Истории успеха

Шлюзовая гэс. ГЭС - это что такое? Список крупнейших ГЭС России

Судоходный шлюз - гидротехническое сооружение на водных путях для обеспечения перехода кораблей из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них. Например, из водохранилища в реку. Посмотрим, как проходят шлюз большие корабли.

1. Это Волжская ГЭС. В составе гидроузла здесь есть две шлюзовые камеры. Вот сухогруз входит в подводной канал

2. Сухогруз «Сормовский 3064» заходит в шлюзовую камеру

3. По команде из диспетчерской он прижимается к одному из бортов шлюзовой камеры

4. Створки камеры закрываются под наблюдением сотрудника

5. Сотрудник шлюза смотрит, чтобы во время закрытия между створок не попал посторонний предмет:

6. Створки шлюзовой камеры закрыты. В шлюзовую камеру начинает поступать вода

7. Через несколько минут шлюзовая камера заполняется водой

8. Лишняя вода перетекает в водосброс

9. Швартовочная команда сухогруза

10. Вид с диспетчерской башни на верхние камеры шлюза

11. Нижние камеры шлюзы

12. Пассажирский теплоход «К.Минин» выходит из верхней шлюзовой камеры

13. Вид на водоотводный канал нижних шлюзовых камер

14. Ворота шлюза, общий вес которых составляет 390 тонн. За полвека здесь было осуществлено почти 423 тысячи шлюзований, через створки главных ворот прошли 950 тысяч судов. Общий объем грузоперевозок превысил 802 миллиона тонн

Межшлюзовая ГЭС

Межшлюзовая ГЭС и шлюзы
Страна Россия
Река Волга
Каскад Волжско-Камский
Собственник Минтранс РФ
Статус действующая
Год начала строительства 1959
Годы ввода агрегатов 1961
Основные характеристики
Годовая выработка электроэнергии, млн кВт⋅ч 135
Разновидность электростанции деривационная
Расчётный напор , м 17
Электрическая мощность, МВт 22
Характеристики оборудования
Тип турбин поворотно-лопастные
Количество и марка турбин 2×ПЛ-30-В-330
Расход через турбины, м³/ 2×80
Количество и марка генераторов 2×ВГС-525/84-32
Мощность генераторов, МВт 2×11
Основные сооружения
Тип плотины использует плотину Волжской ГЭС
ОРУ 110 кВ
На карте

Конструкция станции

Межшлюзовая ГЭС по конструкции представляет собой деривационную электростанцию, по схеме создания напора - плотинную. Установленная мощность электростанции - 22 МВт , проектная среднегодовая выработка электроэнергии - 135 млн кВт·ч . По сооружениям ГЭС проложен автодорожный и железнодорожный переходы. Межшлюзовая ГЭС не имеет собственных подпорных сооружений, используя напор, создаваемый Волжской ГЭС. Сооружения межшлюзовой ГЭС располагаются между камерами судоходных шлюзов Волгоградского гидроузла и включают в себя:

  • водозабор в виде двух прямоугольных железобетонных труб, проходящих в верхней части средних устоев верхних голов шлюзов;
  • подводящий канал в виде прямоугольного железобетонного лодка длиной 263,7 м и шириной 11 м. С водозабором канал соединяется двухочковой железобетонной трубой прямоугольного сечения, длиной 40 м;
  • здание ГЭС руслового типа;
  • бетонированный отводящий канал-лоток трапецеидального сечения длиной 271,7 м и шириной 9,2 м, завершающийся водосбросом в нижний подходной канал шлюзов.

История строительства и эксплуатации

Изначальный проект Волжской (тогда - Сталинградской) ГЭС, утвержденный в 1952 году, строительства Межшлюзовой ГЭС и рыбопропускных сооружений не предусматривал. В техническом проекте станции, утверждённом в 1956 году, для пропуска идущих на нерест рыб было запланировано сооружение рыбоподъёмника. В 1957 году в ходе наблюдений на Цимлянской ГЭС и Усть-Манычском гидроузле было установлено, что идущая на нерест рыба при определённой скорости течения воды заходит в судоходные шлюзы и вместе со шлюзующимися судами проходит в водохранилище. Учитывая важное рыбохозяйственное значение Волги, было принято решение обеспечить проход рыбы через Волгоградский гидроузел не только через рыбоподъёмник, но и через судоходные шлюзы, как во время шлюзования судов, так и специальным шлюзованием рыбы. Для этого в период массового хода рыбы на нерест для её привлечения к шлюзам было необходимо обеспечить постоянный сброс воды в нижний подходной канал шлюзов. Для полезного энергетического использования энергии этой воды в 1958 году институтом «Гидропроект » было разработано проектное задание Межшлюзовой ГЭС. К этому времени строительство шлюзов уже близилось к завершению, что естественным образом ограничило варианты компоновки новой гидроэлектростанции. Станция была построена в очень сжатые сроки, в 1959-1961 годах .

