Переводчик

О круглых снежинках на фотографиях. Фотографируем снежинки: как сделать превосходные снимки

Съемка падающего снега

Что точно стоит сфотографировать — так это красивый снегопад. Чтобы получить хороший кадр, потребуется не так уж и много:

  • Телеобъектив с фокусным расстоянием 70 мм и выше. А еще лучше — от 135 мм.
  • Выставить диафрагму в пределах f/4.5-6.3 и выдержку на 1/400 секунды или быстрее. При этих настройках получится достичь такой резкости, когда снежинки будут находиться прямо перед объективом и позади точки фокусировки. Тогда в кадре они получатся очень большими и будут выглядеть волшебно.
  • С широко открытой диафрагмой можно снять кутерьму снежинок в фокусе и вне фокуса.
  • Встроенная вспышка сделает снежинки большими размытыми кляксами. Если изображение выходит бесцветным, проэкспониуйтесь по более темному фону, чем есть на самом деле.

Организационные моменты

Сначала думайте, потом идите

Осторожно — не повредите сцену съемки своими собственными следами на снегу. Перед тем как бродить в поисках нужного кадра, подумайте, не захотите ли вы потом сфотографировать то самое место, где только что прошли.

Лучшее время для съемки

Если хочется добавить в кадр интересное освещение и тени — снимайте на восходе или закате. Сейчас «поймать» их намного реальнее, чем летом. В июне фотограф должен быть на месте в полной готовности в 4 утра. А с ноября по февраль в средней полосе солнце поднимается над горизонтом только в 7-8 утра . Да и с закатами попроще — можно поснимать прямо по дороге с работы.

Также советуем снять ночной снежный пейзаж, чтобы потренироваться передавать настроение в кадре. Снег, выглядящий днем веселым и нарядным, может быть таинственным или драматическим. Чтобы снег выделялся в темноте, на него должен падать свет. Одной только луны совсем недостаточно. Ночью лучше всего фотографировать снег при одиноко стоящих фонарях. Или в свете ЖД фонарей на станциях.
Сделайте серию снимков одного и того же места при разном освещении, чтобы поймать, как меняется настроение.

Настройки камеры

Компенсируйте экспозицию

При съемке в солнечный день хочется захватить в кадр побольше сияющего чистого снега. Чтобы он получился в кадре действительно белым, установите компенсацию экспозиции на отрицательные значения. Так как помимо солнца в камеру попадает свет, отраженный от снега, то при экспозиции «++» вы получите пересвет.

Используйте брекетинг

Чтобы уж точно не промахнуться с экспозицией, используйте функцию брекетинга. Камера автоматически снимет каждый кадр минимум в трех вариантах экспозиции — будет из чего выбрать.

Самые удачные кадры, снятые с разной экспозицией, можно будет собрать в графическом редакторе в HDR.


Настройте баланс белого

Чтобы убрать синеву, которую может давать снег в тени, выберите в настройках баланса белого параметр «вспышка» — и температура цвета в кадре поднимется до 5500 кельвинов. А если вы снимаете на восходе и хотите получить красивые золотистые тона — поставьте все 9000 кельвинов.

И мы уже даже не говорим о том, что нужно снимать в RAW. Уверены, у вас просто не поднимается рука фотографировать в JPEG.

Дополнительное оборудование

Вспышка

Если вы снимаете людей в солнечный день, яркий снег может «забивать» все более темные объекты, добавив им глубокие тени. Что с этим делать? Вариант первый — дождаться пасмурного дня, когда снег не так ослепительно сияет. Второй вариант — использовать внешнюю вспышку, чтобы подсветить моделей, не пересвечивая их лиц.

Я очень люблю снегопад. Снежинки, кружащиеся в воздухе, создают неповторимое настроение праздника, уюта. Воздух становится объемным и осязаемым. Когда идет снег, приятно тихонько посидеть у окна, укутавшись в мягкий плед с чашкой горячего глинтвейна. Здорово выйти на улицу и половить снежинки на пушистый воротник и рукавички. Но сегодня я хочу рассказать о том, как в снегопад можно еще и отлично поснимать, не навредив при этом ни аппаратуре, ни тонкому вкусу будущих ценителей вашего творчества.
1.

