Бизнес блоги

Презентация на тему что изучает фонетика. Презентация на тему "орфоэпические нормы русского языка"

Ударение. Слоги. Слог. Фонетика. Фонетика – это…. Орфоэпия. Слог и ударение. тема: ПЛАКАТ. Фонетические процессы. Плакаты времен. Фонетическая зарядка. Орфоэпические нормы слова. Плакат и его виды. Теоретическая фонетика. Фонетическая ритмика. Повторение темы «Фонетика. Фонетические игры. Фонетика и фонология. Фонетика. Звуки речи. Фонетика – это интересно.

Фонетика – раздел науки о языке. Современные нормы русского произношения и ударения. Анимированные плакаты. Фонетика как раздел лингвистики. Практическая фонетика русского языка. Особенности русской орфоэпии. Повторяем фонетику. Специфика русского ударения. Тренажер по орфоэпии. Фонетические средства выразительности. Повторение по теме «Фонетика».

Фонетика как лингвистическая дисциплина. Повторение по теме "Фонетика". Теоретические концепции Л.С. Выготского. Путешествие в страну "Фонетика". Повторение изученного в разделе «Фонетика. Выразительные средства фонетики русского языка. Путешествие в страну Фонетика. Выразительные фонетические средства языка.

Правильность речи Нормы ударения и произношения. Орфоэпические «запоминайки». Подготовка к ГИА-9 «Фонетика». Фонетическая обработка речевого материала. Ознакомительная программа по русской фонетике (1 модуль). Раздел «Орфография» Правописание гласных, проверяемых и не проверяемых ударением. Книги грозный особый район.

Закрепление правил орфоэпии. Буква щ 1 класс школа россии.

Двенадцатое декабря

Классная работа

Девиз урока: «Учись слышать звуки слов: в них много тайн.»



  • Цели урока : 1)узнать, что изучает фонетика;
  • 2)повторить, какие бывают звуки речи;
  • 3)учиться выделять звуки в словах;
  • 4)учиться различать звук речи и букву.

Словарная работа

Телефон, мегафон, микрофон,симфония,

диктофон, смартфон

  • (аппарат, передающий звук, усилитель звука, музыкальное произведение, прибор для записи звука,
  • вид телефона)

ФОН-(phonе-греч.) звук


наука

Фонетика

звуки речи


1.Замените первый звук в слове:

том, дом, лом, ром

2.Выньте один звук в словах:

краска

склон

полк

тепло

3. Добавьте один звук:

стол

укус


Как образуются звуки?


Как вы думаете, какие звуки

важнее: гласные или согласные?

Расшифруйте фразу

1.Е у оиа ёоа, еу оа и а.

2.В лс рдлс лчк, в лс н жл.


Отгадайте, какие слова записаны?

п и ш ы ц а


Звуки речи

(смыслоразличители)

Гласны е

Органы

речи

Звонкие и глухие

Твердые и мягкие

и,ы,о,у,э,а

Буква≠звук

Графика

(знаки письма)

Орфоэпия

(правила произношения)


Найди ошибку!

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.

Синеет море, перед нами летают майки над волнами.

Мы собирали васильки, на головах у нас щенки.

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной».


Сколько звуков и букв в словах? Чем отличаются согласные в этих словах?

Галка- галька


Решение фонетических примеров : [ ж] - голос = [ ?] [г] – голос =[?] [п]+ голос= [?] [с]+ голос= [?]

объяснить решение, подобрать примеры слов, в которых встречаются данные звуки.


Колобок, волк, рыбка, мышь, лиса, медведь, Винни-Пух, царь.

Выбери и запиши имена героев сказок,

а) у которых все согласные твердые;

б) у которых букв больше, чем звуков;

в) у которых количество букв и звуков совпадает.

Ответы:

а)колобок, волк, рыбка, мышь

б)медведь, царь, Винни, мышь

в) Пух, колобок, рыбка, лиса,


«Русалка» М.Ю.Лермонтов

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны?


Представьте себе, что на наш железнодорожный вокзал прибыл старинный паровоз. Какие звуки он может издавать? Переделайте предложение, вставьте слова, передающие эти звуки

К станции подъезжал большой паровоз.

К станции с шумом и свистом подъезжал большой и тяжелый паровоз.


Домашнее задание

Упр.141 стр.95 (1-3 задания); стр.92-95

Слайд-презентация «Что я знаю о фонетике»


Слайд 2

*обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова; повторить основные правила произношения гласных и согласных звуков, нормы ударения в современном русском языке.*совершенствовать умения находить в слове основные звуковые процессы, производить фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствовать навыки работы с различными видами словарей и учить извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных источников информации.* воспитывать в детях чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.

Цели урока:

Слайд 3

Оборудование и учебные пособия к уроку: Таблица «Гласные и согласные звуки русского языка». Задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2013. У каждого учащегося на столе карточка-справочник « Особенности русского ударения и его роль в русском языке». Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы. Орфоэпические и толковые словари. Магнитофон и звукозапись к конкурсу дикторов. Мультимедийная презентация

Слайд 4

ЭПИГРАФ К УРОКУ: …Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы… Бестужев- Марлинский. ЭПИГРАФ К УРОКУ: …Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы… Бестужев -Марлинский.

Слайд 5

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА 1 группа * Что является предметом изучения фонетики и орфоэпии? *В чем состоит отличие между буквами и звуками? *На какие группы делятся звуки речи? Чем они отличаются друг от друга? *Что называется слогом? *Сколько звуков в русском языке? Опираясь на таблицу «Гласные и согласные звуки русского языка», которая демонстрируется в классе, ребята работают следующим образом: к доске вызывается уч-ся 1 группы, учащиеся этой группы задают ему подготовленный дома вопрос. Если отвечающий не дает верного ответа, то на поставленный вопрос отвечает тот, кто его задавал.

