Бизнес блог

Хохлома детские работы. Программа «Художественная лепка»

Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ-ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху-дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма бла-гоприятные условия для развития народных художественных про-мыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жите-ли, будто сговорившись, поделили между собой весь технологиче-ский процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, ку-да крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать вырабо-танную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревян-ную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вот-чинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду ок-рашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными крас-ками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нель-зя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древеси-на расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому не-окрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для кре-стьянина. Однако народные масте-ра сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать-ся сю могли и крестьяне. Так по-явилась посуда с хохломской рос-писью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по сло-вам мастеров, ни жары, ни стужи, хоро-шо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступ-на беднякам.

Происхождение приемов окраски де-ревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригиналь-ная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превраща-ет в блестящее золотом изделие.

Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сна-чала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для про-сушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хо-рошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой во-де, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определен-ной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешал-ся с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лыч-ным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ста-вили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.

Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия гли-ной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все не-ровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпак-леванное изделие снова ставилось на просушку.

Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каж-дый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ста-вились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким об-разом изделие лудили — обмазы-вали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «се-ребряным». Только после этого изделие было го-тово к росписи красками. Расписанное лу-женое изделие вновь обильно обмазыва-ли олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «сере-бряные» изделия волшебным образом пре-вращались в «золотые», приобретая на-конец такой хорошо знакомый всем вид.

Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного воз-раста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской рос-писи. Материал изложен по принципу от простого к слож-ному, от изучения основных элементов хохломской роспи-си и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образователь-ных учреждений, педагогами художественных школ, руко-водителями кружков и различных студий, а также родите-лями в домашних занятиях с детьми.

Для начала работы необходимо иметь:

. краски гуашевые желтого, красного, зеленого и чер-ного цветов;

Кисти беличьи № 2 и № 3;

Банку с водой;

Мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;

Листок белой плотной бумаги или белую мелкую та-релку без узоров, которая будет служить палитрой.

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный от-дельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу ки-стью, без нанесения предварительного рисунка каранда-шом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение вклю-чены главные элементы «травки»:

«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполня-ется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утол-щением;

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одина-ковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположен-ных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «уси-ков» и «завитков».

Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас-сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са-мостоятельно расписывают рисунок изделия.

Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол-ненную мастером. Праздничный и торжественный коло-рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра-сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гжельская и хохломская тарелочки в технике пластилиновой росписи МБОУ «СОШ №8 г.Выборга» Капустина Татьяна Николаевна

Пластилин – просто уникальный материал, он настолько мягкий и пластичный, что не только лепка, но и рисование им – удовольствие! В этом мастер-классе по творческому развитию ребенка я покажу даже не рисование, а самую настоящую роспись пластилином. И сделаем красивую и нарядную пластилиновую тарелку «под хохлому»или «под гжель»

Материалы: Пластилин, бумажная или пластиковая тарелка, лак, стеки Приступаем к работе Делаем фон. Размазываем по тарелочке черный(синий) пластилин тонким слоем. Узкую полоску по краям делаем контрастной – желтой(белой)

Стекой или карандашом наносим контур будущего рисунка. Это может быть все что угодно! Мы делаем характерные для хохломы (гжели)растительные мотивы

Берем цветной(белый) пластилин и постепенно наносим его на рисунок, «заполняя» намеченные контуры

Точно также заполняем весь намеченный рисунок пластилином разного цвета

Когда рисунок готов, стекой или карандашом добавляем детали - прожилки в листочках. Покрываем тарелку водно-акриловым лаком и оставляем сушиться. Теперь она станет блестеть как настоящая гжельская или хохломская!

А вот и наши работы! Голубое чудо!

Тарелочки «под хохлому»

Пробуйте и у вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление пластиковой тарелочки в технике «Декупаж» - занятие в кружке "ОчУмелые ручки"

Цели: Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"379...

Цель: содействовать эстетическому восприятию и оценке учащимися хохломской росписи в украшении разных предметов быта.Планируемые результаты:Личностные: развивать образное мышление у учащихся, а также...

https://pandia.ru/text/79/065/images/image002_78.gif" alt="" width="568" height="257 src=">

Составитель:

Педагог МБОУ ДОД

«Дом детского творчества

Яшкинского муниципального района»

Яшкино 2009

План-конспект занятия

«Золотая хохлома»

«Художественная роспись»

Тема: Хохломская роспись.

Цель: Ознакомить обучающихся с хохломской росписью.

Задачи:

· развивать навыки росписи на плоскостном изделии;

· воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастерству;

· формировать аккуратность, абстрактное и пространственное мышление.

Тип занятия: комбинированный урок.

Методы и формы проведения: наглядный, словесный и практический методы.

Оборудование для урока:

1.Для педагога : гуашь, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

2.Для обучающихся: гуашь, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка, бумажный силуэт подноса.

Иллюстративный ряд:

Набор хохломской посуды, иллюстрации оригинальных изделий, таблицы «Последовательность выполнения хохломской росписи».