Существуют два основных способа съемки летящего снега: на короткой выдержке, чтобы заморозить или минимально размазать снежинки в полете, и со вспышкой на выдержке любой протяженности.
Рассмотрим вначале первый способ:
Снег обычно летит довольно быстро, особенно в ветреный день, поэтому этот способ лучше всего использовать, когда снежинки крупные и падают достаточно медленно - как бы парят в воздухе. Желательно абсолютно спокойная погода. В таких условиях выдержка может варьироваться от 1/500 до 1/800. Если есть ветер или снежинки мельче и сыплются быстро подойдет выдержка от 1/1000 и короче. При более длинных выдержках матрица не успевает зафиксировть снег в кадре - фотография выглядит как в обычный пасмурный день. При выдержке 1/400-1/500 снег может получится в кадре в виде белых линий, это может придать динамику снимку, но при этом снег выглядит не очень естественно. Лучше всего снежинки при этом типе съемки видны на темном фоне (как вы видите на фото), со светлым небом они сливаются. Следует также помнить, что при таких коротких выдержках в пасмурный день сцена может выглядеть недоэкспонированной, поэтому следут повышать значение ISO, около 640 обычно бывает достаточно.
2.


3.

Второй способ:
Съемка со вспышкой. При съемке со вспышкой можно снимать даже очень быстро летящий снег, при этом камера фиксирует снежинки, пролетающие в непосредственной близости от объектива, поэтому они выглядят крупнее. Также в данном случае фон не имеет значения - снежинки прорисуются даже на фоне облачного неба. Для такой съемки камеру переводим в режим приоритета диафрагмы, выставляем компенсацию экспозиции вспышкой на значении от +2/3 до +3 и желательно устанавливаем камеру на штатив, потому, что в снегопад освещенность обычно недостаточная даже днем, следовательно выдержка может быть довольно длинной. Значение ISO 100.
4.


В зависимости от мощности вспышки и заданного значения компенсации экспозиции снег может выглядеть в виде круглых крупных шариков (высокая мощность, компенсация экспозиции от +2), иногда в виде коротких белых полосок (более низкая мощность, дробное значение компенсации экспозиции). Сравните варианты на фото 5.
5.

Во время снегопада в подавляющем большинстве случаев солнце спрятано за тучами, и картинка часто выглядит по цвету монотонной. Бывает неплохо захватить в кадр какой-либо объект теплого оттенка (оранжевый домик на фото 6).
6.

Однако, по-моему не менее эффектно выглядят снимки в снегопад переведенные в чб с холодным тонированием. Голубые и синие тона добавят атмосферности зимней сцене.
7.


8.


Хорошим решением будет также найти фонарь или другой источник искусственного света (освещенное окно, витрину, фары машины). В таком случае диафрагму стоит максимально зажать, чтобы получить симпатичные острые лучики-звездочки от источника света.
Во-первых, такой источник подсветит снежинки и отделит их от фона и друг от друга - контровой свет (источник света позади объекта съемки) может создать удачный золотистый ореол вокруг каждой снежинки; во-вторых такой свет добавит интересный теплый акцент в, как правило, полностью холодную (сине-голубовато-серую) тональность сцены. Контраст между цветовой температурой источника света и окружающей зимней картинкой бывает удачно подчеркнуть, используя совмещение двух кадров с разной цветовой температурой: на одном температура выставляется автоматически по источнику света, на другом вручную - на режим "вспышка" или опытным путем подобрать оптимальное на ваш вкус число цветовой температуры (выше 4000 К). На первом фото внизу (№8) вы видите сцену в исходной тональности. Вторая фотография (№9) представляет собой уже составленное из двух кадров изображение.
9.


10.