По состоянию на 2018 год Межшлюзовая ГЭС эксплуатируется ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей». Оборудование станции отработало более 50 лет, ведутся работы по его модернизации, в частности произведена замена системы возбуждения генераторов .

Примечания История гидроэнергетики России. - М. : Филиал ОАО «РусГидро» - «КорУнГ», 2014. - 304 с.

  • Гидроэлектростанции России. - М. : Типография Института Гидропроект, 1998. - 467 с.
  • Проект строительства гидростанции на Волге впервые был рассмотрен еще в начале прошлого века. В 1910 году талантливый самарский инженер Г.М.Кржижановский (впоследствии председатель комиссии ГОЭЛРО) обратился к царскому правительству с предложением построить гидростанцию на Волге у Жигулей. Но только в 1919 году по предложению Ленина Глебу Максимилиановичу было дано поручение выбрать место для гидроузла. Обследовав район, Кржижановский предложил три варианта размещения будущей ГЭС: в районе села Переволоки, на Красной Глинке близ Самары и у села Отважное ниже города Ставрополя. В 1940 году на Красной Глинке был заложен поселок Управленческий (), в котором должен был разместиться штаб строительства гидростанции. Но началась Великая Отечественная война и все работы были приостановлены. Дополнительные гидро-геологические исследования, проведенные в послевоенные годы, подсказали целесообразность строительства ГЭС близ села Отважное. Здесь в 1950 году развернулась гигантская стройка, в ходе которой была построена самая большая в стране плотина, огромный машинный зал и мощные судоходные шлюзы.



    01. Берег Волги, перед началом строительства ГЭС, 1950 год.

    02. Начало освоения территории стройплощадки. Начальником строительства Куйбышевской гидроэлектростанции был назначен генерал-майор Иван Васильевич Комзин.

    03. Ни для кого не секрет, что на стойке трудились тысячи заключенных. В основном, они содержались в Кунеевском лагере, на месте будущего Комсомольского района г. Тольятти. В пик строительства, в 1955 году, количество заключенных достигло 46000!

    05. Подготовка котлована станции

    06. Хотя, стоит отдать должное руководству, на строительстве использовалась самая современная на тот момент техника - земснаряды, экскаваторы, самосвалы.

    07. Подготовка плавучего моста на месте будущей водосливной плотины.

    08. Строительство водосливной плотины

    09. Всего, при строительстве станции уложено 7 миллионов кубометров бетона.

    10. Водосливная плотина

    11. Водосливная бетонная плотина расположена на левобережной пойме. Длина плотины-1 км. Она имеет 38 водосливных пролетов. На водобое плотины имеются устройства для гашения энергии воды. Для маневрирования затворами на плотине смонтированы 3 козловых крана, грузоподъемностью 250 тонн.

    12. Фрагмент стройки рядом с машинным залом.

    13. На стройку часто приезжали правительственные делегации и комиссии.

    14. Бетонный завод.

    15. Работа земснаряда. Земснаряды использовались для намыва земляной плотины.

    16. Установка рабочего колеса гидротурбины.

    17. Земляная плотина намыта из местных мелкозернистых песков и расположена между зданием ГЭС и водосливной плотиной. Длина плотины составляет 2800 м, ширина по основанию – 600 м. Наибольшая высота в русловой части – 50 м.

    18. Строительство машинного зала

    19. В строительстве были задействованы водолазы. Один из водолазных костюмов хранится в музее Жигулевской ГЭС ().

    20. Одновременно, на левом берегу Волги, строились двухниточные судоходные шлюзы.

    21. Фрагмент шлюза

    22. Нижние шлюзы

    24. Верхние шлюзы

    25. Проверка крепления высоковольтной ЛЭП

    26. Цементный завод в Яблоневом овраге

    27. Строительство понтонного моста между зданием ГЭС и земляной плотиной.

    29. Чтобы перекрыть естественное русло, на дно Волги, менее чем за сутки, было сброшено 1765 десятитонных пирамид из железобетона.

    31. Волга была перекрыта за рекордные 19 часов и 35 минут.

    32. Вода пошла через донные водосбросы станции

    33. Началось наполнение Куйбышевского водохранилища.

    34. Торжественный митинг, по поводу успешного перекрытия Волги.

    35. Вверх от ГЭС разлилось водохранилище протяженностью более 600 км. Наибольшую ширину – 40 км – водохранилище имеет в районе слияния Волги и Камы. Максимальная глубина в приплотинной части – 40 м. Емкость водохранилища – 58 млрд. кубометров, оно является самым крупным искуственным водохранилищем в Европе.