Ход занятия:

1.Организационная часть.

Звучит весёлая русская народная музыка, дети входят в кабинет и располагаются на своих местах. Проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.

2. Сообщение темы.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие я начну вот таким стихотворением:

В деревне Семёново-

В русском краю,

Стояли избушки

Там в бытность свою...

И пели там птицы,

Кормила земля.

И жёлтая ржица

Ласкала поля.

Леса там родили

Рябину, цветы.

И люди там жили,

Лелея мечты.

Чтоб жизнь была краше

Для жителей тех-

Писали на чашах

Узор для потех.

Писали узоры

Их руки, души.

Молились в соборах,

Чтоб не было суши.

А в этих узорах

Рябиновых лоз.

Царили Соборы,

Леса и покос.

Там музу вершил

Кистью русский народ.

И сказку творил,

Нежно вписаный плод.

Там сказка вплеталась

В ковши и дома.

Вот так зарождалась

У нас хохлома.

Итак, как вы поняли, тема нашего занятия «Золотая хохлома», художественная роспись.

3. Мотивация и целеполагание.

Что должны узнать на уроке? (Историю и отличительные особенности хохломской росписи).

Чему должны научиться на занятии? (Должны научиться основным приёмам хохломской росписи).

Где мы можем применить знания? (На уроке, дома, можем ознакомить с хохломской росписью).

4. Изучение нового материала

- Хохломская роспись – это роспись по дереву. Расписывали в основном деревянную посуду, которую на Руси изготовляли с древних времён. Посуда была разнообразной по форме и размеру, её точили на станках либо выдалбливали из дерева.

Расписная посуда вносила радость и красоту в бедный крестьянский быт. Хохлома - это старинное село, где возникла и развивалась хохломская роспись. В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, иногда встречаются изображения птиц. Золотые травы, листочки, ягоды малины и земляники.

Цвета хохломской росписи в основном составляют черно-красную гамму с золотом, что придаёт изделиям праздничность и торжественный колорит. Кроме того, используют зелёный, жёлтый и коричневый цвета для придания росписи ещё большей яркости и нарядности. Расписывали все предметы – ложки, чайницы, вазочки, чащи, ковши, братины, блюда, тарелки т. д. (Демонстрирую набор посуды, иллюстрации, фотографии изделий).

В процессе объяснения педагог наглядно демонстрирует последовательность выполнения хохломской росписи.

Сейчас мы детально разберем элементы и технологию хохломской росписи. Все элементы травного орнамента выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого её основания и ставить вертикально к плоскости листа.

Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо – это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо – это кудрина, роспись «под фон». Мы будем расписывать по приему верхового письма.

В хохломской росписи «травкой» называют орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Травные элементы – это «травки», «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».

«Осочки» - самый простой элемент. Он выполняется лёгкими движением кончика кисти сверху вниз.

«Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением.

«Усики» - изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» - выполнят, так же как и «усики», только с лёгким нажатием в середине элемента.

«Кустик» - это наиболее сложный элемент, так как он состоит из нескольких симметрично расположенных более простых элементов: «осочек», «травинок», «капельки», «усиков», «завитков».

Главный стебель травного орнамента называется «криуль». Он состоит из «завитков», которые попеременно закручиваются то вверх то вниз. Ягодки могут дополнить травную роспись. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычёк, скрученную из плотной ткани, фетра или других материалов.

Сейчас, Вам предстоит потренироваться, освоить элементы хохломской росписи и составить эскиз для последующей росписи силуэтов бумажных подносов.

5.Практическая работа.

Обучающиеся приступают к выполнению серии упражнений по освоению элементов хохломской росписи. Потом составляют небольшой эскиз для бумажного подноса.

После усвоения нескольких видов, элементов хохломской росписи и продумывания небольшого эскиза, дети начинают расписывать бумажные силуэты подносов. В процессе самостоятельной работы педагог оказывает индивидуальную помощь.

1. Нанесение основных элементов карандашом.

2. Роспись крупных элементов.

3. Роспись мелких элементов.

4. Дополнение «усиками», «завитками», ягодами.

Ребята давайте устроим экспресс-выставку наших подносов.

- Молодцы, ребята! У всех получились замечательные подносы а теперь давайте все вместе сыграем-просвистим какую-нибудь мелодию.

6. Этап контроля и оценки.

Приблизительные вопросы и ответы:

· Назовите основные цвета хохломской росписи. (Золотой, чёрный, красный, редко зелёный и коричневый).

· Как называются элементы травного орнамента? («Травки», «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».).

· Чему научились на занятии? (Научились исполнять основные детали-мазки травного орнамента).

· Как вы оцениваете свою работу на занятии?

Наше занятие подошло к концу. До свидания.

Список литературы

· http://www. hohloma. org/article_info.

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота:)

Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там - берите в руки кисть и краски и вперёд!

Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.


Травный орнамент.


Узор листочки - стебельки и листики.


Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.


Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».