Последнее о чем хочется рассказать, как уберечь камеру в снегопад .
Во-первых, если снег сухой, на улице сильный мороз и снежинки не очень крупные, достаточно просто сразу прятать камеру в сумку после съемки и отряхивать ее кисточкой от снежинок.
Если снег мокрый и крупный, необходимо спрятать аппарат в кулек или защитный кофр, оставляя объектив открытым. Я иногда использую обычный зонтик - камера установлена на штатив, а зонтик я просто держу над ней.
Удачных и волшебных вам зимних снимков, и не стоит сидеть дома, только потому, что на улице идет снег!

  • Снаряжение, которое понадобится вам для фотографирования снежинок, не обязательно должно быть дорогим. Предполагается, что у вас уже есть камера, которая позволяет сменить объектив или прикрутить фильтр.
  • Качественно более высокие результаты вы получите, если будете использовать удлинительные кольца (еще их называют макрокольца). Благодаря им улучшается коэффициент увеличения объектива и уменьшается минимальная дистанция фокусировки, то есть расстояния между вашим объективом и снежинкой. Следовательно, вы сможете сделать кадр более крупным планом. Обратите внимание на то, чтобы вы достали удлинительные кольца, правильные для вашей модели камеры. В идеальном случае макрокольца должны идти в комплекте с макро-объективом.
  • Несколько дешевле будет воспользоваться альтернативным способом: фотографировать снежинки вы можете и с помощью макро-линзы. Накрутите линзу на имеющийся у вас объектив и приступайте к съемке. Если в вашем распоряжении имеется несколько объективов, рекомендуем испробовать в деле все комбинации. Единственным недостатком макро-линз является качество изображения, которое в большинстве случаев оказывается слишком низким для профессиональных фотографов.

Фотографируем снежинки - вот как это делается

  • Для начала вам надо определиться с тем, на каком фоне вы хотите запечатлеть снежинку. Темные материалы для этого подходят особенно хорошо, так как в этом случае снежинки выглядят лучше. Но обратите внимание и на то, чтобы структура заднего плана в конечном итоге была хорошо узнаваема.
  • Если задний фон будет из какого-то реквизита, предварительно следует его охладить, чтобы снежинки не таяли, падая на его поверхность. Если снаружи достаточно холодно, достаточно просто положить реквизит на какое-то время на подоконник. В других случаях с этим заданием справится и морозильная камера вашего холодильника.
  • Самой главной составляющей вашей фотографии является снежинка: она должна быть не какая-нибудь первая попавшаяся, а достаточно свежая. Её лучики еще не успели подтаять, поэтому выглядеть она будет отлично. Для того, чтобы поймать такую, положите ваш реквизит заднего плана на улице, когда идет снег.
  • Теперь вам остается только лишь ждать с камерой наготове, когда приземлится идеальная снежинка. Если у вашей камеры имеются проблемы с наведением резкости, фокусируйтесь на снежинке просто вручную. При этом полезно будет воспользоваться штативом или другим стабильным основанием. Дальше все очень просто: пробуйте! Используйте разные перспективы, ловите другие снежинки, меняйте настройки камеры.

Наверное, люди всегда обращали внимание на эти удивительные творения природы, ещё И. Кеплером был написан изящный трактат "Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках". Первое фотографическое изображение снежинки было получено 15 февраля 1885 года Уилсоном Бентли, который посвятил этому делу всю свою жизнь, получив прозвище "Человек-снежинка". Он был первым, кто сумел совместить фотокамеру с микроскопом. Излишне говорить, насколько громоздкой была его установка, но принципиально с тех пор мало что изменилось. Разве что техника стала совершеннее, но профессионально снежинки точно также снимают с помощью комбинации микроскопа и фотоаппарата.

Однако снежинки не настолько малы, чтобы их нельзя было сфотографировать без применения сложной и дорогостоящей техники. Промышленность выпускает огромное количество аппаратов, позволяющих осуществлять макросъёмку довольно мелких объектов. Многое делается руками любителей этой области фотографии. Автор данной статьи, будучи инженером-оптиком по профессии и фотолюбителем с большим стажем, однажды - это было три года назад - тоже решил попробовать поснимать снежинки. Расскажу, что из этого вышло.