Слайд 6

Согласные звуки

  • Слайд 7

    Обратите внимание!

    Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сбить - [з]бить;экзамен - э[г]замен. Перед глухими согласными звонкие оглушаются: всходы - [ф]сходы; подходить - по[т]ходить. Звонкие согласные оглушаютсяв конце слов: вездеход - вездехо[т], рассказ - расска[с]. Помните это, когда будете выполнять следующие задания: В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? В каком слове все согласные глухие? В каком слове все согласные звонкие? В каком слове произносится звук [указан]?

    Слайд 8

    Буквы Е, Ё, Ю, Я передают звуки [э], [о], [у],[а], если употребляются после мягкого согласного (см. предыдущий слайд). Два звукаэти буквы передают: В начале слова: ест - [ ЙЭст]; юноша - [ЙУноша]. После Ъ и Ь: вьюга - [в’ЙУга]. После гласного звука: приехал - [пр’иЙЭхал]. Учтите это, когда будете выполнять задания: В каком слове количество букв и звуков совпадает? В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? В каком слове (количество указано) звуков? Не забывайте при этом, чтоЪ и Ь звуков речи не обозначают!

    Слайд 9

    Фонетические задачи2 группа (анализ примеров)

    *В каком слове звуков больше, чем букв? 1) окрестность 2) яблочный 3) разъезд 4) городской Большее количество звуков в словах могут давать буквыЕ, Ё, Ю, Я, если стоят в начале слова или после гласной.Такое слово одно - яблочный - 9 звуков, 8 букв. В слове разъезд после Ъ буква Е также дает два звука, но звука не обозначает Ъ, поэтому в этом слове 7 букв и столько же звуков. Правильный ответ - 2.

    Слайд 10

    *В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? 1) размять 2) входить 3) сгрести 4) вложить В этом задании речь идет о звонком согласном звуке, т.к. оглушить глухой звук невозможно. Звонкие согласные оглушаются в абсолютном конце слова или перед глухим согласным. Слабой позиции в конце слов нет, значит, ищем стык звонкого и глухого согласных. Ни в первом, ни в четвертом вариантах такого стыка нет. В третьем случае наблюдаем озвончение глухого согласного - [зг]рести. Остается второй вариант: буква «в» перед глухим [х] обозначает [ф]. Правильный ответ - 2.

    Слайд 11

    ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Среди ударных орфоэпических норм существуют следующие варианты: *Слово обладает единственно правильным значением (откупорить, свекла, кухонный) *Слово предполагает 2 равноправных варианта постановки ударения (творог, августовский, колледж) *Слово наряду с современным ударением допускает устаревшую ударную позицию (ракурс – ракурс) *Ударение связано с употреблением слова в профессиональной речи (компас – компас, осужденный – осужденный)

    Слайд 12

    Ударение выполняет в языке смыслоразличительную функцию: *Различает формы разных слов (ношу – ношу) *Различает формы одного слова (снега – снега).

    Слайд 13

    Изменение места ударения в слове. *Типичным является ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени. *А также в глаголах прошедшего времени. В этих случаях в женском роде ударение падает на окончание, а в мужском, среднем роде и во множественном числе на основу. (Начата, начат, начало, начаты. Поняла, понял, поняло, поняли.

    Слайд 14

    *В современном русском языке среди кратких прилагательных активно проявляется тенденция к постановке ударения в женском роде на основу, в результате чего появляются варианты: властный – властна- властны.

    Слайд 15

    Тренировочные упражнения

    Задание 2. Словарно-орфоэпическая работа. Используя карточку –справочник «особенности русского ударения» и при затруднении орфоэпические словари, расставьте в словах ударение. Какие звуки обозначают выделенные буквы? 2 группа (средний уровень): Адекватный, антитеза, афера, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, феномен. 1 группа (низкий уровень): Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчил, цыган, включит.




    Алфавит. А а Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж а бэ вэ гэ дэ е ё жэ З з И и Й й К к Л л М м Н н О о зэ и и краткое ка эль эм эн о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц пэ эр эс тэ у эф ха цэ Ч ч Ш ш Щ щ Ъ Ы Ь Э э Ю ю Я я че ша ща твердый ы мягкий Э ю я знак(ер) (еры) знак (ерь) оборотное В алфавите 33 буквы, 10 гласных, 21 согласная и две буквы – ъ и ь, - которые не обозначают звуков.


    Согласные. согласные сонорныезвонкиеглухиетвердыемягкие Сонорные: [ л ], [ л " ], [ м ], [ м " ], [ н ], [ н"], [ р ], [ р"], [ й"]. Парные звонкие: б " б в в " г г " д д " ж з з " Парные глухие: п п " ф ф " к к " т т " ш с с " Мягкие: [ й"], [ ч"], [ щ"]. Твердые: [ ж ], [ ш ], [ ц ]. Непарные звонкие: [ л ], [ л " ], [ м ], [ м " ], [ н ], [ н"], [ р ], [ р"], [ й"]. Непарные глухие: [ х ], [ х "], [ ц ], [ ч "], [ щ "]. Шипящие: [ ж ], [ ч"], [ щ"], [ ш].




    Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь обозначают по два звука [ й " э ], [ й " о ], [ й " у ] [ й " а ]. Буквы е, ё, ю, я после согласной обозначают один гласный звук [ э ], [ о ], [ у ], [ а ] и мягкость предыдущего согласного.