрос :

Почему так много видов живых организмов?

Чтобы найти ответ на этот вопрос выполним небольшую лабораторную работу.

4. Лабораторная работа по группам (3 группы)

З: 1. На предложенных заготовках изображены птицы, у которых нет клюва. Ваша задача - дорисовать клюв каждой птице, которая перешла к питанию а) летающими насекомыми, б) семенами шишек, в) насекомыми, обитающими

в древесине.

2. Предположите, как мог переход к другому способу питания отразиться на внешнем облике потомков.

Приложение 2

Ребята, работа, которую вы сейчас выполняли, называется видообразованием.

Тема нашего сегодняшнего урока – видообразование как результат эволюции.

5. Изучение нового материала

Сообщение и запись темы урока.

Разъяснение целей урока.

Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.

Задание классу:

Сформулируйте определение понятия «Видообразование».

Видообразование - процесс возникновения нового вида при определенных условиях.

Видообразование – это качественный этап эволюционного процесса.

Это означает, что образованием видов завершается микроэволюция и начинается макроэволюция.

Выделяют два способа видообразования: географическое и экологическое. Слайд 11

Познакомимся с географическим способом видообразования.

Задание классу:

1. Изучите статью «Географическое видообразование» стр. 248-250.

2. Ответьте на вопросы:

Каковы причины прекращения обмена генами между популяциями?

(Географические разделения: возникновение горной цепи, ледника, водной преграды и пр.)

Какова скорость географического видообразования?

(Протекает очень медленно, в течение сотен тысяч и миллионов лет)

Назовите путь возникновения вида в данном примере.

а) Распад популяции ландыша в результате оледенения;

б) Возникновение дарвиновских вьюрков.

(Географическое видообразование)

Рассмотрим особенности экологического видообразования.

Экологическое видообразование - происходит в пределах ареала исходного вида.

Зарождающиеся с помощью экологического видообразования виды часто называют «экологическими расами».

Экологическое видообразование может протекать несколькими способами:

а) возникновение новых видов при быстром изменении числа хромосом путем полиплоидизации;

б) превращение одного вида в другой связано с различными экологическими условиями: несовпадение мест обитания и размножения, условий обитания, пищевой специализацией и т.д.

Посмотрим анимацию «Экологическое видообразование».

Особенности экологического видообразования:

Новые виды, образовавшиеся таким путём, чаще всего внешне (морфологически) очень близки к исходному виду.

Лишь в случае гибридогенного возникновения может появиться новая форма, отличная от родительских.

6. Закрепление знаний: (фронтально)

1. Предположить, как (механизм видообразования) могли сформироваться виды, созданные вами при проведении лабораторной работы, почему? Слайд 18

2. Составьте схему географического видообразования. (Нарисуйте стрелки)

3. Назовите изображенные на картинках способы видообразования. Почему вы так считаете?

4. Чем обусловлено существование разных форм прострела? Слайд 22

7. Вывод по уроку:

Проблемный вопрос начала урока:

1. Почему же видов живых организмов так много и они такие разные?

2.Всегда ли микроэволюция приводит к образованию новых видов?

3. Какой путь видообразования самый распространенный, почему?

8. Предъявление и обсуждение домашнего задания:

По учебнику §4.11, вопросы после параграфа, термины.

Индивидуально: Приложение 3

1 . Карточка 1.

Какой тип видообразования изображен на данной карточке? Почему вы так считаете?

2. Рабочая тетрадь к учебнику стр. 41

зад. 5 -7

9. Подведение итогов урока:

Выставление оценок:

Оценки получают те учащиеся, которые выходили к доске, представители групп, активные участники урока.

10. Рефлексия

Давайте подведем итоги. Для этого вам необходимо закончить фразу (только одну, любую): « Уходя с урока, я хочу сказать …»

1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________

2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________

3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке.

Распечатано каждому ученику






Условия осуществления видообразования При видообразовании действуют естественный отбор, приспосабливающий популяции к условиям среды их обитания, и репродуктивная изоляция, изменяющая генофонды популяций и обеспечивающая благодаря этому обособлению расхождение видов, или дивергенцию.


Разнообразие видов, существующее в природе, огромно, их общая численность составляет несколько миллионов. Со времен возникновения жизни на Земле количество существовавших когда-либо видов, как полагают специалисты, вероятно, в раз больше.






Пути видообразования Первый преобразование существующих видов (филетическое видообразование). Второй путь связан со слиянием двух существующих видов А и В и образованием нового вида С (гибридогенное происхождение) Третий путь обусловлен дивергенцией (разделением) одного предкового вида на несколько независимо эволюционирующих видов. Именно по этому пути шла в основном эволюция.