Пишут, что самые крупные из когда-либо наблюдавшихся снежинок достигают размера ладони и даже тарелки. Но это примерно такое же чудо, как падение метеорита. Подавляющее большинство лежит в диапазоне размеров 1 - 5 мм. Как я убедился уже гораздо позже, именно в этом диапазоне и следует искать самые удивительные и красивые экземпляры. Возможности большинства современных макрообъективов позволяют отображать объект на матрице камеры в масштабе 1:1. Нетрудно прикинуть, что для самой распространённой матрицы зеркальных камер формата APS-C, имеющей размер по короткой стороне около 15 мм, масштаб следует увеличить хотя бы в три раза. Фирма Canon выпускает макрообъектив, который даёт возможность съёмки в масштабе до 1:5 - Canon MP-E 65 f/2.8 1-5x Macro Photo. Наверное, он идеально подошёл бы для этих целей, но... у меня его нет.

Единственный макрообъектив, который у меня был - это Tamron SP AF 90 mm F/2.8 Di MACRO 1:1. Для начала я купил для него ахроматическую насадочную линзу 5 диоптрий. Она позволила увеличить масштаб изображения примерно до 2:1, но за счёт заметного снижения резкости изображения. Тем не менее я смог сфотографировать свои первые снежинки и понять, куда следует двигаться дальше.

В принципе, в литературе описано множество самодельных схем, приспособлений и комбинаций для макросъёмки в масштабе большем, чем это позволяют серийные макрообъективы. От варианта с переходными (удлинительными) кольцами я отказался сразу, поскольку для объектива с фокусом 90 мм они малоэффективны. В итоге я остановился на схеме из двух объективов: имеющегося у меня Тамрона и установленного перед ним в перевёрнутом положении объектива Индустар 50-2. Почему именно они? В пользу этого говорят следующие соображения:

  • Оба объектива славятся резкостью изображения.
  • Оптическая схема Индустара включает в себя всего четыре линзы, поэтому схема получается не слишком перегруженной, что также ухудшило бы качество комбинации.
Выглядит эта система следующим образом:

Почему Индустар устанавливается в перевёрнутом виде? Не буду погружать в тонкости теории, но скажу лишь, что обычно объектив рассчитывается на отображение бесконечно удалённых объектов. Для работы в паре его логично перевернуть, тогда оба объектива работают "штатно": первый с фокуса на бесконечность, второй - как и положено, с бесконечности на фокус. Это позволяет свести аберрации всей системы к возможному минимуму. Второй объектив, изначально предназначенный для макросъёмки, может работать и с близких расстояний без потери качества (с выдвинутым тубусом), поэтому используется для фокусировки. Увеличение такой системы равно отношению фокусного расстояния второго по ходу луча объектива к фокусному расстоянию первого. С учётом выдвинутого тубуса Тамрона это позволяло ожидать масштаба порядка 3:1, что уже совсем неплохо.

Всё ожидаемое на практике подтвердилось. К тому же судьба преподнесла довольно неожиданный подарок. Известно, что при сборке любой оптической системы очень важную роль играет правильная центровка. Малейшее несовпадение оптических осей приведёт к появлению очень сильных искажений в изображении. Конструктивно Тамрон выполнен таким образом, что его фронтальная линза утоплена в глубокой конической оправе - своего рода бленде. Так вот оказалось, что при установке Индустара его кольцо диафрагмы входит в этот конус и тем самым центрируется как в отношении положения оси, так и в отношении его поворота. Всё, что требуется - это прижать Индустар к Тамрону, чтобы он не вывалился. Поскольку сборка используется лишь временами, конструкция должны обеспечивать быструю установку и снятие. В результате задача была решена самым простейшим, но при этом надёжным способом: с помощью проволочного хомутика с лапками, которые защёлкиваются на фланце Тамрона.

Итак, вопрос с оптикой был решён. Комбинация была установлена на CANON 40D и тут же опробована на всём, что подвернулось под руку - от маковых зёрен до мушки-дрозофилы, и показала прекрасные результаты. Разумеется, съёмка в таком масштабе сама по себе представляет собой немалые трудности, но я на них отдельно останавливаться не буду - это всё описано в многочисленных публикациях по макросъёмке. Речь-то - о снежинках. Понятно, что ни о какой съёмке с рук и речи нет, нужен хороший штатив, позволяющий удерживать конструкцию. Но что ещё нужно?