    36. В зону затопления попали 270 населенных пунктов (17 городов и райцентров), 19 колхозов, две машинно-тракторные станции (МТС), 175 зданий различных учреждений и организаций, расположенных вне Ставрополя. Переносу подлежали также населеннее пункты, не входившие в зону затопления, но лежащие в зоне отвода земель для строительства плотины и других сооружений гидроузла. Всего в 1953 году было перенесено более 1600 дворов, а также школы, больницы, промпредприятия.

    37. 10 августа 1958 года состоялась церемония торжественного пуска ГЭС. На торжества в Ставрополь прибыли руководители КПСС и Советского правительства во главе с Н.С. Хрущевым.

    Небольшая справка:
    Здание Жигулевской ГЭС (старые названия - Куйбышевская ГЭС, Волжская ГЭС им. Ленина) расположено на правом берегу Волги. Оно состоит из 10 двухагрегатных секций с донными водосбросами. В машинном зале установлены 20 гидроагрегатов мощностью по 115 МВт (сейчас идёт модернизация и увеличение мощности) с поворотно-лопастными турбинами (диаметр рабочего колеса – 9,3 м) и генераторами зонтичного типа (диаметр ротора – 14,3 м, статора – 17,1 м).

    Общая длина здания ГЭС вместе с монтажной площадкой – 730 м, ширина – 100 м, высота от подошвы до кровли – 80 м. Строительный объем здания – 4500 тыс. кубометров. Здание ГЭС имеет пристройку со стороны нижнего бьефа, которая сделана для выравнивания перепада напряжения под зданием и водоемом, и предупреждения пластического выпора грунта из-под подошвы сооружения. Отдельное сороудерживающее сооружение, расположенное в 33 м от здания ГЭС, введено впервые в практике гидротехнического строительства.

    Посмотрите ещё мои записи о Жигулевской ГЭС: ,

    Мои фотоподборки об истории строительства других ГЭС: ,

    Просьба при использовании на других интернет-ресурсах, не забываем ставить ссылку на первоисточник.

    Приглашаю всех в группу вКонтакте (

    Я та еще зараза — уже почти год назад по приглашению РусГидро побывала на огромной и невероятной Волжской ГЭС, и до сих пор ничего не показала. В поездке удалось не только посмотреть на гидроэлектростанцию, но покататься на катере по Волге, познакомиться с работой шлюзов и посмотреть на огромных осетров и белуг, которых разводят на рыбзаводе в теле плотины. Но у меня был легкий творческий кризис: снимать по-старому уже не хотелось, а как по-новому я тогда еще не понимала. В результате год спустя мне все же удалось как-то переосмыслить ту съемку и кое-что выбрать.


    Гидроэлектростанцию мы посетили в мае, благодаря чему удалось застать весенний сброс воды с плотины — поэтому на воде пена.

    2. Плывем на катере в пенных "облаках" смотреть на открытые щиты

    3. Все клокочет. Вид, конечно, завораживает. Поезда даже не слышно. Длина бетонной водосливной плотины 724 метра.

    Кстати, во время строительства Волжской ГЭС было выбрано 140 000 000 м³ грунта. Если бы была необходимость весь этот грунт перевезти в подобном товарном поезде, то потребовалось бы 8 миллионов вагонов.
    4.

    5. Подходим к самой ГЭС

    6. По ТБ находиться в помещениях электростанции необходимо в касках

    7. Машинный зал впечатляет: здание длиной 736 м, 22 гидроагрегата с поворотно-лопастными турбинами

    8. Весной 2013 на Волжской ГЭС проводились работы по капитальному ремонту и модернизации нескольких гидроагрегатов

    9. Ведется демонтаж старого агрегата

    10.

    11. Сотрудник станции снимает показатели с щита управления

    12.

    13.

    14. Шахта турбины

    15. Работа кипит

    16. Не знаю, что это — просто свет красиво падал

    17.

    18. Вечером отправляемся снимать режимные виды плотины и ЛЭП вокруг, дрожание воздуха искажает реальность

    19.

    20. Мужики ловят удочками облака... романтика!

    21. А вылавливают вот таких рыбин (вообще нельзя на сбросе рыбачить, но семью кормить надо)

    22. Идем смотреть работу судоходных сооружений Волжской ГЭС. Сотрудник шлюзов встречает сухогруз

    23. Створки шлюзовых камер закрывают в основном женщины-сотрудницы

    24.