Каждый вид – это замкнутая генетическая система. Представители разных видов не скрещиваются, а если и скрещиваются, то либо не дают потомства, либо это потомство бесплодно. Следовательно, дивергентному видообразованию должно предшествовать возникновение изолированных популяций внутри предкового вида.


Формы внутривидовой изоляции Пространственная изоляция возникает между популяциями, далеко стоящими других от друга или разделенными географическими барьерами. Экологическая изоляция - форма биологической изоляции основывается на разнообразии организмов по экологии их размножения и предпочтительному местообитанию.


Длительная внутривидовая изоляция приводит к тому, что каждая популяция эволюционирует независимо. Это ведет к генетическим различиям. Популяции становятся все менее похожими друг на друга по ряду морфологических, физиологических и поведенческих признаков, что ведет к возникновению биологических механизмов изоляции и к видообразованию.




Аллопатрическое (географическое) видообразование Видообразование на разных территориях обусловлено географической (пространственной) изоляцией. Причиной такой изоляции могут быть большие реки для сухопутных животных, горы для равнинных и тому подобные препятствия, затрудняющие миграцию животных или разнос семян растений. Большие расстояния, разделяющие популяции, имеют такое же значение.


Вызывается разделением ареала вида на несколько изолированных частей. При этом на каждую такую часть отбор может действовать по-разному, а эффекты дрейфа генов и мутационного процесса будут явно отличаться. Тогда со временем в изолированных частях будут накапливаться новые генотипы и фенотипы. Особи в разных частях ранее единого ареала могут изменить свою экологическую нишу. При таких исторических процессах степень расхождения групп может достигнуть видового уровня.


Например: Ландыш майский - распространен на Европейской территории России Ландыш, произрастающий в Приморском крае и на Дальнем Востоке (у него более жесткие, покрытые восковым налетом листья и красноватые черешки.) Ландыш закавказский (Convallaria transcaucasica) обитает в лесах Кавказа








КУМЖА Проходная рыба семейства лососей. Длина до 1 м, весит до 13 кг; каспийский лосось до 51 кг. Обитает в прибрежных водах морей Европы, в том числе в Черном, Каспийском, Балтийском и Аральском морях. На нерест идет в реки. Ценный объект промысла и разведения. Пресноводные формы кумжи форели.

















Регулярное скашивание травы в середине лета привело к образованию двух экологических рас большого погремка этого растения, различающиеся по срокам цветения: у весенней расы цветы желтые, у осенней - оранжевые. Созревание семян у третьей формы погремка приурочено к срокам жатвы. Большой погремок


У ивового листоеда существует две экологические расы - "ивовая" и "березовая". Жуки и личинки ивовой расы способны питаться только листьями ив, березовая раса может питаться как на березе, так и на иве.










Отдаленная гибридизация В природе может возникать также отдаленная гибридизация между видами с последующим удвоением хромосом в геноме. Например, по берегам реки Алдан растет небольшая популяция растения рябинокизильника, берущего начало от межвидового гибрида рябины и кизильника. Рябинокизильник - вид, полученный от межвидового скрещивания Узколокальный эндемик Якутии.







Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Процессы видообразования

Видообразование - это качественный этап эволюционного процесса. Видообразование - процесс возникновения новых видов.

Эрнст Вальтер Майр американский ученный эволюционист, который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил основные пути видообразования.

ПЕРВЫЙ ПУТЬ ВИДООБРАЗОВАНИЯ Это процесс превращения одного вида в другой, трансформация вида-предка в вид-потомок в течение больших отрезков времени без формирования дочерних видов.

ВТОРОЙ ПУТЬ ВИДООБРАЗОВАНИЯ дивергентное видообразование Аллопатрическое географическое Симпатрическое биологическое

МИКРОЭВОЛЮЦИЯ – эволюционные процессы, протекающие в популяциях на основе Наследственной изменчивости Естественного отбора Итог – образование новых видов

Географическое (аллопатрическое) видообразование. От латинских слов allo - разный и patria - родина.

I. ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ Исходная популяция Начало видообразование: формирование барьера Возникновение репродуктивной изоляции Завершение видообразования

Разнообразие дарвиновских вьюрков на Галапагосских островах

II . РАССЕЛЕНИЕ ВИДА НА БОЛЬШУЮ ТЕРРИТОРИЮ Одуванчик лекарственный Одуванчик кок-сагыз

Биологичекое (симпатрическое) видообразование.