В специальных пособиях по съёмке снежинок (есть и такие) можно найти полный перечень необходимого оборудования, вплоть до артикулов. Но я-то изначально пошёл "своим путём"! Поэтому позволю себе немного пошутить. Когда мне задают вопрос, что нужно, чтобы хорошо снять снежинку, я обычно отвечаю: "Тёплую одежду и обувь". Когда вы сами займётесь этим делом, то быстро поймёте, что никакая это не шутка. Ведь вашим главным врагом будет не только тепло, но и даже собственное дыхание! Снежинки не просто тают, они стремительно сублимируют! Это очень быстро понял классик жанра Бентли - снять снежинку нужно за несколько минут. Работать фактически с микроскопом при отрицательных температурах, боясь лишний раз дыхнуть не в том направлении, без перчаток, потому что приходится нажимать на кнопочки и крутить винтики - поверьте, это занятие для увлечённых. Возможно, поэтому и хорошие фото снежинок на дороге, как говорят, не валяются. Итак - тёплая одежда и обувь. В России это без вариантов валенки и пуховик, или же простуда вам обеспечена.

Второй вопрос - где снимать? Ясно, что не в тёплой квартире. Бентли использовал для этого сарай, где была смонтирована вся его громоздкая аппаратура. К счастью, современная техника более портативна, поэтому я начал с того, что просто выходил на улицу (я живу в Москве), искал укромное местечко, ставил камеру на штатив и пытался снимать снежинки на разных предметах: скамейках, оградах, автомобилях. Мало того, что качество было более чем скромным, но я ещё и узнал много неожиданного о своих согражданах. Вид человека, снимающего непонятно что , вызывает обычно не просто любопытство, а подозрения - в чём угодно, вплоть до терроризма. Я уже не говорю про вопросы типа "зачем?", "сколько стоит камера?" и "сколько за это платят?". Хобби должно быть простым и понятным, а тут... Найти же в Москве место, где не было бы людей, практически нереально. Ехать за город? Тут возникают другие проблемы: на морозе аккумулятор теряет ёмкость и отказывается работать. Быстрому разряду способствует также постоянно включённый режим Live View, без которого работать просто нереально. Аккумуляторы приходится постоянно заряжать или же пользоваться блоком питания от сети. Дача? Это хороший вариант, если она зимняя.
Тем не менее первые снимки, которые меня порадовали, я сделал именно в таких, "полевых" московских условиях. Очень хорошие результаты дала съёмка снежинок, прилипших к стёклам автомобиля. Однако при этом был осознан и следующий комплекс проблем. Дело в том, что снежинки только кажутся белыми, потому что их много и они рассеянно отражают свет. На самом деле это совершенно прозрачные кристаллы воды, то есть льдинки, и снимать их в естественных условиях "в лоб" просто невозможно - они не видны. При естественном освещении лучше всего фотографировать их под некоторым углом к плоскости, но тогда виден контур отражения от задней поверхности стекла:

Вторая проблема, которая обнаружилась - это то, что при таком масштабе изображения не существует поверхностей, которые можно было бы считать идеально гладкими и идеально чистыми. Любая пылинка, царапинка на стекле выглядит ужасающе. Ведь снимаются по сути объекты сравнимых размеров! Так была осознана необходимость перехода к студийным условиям и дополнительной постобработки снимков.