    25. В здании судоходного сооружения есть небольшая ГЭС, конструктивно являющаяся частью гидроузла, но юридически не относящаяся к Волжской ГЭС

    Плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. Особенно пострадали белуга, русский осётр, белорыбица, волжская сельдь. Для поддержания их поголовья применяется искусственное рыборазведение. Рыбзавод расположился прямо в теле плотины.

    26.

    27.

    28.

    29.

    30.

    Изобретателем судоходного шлюза можно считать помощника министра транспорта китайской провинции Хуайнань по имени Цяо Вэй-Юэ. Решив раз и навсегда покончить с кражами зерна, он велел соорудить конструкцию, позволявшую судам преодолевать перепад высот без риска повреждения корпуса. Историческую эстафету подхватили голландцы, чуть позже - итальянцы. Собрали несколько фото и видео о том, как эти гидротехнические сооружения поживают в наши дни
    Шлюзовая камера Угличской ГЭС ночью. Гидроэлектростанцию в Угличе запустили в 1940 году и она сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией во время войны. А ещё именно её сооружение способствовало затоплению старой части Калязина, который сейчас знаменит одиноко стоящей на воде колокольней.

    Шлюзы №7 (передний план) и №8 Канала имени Москвы - на пути из Химкинского водохранилища в Москва-реку.

    Один из деревянных шлюзов на реке Теза в Ивановской области - от устья до города Шуя этот приток Клязьмы был сделан судоходным для катеров. С 2000 года исторические деревянные шлюзы постепенно заменяют на современные конструкции.

    Шлюз номер 5 на реке Теза - один из двух, который оставили деревянным как памятник инженерному искусству XIX века. Сама система гидроузлов функционирует здесь более 170 лет.

    Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать»
    На фото: первый шлюз на канале Волга-Дон, находится в черте города Волгоград

    Рыбаки на шлюзе «Северка» в низовях Москва-реки. Коломна.

    На Волго–Доне, шлюз №2.

    Москва, один из шлюзов Канала имени Москвы.

    Видео: небольшое судно проходит первый шлюз Волго-Дона.

    Чайки - неизменные спутники речных судов в умеренных широтах. Рыбинск.

    Другой вид на шлюз в Рыбинске. Цитируем источник:

    «Шлюз вблизи ГЭС работает по принципу двухкамерных резервуаров. В них поступает половина всего объёма воды из водохранилища. Вода постепенно переливается из одной камеры в другую, а затем суда спускаются в Волгу. Наличие второй камеры позволяет сэкономить время при прохождении шлюз. Перепад воды в них составляет 18 метров, их длина – 300 метров, а ширина – 30. Нижние ворота шлюза имеют две створки, а верхние представляют собой цельный щит, уходящий на дно и способный поворачиваться вокруг горизонтальной оси.»

    Два мрачноватых человека курят около технического сооружения рядом со шлюзом №3 Беломорканала.

    Проход шлюза на парусном судне, Беломорканал.

    Канал имени Москвы участок Покровское - Стрешенево.

    Река Свирь, соединяющая Ладожское и Онежское озеро. Теплоход "Михаил Шолохов" в шлюзе Верхнесвирской ГЭС

    Скульптурная группа «Казаки» у 15-го шлюза Волго-Донского канала (в черте города Волгодонск, Ростовская область)

    Шлюз на судоходном канале Брюссель-Шарлеруа, Бельгия. 2005 год.

    Руины Петровского шлюза Мариинской водной системы. Цветное фото 1909 года, автор - Сергей Прокудин-Горский. Мариинская водная система была сооружена в годы царствования Павла I и на момент, когда была сделана фотография, функционировала, но некоторые участки были закрыты и заменены новыми. В результате нескольких реноваций в течение XIX века Волго-Балтийский путь сильно сократился. А в 1963 году Мариинскую водную систему окончательно сменил Волго-Балт.

    Другой снимок Мариинской системы от Прокудина-Горского: Черниговский шлюз за Дубно на Новоладожском канале (ныне на территории Волховского района Ленинградской области)

    Тверецкий шлюз в черте города Вышний Волочёк - когда-то здесь начиналась первая в России искуственная водная система - Вышневолоцкая. Она была сооружена при Петре I. На месте старого шлюза сейчас уже даже нет русла реки - там находится дачный посёлок.

    Памятный знак недалеко от старого местоположения Тверецкого шлюза Вышневолоцкой системы. Кстати, движение по системе было односторонним, от Волги к Петербург. Обратно суда идти не могли: Боровицкие пороги на Мсте были непроходимы при плавании вверх по течению.

    Бухтарминский шлюз, ГЭС на реке Иртыш, ниже устья реки Бухтарма вблизи города Серебрянска, Восточно-Казахстанской области, Казахстан. Входит в Иртышский каскад ГЭС.

    Про Бухтарминский шлюз с фото выше даже есть песня!