I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РАСЫ Долгоносик большой сосновый Долгоносик дубовый

II. БЫСТРОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНОТИПА Гибридизации с последующей полиплоидией. Путем гибридизации терна и алычи с последующей полиплоидией - возникла культурная слива. Плоды сливы Плоды алычи Плоды терна + =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Процессы видообразования"

План-конспект урока "Процессы видообразования" , урок биологии в 10-м классе по учебнику " Общая биология", под редакцией Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов. Используется вместе с презента...

Видообразование - результат микроэволюции.

Географическое видообразование: изоляция, разрыв ареала, дивергенция, расширение ареала. Примеры: ландыш, заяц, рожь и пшеница, остров Мадагаскар, Дарвиновские вьюрки. Экологическое видиообразование: ...

Слайд 1

Слайд 2

Видообразова́ние - процесс возникновения новых видов. Что понимается под видом? Какие критерии используют для характеристики свойств вида?

Слайд 3

Видообразование – это качественный этап эволюционного процесса. Это означает, что образованием видов завершается микроэволюция и начинается макроэволюция.

Слайд 4

Разнообразие видов, существующее в природе, огромно, их общая численность составляет несколько миллионов. Со времен возникновения жизни на Земле количество существовавших когда-либо видов, как полагают специалисты, вероятно, в 50-100 раз больше.

Слайд 5

Пути видообразования

Пути видообразования. Слева направо – филетическое видообразование; гибридогенное происхождение вида С, дивергентное видообразование

Слайд 6

Первый - преобразование существующих видов (филетическое видообразование). Второй путь связан со слиянием двух существующих видов А и В и образованием нового вида С (гибридогенное происхождение) Третий путь обусловлен дивергенцией (разделением) одного предкового вида на несколько независимо эволюционирующих видов. Именно по этому пути шла в основном эволюция.

Слайд 7

Каждый вид – это замкнутая генетическая система. Представители разных видов не скрещиваются, а если и скрещиваются, то либо не дают потомства, либо это потомство бесплодно. Следовательно, дивергентному видообразованию должно предшествовать возникновение изолированных популяций внутри предкового вида.

Слайд 8

Формы внутривидовой изоляции

Пространственная изоляция возникает между популяциями, далеко отстоящими других от друга или разделенными географическими барьерами. Экологическая изоляция - форма биологической изоляции основывается на разнооб­разии организмов по экологии их раз­множения и предпочтительному мес­тообитанию.

Слайд 9

Длительная внутривидовая изоляция приводит к тому, что каждая популяция эволюционирует независимо. Это ведет к генетическим различиям. Популяции становятся все менее похожими друг на друга по ряду морфологических, физиологических и поведенческих признаков, что ведет к возникновению биологических механизмов изоляции и к видообразованию.

Слайд 10

Способы видообразования

Слайд 11

Аллопатрическое (географическое) видообразование

От латинских слов allo - разный и patria - родина. Самый распространенный способ Обеспечивает возможность морфологической дивергенции, которая может происходить под действием нескольких факторов.

Слайд 12

Условия обитания в географических изолятах могут существенно различаться. Естественный отбор будет приводить к морфологической дивергенции этих популяций вследствие адаптаций к разным условиям существования. Наиболее благоприятные условия для адаптивной радиации складываются на группах островов (архипелагах), находящихся на значительном удалении от материка.

Слайд 13

Адаптивная радиация - возникновение нескольких видов от одного предкового, связанное с развитием у них адаптаций к различным условиям внешней среды.

Слайд 14

Цветочницы оказались первыми птицами, заселившими Гавайский архипелаг. Отсутствие конкуренции с другими видами вызвало быструю адаптивную радиацию: оказавшись в благоприятных условиях, цветочницы образовали разнообразные виды, отличающиеся пищевыми предпочтениями и, в соответствии с ними - и формой клюва.

Древесница Серпоклювка

Попугайная цветочница

Слайд 15

Различия между видами, обитающими на соседних островах, в свое время натолкнули Ч. Дарвина на идею происхождения видов, и с тех пор птицы носят имя дарвиновых вьюрков.

Славковый вьюрок

Толстоклювый древесный вьюрок

Большой земляной вьюрок

Слайд 16

Один из видов манящих крабов - Uca tetragonon обитает в части берега, затопляемой во время прилива, среди осколков ракушек, обломков отмерших кораллов; его можно встретить и на песчаных и илистых почвах. Второй краб - Uca perplexa живет встречается только на илистых грунтах.

Uca perplexa Uca tetragonon

Слайд 17

Наиболее яркие примеры географического видообразования - комплексы близкородственных видов, формирующих кольцевые ареалы. Ареал комплекса больших белоголовых чаек охватывает широким кольцом северное полушарие земного шара. В пределах комплекса выделяют до 15 различных форм, различающихся по окраске спины и крыльев, цветом ног и окологлазничного кольца.