Итак, я перебрался на балкон. К сожалению, он у меня выходит на южную сторону, и главный враг всех снеговиков - тепло, здесь стал играть более заметную роль. Правда, это касалось в большей степени ясных дней, но ведь все знают, что снег идёт лишь в пасмурную погоду. Потом, правда, я понял, что самые красивые снежники наблюдаются, когда небо практически чистое, а снежинки падают как бы ниоткуда. А самые оригинальные - когда идёт густой снегопад при довольно сильном морозе - ниже -10 градусов по Цельсию. Но пока что я этого не знал и попытался снимать снежинки таким способом, какой описывают некоторые мои коллеги по этому хобби: ловить их на мягкую поверхность типа мохерового шарфа или меха. Так поступают многие любители и этот метод даёт сравнительно неплохие результаты при минимуме затрат, потому что позволяет повернуть снежинку в нужном ракурсе, к тому же в таких "ловушках" они долго не тают и не ломаются, что каждый может наблюдать зимой на меховых воротниках и шарфиках. Но раздражает всё то же: при таком увеличении каждый волосок кажется канатом:

Конечно, существуют редакторы изображений и они позволяют творить чудеса. Однако, как уже было сказано, снежинка - это прозрачный кристалл, и то, что за ней, никакой редактор не исправит. Там не менее, подбор красивого равномерного фона позволяет существенно улучшить изображение:

Я перепробовал множество естественных и искусственных материалов в поисках такого, который мог бы служить фоном, не требующим редактирования. Это оказалось неразрешимой задачей, потому что при таком увеличении всё выглядит чудовищно грубо. Взгляд смещается в область, которая для невооружённого глаза непривычна. К тому же гладкие поверхности обладают тем недостатком, что снежинки сдуваются с них малейшим ветерком. В итоге я остановился на цветной бархатной бумаге и прекратил дальнейшие поиски. При съёмке под углом около 45 градусов бумага под снежинкой практически не видна, а фон вокруг можно залить тем же цветом, какой имеет бумага, так что ретушь практически незаметна и снимки приобретают вполне "товарный" вид. Сейчас такая съёмка не является для меня основной, но отказываться от неё я не собираюсь. Во-первых, именно в таком, падающем свете мы видим большинство снежинок. Во-вторых, именно падающий свет позволяет увидеть совершенно изумительные оптические эффекты в глубине кристалла. И, наконец, главная неожиданность, навсегда влюбившая меня в снежинки - это то, что они далеко не все плоские. Скорее, наоборот - трехмерных снежинок гораздо больше. Почему же мы их не видим? Главным образом, по очень простой причине. Плоские снежинки т.н. дендритного типа могут долго парить в атмосфере и вырастать до сравнительно больших размеров. Напротив, трехмерные не успевают вырасти и падают на землю маленькими, обычно не более 1,5-2 мм. Глаз просто не замечает их сложности и красоты. Именно в области порядка 1 мм и наблюдается всё многообразие форм и типов кристаллов.
Наиболее распространены кристаллы-призмы, как плоские, так и в виде "карандашиков". Именно из углов таких "зародышей" и растут те изумительные лучи дендритов, которые мы обычно и считаем за "классические" снежинки. Но они и сами по себе необычайно красивы при достаточном увеличении, напоминая средневековые крепости:

Паря в атмосфере, эти простейшие по форме кристаллы начинают обрастать лучами, превращаясь в шестилучевые звёзды и дендриты:

Но этим многообразие форм, конечно же, не исчерпывается. Очень распространены всевозможные "пульки", "колпачки с фланцами" и розетки из этих "пулек". Одна из таких розеток лежит поверх пластины с цветной серединой (фото выше). Но самой интересной формой являются кристаллы, которые я назвал "катушками" - это шестигранная призма-карандашик, на торцах которого растут обычные, привычные нашему глазу плоские снежинки:

Но это далеко не всё. Кристаллу воды, вообще-то говоря, всё равно, куда расти. То, что мы видим - это результат "естественного отбора", то есть мы видим только то, что имело шанс долететь до земли, а не сгинуть в пучине атмосферы. Иногда долетает такое, что опрокидывает все наши бытовые представления о том, что представляют собой снежинки. Фланцы "катушек" могут вырасти до таких размеров, что даже сами по себе представляли бы собой красивейшие образцы. На "осях" катушек могут расти дополнительные плоские кристаллы, на них, в свою очередь - ещё одни. Получаются конструкции, напоминающие скорее космические станции:

Призматические кристаллы-карандашики растут не с одного конца, а от середины в две или даже три стороны, причём с разной скоростью. При этом призмы могут быть соосны, а могут расти под углом. Излишне говорить, что все углы в кристаллах воды кратны 60 градусам - это обусловлено т.н. "гексагональной" структурой кристалла. Но что вы скажете про такие, например, образования:

Хотя и такие структуры могут быть "разложены на составляющие". Это призмы с шестиугольными фланцами, но из углов этих фланцев растут новые призмы, параллельные основной оси.
Форма и размеры снежинок в значительной степени зависят от погоды и с опытом появляется некое чувство, которое позволяет предсказывать, что Всевышний пошлёт на этот раз. Иногда с неба сыплется нечто колючее, но под объективом оно оказывается иглами:

Но иглы эти вовсе не цилиндрические, а те же призмы, только тонкие и длинные. Среди призм нередко встречаются полые:

Съёмка при естественном освещении сравнительно проста, но у неё всё-таки много недостатков. Первое - это, как уже сказано, необходимость замены фона, а глаз опытного фотографа это заметит, что ставит под сомнение "натуральность" снимка. Второе - это недостаточная глубина резкости (ГРИП). Даже при закрытии дифрагмы до 1:22 при расположении оси объектива под углом к поверхности съёмки резкой оказывается лишь часть снежинки. Сильное диафрагмирование требует, в свою очередь, длительных выдержек (до 20 с), а съёмка-то проводится обычно не в помещении, на ветру! И, наконец, недостаток света. Излишне напоминать, что снег падает только зимой, а зимой дни короткие и есть много других дел, которые надо делать днём. Хотя бы зарабатывать на новые объективы... В то же время съёмка в падающем свете - это, пожалуй, единственный способ запечатлеть трёхмерные кристаллы типа "катушек", так что отказываться от него я не собираюсь и всё оборудование для такой съёмки зимой я обычно вожу в багажнике автомобиля, мало ли какой представится случай:

Все попытки вести съёмку в падающем свете с искусственными источниками оказались безуспешными. Всё дело в том, что, как уже не раз было сказано, кристаллы прозрачны. Создать что-то подобное пасмурному небу мне не удалось. Снимок не столько отображает красоту снежинки, сколько её внутренние дефекты:

Всё это привело к тому, что на балконе была оборудована мини-студия. Сказано, конечно, громко, поскольку всё сделано "на коленке" с использованием подручных материалов, но зато с полным пониманием физики процесса. Будучи оптиком, я хорошо знаком с микроскопией. Если не брать во внимание сложные методы визуализации прозрачных объектов, основанные на волновых свойствах света, такие как фазовый и интерференционный контраст, то всё освещение сводится, в сущности, к двум методам: светлого и тёмного поля. В двух словах различие между ними следующее: при освещении по методу светлого поля лучи от источника света проходят сквозь объект и попадают прямо в апертуру объектива. Наблюдаемые объекты выглядят при этом тёмными на светлом фоне. При освещении по методу тёмного поля наблюдается обратная картина: светлые объекты на тёмном фоне. Для достижения такого эффекта центральная часть пучка затеняется, лучи образуют кольцевой конус, не попадающий в апертуру объектива.

Схема съёмки показана на следующем рисунке:

Для освещения лучше использовать только "холодные" светодиодные источники света, потому что надо помнить о главном враге - тепле! Излучение ламп накаливания быстро расплавит снежинку. В качестве экрана можно использовать обычную белую бумагу, лучше плотную, типа чертёжной - она сильнее рассеивает свет. Стекло устанавливается таким образом, чтобы его можно было быстро снять и вернуть на место. Лист стекла выставляется под падающие снежинки, когда будет поймана хотя бы одна (иногда это происходит мгновенно) возвращается на место. Упавшие снежинки обычно прочно прилипают к стеклу за счёт электростатических сил и не сползают по вертикальной поверхности. Фотоаппарат стоит на штативе, головка которого позволяет осуществлять микрометрические подвижки в двух плоскостях: вверх-вниз и вбок. Фокусировка - ручная с помощью Live View, при этом вначале перемещается вся камера на штативе, а уже доводка - объективом камеры. Экспозиция тоже исключительно ручная, для спуска затвора используется тросик или задержка спуска. На все процедуры отводится обычно несколько минут, пока грани снежинки не начали оплавляться. После съёмки стекло вынимается, очищается мягкой безворсовой тряпочкой и процесс повторяется. Стекло должно быть предварительно выдержано на холоде.