Слайд 18

КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ

Представлена в распечатках на партах в виде таблицы В предложенной классификации изолирующие механизмы расположены в последовательности их вступления в действие: если одни оказываются несовершенны, начинают работать другие. Обычно для каждой пары близкородственных видов можно выделить несколько изолирующих механизмов. При этом для надежной репродуктивной изоляции не нужен весь их спектр, часто бывает достаточно двух или трех.

Слайд 19

Кряква и шилохвость часто гнездятся бок о бок друг с другом, населяя пресноводные водоемы лесной полосы. В зоопарках смешанные пары - не редкость. Большинство яиц в их кладках оказываются неоплодотворенными, но из оплодотворенных яиц вылупляются вполне жизнеспособные и плодовитые гибриды. Брачное поведение гибридов нарушено в следствие чего им трудно сформировать брачную пару в природных условиях.

Шилохвость. Кряква

Слайд 20

Кольцевой ареал чаек. На берегах Северного и Балтийского морей обитают два вида чаек – серебристая чайка и клуша-хохотунья. Эти два вида объединяются друг с другом на другом краю ареала, образуя цепь связанных популяций

Слайд 21

Симпатрическое (биологическое) видообразование

Происходит в пределах ареала исходного вида в результате биологической изоляции. Осуществляется на основе территориально единой популяции, у которой имеются четко различающиеся формы особей. Возникновение новых видов может происходить различными путями

Слайд 22

Например, в африканским озере Виктория, которое образовались всего 12 тыс. лет назад, обитают более 500 видов рыб-цихлид, отличающиеся друг от друга по морфологии, образу жизни, поведению и ряду других признаков.

Слайд 23

Зарождающиеся с помощью симпатрического видообразования виды часто называют «экологическими расами»

Слайд 24

Регулярное скашивание травы в середине лета привело к образованию двух экологических рас большого погремка этого растения, различающиеся по срокам цветения: у весенней расы цветы желтые, у осенней - оранжевые. Созревание семян у третьей формы погремка приурочено к срокам жатвы

Большой погремок Alectorophus major

Слайд 25

У ивового листоеда существует две экологические расы - "ивовая" и "березовая". Жуки и личинки ивовой расы способны питаться только листьями ив, березовая раса может питаться как на березе, так и на иве.

Слайд 26

ХРОМОСОМНОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ

Связан с изменением числа и форм хромосом, которое часто приводит к нескрещиваемости новой формы с родительским видом. Его часто называют внезапным. Таким образом могут возникать новые виды у организмов, способных к самооплодотворению, вегетативному или однополому размножению (партеногенезу). Наиболее обычен этот тип видообразования у растений, но встречается он и у некоторых групп животных - моллюсков, насекомых, рыб, амфибий и рептилий.

Слайд 29

У растений встречается и другой, более редкий способ хромосомного видообразования - путем гибридизации с последующей полиплоидией. Именно таким образом - путем гибридизации терна и алычи с последующей полиплоидией - возникла культурная слива.

Слайд 30

Хромосомное видообразование возможно у тех групп животных, которые способны к однополому размножению (партеногенезу): развитию яиц без оплодотворения. Близкородственные виды, возникшие таким образом, обнаружены, например, у саламандр рода Ambistoma.

Тигровая саламандра Ambytoma sp.

Слайд 31

У грызунов нередки случаи, когда близкие виды отличаются по количеству и форме хромосом. Например, у слепушонок (Ellobius talpinus) существует 16 форм внешне не отличимых друг от друга, но отличающихся по количеству хромосом (от 32 до 54). Некоторые из форм способны скрещиваться друг с другом и давать плодовитое потомство, между другими же есть репродуктивная изоляция.

Слепушонка Ellobius talpinus

Слайд 32

Домашнее задание

Параграф 40 Ответить на вопросы: Назовите основные пути видообразования. Какие факторы могут приводить к изоляции популяций? Как влияет длительная изоляция на генетическую структуру изолированных популяций? На каких механизмах основывается аллопатрическое видообразование? Приведите примеры аллопатрического видообразования. В каких случаях происходит симпатрическое видообразование? Приведите примеры.

Слайд 33

Использованные источники

Copyright ©Рис. Е.Н.Букваревой.. http://evolution2.narod.ru/evo19.htm http://afonin-59-bio.narod.ru/4_evolution/4_evolution_lec/evol_lec_09.htm Материалы Дарвиновского музея Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Под общей ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.:Вентана-Граф, 2004. Lenagold.Клипарт.ru