Фонарик я обычно держу в руке, наблюдая на экране результат освещения. Иногда использую два фонарика и дополнительные экраны. Главное - это передать объём снежинки, не сделать её плоским "чертежом".

Различие между освещением по методу тёмного и светлого поля наглядно показан на двух снимках одной и той же снежинки. В каждом есть своя прелесть:

В тёмном поле, например, была снята вот эта огромная по меркам снежного мира снежинка - украшение коллекции:

Разумеется, снимки, скачанные с флэшки в компьютер, выглядят совсем не так, как здесь. На стекле, как его ни протирай, остаётся много ледяного мусора и прочих дефектов. Сам снимок обычно монотонно серый, что не способствует художественному восприятию. Поэтому над последующей обработкой тоже пришлось изрядно потрудиться. В тонкости этого процесса я погружать вас не буду - это тема отдельной статьи. Ничего сверхъестественного там, впрочем, нет. Вкратце алгоритм следующий. Снежинка выделяется по контуру (не очень тщательно, выделение инвертируется и фон переносится на новый слой. После этого он заливается первоначальным цветом. Такая технология позволяет быстро и радикально избавиться от всего мусора. После этого слои совмещаются и заливаются подобранной градиентной заливкой в режиме смешивания Color. В итоге имеем вот такое:

Моя коллекция на сегодняшний день насчитывает более 1700 фото. Конечно, не все снимки так совершенны, как эти, но коллекция пополняется.

13,547 5



Снимать снежинки не просто. Но любой фотолюбитель с этим справится если у него есть микроскоп и адаптер для его присоединения к фотоаппарату. Если нет, то можно обойтись обыкновенным макрообъективом, желательно 100 мм. или макрокольцами. Годится также цифромыльница или системная камера у которых имеется функция "макросъемка". Светить можно любым фонариком, со всех сторон. Направление света подчеркивает те или иные особенности снежинки. Лучше иметь несколько фонариков с небольшими софтбоксиками, которые можно сделать самостоятельно, используя арказоль (специальную матовую пленку) или кальку. Для крепления фонариков надо иметь небольшие штативы, их можно купить в магазине. Не дышите на снежинку, она может исчезнуть. Снежинки можно снимать в естественных условиях на земле как это делает московский фотограф Андрей Осокин (он снимает первый снег). У него получаются пейзажи со снежинками, а можно ловить на ровную холодную поверхность, например, кусок картона. Желательно, чтобы поверхность была темной. Особенно хорошо снежинки видны на синем фоне. Отыскав красивую снежинку, ее можно переложить на предметный столик мягкой кисточкой. Результат «ловли» во многом зависит от температуры воздуха. При слабых морозах (пара градусов ниже нуля) снежинки тают, едва коснувшись поверхности, зато при –15 0 С держатся очень долго. И помните, снежинки никогда не повторяются по форме. Каждая снежинка уникальна.

Фотографии Андрея Осокина

А вот как снимает снежинки профессор Калифорнийского университета Кеннет Либберхт

Самые идеальные по форме снежинки можно найти, когда идет небольшой снежок и дует легкий ветер, а погода при этом особенно холодная, - рассказывает Либбрехт. - На модель кристаллов льда температура влияет так. Например, при -2°C получаются плоские диски. При -5°C - иглы. При -15°C - большие красивые хлопья, которые часто изображают на новогодних открытках. При температурах ниже -30°С - кристаллы, похожие на столбики, - рассказывает Кеннет.

Первым фотографом, который стал снимать снежинки был Уилсон А. Бентли . Он фотографировал их всю свою жизнь. Его фотографии выставлены на аукционные торги по 4800 долларов каждая. Первую снежинку Уилсон сфотографировал 15 января 1885 года. За всю свою жизнь Бентли создал 5000 изображений кристаллов снега.